Горючие полезные ископаемые 4 класс тест
Проверь себя! В-1 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют __________________________________.
- Полезные ископаемые которые хорошо горят и при этом выделяют много тепла называют ___________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Белого, серого или желтоватого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ; используется в строительстве, изготавливают мел _____________________________________________
б)Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч; используют для отопления жилых помещений, делают лекарства, пластмассы, духи ___________________
в) Неказист с виду клад, а народ ему рад.
Из земли поднимется, за все работы примется. ______________________
3.Выполни тест.
1. Из мелких зерен трех минералов, крепко сцепленных между собой, состоит
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мрамор
2. Какие свойства характерны для глины
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
3. Для утепления стен в домах можно использовать
А) торф Б) известняк В) мел Г) железную руду
Проверь себя! В-2 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют _________________ _________________.
- Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют _______________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Жидкость темного цвета, с резким запахом, горюча; используется для изготовления мыла, смазочных масел, бензина, керосина __________________
б) Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы, производят машины, железнодорожные рельсы _________________
_______________________________-
в) По трубе течет, пироги печет. Что это ? ______________________________
3. Выполни тест.
1.Самое твердое и прочное полезное ископаемое, используемое в строительстве
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мел
2. К горючим полезным ископаемым относится:
А) известняк Б) торф В) гранит Г) мрамор
3. Какие свойства характерны для песка
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
4.От месторождений к местам потребления по трубопроводам передают
А) гранит и мрамор Б) калийную соль и фосфориты В) торф и каменный уголь Г) нефть и газ
5. Какое полезное ископаемое при смешивании с воздухом взрывается
А) уголь Б) нефть В) торф Г) газ
6.Обведи в кружок номера предложений, в которых даны сведения, относящиеся ко всем металлам.
1.Твердые тела. 2.Имеют блеск. 3.Ржавеют.
4.При нагревании расширяются. 5.Проводят электрический ток.
6.Притягиваются магнитом. 7.Хорошо проводят тепло.
8.Хрупкие (Рассыпаются при сильном ударе).
7. Какое полезное ископаемое горит без выделения дыма
А) уголь Б) нефть В) торф Г) газ
8. Нарисуй, каким знаком обозначаются:
нефть _______ природный газ _________ магнитная руда ______
9. Назови месторождения железной руды в России: _________________
____________________________________________________________________
10. Задай свой вопрос по изученной теме .______________________________
____________________________________________________________________
11. Ответь на него. ____________________________________________________
Подведем итоги.
- Как ты оцениваешь свою работу ? _______________
- Какое задание показалось самым трудным?_____________________
4. К горючим полезным ископаемым относится:
А) уголь Б) глина В) гранит Г) мрамор
5.Почему из меди не делают ножи и магниты?_________________________
____________________________________________________________________
6.Какое полезное ископаемое отклоняет стрелку магнита
А) апатит Б) медная руда
Б) фосфорит В) магнитный железняк
7. Какое полезное ископаемое по морю перевозят в танкерах
А) гранит Б) калийную соль В) каменный уголь Г) нефть
8.Какое полезное ископаемое является «прадедушкой» каменного угля?
А) нефть Б) природный газ В) торф Г)глина
9. Нарисуй, каким знаком обозначаются:
каменный уголь _______ железная руда _______ золото _______
10.Назови месторождения нефти в России: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Задай свой вопрос по изученной теме .______________________________
____________________________________________________________________
12. Ответь на него. ____________________________________________________
Подведем итоги.
- Как ты оцениваешь свою работу ? _______________
- Какое задание показалось самым трудным?____________________
Тест по познанию мира 4 класс.
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель: определить уровень усвоения знаний по разделу: «Полезные ископаемые».
Уровень мыслительных навыков: знание и понимание, применение, анализ.
Критерии оценивания:
– соотносит название полезного ископаемого с его описанием;
– классифицирует полезные ископаемые по группам;
– указывает применение полезных ископаемых в жизни человека;
– применяет полученные сведения о полезных ископаемых;
– определяет полезное ископаемое по его свойствам.
Время выполнения: 10-15 минут
1. Места залегания полезных ископаемых называют:
А) карьеры
Б) шахты
В) месторождения
2. Рудные полезные ископаемые образовались
А) из вулканической лавы, на местах извержения вулкана
Б) в результате гниения остатков растений и животных
В) из горных пород
3. К группе горючих полезных ископаемых относятся:
А) алюминий, медь, свинец
Б) гранит, известняк, мрамор
В) нефть, уголь, торф
4. Выбери лишнее, составляющее в ряду, и вычеркни его
полевой шпат, кварц, слюда, мел 5. Обработки не требуют следующие полезные ископаемые:
А) соль, мрамор, гранит
Б) уголь, глина, песок
В) алюминий, медь, свинец
6. Соотнесите название полезного ископаемого с его описанием:
7. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане располагается:
А) в Аральской области
Б) в Костанайской области
В) в Павлодарской области
8. По перечисленным свойствам определи и запиши название полезного ископаемого.
Жидкое, чёрного цвета, легче воды, хорошо горит, с резким запахом – это __________________________.
9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…
А) медные руды
Б) железные руды
В) металлические руды
10. Соедините части определения.
11. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке: «В воде родится, а воды боится?
А) известняк
Б) соль
В) глина
12. Латунь – это сплав…
А) меди с оловом, алюминием, никелем
В) меди с цинком
С) свинца с цинком
13. Это горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение:
А) торф
Б) бурый уголь
В) нефть
14. Карагандинское месторождение угля открыл
А) Каныш Имантаевич Сатпаев
Б) Аппак Байжанов
В) геологи
15. Выбери лишнее, составляющее в ряду, и вычеркни его
уголь, нефть, известняк, природный газ
Уровень мыслительных навыков
Дескриптор
Баллы
1.
Знание
Правильно называет места залегания полезных ископаемых «месторождения»
1
2.
Знание
Правильно определяет образование рудных полезных ископаемых «из вулканической лавы, на местах извержения вулкана»
1
3.
Знание
Правильно определяет горючие полезные ископаемые «нефть, уголь, торф»
1
4.
Анализ
Правильно выбирает лишнее слово «мел»,так как мел не входит в состав гранита, а остальные входят
3
5.
Знание
Верно, определяет полезные ископаемые, которые не требуют обработки «уголь, глина, песок»
1
6.
Анализ
Правильно соотносит название полезного ископаемого с его описанием, исключив каменный уголь.
Бурый уголь не обладает блеском, выделяет мало тепла, коптит, легко крошится.
Асбест огнестойкое полезное ископаемое, из которого изготавливают ткань для одежды пожарников.
Песок образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
3
7.
Знание
Верно, определяет местоположение самого большого месторождения железной руды в Казахстане – «в Костанайской области»
1
8.
Знание
Верно, определяет полезное ископаемое по его свойствам – «нефть»
1
9.
Знание
Правильно определяет, к каким рудам относятся магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – «железные руды»
1
10.
Применение
Верно, соотносит части определений:
Рудные полезные ископаемые добывают, чтобы выплавлять металлы.
Горючие полезные ископаемые добывают для производства твёрдого и жидкого топлива.
Нерудные полезные ископаемые добывают, чтобы использовать в строительстве, производстве кислот, удобрений.
2
11.
Применение
Верно, выбирает ответ на загадку: «В воде родится, а воды боится? – Соль
2
12.
Знание
Правильно определяет, что латунь – это сплав «меди с цинком»
1
13.
Знание
Правильно определяет, какое горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение: торф
1
14.
Знание
Правильно отвечает на вопрос: кто открыл Карагандинское месторождение угля –
Аппак Байжанов
1
15.
Анализ
Правильно выбирает лишнее слово «известняк»,так как остальные слова относятся к горючим полезным ископаемым.
3
Всего баллов:
23 б.
Шкала перевода баллов в оценки
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ВАРИАНТ 1
1.Нерудные полезные ископаемые:
А) Поваренная соль, гранит, газ.
Б) Нефть, алмазы, песчаник
С) Глина, песок, асбест.
2. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке:
«В воде родится, а воды боится»:
А) Известняк
Б) Соль
С) Глина.
3. Каждый день человек в пищу употребляет до 20 граммов:
А) Поваренной соли
Б) Калийной соли
С) Каменной соли
4. Эти соли применяются как удобрения:
А) Поваренная соль Б) Соли калия С) Морские соли.
5. Устаревшее название соляных разработок и каменноугольных шахт:
А) Копи
Б) Штольня
С) Шхеры
6. Месторождение Каратау не знает равных в мире по качеству и запасам:
А) Глины
Б) Поваренной соли
С) Фосфоритов
7. «Горным льном» называют:
А) Фосфорит
Б) Асбест
С) Гранит
8. Месторождение асбеста открыты в:
А) Карашыганах.
Б) Жетыбай
С) Жетыкара
9. Удивительное волокно, которое не горит, не пропускает ток. Из него изготавливают спецодежду для пожарных:
А) Каменное волокно
Б) Горное волокно
С) Асбестовое волокно
10. В результате разрушения твёрдых плотных пород образуются нерудные полезные ископаемые:
А) Известняк, песчаник
Б) Песок, глина
С) Ракушечник, мел.
11. Горы, состоящие из этого вещества, кажутся особенно белыми:
А) Ракушечник
Б) Мел
С) Известняк
12. Горы Казалтау получили своё название из-за цвета горной породы, из которой они состоят:
А) Полевой шпат
Б) Гранит
С) Кварц
13. Сырьём для стекла является:
А) Доломит
Б)Каолин
С) Песок.
14. Какое свойство глины используют при изготовлении посуды:
А) Твердость
Б) Водонепроницаемость
С) Лёгкость
15.Из высокосортных глин получают очень изящную, тонкую, красивую посуду:
А) Керамическую
Б) Фарфоровую
С)Фаянсовую
16. Из смеси самого ценного вида песка с известью изготавливают :
А) Красный кирпич
Б) Жёлтый кирпич
С)Белый кирпич
17. Сколько видов известняка существует?
А) 3
Б) 4
С) 2
18. Самая твёрдая разновидность известняка:
А) Мел
Б) Мрамор
С) Ракушечник
19. Залежи (месторождение ) мрамора в Казахстане:
А) Центральные и Южные области
Б) Северная часть Казахстана
С) Южные и восточные области.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ВАРИАНТ 2.
1.Горючие полезные ископаемые – это, прежде всего:
А) топливо
Б) средство для получения лекарства
С) удобрение
2. Сколько разновидностей каменного угля встречается в природе?
А) 2
Б) 3
С) 4
3. Разновидности угля отличаются друг от друга:
А) способом добычи
Б) по цвету
С) по твёрдости, цвету и количеству тепла, выделяемого при сгорании.
4. Этот уголь обладает металлическим блеском, очень твёрдый, используется для выплавки металлов; выделяет очень много тепла при сгорании.
А) Горючий сланец
Б) Обыкновенный каменный уголь
С) Антроцит.
5. Обыкновенный каменный уголь добывают в :
А) Эмбенском угольном бассейне.
Б) Карагандинском угольном бассейне.
С) Карагандинском, Экибастузском угольных бассейнах.
6. Этот уголь используют как местное топливо:
А) обыкновенный уголь
Б) бурый уголь
С) антроцит
7. Забой-это:
А) место боёв, военных действий
Б) место, где непосредственно добывают уголь
С) место, где непосредственно добывают торф
8. Это горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение:
А) торф
Б) бурый уголь
С) нефть
9. Бурый уголь найден в :
А) Торгайской степи и в Южном Казахстане
Б) Степи Сарыарки и в Северном Казахстане
С) Экибастузе, Караганде
10. В Казахстане всего месторождений каменного и бурого угля:
А) 400
Б) 450
С) 1.500
11. Это горючее полезное ископаемое бывает тёмно-коричневого, чёрного, красноватого, желтоватого и даже белого цвета:
А) Уголь
Б)Газ
С) Нефть
12. Основной транспорт для нефти:
А) Цистерны на машинах.
Б) Трубопроводы
С)Вагоны
13. Нефть перерабатывают:
А) в доменных печах
Б) на нефтеналивных заводах
С) на нефтеперерабатывающих заводах
14. Иногда газ выходит из-под земли вместе с нефтью, его называют:
А) сопутствующим
Б) соседствующим
С) родственным
15. Богаты газом:
А) Каспийское море, Аральское море
Б) Прикаспийская низменность, полуостров Мангыстау, Каспийский шлейф
С) Тургайская плата, Казахский мелкосопочник
16. Это затвердевшая масса окаменелого растительного материала:
А) слюда
Б) кварц
С) уголь
17. Без золы сгорает:
А)Нефть
Б) торф
С) каменный уголь
18. Применяется в быту, используется на тепловых электростанциях, получают искусственные волокна, каучук:
А) газ
Б) нефть
С) уголь
19. Знаменитое на весь мир нефтегазовое месторождение:
А) Тенгизское
Б) Ленгерское
С) Торгайское
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ВАРИАНТ 3.
1.Места залегания полезных ископаемых называют:
А) карьеры
Б) шахты
С) месторождения
2. Почва-это:
А) верхний слой земли
Б) верхний плодородный слой земли
С) перегнившие листья, гранит, воздух
3. По способу применения полезные ископаемые делятся на три основные группы:
А) горючие полезные ископаемые, рудные, нерудные
Б) рудные полезные ископаемые, нерудные, негорючие
С) нерудные полезные ископаемые, рудные, негорючие
4. Главное свойство почвы, отличающее её от горной породы:
А) растворимость в воде
Б) плодородие
С) водонепроницаемость
5. Горючие полезные ископаемые-это:
А) каменный уголь, нефть, природный газ
Б) фосфорит, асбест, соль
С) гранит, известняк, мрамор
6. Основные месторождения нефти:
А) Караганда, Экибастуз
Б) Каспийский шлейф, полуостров Мангыстау
С) Жетыгара , Рудный
7. Горы пустой породы, которые образуются при добыче каменного угля в шахтах, называются:
А) курганы
Б) терриконы
С) сопки
8. Самое нераспространенное нерудное полезное ископаемое-это:
А) соль
Б) нефть
С) известняк
9. Почва может долго оставаться продуктивной, если:
А) защищена от частого полива
Б) постоянно вспахана
С) защищена растительным покровом
10. Плодородный слой почвы на 100 лет увеличивается примерно:
А) на 20 см
Б) на 15 см
С) на 2 см
11. Мягкий металл красного цвета, хорошо проводит электрический ток и сплавляется с другими металлами:
А) медь
Б) железо
С) свинец
12. Тёмный цвет почва приобретает за счёт:
А) соли
Б) перегноя
С) глины
13. Самые крупные месторождения нефти в Казахстане:
А) Центральный Казахстан
Б) Восточный Казахстан
С) Мангыстауский полуостров
14. Прикаспийская низменность на полуострове Мангыстау богата
А) рудами чёрных металлов
Б) газом и нефтью
С) нерудными полезными ископаемыми
15. Руды чёрных металлов:
А) Железная руда
Б) медная руда
С) асбест
16. Полезные ископаемые расположенные близко к поверхности земли добывают:
А) из шахт
Б) из открытых карьеров
С) из скважин
17. Мягкий металл красного цвета, который легко обрабатывается:
А) медь
Б)золото
С) свинец
18. Горючесть главное свойство:
А) нефти
Б) известняка
С) меди
19. Плодородная почва от солончаковой отличается:
А) цветом
Б) наличием влаги
С) невозможно отличить
20. Почву рыхлят для того, чтобы обеспечить доступ:
А) влаги, перегноя
Б) воздуха, влаги
С) воздуха, перегноя
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийное оборудование,
компьютер, презентация, образцы каменного угля,
торфа, нефти, физическая карта России, таблицы
для записи выводов по результатам исследования
свойств полезных ископаемых.
Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых результатов | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные Д | Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых. | Уметь формулировать свойства горючих | |
метапредметные | Познавательные УУД | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | Уметь находить нужную информацию в текстах |
Регулятивные УУД | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий. | Уметь работать по плану и оценивать результат | |
Коммуникативные УУД | Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях. | Уметь приходить к общему решению в | |
Личностные | Проявлять учебную и коммуникативную активность. | Уметь взаимодействовать в группе в интересов, учебных мотивов |
Ход урока
I. Минутка вхождения в урок (создание
психологического комфорта)
– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам
успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть
удивительное в природе.
II. Проверка усвоения предыдущих знаний.
– На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды
металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я
предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить
задания по вариантам, я думаю, что вы с ним
успешно справитесь и получите хорошие отметки.
(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат
на партах, учитель предлагает детям ответить на
вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест.
Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)
Тест. 1 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А)Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:
А) гранит
Б) рубин
В) руда
3. Металлы – это:
А) соль, агат, базальт
Б) медь, алюминий, железо, олово
В) известняк, глина, песок
4. Из железной руды получают:
А) чугун, сталь
Б) алюминий, гранит;
В) бриллиант, малахит.
5. Условное обозначение месторождения
железной руды:
Тест. 2 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности
Б) Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:
А) олово
Б) руда
В) гранит
3. Металлы – это:
А) известняк, глина, песок
Б) соль, агат, базальт
В) медь, алюминий, железо
4. Из железной руды получают:
А) олово, гранит
Б) чугун, сталь
В) малахит, бриллиант
5. Условное обозначение месторождения
железной руды:
– Проверим. Оцените свою работу. У кого “5”
поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно
справились с тестом! Хвалю!
III. Постановка цели и задач урока. Актуализация
опорных знаний.
– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети
отвечают)
О каких полезных ископаемых будем говорить
сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети
– таблички на доску)
– А вот ещё об одном ископаемом загадка:
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)
– Какое общее свойство у этих полезных
ископаемых? (Они горят)
– Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные
ископаемые)
– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка
– помощник на доске)
- Какие свойства имеют горючие полезные
ископаемые? - Кто открывает, как добывают горючие
полезные ископаемые? - Где они применяются?
- Нужно ли беречь горючие полезные
ископаемые?
– Какие источники информации нам помогут
ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)
IV. Изучение нового материала.
1. Практика под руководством учителя.
1) Беседа. 1 минута
– Для самых разных нужд человека необходимо
топливо.
– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
(дровами, древесиной)
– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись
леса, дрова не могли выделять нужное количество
теплоты …)
– Дополнительную информацию узнаем из учебника.
2) Работа с учебником. 2 минуты
Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)
– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый
уголь, торф)
– Почему все они родственны? (Все
образовались из остатков растений)
3) Практическая работа по группам.
Исследование свойств полезных ископаемых.
– У кого возникло желание исследовать
свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы
с вами снова окажемся в “лаборатории” и
исследуем их свойства.
Работаем в группах, на столе инструкция по
исследованию полезных ископаемых, таблица для
записи результатов исследований:
Каменный уголь
Цель работы: Исследование свойств
каменного угля, торфа, нефти.
Ход работы:
1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и
цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши
органы чувств.
2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и
торфа. Определите их твёрдость и прочность.
3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили?
Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили?
Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.
4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание
свойств природного газа, занесите данные в
таблицу.
5. В графе таблицы “ Состав и свойства”
напишите следующие характеристики: состояние:
твёрдое, жидкое или газообразное; состав:
однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах:
имеет запах, без запаха; горючесть.
Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются
друг от друга?
6. Найдите на Физической карте России (форзац
учебника) обозначение: нефти, газа, угля, торфа ;
приготовьтесь, из предложенных карточек, на
доске и на карте показать их местонахождение.
Полезное ископаемое | каменный уголь | торф | нефть | газ |
состояние | твердое | твёрдое | жидкое | газообразное |
состав | однороден | однороден | смесь веществ | смесь веществ |
цвет | чёрный | коричневый бурый | чёрный | бесцветный |
запах | без запаха | без запаха | резкий запах | без запаха |
легче или тяжелее воды (воздуха) | тяжелее | легче | легче | легче воздуха |
горючесть | горит | горит | горит | горит |
– Проверим результаты исследования. Слайд
(Сверяются с ответами на слайде, на доску и на
карту вывешивают карточки-обозначения)
V. Музыкальная физминутка.
VI. Сообщения детей о способах добычи горючих
полезных ископаемых.
– На какой вопрос ответили?
(Узнали о свойствах горючих полезных
ископаемых.)
Что будем делать дальше? (Узнаем , кто
открывает, как добывают полезные ископаемые?)
– Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).
– Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети
говорят)
– Как добывают полезные ископаемые? (Дети
могут сказать про нефтяные вышки, шахты)
– Ребята приготовили сообщенияи сейчас
подробнее узнаем о том, как добывают полезные
ископаемые и где их применяют.
Торф слайды
Презентация
Образуется на дне болот. Здесь его и
добывают. А образуется торф очень медленно – за
год всего 1 мм!
В старину торф называли “горючей землёй”.
Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно
торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в
Подмосковье была построена Шатурская
электростанция, которая до сих пор работает на
торфе. Таких электростанций в России около 80.
Старинный способ добычи торфа: лопата.
Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.
Торф используется как
Каменный уголь
Основные залежи угля находятся в Сибири.
Добывают уголь двумя способами: в карьерах
(открытым способом) и в шахтах (закрытый
способ).
В старину уголь добывали киркой и лопатой.
Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
дробят пласты угля. На открытых месторождениях
огромные шагающие экскаваторы сначала
срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы
дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные
самосвалы.
Уголь используется как
Нефть и газ.
Огромные запасы разнообразных полезных
ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна
морей добывают нефть и газ.
Для добычи нефти и газа бурят скважины, по
которым они поступают на поверхность, а затем по
трубопроводам перекачиваются к местам
переработки и потребления.
Как используют
VII..Закрепление.
1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.
2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка
фронтально)
– Закрепим наши знания. В тетради на стр.22
найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать
способы добычи полезных ископаемых)
3 )Минутка безопасности.
– Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)
– На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах
проговариваем)
– Дома напомните родителям о безопасном
использовании газа.
-А как используют нефть? (бензин , керосин,
дизельное топливо,даже духи)
– Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том
как и где добывают полезные ископаемые.
4) Беседа.
– А теперь представьте себе, что на Земле
закончились все запасы горючих полезных
ископаемых? Что произойдёт?
(ответы детей)
-Что же должен делать человек, чтобы полезных
ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь
и охранять)
Каким образом человек может сберечь полезные
ископаемые? (Ответы учащихся).
3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)
Как нужно беречь полезные ископаемые?
1. Экономно использовать.
2. Оберегать от пожаров.
3. Соблюдать правила перевозки.
4. Заменять по возможности искусственными
материалами.
5. Собирать металлолом и макулатуру.
- 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной
руды. - 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!
– Ребята, как вы можете помочь взрослым
сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить
свет, тепло в квартире, в школе; бережно
относиться ко всему,что нас окружает)
IX. Итог урока.
– Наш урок подходит к концу. Подведём итоги
нашей работы.
– На какие вопросы мы ответили на уроке?
- Какие свойства имеют горючие полезные
ископаемые? - Кто и как открывают и добывают горючие
полезные ископаемые? - Где они применяются?
- Нужно ли охранять горючие полезные
ископаемые?
– Кому сегодняшний урок был полезен?
– Какие маленькие открытия сделали?
– Что ещё захотелось узнать?
X. Домашнее задание.
-Прочитать дополнительный материал по
учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к
проверочной работе по теме “Полезные
ископаемые”
– № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23
– по желанию составить кроссворд “Полезные
ископаемые”