Горючие полезные ископаемые 4 класс окружающий мир
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийное оборудование,
компьютер, презентация, образцы каменного угля,
торфа, нефти, физическая карта России, таблицы
для записи выводов по результатам исследования
свойств полезных ископаемых.
Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых результатов | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные Д | Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых. | Уметь формулировать свойства горючих | |
метапредметные | Познавательные УУД | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | Уметь находить нужную информацию в текстах |
Регулятивные УУД | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий. | Уметь работать по плану и оценивать результат | |
Коммуникативные УУД | Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях. | Уметь приходить к общему решению в | |
Личностные | Проявлять учебную и коммуникативную активность. | Уметь взаимодействовать в группе в интересов, учебных мотивов |
Ход урока
I. Минутка вхождения в урок (создание
психологического комфорта)
– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам
успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть
удивительное в природе.
II. Проверка усвоения предыдущих знаний.
– На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды
металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я
предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить
задания по вариантам, я думаю, что вы с ним
успешно справитесь и получите хорошие отметки.
(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат
на партах, учитель предлагает детям ответить на
вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест.
Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)
Тест. 1 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А)Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:
А) гранит
Б) рубин
В) руда
3. Металлы – это:
А) соль, агат, базальт
Б) медь, алюминий, железо, олово
В) известняк, глина, песок
4. Из железной руды получают:
А) чугун, сталь
Б) алюминий, гранит;
В) бриллиант, малахит.
5. Условное обозначение месторождения
железной руды:
Тест. 2 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности
Б) Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:
А) олово
Б) руда
В) гранит
3. Металлы – это:
А) известняк, глина, песок
Б) соль, агат, базальт
В) медь, алюминий, железо
4. Из железной руды получают:
А) олово, гранит
Б) чугун, сталь
В) малахит, бриллиант
5. Условное обозначение месторождения
железной руды:
– Проверим. Оцените свою работу. У кого “5”
поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно
справились с тестом! Хвалю!
III. Постановка цели и задач урока. Актуализация
опорных знаний.
– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети
отвечают)
О каких полезных ископаемых будем говорить
сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети
– таблички на доску)
– А вот ещё об одном ископаемом загадка:
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)
– Какое общее свойство у этих полезных
ископаемых? (Они горят)
– Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные
ископаемые)
– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка
– помощник на доске)
- Какие свойства имеют горючие полезные
ископаемые? - Кто открывает, как добывают горючие
полезные ископаемые? - Где они применяются?
- Нужно ли беречь горючие полезные
ископаемые?
– Какие источники информации нам помогут
ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)
IV. Изучение нового материала.
1. Практика под руководством учителя.
1) Беседа. 1 минута
– Для самых разных нужд человека необходимо
топливо.
– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
(дровами, древесиной)
– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись
леса, дрова не могли выделять нужное количество
теплоты …)
– Дополнительную информацию узнаем из учебника.
2) Работа с учебником. 2 минуты
Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)
– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый
уголь, торф)
– Почему все они родственны? (Все
образовались из остатков растений)
3) Практическая работа по группам.
Исследование свойств полезных ископаемых.
– У кого возникло желание исследовать
свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы
с вами снова окажемся в “лаборатории” и
исследуем их свойства.
Работаем в группах, на столе инструкция по
исследованию полезных ископаемых, таблица для
записи результатов исследований:
Каменный уголь
Цель работы: Исследование свойств
каменного угля, торфа, нефти.
Ход работы:
1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и
цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши
органы чувств.
2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и
торфа. Определите их твёрдость и прочность.
3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили?
Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили?
Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.
4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание
свойств природного газа, занесите данные в
таблицу.
5. В графе таблицы “ Состав и свойства”
напишите следующие характеристики: состояние:
твёрдое, жидкое или газообразное; состав:
однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах:
имеет запах, без запаха; горючесть.
Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются
друг от друга?
6. Найдите на Физической карте России (форзац
учебника) обозначение: нефти, газа, угля, торфа ;
приготовьтесь, из предложенных карточек, на
доске и на карте показать их местонахождение.
Полезное ископаемое | каменный уголь | торф | нефть | газ |
состояние | твердое | твёрдое | жидкое | газообразное |
состав | однороден | однороден | смесь веществ | смесь веществ |
цвет | чёрный | коричневый бурый | чёрный | бесцветный |
запах | без запаха | без запаха | резкий запах | без запаха |
легче или тяжелее воды (воздуха) | тяжелее | легче | легче | легче воздуха |
горючесть | горит | горит | горит | горит |
– Проверим результаты исследования. Слайд
(Сверяются с ответами на слайде, на доску и на
карту вывешивают карточки-обозначения)
V. Музыкальная физминутка.
VI. Сообщения детей о способах добычи горючих
полезных ископаемых.
– На какой вопрос ответили?
(Узнали о свойствах горючих полезных
ископаемых.)
Что будем делать дальше? (Узнаем , кто
открывает, как добывают полезные ископаемые?)
– Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).
– Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети
говорят)
– Как добывают полезные ископаемые? (Дети
могут сказать про нефтяные вышки, шахты)
– Ребята приготовили сообщенияи сейчас
подробнее узнаем о том, как добывают полезные
ископаемые и где их применяют.
Торф слайды
Презентация
Образуется на дне болот. Здесь его и
добывают. А образуется торф очень медленно – за
год всего 1 мм!
В старину торф называли “горючей землёй”.
Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно
торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в
Подмосковье была построена Шатурская
электростанция, которая до сих пор работает на
торфе. Таких электростанций в России около 80.
Старинный способ добычи торфа: лопата.
Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.
Торф используется как
Каменный уголь
Основные залежи угля находятся в Сибири.
Добывают уголь двумя способами: в карьерах
(открытым способом) и в шахтах (закрытый
способ).
В старину уголь добывали киркой и лопатой.
Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
дробят пласты угля. На открытых месторождениях
огромные шагающие экскаваторы сначала
срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы
дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные
самосвалы.
Уголь используется как
Нефть и газ.
Огромные запасы разнообразных полезных
ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна
морей добывают нефть и газ.
Для добычи нефти и газа бурят скважины, по
которым они поступают на поверхность, а затем по
трубопроводам перекачиваются к местам
переработки и потребления.
Как используют
VII..Закрепление.
1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.
2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка
фронтально)
– Закрепим наши знания. В тетради на стр.22
найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать
способы добычи полезных ископаемых)
3 )Минутка безопасности.
– Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)
– На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах
проговариваем)
– Дома напомните родителям о безопасном
использовании газа.
-А как используют нефть? (бензин , керосин,
дизельное топливо,даже духи)
– Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том
как и где добывают полезные ископаемые.
4) Беседа.
– А теперь представьте себе, что на Земле
закончились все запасы горючих полезных
ископаемых? Что произойдёт?
(ответы детей)
-Что же должен делать человек, чтобы полезных
ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь
и охранять)
Каким образом человек может сберечь полезные
ископаемые? (Ответы учащихся).
3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)
Как нужно беречь полезные ископаемые?
1. Экономно использовать.
2. Оберегать от пожаров.
3. Соблюдать правила перевозки.
4. Заменять по возможности искусственными
материалами.
5. Собирать металлолом и макулатуру.
- 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной
руды. - 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!
– Ребята, как вы можете помочь взрослым
сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить
свет, тепло в квартире, в школе; бережно
относиться ко всему,что нас окружает)
IX. Итог урока.
– Наш урок подходит к концу. Подведём итоги
нашей работы.
– На какие вопросы мы ответили на уроке?
- Какие свойства имеют горючие полезные
ископаемые? - Кто и как открывают и добывают горючие
полезные ископаемые? - Где они применяются?
- Нужно ли охранять горючие полезные
ископаемые?
– Кому сегодняшний урок был полезен?
– Какие маленькие открытия сделали?
– Что ещё захотелось узнать?
X. Домашнее задание.
-Прочитать дополнительный материал по
учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к
проверочной работе по теме “Полезные
ископаемые”
– № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23
– по желанию составить кроссворд “Полезные
ископаемые”
ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Конспект урока по окружающему миру,
проведенного в МБОУ СОШ №5, в 4 классе
студенткой 412 группы специальности
«Преподавание в начальных классах»
Зеленковой Е.С.
Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование
Методист: Шимина Е.В. ______________
Учитель: Савина Е.С. ________________
Методист подгруппы практикантов:
Спешилова О.В. _________________
Оценка: ________________________
2015 – 2016 уч.год
Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели урока: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их использованием
Образовательные ресурсы:
УМК «Гармония»
О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Программа. Окружающий мир.
О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Учебник. Окружающий мир.
О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. Рабочая тетрадь. Окружающий мир.
Презентации
Видео
Карточки с буквами
Карточки – схемы
Солнышки
Планируемые результаты:
Личностные: положительное отношение к процессу обучения;
Регулятивные: – умение точно выражать свои мысли;
– умение определять цель деятельности на уроке;
– умение определять успешность своего задания;
Познавательные: – умение извлекать информацию из иллюстраций;
– умение выявлять сущность, особенности объектов;
– умение на основе анализа объектов делать выводы;
– умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные: – умение слушать и понимать других;
– умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
– умение оформлять свои мысли в устной форме;
I.Орг.момент
II.Актуализация знаний
III.Целеполагание
IV.Открытие новых знаний
V.Физкультминутка
VI.Итог урока
(Рефлексия)
– Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их!
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
– Ребята, давайте проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить задания по вариантам, я думаю, что вы с ним успешно справитесь и получите хорошие отметки. (Приложение 1)
– Теперь обменяйтесь тестами. Сверьте ответы со слайдом и оцените работу своего соседа. (Слайд 1)
Если не одной ошибки поставьте оценку «5», если допущена одна ошибка, оценку «4», если больше одной ошибки поставьте оценку «3».
– Ребята, посмотрите, у вас у каждого на парте лежит карточка с буквами. Задача перед вами стоит простая, вычеркните одинаковые буквы и вы увидите тему нашего урока. (Приложение 2). (Слайд 2)
– О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке?
– Верно, а так же поговорим об их использовании. (Слайд 3, 4)
– Давайте с вами поговорим про торф. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.94. Прочитайте абзац про торф. (Читают про себя). (Слайд 4 – 5)
– Скажите, пожалуйста, из чего образуется торф?
– В качестве чего земледельцы его используют?
– Для чего используют высохший торф?
– Теперь давайте узнаем про каменный уголь. Прочитайте, пожалуйста. (Читают 3 ученика, по 1 абзацу). (Слайд 4 – 6)
– Остатки, каких растений превратились в уголь?
– Назовите виды угля
– Какой уголь считается самым ценным и почему?
– Для чего используют уголь?
– Давайте немного отдохнем, встаем все!
(вкл.презентация физкультминутки прыг – скок)
– Ребята, лисичка, волк и барсук хотят поделиться с вами, интересной информацией, про жидкие полезные ископаемые. Посмотрите на экран. (Слайд 4 – 7)
– Что вам запомнилось из рассказа учителя.
– Давайте посмотрим на карте, где находится наиболее крупные месторождения горючих ископаемых. Кто мне покажет и зачитает? (Слайд 5)
– Ребята, я вам предлагаю поработать сейчас в парах. У вас на партах рисунок – схема, составьте пути нефти к потреблению. (Приложение 3.)
– Кто желает ответить? (слайд 6)
– Посмотрите, на схеме около каждого рисунка появился красный восклицательный знак, подумайте, какие негативные последствия могут возникнуть на каждом этапе.
– Откройте, пожалуйста, тетрадь на печатной основе на стр.39 и выполните №19
– Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?
– Какие задания показались трудными?
– Что вы получили от этого урока?
– За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?
– Запишите д/з в дневник стр.94 – 97 – пересказ
– У вас на партах лежат солнышки. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на солнышке ротик (улыбку, если все на уроке понравилось и получилось, серьезное лицо – если что – то было делать трудно, грустное лицо, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно). (Слайд 7)
– Вы молодцы, я благодарю вас за работу. (Слайд 8)
Приветствие учителя
Ровно встали
Тихо сели
Головами повертели
Потянулись
Улыбнулись
Рот закрыли на замок
На партах у детей лежат листы с тестовой работой по вариантам. Дети выполняют тест.
Обмениваются тестами, проверяют, оценивают работу.
Дети вычеркивают из карточки повторяющиеся буквы: Т, Б, А, С
– О горючих полезных ископаемых
Открывают стр.94 и читают абзац про торф
– Торф образуется из отмирающих болотных растений, которые опускаются на дно болот.
– Земледельцы используют торф в качестве удобрения, подстилки для скота.
– Из высохшего торфа делают брикеты, которые применяют для работы небольших электростанций.
– Остатки древних гигантских деревьев, папоротников, быстро растущих плаунов, хвощей и тростников.
– Бурый уголь, каменный уголь, антрацит
– Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.
– Уголь используют для отопления жилищ, для получения электрической энергии на теплоэлектростанциях.
Повторяют движения
Дети смотрят видео про нефть и газ
Рассказывают, что запомнилось и что понравилось
Горючие полезные ископаемые находятся на западной части России. Бурый уголь добывается в Канско – Ачинском бассейне. Каменный уголь добывается в таких местах, как: Донецкий бассейн, Печорский бассейн, Кузнецкий бассейн. Нефть добывается в Западной Сибири и в Волго – Уральском бассейне, так же как и газ.
– Добыча нефти, перевозка нефти, переработка нефти, использование нефти.
– Случаются инциденты при добыче и транспортировке по суше (аварии на нефтепроводах), кроме этого серосодержащие виды нефти при добыче и переработке, которых образуется много сернистого газа – одна из причин кислотных дождей.
Выполняют задание в ПТ на стр.39 №19
Записывают д/з
Оценивают свою работу
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивации к познанию нового;
Познавательные: поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержании;
Коммуникативные: отвечать на вопросы, соблюдая правила речевого поведения;
Личностные: дети слушают, размышляют, отвечают на вопросы;
Регулятивные: отвечают на вопросы учителя;
Познавательные: понимать информацию представленную в изобразительной форме;
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах;
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Познавательные: формировать умение делать обобщение и выводы.