Горючие полезные ископаемые 4 класс это

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование,
компьютер, презентация, образцы каменного угля,
торфа, нефти, физическая карта России, таблицы
для записи выводов по результатам исследования
свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых
результатов
Учебные действияПланируемый уровень
достижений результатов обучения
Предметные ДИзучить свойства нефти и каменного
угля, торфа; познакомить со способами добычи
полезных ископаемых.
Уметь формулировать свойства

горючих
полезных ископаемых

метапредметныеПознавательные УУДОсуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебного задания;
пользоваться знаковыми символическими
средствами; анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков.
Уметь находить нужную информацию в

текстах
учебника, других источниках

Регулятивные УУДПринимать и сохранять учебную задачу,
планировать свои действия, оценивать совместно с
учителем результат своих действий.
Уметь работать по плану и оценивать

результат
своих действий

Коммуникативные УУДПринимать участие в работе парами,
группами, делать выводы, приходить к общему
решению в спорных вопросах и проблемных
ситуациях.
Уметь приходить к общему решению

в
спорных вопросах и проблемных ситуациях

ЛичностныеПроявлять учебную и коммуникативную
активность.
Уметь взаимодействовать в группе

в
соответствии с правилами, развитие
познавательных

интересов, учебных мотивов

Ход урока

I. Минутка вхождения в урок (создание
психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам
успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть
удивительное в природе.

II. Проверка усвоения предыдущих знаний.

– На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды
металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я
предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить
задания по вариантам, я думаю, что вы с ним
успешно справитесь и получите хорошие отметки.

(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат
на партах, учитель предлагает детям ответить на
вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест.
Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)

Тест. 1 вариант

1. Выбери 1 верное утверждение:

А)Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:

А) гранит

Б) рубин

В) руда

3. Металлы – это:

А) соль, агат, базальт

Б) медь, алюминий, железо, олово

В) известняк, глина, песок

4. Из железной руды получают:

А) чугун, сталь

Б) алюминий, гранит;

В) бриллиант, малахит.

5. Условное обозначение месторождения
железной руды:

Тест. 2 вариант

1. Выбери 1 верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности

Б) Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:

А) олово

Б) руда

В) гранит

3. Металлы – это:

А) известняк, глина, песок

Б) соль, агат, базальт

В) медь, алюминий, железо

4. Из железной руды получают:

А) олово, гранит

Б) чугун, сталь

В) малахит, бриллиант

5. Условное обозначение месторождения
железной руды:

– Проверим. Оцените свою работу. У кого “5”
поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно
справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока. Актуализация
опорных знаний.

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети
отвечают
)

О каких полезных ископаемых будем говорить
сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети
– таблички на доску
)

– А вот ещё об одном ископаемом загадка:

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)

– Какое общее свойство у этих полезных
ископаемых? (Они горят)

– Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные
ископаемые
)

– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка
– помощник на доске)

  • Какие свойства имеют горючие полезные
    ископаемые?
  • Кто открывает, как добывают горючие
    полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли беречь горючие полезные
    ископаемые?

– Какие источники информации нам помогут
ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)

IV. Изучение нового материала.

1. Практика под руководством учителя.

1) Беседа. 1 минута

– Для самых разных нужд человека необходимо
топливо.

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
(дровами, древесиной)

– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись
леса, дрова не могли выделять нужное количество
теплоты
…)

– Дополнительную информацию узнаем из учебника.

2) Работа с учебником. 2 минуты

Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый
уголь, торф
)

– Почему все они родственны? (Все
образовались из остатков растений)

3) Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

– У кого возникло желание исследовать
свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы
с вами снова окажемся в “лаборатории” и
исследуем их свойства.

Работаем в группах, на столе инструкция по
исследованию полезных ископаемых, таблица для
записи результатов исследований:

    Каменный уголь

  • Торф
  • Нефть
  • Газ
  • Цель работы: Исследование свойств
    каменного угля, торфа, нефти.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и
    цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши
    органы чувств.

    2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и
    торфа. Определите их твёрдость и прочность.

    3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили?
    Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили?
    Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.

    4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание
    свойств природного газа, занесите данные в
    таблицу.

    5. В графе таблицы “ Состав и свойства”
    напишите следующие характеристики: состояние:
    твёрдое, жидкое или газообразное; состав:
    однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах:
    имеет запах, без запаха; горючесть.

    Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются
    друг от друга?

    6. Найдите на Физической карте России (форзац
    учебника)
    обозначение: нефти, газа, угля, торфа ;
    приготовьтесь, из предложенных карточек, на
    доске и на карте показать их местонахождение.

    Полезное ископаемоекаменный угольторфнефтьгаз
    состояниетвердоетвёрдоежидкоегазообразное
    составоднороденоднороденсмесь веществсмесь веществ
    цветчёрныйкоричневый

    бурый

    чёрныйбесцветный
    запахбез запахабез запахарезкий запахбез запаха
    легче или тяжелее воды
    (воздуха)
    тяжелеелегчелегчелегче воздуха
    горючестьгоритгоритгоритгорит

    – Проверим результаты исследования. Слайд

    (Сверяются с ответами на слайде, на доску и на
    карту вывешивают карточки-обозначения
    )

    V. Музыкальная физминутка.

    VI. Сообщения детей о способах добычи горючих
    полезных ископаемых.

    – На какой вопрос ответили?

    (Узнали о свойствах горючих полезных
    ископаемых.
    )

    Что будем делать дальше? (Узнаем , кто
    открывает, как добывают полезные ископаемые?)

    – Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).

    – Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети
    говорят
    )

    – Как добывают полезные ископаемые? (Дети
    могут сказать про нефтяные вышки, шахты)

    – Ребята приготовили сообщенияи сейчас
    подробнее узнаем о том, как добывают полезные
    ископаемые и где их применяют.

    Торф слайды

    Презентация

    Образуется на дне болот. Здесь его и
    добывают. А образуется торф очень медленно – за
    год всего 1 мм!

    В старину торф называли “горючей землёй”.

    Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно
    торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в
    Подмосковье была построена Шатурская
    электростанция, которая до сих пор работает на
    торфе. Таких электростанций в России около 80.

    Старинный способ добычи торфа: лопата.

    Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.

    Торф используется как

    Каменный уголь

    Основные залежи угля находятся в Сибири.

    Добывают уголь двумя способами: в карьерах
    (открытым способом) и в шахтах (закрытый
    способ).

    В старину уголь добывали киркой и лопатой.
    Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
    дробят пласты угля. На открытых месторождениях
    огромные шагающие экскаваторы сначала
    срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы
    дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные
    самосвалы.

    Уголь используется как

    Нефть и газ.

    Огромные запасы разнообразных полезных
    ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна
    морей добывают нефть и газ.

    Для добычи нефти и газа бурят скважины, по
    которым они поступают на поверхность, а затем по
    трубопроводам перекачиваются к местам
    переработки и потребления.

    Как используют

    VII..Закрепление.

    1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.

    2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка
    фронтально)

    – Закрепим наши знания. В тетради на стр.22
    найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать
    способы добычи полезных ископаемых
    )

    3 )Минутка безопасности.

    – Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)

    – На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах
    проговариваем)

    – Дома напомните родителям о безопасном
    использовании газа.

    -А как используют нефть? (бензин , керосин,
    дизельное топливо,даже духи
    )

    – Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том
    как и где добывают полезные ископаемые.

    4) Беседа.

    – А теперь представьте себе, что на Земле
    закончились все запасы горючих полезных
    ископаемых? Что произойдёт?

    (ответы детей)

    -Что же должен делать человек, чтобы полезных
    ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь
    и охранять
    )

    Каким образом человек может сберечь полезные
    ископаемые? (Ответы учащихся).

    3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)

    Как нужно беречь полезные ископаемые?

    1. Экономно использовать.

    2. Оберегать от пожаров.

    3. Соблюдать правила перевозки.

    4. Заменять по возможности искусственными
    материалами.

    5. Собирать металлолом и макулатуру.

    • 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной
      руды.
    • 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!

    – Ребята, как вы можете помочь взрослым
    сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить
    свет, тепло в квартире, в школе; бережно
    относиться ко всему,что нас окружает)

    IX. Итог урока.

    – Наш урок подходит к концу. Подведём итоги
    нашей работы.

    – На какие вопросы мы ответили на уроке?

    • Какие свойства имеют горючие полезные
      ископаемые?
    • Кто и как открывают и добывают горючие
      полезные ископаемые?
    • Где они применяются?
    • Нужно ли охранять горючие полезные
      ископаемые?

    – Кому сегодняшний урок был полезен?

    – Какие маленькие открытия сделали?

    – Что ещё захотелось узнать?

    X. Домашнее задание.

    -Прочитать дополнительный материал по
    учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к
    проверочной работе по теме “Полезные
    ископаемые”

    – № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23

    – по желанию составить кроссворд “Полезные
    ископаемые”

    Источник

    Цели урока:

    Предметные: изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых.

    Метапредметные:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (П);
    • принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий (Р);
    • принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях (К).

    Личностные: учить умению взаимодействовать в группе и паре в соответствии с правилами, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, образцы каменного угля, торфа, нефти, физическая карта России, инструкции по изучению свойств полезных ископаемых, таблицы для записи выводов по результатам исследования свойств полезных ископаемых. Лабораторное оборудование для исследования свойств полезных ископаемых.

    Методы и приемы: беседа, рассказ, диалог, работа с тетрадью, загадки, просмотр презентации, работа в парах, работа в группах, работа с учебником, работа с текстом.

    Ход урока

    I. Орг. момент. Слайд 2. (Приложение 4)

    «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью» Л.Н.Толстой

    – Как вы понимаете эти слова?

    II. Актуализация знаний учащихся. Слайд 3.

    – Прочитайте слова. Что их объединяет?

    – Что такое полезные ископаемые?

    – Какое полезное ископаемое «лишнее» и почему?

    – На прошлом уроке мы изучили тему «Руды металлов». Проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы, думаю, что вы с ними успешно справитесь и получите хорошие отметки.

    Тест.

    1. Выбери 1 верное утверждение:

    а) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

    б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности.

    в) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

    2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

    а) гранит

    б) рубин

    в) руда

    3. Металлы – это:

    а) соль, агат, базальт

    б) медь, алюминий, железо, олово

    в) известняк, глина, песок

    4. Из железной руды получают:

    а) чугун, сталь

    б) алюминий, гранит

    в) бриллиант, малахит

    5. Руды металлов человек использует:

    а) в строительстве

    б) служат топливом

    в) в машиностроении

    – Проверим и  оценим вашу работу. Слайд 4. Взаимопроверка работ.

    – У кого “5” поднимите руки, у кого “ 4”? Вы успешно справились с тестом! Хвалю!

    III. Постановка цели и задач урока.

    – Подумайте и отгадайте. Слайд 5.

    1) Росли на болоте растения,

    А теперь это топливо и удобрение. (торф)

    2) Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)

    3) На кухне у мамы помощник отличный,

    Он синим цветком расцветает от спички.  (природный газ)

    4) Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий

    Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали,  делать краски и эмали. (каменный уголь)

    – Торф, нефть, природный газ и каменный угол … Как одним словом их можно назвать? (полезные ископаемые).

    – Сформулируйте тему урока. (полезные ископаемые)

    – Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточки-помощники на доске)

    Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые?

    Кто открывает, как добывают горючие полезные ископаемые?

    Где они применяются?

    Нужно ли беречь горючие полезные ископаемые? (охрана)

    – Какие источники информации нам помогут ответить на данные вопросы? (учебник, карты, учитель, одноклассники.)

    IV. Изучение нового материала.

    1. – Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)

    – Почему дрова решили заменить другим топливом? (высказывания детей)

    – Дополнительную информацию узнаем из учебника (стр.117-119).

    Работа в парах.

    – Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый уголь, торф)

    – Почему все они родственны? (Все образовались из остатков растений и  горят)

    На доске появляется полная формулировка темы урока: Горючие полезные ископаемые.

    2. Практическая работа по группам.

    Исследование свойств полезных ископаемых.

    – У кого возникло желание исследовать свойства горючих полезных ископаемых?

    – Сейчас мы с вами снова окажемся в «лаборатории» и исследуем их свойства.

    – Работаем в группах, на столе инструкция по исследованию свойств полезных ископаемых (Приложение 1), таблица для записи результатов исследований. (Приложение 2), а также необходимое для исследований лабораторное оборудование.

    – Проверим результаты вашего исследования. Слайд 6.

    Полезное ископаемое

    Каменный уголь

    Торф

    Нефть

    Газ

    Состояние

    Твердое

    Твёрдое

    Жидкое

    Газообразное

    Состав

    Однороден

    Однороден

    Смесь веществ

    Смесь веществ

    Цвет

    Чёрный

    Коричневый, бурый

    Чёрный

    Бесцветный

    Запах

    Без запаха

    Без запаха

    Резкий запах

    Без запаха

    Легче или тяжелее воды

    Тяжелее

    Легче

    Легче

    Легче воздуха

    Горючесть

    Горит

    Горит

    Горит

    Горит

    – На какой вопрос ответили, проводя исследование? (Узнали о свойствах горючих полезных ископаемых.)

    – На какой следующий вопрос будем отвечать?

    3. Где используются горючие полезные ископаемые?

    В тетради № 43.

    – Прочитайте задание. На какой вопрос будем искать ответ? Вам поможет учебник на стр.118 и текст, который есть у каждой пары (Приложение 3).  Задание выполняйте парами.

    – Проверяем задание. Слайд 7, 8.

    – А где используются  торф и газ? Слайд 9.

    – Природный газ,  которым вы пользуетесь каждый день, может быть опасен. Чем? Какие правила безопасности нужно соблюдать?

    – Все ли правила безопасности вы перечислили? Давайте проверим. В учебнике на стр.119 прочитайте эти правила.

    4. Добыча полезных ископаемых.

    – Где добывают горючие полезные ископаемые в нашей стране? (работа с картами)

    V. Итог урока.

    – Какова тема сегодняшнего урока?

    – На какие вопросы мы ответили?

    – Чем похожи изученные сегодня на уроке полезные ископаемые?

    – Как человек использует эти полезные ископаемые?

    VI. Рефлексия.

    – Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал …»

    VII. Домашнее задание.

    В учебнике ответить на 1 вопрос на стр.121. В тетради выполнить №47.

    Источник