Горючие полезные ископаемые 4 класс гармония
ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна
Программа (УМК): «Гармония»
Дата проведения урока: 30 ноября 2017 года.
Дисциплина: Окружающий мир.
Тема урока: Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии.
Цель урока: Формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;
Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:
готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;
ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;
выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
принятие и освоение социальной роли;
формирование принимаемой обществом системы ценностей.
Предметные:
формировать умение наблюдать за природой;
формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;
Познавательные действия:
развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.
Коммуникативные действия:
способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;
содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой “Окружающий мир” 4 класс 1 часть.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
АОЗ.
На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых
бурый уголь – железная руда;
фосфориты – медная руда;
золото;
асбест;
Учитель: Ребята, что обозначают эти знаки?
Дети: Эти знаки обозначают полезные ископаемые.
Учитель: Для чего используют эти знаки?
Дети: Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.
Учитель: Что мы называем полезными ископаемыми?
Дети: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.
Учитель: Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
Дети: Железная руда.
Учитель: А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?
Дети: Мы изучили рудные полезные ископаемые.
Учитель: В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Дети: В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.
Постановка темы урока.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему горючие полезные ископаемые так называют?
Дети: Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
человеком от её каменной оболочки.
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Дети: Горючие полезные ископаемые.
Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам прочесть текст на странице 94 до слов «Каменный уголь» и заполнять таблицу в ТПО на стр. 37. Откройте тетради.
Дети выполняют.
Учитель: Теперь выполним то же самое с «каменным углем».
Дети выполняют.
Учитель: Читаем дальше, устно выделяя главное.
Беседа по прочитанному.
Учитель: В каких местностях следует искать торф?
Дети: В болотистых.
Учитель: Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»?
Дети: Нефть.
Учитель: Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?
Дети отвечают.
Физкультминутка.
Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно наш упругий мяч.
Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.
Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.
Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь?
Дети отвечают.
Учитель: Для того, чтобы лучше понять, о чем же это стихотворение, предлагаю вам прочесть статью со стр. 98 по 100.
Дети выполняют.
Учитель: Так о чем же этот текст?
Дети отвечают.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и рассказать мне о том, какие альтернативные источники энергии использует человек.
Дети: Энергия солнца (солнечные батареи), энергия ветра (турбины), гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы), геотермальные электростанции (Электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество), водород (Водород, самый простой и легкий из всех химических элементов, можно считать отличным топливом. Он имеется всюду, где есть вода. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить на водород и кислород, причем этот процесс не вызывает никакого загрязнения окружающей среды), биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)
Учитель: Молодцы! Вы осень любознательные дети!
Домашнее задание.
Учитель: Дома вы выполните следующие задания: выделить на контурной карте крупнейшие месторождения нефти, торфа, каменного угля и природного горючего газа в России. На выполнение этой работы вам дается неделя. К следующему уроку вы выполните задания №1, 2, 3, 5,7 в ТПО.
Подведение итогов, рефлексия.
Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового. Для того, что бы оценить свою работу на уроке, нарисуйте смайлика, отражающего ваше настроение, а после урока сдайте мне.
Учитель:_____________
Оценка:____________
Цели:
- познакомить с горючими полезными ископаемыми,
способами их добычи и использования; - познакомить с горючими полезными ископаемыми,
которые добывают в родном крае; - продолжить развитие экологического мышления;
- развивать умение выделять главное в тексте;
- развивать умение читать карту и пользоваться
условными знаками изученных полезных
ископаемых; - воспитывать бережное отношение к богатствам
земных недр и важность рационального их
использования.
Оборудование:
- карточки с условными знаками полезных
ископаемых; - карточки с названием полезных ископаемых;
- физическая карта России;
- учебник О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин «Окружающий
мир» 4 кл., I часть; - тетрадь на печатной основе О.Т. Поглазова
«Окружающий мир» 4 кл., № 1; - презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение изученного
Полезные ископаемые, используемые в
строительстве. Тест
III. Изучение нового
1. Горючие полезные ископаемые
– Сегодня на уроке мы будем говорить ещё об
одной группе полезных ископаемых. (Презентация,
слайд 1)
– А как вы понимаете, что значит «горючие
полезные ископаемые»?
– И в чём же тогда их польза? (Высказывания
учащихся)
– Действительно, многие ископаемые, которые
способны гореть, уже очень давно используются
человеком для обогрева жилища.
– Одним из таких ископаемых является… (торф)
(слайд 2)
а) работа по учебнику стр. 99
– Читаем отрывок о торфе. (Чтение 1 учеником)
– Итак, как используют торф? (слайды 3-5)
– Какое будет следующее ископаемое, мы узнаем,
отгадав загадку в тетради.
б) работа в тетради стр. 38 № 20
(Дети отгадывают загадку и записывают
отгадку)
– Как называется полезное ископаемое? (Каменный
уголь)
(Слайд 6)
– Узнаем об этом ископаемом. Читаем отрывок в
учебнике о каменном угле. (Читают 2-е учащихся)
– Какие виды каменного угля различают? (рисунки в
учебнике)
– Какой самый молодой? Самый древний?
– Почему антрацит считается самым ценным?
– Как добывают уголь?
(Слайды 7-8)
Физминутка
– Продолжим работу в тетрадях и узнаем
название следующего полезного ископаемого. Вам
надо разгадать кроссворд. Для этого вы должны
вспомнить условные знаки полезных ископаемых.
(На доске карточки с условными знаками
полезных ископаемых, учащиеся работают
самостоятельно, проверка на доске)
– Какое название получилось?
(Слайд 9)
– Название этого полезного ископаемого на
арабском «нафата», что означает «извергать». И
действительно, при добычи нефти, она вырывается
из недр земли фонтанами.
(Слайд 10)
(Рассказ ученика о нефти)
– Нефть добывают как на суше, так и в море. Строят
специальные буровые вышки.
(Слайды 10.1, 10.2)
– Нам осталось познакомиться ещё с одним
полезным ископаемым. Вот послушайте, что о нём
говорили наши предки.
(Учитель зачитывает историческую справку из
учебника стр. 102)
– Кто догадался, о каком полезном ископаемом
идёт речь?
(Слайд 11)
(Рассказ учащегося о газе)
– А как добывают газ?
(Слайд 12)
2. Транспортировка горючих полезных
ископаемых.
а) работа по слайдам № 13, № 14, № 15.
3. Работа с картой
а) работа по учебнику стр. 46-47.
– Найдите на карте места добычи горючих
полезных ископаемых. Выясните, какие условные
знаки для их обозначения используют.
( на доске появляются знаки, дети объясняют,
какому полезному ископаемому они принадлежат и
прикрепляют карточку с названием полезного
ископаемого)
IV. Итог урока
– Как вы думаете, а безграничны ли недра
нашей Земли?
– Что мы должны помнить при добыче и
транспортировке полезных ископаемых?
(Слайды16, 17)
– Об этом более подробно мы будем говорить на
следующем уроке.
V. Домашнее задание: с. 99-102
пересказ, т. № 21.
Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование.
Цели. Дать представление учащимся о горючих полезных ископаемых, расширить представление об их использовании, формировать умение определять полезные ископаемые по их признакам;
развивать диалогическую и монологическую речь, логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, чувства патриотизма.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» (авторы О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина; коллекция полезных ископаемых; карточки с условными обозначениями полезных ископаемых; презентация в программе Power Point.
Ход урока
- Организационный момент.
– Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем кивком головы.
- Целеполагание.
– Все ли готовы к уроку? Тогда вперёд! Сегодня продолжим изучать тайны полезных ископаемых, а каких – отгадайте загадки.
1. Без неё не побежит 2. Росли на болоте растения,
Ни такси, ни мотоцикл, А теперь это топливо и удобрение.
Не поднимется ракета. (Торф).
Отгадайте, что же это?
(Нефть).
3.На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спичек?
(Газ).
4.Он чёрный, блестящий
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло.
От него в домах светло.
Помогает плавить сталь, делать краски и эмаль.
(Каменный уголь).
– В какую группу их можно определить?
– О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке? (О горючих полезных ископаемых). Слайд 1.
– Как вы думаете, что мы должны выяснить при изучении данной темы?
(Какие полезные ископаемые относятся к данной группе? Какими свойствами обладают. Способ добычи. Значение, применение. Условное обозначение).
-Как вы понимаете слово «горючие»? (То, что способно гореть.)
3. Открытие новых знаний
– В жизни человеку очень нужно горючее, топливо. Раньше это решалось просто – рубите лес и берите дрова. И пришло время, когда леса стали исчезать с такой быстротой, что Западная Европа вообще «облысела». Человеку стало ясно, что полагаться на дрова нельзя. На помощь вновь пришли полезные ископаемые – теперь горючие.
(Слайд 2). Ученик 1. Давайте знакомиться, ребята. Я – каменный уголь, а это мои братья: младшенький – Торф, средний – Бурый уголь и антрацит.
Мы образовались из остатков растений. Многие миллионы лет назад упавшие деревья первобытного леса занесло землей, на них наслаивалось все больше и больше осадков и обломков, земная кора то поднималась, то опускалась, и, в конце концов, бывший лес оказался глубоко в недрах Земли.
Там под воздействием высоких температур и колоссального давления деревья превратились в пласты каменного угля. Самый древний уголь – антрацит, который образовался более двухсот миллионов лет назад. Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.
(Слайд 3). Ученик 2. Примерно так же образовались я и мой средний брат – Бурый уголь. Я образуюсь на болотах и озерах из остатков растений. Во многих местах я образую слой толщиной в несколько метров. А за год образуется всего лишь 1миллиметр. Значит, чтобы образовались залежи, нужно очень много лет. Залежи торфа на болоте называют торфяники.
Я используюсь как топливо в жилых домах. Для этого меня спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. На фермах я служу подстилкой для домашних животных. Дело в том, что 1килограмм торфа может впитать до 20килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных бактерий.
Я – хорошее удобрение. Меня используют в сельском хозяйстве, садоводстве, цветоводстве, в тепличном хозяйстве. А на промышленных предприятиях из меня получают некоторые лекарства и другие нужные вещества, такие как спирт, уксус, технический воск, газ, кокс.
Торфяные ванны используют для лечения ревматизма и артрита. Торф используют для приготовления лекарств, которые используют при лечении почек, сердца, для защиты от отслоения сетчатки глаза и экземе.
В Финляндии уже существует одежда, ткани, изготовленные из торфа.
Обработанный торф применяется для поглощения нефти с поверхности океанов или побережья, для очистки сточных вод от вредных веществ. Для очистки воздуха применяется смесь торфа и активированного угля. Торфяные фильтры используются в аквариумах.
Верхний слой торфа используют в целлюлозно-бумажной промышленности для изготовления твердых сортов бумаги, картона.
Эскимосы строят свои жилища из двух слоев: внутреннего торфа и внешнего – снега, получают очень теплые домики.
Меня нужно использовать экономно, нужно оберегать от пожаров. Запомни, я очень медленно расту, а польза от меня очень большая.
Если я пролежу, нетронутым долго, то превращусь в Бурый уголь. Но, а чтобы стать настоящим Каменным углем, нужны уже миллионы лет.
Обычно торф добывается из самого поверхностного слоя земли.
Ученик 3. Мы – угли, горючее полезное ископаемое. При горении мы даем много тепла. Вот почему нас используют в хозяйстве как топливо. Кроме того, мы служим сырьем для химической промышленности: из нас получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Добывают нас в шахтах и карьерах.
В отдельных местах мы выходим на поверхность, тогда нас добывают открытым способом. Огромные экскаваторы снимают верхний слой земли, а затем и уголь, который грузят в вагоны или автомашины.
Ученик 1. По запасам каменного угля наша страна самая богатая в мире. На Севере Урала, на острове Сахалин, в Кемеровской области (юг реки Оби).
У. О каких полезных ископаемых рассказали ребята? (о каменном угле, торфе и буром угле).
Практическая работа.
На каждой парте кусочки каменного угля, бурого угля, торфа, стакан с водой.
– Перед вами лежат названные полезные ископаемые.
– Найдите каменный уголь. По каким признакам вы его нашли? (Цвет, блеск.)
– Рассмотрите и назовите его свойства. (Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тяжелее воды, горюч). (Значок )
– Найдите торф. По каким признакам вы его нашли?( Торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков вымерших растений, которые хорошо видны невооруженным глазом).
– Назовите его свойства.(Лёгкий, темно-коричневого цвета; впитывает влагу, хорошо горит). (Значок )
Проведем опыты.
– Как доказать, что торф легче воды, а каменный уголь – тяжелее? ( Опустить их в воду и посмотреть, что произойдет).
Дети опускают в стакан с водой сначала кусочек каменного угля, затем – торф.
– Что увидели? ( Кусочек каменного угля опустился на дно стакана, значит он тяжелее воды. А торф остался на поверхности, значит он легче воды).
– Мы выяснили опытным путем, что каменный уголь – тяжелее воды, а торф – легче.
4. Физкультминутка
5. Продолжение изучения темы.
– А вот ещё одна гостья к нам пришла. Да не одна, а со свитою.
Ученица 1. (Слайд 4). Я – Нефть, по прозвищу «каменное масло». Посмотрите. Посмотрите, какая я черная, блестящая и маслянистая. Под землей около городов Абинска, Хадыженска, Славянска – на – Кубани целые озера и даже моря Нефти. И не обижайте меня, я очень вспыльчивая, чуть что – сразу загораюсь. За это меня и ценили люди еще в глубокой древности. Да, да! Еще 4 тысячи лет назад мною заправляли светильники и даже лечили раны. А с изобретением машин вообще не стало никакого покоя, поднялся такой шум!
«Нефти!» – требуют самолеты, корабли, тепловозы, трактора, электростанции и заводы. Их двигатели работают на бензине, керосине, мазуте и других видах топлива. А получают все это из чего – из Нефти.
«Нефти! – требуют машины и механизмы. – Нам постоянно нужна смазка». А смазка – это тоже продукт из Нефти.
«Нефти!» – требуют химзаводы, где изготавливают пластмассы, краски, взрывчатые вещества, лекарства, искусственные ткани, воск для свечей, моющие средства и даже удобрения.
Я, конечно, не хочу хвастаться, но из меня – Нефти – получают более двух тысяч видов различных материалов.
Показываю продукты переработки из нефти.
Учебник с. 95-96. Чтение текста.
В разные районы страны и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых судах – нефтеналивных танкерах. У нас в России нефть добывают на Кавказе, Тюменской области, на среднем Урале в северной его части.
– Что вы узнали о нефти? (Маслянистая жидкость, темно-бурого цвета; горит; из нее получают бензин, керосин, мазут и т.д. Важнейшее полезное ископаемое, без которого невозможна современная жизнь. Добывают на буровых).
– Давайте некоторые её свойства проверим.
Практическая работа. (На каждой парте пробирка с нефтью.)
– Возьму пробирку с нефтью в руки, рассмотрите ее и установите важнейшее свойство, которое отличает нефть от других полезных ископаемых.
(Нефть – жидкое полезное ископаемое).
– Сравним цвет каменного угля и нефти. (Каменный уголь – черный, а нефть – темно-бурая).
– Что вы можете сказать о запахе. (У нефти резкий, специфический запах).
– А как проверить, что нефть маслянистая жидкость? Давайте вспомним обычное масло, наши руки и наши тетрадки после них. Что образуется в результате всего этого? (Жирное пятно).
– Опрокинуть пробирку на вату и положить ее на лист бумаги.
– Смотрим на результат. Что у нас получилось в результате этого опыта? (На бумаге образовалось жирное пятно. Мы доказали, что нефть – маслянистая жидкость).
– А какой опыт мы можем провести, используя нефть и воду? ( Опыт, который поможет выяснить, что легче вода или нефть).
– Как? (Добавить немного нефти в стакан с водой).
Учитель демонстрирует опыт, капает немного нефти в стакан с водой.
– Что видим? (Нефть растеклась по поверхности воды. А значит, она легче воды).
– О каких еще свойствах нефти мы узнали в результате опытов? (Имеет специфический запах и легче воды).
– Какие негативные последствия могут возникнуть при добыче полезных ископаемых? (Слайд 5).
Ученица 1. (Слайд 6) Ах, извините, забыла представить моего спутника – это Газ. Он всегда со мной рядом.
Ученик 4. Добрый день!
Природный газ – хорошее топливо. Меня используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных на предприятиях, на заводах.
На предприятиях химической промышленности из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.
Детали многих машин, трикотаж, ткани, обувь – все это Газ.
А сколько диких животных мы спасаем, подарив людям прекрасный искусственный мех. А представьте, что будет с людьми, если в домах исчезнет Газ. Да все просто останутся голодными.
По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.
Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
Хоть запасы газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно.
Я легкий, бесцветный, без запаха.
И еще, будьте осторожны со мной. Со мной нужно обращаться осторожно, очень опасна утечка из газовой плиты. Помнишь, куда нужно звонить? (Газовая служба 04) Газ добывают на севере Тюменской области, среднее течение Волги.
– Что узнали об этом полезном ископаемом? (Газ легкий, бесцветный. Горючий).
– Найдите условное обозначение природного газа на карте.
– Что относим к горючим полезным ископаемым? (Слайд 7).
– А у нас в Забайкалье идёт добыча горючих полезных ископаемых?
6. Итог урока.
– Что вам на уроке понравилось?
– Что особенно удалось?
– Что вы получили от этого урока?
7. Рефлексия.(Слайд 8).
Сегодня я узнал(ла)…
Было интересно…
Я выполнял(а) задания…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я научился(лась)…
У меня получилось…
Я смог(ла)…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Мне понравилось…
Домашнее задание.
– Запишите дз в дневник стр. 94-97.
– Вы молодцы, я благодарю вас за работу.