Горячее питание в школах чем оно полезно
О пользе горячего питания школьника.
Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал,что
учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу,быстрее
утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желуд-
ке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособ-
ность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьно-
го возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного
аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего
питания для всех школьников во время их пребывания в школе. Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники
предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, кока-колу, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью тенденция стала меняться
и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке
в школе необходимо горячее питание.
«И кому же в ум пойдет
на желудок петь голодный!»
(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной актив-
ности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.
Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.
Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыры и кисломолочные
продукты – источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также
помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать
не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу,
лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны
выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды, а
фруктовых или овощных соков. Питание школьника должно быть сбаланси-
рованным. В меню школьника обязательно должны входить продукты,
содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые амино-
кислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходи-
мы для полноценного развития детского организма. Соотношение между
белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет:
„Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть“.
Никто ещё не оспорил Сократа, но и не следуют его кредо немногие.
Ведь еда —наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает
эндорфины — особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие
настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла
вреда, стоит режим питания. Режим питания необходимо соблюдать всем: и взрослым и детям. Особенно это важно для растущего детского организма.
Каждый ребёнок должен получать горячее питание. Разумный режим
обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-
кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена
веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму требуется четырёхразовое питание.
Уважаемые родители! Будьте внимательны к здоровью своих детей.
«Школьное питание –это залог здоровья подрастающего поколения» .
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из
важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному
обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению
показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая,
что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание
является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости,
физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия
к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся –
одно из условий создания здоровье -сберегающей среды в общеобразователь-
ном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования.
Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте
отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболева-
емости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений
и хронической патологии. В Законе Российской Федерации «Об образовании»
сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать пита-
ние обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать
перерыв достаточной продолжительности. Школа представляет собой
жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формироватьу школьников верные навыки
и стереотипы в данном вопросе.
В школе существуют эффективные возможности, для проведения
работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и
формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное
питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и
поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном пита-
нии как составляющей части здорового образа жизни.
Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима
питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фастфудами, сухарика-
ми, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно этосвязано с
недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.
Здоровое (рациональное) питание -одна из главных составляющих
здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.
В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей,
в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит,
затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь.
Становится все более понятным, что именно здоровье -самое ценное достоя-
ние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.
Питание современного человека становится основным фактором риска
развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной
системы, сердечно -сосудистой системы и онкологических процессов.
В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого
не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность.
Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития орга-
низма. Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми
пищевыми веществами. Несмотря на то, что вопрос «питание» касается
каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние
на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного
внимания. Школьная программа и образовательный стандарт среднего
образования не упоминают принципов здорового питания. Не преподается
тема «организация питания» и в педагогических учебных заведениях.
Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родитель-
ских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные
человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти
привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повли-
ять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая–
главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.
Обеспечение школьников полноценным горячим питанием напрямую
связано с сохранением здоровья населения. По определению Всемирной
организации здравоохранения «Здоровье –это не только отсутствие болезней
и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и
социального благополучия». Одной из уязвимых групп населения на фоне
происходящих в стране социально-экономических преобразований оказа-
лись дети, особенно школьного возраста.
Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано
2-разовое питание: завтрак и обед, а в некоторых случаях обед и полдник.Дети,
посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50 процентов суточного рациона. Для покрытия повышенных суточных энерготрат
необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.
Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко утром они мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы
стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы он ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.
Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например,
если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться. Кроме того, после длительного перерыва ребенок,
сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и не
принесет пользы.Могут возникнуть сильная резь в животе, тошнота и даже рвота,
а впоследствии- заболевания пищеварительной системы.
Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе не даст хорошего результата, если в семье на питание ребенка не обращают внимания.
В Послании Федеральному собранию 15 января 2020 года Президент указал на необходимость обеспечения учеников младших классов горячим питанием. На эти социально значимые цели решено было направить финансирование сразу из трех источников: федерального, регионального и муниципального бюджетов. Данная мера поддержки распространяется на учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.
Закон об обеспечении школьников горячим питанием был принят Госдумой в окончательном третьем чтении 18 февраля 2020 года. Через принятие закона о горячем питании будут внесены изменения в законы «Об образовании в РФ» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
На кого распространяется новый закон
Действие нового закона о горячем питании распространяется на всех российских учеников 1-4 классов. Но ввести его сразу по всей России не получится.
Для реализации данного закона требуется дополнительно обеспечить необходимую инфраструктуру в российских школах, поэтому ввести его предполагается в несколько этапов. Первоначально требуется оборудовать столовые и буфеты, организовать кухню, а также наладить нормальную систему снабжения качественными продуктами питания.
Школьников младших классов образовательная организация должна будет кормить не менее одного раза в день. Питание станет обязательным и будет предоставлено на безвозмездной основе.
В какие сроки начнет действовать
В тех школах, которые имеют техническую возможность организовать систему горячего питания максимально оперативно, оно появится уже с сентября 2020 года. Это те регионы, где школьников обеспечивают горячим питанием на текущий момент.
В масштабах страны мера должна заработать с сентября 2023 года. Например, в Подмосковье пообещали внедрить новый закон уже с 2020 года.
Актуальность нововведения
Согласно актуальной статистике, болезни органов пищеварения среди младших школьников являются самыми распространенными. Молока школьники выпивают на 20% менее нормы, творога съедают – на 40% меньше, рыбы – на 50%. При этом потребление макаронных изделий на 35% превышает норму, сахара – на 15%, сладостей – на 23%. Таким образом, питание школьников сегодня сложно назвать сбалансированным.
В настоящее время бесплатное питание для детей младшего школьного возраста действует только в отдельных регионах – Москве, Республике Коми, на Чукотке. В Санкт-Петербурге, Тюмени, Тверской области, на Сахалине родители могут рассчитывать на скидку до 50%.
В других же регионах и муниципальных образованиях бесплатное питание не действует: оно может быть предоставлено только нуждающимся в индивидуальном порядке.
Что такое «горячее питание» школьников, и что в него входит
«Горячее питание» школьников подразумевает сбалансированное питание, которое обеспечивает организм необходимыми веществами, подразумевают наличие горячего первого и второго блюда либо второго блюда (в зависимости от приема пищи). Питание доводится до кулинарной готовности. Ранее термин «горячее питание» законодательно не применялся.
Минимум, который положен, школьникам на день, – это горячее блюдо и горячий напиток.
В образовательных учреждениях основного и среднего профессионального образования, а также в детских лагерях обязательно должно быть горячее питание, но оно может предоставляться на платной основе.
По новому закону горячее питание должно быть также здоровым. Здоровым питанием является ежедневный рацион, который может полностью покрыть потребности ребенка в энергии, биологических и пищевых веществах и обеспечить его нормальный рост, физическое и интеллектуальное развитие. Оно состоит из пищевой продукции, отвечающей требованиям безопасности, и отличается показателями качества.
Конкретное меню в законе не установлено по объективным основаниям и его предстоит определять образовательным учреждениям. Школы должны будут размещать на своем сайте сведения о том, каким питанием предстоит обеспечить учеников, а также об индивидуальном меню на неделю.
Закон вносит поправки и в требования о производстве детского питания: при производстве детского питания запрещено пользоваться сырьем, полученным с помощью ГМО, химикатов, пищевых добавок и стимуляторов роста.
При организации горячего питания школьников нужно будет учесть специфические особенности здоровья ребенка. Например, гастрит, ожирение, диабет и пр. Согласно действующей статистике, до 20% детей сейчас страдают заболеваниями органов пищеварения.
Стоимость питания
Питание предоставляется школьникам на безвозмездной основе, то есть родителям оплачивать его не нужно. Финансирование будет происходить из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов и прочих источников. Ответственным за обеспечение горячим питанием будет учредитель школы.
На реализацию программы регионам РФ будут предоставлены субсидии из федерального бюджета.
Предполагается, что каждая семья сможет сэкономить не менее 12 тыс.р . за год на школьном питании своих детей. На реализацию закона только за сентябрь-декабрь 2020 года из бюджета планируется потратить 18,5 млрд р. Общие затраты с учетом федеральных и муниципальных средств составят 26 млрд р.
При реализации программы учитываются следующие допущения: средняя стоимость завтрака составит 46,46 р., обеда – 66,63 р. При этом средняя стоимость горячего питания составит 75,79 р. За год затраты на реализацию программы составят около 48 млрд р.
Таким образом, горячее питание будет в обязательном порядке организовано в школах для учеников 1-4 классов начиная с 1 сентября 2020 года. При наличии технической возможности в ряде субъектов оно будет введено уже в 2020 году. К 1 сентября 2023 года уже все школы должны быть обеспечены горячим питанием, которое предполагает минимум одно горячее блюдо и напиток в день. На эти цели планируется потратить средства федерального и муниципального бюджетов.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Учеников начальных классов будут раз в день бесплатно кормить. Инициатива, высказанная президентом во время Послания Федеральному Собранию и ставшая законом, успела наделать шуму среди родителей. О том, что теперь будут подавать на стол детям, “РГ” рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН “ФИЦ питания и биотехнологии” Мария Гмошинская.
Мария Владимировна, чем детей кормить будем?
Мария Гмошинская: Президент гарантировал ученикам младшей школы однократный прием пищи, включающий в себя горячее блюдо и напиток. Вот это они и получат. Кто-то, например, москвичи, так уже питается, для них ничего нового нет. Другие регионы будут подключаться по мере готовности. На это есть время – обязательным ежедневное горячее блюдо станет для всех образовательных учреждений только с 1 сентября 2023 года. Причем это может быть не только завтрак.
Начальная школа – это четыре, максимум пять уроков. Чем же еще кормить ребят, как не завтраком?
Мария Гмошинская: Еще остались школы, где часть детей занимаются во вторую смену. Для них этот прием пищи станет обедом. Но в перспективе все дети будут учиться с утра и, соответственно, получать именно завтрак. Поэтому специалисты в обиходе часто так и говорят: “президентский завтрак”.
Насколько важны для детей эти завтраки?
Мария Гмошинская: Одна из целей программы – сформировать у детей привычку к здоровому питанию и понимание, что здоровая еда не только полезная, но и вкусная. Обследования показали, что после двух лет у детей в рационе стремительно пропадают овощи, критически важные для полноценного питания растущего организма. Почему? До этого их кормили пюре из баночек, а потом перевели за общий стол. И все, овощей в рационе современных взрослых очень мало. Или, например, из семейной кухни практически ушли каши. Но здоровое питание – это основа детского здоровья, профилактика развития диабета, гипертонии, самых разных заболеваний.
Обязательным ежедневное горячее блюдо станет для всех образовательных учреждений только с 1 сентября 2023 года
Между рождением и первым классом проходит не так мало времени…
Мария Гмошинская: По статистике, подавляющее большинство детей ходят в детсады, где они уже получают горячее питание. Теперь они останутся с ним еще на четыре года. И тогда, став подростками, они уже будут понимать что едят, зачем едят, почему едят, у них сформируется потребность в здоровой еде.
Я не против здоровой еды, но всегда почему-то выбираю вкусную. Как быть с детьми, у которых такие же предпочтения?
Мария Гмошинская: Здоровая и вкусная еда – это не антонимы. Есть список продуктов, которым не место в образовательных учреждениях – все они перечислены в СанПиНе: колбасы, грибы, мясо водоплавающих птиц, студни, форшмак, паштеты и так далее.
И есть расчет потребностей организма и калорийности. На завтрак, например, должно приходиться 20-25% суточного потребления калорий, на обед – 30-35%. Исходя из этих ограничений сейчас составляется список блюд, которые могут быть поданы к школьному столу. Если мы говорим о завтраках, то это, например, омлеты, каши, сырники, творожники, запеканки, макароны… Горячее блюдо и напиток. Этого от нас ждут, и это надо детям. Долго думали, допускать ли приготовление блюд из мяса и рыбы. Проанализировали ситуацию в регионах, пищевые привычки, решили, что ничего страшного от съеденной на завтрак котлеты не будет, это же не колбаса. Это нормальная еда, она действительно вкусная.
А как с чипсами, шоколадкой и прочими газировками?
Мария Гмошинская: В школьном питании их быть не должно. Нет ничего плохого в том, что ребенок раз в месяц съест чипсы, картофель фри, хотя лучше обойтись без этого. От колы тоже никакой катастрофы не случится, если пить ее крайне редко, так как это “фестивальный напиток” (праздничный). Но если включать такую еду в меню часто, заменять ими основные продукты, то проблемы со здоровьем обеспечены. Тут главное обойтись без крайностей. Детям нужно и мясо, и кондитерские изделия, но только в меру, тогда никакого вреда, кроме пользы, не будет.
Пищевая привычка идет из семьи. Школьные завтраки (или обеды), школьное меню могут стать своеобразной методичкой, с помощью которой вся семья постепенно перейдет на правильное питание. Меню ведь вывешивается на сайтах школ. И родители, зная, что на завтрак ребенок получил, например, запеканку, должны будут придумать на обед или на ужин какое-то еще блюдо – просто, чтобы не повторяться. Посмотреть его можно в том же школьном меню за другие дни.
Я, как и большинство родителей нынешних школьников, рос в 90-е. И как-то у меня применительно к еде слова “школьная” и “вкусная” плохо сочетаются.
Мария Гмошинская: Забудьте об этом! Я много езжу по регионам, бываю и в школах, и детсадах, у меня дети примерно ваши ровесники, я тоже могу сравнивать, что было и что есть. Ситуация сильно изменилась. Во многих школах питанию детей уделяют большое внимание. Родители тоже активно следят за организацией питания в школах.
После двух лет у детей из рациона, как правило, стремительно пропадают овощи, критически важные для полноценного питания
Опять же из детства: иные блюда весь класс, не трогая, отправлял на конвейер. Такое может повториться?
Мария Гмошинская: Борьба за “чистые тарелки” – это, конечно, хорошо. Но отходы всегда будут. Например, масса порции каши для детей 7-11 лет равна 150-200 граммам. Это такое вполне нормальное количество. И для кого-то из детей, конечно, еды может оказаться просто много. Или скажутся индивидуальные вкусовые особенности ребенка, или он уже плотно поел дома. В идеале, в школе должен быть выбор из 2-3 альтернативных блюд. Тогда недоеденных порций сразу станет меньше.
Кто будет готовить “президентские блюда” и контролировать их качество?
Мария Гмошинская: За питание в школе, как и за все остальное, отвечают органы образования. Можно держать поваров в штате школы, можно отдать столовую на аутсорсинг организации или даже индивидуальному предпринимателю – закон позволяет. Дальше есть варианты: готовить на месте или заказывать еду на комбинате школьного питания, а в столовой проводить только ее доготовку. Закупка, хранение, приготовление блюд – все регламентировано. Как и работа бракеражной комиссии, обязательное хранение контрольных порций. И опять-таки, родительский контроль. Родительские комитеты всегда могут следить за тем, что происходит в зале столовой и чем кормят их детей.
Сколько стоит такой правильный завтрак для младшего школьника?
Мария Гмошинская: Пока рано говорить о конкретных цифрах – разработка блюд и связанные с ними расчеты еще не закончены. В России средняя стоимость завтрака составляет 50 рублей, имеются региональные отличия. Важно, чтобы ребята реализовали свое право на равное и полноценное питание. Закон федеральный, требования его тоже, так что, думаю, независимо от состояния экономики региона везде все будет сделано на одинаково высоком уровне.
Государство готово направить огромные деньги на питание школьников. Как думаете, толк будет?
Мария Гмошинская: Конечно! Ведь это все – здоровье детей, их будущая работоспособность, продуктивность, снижение частоты алиментарно-зависимых заболеваний. Да, сейчас есть маленькие школы, где дать ребенку и чай с булкой проблема. Но есть переходный период, есть желание, есть ресурсы, а самое главное – есть потребность сделать так, чтобы детям было хорошо. Думаю, все получится.
Мария Гмошинская: Борьба за “чистые тарелки”, конечно, хорошо, но не это главное. Фото: Владимир Веленгурин / “Комсомольская правда”
Тем временем
Кто платит за еду
Число младших школьников в России немногим превышает 7 млн человек, продолжительность учебного года равна 35 неделям. По словам зампреда Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктора Смирнова, из оценки питания в школах следует, что речь идет в среднем о 70 рублях на ребенка в день. Понятно, что это очень условная сумма, ее размер может меняться от региона к региону, в том числе в зависимости от стоимости продуктов и сложности их доставки. Простое умножение числа школьников, пяти учебных дней в неделю и 35 учебных недель в году на эти 70 рублей дает результат в 87 млрд рублей в год. Деньги будут поступать из федерального, региональных и местных бюджетов, а также из иных источников. При этом федеральный бюджет готов выделять средства для помощи в тех местах, где местными силами накормить детей не получится. В этом году, когда питание начнется только с сентября и только в 68 регионах, заявивших о своей готовности к новшеству, на эти цели при корректировке бюджета заложили 21,8 млрд рублей. Остальные деньги надо будет изыскать на местах.
Москва
Вокруг школьного питания в Москве происходит много дискуссий: кому-то нравится, кому-то нет. И это при том, что представители Всемирной продовольственной программы ООН оценивают его очень высоко. Один из них, международный эксперт в области школьного питания Даниэль Балабан, недавно побывал в российской столице и лично пообедал в столовой гимназии № 1995. Он признался, что питание в московской школе стало для него приятным сюрпризом. В департаменте образования города решили дать возможность попробовать школьную еду всем родителям. Для этого им раздали сборники рецептов, по которым готовится эта еда. В кулинарной книге “Готовим вместе!” 100 блюд, которые получают юные москвичи в детсадах и школах. Их особенность еще и в том, что все они сбалансированы по количеству белков, углеводов и жиров, а значит, полезны растущим организмам. Набор продуктов соответствует требованиям Роспотребнадзора. И как приготовлено тоже не все равно – предпочтение отдается щадящим режимам: варке, тушению, запеканию.
Подготовила Ангелина Зеленькова