Геология съемка и поиски полезных ископаемых
Геологоразведочный факультет
Кафедра геологии и разведки месторождений полезных ископаемых
Уровень образования
Форма обучения
Продолжительность обучения
Вступительные испытания
Физика/Химия, Математика, Русский язык
Бюджетные места
Места по договору платных услуг
Стоимость обучения
130000
руб. за семестр
Краткая характеристика профиля подготовки
В процессе обучения по данной специальности студенты глубоко знакомятся с фундаментальными основами наук о Земле, детально изучают геологию месторождений полезных ископаемых, условия их образования и размещения в земной коре, состав и методы диагностики природных типов руд. Студенты в теории и на практике осваивают методы изучения минералов, горных пород и руд. Программы учебных дисциплин обеспечивают подготовку специалистов высокой квалификации во многих областях прикладной геологии, владеющих методами прогноза, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, решения задач горнопромышленной геологии, обученных компьютерным технологиям моделирования геологической среды и подсчёта запасов минерального сырья.
Причины выбрать данное направление
- Широкая география полевых работ включает ознакомление с природными условиями и особенностями геологического строения всех регионов России, включая труднодоступные районы Арктики, Сибири и Дальнего Востока;
- Работа геолога включает участие в различных формах международного сотрудничества, обмен информацией со специалистами других стран;
- Высокий уровень заработной платы;
- Большое количество предложений на рынке труда позволяет легко находить работу по специальности;
- Широкие возможности в выборе содержания работы: полевые работы при геологической съемке, поисках и разведке месторождений, работа в геологических отделах горнодобывающих компаний, лабораторные исследования, проектные изыскания, консалтинговая аналитика, и др.
Основные читаемые дисциплины
- Промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
- Минерагения;
- Лабораторные методы изучения минерального сырья;
- Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых;
- Разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых;
- Компьютерные технологии моделирования геологической среды;
- Компьютерные технологии подсчета запасов;
- Математические методы моделирования в геологии;
- Горнопромышленная геология.
Профессиональные навыки выпускника
- Способность прогнозировать на основе анализа геологической ситуации вероятный промышленный тип полезного ископаемого на конкретной территории, определять критерии его поисков и выделять перспективные площади для постановки дальнейших работ;
- Способность составлять самостоятельно и в составе коллектива проекты геологоразведочных работ на различных объектах и на разных стадиях их изучения;
- Способность проводить геологическое картирование, поисковые, оценочные и разведочные работы в различных ландшафтно-географических условиях;
- Способность выполнять оценку прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых;
- Способность выполнять геолого-экономическую оценку объектов изучения.
Карьерные перспективы
Кафедра готовит горных инженеров-геологов широкого профиля, которые могут работать в компаниях минерально-сырьевого комплекса, в научно-производственных организациях и научно-исследовательских институтах, осуществляющих развитие минерально-сырьевой базы страны: геологическую съёмку территорий (государственные предприятия и частные компании, ведущие работы по геологическому картированию – ФГУП «ВСЕГЕИ», АО «Росгеология», ОАО «УГСЭ», ФГУГП «Красноярскгеолсъемка» и другие региональные организации), поиски и разведку месторождений полезных ископаемых (АО УГРК «Уранцветмет», НПГ «Регис», АО «Урангео», и др.), геологическое сопровождение добычи полезных ископаемых (ПАО «Полюс», ООО «Полиметалл», ГМК «Норникель», АК «Алроса», ПАО «ФосАгро», ГМК «Металлоинвест», ОАО «УГМК», «Русская медная компания» и др.) и научно-исследовательские работы в изучении ресурсов недр (институты РАН и Федерального агентства «Роснедра» – ФГБУ «ВИМС», ФГБУ «ЦНИГРИ», ИГЕМ РАН, ИГАБМ СО РАН и др.), проектные и консалтинговые работы (ГК «ТОМС», «Арджейси» и др.).
Известные выпускники
Директор
Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского РАН
Окончил Ленинградский горный институт в 1953 г., доктор геолого-минералогических наук, профессор; академик РАЕН. Основные направления научной деятельности: минералогия, петрография и учение о закономерностях размещения месторождений полезных ископаемых; работал заместителем директора по науке Всесоюзного геологического института, директором Института геологии и геохронологии докембрия АН СССР; член комиссии по металлогеническим картам мира Международного союза геологических наук; руководитель международного проекта «Атлас металлогенической зональности докембрия мира»; заместитель главного редактора журнала «Геология рудных месторождений»; Заслуженный геолог РФ; лауреат Государственной премии.
Председатель
Сибирское отделение РАН
Выдающийся российский ученый-геолог, окончил Ленинградский горный институт имени Г. В. Плеханова в 1957 г., вице-президент Российской академии наук (1997-2008), председатель Сибирского отделения РАН (с 1997 г.), действительный член Академии наук СССР (1987, РАН с 1991), лауреат Ленинской премии (1976), Государственной премии Российской Федерации (1997), специалист в области геологии, минералогии, магматической и метаморфической петрологии, тектоники и глубинной геодинамики, один из создателей учения о метаморфических фациях и формациях; автор трудов в области петрологии метаморфических комплексов докембрия, исследований в области глубинной геодинамики и глобальных изменений природной среды и климата.
Дополнительные возможности при обучении
- Возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью и принимать участие в конференциях, конкурсах, выставках, олимпиадах различных уровней с демонстрацией результатов своих исследований;
- Возможность принимать участие в реализации грантов и научно-исследовательской работе кафедры;
- Возможность заниматься спортом и выступать на соревнованиях вузовского, городского, всероссийского и международного уровней, участвовать в общественной жизни Горного университета;
- Возможность проходить стажировку или дополнительное обучение в зарубежных университетах, в т.ч. с получением дипломов международного образца.
Сотрудничество с партнерами
История кафедры, открытия и достижения
В 2002 г. кафедра отметила свой 100-летний юбилей.
Ее основатель – выдающийся геолог России Карл Иванович Богданович – исследователь-первопроходец Центральной Азии, Охотского побережья, Камчатки, Чукотки, директор Геологического комитета России в 1912-1917 гг. В 1902-1919 гг., когда он заведовал кафедрой, основным предметом стал курс «Рудные месторождения».
Студентами К.И.Богдановича в те годы были крупнейшие геологи России XX в.: И.Ф. Григорьев, П.И. Степанов, А.Н. Заварицкий, И.М. Губкин, С.С. Смирнов, С.И. Миронов, Д.В. Наливкин, и многие другие. Они сыграли ключевую роль в становлении нефтяной геологии, открывали золото Алдана и Колымы, месторождения урана. Среди выпускников кафедры – 15 академиков.
На кафедре впервые были разработаны курсы «Месторождения каустобиолитов» (1924 г.), «Месторождения нерудных полезных ископаемых» (1930 г.), курс «Разведочное дело» (1924 г.). В 1930-е гг. разработана классификация разведанных запасов (категории А, В, С1, С2), действующая в России до настоящего времени.
Из достижений последних лет: в 2000 г. профессора А.А. Смыслов и С.В. Сендек стали лауреатами Государственной премии за создание первого «Геологического атласа России». Преподаватели кафедры – соавторы двухтомной монографии «Недра России»: т. I «Полезные ископаемые», т. II «Экология геологической среды».
Контакты кафедры
Учебный центр № 1
О профессии
Горно-геологическая промышленность представляет собой основу экономики любой страны. С каждым днем в развивающихся странах увеличивается спрос на квалифицированных специалистов-геологов, умеющих проводить геологическую съемку, поиски и разведку твердых полезных ископаемых.
Профессия геолог является аналитической, интересной, творческой и даже романтической, которая привлекательна для людей с разными жизненными интересами. Любители путешествий благодаря работе смогут побывать в полярных, пустынных, таежных и высокогорных регионах мира. Исследователи совершают открытия, работая в научных лабораториях. Трехмерное моделирование, подсчет запасов и оценка ресурсов считается ответственной работой офисного работника-геолога.
Учебный процесс
Студенты в течение пяти лет получают теоретические знания и практические навыки, связанные с геологической съемкой, поисками и разведкой твердых полезных ископаемых.
Основной целью является подготовка горных инженеров-геологов (специалистов), способных применять полученные знания и навыки при решении вопросов, связанных с изучением Земли и ее недр, развитием минерально-сырьевой базы, прогнозированием, поисками, разведкой, эксплуатацией твердых полезных ископаемых для удовлетворения потребностей топливной, металлургической, химической промышленности, нужд сельского хозяйства, строительства, оценки экологического состояния территорий.
Во время обучения студенты приобретают умения и навыки, на основе которых смогут:
– проводить геологическое картирование, поисковые, оценочные и разведочные работы;
– составлять проекты на геологоразведочные работы;
– выделять перспективные площади;
– проектировать места заложения горных выработок, скважин, осуществлять их документацию;
– определять виды и способы опробования и методы их анализа;
– создавать 2-D и 3-D геолого-геофизические модели месторождений твердых полезных ископаемых;
– проводить оценку прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых;
– выполнять научные и производственные задачи с использованием современного специализированного программного обеспечения (Micromine, ArcGis, QGIS, Surfer и др.).
Наиболее значимые дисциплины: «Прогнозирование и поиски полезных ископаемых»; «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых»; «Основы разработки месторождений твердых полезных ископаемых»; «Разведка и геолого-экономическая оценка полезных ископаемых» и др.
Практика
Учебная геодезическая практика проводится в течение весеннего семестра 1 курса на территории Кампуса Университета. Студенты получают опыт работы с геодезическими приборами в полевых условиях, учатся строить топографические карты.
– Учебная геологическая ознакомительная практика проводится после 1 курса в летний период в течение четырех недель в районе г. Сочи. Студенты получают навыки работы с геологическими инструментами (молоток, компас, карта, GPS-навигатор и др.) в полевых условиях, изучают различные породы и их положение в геологическом разрезе, тренируются строить геологические карты, а также выполняют множество других интересных работ, помогающих понять полевую жизнь геолога.
– Учебная геолого-геофизическая практика проводится после 2 курса в летний период в течение четырех недель на учебном полигоне недалеко от города Миасс Челябинской области. Студенты получают навыки работы в полевых условиях с геофизическим оборудованием, осваивают принципы работы и поисковые методы магниторазведки, электроразведки, радиометрии в районе золоторудного месторождения, что позволяет наглядно видеть результаты работ. Изучение многообразия минералов в природных условиях на территории Ильменского заповедника позволяет студентам закрепить курс минералогии и сформировать навыки диагностики пород и минералов в полевых условиях.
– Производственные практики проводятся после 3 и 4 курсов в летний период. Студенты получают навыки и опыт работы на реальных предприятиях геологоразведочного профиля на территории России (Курская обл., Южный и Полярный Урал, Забайкальский край, Дальневосточный федеральный округ и др.) и зарубежных стран (страны Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии).
– Преддипломная практика нацелена на написание выпускной квалификационной работы.
Карьера
Выпускники, успешно освоившие данную программу обучения получают диплом государственного образца (в случае необходимости международного). Есть возможность трудоустроиться в организации и предприятия, где уже работают наши выпускники:
Крупные горнодобывающие компании, геологоразведочные предприятия (в должностях геолог, инженер-геолог, геохимик, минералог, петролог, и др.):
– АО «Росгеология»;
– «Норильский никель» (Норникель);
– АЛРОСА;
– Объединённая компания «РУСАЛ»;
– Металлоинвест;
– Полиметалл;
– KINROSS;
– BHP Billiton;
– Rio Tinto;
– и др.
Проектные и научно-исследовательские институты (в должностях техник-геолог, геолог, инженер-геолог, специалист-геолог, младший научный сотрудник, научный сотрудник и др.):
– Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов (ЦНИГРИ);
– Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского (ВСЕГЕИ);
– Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского (ВИМС);
– Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов (ИМГРЭ);
– и др.
Институты академии наук (в должностях младший научный сотрудник, научный сотрудник и др.):
– Геологический институт Российской академии наук (ГИН РАН);
– Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН).
Другие организации, связанные с недропользованием.
При поисках работы направлены на обнаружение самих залежей п.и. и аномалий, вызванных ими.
Классификация поисковых методов: космические методы (геологическое и поисковое дешифрирование материалов различных космосъемок); аэрогеофизические (аэрогеологические – поисковые наблюдения и дешифрирование материалов аэросъемок, аэрогеофизические – аэромагнитометрия и т.п., аэротранспортные и аэродесантные – для отбора минералов и горных пород); наземные (геологические, минералогические, геохимические, геофизические, горно-буровые).
Геологическая съемка — это основной метод поисков. Имея геологическую карту, можно наметить на ней площади, в пределах которых возможно наличие месторождений тех или иных полезных ископаемых. Эти площади подвергаются более детальному изучению, в результате которого составляется геологическая карта более крупного масштаба. В процессе геологической съемки стремятся установить, имеются ли в пределах намеченной площади месторождения или проявления полезных ископаемых. Для этого руководствуются различными признаками, известными из многолетней практики поисковых работ, указывающих на наличие или отсутствие месторождений или проявлений тех или иных полезных ископаемых.
Таким образом, геологическая съемка является основным методом поисков. Практически при проведении поисков обычно применяется одновременно несколько методов. Выбор их в каждом конкретном случае зависит от особенностей геологического строения и физико-географических условий местности. Наряду с геологической съемкой, которая в процессе поисков ведется во всех случаях, применяются и другие методы.
Обломочно-речной метод поисков заключается в детальном осмотре долин, рек, ручьев, оврагов с целью обнаружения обломков полезного ископаемого. Если обломки полезного ископаемого найдены, то двигаются вверх по течению потока, прослеживая пути их перемещения. По мере приближения к коренному выходу полезного ископаемого количества обломков его становится больше, а степень окатанности меньше. Осматривая склоны долины, оврага, можно обнаружить коренные выходы полезного ископаемого, продукты разрушения которого попадают в реку, ручей или временный поток.
Валунно-ледниковый метод поисков применяется в районах, покрытых ледниковыми отложениями, образовавшимися в минувшую геологическую эпоху. Сущность этого метода заключается в том, что, обнаружив среди ледниковых отложений валуны полезного ископаемого, определяют путь движения ледника и отыскивают коренной выход полезного ископаемого, от которого были оторваны ледником обломки.
Шлиховой метод поисков основан на изучении мелкого обломочного материала, остающегося после промывки аллювия, делювия, элювия. Для этого пробу промывают в ковше или лотке, взмучивая и выплескивая с водой глинистые и легкие минеральные частицы. После промывки в ковше или лотке остаются наиболее тяжелые минеральные зерна. Этот тяжелый остаток называется шлихом. Обнаружение в шлихе рудных минералов служит указанием на возможность нахождения коренного месторождения. При большом содержании в шлихе ценных минералов рыхлые отложения, из которых отобран шлих, могут представлять собой самостоятельное месторождение. Такие месторождения называются россыпными. (например, россыпные месторождения золота, олова, вольфрама и др.). Точки отбора шлиха отмечают на карте и оконтуривают площадь, в пределах которой шлих имеет промышленное содержание ценных минералов. При шлиховом, так же как при обломочно-речном методе поисков, передвигаются против течения потока или вверх по склону, систематически изучая состав шлиха. Это производится для того, чтобы установить, с какого участка рудные минералы попадают в россыпь. Выше коренного выхода полезного ископаемого рудного минерала в шлихе уже не будет. Это дает возможность оконтурить участок вероятного расположения коренного выхода полезного ископаемого, а затем и обнаружить его. При отборе шлиховых проб из элювия и делювия точки отбора проб обычно располагаются по сетке через определенные интервалы.
Металлометрическийметод поисковзаключается в массовом взятии проб из почвенного слоя, делювия, элювия и других рыхлых образований небольшой мощности, а также измененных коренных пород. Пробы отбираются по сетке через определенные расстояния друг от друга (10 х 20; 25 х 50; 50 х 100м) в зависимости от детальности поисков. Пробы подвергаются соответствующим анализам, при помощи которых определяется содержание в них интересующих нас составных частей. Точки отбора проб наносят на карту. Это дает возможность оконтурить на карте, а следовательно, и на местности площади, в пределах которых содержание интересующих нас составных частей наибольшее. В пределах этих площадей возможно коренное месторождение того или иного полезного ископаемого, скрытое под рыхлыми образованиями. Дальнейшее изучение площадей ведется при помощи горных выработок и буровых скважин.
Гидрохимическийметод поисков основан на изучении пробводы, отобранных из источников, колодцев, скважин, поверхностных водотоков и болот. Пробы подвергаются химическому анализу. Точки отбора проб наносят на карту и оконтуривают площади с повышенным содержанием интересующих нас химических элементов. Это дает основание предположить наличие в пределах этих площадей того или иного полезного ископаемого.
Графические методы поисков месторождений полезных ископаемых основаны на том, что физические свойства тел полезных ископаемых обычно отличаются от физических свойств вмещающих пород (среди которых залегает полезное ископаемое). Например, некоторые полезные ископаемые, по сравнению с вмещающими породами, подвергаются более интенсивному намагничиванию под влиянием магнитного поля Земли. Благодаря этому в окружающем рудное тело пространстве возникают положительные магнитные аномалии другие полезные ископаемые могут отличаться от вмещающих пород более высокой электропроводностью или при окислении вызывать возникновение естественных электрических токов. В местах скопления полезных ископаемых, имеющих большой удельный вес, наблюдается увеличение ускорения силы тяжести. Там, где залегают породы, обладающие различными упругими свойствами, скорость прохождения сейсмических волн, возникающих при искусственных взрывах, изменяется в соответствии с упругими свойствами пород. Таким образом, на участках где залегает полезное ископаемое, может наблюдаться отклонение тех или иных физических свойств от нормальных, присущих породам, слагающим данный район. Такие отклонения называются аномалиями (магнитные аномалии, аномалии силы тяжести и т. п.). Измеряя при помощи специальных приборов магнитность, электропроводность, ускорение силы тяжести, скорость прохождения упругих волн, радиоактивность и другие физические величины, выявляют аномалии, оконтуривают их на карте, а затем отыскивают и тела, вызывающие возникновение аномалий.
Геофизические методы имеют ряд преимуществ перед другими методами, так как позволяют обнаружить месторождения, залегающие на глубине и не имеющие поверхностных выходов. Однако в большинстве случаев данные, полученные при помощи геофизических методов поисков, требуют тесной увязки с другими методами.