Геология и разведка полезных ископаемых профессия
Геология (с греческого «geo» – земля и «logos» — учение) — комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Термин «геология» ввел норвежский ученый М. Эшольт в 1657 году. Соответственно, геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Это отличная профессия, а подходит ли она вам? С большим уважением к вашему будущему и лично к вам мы разработали точный инструмент, помогающий сильно сузить круг подходящих вам профессий. Для школьников/студентов и взрослых.
Минеральные и энергетические ресурсы страны – основа экономики любого государства. Социально-экономическое значение труда геологов невероятно велико. Их героический и самоотверженный труд обеспечивает развитие экономики страны. Россия — богатейшая страна в мире, на территории которой в огромном количестве расположены месторождения самых разных полезных ископаемых.
Особенности профессии
Конечная цель любой геологической работы — выявление и оценка месторождений полезных ископаемых, которые осуществляются в процессе съемки, поиска и разведки. Для этого предстоит решение следующих задач:
- проведение геолого-съемочных, поисковых работ на перспективных площадях;
- разведка и оценка выявленных месторождений на суше и в морских условиях;
- обеспечение геологического обслуживания горнодобывающих предприятий;
- установление мест заложения горных выработок и буровых скважин;
- разработка планов горных работ и эксплуатационной разведки;
- изучение геологического строения месторождений;
- осуществление геологического контроля за горно-эксплуатационными и разведочными работами, состоянием разработки нефти и газа;
- обобщение геологического материала и результатов промысловых и геофизических исследований.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. В природе не бывает двух совершенно одинаковых месторождений. Поэтому геологу приходится учитывать многие факторы, по существу, проводить каждый раз научные исследования.
Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые считаются романтическими и имеет свои привлекательные стороны для людей разных интересов. Для любителей путешествий — романтика работы в таежных, полярных, пустынных, высокогорных условиях, возможность побывать в разных регионах России. Для любителей экстрима — полевые работы в трудных условиях на суше, на море и в воздухе: нестерпимая жара пустынь или морозы севера в десятки градусов, мириады комаров в тайге и в заболоченных районах требуют героической выносливости. Жизнь в палатке, ежедневные многокилометровые маршруты в течение всего полевого сезона дают возможность испытать себя на прочность.
Минусы
Вахтовый метод — геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных. Недостаток бытовых удобств, трудности походной жизни, ограниченный коллектив можно отнести к минусам профессии.
Место работы
- геолого-разведочные экспедиции;
- геофизические и буровые партии;
- научно-исследовательские учреждения геологического профиля;
- независимые геологические организации, выполняющие геологические работы;
- горнодобывающие промышленные организации;
- нефтегазодобывающие промышленные организации.
Важные качества
- отличное здоровье и физическая выносливость;
- умение глобально мыслить;
- развитое логическое мышление;
- хорошо развитая память;
- аналитическое мышление;
- самостоятельность и гибкость мышления (способность изменять планы и способы решения задач в соответствии с меняющимися условиями);
- способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях и в различной местности;
- умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
- высокий уровень концентрации внимания;
- способность работать в условиях ненормированного рабочего дня;
- оперативность (быстрое реагирование и принятие решения в различных ситуациях);
- наблюдательность;
- ответственность;
- упорство;
- эмоционально-волевая устойчивость;
- способность прогнозирования;
- умение работать в команде.
Противопоказания для профессии геолога:
- заболевания сердца или нарушения артериального давления
- нервно–психические расстройства
- судороги,
- потери сознания
- употребление наркотиков
- зависимость от алкоголя
- некорректируемое снижение остроты зрения
- нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
- расстройства слуха;
- вестибулярные расстройства,
- нарушение чувства равновесия
- расстройства координации движений
- дрожание рук
- расстройства речи
- боязнь высоты
- заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей
- заболевания органов пищеварения и выделения
- сахарный диабет
- выраженные физические недостатки.
Обучение на Геолога
Оплата труда
Заработная плата геолога зависит от профессионального уровня, занимаемой должности и состоит, как правило, из твердого оклада и надбавок к нему: районный коэффициент, полевое довольствие, коэффициент за работу в высокогорных, безводных и др. сложных условиях.
Ступеньки карьеры и перспективы
Понятие карьерного роста в геологии подразумевает успешные научные экспедиции, в результате которых произошло открытие того или иного месторождения полезных ископаемых. Построить карьеру можно и в сфере науки. Например, получить должность руководителя лаборатории или стать заведующим кафедрой.Карьерный рост возможен при наличии отличных знаний, диплома о высшем образовании и нестандартном или инновационном подходе к решению поставленных задач.
Знаменитые и великие геологи:
Губкин Иван Михайлович
Ферсман Александр Евгеньевич (1883-1945), чл. През. (с 1929 г.) АН СССР
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)
Зонов Валентин Иванович (1932-1996)
Портрет современного геолога:
Около 100 лет назад у международных геологических конгрессов был девиз «Умом и молотком». Некоторые дополняли:«Глазами и ногами». В настоящее время в распоряжении геолога космические снимки, электронный микроскоп, буровой станок, разнообразная геофизическая аппаратура, компьютеры. Современный геолог должен в совершенстве владеть этими средствами труда. Однако глаза и ноги, молоток и ум сохраняют свое значение.
Интересные факты
Всем известная первая древнейшая профессия таковой не является. Самой древней является профессия геолога. Ведь с чего вообще началась человеческая цивилизация? С того, что человек начал отличать камень, который годится для изготовления каменного топора от негодного для этой цели камня. А это уже основы геологии. Таким образом, неорганизованная, непромышленная добыча полезных ископаемых началась еще с древних времен. Позднее рудокопы стали добывать глину и уголь. С началом эпохи Великих географических открытий началось изучение Земли. Люди стали интересоваться, как возникают пустыни, горы и т. д., и пытаться научно обосновать свои догадки. В это время и появляются первые геологи-мыслители, которые пытались предположить, где могут находиться полезные ископаемые.
Профессиональный праздник
День геолога — профессиональный праздник геологов, традиционно отмечаемый в первое воскресенье апреля. Этот праздник учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1966 г. в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. Поводом для учреждения стало открытие в 1966 г. первых месторождений Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Время проведения праздника — первое воскресенье апреля — было выбрано потому, что окончание зимы знаменует начало подготовки летних полевых работ и экспедиций.
День геолога отмечается практически во всех геологических и добывающих организациях. Кроме геологов его считают своим профессиональным праздником маркшейдеры, взрывники, проходчики шахт и люди тех профессий, которые занимаются поиском и добычей полезных ископаемых.
Специальность «Технология геологической разведки» (код 21.05.03) следует рассматривать как совокупность знаний, методов и средств, используемых для поиска, разработки и последующей эксплуатации месторождений нефти, газа, угля, других полезных ископаемых.
Параллельно с разведкой геологи-практики изучают процессы, происходящие в недрах земли, прогнозируют возможные последствия вмешательства человека.
Навыки
Инженерную профессию студенты получают в высших учебных заведениях по программам специалитета. Учебный курс предусматривает изучение большого количества профильных дисциплин, чтобы выпускник специальности «Технология геологической разведки» получил теоретические знания и базовый практический опыт.
В программу подготовки включены семинары и практика, которая проходит на учебных полигонах и в компаниях, занимающихся разведкой месторождений нефти и газа, других ископаемых. Профессия требует от специалиста:
- Умения работать в полевых условиях, используя специальное измерительное оборудование.
- Проведения исследований и экспериментов с целью усовершенствования и оптимизации используемых методов геологоразведки.
- Составления технической отчетности, подробных описаний экспериментов, других документов.
- Участия в разработке современных технологий геологической разведки, технических нормативов при проведении работ.
Условия поступления
Подготовка будущих инженеров ведется на специалитете. Формы обучения:
- очная;
- очно-заочная;
- заочная.
Срок обучения – 5 лет.
Абитуриенты поступают в ВУЗы на базе полного среднего образования (11 классов). Вступительные экзамены:
- математика (профильный предмет);
- русский язык;
- физика, химия или информатика (на выбор учебного заведения);
- иностранный язык (не везде).
Учебные дисциплины
Геолог-практик – это математик, физик и менеджер в одном лице. Он должен спрогнозировать, организовать процесс поиска месторождений и бурения скважин, проконтролировать его и обеспечить соблюдение техники безопасности.
Вузовская программа подготовки построена с учетом этого и включает общепрофессиональные и узкоспециализированные дисциплины:
- геологию;
- гидрогеологию;
- геофизические исследования и бурение скважин;
- разведочную геофизику;
- математическое моделирование;
- основы топографии и геодезии;
- производственный менеджмент;
- инженерную графику.
Требования работодателей
Выпускник специальности «Технология геологической разведки» должен обладать рядом профессиональных знаний и навыков – от этого напрямую зависит, где, кем и за какую зарплату он будет работать.
В перечень узкоспециализированных требований входят:
- Знание сейсморазведочной аппаратуры.
- Умение обрабатывать и анализировать данные, полученные с нее.
- Использование методов радиометрии в лабораториях и полевых условиях.
- Применение математических теорий для успешного решения профессиональных задач.
- Моделирование геологических объектов на основе геофизической информации и данных о свойствах горных пород.
Кем работать?
Основная профессиональная задача специалиста – бурение скважин для разведки золотых и алмазных жил, угольных месторождений, залежей руды, нефти, газа, других ископаемых. Инженерам часто приходится работать на открытой местности, в сложных климатических условиях.
Выпускник университета может работать:
- геологом;
- горным инженером;
- инженером-геофизиком;
- гидрогеологом;
- технологом конструкторского бюро;
- лаборантом НИИ;
- инженером в компаниях, занимающихся производством бурового оборудования;
- консультантом в нефтегазовых корпорациях.
В перспективе он может занять должность главного инженера компании, возглавить научный, конструкторский или производственный отдел, занять другой руководящий пост.
Востребованность
Наибольший спрос на инженеров-геологоразведчиков отмечается в Сибири и за Уралом. В этих регионах сосредоточено большое количество месторождений: одни уже разрабатываются, другие – консервируются, третьи – в процессе изучения.
Зарплаты в этой отрасли высокие. Начинающий сотрудник может рассчитывать на 60-70 тысяч рублей. Оплата ведущих геологов и специалистов крупных корпораций в разы больше – есть предложения по 350-500 тысяч рублей в месяц.
Геологоразведчик
Работа геологоразведчика заключается в организации и проведении разведки и исследования месторождений нефти, газа, углерода. Он проводит геологические наблюдения в полях, фиксирует их результаты, обрабатывает данные и на их основе составляет карты.
От квалификации геологоразведчика зависит правильность оценки месторождения, его запасов, соответственно, перспективность и прибыльность их разработки.
Средняя оплата труда – 70-80 тысяч, максимальная – 519 тысяч рублей.
Геолог
Основная обязанность геолога – поиск месторождений, оценка, изучение особенностей земной коры. Работа сложная, так как экспедиции предполагают походный образ жизни в глухой местности и в разных регионах.
Геолог должен быть физически вынослив, стрессоустойчив, так как приходится терпеть лишения и бытовой дискомфорт, быстро адаптироваться к сложным условиям.
Такую работу обычно выбирают романтики-путешественники и исследователи по натуре, которые постоянно находятся в поиске, не любят засиживаться подолгу на одном месте.
Оплата труда геолога – от 75 до 160 тысяч рублей.
Геолог-нефтяник
Геолог-нефтяник специализируется на поиске и оценке нефтяных и газовых месторождений. По результатам оценки объемов залежи и перспективности освоения конкретного месторождения принимается решение о необходимости его освоения.
Оклад геологов-нефтяников – 60-155 тысяч рублей.
Гидрогеолог
Эксперты называют эту профессию перспективной, так как потребность в поиске новых источников воды и анализе существующих есть всегда. Основная задача гидрогеолога как раз и заключается в поиске источников промышленной значимости, исследовании глубины их залегания, доступности.
Гидрогеологи также анализируют химический состав воды, занимаются поиском минеральных источников, обеспечивают защиту подземных выработок в шахтах, скважин и других объектов от подтопления грунтовыми водами, курируют процесс их откачки.
Экологи неоднократно говорили о неудовлетворительном состоянии водоемов – проблема прогрессирует, поэтому в перспективе спрос на гидрогеологов со стороны работодателей будет только расти. Это обусловлено потребностью в новых источниках воды и улучшении ее качества.
Сейчас средняя заработная плата инженеров-гидрологов составляет 30-150 тысяч рублей. В разных регионах – разный уровень оплаты труда.
ВУЗы
Подготовкой кадров для геологоразведки занимается больше 30 ВУЗов, среди них:
- Российский госуниверситет нефти и газа;
- Санкт-Петербургский горный университет;
- Томский политехнический университет;
- Тюменский индустриальный университет;
- Башкирский госуниверситет;
- Пермский ГНИУ;
- Уфимский государственный нефтяной техуниверситет;
- Кубанский госуниверситет;
- Российский госуниверситет геологоразведки им. Серго Орджоникидзе;
- Сибирский федеральный университет;
- Амурский госуниверситет;
- Иркутский НИТУ;
- Забайкальский госуниверситет;
- Уральский ГГУ.
- Направление в группе: ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ
- Квалификация: Аспирантура
- Форма обучения: Очная
- Срок обучения: 3
Описание
Объектами профессиональной деятельности бакалавра и магистра по направлению “Геология и разведка полезных ископаемых” являются: Земля и ее оболочки, геологические процессы и геологические системы, включающие месторождения различных полезных ископаемых, горные породы, минералы, подземные воды, геофизические, геохимические и геотермальные поля, природные и технические средства изучения геологического строения Земли, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра математики по направлению “Геология и разведка полезных ископаемых” при очной форме обучения – 4 года. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению “Геология и разведка полезных ископаемых” при очной форме обучения – 6 лет (с учётом освоения программы бакалавра).
- Что изучают
- Кем работают
Что изучают
Задачами профессиональной деятельности бакалавра являются:
а) в области производственно-технологической деятельности:
ориентироваться на местности и составлять простейшие виды топографических планов и схем; диагностировать минералы, горные породы, полезные ископаемые, природные воды, нефть и газ; вести первичную документацию точек наблюдений, горных выработок и скважин и разнообразных технологических процессов; проводить опробование полезных ископаемых, горных пород, вод и других объектов изучения; проводить геофизические измерения и строить карты геофизических полей; проектировать режимы бурения скважин и проходки горных выработок;
б) в области научно-исследовательской деятельности:
осуществлять сбор и обработку фондовых геологических, геохимических, геофизических, гидрогеологических, инженерно-геологических, эколого-геологических, горно-буровых и экономико-производственных данных под руководством опытных специалистов; подготавливать и проводить полевые наблюдения и измерения с использованием современных технических средств, в соответствии с полученной квалификацией; обрабатывать геологическую, геохимическую, геофизическую, гидрогеологическую, инженерно-геологическую, техническую, экономико-производственную информацию с составлением отчета под руководством опытного специалиста в составе творческого коллектива; выполнять экспериментальные и лабораторные геологические и опытно-конструкторские исследования по заданной методике;
в) в области опытно-конструкторской деятельности:
разрабатывать и испытывать новые образцы технических средств в области геологоразведочной геофизической аппаратуры и горно-буровой техники; разрабатывать новые горно-буровые и геофизические технологии для геологоразведочных работ;
г) в области организационно-управленческой деятельности:
уметь организовывать свой труд и участвовать в организации работы коллектива исполнителей, принимать управленческие решения; внедрять передовые методы организации труда; подготавливать исходные данные для составления планов, программ, проектов, смет.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования в магистратуре по направлениям 11100 – Геология и 553200 – Геология и разведка полезных ископаемых, а также освоению образовательных программ дипломированных специалистов по направлениям 650100 Прикладная геология и 650200 Технологии геологической разведки в соответствии с избранной профилизацией.
Магистр по направлению “Геология и разведка полезных ископаемых” подготовлен к решению следующих обобщенных профессиональных задач:
составление планов и программ отдельных разделов исследований; проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы совместно с научным руководителем или в качестве ответственного исполнителя; осуществление сложных экспериментов и наблюдений, в том числе и в условиях полевых экспедиций и командировок; обработка и анализ результатов экспериментов и наблюдений; составление практических рекомендаций по использованию результатов исследований и экспериментов. составление планов и методических разработок по проведению учебных (практических и лабораторных ) занятий в вузе.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
Еще специальности по направлению:
ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ
НАШ БЛОГ
Последние статьи из нашего блога!
Многие школьники теряются в том ворохе вопросов, которые им нужно решить в 11 классе. Школьные занятия, ЕГЭ, выбор вуза – все это пугает выпускника и часто его путает. Как пройти этот непростой этап с честью? Все тщательно спланировать.
Особенности и преимущества канадской образовательной системы: почему местные дипломы пользуются популярностью во многих странах мира
Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей развития свойств произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). В работе представлены данные, полученные на основе экспериментальной работы, об эф…