Геология и разведка месторождений полезных ископаемых университет
Б бюджет (бесплатно) Д договор (платно) – информация отсутствует
ранг в РФ | рейтинг
218-ый 420
21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
места
Б 0 Д 2
стоимость
–
длительность
4 года
обучение
очное
ранг в РФ | рейтинг
236-ой 413
21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
места
Б – Д –
стоимость
–
длительность
~3.4 года
обучение
очное
ранг в РФ | рейтинг
293-ий 398
21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
места
Б 0 Д –
стоимость
–
длительность
~3.4 года
обучение
очное
ранг в РФ | рейтинг
302-ой 395
21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых экзамены философия, специальная дисциплина
места
Б 1 Д 15
стоимость
159 300 / год
длительность
4 года
обучение
очное
ранг в РФ | рейтинг
332-ой 388
21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых экзамены экзамен по направлению подготовки
места
Б – Д 1
стоимость
–
длительность
~3.4 года
обучение
очное
ранг в РФ | рейтинг
355-ый 384
21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых профиль Обогащение полезных ископаемых; Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр; Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика; Геотехнология (подземная, открытая и строительная) отделение Горный институт / Кафедра Обогащения полезных ископаемых; Кафедра теоретической и геотехнической механики; Кафедра разработки месторождений полезных ископаемых экзамены иностранный язык, философия, экзамен по направлению подготовки
места
Б 0 Д 4
стоимость
189 475 / год
длительность
4 года
обучение
очное
ранг в РФ | рейтинг
357-ой 383
21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых отделение Горно-металлургический факультет / Кафедра горного дела экзамены иностранный язык, экзамен по направлению подготовки, философия
места
Б 0 Д 2
стоимость
115 000 / год
длительность
4 года
обучение
очное
ранг в РФ | рейтинг
379-ый 380
21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых профиль Технология бурения и освоения скважин отделение Институт арктических технологий / Кафедра морского нефтегазового дела
места
Б 1 Д 1
стоимость
270 800 / год
длительность
4 года
обучение
очное
ранг в РФ | рейтинг
418-ый 372
21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
места
Б 0 Д 3
стоимость
136 864 / год
длительность
4 года
обучение
очное
ранг в РФ | рейтинг
601-ый 328
21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
места
Б – Д –
стоимость
–
длительность
~3.4 года
обучение
очное
профессор, доктор геолого-минералогических наук
Телефон: +7 (495) 461-37-77, доб. 21-29
Email: kasyanovana@mgri.ru
Email кафедры: kaf-met@mgri.ru
Кабинет: 5-51
Кафедра «Разведочное дело» находилась в Московской Горной Академии (МГА) с 1919 г. под руководством профессора В.Д. Рязанова и занималась решением прикладных задач. В 1930 г. МГА расформировали и кафедра вошла в состав вновь образованного Московского геологоразведочного института (МГРИ). С 1932 г. кафедрой руководил профессор В.М. Крейтер, выделив ее под наименованием «Методика геологоразведочных работ» из курса «Разведочное дело». В 1954 г. кафедра воссоздана под наименованием «Кафедра методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых», которое сохраняется и по настоящее время.
В разные годы кафедру возглавляли: профессора Рязанов В.Д. (1919-1925), Арсентьев В.А. (1925-1928), доцент Марков П.И. (1928-1932), профессора Крейтер В.М. (1932-1949), Барышев Н.В. (1939), Якжин А.А. (1954-1961), Русинов Л.А. (1962-1963), Каждан А.А. (1964-1989), Шумилин М.В. (1989-1995), Арсеньев В.А. (1995-2005), Роков А.Н. (2005-2019).
Научные школы и научно-педагогические направления кафедры складывались и развивались под влиянием ее руководителей. Основополагающей работой «школы В.М. Крейтера» следует считать монографию «Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», где впервые были сформулированы основные положения нового научного направления (ученики В.М. Крейтера – В.И. Смирнов, Г.Д. Ажгирей, В.Н. Козеренко, Е.М. Лазько, В.В. Аристов, В.А. Невский, М.Н. Денисов).
Основополагающей работой «школы А.А. Якжина» является учебное пособие «Поиски и разведка урановых месторождений», в котором изложен накопленный к тому времени опыт научных и производственных организаций по поискам и разведке месторождений урана. В числе учеников А.А. Якжина – Ф.П. Кренделев, Н.Н. Трофимов, Чжан Пэн Да (КНР).
В период руководства профессора А.Б. Каждана на кафедре развивалось одновременно два научных направления. Одно из них – «школа А.Б. Каждана», связанное с вопросами оптимизации разведочных сетей и оконтуривания рудных тел при разведке месторождений и подсчете запасов на основе математических методов обработки информации (В.А. Викентьев, М.В. Шумилин, В.А. Арсеньев, В.Е. Бойцов, Н.Н. Соловьев, П.П. Ясковский, В.И. Пахомов, О.И. Гуськов). Второе направление – «школа В.В. Аристова», связано с разработкой методологии прогнозирования поисков скрытых и глубоко залегающих месторождений (Ю.К. Кудрявцев, Е.И. Филатов, В.А. Цыганов, Нгуен Ван Фо, А.Н. Роков).
На кафедре всегда отмечалась преемственность в развитии научно-педагогических направлений. В сфере научных интересов современной кафедры – оптимизация методик и технологий прогноза и поисков месторождений полезных ископаемых, оптимизация процесса разведки и геолого-экономической оценки месторождений твердых полезных ископаемых, разработка технологии экспертизы качества исходных данных для обоснования инвестиций в горное производство.
Сотрудники кафедры в разные годы защитили 10 докторских, около 60 кандидатских диссертаций. Среди выпускников кафедры – 11 первооткрывателей месторождений полезных ископаемых.
Современный состав кафедры. Обязанности заведующего кафедрой исполняет профессор Касьянова Н.А., доценты Т.О.Бабина, В.А.Воронцов, А.Е. Котельников, Е.А. Наумов, И.З. Мессерман, В.И. Яшина, зав. лабораторией Т.В. Анохина, техник Грачева Т.А.
Кафедра осуществляет подготовку студентов по следующим направлениям.
Специалитет:
21.05.02 «Прикладная геология», специализация «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых».
Основные сведения о программе:
Программа аспирантуры включает в себя базовую часть, являющуюся обязательной вне зависимости от направленности программы, и вариативную часть, формируемую участниками образовательных отношений в соответствии с направленностью программы в рамках данного направления подготовки.
Программа аспирантуры состоит из следующих блоков:
- Блок 1. «Дисциплины (модули)». Включает дисциплины(модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
- Блок 2. «Практики». Относится к вариативной части программы.
- Блок 3. «Научно-исследовательская работа». Относится к вариативной части программы.
- Блок 4. «Государственная итоговая аттестация». Относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Дисциплины (модули) Блока 1, в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от направленности программы аспирантуры, которую он осваивает.
Набор дисциплин (модулей) вариативной части Блока 1 организация определяет самостоятельно в соответствии с направленностью программы аспирантуры в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. Программа аспирантуры разрабатывается в части дисциплин (модулей), направленных на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов в соответствии с примерными программами, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.
В Блок 2 “Практики” входят практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика). Педагогическая практика является обязательной.
Способы проведения практики: стационарная; выездная. Практика может проводиться в структурных подразделениях РУДН. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
В Блок 3 “Научно-исследовательская работа” входит выполнение научно-исследовательской работы. Выполненная научно-исследовательская работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. После выбора обучающимся направленности программы и темы научно-исследовательской работы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
В Блок 4 “Государственная итоговая аттестация” входит подготовка и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.
Практики:
- ОАО «Газпром»;
- ОАО «Новатэк»;
- ЯМАЛ СПГ;
- НГДУ “ЛениногорскНефть”;
- Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова;
- МОСИНЖПРОЕКТ;
- ИПКОМ РАН;
- ПАО «Татнефть»;
- РГГРУ-МГРИ.
Результаты освоения программы:
В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы:
- Универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки;
- Общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки;
- Профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки (далее направленность программы).
При разработке программы аспирантуры все универсальные и общепрофессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы аспирантуры.
Перечень профессиональных компетенций программы аспирантуры организация формирует самостоятельно в соответствии с направленностью программы и (или) номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.
В результате освоения основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров обучающийся будет:
- Знать:
- основы эффективной, экономически и экологически целесообразной разработки месторождений, строительства и эксплуатации горнодобывающих сооружений и промышленных зданий в разнообразных условиях;
- основные проблемы, современное состояние, классификации и актуальные направления развития методов геотехнологии;
- основные принципы ведения горных работ при освоении месторождений полезных ископаемых в различных горно-геологических условиях;
- способы первичной переработки и обогащения минерального сырья;
- современные технологии проведения и крепления горных выработок;
- современное состояние и перспективы науки о добыче полезных ископаемых;
- принципы построения и методологии исследований в области добычи полезных ископаемых;
- принципы выбора главных параметров технологии полезных ископаемых;
- способы и средства охраны и рациональное использование недр, маркшейдерского обеспечения подземной, открытой, строительной геотехнологии, геометризации месторождений и охраны недр.
- Уметь:
- выполнять комплексное обоснование выбора технологий и механизации разработки месторождений полезных ископаемых;
- применять методы управления качеством продукции горного предприятия для решения конкретных профессиональных задач;
- решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области горнопромышленной и нефтегазовопромысловой геологии, геофизики, маркшейдерского дела и геометрии недр;
- разрабатывать технологические схемы ведения горных работ, связанных с добычей полезных ископаемых и их транспортировкой;
- исследовать и оптимизировать параметры применяемых на нефтепромыслах технологий;
- оценивать эффективность вложенных в производство инвестиций.
- Владеть:
- навыками разработки, научного обоснования и экспериментальной проверки геотехнологий, или их элементов, применительно к различным классам строительства;
- навыками решения задач, возникающие в ходе освоения месторождений по горнопромышленной и нефтегазовопромысловой геологии, геофизике, маркшейдерскому делу и геометрии недр.
Инфраструктура:
- аудитории, оснащённые всем необходимым для учебного процесса, расположенные в здании по адресу: ул. Орджоникидзе, дом 3;
- компьютерные классы;
- аудитории, оснащённые мультимедийным оборудованием, в том числе для проведения видеоконференций;
- отраслевой отдел Научной библиотеки, доступ к многочисленным электронным информационным базам данных;
- доступ к беспроводной сети Интернет (Wi-Fi);
- студенческое кафе.
Области профессиональной деятельности выпускников:
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает научно-исследовательскую деятельность в следующих областях:
- исследование, моделирование, проектирование геотехнологий освоения ресурсного потенциала недр;
- исследование, прогнозирование и моделирование проявлений геомеханических, гидродинамических и газодинамических процессов при добыче, транспортировании и хранении полезных ископаемых, строительстве инженерных (наземных и подземных) сооружений различного назначения;
- исследование и разработка инновационных решений по повышению технического уровня производства по добыче, переработке (обогащению), транспортированию и хранению полезных ископаемых, строительству инженерных (наземных и подземных) сооружений;
- исследование, научное обоснование принципов и способов обеспечения промышленной безопасности и экологичности при поисках, разведке, добыче и переработке (обогащении), транспортировании и хранении полезных ископаемых, строительстве инженерных (наземных и подземных) сооружений;
- педагогическую деятельность по подготовке кадров с высшим образованием.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:
- научно-исследовательская деятельность в области исследования георесурсного потенциала месторождений полезных ископаемых, обоснования направлений его безопасной и эффективной промышленной реализации, проектирования оборудования и создания технологий для геологического изучения недр, поисков (или выявления), разведки, добычи и переработки (обогащения), транспортирования и хранения полезных ископаемых, строительства инженерных (наземных и подземных) сооружений, разработки комплекса мер по охране недр и окружающей среды;
- преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:
- геологические и производственные объекты освоения недр; геотехнологии освоения недр, оборудование и технические системы;
- способы, техника и технологии обеспечения безопасной и экологичной отработки запасов месторождений полезных ископаемых;
- системы теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования, газоснабжения и электроснабжения зданий и сооружений;
- методы и системы проектирования геотехнологий разведки и освоения недр;
- программные средства изучения геологического строения недр, моделирования процессов поиска, разведки, добычи и переработки (обогащения), транспортирования и хранения полезных ископаемых, конструирования оборудования и технических систем, обработки и анализа результатов исследований.
Код направления:
21.06.01 «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых»
Учебные подразделения:
Инженерная академия
Форма обучения:
- очная – 4 года;
- заочная – 5 лет.
Документ об окончании:
Государственный Диплом кандидата геолого-минералогических наук
Перечень вступительных испытаний:
- Профильный (горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр; разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; геотехнология (подземная, открытая и строительная))
Контактное лицо:
Марусин Александр Вячеславович
доцент департамента машиностроения и приборостроения, кандидат технических наук
Офис: ул. Орджоникидзе, д. 3, ауд. 374
Телефон: +7 (495) 955-08-70;
вн.: 38-70
E-mail: marusin_av@rudn.university
Геологоразведочный факультет
Кафедра геологии и разведки месторождений полезных ископаемых
Уровень образования
Форма обучения
Продолжительность обучения
Вступительные испытания
Физика/Химия, Математика, Русский язык
Бюджетные места
Места по договору платных услуг
Стоимость обучения
130000
руб. за семестр
Краткая характеристика профиля подготовки
В процессе обучения по данной специальности студенты глубоко знакомятся с фундаментальными основами наук о Земле, детально изучают геологию месторождений полезных ископаемых, условия их образования и размещения в земной коре, состав и методы диагностики природных типов руд. Студенты в теории и на практике осваивают методы изучения минералов, горных пород и руд. Программы учебных дисциплин обеспечивают подготовку специалистов высокой квалификации во многих областях прикладной геологии, владеющих методами прогноза, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, решения задач горнопромышленной геологии, обученных компьютерным технологиям моделирования геологической среды и подсчёта запасов минерального сырья.
Причины выбрать данное направление
- Широкая география полевых работ включает ознакомление с природными условиями и особенностями геологического строения всех регионов России, включая труднодоступные районы Арктики, Сибири и Дальнего Востока;
- Работа геолога включает участие в различных формах международного сотрудничества, обмен информацией со специалистами других стран;
- Высокий уровень заработной платы;
- Большое количество предложений на рынке труда позволяет легко находить работу по специальности;
- Широкие возможности в выборе содержания работы: полевые работы при геологической съемке, поисках и разведке месторождений, работа в геологических отделах горнодобывающих компаний, лабораторные исследования, проектные изыскания, консалтинговая аналитика, и др.
Основные читаемые дисциплины
- Промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
- Минерагения;
- Лабораторные методы изучения минерального сырья;
- Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых;
- Разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых;
- Компьютерные технологии моделирования геологической среды;
- Компьютерные технологии подсчета запасов;
- Математические методы моделирования в геологии;
- Горнопромышленная геология.
Профессиональные навыки выпускника
- Способность прогнозировать на основе анализа геологической ситуации вероятный промышленный тип полезного ископаемого на конкретной территории, определять критерии его поисков и выделять перспективные площади для постановки дальнейших работ;
- Способность составлять самостоятельно и в составе коллектива проекты геологоразведочных работ на различных объектах и на разных стадиях их изучения;
- Способность проводить геологическое картирование, поисковые, оценочные и разведочные работы в различных ландшафтно-географических условиях;
- Способность выполнять оценку прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых;
- Способность выполнять геолого-экономическую оценку объектов изучения.
Карьерные перспективы
Кафедра готовит горных инженеров-геологов широкого профиля, которые могут работать в компаниях минерально-сырьевого комплекса, в научно-производственных организациях и научно-исследовательских институтах, осуществляющих развитие минерально-сырьевой базы страны: геологическую съёмку территорий (государственные предприятия и частные компании, ведущие работы по геологическому картированию – ФГУП «ВСЕГЕИ», АО «Росгеология», ОАО «УГСЭ», ФГУГП «Красноярскгеолсъемка» и другие региональные организации), поиски и разведку месторождений полезных ископаемых (АО УГРК «Уранцветмет», НПГ «Регис», АО «Урангео», и др.), геологическое сопровождение добычи полезных ископаемых (ПАО «Полюс», ООО «Полиметалл», ГМК «Норникель», АК «Алроса», ПАО «ФосАгро», ГМК «Металлоинвест», ОАО «УГМК», «Русская медная компания» и др.) и научно-исследовательские работы в изучении ресурсов недр (институты РАН и Федерального агентства «Роснедра» – ФГБУ «ВИМС», ФГБУ «ЦНИГРИ», ИГЕМ РАН, ИГАБМ СО РАН и др.), проектные и консалтинговые работы (ГК «ТОМС», «Арджейси» и др.).
Известные выпускники
Директор
Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского РАН
Окончил Ленинградский горный институт в 1953 г., доктор геолого-минералогических наук, профессор; академик РАЕН. Основные направления научной деятельности: минералогия, петрография и учение о закономерностях размещения месторождений полезных ископаемых; работал заместителем директора по науке Всесоюзного геологического института, директором Института геологии и геохронологии докембрия АН СССР; член комиссии по металлогеническим картам мира Международного союза геологических наук; руководитель международного проекта «Атлас металлогенической зональности докембрия мира»; заместитель главного редактора журнала «Геология рудных месторождений»; Заслуженный геолог РФ; лауреат Государственной премии.
Председатель
Сибирское отделение РАН
Выдающийся российский ученый-геолог, окончил Ленинградский горный институт имени Г. В. Плеханова в 1957 г., вице-президент Российской академии наук (1997-2008), председатель Сибирского отделения РАН (с 1997 г.), действительный член Академии наук СССР (1987, РАН с 1991), лауреат Ленинской премии (1976), Государственной премии Российской Федерации (1997), специалист в области геологии, минералогии, магматической и метаморфической петрологии, тектоники и глубинной геодинамики, один из создателей учения о метаморфических фациях и формациях; автор трудов в области петрологии метаморфических комплексов докембрия, исследований в области глубинной геодинамики и глобальных изменений природной среды и климата.
Дополнительные возможности при обучении
- Возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью и принимать участие в конференциях, конкурсах, выставках, олимпиадах различных уровней с демонстрацией результатов своих исследований;
- Возможность принимать участие в реализации грантов и научно-исследовательской работе кафедры;
- Возможность заниматься спортом и выступать на соревнованиях вузовского, городского, всероссийского и международного уровней, участвовать в общественной жизни Горного университета;
- Возможность проходить стажировку или дополнительное обучение в зарубежных университетах, в т.ч. с получением дипломов международного образца.
Сотрудничество с партнерами
История кафедры, открытия и достижения
В 2002 г. кафедра отметила свой 100-летний юбилей.
Ее основатель – выдающийся геолог России Карл Иванович Богданович – исследователь-первопроходец Центральной Азии, Охотского побережья, Камчатки, Чукотки, директор Геологического комитета России в 1912-1917 гг. В 1902-1919 гг., когда он заведовал кафедрой, основным предметом стал курс «Рудные месторождения».
Студентами К.И.Богдановича в те годы были крупнейшие геологи России XX в.: И.Ф. Григорьев, П.И. Степанов, А.Н. Заварицкий, И.М. Губкин, С.С. Смирнов, С.И. Миронов, Д.В. Наливкин, и многие другие. Они сыграли ключевую роль в становлении нефтяной геологии, открывали золото Алдана и Колымы, месторождения урана. Среди выпускников кафедры – 15 академиков.
На кафедре впервые были разработаны курсы «Месторождения каустобиолитов» (1924 г.), «Месторождения нерудных полезных ископаемых» (1930 г.), курс «Разведочное дело» (1924 г.). В 1930-е гг. разработана классификация разведанных запасов (категории А, В, С1, С2), действующая в России до настоящего времени.
Из достижений последних лет: в 2000 г. профессора А.А. Смыслов и С.В. Сендек стали лауреатами Государственной премии за создание первого «Геологического атласа России». Преподаватели кафедры – соавторы двухтомной монографии «Недра России»: т. I «Полезные ископаемые», т. II «Экология геологической среды».
Контакты кафедры
Учебный центр № 1