Геологическое строение рельеф и полезные ископаемые россии по географии 8 класса

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России.

Вариант 1.

№1. Самые высокие горы России это:

1) Алтай;                

        2) Кавказ;                

3) Саяны;                 

4) Урал.

        №2. Геологическая эра, которая продолжается и сейчас называется:

1) мезозойская;                

2) кайнозойская;                

3) палеозойская.

        №3. Низшая точка поверхности России (- 28 м) расположена:                                                                                                                    

1) на берегу озера Эльтон      

2) в Минусинской котловине    

3) на берегу Каспийского моря  

4) в Васюганских болотах

        №4. Самая высокая горная вершина Алтая: 

1) Шхара        

2) Победа      

 3) Белуха                

 4) Мунку-Сардык

        №5. Подберите к названиям рельефа соответствующие понятия:

1.___ ,                   2. ___ ,         3. ___ ,         4. ____ ,         5. ___ ,         6. _____.

1. Восточно-Европейская.                                А. хребет;

2. Среднесибирское                                Б. горы;

3. Кавказ.                                                В. плоскогорье;

4. Алтай.                                                Г. равнина;

5. Черского.                                                Д. низменность;                

6. Приволжская.                                        Е. возвышенность.

        №6. В каких горах находятся названные горные вершины?

 1. _____ , 2. ______ , 3. ________ .

1. Урал.                                                        А. Белуха;

2. Кавказ.                                                        Б. Казбек;

3. Алтай.                                                        В. Народная;        

                                                                Г. Конжаковский Камень.

№7. Выделите формы рельефа, созданные внутренними процессами в земной коре.

  1. Горы.                
  2. Овраги.                
  3. Долины рек.                
  4. Песчаная гряда.

№8. Соотнесите названия и геологические термины:

 1. ____ , 2. _____ , 3. ______ , 4. ______ , 5. _______ .

1. Русская.                                                        А. щит;

2. Сибирская.                                                 Б. платформа;

3. Балтийский.                                                В. плита.

4. Западно-Сибирская.

5. Алданский.

№9. В каких горах сейсмичность не проявляется?

1. На Урале.                

2. На Кавказе                

3. На Саянах.      

 4. На Алтае        

 5. На Памире.

№10. Определите, в результате каких причин проявляется активная сейсмическая деятельность на Камчатке и Курилах.

  1. Происходит столкновение двух литосферных плит: Евразиатской и Тихоокеанской.
  2. Происходит раздвижение двух литосферных плит.
  3. Материковая и океаническая плиты скользят относительно друг друга.

        №11. Попробуйте «заглянуть» в прошлое Земли – геологическую историю земной поверхности. В каких периодах происходили следующие события?

1. ____, 2. ___, 3. ____ .

  1. Активная вулканическая деятельность. Образование железных руд. Зарождение жизни в воде.
  2. Вымирание гигантских рептилий. Появление птиц и млекопитающих. Образование нефти, горючих сланцев, мела, угля, фосфоритов.
  3. Несколько оледенений. Появление человека. Формирование природных зон. Образование торфа, месторождений золота, алмазов, драгоценных камней.

А. четвертичный период;                

Б. архейский;                

В. меловой.

        №12. Какой уклон поверхности имеют равнины?

1. ______ ,         2. _______ ,           3._______ .

1. Восточно-Европейская.                                        А. на север;        

2. Западно-Сибирская.                                        Б. на юг;

3. Среднесибирское плоскогорье.                        В. к северу и к югу.

        №13. Для какой тектонической структуры характерно только горизонтальное залегание горных пород?

1. Щит.                

2. Плита.                

3. Платформа.                

4. Складчатость.

        №14. Почему Уральские горы так богаты полезными ископаемыми?

  1. Месторождения полезных ископаемых находятся под толщиной осадочных пород.
  2. Это древняя складчатая область.
  3. Внешние процессы разрушают горы, обнажая месторождения полезных ископаемых
  4. Они пересекают несколько природных зон.

        №15. Какие внутренние процессы формируют рельеф?

1. Действие силы тяжести.                                

2. Действия земной коры.                                 

3. Вулканизм.

4.Выветривание.

        №16. Какая форма рельефа образуется на стыке литосферных плит?

1. Мелкосопочник.         

2. Равнина.                 

3. Горы.                 

4. Плоскогорье.

        №17. К каким тектоническим структурам приурочены месторождения в основном рудных полезных ископаемых?

1. К плитам.                                                        

2. К складчатым областям.                        

3. К щитам.

4. К платформам.

        №18. Как образовались осадочные горные породы?

  1. В результате действия высоких температур в слоях Земли.
  2. Из магмы, поднимавшейся на земную поверхность.
  3. Из накопившихся в древних морях и озёрах остатков растений и животных.

        №19. Для какой местности характерен наиболее эрозионный рельеф? Определите, с чем это связано.

  1. Горная местность.                                
  2. Равнина.

А. деятельность текущей воды проявляется в накоплении рыхлых горных пород;

Б. стекающая вода постепенно разрушает твёрдые породы, сносит рыхлый материал.

        №20. Какие процессы, вызванные силой тяжести, наблюдаются?  

1. _____ ,           2. _____ ,         3. _______ .

1. На берегах рек.                                                А. обвалы, осыпи;

2. В горах.                                                         Б. сели.

3. На склонах оврагов.

Ответы 1 вариант

№ вопроса

ответ

1

2

2

2

3

3

4

3

5

1г, 2в, 3б,4б,5а, 6е

6

1вг, 2б,3а

7

1

8

1б, 2б, 3а, 4в, 5а

9

1

10

1

11

1б, 2в, 3а

12

1в, 2а, 3а

13

2

14

2, 3

15

2,3

16

3

17

2, 3

18

3

19

20

1а,2а,б, 3а

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России.

Вариант 2.

№1. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения?

1)  остров Сахалин                      

2) острова Новая Земля              

3) полуостров Таймыр

4) Кольский полуостров

№2. Самая низкая отметка на территории России:  

1) – 10 м          

2) – 18 м        

3) – 28 м              

4) – 38 м

№3. Самые протяженные горы:  

1) Уральские                

2) Сихотэ-Алинь                

3) Кавказ

№4. Районами проявления сильных землетрясений в России являются:

1) Урал, Среднесибирское плоскогорье    

2) Кольский полуостров, Западно-Сибирская низменность

3)  Камчатка, Курильские острова, Кавказ

        №5. Подберите к названиям форм рельефа соответствующие определения:

  1. ____ ,         2. ____ ,         3. _____ ,         4. _____ ,         5. ____ ,         6. _____ .

1. Западно-Сибирская                                        а. хребет;

2. Прикаспийская                                                б. горы;

3. Урал                                                        в. плоскогорье;

4. Среднерусская                                                г. равнина;

5. Верхоянский                                                д. низменность;

6. Саяны.                                                        е. возвышенность.

        №6. В каких горах находятся горные вершины?  

1. ____ ,     2. _____ ,        3. ____ .

1. Урал                                                        а. Белуха

2. Кавказ                                                         б. Ямантау

3. Алтай                                                         в. Эльбрус

        №7. Выделите формы рельефа, созданные внешними процессами.

  1. горы;                                                        
  2. долины рек;                                
  3. низменности;
  4. возвышенности.

        №8. Определите тектонические структуры, которые соответствуют  названным формам рельефа:                 

1. ______ ,  2. ______ , 3. _____ ,         4. _____.

  1. Уральские горы.
  2. Кавказские горы.
  3. Восточно-Европейская равнина.
  4. Горные хребты Северо-Восточной Сибири.

А. кайнозойская (современная) складчатость;

Б. мезозойская складчатость;

В. герцинская складчатость

Г. осадочный чехол древних платформ.

        №9. В каких районах страны часто происходят землетрясения и извержения вулканов?

  1. На Курильских островах.                                
  2. На Алтае.                                                
  3. На Памире.
  4. На Камчатке.
  5. 5. На Кавказе.

        №10. Где сейсмичность не проявляется?

  1. В Чукотском море.                                
  2. На Камчатке.                                        
  3. На Кольском полуострове.                .
  4. На Курильских островах.                        
  5. На Сахалине.
  6. На Урале.
  7. На Кавказе.
  8. В Забайкалье.

        №11. Выберите определения, которые подходят  понятию «платформа».

  1. Это относительно устойчивая тектоническая структура.
  2. Имеет двухъярусное  строение: складчатый фундамент и осадочный чехол.
  3. Горные породы залегают почти горизонтально.
  4. горные породы залегают и горизонтально, и складками (в местах поднятия кристаллического фундамента).
  5.  Все названные.

        №12. Сопоставьте названия платформ и возраст их фундамента.

1. Русская __________________ .                        а. молодая;

2. Западно-Сибирская ________ .                        б. древняя.

3. Сибирская ________________ .

        №13. Какие внешние процессы формируют рельеф?

1. Водная эрозия.                

2. Работа ветра.                

3. Вулканизм.            

4. Землетрясения.

        №14. В каких горах  некоторые вершины достигают более 5000 м?

1. На Кавказе.         

2. В Тянь-Шане.                

3. На Алтае.                        

        №15. Определите, какие горы возникают при вторичном поднятии.

1. Глыбовые.                        

2. Складчато-глыбовые.                

3. Складчатые.

        №16. К каким тектоническим структурам приурочены месторождения в основном осадочных горных пород?

  1. Плиты.                
  2. Складчатые области                        
  3.  Щиты.

        №17. Как образовались рудные полезные ископаемые?

  1. В результате огромного давления в толще горных пород.
  2. Из накопившихся остатков растений и животных в толще горных пород.
  3. Поднимавшаяся из недр Земли магма застывала в толще пород.

        №18. Выделите форму рельефа, созданную деятельностью человека.

1. овраги;                        

2. балки;                        

3. барханы;                

4. котловины.

        №19. Какие меры предпринимают, чтобы предотвратить действия силы тяжести в толще горных пород?

1. Укрепляют склоны камнем.                

2. Сажают деревья на склонах.                

3. Делают водостоки.                        

4. Строят дамбы.

5. Строят водохранилища.

6. Разравнивают поверхность склона.

        №20. В.И. Вернадский говорил о том, что человечество становится мощной геологической силой. Что из перечисленного подтверждает слова великого учёного?

  1. При строительстве человек выравнивает холмистый рельеф, взрывает горы,

создаёт возвышения. Искусственные моря, озёра, расширяет сушу, намывая прибрежную зону.

  1. При добыче полезных ископаемых человек создаёт глубокие котлованы, искусственные насыпные горы – терриконы.
  2. Человек углубляется в толщу Земли: роет глубокие шахты, прокладывает коммуникации, ведёт подземное строительство.
  3. Антропогенные нагрузки на земную поверхность приводят к ускорению образования обвалов, оползней, затоплению или иссушению территорий.
  4. Всё перечисленное.

Ответы 2 вариант

№ вопроса

ответ

1

1

2

3

3

1

4

3

5

1г, 2д, 3б, 4е

6

1бг,  2в, 3а

7

2

8

1в, 2а, 3б

9

1, 4

10

6

11

5

12

1б, 2а, 3б

13

1, 2

14

1

15

2

16

1

17

1

18

4

19

1234

20

5

Источник

Слайд 1

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России География 8 класс (обобщающий урок) Колесникова Ирина Васильевна у читель географии и экономики в ысшей квалификационной категории МОБУ СОШ №2 г. Свободный Амурской области

Слайд 2

Цели и задачи: 1. Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа. 2. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа. 3. Проверить знание номенклатуры.

Слайд 3

№1. Объяснить понятия: 1. рельеф 2. платформа 3. щит 4. полезные ископаемые 5. месторождения п /и 6. бассейн п /и 7. морена 8. сели 9. оползень 10. терриконы

Слайд 4

№ 2. Определи объект : 1. Холмистая равнина, расположена на древней платформе – … 2. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность, много болот и озёр – … 3. Где в России сошлись «вода и пламень»? 4. Самые высокие горы России – …..

Слайд 5

№ 2. Определи объект: 5 . Самые длинные горы России – 6 . Самая низкая равнина России, лежащая ниже уровня океана -… 7. Самая высокая равнина России -.. 8 . Самые высокие горы азиатской части России – …

Слайд 6

№ 2. Определи объект: 9. Горы на полуострове Таймыр -… 10. Самый высокий действующий вулкан России – … 11.Самое крупное месторождение железных руд – … 12. Самый крупный каменноугольный бассейн – … …..

Слайд 7

№ 3. Третий лишний… 1. сели, оползни, землетрясения 2. Эльбрус, Эверест, Белуха 3. Байкал, Эльтон, Баскунчак 4. барханы, терриконы, карьеры 5. Кузбасс, Подмосковный. Печорский 6. Подмосковный, Ленский, Канско-Ачинский 7. уголь, бензин, газ 8. алмазы, янтарь, золото 9. Кавказ, Урал, Алтай 10. плита, щит, платформа

Слайд 8

№ 4. Что это? 1. лакколит 2. Ильменский 3. кимберлитовая трубка 4. рекультивация 5. эрозия 6. тектоника 7. палеонтология 8. геология 9. гейзер 10. траппы

Слайд 9

№ 5 Ответить на вопросы: 1.Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? 2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? 3. «Чёрное золото», «солнечный камень»… О чём речь? 4. Географы называют его «каркасом природы»… О чём речь?

Слайд 10

№ 5 Ответить на вопросы: 5. Что общего у карьеров и терриконов? 6. Морены, троги , озы , камы …..Что общего в образовании этих форм рельефа? 7. Равнины – на древних платформах, а горы -…..? 8. Что общего у следующих п /и – фосфориты, уголь, нефть, соли…?

Слайд 11

№ 6. Установите соответствие: горы вершина 1. Кавказ а) Народная 2. Урал б) Белуха 3. Алтай в) Мунку- Сардык 4. Саяны г) Победа 5. хр. Черского д ) Эльбрус

Слайд 12

№ 7. Установите соответствие: Рельефообразующие процессы Формы рельефа 1. Антропогенные (человек) а) барханы, дюны 2. Флювиальные (текучие воды) б) морены, бараньи лбы, кары 3. Гляциальные (ледниковые) в) оползни, лавины, обвалы 4. Эоловые ( деятельность ветра) г) овраги, каньоны 5. Сила тяжести д ) дамбы, терриконы, курганы

Слайд 13

№ 8. Что их объединяет? 1. Ключевская, Корякская, Кроноцкая …………..? 2.Бырранга, Саяны, Алтай………………………..? 3 Эльбрус, Белуха, Народная……………………? 4. фосфориты, аппатиты , алмазы……………….? 5. уголь, нефть, торф………………………………..? 6. Русская, Прикаспийская, Западно – Сибирская……………………………………………? 7. Ладожское, Онежское, Чудское…………………? 8. Срединный, Верхоянский , Сихоте – Алинь ……………………………………………………? 9. Среднерусская, Приволжская, Валдайская…? 10. землетрясения, оползни, сели………………..?

Слайд 14

Проверь себя!

Слайд 15

Домашнее задание: 1. Работа с контурной картой (формы рельефа и п / и ) 2. Составить кроссворд или тест по теме «Рельеф и п / и России» 3. Составить туристический буклет или проект «Уникальные уголки России»

Источник

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 103

Советского района г. Волгограда

Методическая разработка урока:

 «Геологическое строение,

 рельеф и полезные ископаемые России»

8 класс

Выполнила:

учитель географии,

Азатян Татьяна Срапионовна

Волгоград 2013г

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»

Планируемые образовательные результаты (в результате урока обучающиеся смогут):

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Наносить на контурную карту  формы рельефа;
  • Соотносить формы рельефа и геологические структуры;
  • Определять по описанию крупные горные вершины;
  • Находить в атласе ответы на поставленные вопросы;
  • Называть горные породы, используя их признаки;
  • Отвечать на блиц-опрос  по данной теме.

Познавательные:

  • Находить в атласе достоверную информацию;
  • Анализировать и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • Определять цель и проблему на уроке;
  • Выбирать средства достижения цели в группе;
  • Работать по маршруту, постепенно достигая цели

Коммуникативные:

  • Организовывать работу в группе;
  • Преодолевать конфликты;
  • Понимать позицию другого;
  • вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу;
  • осваивать новые социальные роли и правила;
  • осознавать свои эмоции и контролировать их.
  • осознавать себя патриотом своей малой родины;
  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

Вид используемых на уроках средств ИКТ

Компьютер, проектор

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УРОКА

ЭТАП 1. Актуализация знаний. Целепологание.

Учитель: «Мы с вами живем в красивой и уникальной стране.  Природа России восхищала своей красотой многих поэтов и писателей. Невозможно быть грамотным человеком, не зная особенностей природы нашей страны, причин формирования и изменения природного мира»

Вопрос: Ребята, какую мы с вами изучали тему на протяжении нескольких уроков?

Ответы учеников « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые»

Учитель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в составе геологических отрядов. Геологическим отрядам, чтобы решить стоящие перед ней задачи, вооружена:

маршрутным листом, атласом.

Сегодня на нашем уроке стоят следующие задачи:

– пройти маршрут урока;

–  выполнить задания по теме: « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые».

Вопрос:  Как вы думаете, чем я предложу вам вооружиться, чтобы решить поставленные задачи?

Ответы учеников: знаниями, полученными на предыдущих уроках.

 ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации.

Профессия геолога, путешественника полна  приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу: красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.

Ответ «крокос» – «шафран»-   крокоит

Вопрос:   Кто готов дать ответ?

Возникает проблемная ситуация.

ЭТАП 3.   Планирования.

Учитель:  Перед вами маршрут путешествия по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». На нем указаны ваши привалы. Нужно на каждом привале выполнить определённое задание, за правильное выполнение которого вы получаете баллы и подсказку, которая вас приблизит к разгадке квеста. Действия ваши должны быть слажены, распределите между собой роли, кто из вас за что отвечает. Только полученные знания, грамотное взаимодействие и поддержка друг друга гарантируют вашей команде успешную разгадку тайны!

Подсказки –  это буквы, составляющие слово «крокоит»

ЭТАП 4.  «Открытие» новых знаний – решение географического квеста.

Учитель: В добрый путь друзья! Успехов вам!

Любое путешествие начинается с карты. Вам нужно будет воспользоваться своими знаниями, что бы выполнить это задание.

№ 1 .  Старт «Карта»

Учитель:

Первопроходцем быть нелегко,

Пред ним стояло много задач,

Тебе же в готовом все виде дано,

На контурной карте ты обозначь:

  1. Плато  Путорана
  2. г. Народная
  3. Среднерусская возвышенность
  4. Хр. Черского
  5. г. Белуха
  6. Западно- Сибирская равнина
  7. Восточный Саян
  8. Приволжская возвышенность

За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)

Ученики выполняют задание. Наносят на  контурную карту географические объекты.

 2. Привал  « Рельеф и геология»

Учитель:

Без знания прошлого нам не понять,

Как могут нынче так горы стоять?

Почему в это море той речке впадать?

И где нужно уголь и нефть добывать?

Вчера и сегодня вы сопоставьте,

Рельф и структуру на место поставьте!

За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)

Формы рельефа

Геологические структуры

  1. Алданское нагорье

1. Герцинская складчатость

  1. Восточно-Европейская равнина

2. Кайназойская складчатость

  1. Уральские горы

3. Мезозойская складчатость

  1. Верхоянский хребет

4. Анабарский щит

  1. Кавказские горы

5. Платформа Сибирская

  1. Плато Путорана

6. Байкальская складчатость

  1. Восточный Саян

7. Щит Алданский

  1. Сибирское плоскогорье

8. Платформа Восточно-Европейская

Ученики сопоставляют данные таблицы. Дают отет.

Формы рельефа

Геологическое строение

  1. Алданское нагорье

Щит  Алданский

  1. Восточно-Европейская равнина

Платформа Восточно-Европейская

  1. Уральские горы

Герцинская складчатость

  1. Верхоянский хребет

Мезозойская складчатость

  1. Кавказские горы

Кайназойская складчатость

  1. Плато Путорана

Анабарский щит

  1. Восточный Саян

Байкальская складчатость

  1. Сибирское плоскогорье

Платформа  Сибирская

3. «Восхождение»

Учитель: 

Путешественник стремится

К тем местам, где не бывал.

Смелым быстро покорится

Весь Кавказ и весь Алтай!

Продолжай свой путь отважный!

Верь удачливой звезде!

Покори свой самый важный

Пик к заветнейшей мечте!

        Учитель:  Зачитывает описание географического объекта.

Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее извержение датируется 50 г.н. э.  В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы  гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс».  Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».

Ученики: пользуясь атласом, дают ответ: г. Эльбрус.

Учитель: После того, как слово угадано, его нужно собрать из букв, расположенных у доски в коробках цвета, соответствующих цвету карточек, на которых написано название географического объекта.

Ученики: выходят к доске по  одному представителя от отряда и выкладывает по буквам на скорость угаданное слово- Эльбрус.

 (За отгаданное слово 1-балл, и команда первая собравшая слово получает ещё 1 балл.)

4.  Привал  «Легкое перо»

Учитель:

Представьте, друзья, что открыли вы край,

Где вы не бывали, и никто не бывал!

Как рассказать об открытии этом,

Если рожден ты, увы, не поэтом?

Как подобрать к описанью слова,

Чтоб достоверность и краткость была?

Вот тренируйтесь: дана вам опора,

Есть правда лишних в списке два слова.

        Их ты не трогай, а из остальных

        Составь описание лучше других,

        В одно предложение все умести,

        За каждое слово получишь очки!

  1. По-ов Таймыр
  2. Срединный хребет
  3. Кайнозойская складчатость
  4. Землятресение
  5. г. Эльбрус
  6. Лава
  7. Туф
  8. Ключевская Сопка

Ученики составляют описание местности

Лишние слова:  По-ов Таймыр, г. Эльбрус

5.  Привал «Черный ящик»

Учитель:

Перед вами черный ящик.

В нем лежит предмет искрящий,

Вместе с ним предмет тяжелый,

Рядом- мягкий и знакомый.

Я подробнее о них

Вам прочту сейчас же стих.

Кто узнает минерал-

Тут же руку поднимай.

Учитель: раздает черные ящики с заданиями.

Есть в нем блеск, есть в нем металл,

Был железом- станет сталь!

Цвет имеет серо-черный,

В КМА запас его огромный.

(Гематит)

С кристаллами кварца, прочный, тяжелый.

Для нашей планеты он служит основой.

Воздвигнуть с него монумент вековой,

В строительстве дома и мостовой.

Цветов он бывает разных в природе.

Богата Карелия этой породой.

(Гранит)

Белый и мягкий, кладезь кальцита,

Сделан из раковин древних улиток.

Дом побелить или сделать бетон,

Повсюду полезным окажется он,

С древности люди его применяют.

В центральной России сейчас добывают.

(Известняк)

Ученики определяют, какие горные породы находятся в черных ящиках.

Учитель: Когда наступает самый сложный момент в путешествии, то за начальником экспедиции  или отряда остается  последние решение. И сейчас начальники отрядов должны помочь своей команде приблизиться к победе.

  1.  «Последний перевал»!

Учитель:

Очень трудно, очень сложно

Помнить все определенья,

Капитанам нужно быстро

Закончить верно предложенья!

  1. Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)
  2.  Низменность, на которой мы живем, называется… ( Прикаспийская)
  3.  К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)
  4. Самые длинные горы России …..( Уральские)
  5. Под действием внутренних процессов земли формируются … и ….(крупнейшие и крупные) формы рельефа.
  6. Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это…( море, ледники, реки, ветер..)
  7.  Форма оледенения из смеси  льда, песка,  глины, щебня – это…  ( морена)
  8. В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..( уголь, нефть, газ, мел)
  9. Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)
  10. Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….( полезные ископаемые)
  11. Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)
  12. Самые высокие горы России…….(Кавказ)
  13. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются….( антропогенные)
  14. Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)
  15. Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).
  16. Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)
  17. Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы. ( Восточно-Европейская и Сибирская)
  18.  К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных пол.

Иск.)

  1. Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время:  ….(кайнозойская)
  2. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…( землетрясение

Ученики:  начальники отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.        

ЭТАП 5.    Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Теперь попытайтесь составить из них слово, и мы узнаем что это за красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры и музеи по всей планете. В шурфе Березовского рудоуправления его добывают по настоящее время.

Ученики называют ответ:  крокоит

Демонстрация ролика о крокоите.

Учитель: Описание минерала и его характеристики

Название «крокоит» произошло от греческого слова crocos — шафран.

Крокоит – исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова “Первые основания металлургии” в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году.

Крокоит – минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздкамии вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья.

Крокоит – редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах – Австралия.

ЭТАП 6.    Рефлексия.

Ребята, геологические отряды иногда годами ищут новый минерал, а мы с вами решили эту задачу в течение одного урока.

Вопросы учителя:

С какими трудностями вы встретились в пути?

Что помогло вам в нашем приключении?

Ответы учеников…

Учитель: Предлагаю каждому геологическому отряду подсчитать свои  результаты и написать его в своем маршруте на финишной прямой. А теперь оцените свою работу на уроке и отразите ее на вашем маршруте, прикрепив смайлик и свою отметку.

Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и комфортно

Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался, но мне было интересно.

Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно.

ЭТАП 7.    Домашнее задание.

Учитель:   Предлагаю вам,  использовать свои знания по данные теме и  написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и  полезных ископаемых Волгоградской области»

А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю.

Литература:

  1. Андреева В.Н.  Предметная неделя географии в школе.-Ростов- на-Дону:Феникс, 2008.
  1. География России. 8 класс. / сост. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.-М.: Дрофа, 2012.
  1. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах./сост. Н.А. Касаткина. –Волгоград, 2005.
  1. География.7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
  2. Географический атлас. 8 класс. -М.:Дрофа, 2012.
  1. Занимательная  география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова.-М.: Глобус, 2009

Информационные ресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library

https://festival.1september.ru

https://www.mirgeografii.ru

https://pedsovet.su

Источник