Геологическое строение рельеф и полезные ископаемые россии по географии 8 класса
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России.
Вариант 1.
№1. Самые высокие горы России это:
1) Алтай;
2) Кавказ;
3) Саяны;
4) Урал.
№2. Геологическая эра, которая продолжается и сейчас называется:
1) мезозойская;
2) кайнозойская;
3) палеозойская.
№3. Низшая точка поверхности России (- 28 м) расположена:
1) на берегу озера Эльтон
2) в Минусинской котловине
3) на берегу Каспийского моря
4) в Васюганских болотах
№4. Самая высокая горная вершина Алтая:
1) Шхара
2) Победа
3) Белуха
4) Мунку-Сардык
№5. Подберите к названиям рельефа соответствующие понятия:
1.___ , 2. ___ , 3. ___ , 4. ____ , 5. ___ , 6. _____.
1. Восточно-Европейская. А. хребет;
2. Среднесибирское Б. горы;
3. Кавказ. В. плоскогорье;
4. Алтай. Г. равнина;
5. Черского. Д. низменность;
6. Приволжская. Е. возвышенность.
№6. В каких горах находятся названные горные вершины?
1. _____ , 2. ______ , 3. ________ .
1. Урал. А. Белуха;
2. Кавказ. Б. Казбек;
3. Алтай. В. Народная;
Г. Конжаковский Камень.
№7. Выделите формы рельефа, созданные внутренними процессами в земной коре.
- Горы.
- Овраги.
- Долины рек.
- Песчаная гряда.
№8. Соотнесите названия и геологические термины:
1. ____ , 2. _____ , 3. ______ , 4. ______ , 5. _______ .
1. Русская. А. щит;
2. Сибирская. Б. платформа;
3. Балтийский. В. плита.
4. Западно-Сибирская.
5. Алданский.
№9. В каких горах сейсмичность не проявляется?
1. На Урале.
2. На Кавказе
3. На Саянах.
4. На Алтае
5. На Памире.
№10. Определите, в результате каких причин проявляется активная сейсмическая деятельность на Камчатке и Курилах.
- Происходит столкновение двух литосферных плит: Евразиатской и Тихоокеанской.
- Происходит раздвижение двух литосферных плит.
- Материковая и океаническая плиты скользят относительно друг друга.
№11. Попробуйте «заглянуть» в прошлое Земли – геологическую историю земной поверхности. В каких периодах происходили следующие события?
1. ____, 2. ___, 3. ____ .
- Активная вулканическая деятельность. Образование железных руд. Зарождение жизни в воде.
- Вымирание гигантских рептилий. Появление птиц и млекопитающих. Образование нефти, горючих сланцев, мела, угля, фосфоритов.
- Несколько оледенений. Появление человека. Формирование природных зон. Образование торфа, месторождений золота, алмазов, драгоценных камней.
А. четвертичный период;
Б. архейский;
В. меловой.
№12. Какой уклон поверхности имеют равнины?
1. ______ , 2. _______ , 3._______ .
1. Восточно-Европейская. А. на север;
2. Западно-Сибирская. Б. на юг;
3. Среднесибирское плоскогорье. В. к северу и к югу.
№13. Для какой тектонической структуры характерно только горизонтальное залегание горных пород?
1. Щит.
2. Плита.
3. Платформа.
4. Складчатость.
№14. Почему Уральские горы так богаты полезными ископаемыми?
- Месторождения полезных ископаемых находятся под толщиной осадочных пород.
- Это древняя складчатая область.
- Внешние процессы разрушают горы, обнажая месторождения полезных ископаемых
- Они пересекают несколько природных зон.
№15. Какие внутренние процессы формируют рельеф?
1. Действие силы тяжести.
2. Действия земной коры.
3. Вулканизм.
4.Выветривание.
№16. Какая форма рельефа образуется на стыке литосферных плит?
1. Мелкосопочник.
2. Равнина.
3. Горы.
4. Плоскогорье.
№17. К каким тектоническим структурам приурочены месторождения в основном рудных полезных ископаемых?
1. К плитам.
2. К складчатым областям.
3. К щитам.
4. К платформам.
№18. Как образовались осадочные горные породы?
- В результате действия высоких температур в слоях Земли.
- Из магмы, поднимавшейся на земную поверхность.
- Из накопившихся в древних морях и озёрах остатков растений и животных.
№19. Для какой местности характерен наиболее эрозионный рельеф? Определите, с чем это связано.
- Горная местность.
- Равнина.
А. деятельность текущей воды проявляется в накоплении рыхлых горных пород;
Б. стекающая вода постепенно разрушает твёрдые породы, сносит рыхлый материал.
№20. Какие процессы, вызванные силой тяжести, наблюдаются?
1. _____ , 2. _____ , 3. _______ .
1. На берегах рек. А. обвалы, осыпи;
2. В горах. Б. сели.
3. На склонах оврагов.
Ответы 1 вариант
№ вопроса | ответ |
1 | 2 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 3 |
5 | 1г, 2в, 3б,4б,5а, 6е |
6 | 1вг, 2б,3а |
7 | 1 |
8 | 1б, 2б, 3а, 4в, 5а |
9 | 1 |
10 | 1 |
11 | 1б, 2в, 3а |
12 | 1в, 2а, 3а |
13 | 2 |
14 | 2, 3 |
15 | 2,3 |
16 | 3 |
17 | 2, 3 |
18 | 3 |
19 | 1б |
20 | 1а,2а,б, 3а |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России.
Вариант 2.
№1. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения?
1) остров Сахалин
2) острова Новая Земля
3) полуостров Таймыр
4) Кольский полуостров
№2. Самая низкая отметка на территории России:
1) – 10 м
2) – 18 м
3) – 28 м
4) – 38 м
№3. Самые протяженные горы:
1) Уральские
2) Сихотэ-Алинь
3) Кавказ
№4. Районами проявления сильных землетрясений в России являются:
1) Урал, Среднесибирское плоскогорье
2) Кольский полуостров, Западно-Сибирская низменность
3) Камчатка, Курильские острова, Кавказ
№5. Подберите к названиям форм рельефа соответствующие определения:
- ____ , 2. ____ , 3. _____ , 4. _____ , 5. ____ , 6. _____ .
1. Западно-Сибирская а. хребет;
2. Прикаспийская б. горы;
3. Урал в. плоскогорье;
4. Среднерусская г. равнина;
5. Верхоянский д. низменность;
6. Саяны. е. возвышенность.
№6. В каких горах находятся горные вершины?
1. ____ , 2. _____ , 3. ____ .
1. Урал а. Белуха
2. Кавказ б. Ямантау
3. Алтай в. Эльбрус
№7. Выделите формы рельефа, созданные внешними процессами.
- горы;
- долины рек;
- низменности;
- возвышенности.
№8. Определите тектонические структуры, которые соответствуют названным формам рельефа:
1. ______ , 2. ______ , 3. _____ , 4. _____.
- Уральские горы.
- Кавказские горы.
- Восточно-Европейская равнина.
- Горные хребты Северо-Восточной Сибири.
А. кайнозойская (современная) складчатость;
Б. мезозойская складчатость;
В. герцинская складчатость
Г. осадочный чехол древних платформ.
№9. В каких районах страны часто происходят землетрясения и извержения вулканов?
- На Курильских островах.
- На Алтае.
- На Памире.
- На Камчатке.
- 5. На Кавказе.
№10. Где сейсмичность не проявляется?
- В Чукотском море.
- На Камчатке.
- На Кольском полуострове. .
- На Курильских островах.
- На Сахалине.
- На Урале.
- На Кавказе.
- В Забайкалье.
№11. Выберите определения, которые подходят понятию «платформа».
- Это относительно устойчивая тектоническая структура.
- Имеет двухъярусное строение: складчатый фундамент и осадочный чехол.
- Горные породы залегают почти горизонтально.
- горные породы залегают и горизонтально, и складками (в местах поднятия кристаллического фундамента).
- Все названные.
№12. Сопоставьте названия платформ и возраст их фундамента.
1. Русская __________________ . а. молодая;
2. Западно-Сибирская ________ . б. древняя.
3. Сибирская ________________ .
№13. Какие внешние процессы формируют рельеф?
1. Водная эрозия.
2. Работа ветра.
3. Вулканизм.
4. Землетрясения.
№14. В каких горах некоторые вершины достигают более 5000 м?
1. На Кавказе.
2. В Тянь-Шане.
3. На Алтае.
№15. Определите, какие горы возникают при вторичном поднятии.
1. Глыбовые.
2. Складчато-глыбовые.
3. Складчатые.
№16. К каким тектоническим структурам приурочены месторождения в основном осадочных горных пород?
- Плиты.
- Складчатые области
- Щиты.
№17. Как образовались рудные полезные ископаемые?
- В результате огромного давления в толще горных пород.
- Из накопившихся остатков растений и животных в толще горных пород.
- Поднимавшаяся из недр Земли магма застывала в толще пород.
№18. Выделите форму рельефа, созданную деятельностью человека.
1. овраги;
2. балки;
3. барханы;
4. котловины.
№19. Какие меры предпринимают, чтобы предотвратить действия силы тяжести в толще горных пород?
1. Укрепляют склоны камнем.
2. Сажают деревья на склонах.
3. Делают водостоки.
4. Строят дамбы.
5. Строят водохранилища.
6. Разравнивают поверхность склона.
№20. В.И. Вернадский говорил о том, что человечество становится мощной геологической силой. Что из перечисленного подтверждает слова великого учёного?
- При строительстве человек выравнивает холмистый рельеф, взрывает горы,
создаёт возвышения. Искусственные моря, озёра, расширяет сушу, намывая прибрежную зону.
- При добыче полезных ископаемых человек создаёт глубокие котлованы, искусственные насыпные горы – терриконы.
- Человек углубляется в толщу Земли: роет глубокие шахты, прокладывает коммуникации, ведёт подземное строительство.
- Антропогенные нагрузки на земную поверхность приводят к ускорению образования обвалов, оползней, затоплению или иссушению территорий.
- Всё перечисленное.
Ответы 2 вариант
№ вопроса | ответ |
1 | 1 |
2 | 3 |
3 | 1 |
4 | 3 |
5 | 1г, 2д, 3б, 4е |
6 | 1бг, 2в, 3а |
7 | 2 |
8 | 1в, 2а, 3б |
9 | 1, 4 |
10 | 6 |
11 | 5 |
12 | 1б, 2а, 3б |
13 | 1, 2 |
14 | 1 |
15 | 2 |
16 | 1 |
17 | 1 |
18 | 4 |
19 | 1234 |
20 | 5 |
Слайд 1
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России География 8 класс (обобщающий урок) Колесникова Ирина Васильевна у читель географии и экономики в ысшей квалификационной категории МОБУ СОШ №2 г. Свободный Амурской области
Слайд 2
Цели и задачи: 1. Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа. 2. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа. 3. Проверить знание номенклатуры.
Слайд 3
№1. Объяснить понятия: 1. рельеф 2. платформа 3. щит 4. полезные ископаемые 5. месторождения п /и 6. бассейн п /и 7. морена 8. сели 9. оползень 10. терриконы
Слайд 4
№ 2. Определи объект : 1. Холмистая равнина, расположена на древней платформе – … 2. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность, много болот и озёр – … 3. Где в России сошлись «вода и пламень»? 4. Самые высокие горы России – …..
Слайд 5
№ 2. Определи объект: 5 . Самые длинные горы России – 6 . Самая низкая равнина России, лежащая ниже уровня океана -… 7. Самая высокая равнина России -.. 8 . Самые высокие горы азиатской части России – …
Слайд 6
№ 2. Определи объект: 9. Горы на полуострове Таймыр -… 10. Самый высокий действующий вулкан России – … 11.Самое крупное месторождение железных руд – … 12. Самый крупный каменноугольный бассейн – … …..
Слайд 7
№ 3. Третий лишний… 1. сели, оползни, землетрясения 2. Эльбрус, Эверест, Белуха 3. Байкал, Эльтон, Баскунчак 4. барханы, терриконы, карьеры 5. Кузбасс, Подмосковный. Печорский 6. Подмосковный, Ленский, Канско-Ачинский 7. уголь, бензин, газ 8. алмазы, янтарь, золото 9. Кавказ, Урал, Алтай 10. плита, щит, платформа
Слайд 8
№ 4. Что это? 1. лакколит 2. Ильменский 3. кимберлитовая трубка 4. рекультивация 5. эрозия 6. тектоника 7. палеонтология 8. геология 9. гейзер 10. траппы
Слайд 9
№ 5 Ответить на вопросы: 1.Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? 2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? 3. «Чёрное золото», «солнечный камень»… О чём речь? 4. Географы называют его «каркасом природы»… О чём речь?
Слайд 10
№ 5 Ответить на вопросы: 5. Что общего у карьеров и терриконов? 6. Морены, троги , озы , камы …..Что общего в образовании этих форм рельефа? 7. Равнины – на древних платформах, а горы -…..? 8. Что общего у следующих п /и – фосфориты, уголь, нефть, соли…?
Слайд 11
№ 6. Установите соответствие: горы вершина 1. Кавказ а) Народная 2. Урал б) Белуха 3. Алтай в) Мунку- Сардык 4. Саяны г) Победа 5. хр. Черского д ) Эльбрус
Слайд 12
№ 7. Установите соответствие: Рельефообразующие процессы Формы рельефа 1. Антропогенные (человек) а) барханы, дюны 2. Флювиальные (текучие воды) б) морены, бараньи лбы, кары 3. Гляциальные (ледниковые) в) оползни, лавины, обвалы 4. Эоловые ( деятельность ветра) г) овраги, каньоны 5. Сила тяжести д ) дамбы, терриконы, курганы
Слайд 13
№ 8. Что их объединяет? 1. Ключевская, Корякская, Кроноцкая …………..? 2.Бырранга, Саяны, Алтай………………………..? 3 Эльбрус, Белуха, Народная……………………? 4. фосфориты, аппатиты , алмазы……………….? 5. уголь, нефть, торф………………………………..? 6. Русская, Прикаспийская, Западно – Сибирская……………………………………………? 7. Ладожское, Онежское, Чудское…………………? 8. Срединный, Верхоянский , Сихоте – Алинь ……………………………………………………? 9. Среднерусская, Приволжская, Валдайская…? 10. землетрясения, оползни, сели………………..?
Слайд 14
Проверь себя!
Слайд 15
Домашнее задание: 1. Работа с контурной картой (формы рельефа и п / и ) 2. Составить кроссворд или тест по теме «Рельеф и п / и России» 3. Составить туристический буклет или проект «Уникальные уголки России»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 103
Советского района г. Волгограда
Методическая разработка урока:
«Геологическое строение,
рельеф и полезные ископаемые России»
8 класс
Выполнила:
учитель географии,
Азатян Татьяна Срапионовна
Волгоград 2013г
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»
Планируемые образовательные результаты (в результате урока обучающиеся смогут):
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
|
Вид используемых на уроках средств ИКТ | Компьютер, проектор |
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УРОКА
ЭТАП 1. Актуализация знаний. Целепологание.
Учитель: «Мы с вами живем в красивой и уникальной стране. Природа России восхищала своей красотой многих поэтов и писателей. Невозможно быть грамотным человеком, не зная особенностей природы нашей страны, причин формирования и изменения природного мира»
Вопрос: Ребята, какую мы с вами изучали тему на протяжении нескольких уроков?
Ответы учеников « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые»
Учитель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в составе геологических отрядов. Геологическим отрядам, чтобы решить стоящие перед ней задачи, вооружена:
маршрутным листом, атласом.
Сегодня на нашем уроке стоят следующие задачи:
– пройти маршрут урока;
– выполнить задания по теме: « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые».
Вопрос: Как вы думаете, чем я предложу вам вооружиться, чтобы решить поставленные задачи?
Ответы учеников: знаниями, полученными на предыдущих уроках.
ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации.
Профессия геолога, путешественника полна приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу: красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.
Ответ «крокос» – «шафран»- крокоит
Вопрос: Кто готов дать ответ?
Возникает проблемная ситуация.
ЭТАП 3. Планирования.
Учитель: Перед вами маршрут путешествия по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». На нем указаны ваши привалы. Нужно на каждом привале выполнить определённое задание, за правильное выполнение которого вы получаете баллы и подсказку, которая вас приблизит к разгадке квеста. Действия ваши должны быть слажены, распределите между собой роли, кто из вас за что отвечает. Только полученные знания, грамотное взаимодействие и поддержка друг друга гарантируют вашей команде успешную разгадку тайны!
Подсказки – это буквы, составляющие слово «крокоит»
ЭТАП 4. «Открытие» новых знаний – решение географического квеста.
Учитель: В добрый путь друзья! Успехов вам!
Любое путешествие начинается с карты. Вам нужно будет воспользоваться своими знаниями, что бы выполнить это задание.
№ 1 . Старт «Карта»
Учитель:
Первопроходцем быть нелегко,
Пред ним стояло много задач,
Тебе же в готовом все виде дано,
На контурной карте ты обозначь:
- Плато Путорана
- г. Народная
- Среднерусская возвышенность
- Хр. Черского
- г. Белуха
- Западно- Сибирская равнина
- Восточный Саян
- Приволжская возвышенность
За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)
Ученики выполняют задание. Наносят на контурную карту географические объекты.
2. Привал « Рельеф и геология»
Учитель:
Без знания прошлого нам не понять,
Как могут нынче так горы стоять?
Почему в это море той речке впадать?
И где нужно уголь и нефть добывать?
Вчера и сегодня вы сопоставьте,
Рельф и структуру на место поставьте!
За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)
Формы рельефа | Геологические структуры |
| 1. Герцинская складчатость |
| 2. Кайназойская складчатость |
| 3. Мезозойская складчатость |
| 4. Анабарский щит |
| 5. Платформа Сибирская |
| 6. Байкальская складчатость |
| 7. Щит Алданский |
| 8. Платформа Восточно-Европейская |
Ученики сопоставляют данные таблицы. Дают отет.
Формы рельефа | Геологическое строение |
| Щит Алданский |
| Платформа Восточно-Европейская |
| Герцинская складчатость |
| Мезозойская складчатость |
| Кайназойская складчатость |
| Анабарский щит |
| Байкальская складчатость |
| Платформа Сибирская |
3. «Восхождение»
Учитель:
Путешественник стремится
К тем местам, где не бывал.
Смелым быстро покорится
Весь Кавказ и весь Алтай!
Продолжай свой путь отважный!
Верь удачливой звезде!
Покори свой самый важный
Пик к заветнейшей мечте!
Учитель: Зачитывает описание географического объекта.
Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее извержение датируется 50 г.н. э. В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс». Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».
Ученики: пользуясь атласом, дают ответ: г. Эльбрус.
Учитель: После того, как слово угадано, его нужно собрать из букв, расположенных у доски в коробках цвета, соответствующих цвету карточек, на которых написано название географического объекта.
Ученики: выходят к доске по одному представителя от отряда и выкладывает по буквам на скорость угаданное слово- Эльбрус.
(За отгаданное слово 1-балл, и команда первая собравшая слово получает ещё 1 балл.)
4. Привал «Легкое перо»
Учитель:
Представьте, друзья, что открыли вы край,
Где вы не бывали, и никто не бывал!
Как рассказать об открытии этом,
Если рожден ты, увы, не поэтом?
Как подобрать к описанью слова,
Чтоб достоверность и краткость была?
Вот тренируйтесь: дана вам опора,
Есть правда лишних в списке два слова.
Их ты не трогай, а из остальных
Составь описание лучше других,
В одно предложение все умести,
За каждое слово получишь очки!
- По-ов Таймыр
- Срединный хребет
- Кайнозойская складчатость
- Землятресение
- г. Эльбрус
- Лава
- Туф
- Ключевская Сопка
Ученики составляют описание местности
Лишние слова: По-ов Таймыр, г. Эльбрус
5. Привал «Черный ящик»
Учитель:
Перед вами черный ящик.
В нем лежит предмет искрящий,
Вместе с ним предмет тяжелый,
Рядом- мягкий и знакомый.
Я подробнее о них
Вам прочту сейчас же стих.
Кто узнает минерал-
Тут же руку поднимай.
Учитель: раздает черные ящики с заданиями.
Есть в нем блеск, есть в нем металл,
Был железом- станет сталь!
Цвет имеет серо-черный,
В КМА запас его огромный.
(Гематит)
С кристаллами кварца, прочный, тяжелый.
Для нашей планеты он служит основой.
Воздвигнуть с него монумент вековой,
В строительстве дома и мостовой.
Цветов он бывает разных в природе.
Богата Карелия этой породой.
(Гранит)
Белый и мягкий, кладезь кальцита,
Сделан из раковин древних улиток.
Дом побелить или сделать бетон,
Повсюду полезным окажется он,
С древности люди его применяют.
В центральной России сейчас добывают.
(Известняк)
Ученики определяют, какие горные породы находятся в черных ящиках.
Учитель: Когда наступает самый сложный момент в путешествии, то за начальником экспедиции или отряда остается последние решение. И сейчас начальники отрядов должны помочь своей команде приблизиться к победе.
- «Последний перевал»!
Учитель:
Очень трудно, очень сложно
Помнить все определенья,
Капитанам нужно быстро
Закончить верно предложенья!
- Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)
- Низменность, на которой мы живем, называется… ( Прикаспийская)
- К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)
- Самые длинные горы России …..( Уральские)
- Под действием внутренних процессов земли формируются … и ….(крупнейшие и крупные) формы рельефа.
- Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это…( море, ледники, реки, ветер..)
- Форма оледенения из смеси льда, песка, глины, щебня – это… ( морена)
- В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..( уголь, нефть, газ, мел)
- Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)
- Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….( полезные ископаемые)
- Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)
- Самые высокие горы России…….(Кавказ)
- Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются….( антропогенные)
- Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)
- Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).
- Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)
- Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы. ( Восточно-Европейская и Сибирская)
- К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных пол.
Иск.)
- Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время: ….(кайнозойская)
- Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…( землетрясение
Ученики: начальники отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.
ЭТАП 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Теперь попытайтесь составить из них слово, и мы узнаем что это за красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры и музеи по всей планете. В шурфе Березовского рудоуправления его добывают по настоящее время.
Ученики называют ответ: крокоит
Демонстрация ролика о крокоите.
Учитель: Описание минерала и его характеристики
Название «крокоит» произошло от греческого слова crocos — шафран.
Крокоит – исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова “Первые основания металлургии” в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году.
Крокоит – минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздкамии вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья.
Крокоит – редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах – Австралия.
ЭТАП 6. Рефлексия.
Ребята, геологические отряды иногда годами ищут новый минерал, а мы с вами решили эту задачу в течение одного урока.
Вопросы учителя:
С какими трудностями вы встретились в пути?
Что помогло вам в нашем приключении?
Ответы учеников…
Учитель: Предлагаю каждому геологическому отряду подсчитать свои результаты и написать его в своем маршруте на финишной прямой. А теперь оцените свою работу на уроке и отразите ее на вашем маршруте, прикрепив смайлик и свою отметку.
Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и комфортно | |
Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался, но мне было интересно. | |
Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно. |
ЭТАП 7. Домашнее задание.
Учитель: Предлагаю вам, использовать свои знания по данные теме и написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и полезных ископаемых Волгоградской области»
А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю.
Литература:
- Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе.-Ростов- на-Дону:Феникс, 2008.
- География России. 8 класс. / сост. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.-М.: Дрофа, 2012.
- География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах./сост. Н.А. Касаткина. –Волгоград, 2005.
- География.7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
- Географический атлас. 8 класс. -М.:Дрофа, 2012.
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова.-М.: Глобус, 2009
Информационные ресурсы:
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library
https://festival.1september.ru
https://www.mirgeografii.ru
https://pedsovet.su