География наука из наук замечательная интересная полезная и увлекательная

География наука из наук замечательная интересная полезная и увлекательная thumbnail

Урок4. Мир глазами географа

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать с глобусом и картой.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

https://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карта полушарий, физическая карта; дидактическая игра «Домино и астрономия» (4 комплекта), карточки с текстами; разрезанные карты Восточного полушария (3 комплекта)

Основные
понятия

География, географ, глобус, географическая карта, экватор, параллель, меридиан

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Подумайте, кто мог написать такое стихотворение?

География – наука из наук, замечательная,

Интересная, полезная и увлекательная!

Убедила нас она, что Земля

И кругла, многообразна и чудес полным-полна!

Всё теперь мы знаем и про реки, про моря –

И про устья и истоки и какая глубина!

Всё про горы и равнины изучили мы, дивясь,

Чудесами восхищались, откровенно, не таясь!

А про страны, континенты, про народы, города

Столько мы всего узнали… Закружилась голова!

Географией «болею», трудно дома мне сидеть,

Путешественником стану, мир хочу я посмотреть!

– Такое стихотворение мог написать только будущий географ. Вот его-то «глазами» мы и посмотрим на мир сегодня на уроке

Слушают, принимают участие в диалоге.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания.

Дидактическая игра «Домино и астрономия»

– Как правильно наблюдать звездное небо?

– Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.

– Что вы о них знаете?

Предлагает три комплекта карточек hello_html_m78ce686d.jpg

Отвечают на вопросы. делятся на 3 команды.

Побеждает
команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино

Групповая, фронтальная, индивидуальная

Познавательные:осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; адекватно воспринимают информацию.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют
и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельнос-

Устные ответы,

выполненные задания

III. Изучение нового материала

Работа
над темой «Глобус».

Загадки.

– Что же изучает наука география?

– Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». слово «география» образовалось из двух слов: «ге»– земля и «графо» – пишу. Интересно, что «ге» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню земли.

Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?

– Послушайте внимательно загадки hello_html_m78ce686d.jpg. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадки.

фронтальная

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику.

путешествовать по планете.

– Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой. Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.

– Какую форму имеет глобус?

– Оказывается, что латинское слово «глобус» означает «шар». Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.

– Какую он имеет окраску? И почему?

– Почемуглобус называют «мяч в сетке»?

– Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса. Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.

– Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем в учебнике (с. 24).

– Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?

– Как назвал он свое изобретение?

– Чем глобус М. Бехайма отличается от современного?

Рассматривают глобус.

Отвечают
на вопросы учителя.

самостоятельно читают текст.

ти, осуществляют поиск средств их достижения.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Пауза психологической разгрузки.

Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия).

читает текст hello_html_m78ce686d.jpg.

Слушают.

Работа
над темой «Географическая карта»

– Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!

– Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

– Нужен другой помощник. Что это?

Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

– С какими видами географических карт вы уже знакомы?

– Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.

предлагает мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.

Демонстрирует карту полушарий.

– Совсем не случайно такое изображение называют «карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.

Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Сравните масштабы карт полушарий в учебнике
(с. 26, 27) и на доске

Отвечают
на вопросы учителя.

Рассматривают карту полушарий

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Практическая деятельность

Работа
по учебнику
(с. 23).

Работа
с настенной картой.

Самостоятельная
работа.

– Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?

– Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.

1. Дополнить текст:

Модель Земли называют… . А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют… . На физической карте синим цветом обозначена… , коричневым, желтым, зеленым – … , белым – … . Каждая карта имеет свой… . Если работаешь у настенной карты, стой… , когда держишь указку в правой руке, и… , когда указка в левой.

2. Собрать полушарие. Назвать географические
объекты.

Устанавливают сходство и различие глобуса и карты полушарий.

выходят к доске и на настенной карте показывают материки
и океаны.

Вписывают
недостающие слова.

Собирают
разрезанную по экватору
и меридианам карту Восточного полу-

Групповая, фронтальная.

Индивидуальная

Познавательные:

осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Устные ответы, выполненные задания

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Задания
из электронного приложения к учебнику

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

шария, записывают его материки
и океаны.

Выполняют
задания

Личностные:

осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Над какой темой работали?

– Что нового узнали?

– Полезным будет для вас изученный материал в будущем?

– Какую он имеет практическую направленность?

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

– какие задания выполнять было легко?

– как оцениваете свою деятельность на уроке?

читают вывод в учебнике (с. 29).

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 22–29. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2

Слушают, уточняют
задания

индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных

задач

Задания

Ресурсный материал

Загадки

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками… (глобус).

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.

(Географическая карта.)

Пауза психологической разгрузки

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Карточки к игре «Домино и астрономия»

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ         “Гимназия №5”

              ТЕМА: География в  сказках.

                                                   выполнила: ученица 6 б класса

                                                                МБОУ «Гимназия№5»

                                                                Михайлова Анастасия

                                                                руководитель: Фролова Н.В.

                              г.Северобайкальск – 2013

                                           Введение

      Ещё до появления географической науки люди прекрасно умели ориентироваться в окружающем их мире, на практике познавали особенности природы своей местности. От наблюдательности  и практической смекалки зависела жизнь первобытного человека. Представления древних людей о природе и человеке, исходили из практического опыта, а их осмысление уходило в область мифа, сказки, то есть было фантастическим.

    В этом году мы делаем первые шаги  в удивительную науку – географию.   Первое же знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в шестой класс.  В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных  сказок, которые учат нас простым  истинам.

   Роль сказки можно рассматривать и в более широком аспекте. 

Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географической информацией. К такому выводу я пришла,  сопоставив некоторые моменты из сказки с реальными научными данными. В своей работе  приведу несколько таких  примеров.

   Цель моей работы – выявить раскрытие  особенностей  географических объектов, процессов, приборов по средствам сказок.

Задачи:

 – сопоставить возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажи с    географической информацией;

– составить описание сравниваемых объектов;

– выполнить учебный проект «План местности».

Полученную информацию классифицировала следующим образом:

  1. Географические приборы.
  2. Природные явления, процессы .
  3. Природопользование.
  4. Проект:   план местности «Место действие сказки Гуси – лебеди».

                                        Содержание

1. Географические приборы.

     В русских народных сказках, главные герои  прибегают к помощи  волшебной тарелочки  для того, чтобы увидеть то, что  их наиболее интересует.  Для этого  нужно чтобы яблочко  катилось по тарелочке. Это волшебное приспособление имеет некоторые общие признаки с географическим изобретением, который был создан около  150 л. до н.э. Кратетом Малльским.

         Гло́бус (от лат. globus, «шар») — трёхмерная модель Земли .

         Сравнивая волшебную тарелочку с глобусом, можно выделить    

         следующие общие черты:

         – форма (круглая);

         – движение (совершают движение);

         – назначение (показывает объекты).

     Следующий сказочный «герой» – это волшебный клубок ниток. Он как правило хранится у Бабы – Яги, которая помогает главному герою в поисках нужного пути, так как клубок бежит по лесной тропинке в нужном направлении. Это чудо приспособление, по моему мнению,  явно дальний родственник, известный каждому школьнику прибору.   Конечно, это компас, устройство, облегчающее ориентирование на местности. И так же как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север.

     Всем известна сказка А.С. Пушкина  «Золотой петушок». Здесь главный герой указывал на приближающуюся опасность. В точности как метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра- флюгер.

   В России до XVIII века употреблялись слова прапор, прапорица. Флюгер представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Флюгер часто служит декоративным элементом — для украшения дома. Он может использоваться и для защиты дымовой трубы от задувания. Часто садоводы применяют флюгер с пропеллером для избавления от кротов, землероек и прочих подобных вредителей. Вибрации, передающиеся в землю от вращения пропеллера, отпугивают грызунов, и они покидают участок.

    Камень – указательный  надежный помощник героям, укажет путь – дорогу и расскажет, что их ждет на пути. Выделив общие свойства: наличие условных знаков, масштаб, направление движения, описание определенного участка местности, показ местности в уменьшенном виде, пришла к выводу, что сказочный объект «указательный камень» во многом похож на топографический план. Для подтверждения данного вывода обратимся к определению понятия « топографическими планами называют подробные изображения земной поверхности и географических объектов, расположенных на ней», что соответствует данному сравнению.

2.   Природные явления, процессы.

   В сказке  П. Ершова  «Конек горбунок», особое место отведено процедуре погружения в кипящую воду, которое имело чудодейственное свойство.

 В настоящее время, такие процедуры тоже существуют. Мы понимает, что речь идет об  источниках термальных вод с температурой до 95—98°С.

    В замечательной сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане», которая  имеет глубокий смысл,  мы рассмотрим следующий момент:

… Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…

  Думаю, что здесь можно рассмотреть действие цунами.

Цунами длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. В сказке 33 богатыря обладают мощной силой и выходят из моря на сушу, так же как и мощное цунами вырывается на сушу на расстояние до 10 км.

    Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник.

Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Прозвище «разбойник» вполне оправдано. С точки зрения географии, аналогичными свойствами обладает атмосферный вихрь, возникающий в кучево –дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, в виде облачного рукава диаметром в десятки и сотни метров. Слово «смерч» происходи от  древнерусского  смьрчь, смърчь — «облако».  

   В сказках местных жителях определенной территории,  раскрываются особенности этой местности. Например  сказка « О самой большой юрте”, в которой говорится  о том, что богатый охотник Томиргин влюбился в дочь рыбака Итатель. Отец согласился  на их брак при условии, что охотник поставит юрту, которую будет видно из-за горных хребтов. Стал думать охотник из чего сделать такую юрту. Начал строить из камней. И  построил на славу. Отдал ему рыбак дочь, и поселился с ней Томиргин в своей каменной юрте. Очаг при этом так жарко растопили, что над юртой высоко в небо огненный столб взметнулся, золы тогда много выпадает.

  И опять все просто и ясно: юрта – вулкан, костер в юрте – извержение, излияние лавы. Нам известно, что недра Земли находятся в разогретом, но твердом состоянии, что и описываетя в сказке «О самой большой юрте».

   Одно из главных богатств каждой страны – минеральные ресурсы, описывается в сказках Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка горы медной», «Серебряное копытце».

   В разных сказках широко встречаются волшебные предметы: ступа Бабы –яги, летающий конек –горбунок, сапоги скороходы, ковер – самолет, объединяет их все способность летать,большая скоростью, удобство в использовании. Возможно, в далеком будущем, будут существовать и аналогичные виды, а в настоящее время эти преметы отдаленно напоминают воздушные виды транспорта.

  Любимая нами с детства сказка «Снегурочка», действие происходит в деревне, слепили из снега бабка и детка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка  на полянку и превратилась в красивые цветы.

  В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». В интересной форме сказка знакомит нас с этим удивительным природным процессом.

3.Природопользование

  Особое внимание в сказках уделяется  взаимоотношению человека и природы. Здесь можно выделить целый блок сказок. Например, «Аленький цветочек», в дивном саду был сорван этот цветок  героем сказки, печальные последствия ждали героев, к счастью в сказке добро побеждает зло. В жизни мы  имеем более печальные последствия, ряд растений занесен в Красную книгу и список этот пополняется ежегодно. Другой сказочный цветок «Цветик семицветик», обладает волшебными свойствами, его лепестки были потрачены героиней напрасно, и только последний принес пользу, он был потрачен на благое дело и благодаря этому, цветок был сохранен.

   Флора Земли разнообразна и имеет богатый видовой состав, но существует и список редкий растений, требующий особого бережного отношения человека.

    В сказках разных народов, в эпосе встречается упоминание о живой и мертвой воде.

«Ворон брызнул мертвой водой – тело срослось, съединилося; сокол брызнул живой водой – Иван-царевич вздрогнул, встал и заговорил…» («Марья Моревна», русская народная сказка).

 Лечебные свойства некоторых минеральных вод можно объяснить не только уникальным минеральным составом, но и свойствами активированных растворов, являющихся результатом электролиза.

  “Живой”, как правило, называют воду, которая при воздействии на организм вызывает в нем благоприятные изменения: например, рост растений, заживление  раны, улучшение самочувствия, снижае восприимчивости к воздействию неблагоприятных факторов, т.е. улучшая общее состояние здоровья.
 “Мертвая” вода, напротив, замедляет обменные процессы, губительно действует на микрофлору и микроорганизмы.

   Обратимся в очередной раз к сказкам А.С. Пушкина.

… У лукоморья дуб зеленый

      Златая цепь на дубе том,

     И днем и ночью кот ученый

    Все ходит по цепи кругом….

    Там чудеса там леший бродит

     Русалка на ветвях сидит

    Там на невиданных дорожках

      следы невиданных зверей…

   Так описывает это волшебное место автор. В наше время, когда природа подвергается сильнейшими натиску цивилизации естественных участков практически не остаётся. Уникальный мир сохраняется на специально отведенных участках.Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» государственный природный заповедник — одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, полностью изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных;

  Проблемы рациоанального природопользования рассматриваются и в таких сказках как: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Царевна лягушка», по моему мнению, подводят к тому, что природа очень щедрая, она дает нам свои богатства, которыми человек может пользоваться в полной мере, но пользование это должно быть рациональным, без ущерба для самой природы. Иначе человечество рискует «остаться у разбитого корыта».

4. Проект:   план местности «Место действие сказки Гуси – лебеди».

    Изучив  тему «План местности», мы научились проводить глазомерную съемку местности (школьный двор).  Представляю вам  план местности, на которой происходит действие сказки «Гуси – лебеди».

  С детства мы  знаем  добрую сказку «Гуси – лебеди», которая учит нас многому: добросовестно относится к поручениям, любви к младшим, внимательному отношению к окружающим, умению находить с ними общий язык.

        Давайте вспомним,  сказку и  составим план местности, обозначив на нем маршрут движения девочки в поисках  братца.

  Уехали родители в город, строго наказали девочке следить за братцем. Но заигралась она и гуси-лебеди унесли братца. Отправилась она на поиски. На пути встретила яблоньку, вышла к молочной реке с кисельными берегами, а там и лес, где она и увидела избушку Бабы – Яги.

   При изучении темы, мы знакомимся и с условными знаками, с их помощью и составим и план местности данной сказки. Объекты которые мы будем изображать: лес, река, поле, дерево и придуманные знаки – печка, избушка . Выглядеть план будет следующим образом.

 Дом девочки, далее  волшебная печь, за ней яблонька (отдельно стоящее дерево)., в сказке не говорится о том, что девочка переходила или переплывала реку, следовательно местоположение реки определяем следующим образом.Затем, за деревьями, вдруг она увидела избушку, значит она находится  в лесу, а не на открытой местности. Таким образом, будет выглядеть план местности сказки.  Вот так,  с помощью географической информации сказку можно ещё и «нарисовать».

Таким образом,  подводя итог работы, можно сделать следующий вывод:

   В этом учебном году мы только начинаем изучать географию, но уже имеем некоторое представление об этой науке из уроков природоведения,  наших собственных наблюдений. Сопоставив сказочные объекты и научные географические данные, выявила черты сходства которые доказывают, что   во многом первому знакомству с миром географии мы обязаны сказкам, ведь они  знакомят нас с географическими объектами, приборами, явлениями.

География – одна из самых древних наук о Земле и знакомиться  с ней мы начинаем с раннего детства, в этом нам помогают любимые сказки.

География – наука из наук, замечательная, 
Интересная, полезная и увлекательная! 
Убедила нас она, что Земля 
И кругла, многообразна и чудес полным – полна! 

  Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок. Вот такой увлекательный урок географии у нас получился.

                                  Список литературы.

1. Бердышев С.Н. Большая энциклопедия природы 12 томов, Москва.: Мир книги 2003г.

2.Летягин А.А. Начальный курс: 6 класс: учебник.: Вентана – Граф, 2012

3.Круглов Ю.Г. Русские народные сказки.: Москва Просвещение 1983 г.

4.А.С.Пушкин. Сказки.

5. П.Ершов. Конек Горбунок., М.: Просвещение 2011

6. рисунки, фотографии,  использованные для создания презентации – ресурсы интернет.

Источник