Географическое положение история открытия рельеф и полезные ископаемые
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и повышает мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности детей, формирует активную жизненную позицию школьников в современном обществе.
Использование информационных технологий на уроках географии позволяет создать нестандартные ситуации, что способствует развитию творческого потенциала личности школьника.
Урок географии интересный и сложный предмет для обучающихся в 7 классе. Чтобы он был увлекательным и познавательным, и нравился детям выбираем наиболее доступные формы его проведения. Урок – презентация позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно на уроке, потому что создает возможности к большим массам современной свежей информации.
Урок «Австралия. Географическое положение, история открытия, рельеф и полезные ископаемые» разработан в рамках предмета «География материков и океанов» для учащихся 7 класса проведен как урок изучения нового материала. Данная тема изучается после рассмотрения темы «Страны Африки». У обучающихся есть представление об изучении и рассмотрении ГП материков и навык работы с картой. На уроке обучающиеся узнают о путешественниках, учатся называть и показывать все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, полезные ископаемые. Определяют ГП, крайние точки. Учатся объяснять, как влияет ГП на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Урок проводится с использованием ИКТ.
На данном уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная, групповая, развивающегося обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода в обучении.
ИКТ ресурсы: ресурсы поисковых систем (ru.wikipedia.org/wiki/, www.yandex.ru, www.rambler.ru), архив учебных программ Rus.Edu.ru, компьютерные диски география «Наш дом – Земля».
Цели и задачи урока:
- Показать особенности географического положения материка Австралия.
- Познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка.
- Изучить особенности рельефа материка. Полезные ископаемые.
- Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.
Материалы и оборудование:
- Физическая карта мира
- Политическая карта мира
- Физическая карта материка Австралия
- Контурная карта материка Австралия
- Учебник
- Атлас по географии 7 класс
- Оборудование: интерактивная доска (или экран) и мультимедийный проектор, ПК
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковой, репродуктивный.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент.
Изучение нового материала я начну со стиха-загадки «Австралия – страна наоборот» Г. Усова (Ленинградская поэтесса)
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье…
– О чем шла речь в этом стихотворении?
– Следовательно, тема нашего урока – АВСТРАЛИЯ.
(Слайд 1)
II. Объяснение нового материала.
– Обратите внимание на с. 148 учебника и попробуйте сформулировать цели урока:
- Особенности физико-географического положения (практическая работа с контурной картой Австралии).
- История исследования материка (доклады обучающихся).
- Рельеф и полезные ископаемые
- Совершенствование умений и навыков работы с картой, учебником, атласом, контурными картами. (Слайд 2)
– Для того чтобы наглядно представить этот материк, давайте совершим с вами путешествие в эту загадочную часть света. (Слайды из презентации « Австралия – самый, самый…) (Слайды 3-19)
Характеристика географического положения материка.
– У каждого ученика на столе лежит план описания географического положения материка. Для того, чтобы дать характеристику географического положения материка мы должны ответить на следующие вопросы:
- В каких полушариях расположен материк?
- Найти крайние точки материка, определить их географические координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
- Какое положение он занимает относительно экватора, тропиков, полярных кругов и начального меридиана?
- В каких климатических поясах расположена Австралия?
- Какими океанами и морями омываются берега материка?
- Какое положение материка относительно других материков и океанов?
(Слайд 20)
- Австралия расположена в южном полушарии, относительно экватора и в восточном, относительно начального меридиана.
- Крайние точки материка:
(Слайд 21)- на С. – мыс Йорк, 10°41? ю.ш.;
- на Ю. – мыс Саут- Ист- Пойнт, 39°11? ю.ш.;
- на З. – мыс Стип-Пойнт, 113°05? в.д.;
- на В. – мыс Байрон, 153°34? в.д.
Протяженность Австралии в градусах с С. на Ю. – 28°70?, с З. на В. – 40°34?
Протяжённость Австралии с С. на Ю. – 3200 км, с З. на В. – 4100 км. - Австралия расположена к югу, относительно северного полярного круга и экватора; южный тропик пересекает ее почти посередине; к северу от южного полярного круга и к востоку от начального меридиана.
- Материк Австралия расположена в субэкваториальном, тропическом, субтропическом климатических поясах, а южная часть острова Тасмания расположена в умеренном климатическом поясе. (Слайд 22)
- Австралия омывается водами Индийского океана на западе и водами Тихого океана на востоке. Также материк омывается морями: Тиморским на С-З, Арафурским на С., Коралловым на С-В, и Тасмановым на Ю-В. На севере в материк глубоко вдается залив Карпентария, на юге- Большой Австралийский залив. (Слайд 23)
- По отношению к Южной Америке Австралия находится к востоку. К Северной Америке – на юго-востоке. По отношению к Антарктиде – на севере. По отношению к Евразии – на юго-востоке. По отношению к Африки – на востоке.
– Вдоль северо-восточной части Австралии, как бы повторяя очертания береговой линии, тянется на протяжении более 2,5 тыс. км самый большой в мире коралловый риф, называемый Большим Барьерным рифом. Более подробную информацию о коралловом рифе вы узнаете из сообщения учащегося (Слайд 24 )
Большой Барьерный риф занёсён в список Всемирного наследия, ведь это крупнейший из ныне существующих коралловых рифов нашей планеты, растянувшийся более чем на 2500 километров и включающий в себя почти 3 тысячи рифов площадью от гектара до 100 км2 Согласно современным исследованиям, первые коралловые рифы на этом месте начали образовываться около 18 миллионов лет назад, но с течением истории старые рифы разрушались, а на их месте росли новые. Сегодня на поверхности воды можно увидеть лишь малую часть кораллов, и то во время отливов. Его общая площадь 348 698 км2 , что больше площади Великобритании. Ширина северной и южной его частей совершенно несоизмерима — на севере она составляет всего 2 километра, тогда как на юге доходит до 150 километров! Для роста кораллов необходимы особые условия. Температура воды не должна быть ниже 17,5 °C (идеальная температура 22—27 °C). Это объясняет, почему Большой Барьерный риф не распространился в южном направлении дальше тропика Козерога. Вода, в которой растут кораллы, должна обладать определённой соленостью, поэтому риф заканчивается у берегов Новой Гвинеи, где река Флай выносит в океан большое количество пресной воды.
История открытия и исследования Австралии.
– Австралия была открыта европейцами позже других обитаемых материков. Открытию препятствовали удаленность ее от Европы и обособленность. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Эту землю открыли голландцы. Большое значение для познания Австралии имела экспедиция голландского мореплавателя Абеля Тасмана в 17 веке и английского мореплавателя и исследователя Дж. Кука. Сообщения учащихся класса:
(Слайды 25-26)
- Абель Тасман.
- Дж. Кук.
Рельеф и полезные ископаемые Австралии. (Рассказ учителя, работа учащихся с картами атласа)
III. Закрепление. Очертания береговой линии материка (игра-путешествие).
– Сегодня на нашем уроке присутствует знаток географической карты. Учащиеся называют географический объект, а знаток географической карты показывает его у доски на физической карте полушарий.
- Пролив … (Торресов)
- Море… (Коралловое)
- Океан… (Индийский)
- Море… (Тиморское)
- Полуостров… (Арнемленд)
- Океан… (Тихий)
- Остров… (Тасмания)
- Пролив… (Басов)
- Залив… (Карпентария)
- Море… (Тасманово)
- Полуостров… (Кейп-Йорк)
- Море… (Арафурское)
- Залив… (Большой Австралийский)
- Коралловый риф… (Большой Барьерный риф)
IV. Итог урока.
Повторение ключевых моментов по темам:
- Особенности физико-географического положения.
- История исследования материка.
- Рельеф и полезные ископаемые.
V. Домашнее задание.
Параграф 35, стр. 148-150.
На контурную карту нанести элементы береговой линии, крайние точки, моря, заливы, проливы и океаны, омывающие Австралию.
(Слайд 27)
Дополнительный материал к уроку
– Алмазы в Западной Австралии были открыты только в 1976 г., а уже через десять лет по их добычи она вышла на первое место в мире.
– Первые 11 парусных судов со ссыльными прибыли на юго-восточное побережье материка в 1788 г. после восьмимесячного плавания. Здесь было основано поселение, получившее затем название Сидней в честь тогдашнего министра колоний Великобритании. В 1988 г., когда праздновалось 200-летие Австралии, англичане в точности повторили плавание «Первого флота». А день 26 января, когда этот флот закончил свое плавание, с тех пор отмечается как национальный праздник Австралии.
Слайд 1
Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. 7 класс Учитель географии МБУ СОШ №46 Любушкина Н.В
Слайд 2
Австралия – страна наоборот. Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье… Австралия – необычный материк, по сравнению с нашей страной там все наоборот: на юге холоднее, чем на севере, лето начинается в декабре, зима – в июне. Там сохранились животные, которые давно вымерли на других материках.
Слайд 3
продолжить формирование приема определения ГП материка; познакомимся с историей открытия и исследования материка; развивать умение работать с картой, видеть причинно-следственные связи на примере рельефа . Цель урока:
Слайд 4
1. Общие особенности материка 2 . История открытия. 3. Физико-географическое положение материка. 4. Рельеф и полезные ископаемые. План урока:
Слайд 5
Австралия была открыта европейцами позже других материков. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. История открытия « Терра Инкогнито»
Слайд 6
Педро Фернандес де Кирос В 1605 г на поиски южного материка из Кальяо вышли 3 судна под командованием Педро Фернандеса де Кироса . Экспедиция открыла сушу, которую приняли за южный материк и назвали Австралией Эспирито Санту . В последствии выяснилось, что это был остров из Новогебридской группы.
Слайд 7
Виллем Янсзон До 17 в. до европейцев доходили разрозненные сведения об Австралии и Новой Гвинее от португальских мореплавателей. Годом открытия Австралии считается 1606 г., когда голландский мореплаватель Виллем Янсзон обследовал участок западного берега полуострова Кейп-Йорк на севере континента.
Слайд 8
Луис Ваэса Торрес В течение 17 в. основные открытия были сделаны голландскими путешественниками, за исключением испанской экспедиции 1606 г, в которой Л. Торрес открыл пролив между Новой Гвинеей и Австралией (в последствии названный его именем). Вследствие приоритета голландцев первоначально Австралия получила название Новая Голландия.
Слайд 9
Абель Тасман Два путешествия к Австралии совершил Тасман, первым обогнувший Австралию с юга и доказавший, что она представляет собой отдельный материк. В 1642 г его экспедиция открыла остров, названный им в честь голландского губернатора Ост-Индии землей Ван-Димена (затем этот остров был переименован в Тасманию) и остров «Земля штатов» (нынешняя Новая Зеландия). Во время второго путешествия в 1644 он изучил северный и северо-западные берега А встралии.
Слайд 10
Джеймс Кук В 1770 г. во время своего первого кругосветного плавания Дж. Кук обследовал восточный берег Австралии и выяснил островное положение Новой Зеландии. В 1788 г в Сиднее, который тогда назывался Порт-Джэксон , была основана колония для английских каторжников.
Слайд 11
Метью Флиндерс В 1797-1803 гг. английский исследователь М. Флиндерс обошел Тасманию, весь материк и нанес на карту южное побережье и Большой Барьерный риф. Провел съемку залива Карпентария . В 1814 г он предложил вместо Новой Голландии именовать южный материк Австралией. Его именем названы многие географические объекты на материке и в прилегающих широтах.
Слайд 12
Длина береговой линии 19,7 тыс. км. Высота материка: а) средняя 215 м; б) максимальная – 2230 м (г. Косцюшко); в) минимальная – 12 м, уровень озера Эйр. Протяженность материка: С севера на юг между крайними точками – 3219 км. С запада на восток – 3700 км. Крайние точки : Северная – м. Йорк Южная – м. Юго-Восточный Западная – м. Стип – Пойнт Восточная – м. Байрон Общие сведения Площадь Австралии составляет 9 млн. км , в 2 раза меньше Евразии (54мл км)
Слайд 13
Австралия самый маленький материк Земли. Полностью располагается в южном полушарии. Здесь нет действующих вулканов. Австралия – материк, через который проходит южный тропик. Австралия позже других материков была заселена и освоена европейцами. Географическое положение
Слайд 14
Рельеф РЕЛЬЕФ ПЛОСКОГОРЬЯ И НАГОРЬЯ НА ЗАПАДЕ МАТЕРИКА НИЗМЕННОСТИ НА ЮГО – ВОСТОКЕ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НИЗМЕННОСТЬ ГОРЫ. БОЛЬШОЙ ВОДОРАЗДЕЛЬНЫЙ ХРЕБЕТ – ДРЕВНИЕ ГОРЫ (1000-2000 М) По физической карте Австралии, определить какими полезными ископаемыми богат материк
Слайд 15
Сходства и различия рельефа Африки и Австралии. Признаки сравнения Африка Австралия Плоскогорья и нагорья Эфиопское нагорье, нагорье Ахагар , Тибести плоскогорья на западе материка 2. Низменности Ливийская низменности на юго-востоке, Центральная низменность Горы: высота, возраст Атлас-молодые горы, 2000-3000 м, Капские -древние горы, 1000-2000 м. Большой Водораздельный хребет-древние горы, 1000-2000 м. 4. Вулканы Камерун,Кения , Карисимби , Килимонджаро вулканов нет 5. Землетрясения на востоке, в районе гор Атлас большая редкость
Слайд 16
Австралия располагается в 3 климатических поясах. Это самый засушливый материк. Он получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка и в 8 раз меньше чем Южная Америка. Около полвины ее площади занимают пустыни и полупустыни.
Слайд 17
Австралия – материк реликтовых животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох. утконос ехидна
Слайд 18
В Австралии рядышком живут собака Динго, утконос и страус Эму, бегающий быстрее лошади, а белые какаду здесь встречаются так же часто, как у нас голуби. коала страус Эму кенгуру дикая собака Динго какаду
Слайд 19
Большой Барьерный риф э вкалиптовый лес г. Сидней
Слайд 20
Герб и флаг Австралии Весь материк Австралии занимает одно государство – Австралийский Союз
Слайд 21
Домашнее задание § 35 В тетради выполнить работу по описанию ГП материка Австралия по плану (стр. 311) По физической карте учить номенклатуру На контурной карте Австралии отметить: моря, заливы, проливы, острова, полуострова, формы рельефа, крайние точки и их координаты.
Слайд 22
Итог урока Что вам больше всего понравилось в нашем уроке? Чтобы вы ещё хотели о ней узнать? Достигли мы поставленных целей?
Урок
Географическое положение, история открытия, рельеф и полезные ископаемые Австралии
Цели и задачи урока: познакомить с физико-географическим положением Австралии; познакомить с историей открытия и исследования материка; сформировать представление о рельефе и полезных ископаемых. Продолжить формировать умение работать с картами.
Оборудование: карта полушарий и физическая карта Австралии, план описания ФГП материка и его рельефа, таблица «Сведения об Австралии», таблица «Открытие Австралии», портреты исследователей
Ход урока
I. Организационный момент
II. Знакомство с физико-географическим положением материка
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.
(Галина Усова)
«…Клянусь вам, что этот край — самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат… — все это удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское копыто; материк, где, быть может, в середине имеется наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где не существует влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не свои листья, а кору; где листья обращены к солнцу не своей поверхностью, а ребром и не дают тени; где лес часто не способен гореть; где каменные плиты тают от дождя; где леса низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины; где у баранов свиные головы, где лисицы порхают с дерева на дерево; где лебеди черного цвета; где крысы вьют себе гнезда; где птицы поражают разнообразием своего пения и своих способностей: одна подражает бою часов, другая — щелканью бича почтовой кареты, третья — точильщику, четвертая отбивает секунды точно маятник часов; есть такая, которая смеется утром при восходе солнца, и такая, которая плачет вечером, при его заходе. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы! Ученый-ботаник Гримар имел полное основание выразиться о ней так: «Вот она, эта Австралия, какая-то пародия на мировые законы или, вернее сказать, вызов, брошенный в лицо остальному миру!»…» (Жюль Верн. «Дети капитана Гранта»)
Учитель начинает урок с сообщения интересных фактов:
Слово «australis» в переводе на русский язык означает «южный».
– Австралия — самый маленький материк Земли. Площадь его в 6 раз меньше самого большого материка Евразии.
– Здесь нет действующих вулканов.
– Австралия – материк реликтов. Здесь много растений и животных, которые больше нигде не встречаются.
– Австралия позже других была заселена и освоена европейцами. Долгое время континент был оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света. За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век. Это самый малонаселенный материк.
– Весь материк занимает одно государство — Австралийский Союз.
Учащиеся самостоятельно делаю описание физико-географического положения материка по данному плану.
План описания физико-географического положения материка
1. Название материка и его размеры. Определите максимальную протяженность материка в километрах с севера на юг и с запада на восток.
С севера на юг: 39 -10 = 29 ; 29 х 111 км (1 дуги меридиана – 111 км) = 3219 км
С запада на восток: 153-113 = 40 ; 40 х 107 км (1 по параллели – 107 км) = 4280 км
2. Положение материка относительно экватора и начального меридиана. По отношению к экватору – материк целиком расположен в южном полушарии, по отношению к нулевому меридиану – целиком в восточном полушарии.
3. Крайние точки и их географические координаты. Крайние точки материка: на севере — мыс Йорк, на юге — мыс Саут-Ист-Пойнт, крайняя западная точка — мыс Стип-Пойнт, восточная — мыс Байрон.
4. Соседство с другими материками. На севере отделена от Евразии островами Юго-Восточной Азии, Индийским океаном на западе – от Африки, на юге Южным океаном от Антарктиды, на востоке Тихим океаном – от Южной Америки.
5. Чем и где омывается материк. Береговая линия Австралии в целом изрезана слабо. Наиболее сложные очертания она имеет на северном побережье. Если по карте совершить путешествие по морям вокруг Австралии, то, двигаясь вдоль северных берегов, из Индийского океана попадем в Арафурское море, а затем в глубоко врезанный в сушу залив Карпентария. Далее маршрут путешествия проходит вдоль полуострова Кейп-Йорк, своими очертаниями напоминающего треугольник, мимо самой северной точки материка мыса Йорк в Торресов пролив, отделяющий Австралию от острова Новая Гвинея. Теперь ваш курс лежит на юго-восток в воды Кораллового моря, принадлежащего бассейну Тихого океана. Скопления кораллов образовали у восточных берегов материка Большой Барьерный риф — неповторимое по красоте творение природы. Он протянулся вдоль берега на 2000 км от Торресова пролива до Южного тропика.
Оставив позади Большой Барьерный риф и неглубокое Коралловое море, вы продвигаетесь на юг вместе с водами теплого Восточно-Австралийского течения. Позади осталась крайняя восточная точка материка — мыс Байрон. Маршрут продолжается в водах Тасманова моря. Берега круто обрываются к воде, и глубины нарастают быстрее, чем в Коралловом море. Повернув на запад, вы попадете в Бассов пролив, отделяющий от Австралии единственный крупный остров Тасмания. Миновав мыс Саут-Ист-Пойнт, крайнюю южную точку материка, вы входите в воды Большого Австралийского залива. Вода в заливе более холодная, чем у восточных берегов, так как туда попадают ответвления холодного течения Западных Ветров. В центральной части залива находится самое глубокое место у берегов Австралии. Его глубина 5853 м. Выйдя из вод самого большого, но не глубоко вдающегося в материк залива, вы оказались в открытом Индийском океане. Здесь находится крайняя западная точка материка — мыс Стип-Пойнт.
6. Вывод о географическом положении материка. Вывод: ФГП материка влияет на многие природные факторы. Это один из самых жарких материков, самый засушливый. Он получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка. Около половины площади занимают пустыни и полупустыни.
Заполнение начерченной ранее таблицы «Сведения о материках».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. История открытия Австралии
По мере рассказа заполняется таблица «Открытие Австралии». Еще древние географы высказывали предположение о существовании неизвестной южной земли к югу от экватора. В XVI в. картографы изображали на картах и глобусах в южном полушарии огромную «Terra australis incognita» – «Неведомую Южную Землю». Открытая Магелланом Огненная Земля считалась одним из выступов этой неведомой земли,
В 1606 году испанец Луис Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Виллем Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария. В 1642 г. Абель Тасман открыл западный берег неизвестного крупного острова, который был назван Тасманией. Впоследствии А. Тасман обошел Австралию с юга и востока и установил, что она самостоятельный материк.
В 1770 г. на корабле «Индевор» («Попытка») английский мореплаватель Джеймс Кук приплыл к восточному берегу Австралии и объявил ее английским владением. Вскоре здесь была организована «штрафная колония» для уголовных преступников. Впоследствии на материке появились вольные поселенцы. Начался захват материка, сопровождавшийся истреблением коренного населения. Через сто лет большая часть аборигенов была истреблена. Оставшиеся коренные жители были согнаны на внутренние пустынные территории материка.
В XIX в. было снаряжено более десятка экспедиций для исследования внутренних пустынных областей материка. Впервые в 1860 г. пересечь Австралию с юга на север удалось англичанину Роберту Берку. Экспедиция прошла от города Аделаида до залива Карпентария. Освоению Австралии способствовало открытие в XIX веке крупных месторождений золота, а также наличие на материке удобных пастбищ для скотоводства. Эйр Джон Эдуард, овцевод, в 1839-1840 гг. в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива. Посмотрите на карту – что он открыл? (озера Эйр и Торренс). Стшелецкий Павел Эдмунд, польский эмигрант, по образованию географ и геолог. Обнаружил большие месторождения золота и открыл самую высокую точку Австралии. Посмотрите на карту, как называется эта гора? (г. Косцюшко, 2228 м.).
К концу XIX в. в основном исследование материка завершилось. В этот же период Англия объявила Австралию своей колонией. В настоящее время Австралийский Союз — самостоятельное государство.
«Открытие Австралии»
Исследователи | Страна | Дата | Что открыто |
Луис Торрес | Испания | 1606 | северная оконечность полуострова Кейп-Йорк, Торресов пролив |
Виллем Янсзон | Голландия | 1606 | залив Карпентария, первая документально подтвержденная высадка на берег |
Абель Тасман | Голландия | 1642 | остров Тасмания, доказал, что Австралия – самостоятельный материк |
Джеймс Кук | Англия | 1770 г. | объявил Австралию английским владением |
Роберт Берк | Англия | 1860 г. | пересек Австралию с юга на север |
Эйр Джон Эдуард | Англия | 1839-1840 гг. | овцевод, в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива, открыл озера Эйр и Торренс. |
Стшелецкий Павел Эдмунд | Польша | 1840 г. | обнаружил большие месторождения золота и открыл самую высокую точку Австралии – г. Косцюшко, 2228 м. |
IV. Рельеф и полезные ископаемые
Работа с тектонической картой (атлас, стр. 8-11)
Вспомните, от какого древнего материка откололась Австралия? (Гондвана). По тектонической карте определите, что лежит в основании материка? (большая его часть представляет собой древнюю платформу, являющуюся частью Индо-Австралийской литосферной плиты). Этим обусловлено преобладание равнинного рельефа. В палеозое, когда на материке Гондвана активно шли горообразовательные процессы, вдоль одного из разломов образовалась область древней складчатости. Позднее, в кайнозойскую эру, здесь образовались средневысотные горы Большого Водораздельного хребта. В течение длительной истории развития Австралийский материк испытывал поднятия и опускания. В результате движений и образования разломов часть суши опустилась на дно Тихого океана, отделились острова Новая Гвинея и Тасмания.
Австралия – самый плоский материк. Большая часть его представляет собой равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке. Горы занимают лишь 5% материка.
На территории Австралии выделяются три основные формы рельефа: Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность с преобладающими высотами до 100 м, Западное Австралийское плоскогорье со средними высотами 400—500 м.
Австралия — единственный материк, на котором не наблюдаются землетрясения и вулканизм, так как границы литосферных плит расположены далеко от материка.
Недра Австралии богаты полезными ископаемыми. Рудные полезные ископаемые, такие, как руды цветных и черных металлов, своим происхождением обязаны метаморфическим и магматическим породам фундамента платформы. Их месторождения имеются в западной и северной частях Австралии. С осадочными породами связаны месторождения каменного и бурого угля, нефти и газа в юго-восточной Австралии.
V. Итог урока
Кем впервые была открыта Австралия?
Какие причины привели к быстрому освоению материка?
На карте материка найдите географические названия, связанные с именами исследователей и путешественников.
В состав какого материка прежде входила Австралия?
Что лежит в основании материка?
Сколько литосферных плит находится в основании материка, как они называются?
Где происходит столкновение литосферных плит?
Какие формы рельефа встречаются на материке?
Как они размещаются по территории континента?
Определите закономерности размещения полезных ископаемых на территории континента
Есть ли горные оледенения в Австралии? (В Австралийских Альпах – наиболее высокая часть Большого Водораздельного хребта – в затененных ущельях сохраняется снег)
VI. Домашнее задание: § 35