Географическое краеведение рельефы и полезные ископаемые
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по краеведению “Рельеф и полезные ископаемые Воронежской области”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Рельеф и полезные ископаемые Воронежской области Подготовила учитель географии 1 КК Долгова Наталья Викторовна «Таловская школа – интернат для детей – сирот»
2 слайд
Описание слайда:
Рельеф Воронежской области С особенностями геологического строения земли тесно связаны специфические черты рельефа области. В тех местах, где докембрийский фундамент поднимается максимально близко к поверхности, располагаются возвышенные равнины, а где он погружается на глубину – низменности.
3 слайд
Описание слайда:
По строению поверхности Воронежская область делится на две примерно равные части. К западу от Дона её территория располагается на Среднерусской возвышенности, а местность крайнего юго- востока в бассейне рек Осереди и Толучеевки (левобережье Дона) — на Калачской возвышенности. Вторая часть территории области находится в пределах Окско-Донской низменной равнины.
4 слайд
Описание слайда:
Территория области, расположенная на Среднерусской и Калачской возвышенностях (высота более 200 м над уровнем моря), отличается широким развитием овражно-балочного рельефа. Особенно часто овраги и балки встречаются вблизи речных долин. Глубина некоторых оврагов достигает 35—40 м.
5 слайд
Описание слайда:
По склонам оврагов и балок, где близко к поверхности подходят смоченные подземными водами глины, образуются оползни. Крупные оползневые формы развиты в Семилукском районе на правобережье Дона, а также в Лискинском, Россошанском, Нижнедевицком, Хохольском, Репь- ёвском, Воробьёвском районах.
6 слайд
Описание слайда:
По правобережью Дона в Лискинском и Павловском районах встречаются меловые выступы причудливой формы — Дивы. Это очень редкое природное явление. Высота больших Див достигает 12-15 м.
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Максимальная абсолютная высота 251 м над уровнем моря находится на территории Семилукского района у истока реки Ведуга (с. Новосильское).
9 слайд
Описание слайда:
Рельеф Окско-Донской равнины, на которой расположена значительная часть Воронежской области, отличается широким развитием водоразделов, меньшей расчленённостью овражно-балочной сети. Водоразделы Окско-Донской равнины находятся на высоте не более 100—150 м над уровнем моря, и только в междуречьях рек У смани и Битюга, Савалы и Карачана абсолютные отметки равны 172 м и 176 м.
10 слайд
Описание слайда:
На водоразделах равнинной части нашего края в Верхнехавском, Панинском, Новоусманском, Аннинском и Бобровском районах очень часто встречаются западины округлой формы. Диаметр самых крупных из них — 100 м, а глубина — 1,5—2 м.
11 слайд
Описание слайда:
Овраги на низменной части области к востоку от Воронежа приурочены лишь к узкой полосе долинных склонов рек Вороны, Савалы, Елани и Токая. Но по размерам они заметно уступают оврагам, расположенным на Калачской и Среднерусской возвышенностях.
12 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Воронежской области Наличие минеральных ресурсов тесно связано с геологической историей края. До 60-х годов XX века считалось, что Воронежская область не богата полезными ископаемыми, за исключением строительного сырья. Однако исследования второй половины прошлого века показали, что на юге и востоке области в её докембрийском кристаллическом фундаменте находятся месторождения никеля, кобальта, меди.
13 слайд
Описание слайда:
В 70—80-х годах XX века в докембрийском фундаменте было открыто пять платиноидно-медно-никелевых месторождений: Нижнемамонское, Подколодновское, Юбилейное, Еленское Елкинское.
14 слайд
Описание слайда:
По запасам ресурсов они занимают третье место после широко известных в мире аналогичных месторождений в районе Норильска и на Кольском полуострове.
15 слайд
Описание слайда:
В балке Сухой Яр Богучарского района открыто месторождение графита.
16 слайд
Описание слайда:
С докембрийским кристаллическим фундаментом связано Павловское месторождение гранита. Месторождение открыто в 1959 году, а с 1976 года работает карьер и горно – обогатительный комбинат по производству высокопрочного гранитного щебня.
17 слайд
Описание слайда:
Осадочные породы мелового возраста составляют основы Латненского месторождения огнеупорных глин в междуречье Дон – Ведуга—Девица. Огнеупорные глины используются для производства жаростойкого кирпича на Семилукском и Латненском заводах.
18 слайд
Описание слайда:
В Верхнехавском районе в 1,5 км западнее села Верхняя Байгора находится Байгоровское месторождение керамических глин. Испытания показали, что здешние глины относятся к классу тугоплавких с высокой огнеупорностью и могут использоваться для производства облицовочных плиток.
19 слайд
Описание слайда:
Самый богатый ресурс Воронежской области — карбонатное сырьё. Мел используется для производства строительной извести, цемента, каустической соды, в бумажной, резиновой, лакокрасочной, комбикормовой промышленности. В Воронежской области имеется 12 месторождений мела: Хохольское, Коротоякское, Крупенниковское, Копанищенское, Откосинское, Шестаковское, Бутурлиновское, Калачеевское, Подгоренское, Подгорненское, Россошанское, Острогожское, из которых 7 в настоящее время разрабатываются.
20 слайд
Описание слайда:
Наша область богата месторождениями строительных песков, добываемых в карьерах. Наиболее известны Малышевское и Семилукские в пойме и русле реки Дон
21 слайд
Описание слайда:
В настоящее время в Воронежской области разведано три месторождения охры: Журавское и Рудаевское в Кантемировском районе и Бутурлиновское в Бутурлиновском районе. Охра — минеральное сырье для изготовления строительных красителей.
22 слайд
Описание слайда:
В Воронежской области, как показывают исследования последних десятилетий, возможно открытие месторождений золота и алмазов.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-530685
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
« Особенности рельефа и полезные ископаемые Ивановской
области»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: выявить особенности форм рельефа Ивановской области; познакомить с минеральными богатствами нашего края.
Задачи урока: образовательные (дидактические): 1) определить закономерности размещения основных форм рельефа области.
2) сформировать у учащихся прием самостоятельного составления характеристики форм рельефа по карте.
3) продолжить закреплять навык определения местоположения географических объектов по карте
4) продолжить формирование умений пользоваться географическими картами и практических навыков работы с контурными картами.
5) Совершенствовать умение выделять главное в лекционном сообщении (общенаучный факт).
развивающие : развивать самостоятельность и навыки самоанализа, формировать умение выделять закономерности, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы.
воспитательные: воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать индивидуально и коллективно, развивать интеллектуальные и коммуникативные качества личности, воспитывать интерес к предмету; воспитывать и прививать чувство патриотизма и любви к малой родине.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме, историко-географический атлас Ивановской области, раздаточный материал, физическая карта России.
Ход урока
Что делают?
Этап урока
Учитель
Ученик
Организационный.
Актуализация
Постановка проблемы
Открытие нового знания
Физкултьминутка
Рефлексия
Домашнее задание
Здравствуйте ребята! Мы продолжаем с вами путешествовать по планете Земля на этом уроке объектом нашего путешествия будет наша Ивановская область. Мы рассмотрим и охарактеризуем особенности поверхности нашей области . Откройте тетради запишите тему урока(слайд 1)
Давайте вспомним!! Что такое рельеф? Какие формы рельефа выделяют на суше? На какие группы по абсолютной высоте делят горы и равнины? С какой картой работают при характеристике форм рельефа? Какими условными знаками на карте обозначают горы и равнины? ( по ходу ответов учащихся открывается слайд 2)
Какие равнины бывают по характеру поверхности?
Молодцы!! Каковы же задачи нашего урока что и как мы будем изучать? (слайд3)
1.Находим Ивановскую область на административной карте Р.Ф. путём наложения карт определим в пределах какой формы рельефа лежит Ивановская область Учитель у доски учащиеся на местах с атласами( физическая карта Р.Ф. и карта из раздаточного материала).(слайд 4)
2.Анализируем Физическую карту Ивановской области.
Определяем какая часть области высокая , какая низкая; куда направлен общий уклон территории области.(слайд5)
3.Рассказ учителя о влиянии оледенения на формирование форм рельефа европейской части России.(слайд6)
4.Сообщение учителя об особенностях рельефа отдельных частей области.(слайд7- 14)
5.Нанести и подписать названия основных форм рельефа на контурную карту.
Проверяем. (слайд15)
6. Сообщение учителя :
А) понятие полезные ископаемые их виды и место залегания(слайд17)
Б) характеризует виды встречающихся на территории области полезных ископаемых(слайд18-21)
Выполните тест в тетради
Проверим (слайд22)
Оценим
Слайд23
Все вы молодцы и очень хорошо поработали сегодня. Спасибо вам.
Записывают в тетрадках
число и тему урока.
Возможные ответы: -Рельф- это совокупность неровностей земной поверхности.
На суше выделяют 2-е формы рельефа-горы и равнины
По абсолютной высоте горы делятся на низкие, средние, высокие; равнины –бывают 3-х типов: низменности, возвышенности, плоскогорья.
При характеристике форм рельефа работают с физической картой.
На карте рельф изображается горизонталями и способом послойной окраски-цветом.
По характеру поверхности равнины бывают плоские(низменности-зел. цвет) и холмистые-чередование низменностей и возвышенностей.
Формулируют совместно с учителем задачи урока
1.Работают в парах с картами. Ведут записи в тетради. Анализируя физ.карту России делают вывод, что Иван. Область находится в центре Восточно- Европейской равнины, она по характеру поверхности холмистая, то есть чередуются низменности и возвышенности.
2.Индивидуальная работа с картой Иван. Обл.( атлас на партах)
3.Слушают записывают в тетрадь
4.Слушают, заполняют таблицу из раздаточного материала.
5.Работа в группах. На столах в раздаточном материале контурная карта.
Один у доски работа с интерактивной доской наносит названия основных форм рельефа области.
6.Слушают, делают записи в тетради
Заполняют таблицу из раздаточного материала
Выполняют и проверяют поменявшись тетрадями Выставляют оценки
Записывают дом. задание в дневник
Урок по географическому краеведению в 6 классе
Учитель географии: Краснобрыжева И.П
Тема: Особенности рельефа Левобережья
Цель урока: расширить знания о разнообразие рельефа Саратовской области, оценить особенности той местности, где они живут.
Задачи:
- Образовательные -сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
- Развивающие – развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность.
- Воспитательные – воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный, игровой.
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: карта Саратовской области, мультимедийный проектор, карточки.
Планируемый результат Учащиеся должны: знать /понимать
- – основные формы рельефа Саратовской области и своей местности,
- – среднюю высоту территории области.
- Ученик должен уметь объяснять равнинность территории своей местности, различии в рельефе Правобережья и Левобережья:
- составлять характеристику рельефа на основе анализа карт;
- определять абсолютные высоты;
- проводить наблюдения за изменением по времени форм рельефа.
Ход урока
Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю.
Ю.К. Ефремов.
І. Организация класса
Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности своей Родины. Без этих знаний невозможно правильно управлять тем великим богатством, которым наградила нас матушка-природа.
ІІ. Целеполагание и мотивация Игра «Лабиринт».
Учитель. Зная стороны горизонта, соберите буквы и узнайте цель нашего урока.
- Как вы понимаете эту фразу: «родной край?»
/В одних случаях краем называют ближайшие окрестности школы, в других — территорию расширяют до границ административного района или области. /
- Что такой рельеф? С какой частью Саратовской области мы будем знакомиться?
Тема урока: Особенности рельефа Левобережья
- Если вы поработаете плодотворно на уроке, то сможете ответить на вопрос:
- Какие различия находятся в рельефе Правобережья и Левобережья:
Прежде, чем приступить к новой теме мы вспомним, что учили на прошлых уроках
ІІІ. Повторение изученного материала
1.Географическое положение
- Где расположена Саратовская область? ( в Европейской части России, на юго-востоке Русской равнины.)
- Границы.
- Протяжённость (с запада на восток на 575 км, с севера на юг – на 333 км)
- На какие части делит Волга ( западную Правобережье – возвышенную и восточную Левобережье или Заволжье – более низменную)
- Под воздействием каких процессов формируется рельеф Саратовской области?
- Вспомним что вы знаете о рельефе Правобережья.
Для этого разделимся на две группы. Будем работать парами. Если ученик затрудняется на помощь может прийти товарищ.
Игра «Я знаю»
Приволжская возвышенность | Окско-Донская равнина | Утёс Степана Разина | Лысогорский массив |
Змеевые горы | Соколовая гора | Алтынная гора | Хвалынские горы |
- Примерные ответы:
- Окско-Донская равнина находится на западе области. Это плоская с небольшими холмами равнина, с незначительным уклоном с севера на юг. Для окско-Донской равнины характерны западины (углубления, впадины), террасы, останцы (отдельные возвышения).
- Приволжская возвышенность расположена вдоль правого берега Волги, она приподнята на востоке и круто обрывается в сторону Волги.
- на востоке Приволжской возвышенности находится высшая точка Хвалынские горы – абсолютная высота 379 м)
- Змеевые горы – 285 м. тянутся от города Вольска до села Воскресенское
- областной город Саратов расположен в котловине и окружён горами. На севере – Соколовая, на юге –Алтынная, на западе –Лысогорский массив.
ІV. Изучение нового материала
- Показ слайдов «Природа родного края» на его фоне учитель читает стихотворение:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая Родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь
С. Есенин
- Вам знакомы эти места? Наша местность.
- Что можно сказать о рельефе нашего края? (равнинный)
- Какие формы рельефа встречаются? (выпуклые – холмы, кочки, бугры и вогнутые – долины рек, овраги, балки)
- По размеру какие эти формы рельефа? (средние и мелкие).
- Мелкие формы рельефа накладываются в разных сочетаниях на более крупные
- На какой равнине находится Ивантеевский район?
- Главным помощником для изучения нам рельефа Левобережья на уроке будет карта
- Ивантеевский район расположен на Сыртовой равнине в бассейнах рек Большой и Малый Иргиз.В центральной части района в междуречье расположены отроги возвышенности Каменный Сырт.
- Работа с книгой А.М. Лисицина «Край трёх Иргизов»
Задание: я зачитываю отрывок, а вы отмечаете абсолютные высоты района.
- запишите наивысшую точку и минимальную отметку и где они находятся. (182 м –«Чернавские Купола», 30 м – с. Журавлиха.)
- Сыртовая равнина расположена между Приволжской возвышенностью и Общим Сыртом. Она имеет ступенчатое строение. Её рельеф холмистый с террасами. Характерны для рельефа овраги и балки. Преобладающие высоты от 50 до 150 м. Наивысшая точка 161 м находится на с-в района. Минимальная отметка – 25 м на юге, в долине реки Б.Иргиз.
- Что такое овраг? Балка?
/По толковому словарю Ожегова овраг – это длинная впадина на поверхности земли./
- Как образуется овраг?
- Сообщение
Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. Со временем (через много лет)склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.
- Проблема!
-Ребята, пользу или вред приносят овраги?
Овраг вредил не только тем, что он отнимал у земледельца драгоценные десятины земли. Овраг, разрастаясь, пересекал дороги так, что приходилось делать большие объезды или строить мосты там, где прежде ездили прямиком.
Куминый овраг
Первые документальные материалы о селе Ивановка с 1983 года. Это метрические выписки Свято-Троицкой церкви с. Журавлиха, куда ивановцы ездили крестить, и венчаться за неимением у себя попа и церкви, которых они наконец, нажили в 1883 году. Памятью этих поездок в Журавлиху служит довольно большой овраг, называемый Куминый. Овраг расположен недалеко от села и впадает в реку Чернава. Через этот овраг приходилось переезжать на пути в с. Журавлиху. Он назван так потому, что в нём утонули во время половодья кум с кумой и ребёнком, ездившие крестить.
- Творческое задание Кто больше узнал об оврагах.
- Презентации учеников Учащиеся представляют свои мини-исследования
- Исследуйте и опишите овраг. В описании укажите:
- 1) название оврага;
- 2) где находится;
- 3) продолжается ли рост оврага;
- 4) какой длины овраг;
- 5) какова глубина оврага;
- 6) сухой овраг или на его территории есть ручей;
- 7) имеются ли выходы подземных вод на склонах оврага;
- 8) куда выходит овраг (к реке, озеру);
- 9) как можно использовать овраг (добыча глины, песка, устройство пруда, зеленой зоны).
- Под воздействием каких процессов формируется рельеф нашей местности?
Под воздействием внешних процессов – воды. Итак овраги образуются в процессе водной эрозии
Физминутка
Мы отправились в поход
Посмотреть, кто-как живёт
Впереди у нас овраг
Перепрыгнули вот-так
Переплыли мы Чернаву
Посмотрели влево вправо
И пришли мы вновь домой.
Вот такой наш шар земной!
- Что находится к западу от Сыртовой равнины. Какую форму рельефа вы видите на карте. На западе левобережья находится Долина реки Волги.
- Назовите географическое положение.
Между Приволжской возвышенностью и Сыртовой равниной на востоке располагается долина реки Волги – обширная ступенчатая равнина. Большое влияние на её образование оказали внутренние и внешние рельефообразующие факторы.
- Назовите и покажите самую южную часть Левобережья, какая низменность? Прикаспийская низменность.
- Определите абсолютную высоту. Абсолютная отметка на севере от 45-50 м, на юге -20-25 м. . Это самая низкая отметка в рельефе области. Её поверхность плоская, с небольшими холмами. Рек, оврагов и балок здесь немного. Зато много впадин, занятых солончаками – засолёнными почвами, лиманами –понижениями, мелкими «степными блюдцами» диаметром 1,5-2 м.
- Назовите равнину, которая находится на востоке от Сыртовой равнины
- Общий Сырт.
- Равнина, расположена на востоке Заволжья.
- Здесь выделяются: Синие горы, Узени-Ичкинский кряж
Кряж- вытянутая возвышенность.
Встречаются холмы, крутые склоны, останцы, ассиметричные гряды высотой от 30 до 50 м, карстовые явления –воронки, понижения. Сырт сложен глиной, известняком, мелом, песчаником. В южной части Общего Сырта имеются подземные соляные купола – возвышения земной поверхности, состоящие из древних пород, содержащих гипс, соли.
V. Первичное закрепление знаний
На территории нашей области наблюдается как выравнивание рельефа, так и усиление эрозионных процессов – образование оврагов, балок, оползней, воронок и т. д. Смещение, скольжение вниз по склону массы горной породы….
- Практическая работа – на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа Левобережья. Долина реки Волга, Сыртовая равнина, Каменный Сырт, Общий Сырт, Синие горы, Прикаспийская низменность.
- Какие различия находятся в рельефе Правобережья и Левобережья?
В Правобережье –возвышенная равнина, а в Левобережье низменная)
VІ. Сообщение о Вавиловом Доле. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Это одна из достопримечательностей не только Ивантеевского района, но и Саратовской области.
От реки Малый Иргиз начинался обширный дол, вобравший в себя множество больших и малых оврагов, заросших глухим лесом – гаем, который позже стал называться Вавиловым долом.
Этот лес, умытый заботливой родниковой рукой матери-природы, как драгоценный изумруд красуется на могучей ладони хлебной нивы среди золотистых колосьев поспевшей пшеницы Ивантеевского района.
Существует несколько легенд его возникновения. Первая, самая распространенная среди населения и изложенная в книге Е. Фатьяновой и А. Камазановой «Тайна Вавилова Дола», гласит следующее:
В далекие петровские времена нынешние заволжские степи были заросшие густыми, непроходимыми лесами, в чаще которых скрывались разбойники. Предводителем шайки был бесстрашный Вавила. Разбойники были дерзки и неуловимы, поэтому властям пришлось направить в эти края войска, и лишь с их помощью удалось разгромить разбойничье логово. Лихой атаман был схвачен, ослеплен и выпущен на волю. Жил в байрачном лесу около Чернавы, где через покаяние за свои грехи пришел к вере. Близ ручья Вавила вырыл подземную келью-пещеру и оставшуюся жизнь посвятил покаянию, плачу и молитвам.
Прослышав о чудном пещернике, к нему начали приходить искатели строгой жизни.
Пещер становилось всё больше, и монахи соединили их галереями. Так возник пещерный монастырь. Однако с годами эти пещеры закрылись.
Сюда начали стекаться богомольцы. В 1914 г. вырос храм, который освятили в честь любимого на Руси святого — Николая Чудотворца. Рядом был родник и целебный святой колодец Николая Чудотворца.
По рассказам старожилов, что не только водой можно было вылечить, но и изобилием лекарственных растений, которые растут в этой местности.
Учёные изучали состав воды и внесли её в реестр природных минеральных источников России, а еще то, что в воде содержатся тяжелые металлы, поэтому ее можно употреблять в ограниченном количестве.
Вода из Авиловских родников богата ионами серебра, поэтому она длительное время не портится. Поломники продолжают её употреблять при всевозможных случаях и часто получают по вере удивительные исцеления даже от горьковатой на привкус воды.
Историю своего края мы обязаны знать, чтобы чувствовать любовь и гордость за свой родной край и развивать в своем сознании морально- этические нормы жизни. Сохранить этот экологически чистый уголок России- наша задача.
VІІ. Д/З §4 с.17-18. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).
VІІІ. Рефлексия
Куда бы не забросила нас судьба, сердцем и душой мы снова и снова возвращаемся в родные места (обратиться к эпиграфу)
Я надеюсь, что эти слова станут и для вас жизненным девизом.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: Что тебе понравилось на уроке?
Предлагаются варианты ответов:
- Сегодня я на уроке узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Выставление оценок.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Большое спасибо, ребята за работу.