Географический район тектоническая структура форма рельефа полезные ископаемые

Helga
Высший разум
(632052)
9 лет назад
ТАБЛИЦА
___________________________________________________________
Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________
1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
галина пинина
Мудрец
(12298)
9 лет назад
складчатый пояс, окраина литосферной плиты – горы, рудные пол. иск.
платформы: а) щит – возвышенность, плоскогорье, руды, алмазы
б) впадины – низменности, топливные пол. иск. , соли, нерудные пол. иск
Марина
Знаток
(288)
4 года назад
уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
Сергей Хохряков
Ученик
(65)
3 года назад
Достойны удивления!!!! и искреннего умиления (помолчим о Восхищение) столь изрядно глубокие познания в области геоморфологии, геологии и металлогении отражённые в дух вышеизложенных ответах.
Марина Граник
Ученик
(208)
3 года назад
ТАБЛИЦА
___________________________________________________________
Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________
1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
Виталик Кухаренко
Знаток
(429)
2 года назад
Тектоническая структураФорма рельефаПолезные ископаемыеПроисхождение
Древняя платформа (Восточно-Европейская) равнины, низменности, ледниковые возвышенностинефть, газ, фосфориты, каменный угольосадочное
Молодая платформа (Сибирская) плато и денудационные равниныалмазы, апатиты, графит, слюда, бурый угольмагматическое и метаморфическое
Складчатая область (Урало-Монгольский пояс) горные страны, хребты, межгорные впадинынефть и газ (предгорье); железные, медные, хромовые, никелевые рудыосадочное, магматическое и метаморфическое
Виктория горбатова
Ученик
(109)
1 год назад
ТАБЛИЦА
___________________________________________________________
Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________
1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
Источник
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .
Источник
Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.
Рельеф
Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.
Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:
- Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
- Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.
Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.
Рис. 1. Горы.
Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:
- служит основой для природных территориальных комплексов;
- равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.
Тектонические структуры
Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.
К крупнейшим тектоническим структурам относятся:
- Платформа – достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
- Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
- Впадины – глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.
Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.
В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:
- Твердые (гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
- Жидкие (нефть, подземные минеральные воды).
- Газообразные (гелий, природный газ).
Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.
На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Рис. 3. Алмазы Якутии.
Что мы узнали?
При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Нина Попова
9/10
Георгий Разгуляев
10/10
Максим Скрипко
10/10
Валерий Гостев
8/10
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 530.
Источник
Технологическая карта к уроку географии
по теме «Рельеф России: тектоническая основа». 8 класс.
Учебник География России. Природа, население, хозяйство. А.И.Алексеев и др.
Линия учебников «Полярная звезда». Издательство «Просвещение». 2019 г.
Учитель: Королева Н.Г.
Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Задачи:
1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
– определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России;
– устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей;
– объяснять причины современного горообразования, вулканизма и землетрясений на территории России.
2. Сформировать навык работы с тектонической картой России.
3.Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока.
Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Предметные результаты: формулирование темы и цели урока, актуализация опорных знаний, чтение географических карт.
Метапредметные результаты: Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов, высказывать суждения.
Этапы
1. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная работа с классом на повторение терминов.
Самостоятельная работа по теме: «История развития земной коры»
Ученики на поставленные вопросы отвечают «Да», «Нет» . (+,- ответы учащихся)
10. Кавказские горы, горы Камчатки и Сахалина возникли в эпоху кайнозойской складчатости?
+
2. Изучение нового материала
Личностные результаты: Самоопределение. Формирование внутренней потребности к познанию.
Предметные результаты: учащиеся научатся вычитывать из текста информацию.
Метапредметные результаты: Развитие навыков работать с текстом, картами и таблицами, выделять главное, делать выводы.
1. Индивидуальная работа с текстом учебника параграф 22
Знакомство с новыми понятиями: тектонические структуры, платформы, щит, плита-запомнить. Складчатые области, возрождённые горы, кристаллический фундамент, осадочный чехол. Ведут записи в своём географическом словаре.
2. Задание. Проанализируйте текст параграфа 22 «Как формируется тектоническая структура»и заполнить таблицу «Развитие складчатых областей»
2. В прогибе накапливаются толщи морских осадков.
3. Многочисленные разломы, 4. Внедрение расплавов магмы.
5. Подводный вулканизм.
6. Образование метаморфических горных пород.
2
Температура, давление слоёв мантии
Размягчённые породы сжимаются и сминаются в складки, выгибаются и поднимаются.
1. Над поверхностью Океана появляются гористые вершины в виде островов.
2. Горы выходят из – под уровня моря
3
Внешние силы. (повторение вспомните какие внешние силы их действие? Разрушают крупные возвышения рельефа, переносят обломки горных пород и засыпают впадины. Таким образом, внешние силы сглаживают, выравнивают поверхность.
1.Горы постепенно разрушаются и приобретают черты равнин.
2. Если в поздние эпохи горообразования вновь проявляется тектоническая деятельность, то мощная толща не может быть смята. Земная кора расколется на громадные глыбы, опускающиеся и поднимающиеся с различной скоростью до разных высот.
1.Образуются глыбовые и складчато-глыбовые возрождённые горы(горы Южной Сибири).
2. Тектоническая активность угасает, движения медленные, колебательные.
3. Начинается спокойная платформенная стадия.
4. Накопление мощного осадочного чехла.
Рефлексия. Складчатые горы на границах литосферных плит проходят стадии прогибания, горообразования и превращения в ядра будущих платформ.
3. Групповая работа: выполнения практической работы: «Взаимосвязь рельефа и геологического строения».
Личностные результаты: проявят учебно-познавательный интерес к географической науке, научатся осваивать новые социальные роли, научатся взаимодействовать друг с другом.
Предметные результаты: получат доказательства взаимосвязи географических объектов, научатся сравнивать объекты и устанавливать причинно-следственные связи.
Метапредметные результаты: учащиеся научатся работать с нетекстовыми материалами (схемами, рисунками, таблицами, картами).
Задание: С помощью анализа карт атласа «Физическая карта России» и «Тектонические строение земной коры России» определите тектонической структуры для следующих форм рельефа: 1 Восточно-Европейская равнина
Прикаспийская низменность.
2. Западно – Сибирская равнина.
3. Среднесибирское плоскогорье.
4. Горы Хибины.
5. Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность.
6. Плато Путорана.
7. Горы Урала.
8. Горы Кавказа.
9. Срединный хребет.
10. Восточный Саян.
11. Западный Саян.
Ученики заполняют таблицу.
На балтийском щите магматические
Нефть, уголь, фосфориты, гипс
Калийные соли, поваренная соль
Западно – Сибирская равнина
Западно-Сибирская плита (молодая платформа)
осадочные
Нефть, газ, уголь
Среднесибирское плоскогорье
Сибирская платформа
Преимущественно осадочные
алмазы, уголь
Горы Хибины
Балтийский щит
железные, алюминиевые и молибденовые руды
Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность
Воронежский массив
Осадочные, древние кристаллические
молибденовые руды, золото, железная руда
Плато Путорана
Анабарский щит
магматические
Медные и никелевые руды
Горы Урала
Область герцинской складчатости
магматические
железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор
Горы Кавказа
Область кайнозойской складчатости
магматические
вольфрамовые, молибденовые, медные руды
Срединный хребет
Область кайнозойской складчатости
Магматические и вулканические
Медные и никелевые руды
Восточный Саян
Область байкальской складчатости
метаморфические
железная руда
Западный Саян
Область герцинской и каледонской складчатости
Вулканические, осадочные
молибденовые и железные руда
Алтай
Область герцинской и каледонской складчатости
Метаморфические,
Осадочные -основание
Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды
. Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.
Рефлексия. Шесть шляп.
Итог. Самооценка. Личностные результаты: научились устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий.
Метапредметные результаты: научились устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Домашнее задание. Учитель объясняет д/з параграфа 22, Разноуровневые: д/з. Проектное задание «Особенности рельефа Калмыкии», з. 6, 8 с.85 учебник, задания в контурных картах с. 10-11 ( задание 1-4)
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Записывают д/з в тетрадь по уровням сложности.
Источник