Гдз по географии 7 класс рельеф и полезные ископаемые
Рельеф. В основании материка залегает древняя гондванская платформа, опущенная на северо-западе и более приподнятая на юго- востоке континента. В Африке преобладают равнины высотой от 200 до 1000 м, в основном, это возвышенности и плоскогорья. Низменностей на континенте мало, расположены они у побережий океанов и морей. Гор в Африке тоже немного. Самый юг материка окаймляют разрушенные, плосковершинные Капские горы. На юго-востоке образовались Драконовы горы. Северо-запад континента занят высокими горами Атлас, хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит.
Под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, что привело к образованию высоких плоскогорий. Другие опускались, в результате возникли крупные котловины. Движения сопровождались разломами земной коры, образованием горстов, грабенов, извержениями вулканов, землетрясениями. В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Здесь происходит раздвижение Африканской литосферной плиты, поэтому бывают землетрясения и извержения вулканов.
По преобладающим высотам материк подразделяют на две части:
1) Низкая Африка, включающая Северную и Западную Африку, где высоты ниже 1000 м. Низкая Африка на значительной части покрыта осадочными породами – континентальными и морскими. Эти территории длительное время были заняты морем;
2) Высокую Африку т.е Восточную и Южную Африку с высотами более 1000 м. Восточная часть Африки занимает приподнятое Восточно-Африканское плоскогорье. Здесь находится самая высокая вершина материка, Килиманджаро. К северу от Восточно-Африканского плоскогорья располагается Эфиопское нагорье. Оно состоит из высоких плато – возвышенных равнин, сложенных горизонтально залегающими осадочными и вулканическими породами. Плато ограничено высокими уступами. Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается и переходит в котловины. В Восточной и Южной Африке часто на поверхность выходят древние кристаллические породы.
Полезные ископаемые. Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Из-за преобладания магматических пород в Африке много рудных полезных ископаемых, которые образовались при внедрении магмы из глубин Земли в толщу земной коры по линиям разломов. В Южной и Восточной Африке они залегают неглубоко, так как древние кристаллические породы находятся близко от поверхности. Южная Африка богата алмазами (ЮАР, Ботсвана). Среди осадочных пород наибольшее распространение получили каменный уголь, различные соли. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива находятся крупные нефтяные месторождения. Горы Атлас известны фосфоритами.
Найдите географические объекты; указанные в тексте параграфа на карте.
! Это интересно
1. Нагорье Тибести — вулканический массив, высшая точка. которой является потухшим вулканом Эми-Куси (3415м) и имеющий огромный кратер в размере 12 км в диаметре.
2. Нагорье Ахаггар – вулканический массив, состоящий из плосковершинных ступенчатых плато (высоты около 800м), которые вытянуты с севера на юг и базальтовых хребтов (высота около 2000м) над которым поднимается самая высокая вершина этого массива-Тахат (3005м).
3. Горный массив Рувензори находится в Нейтральней Африке. Снежные вершины поднимаются в высоту до 5000 м Их назвал Лунными горами древний географ Птолемей.
? Вопросы и задания
1. Назовите особенности рельеф а континента.
2. Покажите на карте основные формы рельефа Африки.
3. На какие две части по преобладающим высотам подразделяют материк?
4. Какими полезными ископаемыми богат материк?
Работа в тетради
Заполните пропуски, используя карты «Африка. Физическая карта» и «Строение земной коры»:
1. Основная форма рельефа Африки , а именно:
2. В основании материка залегает платформа.
3. Всем платформам в рельефе соответствуют
4. Самое большое плоскогорье –
5.Самая высокая точка континента – , её высота –
6. На северо-западе находятся горы , они соответствуют
…………….. складчатости…. и образовались на стыке………………. плит.
7. На юге образовались горы , по высоте они
8. На юго-востоке находятся горы.
9.К нагорьям Африки относят
10. Африка по высотам делится на части.
11.Низкая Африка включает
12.Средняя высота Низкой Африки ниже м.
13.Высокая Африка включает
14. Высота Высокой Африки – м
Попробуйте ответить
Заполните таблицу:
Форма рельефа | Строение земной коры |
Вывод:
1. Какую часть Африканской плиты занимает платформа?
В связи с тем, что Африка лежит большей частью в пределах древней Африкано-Аравийской платформы, ее рельеф преимущественно равнинный. Крупные горные массивы занимают только пятую часть территории материка. Средняя высота поверхности материка составляет 750 м (второе место после Азии). По преимущественной высоте Африку условно разделяют на две части: северо-западную (низкая Африку, где высота ниже 1000 м) и юго-восточную (Высокую Африку, с отметками более 1000 м).
2. Каковы закономерности образования горных систем?
В кайнозой и мезозой в пределах Высокой Африки Африкано-Аравийская платформа поднималась, вследствие чего со временем образовались Эфиопское нагорье и Восточноафриканское плоскогорье. Одновременно опускание отдельных блоков платформы на востоке Африки обусловило возникновение целой системы глубоких разломов в земной коре, которые образовали Великий Африканский разлом. Здесь происходил выход магмы и извержение вулканов. В наше время некоторые из них уже угасли, как, например, высочайшая вершина Африки гора Килиманджаро (5895 м). Пояса складчатости занимают небольшие площади Африки. На северо-востоке материка находятся Атласские горы. Их южные хребты образовались в результате столкновения Африканской и Евразийской литосферных плит в герцинскую эпоху горообразования Палеозойской эры, а северные – молодые – альпийского возраста. На юго-востоке и юге континента протянулись Древние драконы и Капские горы. Они имеют вид стремительной стены высотой около 3000 м, которая обрывается к океану.
3. Какая существует связь между горными породами и полезными ископаемыми?
Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Многие из них представлены крупнейшими месторождениями в мире. В связи с преобладанием магматических пород в Африке особенно много рудных полезных ископаемых, которые образовались при внедрении магмы из глубин Земли в толщу земной коры по линиям разломов. В Южной и Восточной Африке они залегают неглубоко, так как там древние кристаллические породы находятся близко от поверхности. В более низких местах материка, где преобладают осадочные породы, распространены месторождения осадочного происхождения: каменный уголь, различные соли, марганцевые руды и др. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы нефти. Африка богата также фосфоритами, из которых вырабатывают удобрения. Основные месторождения их находятся на севере материка.
Вопросы и задания
1. Составьте описание рельефа острова Мадагаскар (план см. в приложении).
1) Мадагаскар иногда называют «Великий Красный Остров» из–за его латеритных формаций. Красные почвы доминируют на всём центральном нагорье, однако в местах бывшей вулканической активности наблюдаются ещё более богатые минералами почвы. На всём протяжении восточного побережья, наблюдается тонкий «пояс» наносных почв, также как и в устьях западных рек. На западном побережье встречается глина, песок и известняк. 2) Очертания острова просты, береговая линия расчленена слабо, особенно на востоке. Западное и северо–западное побережья изрезаны мелкими бухтами, удобными для судоходства, но на подступах к ним много коралловых рифов. 3) Длина острова – около 1600 км, ширина – свыше 600 км, площадь – 587 040 км².Наивысшей точкой острова является потухший вулкан Марумукутру (2876 м).
2. На контурной карте обозначьте полезные ископаемые и объясните причины их размещения.
С характером рельефа связано и размещение полезных ископаемых. На равнинных территориях обычно расположены полезные ископаемые осадочного типа, часто органического происхождения (уголь или газ, а также нефть), а в горах – рудные полезные ископаемые магматического происхождения.
3. Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться?
Если Великий Африканский разлом будет расширяться и углубляться, то это может привести в очень далеком будущем к расколу Африканской платформы и отделению от материка огромного острова.
1. Проверим себя.
1. Какая тектоническая структура лежит в основании Африки?
Африканская платформа.
2. Как называются линейно вытянутые тектонические разломы, образующиеся при растяжении земной коры? Где они расположены?
Такие разломы называются рифтами. Они расположены в восточной части материка.
3. Какие формы рельефа и почему преобладают в Африке?
Преобладают возвышенности и плоскогорья, так как продолжительное время рельеф выравнивался под действием внешних сил.
4. Под действием каких внешних сил и где образуются дюны?
Дюны образуются в основных в понижениях, где преобладают песчаные пустыни. Они образуются под действием ветра.
5. Какими полезными ископаемыми наиболее богат Африканский континент и почему?
Африка богата рудными полезными ископаемыми (золотом, железом, хромом, марганцем, ураном) и алмазами.
6. Приведите примеры гор различного происхождения на материке.
Глыбовые горы – Драконовы горы, Капские горы.
Складчато-глыбовые горы – горы Атлас.
2. От теории к практике.
1. Нанесите на контурную карту Восточно-Африканские рифты. Какие действующие и потухшие вулканы к ним приурочены?
К Восточно-Африканским рифтам приурочены следующие вулканы: Афдера, Меру, Килиманджаро, Кения, Ньямлагира, Ньирагонго.
2. Определите по рисункам 54 и 56, как по форме отличаются глыбовые и складчатые горы.
Складчатые горы более высокие и имеют более острые вершины и крутые склоны. Глыбовые горы имеют плоские выровненные вершины.
3. Определите по карте максимальную амплитуду абсолютных высот рельефа Африки. К каким элементам строения земной коры приурочены высшая и низшая точки континента?
Максимальная амплитуда абсолютных высот – 6052 м. Низшая точка континента – впадина Ассаль, а высшая – вулкан Килиманджаро (Восточно-Африканское плоскогорье).
4. В Восточно-Африканских рифтах земная кора раздвигается со скоростью 4 мм/год. Сделайте прогноз: к чему приведут тектонические разломы через 100 млн лет?
Восточная часть материка отделиться и станет островом.
5. Представьте, что вы станете геологом и поедете работать в Африку. В каких районах вы займётесь поиском новых месторождений золота и алмазов?
Я бы поехал в северные районы ЮАР, там рядом распложены крупные месторождения золота и алмазов.
3. Клуб дискуссий.
В мире существует множество необычных музеев: кораблей, колоколов, шоколада и другие. А какой музей, посвящённый Африке, создали бы вы? Какие экспонаты вы разместили бы в таком музее?
Я бы создала музей африканского искусства, где были бы показаны картины вазы и фото из различных племен (люди с татуировками на теле, или, например, с шрамированием).
4. Клуб эрудитов.
На дне Красного моря фиксируются высокие температуры воды. Чем это может быть вызвано?
Это можно объяснить своеобразным строением дна Красного моря, воды на дне соприкасаются с горячими слоями земной коры.
Урок по географии.7 класс.
Тема: Рельеф и полезные ископаемые.
Цели: называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; описывать географическое положение крупных форм рельефа; объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.
Оборудование: физическая карта Евразии, карта «Строение земной коры», рисунки или таблицы крупных форм рельефа.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.
Домашнее задание предлагается провести взаимопроверкой.
Один ученик выполняет работу на доске, за ширмой, остальные – в тетради. По окончании диктанта учащиеся меняются тетрадями и проверяют ответы, делая пометки красной пастой. Образцом для проверки может служить работа на доске.
Цифровой диктант.
1.Океаны:
Северный Ледовитый
Атлантический
Индийский
Тихий
К каким океанам принадлежат моря:
1)Карское;2)Берингово;3)Аравийское;4)Балтийское;5)Черное ;6)Желтое;7)Охотское; 8)Баренцево;9)Белое;10)Северное;11)Средиземное;12)Восточно-Китайское;13)Азовское;14)Лаптевых;15)Японское.
2.Крайние точки:
Северная
Южная
Западная
Восточная
1)Рока;2)Пиай;3)Челюскин ;4)Дежнева.
2.Изучение нового материала.
1.Орг.момент
2.Изучение нового материала.
Разнообразие природы Евразии связано не только с ее ГП, но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка. Каждый из ранее рассмотренных материков представляет собой в геологическом отношении древнюю устойчивую платформу и причленившиеся к ней более молодые и подвижные складчатые пояса.
Евразия состоит из нескольких древних платформенных ядер, соединенных разновозрастными складчатыми поясами. Это как будто бы несколько спаянных в единое целое континентов. Основные древние ядра материка – Европейская платформа с равнинным рельефом небольшой высоты, высокая подвижная Сибирская платформа, в пределах которой испытывали и восходящие, и нисходящие движения. К ним причленились части древней Гондваны: Аравийский полуостров и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горнообразовательные процессы.
2.Работа с таблицей.
Задание. Используя карты атласа, заполните таблицу:
Строение земной коры | Составляющие формы рельефа |
Древние платформы | Восточно-Европейская |
Сибирская | |
Индийская | |
Китайско-Корейская | |
Области складчатости | древней |
новой |
3.Работа с картой(задания на карточках)
Задание: В складчатых поясах широко развит вулканизм. Используя карту атласа, установите соответствие:
Везувий Зондские острова
Этна Полуостров Камчатка
Кракатау Остров Сицилия
Ключевская сопка Японские острова
Фудзияма Апеннинский полуостров
Задание: Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот.
Данные территории | высота | № |
Западно-Сибирская равнина | ||
Средне-Сибирское плоскогорье | ||
Восточно-Европейская равнина | ||
Прикаспийская низменность | ||
Уральские горы | ||
Нагорье Тибет | ||
Иранское нагорье |
Задание: Евразия исключительно богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:
Район Персидского залива драгоценные камни
Полуостров Малакка железная руда
Шри-Ланка нефть и природный газ
Скандинавские горы оловянные руды
Север Великой Китайской равнины медные руды
Район озера Балхаш каменный уголь
4.Самостоятельная работа.
Задание. Используя карты атласа и текст учебника, дайте характеристику основных форм рельефа по плану учебника.
1 ряд – Западно-Сибирская равнина
2 ряд – Среднесибирское плоскогорье
3 ряд- г. Гималаи
3.Итог урока.
Чем отличается рельеф Евразии от рельефа других материков?
Домашнее задание: в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии.
Урок по данной теме содержит большой теоретический материал, требует наглядности, с целью облегчения усвоения темы, было создано электронное приложение к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Поскольку это урок изучения и первичного закрепления знаний, электронное приложение в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал, повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательные процессы, повышает эффективность урока. В данное приложение собран из различных источников весь необходимый материал по теме, что делает его удобным в использовании. Оно включает в себя презентацию, видеофрагмент, флэш-анимации, подробную разработку урока, рабочую тетрадь. В изложении материала использовался творческий подход, присутствуют схемы, с помощью которых лучше усваивается материал.
В ходе урока, для проверки домашнего задания и закрепления нового материала, используется интерактивная доска «Smart Board» (в приложении есть файл Notebook «Крайние точки Евразии» для интерактивной доски), а также при работе на контурной карте учащиеся отмечают крайние точки и формы рельефы маркерами на интерактивной доске.
Цель и задачи урока: создать условия для формирования знаний о современном рельефе материка Евразия; создать условия для формирования образного представления о формах рельефа материка; формирования эмоционально – ценностного отношения к миру; совершенствовать умение называть и показывать крупные формы рельефа на карте; устанавливать причинно- следственные связи, закономерности размещения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых .
Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, карта строения земной коры, презентация «Рельеф Евразии», рабочая тетрадь, видеофрагмент «Гималаи», интерактивная доска «Smart Board», анимации «Образование складчатых гор», «Равнины мира» «Вулканы Камчатки».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний
- Задание на интерактивной доске: установить соответствие между крайними точками Евразии и их географическими координатами (файл notebook «Крайние точки»).
- Фронтальный опрос по вопросам об особенностях ГП Евразии, работа с физической картой Евразии.
- Задание на интерактивной доске: отметить и подписать название крайних точек Евразии на контуре материка.
3. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
– Какой компонент природы мы всегда изучаем после ГП материка? (Слайд №1)
– Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?
2. Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. (Слайд №2)
Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.
– Разнообразен ли рельеф Евразии?
– Что вы можете сказать высоте Евразии?
– Назовите величайшую горную систему земного шара.
– Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?
– Посчитайте колебания высот на материке. (Слайд № 3)
3. Постановка проблемы.
Чем объясняется разнообразие поверхности материка? В чем причины такого расположения гор и равнин? (Слайд №4)
География опять!
Рельеф Евразии мы будем изучать.
Его разнообразие по карте замечается
От других материков он очень отличается.
Почему так? Не поймете, коль причин не разберете.
Мы до сути докопаемся,
И узнать все постараемся.
4. Строение земной коры в пределах Евразии.
-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?
Какой тип земной коры залегает в основании материков? Какие участки на нем выделяются? Какие формы рельефа им соответствуют? (работа по схеме) (Слайд № 5)
5. Анализ карты строения земной коры. (Слайд № 6)
– Что лежит в основании материка Евразии?
– Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты?
– Выделите по карте самые древние участки Евразийской литосферной плиты, определите их возраст.
– Где в основании находятся области складчатости? Назовите их возраст.
– Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка?
Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.
6. Землетрясения и вулканизм.
– С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?
– Чем отличаются эти части материка?
– Что происходит в таких зонах и как они называются? (Слайд № 7)
– Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?
– Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? (Слайд №8)
7. Вулканы.
– Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой, Слайды № 9-10)
– Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).
8. Древнее оледенение.
– Что еще повлияло на рельеф Евразии?
Сообщение учащегося (индивидуальное задание) «Древнее оледенение на материке Евразия».
9. Основные формы рельефа.
Работа по схеме (Слайд № 11), заполнение таблицы в рабочей тетради с помощью карты (смотри рабочую тетрадь), проверка по слайду (Слайд № 12).
10. Виртуальное путешествие по Евразии.
Горы Евразии. (Слайды №13-23)
Гималаи (просмотр видеофрагмента «Гималаи» (Слайд № 14), просмотр анимации «Образование складчатых гор» (Слайд № 15), работа с картой, беседа)
Памир, Альпы, Тянь– Шань, Кунь– Лунь, Тибет, Кавказ.
Равнины Евразии. (Слайд № 24-26)
(работа с картой, беседа).
11. Полезные ископаемые.
– Вспомнить закономерности распределения полезных ископаемых и тектонических структур (Слайд № 27).
– Богата ли Евразия полезными ископаемыми? (работа с картой, слайд № 28)
– Заполнить таблицу в рабочей тетради, проверка по слайду (Слайд № 29)
4. Закрепление изученного материала.
1. Задание на интерактивной доске: на контурной карте Евразии подписать три крупные равнины и три горные системы, по выбору учащегося.
2. Задание (рабочая тетрадь, проверка по слайду №30)
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры,
Трудно это, или просто,
Нам расставить их по росту?
Определить и расставить по мере увеличения высоты горные вершины: Монблан, Эльбрус, Белуха, Джомолунгма, Чогори.
3. Работа по тренажерам на интерактивной доске.
Д/З. п. 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.
Интернет – ресурсы, использованные при подготовке презентации:
- https://geograph/ucoz/kz/load/videokollekcija/7klass.
- https://images/yandex.ru
- https://ru.wikipedia/org/wiki/
- https://lotoskaj/ucoz/ru
- https://narod/ru
- https://school-collection/edu/ru
- https://img12.nnm.ru
- https://img15.nnm/ru
- https://0222.bu/upload/world
- https://novost.ge/wp-content
- https://graphics8/nutimes.com/images
- https://upload:wikimedia/org/wikipedia
- https://wwwalt-guide.ru
- https://wwwtrekkingsclub.ru
Приложение 1 (Рабочая тетрадь)