Формы рельефа тектонические структуры полезные ископаемые 8 класс
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
- ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»
Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 10 и 11.
1. Разными цветами покажите складчатые области, штриховкой покажите выступы кристаллического фундамента.
- Граница России обозначена красной линией.
- Байкальская и раннекаледонская складчатость (1200 — 520 млн. лет) — тёмно-синяя заливка
- Каледонская складчатость (460 — 400 млн. лет) — фиолетовая заливка
- Герцинская складчатость (300 — 230 млн. лет) — коричневая заливка
- Мезозойская складчатость (160 — 70 млн. лет) — тёмно-зелёная заливка
- Кайнозойская складчатость (от 30 млн. лет до наст. врем) — жёлтая заливка
- Выступы кристаллического фундамента — красная заливка
2. Подпишите названия крупных форм рельефа: равнины, низменности, горы, нагорья, плоскогорья, плато.
Равнины России:
- Восточно-Европейская (Русская) равнина
- Западно-Сибирская равнина
- Азово-Кубанская равнина (1)
Низменности России:
- Прикаспийская низменность
- Северо-Сибирская низменность
- Яно-Индигирская низменность
- Колымская низменность
- Барабинская низменность
Горы России:
- Кавказские горы (Большой Кавказ)
- Уральские горы
- Алтай
- Саяны
- Срединный хребет (полуостров Камчатка)
- Верхоянский хребет
- хребет Черского
- Становой хребет
Нагорья России:
- Корякское нагорье
- Чукотское нагорье
- Алданское нагорье
- Становое нагорье
Плоскогорья России:
- Среднесибирское плоскогорье
- Анадырское плоскогорье
- Янское плоскогорье
Возвышенности России:
- Среднерусская возвышенность
- Приволжская возвышенность
- Северные Увалы
- Валдайская возвышенность
- Тиманский кряж
Плато России:
- Приленское плато
- Вилюйское плато
- Центрально-Тунгусское плато
- плато Путорана
3. Подпишите максимальные абсолютные высоты на Кольском полуострове, Урале, Алтае, Кавказе, Среднерусской возвышенности, Среднесибирском плоскогорье, полуострове Камчатка.
Горные пики России (обозначены красными точками):
- Кавказские горы (Большой Кавказ)
- гора Эльбрус — 5642 м (2)
- гора Дыхтау — 5204 м (3)
- гора Казбек — 5032 м (4)
- Уральские горы
- гора Ямантау — 1638 м (5)
- гора Конжаковский камень — 1569 м (6)
- гора Народная — 1895 м (7)
- Алтай
- гора Белуха — 4509 м (8)
- Срединный хребет (полуостров Камчатка)
- Ключевская Сопка — 4850 м (9)
- Кольский полуостров — 1200 м
- Среднерусская возвышенность — 471 м
- Среднесибирское плоскогорье — 1701 м
4. Отметьте крупные месторождения железной руды, нефти и газа, каменного угля, алмазов, золота и укажите, в пределах каких крупных форм рельефа они находятся.
- Железные руды — Среднерусская возвышенность, Кольский полуостров, Уральские горы, Среднесибирское плоскогорье, Саяны, Становой хребет, Алданское нагорье.
- Нефть — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
- Газ — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
- Каменный уголь — Азово-Кубанская равнина, Уральские горы, Саяны, Северо-Сибирская низменность, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, полуостров Камчатка, остров Сахалин.
- Алмазы — Среднесибирское плоскогорье.
- Золото — Уральские горы, Становое нагорье, Алданское нагорье, Янское плоскогорье, Анадырское плоскогорье, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Корякское нагорье.
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
- ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»
ПЛАН
урока географии в 8 классе
Слайд 1 и 2
Тема: «Рельеф России: тектоническая основа.»
Тип урока: Изучение нового материала с элементами практикума.
Цель урока:
Cформировать представление о рельефе России. Закрепить знания о главных тектонических структурах России; формировать представления о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов; формировать умения и навыки устанавливать взаимосвязь тектонических структур и крупных форм рельефа; совершенствовать навыки работы с географическими картами; развивать навыки практической деятельности; отрабатывать навыки работы с контурной картой.
Образовательные:
создать условия для усвоения и понимания знаний об основных формах рельефа России;
организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний при выполнении практической работы.
Развивающие:
создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной компетентности;
совершенствовать навыки работы с географическими картами, с контурными картами;
развивать навыки практической деятельности.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса;
воспитывать дисциплинированность;
воспитывать красоту и любовь к природе.
Задачи урока:
Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об основных формах рельефа России.
Способствовать развитию умений учащихся сопоставлять основные формы рельефа со строением литосферы;
Способствовать формированию у учащихся навыков работы с картой.
Методы обучения:
словесные (объяснение, рассказ, беседа, работа с книгой);
наглядные (демонстрации изображений);
практические (выполни по заложенному алгоритму);
проблемно-поисковые (найди и докажи);
репродуктивные (делай, как я).
Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта России, тектоническая карта России, атлас, контурные карты, учебник.
Формы обучения: коллективная, групповая (парная), индивидуальная.
Формы контроля: ответ, работа на к/к, кроссворд, фронтальный опрос, самоконтроль, интерактивный контроль работа с физической и тектонической картой России.
Слайд 3
Ход урока:
Организационная часть урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка темы, цели и задач урока. Определение экспертов для работы учащихся из числа присутствующих учителей.
Изучение нового материала.
2.1Мотивация учащихся и актуализация опорных знаний.
(Слайд 4) “Держу я камень на ладони
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать”
– О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете?
– Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа и тектонического строения нашей страны.
Слайд 5
Изучение новой темы начинается с повторения.
– Вспомните, что такое рельеф? (Все неровности земной поверхности).
– Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют? (Горы и равнины).
Слайд 6
– Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние и низкие).
– С чем связаны эти различия? ( Геологическое строение и тектоника).
Слайд 7
– Как различаются равнины по высоте? (Низменности высотой 0-100 м, на карте отмечены зеленым цветом; возвышенности – 200-500 м., желтый цвет; плоскогорья – более 500, коричневый цвет).
-В чем различия гор и равнин? Почему? (Горы выше, сильнее расчленены, большие перепады высот (располагаются на подвижных участках суши), а равнины – слабо расчлененные участки, в основании лежит платформа).
Слайд 8
2.2 Умение работать с картой. (подготовить карточки)
– По картам атласа отыщите названия крупнейших форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу: (Работа с раздаточным материалом в
группах по два человека)
Крупнейшие формы рельефа
Их названия
Равнины
Горы
Слайд 9 (Проверка – анализ – разбор ошибок по заданию).
Слайд 10
2.3.Работа на контурной карте. Обозначение крупных форм рельефа России.
По картам атласа определите какая форма рельефа преобладает в России? (равнины)
В каких частях страны преобладают равнины? (на западе и севере)
Назовите крупные равнины России. Как они делятся по высоте (по цвету и шкале высот) и характеру поверхности (Восточно – Европейская, 0-200м, 200-500м, холмистая; Западно – Сибирская, 0-200 м, низменность, Среднесибирское плоскогорье, 500-1000м, плоскогорье, Прикаспийская низменность, 0-200 м, мин. отметка высоты – 28 м) .
Где в России размещаются горы? (на юге и востоке)
Как они делятся по высоте и характеру поверхности (Уральские, Алтай, Саяны древней складчатости, (1000 – 2000м), глыбовые и складчато – глыбовые; Верхоянский хребет, хребет Черского, горы средней складчатости, (2000-30000м), скдладчато –глыбовые; Кавказ, Срединный хребет, горы новой складчатости, высокие и высочайшие (30000 – 50000м), складчатые.
Слайд 11 и 12
Вершина Кавказских гор – самая высокая в России, а как она называется? (Гора Эльбрус) Следовательно, Кавказские горы – самые высокие в стране.
Слайд 13
Самая низкая отметка России? (-28 м, Прикаспийская низменность).
Слайд 14 и 15
А какая самая длинная горная цепь? (Урал)
Ребята! Давайте определим общий уклон территории нашей страны! Определяют по направлению течения рек. (Общий уклон на север, т.к. крупнейшие реки текут на север).
Слайд 16 Выводы:
Рельеф России разнообразен.
Преобладают равнины.
Равнины расположены на западе и севере.
Горы расположены на юге и востоке.
Рельеф понижается с юга на север (основное направление течения рек на север) и с востока на запад.
Слайд 17(карта)
2.4. Проблемный вопрос: Почему рельеф России столь разнообразен? ( Зависит от геологического строения и тектонических структур).
Россия расположена на нескольких литосферных плитах, которые сталкивались с образованием гор. Плиты движутся, сталкиваются или расходятся (Байкал), на границах плит происходят землетрясения и вулканизм (Курилы и Камчатка).
Конечно же формы рельефа соответствуют движениям литосферных плит.
Слайд 18
2.5. Работа с учебником.
Наука тектоника изучает строение земной коры.(см. тектоническую карту) Вспомним теорию литосферных плит. Строение литосферных плит не одинаково: есть спокойные, жесткие и устойчивые участки – платформы, есть подвижные – геосинклинали. (Горы соответствуют подвижным участкам земной коры разного возраста; на древних участках – устойчивых, жестких платформах – расположены крупные равнины). Геосинклинали – это обширные линейно вытянутые подвижные участки земной коры, где наблюдаются землетрясения и вулканизм. Через сотни миллионов лет на их месте образуется устойчивый платформенный фундамент. Этот процесс долгий, вначале (см. 24 А с.72) земная кора растягивается, прогибается и опускается глубоко под уровень моря, как бы затягиваясь в слои мантии, происходит накопление морских осадочных пород. В это время проявляется вулканизм, разломы в земной коре. Осадочные и кристаллические горные породы переплавляются и преобразуются в метаморфические. Далее рис. 24 Б наступает второй этап, под действие температуры и давления породы испытывают сжатие и начинают сминаться в складки. И над поверхностью океана появляются гористые вершины в виде островов, Затем горы выходят из под уровня моря. Рис. Б и В . Под действием внешних сил (вспомните каких?) горы начинают постепенно разрушаться и приобретать черты равнин (Рис. Г). Бывает так, что на этой территории вновь может проявиться тектоническая деятельность, тогда земная кора разломится на громадные глыб, поднимающиеся и опускающиеся с различной скоростью. Так образуются глыбовые и складчато-глыбовые возрожденные горы. Например горы юга Сибири.
Вывод: геосинклинали образуются на месте глубоких разломов земной коры, проходят стадии прогибания, горообразования и превращения в ядра будущих платформ.
Давайте теперь вспомним строение платформы? (Кристаллический фундамент и осадочный чехол. См. рис.25 с.72. Какие иже платформы древние, а какие молодые? Вспомним геохронологическую таблицу первые платформы появились в архее и протерозое, а молодые в палеозое. У древних платформ осадочных чехол мощнее, у молодых – это плиты – части фундамента платформ, перекрытые осадочным чехлом). Помните из 6 класса тему движения литосферы- медленные вертикальные, так вот для платформ такие медленные движения свойственны, в результате некоторых из них некоторые их участки поднимались – на поверхность выходил кристаллический фундамент – щит.
Слайд 19
Вывод: основные тектонические структуры: платформа, плита, щит, складчатые и складчато-глыбовые горы, геосинклинали.
Давайте теперь подтвердим наше утверждение, что горы соответствуют подвижным участкам земной коры разного возраста; на древних участках – устойчивых, жестких платформах – расположены крупные равнины).
Слайд 20 и 21
Слайд 22
2.6. Практическая работа в малых группах (по 2 человека)
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.
Параметры сравнения
Равнины
Восточно – Европейская
Западно – Сибирская
Среднесибирское плоскогорье
Тектоническая структура
Возраст пород осадочного слоя
Абсолютные высоты
Полезные ископаемые
Крупные города
Горы
Эпоха складчатости
Полезные ископаемые
Уральские
Западный и Восточный Саяны
Верхоянский хребет
Кавказ
3. Закрепление.
3.1.Вопросы на закрепление (Класс работает с физической картой России).
-А сейчас отправимся с вами в «путешествие» по просторам нашей необъятной Родины. Путь наш будет пролегать по бескрайним равнинам, низменностям, возвышенностям. То, поднимаясь в горы, то, пересекая плоскогорья и системы нагорий, мы увидим всю красоту нашей Родины, познакомимся с историей формирования рельефа и его характерными чертами. Итак, «путешествие» начинается!!!
– Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень» (Уральские).
– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (Верхоянский).
– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай).
– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом». (Сихоте – Алинь).
– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный).
– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое).
– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны).
– Самое восточное нагорье России. (Чукотское).
– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга).
– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского).
Слайд 23 3.2. Заполнить кроссворд на интерактивной доске.
Вопросы:
Вся совокупность неровностей земной коры (рельеф)
Часть земной поверхности, высоко приподнятая над равниной и сильно расчлененная (горы)
Обширные участки с ровной или холмистой поверхностью (равнины)
Каменная оболочка Земли, которую образуют земная кора и верхняя часть мантии (литосфера)
Равнина, имеющая высоту от 0-200 метров (низменности)
Древний, относительно устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит древний кристаллический фундамент, покрытый сверху осадочным чехлом (платформа)
Равнина, имеющая абсолютную высоту от 500 метров и выше (плоскогорье)
Подвижные неустойчивые участки земной коры (складчатость)
Равнина, имеющая абсолютную высоту от 200-500 метров (возвышенность)
Наука о движение литосферных плит (тектоника)
Слайд 24
4.Домашнее задание. Параграф 15, вопросы, знать карту.
5. Итог урока.
– Выставление оценок за работу в классе. (заполняют учащиеся и эксперты)
– Итак, мы с вами изучили новую тему!
– Подведем итог (рефлексия).
Слайд 26
Рефлексия.
1. В рельефе России преобладают _____________________________.
2. По особенностям рельефа Россию можно разделить на части: западную и восточную.
3. В западной части преобладают __________, а в восточной и .
4. Горы располагаются в основном на и России, а на низменности
5. Рельеф России повышается с на и с запада на .
6. Самая высокая точка России – гора . Она располагается на . Её высота м. Самая низкая точка располагается на низменности. Её высота – метров ниже уровня моря.
Приложение 1 к уроку
ТЕМА: Рельеф России: тектоническая основа.
Фамилия и имя учащегося_____________________________________________
1.
Крупнейшие формы рельефа
Их названия
Равнины
Горы
2.Практическая работа. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.
Параметры сравнения
Равнины
Восточно – Европейская
Западно – Сибирская
Среднесибирское плоскогорье
Тектоническая структура
Возраст пород осадочного слоя
Абсолютные высоты
Полезные ископаемые
Крупные города
Горы
Эпоха складчатости
Полезные ископаемые
Уральские
Западный и Восточный Саяны
Верхоянский хребет
Кавказ
3. Кроссворд
4.Рефлексия.
1. В рельефе России преобладают______________________________________.
2. По особенностям рельефа Россию можно разделить на части: западную и восточную.
3. В западной части преобладают _____________, а в восточной и _________________________________________________________________.
4. Горы располагаются в основном на и России, а на низменности
5. Рельеф России повышается с на и с запада на . 6. Самая высокая точка России – гора ____ . Она располагается на . Её высота м. Самая низкая точка располагается на _______ низменности. Её высота – ________метров ниже уровня моря.
Я усвоил материал на:
«5»_______ «4»_________ «3»__________________
Я ставлю себе за урок оценку :
«5»_______ «4»_________ «3»__________________
Оценка эксперта за мою работу на уроке:
«5»_______ «4»_________ «3»__________________
Мне понравилось на уроке ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не понравилось_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________