Формы рельефа их строение и возраст характерные полезные ископаемые
Цели и задачи:
образовательная: изучить особенности рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Конкретизировать уже известную закономерность размещения крупных форм рельефа. Обучать составлению краткой характеристики крупных форм рельефа по плану. Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, объяснять причины их размещения. Называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Африки.
развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся при работе с информационными источниками, картографическим материалом; развитие внимания, памяти, воображения.
воспитательная: формировать умение слушать своих одноклассников.
Оборудование урока: физическая карта мира, диск CD- ROM «География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны. 7 класс».
Основное содержание. Последовательность изучения рельефа (план). Преобладающие формы рельефа, история их формирования и взаимное расположение. Различия в рельефе между Высокой и Низкой Африкой; причины различий. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений на материке.
Основные представления и понятия. Рельеф, платформа, внутренние и внешние рельефообразующие процессы, вулкан, нагорье, полезные ископаемые.
Номенклатура для подготовки к ЕГЭ: Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулканы Килиманджаро и Камерун.
Средства обучения.
- Физическая карта Африки, карта строения земной коры.
- Диск CD- ROM «География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны. 7 класс».
- Рабочая тетрадь: Сиротин В.И. География. Начальный курс. 7 кл.: рабочая тетрадь с комплексом контурных карт – М.: Дрофа, 2007.
- Атлас: География материков и океанов 7 кл.: Атлас. – М.: Дрофа, 2008.
- Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2007 г.
Методы и формы учебной деятельности. Эвристическая беседа на основе анализа и сопоставления карт. Проблемное изложение вопроса о формировании рельефа материка. Модульное обучение (индивидуальная карта – бланк). Работа с номенклатурой с помощью компьютера. Решение кроссвордов и тестовых заданий. Работа учащихся на контурной карте. Сообщения учащихся по опережающему заданию на тему рельеф и полезные ископаемые Африки. Описание отдельных форм рельефа по картам и другим источникам знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по материку Африка.
Её омывают два океана,
На ней много рек и разных стран.
Пустыня Сахара раскинулась там,
Сквозь дюны песка идет караван.
Там – горы Атлас, а рядом Алжир.
Из синих озер начинается Нил.
Там Калахари с цветною рекой
Животных напоит своею водой.
Тема урока «Рельеф Африки». Целью урока является изучение особенностей рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, объяснять причины их размещения. Но сначала закрепим знания о географическом положении Африки и истории ее исследования.
Учащиеся получают индивидуальную карту – бланк с заданиями и приступают к самостоятельному выполнению заданий.
Индивидуальная карта – бланк ___________________________(Фамилия учащегося)
Блок 1. Цель: Проверка домашнего задания.
По очереди выполните практическое задание на закрепление номенклатуры по теме «Географическое положение Африки» на компьютере.
Самостоятельно выполните кроссворд и географический диктант.
1) Кроссворд «Физико-географическое положение Африки»(1)
По горизонтали: 3. Мыс, самая восточная точка Африки. 5. Самый крупный полуостров Африки. 6. Пролив, отделяющий Африку от крупного материкового острова. 9. Мыс, самая западная точка Африки. 10. Самый крупный залив на западе Африки. 11. Канал, отделяющий Африку от Евразии.
По вертикали: 1. Пролив, отделяющий Африку от Евразии. 2. Море, омывающее север Африки. 4. Мыс, самая южная точка Африки. 7. Самый крупный остров у восточных берегов Африки. 8. Море, омывающее северо-восточные берега Африки.
2) Географический диктант
Задание. Выписать номера правильных ответов в таблицу.
| |||||||||||||||||
|
3) Практическая работа у компьютера.
По очереди выполнить практическое задание №1 на закрепление географических названий по теме «Географическое положение Африки».
м.Альмади | |
м.Игольный | |
Атлантический океан | |
Гвинейский залив | |
Средиземное море | |
м. Бен-Секка | |
Красное море | |
м.Рас-Хафун | |
Индийский океан | |
Мозамбикский пролив | |
о.Мадагаскар |
Подведите итог (подсчитайте баллы) – 1 правильный ответ – 1 балл.
Кроссворд | Географический диктант | Работа у компьютера | Всего баллов |
Блок 2. Изучение нового материала по теме «Рельеф Африки».
Цель: познакомиться с особенностями рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Доказать, что на рельеф материка оказывают влияние внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) процессы.
1. Повторение изученного о рельефе. Устная работа с учителем.
1 устный ответ – 1 балл.
1)Что такое рельеф?
2) Каково деление форм рельефа суши по высоте?
2. Работа с картами: «Физическая карта Африки», «Карта строения земной коры».
Практические работы.
1. Анализ физической карты и сопоставление ее с картой строения земной коры.
Прием характеристики рельефа материка:
1) преобладающая форма рельефа по высоте и их взаимное размещение.
2) преобладающие виды равнин по высоте
3) преобладающие виды гор по высоте
3. Работа с учебником стр. 115 «Великие Восточно – Африканские разломы».
1. Какая тектоническая структура лежит в основе материка Африка?
2. Какова причина разломов?
3. Как изменится рельеф, а в дальнейшем и площадь Африки?
Вывод: в основе материка лежит древняя Африкано – Аравийская платформа, отсюда и преобладание равнин; меньшую площадь занимают складчатые пояса, следовательно, горы занимают меньшую площадь.
4. Описание одной из форм рельефа по плану.
1) В какой части материка находится форма рельефа?
2) В каком направлении тянется?
3) Каковы приблизительно размеры?
4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?
5) Каково происхождение формы рельефа?
5. Физ. минутка
Теперь всех приглашаю на зарядку,
Мелкие шажки – раз, два, три
Легкие прыжки – раз, два, три
Вот и вся зарядка – раз, два, три
Мягкая посадка – раз, два, три.
6. Практическая работа: « Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые».
Карта «Строение земной коры» | «Физическая карта Африки» | ||
Платформа или складчатый пояс, возраст | Форма рельефа | Высота средняя и наибольшая | Полезные ископаемые |
Новый (возраст от 30 млн.лет и до нашего времени). | |||
Эфиопское нагорье | |||
Наибольшая высота-5895 м. | |||
алмазы | |||
Горы Атлас |
Вывод: Платформам соответствуют _____________________(формы рельефа) и осадочные полезные ископаемые, а складчатым поясам соответствуют ____________________(формы рельефа) и ____________________ полезный ископаемые.
Подсчитайте баллы: практическая работа – 5 баллов.
7.Сообщения учащихся по теме урока (опережающее задание). За сообщение – 5 баллов.
8. Откройте рабочие тетради на странице 40, нанесите на контурную карту горы, нагорья и плоскогорья материка. Обозначьте местонахождения пустынь.
Подсчитайте баллы: за задание – 2 балла.
Блок 3. Закрепление изученного на уроке материала.
1. Работа с компьютером по теме урока:
Внимание на экран! (Электронное пособие. «Африка» (со звуком)):
- Рельеф Африки
- самая протяженная система разломов
- полезные ископаемые
- природные богатства
2. Узнай по описанию:
1. Этот географический объект Африки является частью Африканской платформы. Его склоны покрывают жёстколистные леса. Он располагается южнее тропика. Максимальная высота 3482м. Осадков выпадает больше на восточных склонах. Омывается течением мыса Игольного. Из культурных растений выращивают цитрусовые, оливки, арахис.
2. Здесь проходит полоса разломов. Часты землетрясения. Десятки вулканических конусов возвышаются над местностью. На западе и юге склоны круты и обрывисты. Хорошо выражена высотная поясность. Выше 1800 метров вечнозелёные леса сменяются саваннами. Здесь находится один из истоков Нила. (Эфиопское нагорье).
Подсчитайте баллы: правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл.
3. Выводы по теме урока:
1) Почти весь материк представляет собой древнюю Африкано-Аравийскую платформу – часть расколовшейся Гондваны.
2) Северная и южная части материка развивались по-разному поэтому их современный рельеф существенно отличается.
3) На севере больше зон опусканий, неоднократно заливавшихся морями. Поэтому распространены месторождения осадочного происхождения: каменный уголь, соли, марганцевые руды.
4) На юге и востоке на щитах располагаются плоскогорья и нагорья. Зона глыбовых разломов. По трещинам происходили вертикальные и горизонтальные перемещения крупных глыб земной коры. Образовались горсты (поднятия) – глыбовые хребты Восточно-Африканского плоскогорья, грабены (опускания) – Драконовы горы. Добывают золото, алмазы, урановые руды.
5) Побережье Гвинейского залива (выход древних кристаллических пород) – значительные запасы нефти и газа.
4. Практическая работа у компьютера. По очереди выполнить практическое задание №3 на закрепление названий географических объектов по теме «Рельеф Африки».
Нагорье Ахаггар | |
Эфиопское нагорье | |
Пустыня Сахара | |
Нагорье Тибести | |
Восточно-Африканское плоскогорье | |
Вулкан Камерун | |
Пустыня калахари | |
Драконовы горы | |
Капские горы |
Подсчитайте баллы: правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл.
Итог урока. Выставление оценки.
Оценка за работу:
40 баллов и больше – «5»; 30-40 баллов – «4»; 15-30 баллов – «3»; 15 баллов и меньше – «2». Не огорчайтесь, на следующем уроке у вас будет возможность большего, надо только захотеть.
Домашнее задание
§ 25; задание в контурной карте: обозначьте крупные формы рельефа и полезные ископаемые Африки. Укажите границы Великих Восточно-Африканских разломов.
Задание для любознательных: 1.Средняя высота Африки 650 м над уровнем моря, но есть точки, абсолютная высота которых достигает 4,5 тыс. м и более.
2.Назовите четыре наиболее высокие точки Африки, название которых начинается на букву «К».
Укажи с помощью стрелки (рефлексия)
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Литература
1. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
«Рельеф и формы рельефа»
Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.
Рельеф слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. Крупнейшие отрицательные формы рельефа на Земле — впадины океанов, положительные — материки. Это формы рельефа первого порядка. Формы рельефа второго порядка — горы и равнины (как на суше, так и на дне океанов). Поверхность гор и равнин имеет сложный рельеф, состоящий из более мелких форм.
Морфоструктуры — крупные элементы рельефа суши, дна океанов и морей, ведущая роль в образовании которых принадлежит эндогенным процессам. Крупнейшие неровности поверхности Земли образуют выступы материков и впадины океанов. Наиболее крупные элементы рельефа суши — равнинно-платформенные и горные области.
Равнинно-платформенные области включают равнинные части древних и молодых платформ и занимают около 64 % площади суши. Среди равнинно-платформенных областей имеются низкие, с абсолютными высотами 100—300 м (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская, Северо-Американская равнины), и высокие, поднятые новейшими движениями коры на высоту 400—1000 м (Среднесибирское плоскогорье, Африкано-Аравийская, Индостанская, значительные части Австралийской и Южно-Американской равнинных областей).
Горные области занимают около 36 % площади суши.
Подводная окраина материка (около 14 % поверхности Земли) включает мелководную равнинную в целом полосу материковой отмели (шельф), материковый склон и расположенное на глубинах от 2500 до 6000 м материковое подножие. Материковый склон и материковое подножие отделяют выступы материков, образованные совокупностью суши и шельфа, от основной части океанического дна, называемой ложем океана.
Зона островных дуг — переходная зона ложа океана. Собственно ложе океана (около 40 % поверхности Земли) большей частью занято глубоководными (средняя глубина 3—4 тыс. м) равнинами, которые соответствуют океаническим платформам.
Морфоскульптуры — элементы рельефа земной поверхности, в образовании которых ведущая роль принадлежит экзогенным процессам. Наибольшую роль в формировании морфоскульптур играет работа рек и временных потоков. Они создают широко распространенные флювиальные (эрозионные и аккумулятивные) формы (речные долины, балки, овраги и др.). Большое распространение имеют ледниковые формы, обусловленные деятельностью современных и древних ледников, особенно покровного типа (северная часть Евразии и Северной Америки). Они представлены долинамитрогами, «бараньими лбами» и «курчавыми» скалами, моренными грядами, озами и др. На огромных территориях Азии и Северной Америки, где распространены многолетнемерзлые толщи пород, развиты разнообразные формы мерзлотного (криогенного) рельефа.
Важнейшие формы рельефа.
Наиболее крупные формы рельефа — выступы материков и впадины океанов. Их распространение зависит от наличия гранитного слоя в земной коре.
Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Примерно 60 % суши занимают равнины — обширные участки земной поверхности со сравнительно малыми (до 200 м) колебаниями высот. По абсолютной высоте равнины делят на низменности (высота 0—200 м), возвышенности (200—500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности — на плоские, холмистые, ступенчатые.
Таблица «Рельеф и формы рельефа. Равнины».
Горы — возвышения земной поверхности (более 200 м) с четко выраженными склонами, подошвой, вершиной. По внешнему виду горы подразделяются на горные хребты, цепи, кряжи и горные страны. Отдельно стоящие горы встречаются редко, представляя собой либо вулканы, либо остатки древних разрушенных гор. Морфологическими элементами гор являются: основание (подошва); склоны; вершина или гребень (у хребтов).
Подошва горы — это граница между ее склонами и окружающей местностью, причем выражена она довольно отчетливо. При постепенном переходе от равнины к горам выделяется полоса, которая называется предгорье.
Склоны занимают большую часть поверхности гор и чрезвычайно разнообразны по внешнему виду и крутизне.
Вершина — высшая точка горы (горных хребтов), остроконечная вершина горы — пик.
Горные страны (горные системы) — крупные горные сооружения, которые состоят из горных хребтов — линейно вытянутых горных поднятий, пересекающихся склонами. Точки соединения и пересечения горных хребтов образуют горные узлы. Это обычно наиболее высокие части горных стран. Понижение между двумя горными хребтами называют горной долиной.
Нагорья — участки горных стран, состоящие из сильно разрушенных хребтов и высоких равнин, покрытых продуктами разрушения.
Таблица «Рельеф и формы рельефа. Горы»
По высоте горы делят на низкие (до 1000 м), средневысокие (1000—2000 м), высокие (более 2000 м). По строению различают складчатые, складчато-глыбовые и глыбовые горы. По геоморфологическому возрасту различают молодые, омоложенные и возрожденные горы. На суше преобладают горы тектонического происхождения, в океанах — вулканического.
Вулкан (от лат. vulcanus — огонь, пламя) — геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горючие газы, водные пары и обломки горных пород. Выделяют действующие, уснувшие и потухшие вулканы. Вулкан состоит из четырех основных частей: магматический очаг, жерло, конус и кратер. Во всем мире насчитывается около 600 вулканов. Большая часть из них находится вдоль границ плит, где раскаленная докрасна магма поднимается из недр Земли и вырывается на поверхность.
Типичный вулкан представляет собой холм с проходящей сквозь его толщу трубой, называемой жерлом вулкана с магматическим очагом (областью скопления магмы), из которого поднимается жерло. Кроме жерла, от магматического очага могут отходить также небольшие каналы с магмой, называемые селями и дайками. Когда в магматическом очаге создается высокое давление, вверх по жерлу поднимается и выбрасывается в воздух смесь магмы и твердых камней — лава. Это явление называется извержением вулкана. Если лава очень густая, она может застыть в жерле вулкана, образовав пробку. Однако огромное давление снизу взрывает пробку, извергая высоко в воздух большие глыбы пород, называемые вулканическими бомбами. После каждого извержения вулкана лава застывает в виде твердой корки. Вулканические холмы с крутыми склонами называют коническими, с пологими — щитовыми. Современные действующие вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка (Камчатка, Россия), Исалько (Сальвадор), МаунаЛоа (Гавайи) и др.
Конспект урока «Рельеф и формы рельефа». Следующая тема: «Силы, изменяющие рельеф Земли»