Формирование полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста

Формирование полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста thumbnail

Наталья Лебедева
Опыт работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Проблема здоровьяв настоящее время рассматривается и в широком социальном аспекте: как психическое и социальное благополучие. Человек благополучен и значит, здоров, если у него преобладают положительные эмоции.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение, (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. Где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Поэтому в своей работея поставила перед собой следующую цель: сформировать у детей представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Цель реализуется через решение следующих задач:

Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, учить беречь свое здоровье и заботится о нем.

Оказывать помощь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно – гигиенических навыков.

Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).

Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществлялась следующим образом:

Для проведения воспитательно-образовательной работыстараюсь создавать благоприятные условия в помещении: организуем сквозное проветривание в отсутствие детей, поддерживая температуру воздуха в группе 20 -22° С.

Ежедневно утром проводится утренняя гимнастика, цель которой

– создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Помимо утренней гимнастики, проводимой в традиционной форме, провожу её в форме музыкально-ритмических движений. Зарядка ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

Помимо ежедневной утренней гимнастики с детьми провожу физические упражнения и подвижные игры. Их цель – обучать детей

правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

В процессе работы по формированию здорового образа жизни стараюсь развивать у детей основные гигиенические навыки. Учу детей закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Некоторые дети плохо вытирают руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми беседую индивидуально, объясняю, что лучше делать это старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик – это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу. При формировании культурно-гигиенических навыков использую такие приемы,

как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа. При проведении работы использую положительную оценку, похвалу, поощрение.Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

В ходе образовательногопроцесса с детьми были проведены циклы бесед: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины», «Полезная и вредная еда», «Зачем делать зарядку», «Для чего нужны рукавички» и т. д.

Игровые упражнения на формирование здорового образа жизни: «Мы умеем есть красиво», «Чистые ладошки», «Послушные расчески» и т. д.

Также использую систему эффективного закаливания детей: ежедневные прогулки, обливание рук прохладной водой, умывание прохладной водой, хождение по «дорожкам здоровья», мытье ног перед сном (в теплое время года, босохождение, облегченная форма одежды, сон при открытых форточках в теплый период года и д. р.

Кроме всего перечисленного в своей работе стараюсь использовать следующие формы оздоровления: физминутки и динамические паузы, пальчиковые игры, дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику пробуждения.

Во время бесед учу ребят осознавать ценность здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, знакомим с элементарными правилами безопасного поведения и опасных для них ситуациях. Рассматриваем наглядность и плакаты – «Дети и дорога», «Один дома», «Основы гигиены» и др.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников также являются дидактические игры «Полезные и вредные продукты», «Овощи и фрукты», сюжетно-ролевые «Больница», «Семья», «Больница», где дети вместе с воспитателем обыгрывает жизненные ситуации.

Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую ежедневно использую в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Обычно я начинаю этот вид гимнастики таким образом: дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции.Предлагаю упражнения из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя, стоя. После этих упражнений дети проходят по массажным дорожкам, выполняя корригирующие упражнения в разном темпе. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.

Использование релаксационных упражнений помогает снять напряжение с мышц лица, рук, ног, туловища. Коммуникативные игры «Корабль и ветер», «Бабочка», «Гроза», «Муравей» развивают эмоциональную сферу ребенка.

Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям «Путешествие по станциям здоровья», «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит!».

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью. Дети с удовольствием слушают и обсуждают сказки «Волшебный морж», «Простуда и здоровье», «Спаси Веронику», Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки» и др. разучивают стихотворения, отгадывают загадки, знакомятся с пословицами и поговорками. Беседа с детьми после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие, дети устанавливают связь рассказа со своим опытом, делают несложные обобщения.

С детьми провожу беседы на темы: «Если хочешь быть здоров», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья», «Предметы гигиены», «Зимняя прогулка», «На зарядку становись!», «Овощи и фрукты – полезные продукты», и т. д.

Дети узнают, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержатся во фруктах и овощах, знакомятся со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, которую формирует не только дошкольное учреждение, но

и семья. Поэтому оформляю информационные папки-передвижки для родителей («Режим дня», «Иммунитет детей», «Бережем здоровье», «Воспитание правильной осанки»…, провожу индивидуальные консультации «Одежда детей в группе», «Одежда детей по сезону», «Организация прогулки в выходные дни»

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери, как образца для подражания, а так же родительское слово, как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а так же оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому, я объясняю родителям, что дома важно подкреплять предъявляемые к детям требования личным поведением, специально демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходе к ребенку.

В октябре три семьи приняли участие в творческом конкурсе фотогазет «Здоровье и семья» (семья Николаевых, семья Балакиных и семья Васильцовых, где работа Николаевых была отправлена на районный конкурс и заняла III место. Также они приняли участие во II Всероссийском конкурсе «Здоровым быть здорово»

Работа по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни – это своего рода фундамент будущего здоровья детей. Поэтому эта работа должна проводиться постоянно и непрерывно как в семье, так и в дошкольном учреждении, т. к. большую часть времени дети проводят с нами.

Перспектива:

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни планирую вместе со специалистами и родителями продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении

Источник

ВОСПИТАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет формирование у детей ценностей здорового образа жизни, как одну из важнейших задач дошкольного образования.  

Здоровье – это то, что желает для себя каждый человек, но абсолютно здоровым не может быть никто. Сложившиеся социальные условия, научно-технический прогресс не способствуют сохранению здоровья. Однако возможно противостоять вредным влияниям, приостановить разрушение организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить образ жизни, свои привычки, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

Привычки – это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.  

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.

Например, чтобы научить ребенка одеваться, надо озвучить, что сначала следует надеть трусики, колготки, платье, а затем обувь. Если ребенок каждый раз будет выполнять это в такой последовательности, у него вскоре закрепится навык.

Для организации работы по данному направлению целесообразно выделить следующие полезные привычки детей старшего дошкольного возраста:

– привычка соблюдать режим дня,

– привычка соблюдать личную гигиену,

– привычка правильно питаться,

– здоровый сон,

– прогулки на свежем воздухе,

– привычка заниматься физкультурой и спортом.

Представления старших дошкольников о полезных привычках, сохраняющих здоровье,  выявлялись в ходе наблюдения за  детьми в режимных моментах, в игровой деятельности, за поведением на прогулках. С этой же целью проведена беседа  на тему «Полезные привычки»

В образовательной деятельности проводились беседы на темы: «Мой режим дня», «Чистота – залог здоровья», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Зачем мы спим», «Мой любимый вид спорта» и т.д.

Применялись здоровьесберегающие технологии: двигательные минутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, музыкальная терапия и т.д.

Для достижения эффективности формирования полезных привычек в работе с детьми использовались алгоритмы выполнения последовательности действий: алгоритм умывания, алгоритм накрывания на стол, алгоритм дежурства, алгоритм одевания на улицу

Была подобрана детская художественная литература по теме: А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», Л.Герасимова «Купаю куклу», А.Акулин «Людоеды», С.Маршак «Робин-Бобин», В.Зайцев «Я одеться сам могу», Е.Благинина «Научу одеваться и братца», В.Берестов «Мишка, мишка лежебока», «Ночь уходит», С.Прокофьев «Силач», В.Голявкин «Про Вовкину тренировку», Е.Ильин «Боксер», «Олимпиец». Организовывались сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Продуктовый магазин», «Семья на прогулке», «Олимпиада» и т.д.

Для закрепления представлений у детей о здоровом образе жизни были подобраны дидактические игры здоровьесберегающего содержания: «Что сначала, что потом?», «Составь меню», «Таблица витаминов», «Одень Аню на прогулку», «Здоровый – нездоровый сон», «Загадай-отгадай», «Полезные и вредные продуты», «Сервирова стола».

Формирование полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек.

Дети приучались к личной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце. Подводились к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и для здоровья окружающих.

Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка.

Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита.

Важным моментом в организации питания являлось дежурство детей, которые помогали взрослому накрыть стол, разложить столовые приборы, убрать использованную посуду.

Одной из самых действенных укрепляющих здоровье привычек в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке менялись в зависимости от предыдущей деятельности детей. Так после малоподвижной деятельности прогулка начиналась с подвижных игр; после физкультурной, музыкальной деятельности –  с наблюдения, спокойных игр.

Главными союзниками в работе по формированию полезных привычек у старших дошкольников стали родители, т.к. они являются самым ярким примером для своих детей.

Для родителей были изготовлены памятки «Слагаемые здоровья», «Правильное питание», «Прогулки на свежем воздухе», «Профилактика простудных заболеваний».

Проведенная работа с родителями (консультации, памятки, выполнение совместных работ с детьми) также дала положительные результаты. Родители стали больше уделять времени формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек.

Источник

Консультация для воспитателей

«Использование мотивационного материала для формирования полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста».

Подготовил: воспитатель д/с № 203 «Алиса» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти Тушмакова Н.Н.

Формирование полезных привычек – долгий и кропотливый процесс, требующий самоконтроля и волевых усилий. Но без этого невозможно изменить жизнь в лучшую сторону.

Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является личный пример взрослых, для ребенка они являются непререкаемым авторитетом и образцом для подражания.

Психологи отмечают, что для формирования того или иного автоматизма необходимо регулярное повторение определенной последовательности действий в течение минимум 30 дней.

Среди наиболее важных полезных привычек для детей можно назвать такие:

– соблюдать распорядок дня;

– выполнять гигиенические процедуры;

– делать зарядку и заниматься спортом;

– придерживаться рационального режима питания;

– побольше времени проводить на свежем воздухе;

– придерживаться правильного режима сна и бодрствования.

Для формирования понятия о здоровом образе жизни и полезных привычках в группе мы используем пособие «Лесенка здоровья», которая выполнена на магнитном виниле.

hello_html_m10e3cb59.jpg

Это пособие представляет собой лестницу, вверху которой расположено изображение здорового жизнерадостного ребенка, а внизу – больного, лежащего в кровати с градусником. На каждую ступеньку дети должны прикрепить соответствующую карточку. На ступеньках, ведущих к здоровому ребенку, дети располагают карточки с изображением здоровых привычек и объясняют свой выбор (чтобы быть здоровым, нужно есть овощи и фрукты, другие полезные продукты, принимать водные процедуры, заниматься спортом, делать массаж, вовремя обращаться к врачу, чистить зубы, спать, гулять, одеваться по погоде). На ступеньках, ведущих к больному ребенку, дети размещают карточки с вредными привычками и объясняют свой выбор (вредно пить газировку, есть фастфуд, капризничать, не умываться, ходить в грязной одежде, есть немытые продукты, долго сидеть за компьютером, не высыпаться, одеваться не по погоде, пить и курить).

После работы с данным пособием в НОД дети также играют с ним в свободной деятельности. У детей расширилось понимание о необходимости здоровых привычек и о вреде плохих привычек, расширился словарный запас по данной теме, появились новые темы для диалогов. Например, если кто-то из детей опаздывает на утреннюю гимнастику, дети замечают их отсутствие, а когда опоздавшие приходят в группу, то слышат от своих одногруппников замечания, советы и пожелания.

Также в течении дня мы используем пособие «Наши полезные привычки». Это несколько графических изображений, выполненные на магнитном виниле, на которых проиллюстрированы полезные привычки:

– мытье рук,

– утренняя гимнастика,

– правильная осанка,

– разнообразное правильное питание,

– полоскание рта после еды.

hello_html_50975251.jpg

Каждому ребенку присвоен индивидуальный маркер в виде геометрической фигуры определенного цвета. По итогам каждого дня проводится анализ соблюдения детьми полезных привычек. Вокруг изображений выставляются маркеры тех детей, которые не забывали о тех или иных полезных привычках.

В нашей группе большой проблемой является плохой аппетит и избирательность детей в еде. С момента начала использования этого пособия дети стали лучше есть, пытаются пробовать те продукты, от которых раньше категорически отказывались. Также дети стараются не опаздывать на утреннюю зарядку, напоминают товарищам о необходимости мыть руки перед едой, полоскании рта после еды. В конце дня дети бурно обсуждают свои успехи, радуются, когда видят свой маркер на доске почета.

Для мотивации детей к здоровьесбережению мы используем пособие «Умный цветок». Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной, пальчиковой, зрительной гимнастик является – ежедневное выполнение упражнений. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают интерес детей к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения упражнений. В связи с этим в процессе работы очень часто возникает проблема – недостаток у детей интереса и желания добиваться необходимых результатов.

Исходя из данной проблемы целью коррекционной работы в данном направлении является – воспитание игровой мотивации, интереса у детей к упражнениям. Крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении.

Основа нашего пособия – цветок из магнитного винила – сердцевина и 5 пронумерованных разъемных лепестков. Игровое действие – бросание кубика (5 граней). Разделы:

• 1 лепесток – ОРУ;

• 2 лепесток – упражнения для профилактики плоскостопия;

• 3 лепесток – гимнастика для глаз;

• 4 лепесток – артикуляционная гимнастика;

• 5 лепесток – пальчиковая гимнастика;

• середина цветка – оценочное поле, где каждый ребенок приклеивает свою фишку после правильно выполненного задания.

hello_html_5d15f9c.jpg

Обычно дети играют в эту игру в свободное от занятий время во второй половине дня (от 1 до 5 человек). Они по очереди кидают кубик и выполняют задания в зависимости от выпавшего номера лепестка. Дети, играющие вместе, проверяют качество выполняемых упражнений, помогают и подсказывают ребенку, у которого что-то не получается. Это способствует становлению эмоционально-положительной атмосферы в группе, воспитывает желание помогать своим товарищам, помогает отрабатывать правильное выполнение упражнений, формирует понимание о пользе здоровьесберегающих технологий.

Т.к. у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. В нашей группе для закрепления знаний о пользе полезных привычек мы создали картотеку видеоматериалов, которые периодически просматриваем в свободное время. В нее вошли мультфильмы и видеофильмы про здоровый образ жизни, доктора, гигиену, лечение, вредные привычки. Также мы используем видео пальчиковой, артикуляционной, дыхательной, зрительной гимнастики. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Использование видеоматериалов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Сформировать правильные привычки в зрелом возрасте непросто, а вот у детей они закладываются естественно. Важная роль в том, чтоб сформировать полезные привычки для детей, принадлежит взрослым – родителям и педагогам. И личный пример тут важнее слов.

Источник