Формирование полезных привычек у детей курсовая

Формирование полезных привычек у детей курсовая thumbnail

Цель проекта – формирование полезных привычек, сохраняющих и укрепляющих здоровье, у дошкольников.

Для реализации поставленной цели определены задачи:

1. Проанализировать представления детей о полезных привычках, сохраняющих и укрепляющих здоровье.

2. Закрепить у дошкольников культурно – гигиенические навыки.

3. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

4. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье (значение сна, прогулки, занятий физкультурой и спортом и т.д.).

5. Создать в группе условия для реализации сформированных у детей полезных привычек.

6. Презентация полученных результатов на педагогическом совете.

Используемый материал: художественная литература по теме проекта,дидактическая игра «Что сначала, что потом?», алгоритм умывания, дидактическая игра «Помоги Денису», алгоритм накрывания на стол, алгоритм дежурства, дидактическая игра «Составляем меню», алгоритм раздевания перед сном, дидактическая игра «Здоровый – нездоровый сон», алгоритм одевания на прогулку, дидактическая игра «Одень ребят на прогулку», дидактическая игра «Загадай – отгадай», памятки для родителей «Слагаемые здоровья», «Правильное питание», «Прогулки на свежем воздухе», «Профилактика простудных заболеваний», мультимедийный проектор, компьютер.

Продолжительность проекта. Проект «Формирование полезных привычек у детей младшего дошкольного возраста» среднесрочный. Реализация проекта рассчитана на 8 недель.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Итоговое мероприятие: презентация проекта на педагогическом совете «Быть здоровым – твое право».

Продукт проекта: презентация «Из опыта реализации проекта «Формирование полезных привычек у детей младшего дошкольного возраста».

План организации работы по проекту

«Формирование полезных привычек у старших дошкольников»

Организационный этап

Задача: 1. Проанализировать представления детей о полезных привычках, сохраняющих и укрепляющих здоровье. Составить план работы с детьми по проекту.

Сентябрь, 2 неделя

Постановка цели, задач проекта, определение актуальности, значимости.

Подбор литературы и дидактического материала по теме проекта.

Разработка бесед, конспектов НОД с детьми, рекомендаций родителям.

Наблюдение за  детьми в режимных моментах, в игровой деятельности, за поведением на прогулках.

Беседа на тему «Полезные привычки».

План работы с детьми

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста

  1. Основной этап

Задачи:1. Закрепить у старших дошкольников культурно – гигиенические навыки.

2. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

3. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье (значение сна, прогулки, занятий физкультурой и спортом и т.д.).

4. Создать в группе условия для реализации сформированных у детей полезных привычек.

Сентябрь, 3 неделя

НОД. Тема: «С утра до вечера».

Беседа «Мой режим дня».

Образовательная ситуация «Составь режим дня для малышей» (своего маленького братика, сестренки).

С/р игра «Семья».

Д/и «Что сначала, что потом?».

Родительское собрание «Здоровый образ жизни – вредные и полезные привычки».

Памятка для родителей «Слагаемые здоровья»

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители

Сентябрь, 4 неделя

НОД. Тема: «Встреча с Мойдодыром».

Повторение алгоритма умывания.

Беседа «Чистота – залог здоровья».

Образовательные ситуации «Придумай и покажи, как научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды».

Экскурсия в медкабинет.

Чтение художественной литературы А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», Л.Герасимова «Купаю куклу».

С/р игра «Семья».

Д/и «Помоги Денису».

Памяткадля родителей «Профилактика простудных заболеваний».

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители

Октябрь, 1 неделя

НОД. Тема: «Полезные продукты».

Экскурсия на пищеблок.

Повторение алгоритма накрывания на стол, алгоритма дежурства.

Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Чтение художественной литературы А.Акулин «Людоеды», С.Маршак «Робин-Бобин».

Образовательная ситуация «Выбери, какие из этих продуктов самые полезные».

С/р игра «Продуктовый магазин».

Д/и «Составь меню», «Таблица витаминов».

Памятка для родителей «Правильное питание».

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители

Октябрь, 2 неделя

НОД. Тема: «Если сладко спится, сон хороший снится».

Создание и изучение алгоритма раздевания перед сном.

Беседа «Зачем мы спим».

Образовательная ситуация «Уложи свою куклу спать».

Чтение художественной литературы В.Берестов «Мишка, мишка лежебока», «Ночь уходит».

С/р игра «Дочки-матери».

Д/и «Здоровый и нездоровый сон».

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители

Октябрь, 3 неделя

НОД (рисование). Тема: «Дети гуляют осенью на участке».

Повторение алгоритма одевания на прогулку.

Беседа «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».

Образовательная ситуация «Одень куклу на прогулку».

Чтение художественной литературы В.Зайцев «Я одеться сам могу», Е.Благинина «Научу одеваться и братца».

С/р игра «Семья на прогулке».

Д/и «Одень Аню на прогулку».

Памятка для родителей «Прогулки на свежем воздухе».

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители

Октябрь, 4 неделя

НОД. Тема: «Спортландия».

Беседа «Мой любимый вид спорта».

Образовательная ситуация «Покажи, что ты любишь делать на занятии по физкультуре».

Чтение художественной литературы С.Прокофьев «Силач», В.Голявкин «Про Вовкину тренировку», Е.Ильин «Боксер», «Олимпиец».

С/р игра «Олимпиада».

Д/и «Загадай-отгадай», «Маршрут здоровья».

Оформление и презентация детско-родительских стенгазет «Полезные привычки в семье».

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители

  1. Заключительный этап

Задачи: 1. Проанализировать представления детей о полезных привычках, сохраняющих и укрепляющих здоровье. 2. Представить результаты реализации проекта в виде презентации на педагогическом совете.

Ноябрь, 1 неделя

Повторное наблюдение и беседа с детьми.

Выступление на педагогическом совете «Быть здоровым – твое право» с презентацией «Из опыта реализации проекта «Формирование полезных привычек у старших дошкольников».

Педагогический коллектив детского сада, дети старшего дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет формирование у детей ценностей здорового образа жизни, как одну из важнейших задач дошкольного образования.

Здоровье – это то, что желает для себя каждый человек, но абсолютно здоровым не может быть никто. Сложившиеся социальные условия, научно-технический прогресс не способствуют сохранению здоровья. Однако возможно противостоять вредным влияниям, приостановить разрушение организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить образ жизни, свои привычки, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

Привычки это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Осознание важности вопроса здоровья детей привело к разработке проекта по формированию полезных привычек у старших дошкольников.

Для организации работы по данному направлению целесообразно выделить следующие полезные привычки детей старшего дошкольного возраста:

– привычка соблюдать режим дня,

– привычка соблюдать личную гигиену,

– привычка правильно питаться,

– здоровый сон,

– прогулки на свежем воздухе,

– привычка заниматься физкультурой и спортом.

Проект разработан таким образом, чтобы в результате дети:

– Знали, как можно поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

– Соблюдали режим дня.

– Владели полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, причесать волосы и т. д.).

– Владели культурой приема пищи (сидят спокойно, аккуратно пережевывают пищу, не торопятся, не говорят с набитым ртом, используют правильно столовые приборы, пользуются салфетками т. д.); различали полезные и вредные продукты питания, разумно употребляли их.

– Знали, что необходимо для здорового сна.

– Умели выполнять физические упражнения, утреннюю гимнастику. Проявляли интерес к спорту.

Работа над проектом предусматривала последовательное прохождение трех этапов: 1) организационного, 2) основного, 3) заключительного.

1. Организационный этап.

Представления дошкольников о полезных привычках, сохраняющих здоровье, выявлялись в ходе наблюдения за  детьми в режимных моментах, в игровой деятельности, за поведением на прогулках. С этой же целью проведена беседа на тему «Полезные привычки»

На основании анализа полученных результатов был разработан и включен в образовательный процесс план работы с детьми по проекту «Формирование полезных привычек у старших дошкольников»

2. Основной этап.

Поставленные задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста полезных привычек решались в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД).

НОД № 1. Тема «С утра до вечера». Задачи:  познакомить детей с распорядком  дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Закрепить понятие о значимости режима дня. Воспитать желание придерживаться правил по его выполнению.

НОД № 2. Тема «Встреча с Мойдодыром». Задачи:  объяснить детям, какое значение имеет личная гигиена. Разработать совместно с детьми правила личной гигиены. Воспитывать желание быть здоровыми

НОД № 3. Тема «Полезные продукты». Задача: уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья человека.

НОД № 4. Тема «Если сладко спится, сон хороший снится». Задача: формировать у детей представление о здоровом и нездоровом сне.

НОД № 5 (рисование). Тема «Дети гуляют осенью на участке». Задачи: формировать у детей представление о пользе прогулок на свежем воздухе, необходимости одеваться по погоде. Формировать умение передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании цветными мелками.

НОД № 6. Тема «Спортландия». Задачи: познакомить детей с различными видами спорта (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бокс, гимнастика, легкая атлетика). Воспитывать у детей увлечение спортивными играми, занятиями спортом.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию полезных привычек у детей проходила один раз в неделю.

В ходе работы по реализации проекта применялись здоровьесберегающие технологии: двигательные минутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, музыкальная терапия и т.д.

Для достижения эффективности формирования полезных привычек в работе с детьми использовались алгоритмы выполнения последовательности действий: алгоритм умывания, алгоритм накрывания на стол, алгоритм дежурства, алгоритм одевания на улицу, алгоритм раздевания перед сном.

В образовательной деятельности проводились беседы на темы: «Мой режим дня», «Чистота – залог здоровья», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Зачем мы спим», «Мой любимый вид спорта».

Детям предлагались следующие ситуационные задания: «Составь режим дня для малышей» (своего маленького братика, сестренки); «Придумай и покажи, как научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды»; «Выбери, какие из этих продуктов самые полезные»; «Уложи свою куклу спать»; «Одень куклу на прогулку»; «Покажи, что ты любишь делать на занятиях по физкультуре».

В ходе работы по проекту также были организованы экскурсии в медицинский кабинет, на пищеблок. По теме проекта была подобрана детская художественная литература: А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», Л.Герасимова «Купаю куклу», А.Акулин «Людоеды», С.Маршак «Робин-Бобин», В.Зайцев «Я одеться сам могу», Е.Благинина «Научу одеваться и братца», В.Берестов «Мишка, мишка лежебока», «Ночь уходит», С.Прокофьев «Силач», В.Голявкин «Про Вовкину тренировку», Е.Ильин «Боксер», «Олимпиец». Организовывались сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Продуктовый магазин», «Семья на прогулке», «Олимпиада».

Для закрепления представлений у детей о здоровом образе жизни были подобраны дидактические игры здоровьесберегающего содержания: «Что сначала, что потом?», «Помоги Денису», «Составь меню», «Таблица витаминов», «Одень Аню на прогулку», «Здоровый – нездоровый сон», «Загадай-отгадай», «Маршрут здоровья».

Формирование полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек.

В ходе реализации проекта дети приучались к личной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце. Подводились к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и для здоровья окружающих.

Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка.

Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита.

Каждый прием пищи в группе использовался как благоприятный момент для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Важным моментом в организации питания являлось дежурство детей, которые помогали взрослому накрыть стол, разложить столовые приборы, убрать использованную посуду.

Большое значение для здоровья детей дошкольного возраста имеет организация полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: колыбельные песни, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.

Одной из самых действенных укрепляющих здоровье привычек в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке менялись в зависимости от предыдущей деятельности детей. Так после малоподвижной деятельности прогулка начиналась с подвижных игр; после физкультурной, музыкальной деятельности – с наблюдения, спокойных игр.

В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности дошкольников. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, удовлетворения потребности детей в двигательной активности в группе был оборудован двигательный центр. Данный центр содержит необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, дидактические игры по ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению режима дня и правил личной гигиены.

Главными союзниками в работе по формированию полезных привычек у старших дошкольников стали родители, т.к. они являются самым ярким примером для своих детей. В ходе проекта использовались разнообразные формы взаимодействия с родителями.

В ходе тематического родительского собрания «Здоровый образ жизни – вредные и полезные привычки» обсуждались такие вопросы как, из чего складывается здоровье, что можно сделать для укрепления здоровья в семье.

Для родителей были изготовлены памятки «Слагаемые здоровья», «Правильное питание», «Прогулки на свежем воздухе», «Профилактика простудных заболеваний».

Совместно с детьми родители оформили стенгазеты по теме «Полезные привычки в семье», которые дети презентовали в группе.

3. Заключительный этап.

На заключительном этапе работы проводилось повторное наблюдение и беседа с детьми. 

Повторное наблюдение и проведенная беседа показали, что все дети (18 человек) имеют достаточное представление о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья и в своей деятельности активно используют их. У детей сформированы полезные для здоровья привычки. Они понимают необходимость соблюдения режима дня, владеют навыками личной гигиены (вымыть руки, умыться, причесать волосы и т. д.), культурой приема пищи (сидят спокойно, аккуратно пережевывают пищу, не торопятся, не говорят с набитым ртом, используют правильно столовые приборы, пользуются салфетками т. д.); различают полезные и вредные продукты питания, знают, что необходимо для здорового сна, умеют выполнять физические упражнения, утреннюю гимнастику, проявляют интерес к спорту.

Проведенная работа с родителями (консультации, памятки, родительские собрания, выполнение совместных работ с детьми) также дала положительные результаты. Родители стали больше уделять времени формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек.

По итогам реализации проекта была подготовлена презентация «Из опыта реализации проекта «Формирование полезных привычек у старших дошкольников». Презентация была представлена на педагогическом совете детского сада «Быть здоровым – твое право».

Данные сведения, полученные по итогам реализации проекта «Формирование полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста», говорят об эффективности проведенной работы.

Литература

  1. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2015.

  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 528 с.

  3. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса,  2016.

  4. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2014.

  5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А, Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 203.

  6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Конспекты занятий.М.: Мозаика – Синтез, 2009 – 2010

  7. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольных учреждениях А.П. Щербак – М.: Владос, 2017

  8. Физическое воспитание в детском саду /  Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-синтез, 2016.

  9. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2016.

  10. Физическая культура в младшей группе детского сада /  Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2015.

Источник