Физические процессы при добыче полезных ископаемых рабочая программа

Физические процессы при добыче полезных ископаемых рабочая программа thumbnail

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский педагогический колледж»

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ________ 20__ года протокол № 1

Председатель ____________________ Ф.И.О.

Подпись руководителя ОУ ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Полезные ископаемые»

Уровень образования: 4 класс

Количество часов 36

Учитель: Ваганова Карина Андреевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Полезные ископаемые» разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по окружающему миру для образовательных учреждений.

Цель изучения курса «Полезные ископаемые» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; формирование фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей.

Задачи:

1) сформировать понятия «Полезные ископаемые»;

2) познакомить с разнообразием полезных ископаемых и способами их добычи;

3) познакомить с условными знаками полезных ископаемых;

4) развивать познавательную активность; умение характеризовать объекты окружающего мира; экологическое мышление;

5) воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Общая характеристика учебного курса

Значение курса «Полезные ископаемые» состоит в том, что в ходе его изучения обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о полезных ископаемых. Курс обладает широкими возможностями овладения компетентностями: умение проводить наблюдения и ставить опыты. Содержание курса имеет естественно-научную направленность.

Курс «Полезные ископаемые» знакомит учащихся с полезными ископаемыми мира и родного края. Их значение в хозяйстве, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение курса «Полезные ископаемые» в 4 классе выделяется 36 часов (1 час в неделю, 36 учебных недель в году).

Ценностные ориентиры учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Результаты изучения учебного курса

Личностные результаты: осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы.

Метапредметные результаты: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Предметные: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, характерных для природной действительности; владение понятийным аппаратом; умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; понимание роли и значения родного края в природе.

Содержание курса (36 ч)

Что такое полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых, твердые полезные ископаемые, каменный уголь, торф. Обобщающий урок по теме «Твердые полезные ископаемые». Строительные полезные ископаемые, гранит и известняк, песок, каменный уголь, торф. Жидкие полезные ископаемые. Гидроминеральные ресурсы. Подземные минеральные воды, пресные воды. Способы добычи полезных ископаемых. Экскурсия «Легенда». Меловые горы. Горное дело. Руды: железная, медная. Экскурсия на Железногорский ГОК. Обобщающий урок. Нерудные природные ископаемые. Нефть, газ, торф. Исследуем полезные ископаемые. Практическая работа. Полезные ископаемые в жизни людей. Камнесамоцветные полезные ископаемые. Полезные ископаемые на карте. Условные знаки. Своя игра по теме «Полезные ископаемые» Некоторые свойства металлов. Получение металлов. Их роль в жизни человека. Бережное использование при добыче и транспортировке полезных ископаемых. Рассмотрение образцов полезных ископаемых. Практическая работа. Полезные ископаемые стран мира. Полезные ископаемые Белоруссии. Полезные ископаемые Украины. Полезные ископаемые Китая. Полезные ископаемые Северной Америки. Полезные ископаемые Южной Америки. Практическая работа. Сравнение полезных ископаемых стран мира. Полезные ископаемые на Луне.

Знакомство учащихся с полезными ископаемыми, показать необходимость

и способы охраны подземных богатств.

Формирование представления о разнообразии полезных ископаемых; обоснование необходимости и раскрытие способов охраны полезных ископаемых.

Вода. Легко определяемые свойства воды. Ее распространение в природе и значение для живых организмов. Горные породы, их свойства. Металлы. Горючие полезные ископаемые.

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Знакомство с полезными ископаемыми стран мира.

Что такое полезные ископаемые. (1 час)

Виды полезных ископаемых(1 час)

Твердые полезные ископаемые(1 час)

Каменный уголь, торф(1 час)

Обобщающий урок по теме «Твердые полезные ископаемые»(1 час)

Контрольная работа по теме «Полезные ископаемые»(1 час)

Строительные полезные ископаемые: гранит, известняк, песок.(1 час)

Жидкие полезные ископаемые. Гидроминеральные ресурсы.(1 час)

Подземные минеральные воды. Подземные пресные воды.(1 час)

Полезные ископаемые родного края.

( 1 час)

Способы добычи полезных ископаемых.(1 час)

Экскурсия «Легенда». Меловые горы. (1 час)

Практическая работа сравнение свойств мела и известняка. (1 час)

Горное дело. (1 час)

Руды: железная, медная.(1 час)

Экскурсия на Железногорский ГОК (1 час)

Обобщающий урок. (1 час)

Нерудные природные ископаемые. (1 час)

Нефть, газ, торф. (1 час)

Исследуем полезные ископаемые. Практическая работа.

(1 час)

Полезные ископаемые в жизни людей. (1 час)

Камнесамоцветные полезные ископаемые. (1 час)

Полезные ископаемые на карте. Условные знаки. (1 час)

Своя игра по теме «Полезные ископаемые». (1 час)

Некоторые свойства металлов. (1 час)

Викторина: «Такие разные полезные ископаемые». (1 час)

Получение металлов. Их роль в жизни человека. (1 час)

Бережное использование при добыче и транспортировке полезных ископаемых. (1 час)

Рассмотрение образцов полезных ископаемых. Практическая работа. (1 час)

Полезные ископаемые стран мира. (1 час)

Полезные ископаемые Белоруссии. (1 час)

Полезные ископаемые Украины. (1 час)

Полезные ископаемые Китая. (1час)

Полезные ископаемые Северной Америки. (1 час)

Полезные ископаемые Южной Америки. (1 час)

Практическая работа. Сравнение полезных ископаемых стран мира. (1 час)

Полезные ископаемые на Луне. ( 1 час)

Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых.

Характеризовать свойства полезных ископаемых.

Различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Сравнивать свойства полезных ископаемых, их характеристики и значение в жизни человека.

Готовит в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии. Анализировать полученную в ходе экскурсии информацию, делать выводы.

Различать виды полезных ископаемых.

Характеризовать роль полезных ископаемых в жизни человека.

Наблюдать за особенностями добычи полезных ископаемых во время экскурсии.

Работать с информацией: извлекать из учебника, дополнительных источников информации необходимые сведения, готовить сообщения, обсуждать полученные сведения.

Участвовать в диспуте по бережному использованию полезных ископаемых.

Оценивать влияние человека на природы в ходе добычи полезных ископаемых.

Объяснять необходимость бережного использования полезных ископаемых.

Сравнивать полезные ископаемые разных стран мира, давать им характеристику.

Уметь работать с картой полезных ископаемых.

Различать виды полезных ископаемых и способы их добычи.

Работать в группе, коллективно искать необходимую информацию.

Моделировать потенциально опасные ситуации при добыче полезных ископаемых.

Источник

министерство образования и науки рт

государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«лениногорский нефтяной техникум»

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

ОП.05. Полезные ископаемые, минералогия и петрография

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

21.02.11. (130103) Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

2014г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.11. (130103) Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

О

Организация-разработчик: ГАОУ СПО «ЛНТ»

Разработчик: Прибышеня О.Е., преподаватель специальных дисциплин

Набиуллин Р.Р. – ведущий геофизик ООО «ТНГЛенГИС»

Рекомендована цикловой комиссией нефтепромысловых дисциплин

Одобрено ЦК нефтепромысловых дисциплин

№_____ от «____»__________20__ г.

стр.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи дисциплины

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

4

4

4

4

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

5

5

6

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

10

10

10

10

1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Полезные ископаемые, минералогия и петрография

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной программы подготовки специалиста среднего звенав соответствии с ФГОС по специальности21.02.11 (130103) «Геофизиче­ские методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке машиниста каротажной станции

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП.05.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины ОП.05.«Полезные ископаемые, минералогия и петрография» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПОследующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции и общие компетенции:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– распознавать горные породы по условиям образования;

– определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру и текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;

– определять горючие полезные ископаемые;

– определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;

– определять форму рудных тел и условия их образования;

– определять физические свойства и морфологию минералов;

-определять простые формы кристаллов;

-описывать горные породы и давать им полевое определение;

-описывать документацию результатов горных выработок;

– составлять и анализировать карты;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования;

– диагностические признаки основных минералов и горных пород;

– классификацию минералов и горных пород;

– условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;

– химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов;

– особенности минерально-сырьевой базы России;

– область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых;

-современные проблемы минералогии и петрографии;

-*симметрию кристаллов.

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Выбирать методы, оборудование и установки геофизических исследований

ПК 1.2.

Регулировать и настраивать геофизическую аппаратуру и контрольно-измерительные приборы.

ПК 2.1.

Выполнять регистрацию различных геофизических параметров

ПК 2.2.

Обеспечивать качество принимаемых сигналов

исследований.

ПК 2.3.

Оформлять технологическую документацию геофизических исследований

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов;

самостоятельной работы обучающегося 44 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

88

в том числе:

лабораторные и практические занятия

44

контрольные работы

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44

Итоговая аттестация в форме экзамена

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уро-вень освое-ния

1

2

3

4

Содержание учебного материала

Раздел 1.

Введение.

Свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования

6

1

Практические занятия

2

Практическая работа №1. «Определение простых формы кристаллов»

2

Самостоятельная работа

2

Зарисовка кристаллов простых форм низших, средних и высших сингонии

2

Раздел 2.

Минералогия.

14

Диагностические признаки основных минералов.

2

2

Химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов

3

2

Классификация минералов

1

1

Самородные минералы

1

1

Сернистые соединения и их аналоги

1

2

Галоиды.

1

2

Окислы, гидроокислы, оксигидраты.

1

2

Карбонаты и нитраты

1

2

Сульфаты и фольфраматы.

1

2

Фосфаты и бораты

1

1

Силикаты и алюмосиликаты.

1

2

Практические занятия

16

Практическая работа №2. «Определение по диагностическим признакам главных породообразующих минералов »

2

Практическая работа №3. «Просмотр коллекций и зарисовка форм минералов»

2

Практическая работа №4. «Определение физических свойств породообразующих минералов»

2

Практическая работа №5. «Определение физических и морфологических особенностей минералов класса сульфидов»

2

Практическая работа №6. «Определение физических свойств, морфологических особенностей минералов класса галоидов»

2

Практическая работа №7. «Определение физических свойств, морфологических особенностей минералов класса окислов и гидроокислов»

2

Практическая работа №8. «Определение физических свойств, морфологических особенностей минералов классов карбонатов и нитратов»

2

Практическая работа №9. «Определение физических свойств и морфологических особенностей минера­лов класса силикатов»

2

Самостоятельная работа

14

Методы минералогических исследований

2

Описать свойства и применение минералов: висмутит, ковеллин, аурипигмент,

2

Описать разновидности кварца, их свойства и практическое применение – мори­она, цитрина, авантюрина, аметиста, сердолика, хризопраза, агата

2

Описать свойства и практическое применение минералов: смитсонит, родохро­зит, церуссит

2

Описать фосфориты, их свойства, условия образования и использование в народном хозяйстве

2

Описание свойства и практическое применение минералов: глауберит, астраханит, англезит, брошантит

2

Описать свойства и практическое применение разновидностей минерала берилл: изумруд, ростерит, аквамарин, гелиодор

2

Раздел 3.

Петрография.

8

1,2

Диагностические признаки горных пород

2

2

Классификация горных пород

6

2

Практические занятия

10

Практическая работа №10. «Распознавание горных пород по условиям их образования»

2

Практическая работа№11. «Определение по диагностическим признакам структуры и текстуры магматических горных пород»

2

Практическая работа№12. «Определение по диагностическим признакам структуры и текстуры осадочных горных пород»

2

Практическая работа№13. «Определение по диагностическим признакам структуры и текстуры метаморфических горных пород»

2

Практическая работа №14. «Описание представленных горных пород и их полевое определение»

2

Самостоятельная работа

12

Описать граниты, их применение в народном хозяйстве,

2

Описать лабрадорит, его свойства, состав, применение

2

Кимберлит, как он образуется, полезные ископаемые связанные с ним

2

Описать ископаемые соли. Условия образования и применение в народном хо­зяйстве

2

Описать фосфориты, их свойства, условия образования и использование в народном хозяйстве,

2

Виды метаморфизма.

2

Раздел 4.

Полезные ископаемые

16

1,2

Условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов.

4

2

Особенности минерально-сырьевой базы России

4

2

Область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых

6

2

Современные проблемы минералогии и петрографии

2

1

Практические работы

16

Практическая работа №15. «Определение форм рудных тел на геологических картах и установление условий их образования»

2

Практическая работа № 16. «Определение и описание структур и текстур руд».

2

Практическая работа №17. «Определение и описание рудных полезных ископаемых»

2

Практическая работа №18. «Определение и описание нерудных полезных ископаемых»

2

Практическая работа №19 «Определение горючих полезных ископаемых»

2

Практическая работа №20. «Описание документации результатов горных выработок»

2

Практическая работа №21. «Составление и анализ карты прогноза полезных ископаемых»

4

Самостоятельная работа

16

Применение геофизических методов при поисках рудных месторождений.

2

Ромашкинское месторождение нефти.

4

Технические средства отбора проб

2

Выбор видов разведочной сети и её плотности

2

Месторождения железных руд Курской Магнитной Аномалии.

2

Норильская группа месторождений медно – никелевых руд.

2

Верхнекамское месторождение калийно – магниевых солей

2

Всего (часов):

132

из них самостоятельных работ:

44

практических работ:

44

аудиторных занятий:

44

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по Геологии, минералогии и петрографии.

Оборудование учебного кабинета: натуральные образцы минералов и горных пород, рудных и нерудных полезных ископаемых, геологические, тектонические карты, карты прогноза полезных ископаемых.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, электронный обучающий курс по геологии, минералогии и петрографии.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

№№

п-п

Автор

Наименование

Издательство

год издания

1

Миловский А.В.

Минералогия и петрография. Уч.пособие для техникумов.

М.: Недра. 1973.

2

Романович И.Ф. и др.

Полезные ископаемые.

М.: Недра. 1982.

3

Лазарев В.В.

Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология»

Издательский Дом «ИнФолио»,2010г

Дополнительные источники:

  1. Сапфиров Г.Н. Структурная геология и геологическое картирование. М.: Недра, 1974г

  2. Сиротин К.М. Определитель минералов. М.: Высшая школа, 1970г.

  3. Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии. М.:Недра, 1972г

  4. Мстиславская Л.,Филипов В. Геология, поиски и разведка нефти и газа.М.:ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2005г

  5. Милютин А.Г., Андросова Н.К. Основы формационного анализа при прогнозировании полезных ископаемых.М.: Издательтво МГУ, 1995г

  6. Милютин А.Г. Геология и промышленные типы МПИ. Часть 1. Общая. М.: Издательтво МГУ, 1995г

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения

-распознавать горные породы по условиям образования;

практическая работа, оценочный лист

– определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру и текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;

практическая работа, оценочный лист

определять горючие полезные ископаемые;

практическая работа, оценочный лист

– определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;

практическая работа, оценочный лист

-определять форму рудных тел и условия их образования;

практическая работа, оценочный лист

– определять физические свойства и морфологию минералов;

практическая работа, оценочный лист

– определять простые формы кристаллов

практическая работа, оценочный лист

– описывать горные породы и давать им полевое определение;

практическая работа, оценочный лист

– описывать документацию результатов горных выработок

практическая работа, оценочный лист

– составлять и анализировать карты;

практическая работа, оценочный лист

Усвоенные знания

-свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования

опрос, тестирование

– диагностические признаки основных минералов и горных пород;

опрос, тестирование

– классификацию минералов и горных пород;

опрос, тестирование

-условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;

опрос, тестирование

– химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов

опрос, тестирование

– особенности минерально-сырьевой базы России

опрос, тестирование

– область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых;

опрос, тестирование

-современные проблемы минералогии и петрографии

опрос, тестирование

Источник