Физическая работа полезно человеку или нет
Без трудовой деятельности немыслимо представить себе развитие и совершенствование всех способностей человека, функций организма, немыслимо здоровье и счастье человека, радость его жизни. Труд, как писал Энгельс, является «высшим из известных нам наслаждений». Трудовая деятельность — естественное условие человеческой жизни.
Труд, здоровье и старость
Одно время существовало мнение, что труд старит человека. Сейчас ни один ученый так не считает. Никому не придет в голову ставить знак равенства между работающим организмом и работающим механизмом. В первом случае работа служит стимулом жизнедеятельности и развития, естественным условием жизни, во втором — механизм постепенно изнашивается.
Старение организма происходит не от работы, а вызывается закономерностями, заложенными в природе самой жизни. Вне труда человеческий организм теряет способность к продолжительной жизни.
«Ничего не делать — это несчастье стариков», — писал 82-летний Виктор Гюго.
Истории не известны долгожители-бездельники. Вот почему врачи рекомендуют вышедшим на пенсию заняться каким-либо видом общественно-полезной деятельности: воспитанием молодежи, участием в благоустройстве жилой местности, помощью в работе общественных советов. Следовательно, чело.веку в любом возрасте важно не избегать труда, ошибочно полагая, что ничегонеделание сохранит здоровье, а стремиться к соблюдению во время труда установленных требований гигиены.
Здесь, очевидно, уместно вспомнить слова И. П. Павлова, который считал, что люди наносят себе вред, переутомляются и заболевают вследствие того, что, будучи не знакомы с законами высшей нервной деятельности, допускают нарушения нормального течения физиологических процессов в нервной системе.
Проблема утомления человека
Проблема утомления выходит далеко за пределы физиологии и медицины. Она является важной социальной проблемой, так как без рациональной организации труда утомление переходит в хроническое переутомление, влечет за собой потерю трудоспособности, способствует возникновению заболеваний.
Все виды труда, как установили гигиенисты, оказывают положительное воздействие на организм человека при условии, если труд будет соответствовать возрасту, правильно организован, разумно сочетаться с отдыхом и, конечно, с двигательной активностью. При всем этом, однако, определенное предпочтение все-таки остается за трудом, связанным с физическими нагрузками. Особо подчеркнем: посильными, соответственно общему развитию организма, опять-таки возрасту и, конечно, они не должны быть чрезмерными.
Неправильно думать, что для достижения долголетия нужно обязательно заниматься только физическим трудом. Да это практически и нереально. Различные виды труда существуют как общественно-экономическая необходимость. Поэтому гигиенистами найдены достаточно надежные способы устранения отрицательного влияния на организм человека, занятого только одним видом труда, например умственным.
Утомляемость и профессии
Так, представителям профессий, не связанных с физической активностью, рекомендованы различные двигательные упражнения и особенно производственная гимнастика.
Затрачивают на нее считанные минуты, а эффект при этом достигается вполне, ощутимый — она оказывает благотворное влияние на протяжении многих часов труда, повышая работоспособность, улучшая деятельность центральной нервной системы, кровообращения, дыхания.
Полезен ли физический труд? Исследования специалистов
Больше того, исследования специалистов подтверждают, что с возрастом эффективность производственной гимнастики не только не снижается, а, наоборот, резко повышается. У людей пожилого возраста гимнастика стимулирует деятельность внутренних органов, улучшает процессы обмена веществ.
Многочисленными наблюдениями за большими контингентами работников производственных предприятий неопровержимо доказан и такой важный факт: постоянно занимающиеся физическим трудом в два-три раза реже представителей умственного труда страдают атеросклерозом, гипертонической болезнью, коронарной недостаточностью.
Об этом же говорят и результаты изучения жизни людей старше 80 лет, проведенные учеными-медиками в течение длительного времени в различных городах и республиках нашей страны. При этом была четко прослежена важная закономерность: практически все долгожители постоянно, всю жизнь занимались трудовой деятельностью. Перешагнув 80-летний рубеж, они продолжали посильно работать, много двигаться, не прерывать своих связей с обществом.
Исторические примеры
Известно много исторических примеров долголетней деятельной жизни. Это — выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, обогатившие культуру и науку бесценными плодами своего творчества. Как правило, они были людьми неустанного и регулярного труда, всю свою долгую жизнь, иногда до последнего дня продолжали работать. Так, И. В. Мичурин прожил 80 лет, Л. Н. Толстой — 82, Вольтер — 84, Т. Эдисон — 84, И. П. Павлов — 86, древнегреческий врач Гиппократ — 104, выдающийся советский химик Н. Д. Зелинский — 92, народный поэт Казахстана Д. Джамбул — 99 лет.
Да что исторические примеры. Наверное, каждый, оглянувшись вокруг себя, может найти тому многочисленные подтверждения.
Интересно сказал немецкий врач XVIII века X. Гу-феланд: «Нет ни одного примера, чтобы какой-нибудь лентяй дожил до преклонного возраста». Это очень точная мысль. Ведь труд приучает человека к дисциплине, порядку, вносит в его жизнь определенную организованность. В свою очередь, эти качества положительно влияют на сам процесс труда, повышают его эффективность. Недаром трудовому воспитанию в нашей стране придается исключительное значение. Это нашло свое отражение, в частности, в постановлениях партии и правительства по коренной перестройке школы и дальнейшему развитию системы народного образования.
Вообще идея трудового воспитания возникла давно. Еще выдающийся английский мыслитель-гуманист Томас Мор высказал пожелание, чтобы молодое поколение воспитывалось в процессе труда. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что труд полезен для здоровья и долголетия.
Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки – нажмите CTRL+D
Статьи для Вас:
«Учись, а то будешь коровам хвосты крутить», — говорила мама, намекая, что мне придётся зарабатывать на жизнь физическим трудом, если плохо окончу школу и не поступлю в университет. Подобным образом мотивировали к учёбе своих детей, наверное, 90% всех мам и пап. В итоге мы получили массовую культуру, в лучшем случае пренебрежительно, в худшем — с презрением относящуюся к физическому труду. И именно такое отношение является одной из главных причин большого количества неуспешных и посредственных людей.
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему физический труд часто противопоставляется образованности, счастливой и полноценной жизни, не пользуется уважением и почётом? Для меня такое положение вещей долгое время было само собой разумеющимся. Но, как часто происходит в моей жизни, настал черёд и этого вопроса, чтобы быть подвергнутым сомнению и анализу.
Начиная с последних классов школы, меня перестали удовлетворять ответы типа «Все так живут», «Все так думают», «Все так делают». Вот и сегодня я постараюсь показать вам, что в вопросах физического труда большинство не право, что без него мы не сможем гармонично развиваться, добиваться успеха, жить счастливо и полноценно.
Возможные причины неверного отношения
Для начала давайте разберёмся с причинами неверного отношения. Первая причина — лень — стара, как и сама человеческая природа. Я не хочу сказать, что интеллектуальному труду лень не помеха. Иногда даже наоборот: я начинаю заниматься тяжёлым физическим трудом, только бы не писать статью.
Но если человеку предложить на выбор любую профессию, то, скорее всего, его выбор будет больше связан с интеллектуальным трудом, чем с физическим. А то, что человеку не нравится, он зачастую пытается представить себе и другим как малополезное или вообще ненужное. Здесь на помощь приходят идеи Платона.
Платон учил, что человек обладает бессмертной душой — мыслящей и чувствующей сущностью, связанной с высшими информационными и духовными материями. Тело для души — это всего лишь временное пристанище, связанное со всем низким, земным и нечистым. Здесь начинается чрезмерное превознесение умствований над физическим трудом.
К тому времени, как христианство становится государственной религией Римской империи, идеи Платона уже прочно входят в него, несмотря на то, что главная книга христиан — Библия — ничего не говорит о бессмертной душе в понимании Платона и отрицает саму загробную жизнь.
Такое отношение проникает во все слои общества и во всю культуру Европы. К тому же для борьбы с Реформацией орден иезуитов создаёт по всей Европе школы и университеты, система и философия образования которых стали фундаментом почти во всех учебных заведениях современного мира.
Таким образом, вдобавок к естественной лени человек с детства получает установку на то, что интеллектуальный труд связан с чем-то возвышенным, духовным и достоин почёта, а физический — это удел плебеев.
И третья причина вытекает из второй и, в свою очередь, ещё сильнее закрепляет её в нашем сознании. Происходит это следующим образом: ребёнок ленится работать интеллектуально и плохо учится в школе (или ему отбили охоту к учёбе), в результате он вырастает человеком, не способным к интеллектуальному труду, самообучению и саморазвитию. Низкий уровень интеллекта, маленький словарный запас, низкая культура — единственной перспективой остаётся неквалифицированный или малоквалифицированный физический труд.
Смотря на такого человека, люди обычно путают причину и следствие и утверждаются во мнении, что физический труд не способствует умственному и нравственному развитию и вообще росту человека как личности. Ниже мы увидим, что на самом деле при правильном подходе всё как раз наоборот.
Общая польза от физической активности
Сегодня всё чаще учёные говорят, что занятия спортом помогают нам становиться умнее.
В своей книге «Правила мозга» Джон Медина приводит массу интересных фактов о благотворном влиянии физической активности на мозг и его работу:
…физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта. Такие тесты определяют быстроту мышления и способность мыслить абстрактно, воспроизводить ранее полученные знания для решения новой проблемы.
Джон Медина
Медина также сообщает, что физическая активность снижает риск возникновения деменции вдвое, а в случае с болезнью Альцгеймера результат составляет даже 60%! На 57% снижается риск одной из главных причин возрастных болезней мозга — приступа стенокардии. Физическая нагрузка также помогает регулировать поступление в кровь норэпинефрина, дофамина и серотонина, которые напрямую связаны со здоровьем мозга и его функционированием.
К сожалению, сегодня малоподвижный образ жизни — проблема не только взрослых людей, занятых работой в офисе, но и детей, прикованных к телевизору, компьютеру и планшетам со смартфонами. Это отрицательно сказывается не только на физическом, но и на умственном здоровье:
…физическая активность совершенствует детей. Дети в хорошей физической форме быстрее распознают визуальные стимулы, чем их малоподвижные сверстники, и лучше концентрируются. Исследования умственной активности показали, что физически активные дети и подростки используют больше когнитивных ресурсов для выполнения заданий.
Джон Медина
Физический труд может дать не меньше полезной и разнообразной нагрузки нашему телу, чем спортивные упражнения, оказывая такое же благотворное влияние на него как, например, бег. Но при всём этом физический труд может дать ещё нагрузку для нашего мозга, которую он не сможет получить больше нигде.
Практический ум
Даже во время уборки квартиры наш мозг решает намного больше практических задач, чем при решении сложных математических уравнений. Поэтому правильно организованный физический труд способствует формированию практического мышления. В таком случае человек учится видеть причинно-следственную связь и получает навык предугадывать последствия и результаты не только своих дел, но и слов и мыслей.
Но из-за того, что физический труд считается проклятием или наказанием, большинство выполняет свою работу бездумно, по накатанной и без творчества. Конечно, такое положение никак не способствует практическому мышлению, которое так необходимо для достижения успеха и полноты жизни.
Дети, воспитанные на видеоиграх и фильмах, где зачастую причинно-следственные связи совершенно отсутствуют или мало общего имеют с реальностью, когда вырастают, часто просто не могут понять, что происходит с их жизнью, и берутся ругать звёзды, мировые заговоры, правительство, иностранцев, соседей… А ещё с неприятным удивлением для себя узнают, что жизнь иногда оказывается тяжёлой и сложной штукой и их знания, навыки, и характер совершенно не подготовлены к ней.
Не зря же в Кремниевой долине есть школа, в которой дети учатся (без компьютеров и планшетов) лепить, рисовать, вырезать и вообще работать руками. И отдают в эту школу своих детей знаменитые персоны Hi-Tech-общества. Многие из них, как и Стив Джобс когда-то, в разной степени ограничивают общение своих детей с гаджетами.
Воспитание характера
Физический же труд может стать прекрасным помощником и в воспитании характера. А точнее, в воспитании качеств характера: целеустремлённости, упорства, трудолюбия, аккуратности, основательности — которые критически важны для успеха, развития, роста и преодоления трудностей.
Хочет того ребёнок или нет, но, выполняя порученное ему задание или переделывая плохо сделанное, он воспитывает в себе все эти качества. А то, что без них невозможно достичь ничего толкового, думаю, объяснять нет необходимости. Дети, разделяющие с другими членами семьи часть домашних обязанностей, вырастают более самостоятельными, более подготовленными к жизни и её неприятным сюрпризам.
Готовность к превратностям жизни
Никто не знает, как в дальнейшем сложатся для нас обстоятельства, но человек, приученный к физическому труду, и в этой ситуации имеет преимущество. Обретённые навыки помогут найти временную работу или даже открыть собственное дело, а закалённый характер поможет не сдаться и не опуститься до воровства или попрошайничества.
А если взять крайние случаи — необитаемый остров, природные катаклизмы и другие «концы света», — то вряд ли навыки блогера или программиста помогут, если нет электричества. Полезными в такой ситуации будут совсем другие умения.
Полезный практический результат
И, кстати, о полезности. Практический результат, который может быть полезным лично для вас и других людей, — это ещё одно преимущество физического труда.
Если результатом спортивных упражнений будет здоровье тела и разума, то к результатам физического труда могут добавиться овощи и фрукты с собственного участка, уютная и красивая обстановка жилья или даже балкона.
Выход: полюбите физический труд
Что же теперь делать? Бросить интеллектуальный труд и спортивные упражнения? Конечно, нет. Для начала можно просто пользоваться каждой возможностью физически потрудиться: от простого рытья канавы до создания шедевральной мебели из крепкого дуба.
Ну и самое главное: если трудиться без хорошего настроя, без творческого подхода, то невозможно будет выжать все бонусы. Можно ли полюбить физический труд? Знаю из личного опыта, что можно, хотя нескоро и нелегко. Думайте о тех преимуществах, которые он даёт, причём бесплатно. Обычно люди платят немалые деньги за разные тренинги, а тут мы получаем тренинг для мышц, для мозга, для характера да ещё с полезным внешним результатом. Вы как хотите, а я помчался обрабатывать виноградник.
ÐÑÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñе, ÑÑо не вÑÑÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð° Ð´Ð»Ñ ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑой ÑиÑÑемÑ: ÑизиÑеÑкий ÑÑÑд и ÑÑениÑовки в ÑдоволÑÑÑвие – даÑÑ ÑовÑем ÑазнÑй ÑÑÑекÑ.
ÐÑе Ð¼Ñ Ð¿ÑекÑаÑно знаем, да и в наÑке задокÑменÑиÑовано, ÑÑо ÑизиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð° Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑÑ. Ðднако в наÑÑной лиÑеÑаÑÑÑе ÑеÑÑ Ð¾Ð±ÑÑно Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾ ÑизиÑеÑкой акÑивноÑÑи на доÑÑге (ÐÐ).
У ÑÑенÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð¿Ð»Ð¸Ð²Ð°ÐµÑÑÑ Ð²Ñе болÑÑе даннÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо пÑоизводÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑизиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ (ÐÐ) не ÑолÑко не ÑлÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑе [1], но и Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑиноÑиÑÑ Ð²Ñед. СÑÐ¾Ð»Ñ ÑазнÑÑиеÑÑ ÑÑÑекÑÑ Ð¾Ñ Ð¿ÑоизводÑÑвенной и доÑÑговой акÑивноÑÑи пÑедÑÑавлÑÑÑ Ñобой Ñак назÑваемÑй паÑÐ°Ð´Ð¾ÐºÑ ÑизакÑивноÑÑи [2].
ÐнаÑиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑий вклÑÑÐ°ÐµÑ ÑизиÑеÑкий ÑÑÑд: ÑÑÑоиÑелÑÑÑво, ÑбоÑка, вÑвоз мÑÑоÑа, ÑÑ Ð¾Ð´ за пÑеÑÑаÑелÑми, ÑелÑÑкое Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑво и пÑоизводÑÑво. Ðо пÑи ÑÑом многие из ÑабоÑников ÑизиÑеÑкого ÑÑÑда имеÑÑ Ð¾ÑноÑиÑелÑно Ñлабое здоÑовÑе.
Ðо даннÑм ÑпидемиологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ÑÑледований вÑÑокий обÑем ÐÐ ÑвелиÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑиÑк ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ð¹ (ССÐ) и ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ ÑмеÑÑноÑÑи, даже поÑле ÑаÑÑиÑенной коÑÑекÑиÑовки в оÑноÑении дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑакÑоÑов ÑиÑка, вклÑÑÐ°Ñ ÑоÑиалÑно-ÑкономиÑеÑкий ÑÑаÑÑÑ Ð¸ пÑоÑее [1]. ÐÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑеннÑй ÑиÑк оÑобенно замеÑен ÑÑеди ÑабоÑников Ñ Ð¾Ð³ÑаниÑеннÑми ÑÑÑдовÑми ÑпоÑобноÑÑÑми, Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ð¹ ÑизиÑеÑкой ÑоÑмой [3] или Ñже диагноÑÑиÑованнÑми аÑеÑоÑклеÑозом, гипеÑÑониÑеÑкой болезнÑÑ Ð¸ иÑемиÑеÑкой болезнÑÑ ÑеÑдÑа [4].
ЧÑо же ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð·Ð° ÑÑим паÑадокÑом – ÑизиÑеÑкие нагÑÑзки полезнÑ, но лÑди, поÑÑоÑнно нагÑÑжаÑÑиеÑÑ Ð½Ð° ÑабоÑе, не блеÑÑÑ Ð¾ÑменнÑм здоÑовÑем? ÐпÑеделеннÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ ÑазлиÑÐ¸Ñ Ð² ÑипиÑнÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑÐ¸ÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑи на доÑÑге и на ÑабоÑе.
ÐÐ ÑаÑÑо вклÑÑÐ°ÐµÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸ÑеÑкие нагÑÑзки опÑеделенной инÑенÑивноÑÑи, доÑÑаÑоÑной Ð´Ð»Ñ ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑÑ ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑой ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ обмена веÑеÑÑв, и в оÑновном вÑполнÑеÑÑÑ Ð² ÑеÑение коÑоÑкого пеÑиода вÑемени Ñ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑнÑм пеÑиодом воÑÑÑановлениÑ.
ÐÐ, напÑоÑив, ÑаÑÑо вклÑÑÐ°ÐµÑ ÑÑаÑиÑеÑкие нагÑÑзки, подÑÐµÐ¼Ñ ÑÑжеÑÑей, ÑаÑÑое пÑебÑвание в неÑдобном положении и Ñ.п. в ÑеÑение болÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑиодов вÑемени Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑнÑми инÑеÑвалами оÑдÑÑ Ð° [2].
ÐÑ Ð²Ñдвигаем ÑледÑÑÑие гипоÑÐµÐ·Ñ Ð¾ÑноÑиÑелÑно поÑенÑиалÑнÑÑ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð¾Ð², лежаÑÐ¸Ñ Ð² оÑнове паÑадокÑа ÑизиÑеÑкой акÑивноÑÑи:
1 . ÐÑоизводÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ ÑлиÑком низкоинÑенÑивна или ÑлиÑком пÑодолжиÑелÑна Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑÑ ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑой ÑиÑÑемÑ
УлÑÑÑение здоÑовÑÑ ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑой ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÑебÑÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно вÑÑокой инÑенÑивноÑÑи и оÑноÑиÑелÑно неболÑÑого вÑемени. Ðднако 8-ÑаÑовой ÑабоÑий Ð´ÐµÐ½Ñ Ñ Ð½Ð°Ð³ÑÑзками, пÑевÑÑаÑÑими ÑекомендованнÑе ÑÑовни Ð´Ð»Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð»Ð¸ÑелÑнÑÑ Ð¿ÐµÑиодов (>30-35% Ð¾Ñ Ð¼Ð°ÐºÑималÑной аÑÑобной пÑоизводиÑелÑноÑÑи), Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑ ÑдÑаÑÑ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑе ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑой ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ [5].
2. ÐÑоизводÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñиз.акÑивноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑÐ°ÐµÑ ÑÑеднеÑÑÑоÑнÑÑ ÑаÑÑоÑÑ ÑеÑдеÑнÑÑ ÑокÑаÑений
ÐÑодолжиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑизиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ ÑвелиÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÑеднеÑÑÑоÑнÑй пÑлÑÑ, в Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº инÑенÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ ÐРв малÑÑ Ð´Ð¾Ð·Ð°Ñ – не ÑвелиÑиваеÑ, Ñак как поÑле пеÑиода вÑÑокой инÑенÑивноÑÑи Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿ÐµÑиод оÑдÑÑ Ð° и воÑÑÑановлениÑ. УÑаÑенное ÑеÑдÑебиение в ÑеÑение долгого вÑемени ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾ÑделÑнÑм ÑакÑоÑом ÑиÑка ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ð¹ и ÑмеÑÑноÑÑи [6].
3. ÐÑоизводÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñиз.акÑивноÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑжеÑÑей или ÑÑаÑиÑеÑкие позÑ, ÑÑо повÑÑÐ°ÐµÑ Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ
ÐÑÑеÑнÑе ÑокÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñи пеÑемеÑении гÑÑзов и длиÑелÑно ÑдеÑживаемÑе ÑÑаÑиÑеÑкие ÑабоÑие Ð¿Ð¾Ð·Ñ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑно повÑÑаÑÑ Ð°ÑÑеÑиалÑное давление (даже поÑле ÑабоÑего днÑ). ÐоÑÑоÑнно повÑÑенное аÑÑеÑиалÑное давление ÑвлÑеÑÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñм ÑакÑоÑом ÑиÑка ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ð¹.
ÐÐ Ñакже Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñем оÑÑгоÑений, но в ÑеÑение более коÑоÑкого пеÑиода вÑемени и пÑи конÑÑоле дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿Ð°ÑамеÑÑов, ÑÑо не пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ñ ÑониÑеÑки повÑÑÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ.
4. ÐÑоизводÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñиз.акÑивноÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÑно не оÑÑавлÑÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно вÑемени на воÑÑÑановление
ÐÑодолжиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑизиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ Ð±ÐµÐ· доÑÑаÑоÑного воÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ (напÑимеÑ, болÑÑой обÑем ÑабоÑÑ Ð½Ð° пÑоÑÑжении недели или ÑкÑÑÑемалÑнÑе ÑÑениÑовки на вÑноÑливоÑÑÑ) Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑиводиÑÑ Ðº иÑÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑиÑков ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ð¹ [7].
Ð ÑпоÑÑивной лиÑеÑаÑÑÑе ÑÑо назÑваеÑÑÑ Â«Ð¿ÐµÑеÑÑениÑованноÑÑÑÑ». Ðо Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑиÑÑ , однако, ÑÑебÑеÑÑÑ ÑизиÑеÑкий ÑÑÑд в обÑеме 7-12 ÑаÑов в денÑ, на пÑоÑÑжении неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð´Ð½ÐµÐ¹ подÑÑд, Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑнÑм вÑеменем оÑдÑÑ Ð° в пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑабоÑего Ð´Ð½Ñ Ð¸ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑабоÑими днÑми.
5. ÐÑоизводÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñиз.акÑивноÑÑÑ Ð·Ð°ÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² неблагопÑиÑÑнÑÑ ÑÑловиÑÑ
ÐоÑколÑÐºÑ ÑабоÑник Ñедко бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð² ÑоÑÑоÑнии ÑамоÑÑоÑÑелÑно конÑÑолиÑоваÑÑ ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÑабоÑÑ (поÑÑавленнÑе задаÑи, ÑкоÑоÑÑÑ Ð²ÑполнениÑ, гÑаÑик, заÑиÑÐ½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð°, пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑоÑиалÑнÑе ÑÑÑеÑÑовÑе ÑакÑоÑÑ, окÑÑжаÑÑÐ°Ñ ÑÑеда), ÐÐ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑиноÑиÑÑ Ð²Ñед.
ÐапÑимеÑ, около 50% миÑового ÑÑÑдоÑпоÑобного наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð° оÑкÑÑÑом воздÑÑ Ðµ, пÑакÑиÑеÑки не конÑÑолиÑÑÑ ÐºÐ»Ð¸Ð¼Ð°Ñ, ÑолнеÑное излÑÑение, ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð²Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ возможноÑÑÑ ÑÑÑÑаиваÑÑ Ð¿ÐµÑеÑÑÐ²Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑдÑÑ Ð°, ÑÑо пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº повÑÑÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ¿Ð»Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ ÑÑÑеÑÑÑ, ÑиÑÐºÑ ÑмеÑÑелÑного Ñеплового ÑдаÑа и ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ð¹. РоÑлиÑие Ð¾Ñ ÑÑого ÐРобÑÑно пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² более безопаÑнÑÑ Ð¸ конÑÑолиÑÑемÑÑ ÑÑловиÑÑ .
6. ÐÑоизводÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñиз.акÑивноÑÑÑ ÑвелиÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾ÑпалениÑ
УÑовни маÑкеÑов воÑÐ¿Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ (напÑимеÑ, ÑеакÑивнÑй белок C) ÑвелиÑиваÑÑÑÑ Ð¿Ñи ÑизиÑеÑкой акÑивноÑÑи и оÑÑаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑеннÑми до ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ, пока оÑганизм не воÑÑÑановиÑÑÑ [8].
ÐÑÑокий обÑем ÐРна пÑоÑÑжении неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð´Ð½ÐµÐ¹ подÑÑд без доÑÑаÑоÑного оÑдÑÑ Ð° Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑиводиÑÑ Ðº Ñ ÑониÑеÑким воÑпалиÑелÑнÑм пÑоÑеÑÑам, ÑвлÑÑÑимиÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из поÑенÑиалÑнÑÑ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð¾Ð² ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð°ÑеÑоÑклеÑоза и инÑÑ Ð¡Ð¡Ð [8].
ÐÑÑоÑник: bjsm.bmj.com
ÐеÑевод Ð´Ð»Ñ Ðожника: ÐлекÑей Republicommando
1. Li J , Loerbroks A , Angerer P . Physical activity and risk of cardiovascular disease: what does the new epidemiological evidence show? Curr Opin Cardiol 2013;28:575â83.doi:10.1097/HCO.0b013e328364289c
2. Holtermann A , Hansen JV , Burr H , et al . The health paradox of occupational and leisure-time physical activity. Br J Sports Med 2012;46:291â5.doi:10.1136/bjsm.2010.079582
3. Holtermann A , Mortensen OS , Burr H , et al . Physical demands at work, physical fitness, and 30-year ischaemic heart disease and all-cause mortality in the Copenhagen Male Study. Scand J Work Environ Health 2010;36:357â65.doi:10.5271/sjweh.2913
4. Krause N , Brand RJ , Arah OA , et al . Occupational physical activity and 20-year incidence of acute myocardial infarction: results from the Kuopio Ischemic Heart Disease risk factor study. Scand J Work Environ Health 2015;41:124â39.doi:10.5271/sjweh.3476
5. Jørgensen K . Permissible loads based on energy expenditure measurements. Ergonomics 1985;28:365â9.doi:10.1080/00140138508963145
6. Korshøj M , Lidegaard M , Kittel F , et al . The relation of ambulatory heart rate with all-cause mortality among middle-aged men: a prospective cohort study. PLoS One 2015;10:e0121729.doi:10.1371/journal.pone.0121729
7. Sorokin AV , Araujo CG , Zweibel S , et al . Atrial fibrillation in endurance-trained athletes. Br J Sports Med 2011;45:185â8.doi:10.1136/bjsm.2009.057885
8. Kasapis C , Thompson PD . The effects of physical activity on serum C-reactive protein and inflammatory markers: a systematic review. J Am Coll Cardiol 2005;45:1563â9.doi:10.1016/j.jacc.2004.12.077.