Физическая карты полезных ископаемых северной америки
Задачи урока:
- продолжить формирование у обучащихся
представлений и знаний о природе Северной
Америки; - вспомнить уже известные и разобрать с
учениками новые термины и понятия; - сформировать у них представления о
тектоническом строении, рельефе и
полезных ископаемых Северной Америки – их
составе, происхождении, строении; - познакомить учащихся с объектами рельефа
материка; - показать роль, которую сыграло в
формировании рельефа Северной Америки
древнее оледенение; - познакомить с рельефом и полезными
ископаемыми своей области.
Оборудование:
- интерактивные карты – «Строение земной
коры», «Физическая карта Северной Америки»; - учебник «География. Материки, океаны,
народы и страны», авт. Душина И.В.,
Коринская В.А., Щенев В.А.; - контурные карты для 7 класса;
- атласы для 7 класса.
В начале урока учитель ставит
перед учащимися цель: Выявить существует
ли взаимосвязь между рельефом, полезными
ископаемыми и строением земной коры
материка Северной Америки?
План урока.
- Основные формы рельефа Северной Америки.
- Особенности рельефа материка.
Практическая работа по нанесению рельефа
Северной Америки на контурную карту. - Влияние оледенения на рельеф материка.
- Строение земной коры Северной Америки.
- Размещение полезных ископаемых Северной
Америки. - Рельеф и полезные ископаемые Кемеровской
области.
I. Повторение
Блиц-опрос.
- Какими океанами омывается Северная
Америка? - Первооткрыватель Америки?
- В честь кого был назван Новый свет?
- Самый большой остров Северной Америки?
- Как переводится с датского языка слово «Гренландия»?
- Самый крупный полуостров Северной
Америки? - Залив на севере материка, названный в
честь английского мореплавателя? - Канал, разделяющий Северную и Южную
Америку? - Крайние точки Северной Америки?
- Пролив, разделяющий берега Америки и
Евразии? - Кто первым прошёл через пролив из
Северного Ледовитого океана в Тихий? - Назовите русских исследователей,
открывших Алеутские острова? - Архипелаг на севере материка?
- Море без берегов, омывающее материк с
востока? - Два холодных течения, по названию
полуостровов? - Самое мощное тёплое течение материка?
II. Изучение нового материала
1. Основные формы рельефа Северной
Америки.
Задание: Откройте физическую
карту Северной Америки с. 22 атласа и
определите, какие горы и равнины находятся
в Северной Америке? Назовите:
- Самую большую по площади равнину
Северной Америки, находящуюся в центре
материка? (Центральные равнины) - Какая низменность находится вдоль реки
Миссисипи? (Миссисипская). - Какая низменность находится вдоль
побережья Мексиканского залива? (Примексиканская). - Какая низменность находится вдоль
западного побережья Саргассова моря? (Приатлантическая). - Какие равнины примыкают с запада к
Центральным равнинам? (Великие равнины). - Назовите горы, находящиеся на западе
материка? (Кордильеры). - Определите, самую высокую вершину
Кордильер? (Г. Мак-Кинли). - Какова её высота? (6194 метра).
- Какие горы простираются на востоке
материка? (Аппалачи). - Определите, самую высокую вершину
Аппалач, какова её высота? (г. Митчелл, её
высота 2037 метров).
Задание: Повторите и покажите
на карте, какие горы и равнины находятся в
Северной Америке.
Показ по интерактивной карте
основных форм рельефа С.Америки.
2. Особенности рельефа Северной Америки.
Работа с интерактивной картой
материка (физическая карта Северной
Америки).
Вопрос: Используя физическую
карту, определите, какие формы рельефа
преобладают на материке – горы или равнины?
Какую они занимают площадь, где размещаются?
(Равнины занимают большую часть площади
материка и размещаются в центре. Горы
занимают 13 материка и располагаются на
западном и восточном побережье).
Практическая работа на
контурной карте.
Задание: Нанесите на
контурную карту Северной Америки основные
формы рельефа – горы и равнины, самые
высокие вершины Аппалач и Кордильер.
3. Влияние оледенения на рельеф материка.
Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.
4. Строение земной коры Северной Америки.
Работа с интерактивной картой «Строение
земной коры».
Беседа:
- Используя карту «Строение земной коры»,
определите, на какой литосферной плите
лежит материк С.Америка? (на Северо-Американской). - Каково строение Северо-Американской
литосферной плиты, из каких структур она
состоит? (она состоит из древней Северо-Американской
платформы и сладчатых поясов древней,
средней и новой складчатости). - Что такое платформа? (платформа – это
древний устойчивый, а значит неподвижный
участок земной коры, она является ядром
литосферной плиты) - Используя метод наложения карт
физической и «Строение земной коры»,
определите, что будет соответствовать в
рельефе древней Северо-Американской
платформе? (равнинные области). - Используя тот же метод наложения карт,
определите, что в рельефе будет
соответствовать складчатым областям? (горные
области). - Почему складчатые пояса обозначены
разными цветами? (цветом обозначен
возраст гор). - Какие горы на материке самые молодые по
возрасту Кордильеры или Аппалачи и
почему? (Кордильеры, так как они относятся
к области средней и новой складчатости, а
значит, образовались позже Аппалач,
которые появились в эпоху древней
складчатости). - В каких горах до сих пор происходит
процесс горообразования, чаще бывают
землетрясения и почему? (В Кордильерах,
так как они моложе по возрасту и
находятся на границе двух литосферных
плит – Северо-Американской и
Тихоокеанской. В результате их
столкновения происходит погружение
океанической плиты под материковую, край
континентальной плиты сминается в
складки, поэтому здесь образуется
складчатый пояс или горы, происходят
землетрясения, извержения вулканов). - Сделайте вывод: повлияло ли строение
земной коры на размещение рельефа
материка? Если повлияло, то как?
Вывод: В основе строения
земной коры материка Северной Америки
лежит древняя Северо-Американская
платформа и складчатые пояса разного
возраста. В рельефе платформам
соответствуют равнины, складчатым поясам –
горы. Таким образом, строение земной коры
влияет на размещение форм рельефа.
5. Размещение полезных ископаемых
Северной Америки.
Работа с интерактивной картой «Строение
земной коры».
Беседа:
- Какие вы знаете полезные ископаемые по
происхождению? (магматические, осадочные
и метаморфические). - Как образуются рудные или магматические
полезные ископаемые? (из магмы, которая
проникает в земную кору). - Используя карту «Строение земной коры»,
назовите рудные (магматические) полезные
ископаемые? (железные, медные,
полиметаллические, алюминиевые,
никелевые, хромовые, оловянные, ртутные,
урановые руды, золото). - Назовите на какие группы делят
осадочные полезные ископаемые? (на
горючие – нефть, газ, уголь, торф, горючие
сланцы, и нерудные (неметаллические) –
асбест, графит, слюда, соли, апатиты, сера,
селитра). - Как образуются осадочные полезные
ископаемые? (горючие из останков отмёрших
растительных организмов, химические
осадочные из насыщенных водных растворов,
осадочные обломочные в результате
накоплений разрушенных выветриванием
горных пород). - Определите по карте «Строение земной
коры», на каких тектонических структурах
(платформах и складчатых поясах) будут
размещаться осадочные, магматические и
метаморфические полезные ископаемые? (Осадочные
полезные ископаемые размещаются на
платформах или равнинах, магматические и
метаморфические – в складчатых поясах или
в горах). - Сделайте вывод: повлияло ли строение
земной коры на размещение полезных
ископаемых материка? Если повлияло, то
как?
Вывод: Строение земной
коры повлияло на размещение полезных
ископаемых материка. Осадочные полезные
ископаемые размещаются на платформах,
магматические и метаморфические – в
складчатых поясах.
Общий вывод по теме урока:
Таким образом, установите, существует ли
взаимосвязь между рельефом, полезными
ископаемыми и строением земной коры
материка Северной Америки? (Взаимосвязь
между рельефом, полезными ископаемыми и
строением земной коры материка существует:
в рельефе платформам соответствуют равнины,
складчатым поясам – горы; осадочные (нерудные)
полезные ископаемые размещаются на
равнинах, рудные (магматические и
метаморфические) полезные ископаемые
размещаются в горах).
6. Рельеф и полезные
ископаемые Кемеровской области.
Сообщения учащихся класса по
темам «Рельеф Кемеровской области», «Полезные
ископаемые Кемеровской области» с
использованием электронной физической
карты Кемеровской области.
III. Закрепление материала.
Вопросы викторины:
- Каково строение земной коры Северной
Америки? (В центре – древняя платформа, а
на западе и востоке материка –
складчатые пояса). - Назовите самые высокие горы С.Америки? (Кордильеры).
- Самая большая по площади равнина
материка? (Центральные равнины). - Самая высокая точка Кордильер? (г. Мак-Кинли,
высота 6194 м.). - Назовите низменность Северной Америки,
названную именем реки? (Миссисипская). - Назовите низменность Северной Америки,
названную именем залива? (Мексиканская). - Какие горы находятся на западе и востоке
материка? (На западе – Кордильеры, на
востоке – Аппалачи). - Повлияло ли строение земной коры на
размещение рельефа Северной Америки? (Строение
земной коры повлияло на размещение
рельефа материка: платформам
соответствуют равнины, складчатым поясам
– горы). - Какие полезные ископаемые есть в
Кемеровской области? (каменный и бурый
уголь, железные, марганцевые, алюминиевые,
полиметаллические руды, золото, глина,
песок, известняк, фосфориты, гранит,
мрамор, доломиты, цеолиты, кварцит, тальк,
поделочные камни).
IV. Итог урока:
Сегодня мы познакомились с темой
«Рельеф и полезные ископаемые Северной
Америки» и выявили связь между рельефом,
полезными ископаемыми и внутренним
строением материка. Доказали, что в рельефе
платформам соответствуют равнины, где
размещаются осадочные полезные ископаемые,
а складчатым поясам соответствуют горы, на
которых размещаются рудные полезные
ископаемые.
Выставление оценок учащимся
Игра: Найди ошибку.
- Горы Аппалачи – самые высокие горы мира?
- Северная Америка – самый холодный
материк? - В городе Юрге находятся горы Кордильеры?
- Аппалачи моложе Кордильер?
- Самая большая равнина Северной Америки
– Мексиканская? - Самая высокая вершина материка С.
Америка – гора Митчелл?
Выставление оценок учащимся.
V. Домашнее задание: § 40;
нанести на контурную карту полезные
ископаемые Северной Америки.
Задачи урока:
- продолжить формирование у обучащихся
представлений и знаний о природе Северной
Америки; - вспомнить уже известные и разобрать с
учениками новые термины и понятия; - сформировать у них представления о
тектоническом строении, рельефе и
полезных ископаемых Северной Америки – их
составе, происхождении, строении; - познакомить учащихся с объектами рельефа
материка; - показать роль, которую сыграло в
формировании рельефа Северной Америки
древнее оледенение; - познакомить с рельефом и полезными
ископаемыми своей области.
Оборудование:
- интерактивные карты – «Строение земной
коры», «Физическая карта Северной Америки»; - учебник «География. Материки, океаны,
народы и страны», авт. Душина И.В.,
Коринская В.А., Щенев В.А.; - контурные карты для 7 класса;
- атласы для 7 класса.
В начале урока учитель ставит
перед учащимися цель: Выявить существует
ли взаимосвязь между рельефом, полезными
ископаемыми и строением земной коры
материка Северной Америки?
План урока.
- Основные формы рельефа Северной Америки.
- Особенности рельефа материка.
Практическая работа по нанесению рельефа
Северной Америки на контурную карту. - Влияние оледенения на рельеф материка.
- Строение земной коры Северной Америки.
- Размещение полезных ископаемых Северной
Америки. - Рельеф и полезные ископаемые Кемеровской
области.
I. Повторение
Блиц-опрос.
- Какими океанами омывается Северная
Америка? - Первооткрыватель Америки?
- В честь кого был назван Новый свет?
- Самый большой остров Северной Америки?
- Как переводится с датского языка слово «Гренландия»?
- Самый крупный полуостров Северной
Америки? - Залив на севере материка, названный в
честь английского мореплавателя? - Канал, разделяющий Северную и Южную
Америку? - Крайние точки Северной Америки?
- Пролив, разделяющий берега Америки и
Евразии? - Кто первым прошёл через пролив из
Северного Ледовитого океана в Тихий? - Назовите русских исследователей,
открывших Алеутские острова? - Архипелаг на севере материка?
- Море без берегов, омывающее материк с
востока? - Два холодных течения, по названию
полуостровов? - Самое мощное тёплое течение материка?
II. Изучение нового материала
1. Основные формы рельефа Северной
Америки.
Задание: Откройте физическую
карту Северной Америки с. 22 атласа и
определите, какие горы и равнины находятся
в Северной Америке? Назовите:
- Самую большую по площади равнину
Северной Америки, находящуюся в центре
материка? (Центральные равнины) - Какая низменность находится вдоль реки
Миссисипи? (Миссисипская). - Какая низменность находится вдоль
побережья Мексиканского залива? (Примексиканская). - Какая низменность находится вдоль
западного побережья Саргассова моря? (Приатлантическая). - Какие равнины примыкают с запада к
Центральным равнинам? (Великие равнины). - Назовите горы, находящиеся на западе
материка? (Кордильеры). - Определите, самую высокую вершину
Кордильер? (Г. Мак-Кинли). - Какова её высота? (6194 метра).
- Какие горы простираются на востоке
материка? (Аппалачи). - Определите, самую высокую вершину
Аппалач, какова её высота? (г. Митчелл, её
высота 2037 метров).
Задание: Повторите и покажите
на карте, какие горы и равнины находятся в
Северной Америке.
Показ по интерактивной карте
основных форм рельефа С.Америки.
2. Особенности рельефа Северной Америки.
Работа с интерактивной картой
материка (физическая карта Северной
Америки).
Вопрос: Используя физическую
карту, определите, какие формы рельефа
преобладают на материке – горы или равнины?
Какую они занимают площадь, где размещаются?
(Равнины занимают большую часть площади
материка и размещаются в центре. Горы
занимают 13 материка и располагаются на
западном и восточном побережье).
Практическая работа на
контурной карте.
Задание: Нанесите на
контурную карту Северной Америки основные
формы рельефа – горы и равнины, самые
высокие вершины Аппалач и Кордильер.
3. Влияние оледенения на рельеф материка.
Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.
4. Строение земной коры Северной Америки.
Работа с интерактивной картой «Строение
земной коры».
Беседа:
- Используя карту «Строение земной коры»,
определите, на какой литосферной плите
лежит материк С.Америка? (на Северо-Американской). - Каково строение Северо-Американской
литосферной плиты, из каких структур она
состоит? (она состоит из древней Северо-Американской
платформы и сладчатых поясов древней,
средней и новой складчатости). - Что такое платформа? (платформа – это
древний устойчивый, а значит неподвижный
участок земной коры, она является ядром
литосферной плиты) - Используя метод наложения карт
физической и «Строение земной коры»,
определите, что будет соответствовать в
рельефе древней Северо-Американской
платформе? (равнинные области). - Используя тот же метод наложения карт,
определите, что в рельефе будет
соответствовать складчатым областям? (горные
области). - Почему складчатые пояса обозначены
разными цветами? (цветом обозначен
возраст гор). - Какие горы на материке самые молодые по
возрасту Кордильеры или Аппалачи и
почему? (Кордильеры, так как они относятся
к области средней и новой складчатости, а
значит, образовались позже Аппалач,
которые появились в эпоху древней
складчатости). - В каких горах до сих пор происходит
процесс горообразования, чаще бывают
землетрясения и почему? (В Кордильерах,
так как они моложе по возрасту и
находятся на границе двух литосферных
плит – Северо-Американской и
Тихоокеанской. В результате их
столкновения происходит погружение
океанической плиты под материковую, край
континентальной плиты сминается в
складки, поэтому здесь образуется
складчатый пояс или горы, происходят
землетрясения, извержения вулканов). - Сделайте вывод: повлияло ли строение
земной коры на размещение рельефа
материка? Если повлияло, то как?
Вывод: В основе строения
земной коры материка Северной Америки
лежит древняя Северо-Американская
платформа и складчатые пояса разного
возраста. В рельефе платформам
соответствуют равнины, складчатым поясам –
горы. Таким образом, строение земной коры
влияет на размещение форм рельефа.
5. Размещение полезных ископаемых
Северной Америки.
Работа с интерактивной картой «Строение
земной коры».
Беседа:
- Какие вы знаете полезные ископаемые по
происхождению? (магматические, осадочные
и метаморфические). - Как образуются рудные или магматические
полезные ископаемые? (из магмы, которая
проникает в земную кору). - Используя карту «Строение земной коры»,
назовите рудные (магматические) полезные
ископаемые? (железные, медные,
полиметаллические, алюминиевые,
никелевые, хромовые, оловянные, ртутные,
урановые руды, золото). - Назовите на какие группы делят
осадочные полезные ископаемые? (на
горючие – нефть, газ, уголь, торф, горючие
сланцы, и нерудные (неметаллические) –
асбест, графит, слюда, соли, апатиты, сера,
селитра). - Как образуются осадочные полезные
ископаемые? (горючие из останков отмёрших
растительных организмов, химические
осадочные из насыщенных водных растворов,
осадочные обломочные в результате
накоплений разрушенных выветриванием
горных пород). - Определите по карте «Строение земной
коры», на каких тектонических структурах
(платформах и складчатых поясах) будут
размещаться осадочные, магматические и
метаморфические полезные ископаемые? (Осадочные
полезные ископаемые размещаются на
платформах или равнинах, магматические и
метаморфические – в складчатых поясах или
в горах). - Сделайте вывод: повлияло ли строение
земной коры на размещение полезных
ископаемых материка? Если повлияло, то
как?
Вывод: Строение земной
коры повлияло на размещение полезных
ископаемых материка. Осадочные полезные
ископаемые размещаются на платформах,
магматические и метаморфические – в
складчатых поясах.
Общий вывод по теме урока:
Таким образом, установите, существует ли
взаимосвязь между рельефом, полезными
ископаемыми и строением земной коры
материка Северной Америки? (Взаимосвязь
между рельефом, полезными ископаемыми и
строением земной коры материка существует:
в рельефе платформам соответствуют равнины,
складчатым поясам – горы; осадочные (нерудные)
полезные ископаемые размещаются на
равнинах, рудные (магматические и
метаморфические) полезные ископаемые
размещаются в горах).
6. Рельеф и полезные
ископаемые Кемеровской области.
Сообщения учащихся класса по
темам «Рельеф Кемеровской области», «Полезные
ископаемые Кемеровской области» с
использованием электронной физической
карты Кемеровской области.
III. Закрепление материала.
Вопросы викторины:
- Каково строение земной коры Северной
Америки? (В центре – древняя платформа, а
на западе и востоке материка –
складчатые пояса). - Назовите самые высокие горы С.Америки? (Кордильеры).
- Самая большая по площади равнина
материка? (Центральные равнины). - Самая высокая точка Кордильер? (г. Мак-Кинли,
высота 6194 м.). - Назовите низменность Северной Америки,
названную именем реки? (Миссисипская). - Назовите низменность Северной Америки,
названную именем залива? (Мексиканская). - Какие горы находятся на западе и востоке
материка? (На западе – Кордильеры, на
востоке – Аппалачи). - Повлияло ли строение земной коры на
размещение рельефа Северной Америки? (Строение
земной коры повлияло на размещение
рельефа материка: платформам
соответствуют равнины, складчатым поясам
– горы). - Какие полезные ископаемые есть в
Кемеровской области? (каменный и бурый
уголь, железные, марганцевые, алюминиевые,
полиметаллические руды, золото, глина,
песок, известняк, фосфориты, гранит,
мрамор, доломиты, цеолиты, кварцит, тальк,
поделочные камни).
IV. Итог урока:
Сегодня мы познакомились с темой
«Рельеф и полезные ископаемые Северной
Америки» и выявили связь между рельефом,
полезными ископаемыми и внутренним
строением материка. Доказали, что в рельефе
платформам соответствуют равнины, где
размещаются осадочные полезные ископаемые,
а складчатым поясам соответствуют горы, на
которых размещаются рудные полезные
ископаемые.
Выставление оценок учащимся
Игра: Найди ошибку.
- Горы Аппалачи – самые высокие горы мира?
- Северная Америка – самый холодный
материк? - В городе Юрге находятся горы Кордильеры?
- Аппалачи моложе Кордильер?
- Самая большая равнина Северной Америки
– Мексиканская? - Самая высокая вершина материка С.
Америка – гора Митчелл?
Выставление оценок учащимся.
V. Домашнее задание: § 40;
нанести на контурную карту полезные
ископаемые Северной Америки.