Фгос внеурочная деятельность общественно полезный труд 4 класс
Программа внеурочной деятельности «Общественно –полезная деятельность»
Лукьянова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ Бобровская СОШ №2
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по направлению
« Общественно – полезная деятельность» разработана на основе:
- Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
- Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области – региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
А также авторской программы Е.В.Мишневой
Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Задачи:
– воспитание бережного отношения к окружающей среде;
– выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
– формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Данный курс в 4 классе рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)
Результаты изучения курса ( личностные , предметные, метапредметные)
Личностные УУД
– ценностно-смысловая ориентация учащихся; нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные УУД:
-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;
-делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;
– систематизировать основополагающие элементы научного знания.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
– целеполагание;
– волевая саморегуляция;
-коррекция;
– оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД
-умение структурировать знания;
– смысловое чтение;
– выделение и формулирование учебной цели;
– планирование деятельности для достижения результата.
Коммуникативные УУД:
– умение выражать свои мысли;
– разрешение конфликтов, постановка вопросов;
– планирование совместной деятельности;
– управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Перспективно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | ||||||||||||
1 2. | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян. | |||||||||||||
3. 4. | Уборка пришкольного участка. Сбор листьев для гербария. | |||||||||||||
5. | Выставка «Чудеса природы» | |||||||||||||
6. | Конкурс рисунков «Мои любимые цветы» | |||||||||||||
7. | Сбор желудей и шишек, каштанов | |||||||||||||
8. | Генеральная уборка класса. | |||||||||||||
9. | Путешествие в страну «Золотая осень» | |||||||||||||
10 11. | Конкурс рисунков «Я рисую осень!» Выставка «Мы творим чудеса!» | |||||||||||||
12 13. | Операция «Осень без дыма!»( листовки, рисунки, беседы) | |||||||||||||
14. | Изготовление открыток к празднику «Мама! Нет слова дороже! | |||||||||||||
15. | Беседа «Кем я буду?» | |||||||||||||
16. | Генеральная уборка класса | |||||||||||||
17. | Акция добра (Подарки детям из центра «Надежда») | |||||||||||||
18. | Беседа «Птицы –наши друзья!» Операция «Кормушка» | |||||||||||||
19. | Игра «Мы делаем снежные фигурки» Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!» | |||||||||||||
20. | Изготовление елочных игрушек | |||||||||||||
21. | Сбор макулатуры. | |||||||||||||
22. | Ремонт библиотечных книг | |||||||||||||
23. | Дарим подарки малышам (д/с №1) | |||||||||||||
24. | Коллективное панно «Наши защитники» | |||||||||||||
25. | «Рыцарский турнир» | |||||||||||||
26. | Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». | |||||||||||||
27. | Открытки-самоделки к 8 Марта | |||||||||||||
28. | Генеральная уборка класса | |||||||||||||
29. | «Моя любимая бабушка»( готовим подарки) | |||||||||||||
30. | КВН «Птицы – наши друзья» | |||||||||||||
31. | Акция «Сделай скворечник» | |||||||||||||
32. | «Субботник» уборка школьной территории . Озеленение территории. | |||||||||||||
33. | Открытки-самоделки «Спасибо тебе , солдат!» | |||||||||||||
34 35 | «Мы- юные садоводы»( работа на пришкольном участке). Экскурсия на природу. | |||||||||||||
Литература
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
¯7sðOl¹Là °í]Ã15Ä7½Ê0NX©¡0û/×ÕÕed,.ËèåÓõûÏ>ͼ¿fãÙ¡p*¥Êuiºç×HR[Ñز&lI¿^ô A¡¢|%x¥)E%d¹Eb)HSwÀÚQÎ*zéãÅèÅx ×=í¼÷÷-ámLáݺîrïäÓXÐ/ÔÈ9çßÀÊy>Ûw´v,¼ã”`õm|gýêêÅ|ÄÄÆ
5 23ïð¢C)Bhqô õ¤¥¤Kè¹¾g{·ÙÆBQøÁ^¿ ò°M}ÀÿÃ0ÙH!æHâ7øáMÌQ£
q#g%ñuë`¸ßí+L
endstream
endobj
5 0 obj
1282
endobj
2 0 obj
>
endobj
6 0 obj
> /Font > >>
endobj
12 0 obj
>
stream
xwTSÙϽ7½Ð” %ôz Ò;HQIP&vDF)VdTÀG”cEb× òPÆÁQDEåÝk ï5óÞýÇYßÙç·×Ùgï}׺ PüÂtX4¡XîëÁËÄ÷XÀáffGøDÔü½=¨HƳöî.d»Û,¿P&sÖÿ”7C$
EÕ6åS³Å2ÿÊô)212¡ ¢¬”ãįlö§æ+»É&ä¡Yμ4»PÞ%ᣡ%àg£|e½TI å÷(ÓÓøL 0_Ìç&¡l2Eîò Ä9¼rù9h x¦gäIb¦×iåèÈfúñ³Sùb1+ÃMáxLÏô´0¯oE%YmhíííYÖæhù¿Ùß~Sý=ÈzûUñ&ìÏAYßlì¬/½ ö$Z³¾U ´m@åá¬Oï ò ´Þól^Äâ’ììlsk.+è7ûoÊ¿9÷ËîûV;¦?#I3eE妧¦KDÌÌÏdý÷ÿãÀ9iÍÉÃ,Àñ
èUQè h»
6’~khu_ }
9P¸IÈo= C#$n?z}ë[1
Ⱦ¼h¯s2zþçúnáLA”Sæödr%¢,£ßlÁt
4.0,`
3pÞ H.Hi@²A>Ø
A1Øvjp ÔzÐN6pWÀ
pG@
ÁK0Þið¢Aª¤BÖZyCAP8ÅC@ùÐ&¨*ª¡CP=ô#tº]ú Ð 4ý}Óa
Ø ¶Ù°;GÂËàDxÀÛáJ¸>·Âáð ,
_Â@ÈÑFXñDBX$!k”¤©E¤¹Hqä¡aÆãYábVaÖbJ0ÕcVLæ6f3ù¥bÕ±¦X’¬?v 6-ÄV``[°±Øaì;ÇÀâp~¸2n5®·×»ëÃ
á&ñx¼*ÞïÁsðb|!¾
ßÆ¿’ Zk! $l$TçýÂ4Q¨Ot”yÄb)±ØA¼I&NI$R$)´TIj”]&=&½!É:dGrY@^O®$ _%?P(&OJEBÙN9J¹@y@yC¥R
¨nÔXªºZO½D}J}/G3óãÉ«kë{%O×w_.’_!Jþ¦ü¸QÁ@ÁS£°V¡Fá´Â=
IE¢bbbbâ5ÅQ%¼·O©@é°Ò%¥!BÓ¥yÒ¸´M´:ÚeÚ0G7¤ûÓéÅôè½ô e%e[å(ååå³ÊRÂ0`ø3R¥»ó4æ¹ÏãÏÛ6¯i^ÿ¼)ù*n*|”fªLUoÕÕªmªOÔ0j&jajÙjûÕ.«Ï§ÏwÏ_4ÿäüê°ºz¸újõÃê=ê¾U4Æ5nÉåç4Ç´hZµZåZçµ^0îÌTf%³9¡®í§-Ñ>¤Ý«=c¨³Xg£N³Î].[7A··SwBOK/X/_¯Qï¡>Q¤¿G¿[ÊÀÐ Ú`AÁ¨¡¡¿aa£ác#ª«Ñ*£Z£;Æ8c¶qñ>ã[&°IIÉMSØÔÞT`ºÏ´Ïkæh&4«5»Ç¢°ÜYY¬FÖ 9Ã=XÝ_,í,S-ë,Y)YXm´ê°úÃÚÄk]c}Çjãc³Î¦Ý浩-ßv¿í};]°Ý»N»Ïöö”û&û1=x½÷Øtv(»}Õëèá¸Îñã'{‘±ÓI§ßYÎ)Î
ΣðÔ-rÑqá¸r.d._xp¡ÔUÛãZëúÌM×çvÄmÄÝØ=Ùý¸û+KGǧçÏ^¯WW¯·÷bïjï§>:>>>¾v¾«}/øaýývúÝó×ðçú×ûO8¬ è
¤FV>2 uÃÁÁ»/Ò_$ÔBüCv
]ús.,4¬&ìy¸Ux~xw-bEDCÄ»HÈÒÈGKwFÉGÅEÕGME{EEKX,Y³äFZ ¦={$vr©÷ÒÝKãìâ
ãî.3³ìÚrµå©ËÏ®_ÁYq*ßÿ©åL®ô_¹wå×»ûçÆ+çñ]øeü²ÑDÄ]cI®IIãOAµàu²_òä©£)3©Ñ©Íi´ø´ÓB%a°+]3=’½/Ã4£0CºÊiÕîU¢@ÑL(sYf»þLõH$%Y³j²ÞgGeÊQÌæôäänËÉóÉû~5f5wug¾vþüÁ5îk
Ö®Û¹Nw]Áºáõ¾ëm mHÙðËFËeßnÞÔQ Q°¾`h³ïæÆB¹BQá½-Î[lÅllíÝf³jÛ”^ÑõbËââO%ÜëßY}WùÝÌöí½¥ö¥ûwàvwÜÝéºóXbY^ÙЮà]åÌò¢ò·»Wì¾Va[q`id´2¨²½J¯jGÕ§ê¤êæ½ê{·íÚÇÛ׿ßmÓÅ>¼È÷PkAmÅaÜá¬ÃÏë¢êº¿g_DíHñÏG
G¥ÇÂuÕ;Ô×7¨76ÂƱãqÇoýàõC{«éP3£¹ø8!9ñâÇøïÎ-?ÿ|ôö³ÊgKÏÎ9w~òBÆ
ñ:Wt>º´äÒ®°®Þ˯^ñ¹r©Û½ûüU«g®9];}}½íýÖ»_ì~iéµïm½ép³ýã¾}çú]û/Þöº}åÿúî.¾{ÿ^Ü=é}ÞýÑ©^?Ìz8ýhýcì㢒
O*ª?ýÕø×f©½ôì ×`ϳg¸C/ÿù¯OÃÏ©Ï+F´FêGGÏùÝz±ôÅðËÓã
¿)þ¶÷Ñ«~wû½gbÉÄðkÑë?JÞ¨¾9úÖömçdèäÓwi獵ޫ¾?öý¡ûcôÇéìOøO?w| üòx&mfæß÷óû
endstream
endobj
13 0 obj
2612
endobj
7 0 obj
[ /ICCBased 12 0 R ]
endobj
15 0 obj
>
stream
x]ÛG}¯¯(Mw©M²Y7²ØÝnq¤¥í `Fûdì`±°ðø#×ûI{âʬbµ5cL²”#”ODÆ%«ôkù·ò×rØwôÿÃáÐteâM_þó?Ë/ÿ§¼û[]þô[Yó¿ýTíþLÿ+OC·?ºü¥ì{¼í
7ò³§ã°??éÀÿ(üHþZö?Ó¦k÷u×ËÓ©Þâ§_Ê7ðákËO?ýÀ¿Õ?~)ï?}êÀߧ/«Ûo_á}õ¿¾}U6eÕóûó«ãæ÷~sä¾ö?ÊOrë(¯Ê¶´áÄdÂ_/W>êLÄÌý#à[¾ðÝ’Öy,o{î÷ÝÐu±¼9)i0iN>ýw%V7ý0Ðúô=-(ïµç}´Ó×W+}ïkIFî_Xs «{úÖT«Rb-!ç®Ü´¬i»¨æéÏÓ©þ¦´iJ[ºcoùýç?èH5³¢õ pêËS¨·¹EÀ¤S+Ú6;ïÎ0CÛLíysöÇ×Ê=TOßàµ0M~ΨèÂW %º¶¬ ¼ÊÈÍmësµî»½ÍQý>ÝîDRêTRx
Ã÷î°$;L¾ÛÞcÙèÝü¹Åô¢Ø1åD¦
Î^UÌÙß [nÙ?6-¬ºôΫ9’2â¼¼ª?(ò5;Án}pصE%ª×Õ¾VoHÖ=!V@+à`UùiI×w}
á|° #Vè°ô+AùÝæîï¾dÉOISëϪy1Õ#|é_¯*>µ-Ü5˹À]ÏxîxØ·ä(Ò³Å#-Àác¯³ÀÏâD ²YïÙSÈ×XÑ4õ3zC;öu¸75§ÄÐʱ¡]6orôí~,®^ø’lùM÷ØîØÂËó¢FA_Mý%;øñïËjýù#üîÚÓ1ñG%¸ÈØG7Øø`Vial,bpÏð² wª
@/;Y ×¹§¬?ÈÌO+lKÓ³VÍ¡n¦i
&`ßxHrçãA¿¦©ª9µs éΧ}wRÖùËL¿?4ûº=cb3¯[ÃÛwácQº’ÿ½© ¬$p]·hwÞ6w²î«õúU>I8®`ߨE¿+$¨ÿNwbqQë÷êª6ï’@ÑÐÄà- 14Ú>é¾ßs¤9ëkÚæ¤èX^
£QŽÈÑôÃþæYÓëá±Ñ¦n!0bHhÜûoâZá>§yö¢g]iS7HF[X3WJÿ°A~ê½{!┼ݷëÐÃ8 ÉÜI~’;ÖW04Øâpùù¡ Ðfç´ ð£h]4¾â?Æ_ÀùàYoÛÇÕ_86±r
I¦½ëX«E=Ê_yÝQÏOI»³ÒIt³Ì÷tÍ{µ #ɲç÷;¤óó¬ÁxìíiHõâÏpÍá¬/ÌBM|}±as°AÄHúEÆ~¨{fÛox&hQaó(Ûtà1ö»^|”Ô
][Vjc²üÏÕ7_Kª&Ð
sï9e¦¬¾è3Ý¢Õ
¥Ãe òÂûõõ²åõ1ÏxÕô±òA} Ô ÅxrûÂ.äÑù l(²ÀàeãQ¢·
«h¨ê¦ëÃ4ØéÉxo*
u¨ûF
gð3×”£èi2íP2»ÉÌ©ÚäõA
¦KJfm°ÏiÞï¿ÖHØâq°$6Kå{|d”Ŷ¥®«z|Ð0%Î&ÌOºï©ØV£=}ö,8″ È{¢¢kªG©fm’+¸ÚnP^ï*dÕZd(PͤԦp
ì°ÙBïÕ ÛÛvµ^ùHÕH:Ín4¿Êþêz þ~Ánõ=Ö
,×ÅÀ ÐöUW¤xGìãÖXráFªÅÆ
º8®k &ñ«]P«¾X^±³r6R`DÞ£nqyXôÛÙ;?Ð
EË®ä±-óY:B! 3v-P0HJ#@^A#hßo
ò²@h¬JÐ9&¥xäÈHkD”Ý×LóÂߤ;ëµ©Õ ZNÀvµÚFéW¢æZÄ Í}þTðZ¹h ÚÄÀ96ÓD¦Ãú^qÆU¨Ö7ZÁáðh®¤¡ûåö½»í¤ª)8¶¥öø$F.Wlþ¨aÏåvuOU!2SÉ6»ÇËý
l¸¢÷¦EéËk8¯í-3Äô3b¼1 ¾¶I+Áv²ÌRÄnÀ,Zºmb{) GAH¢¿ªrÁDdeëĵTKW0²ëÀû*Ú?ô¹°RÒJ¿9Pvé®ÇLP ¾²æÛ Rxê²õW0
4ø0¦E3Õ¥ïìbÃéÏûõ2×Ùõ#®³Û£GÛtøkîE06ÛßuQß÷-nY¤V,ëðäVA®pz²xÅWý,½h6»Ãk¼f¨Þûx¯#2«ç¢¾íñ§`nÍ1x_OûÛ*>vèÒ
ÄÉp¶bcßÕ¢úÿ«u= tFÙ9â³äkÝÆêÖ0ÅdwÖÆdç!:Cë¸cá§ûþÀ[5ãĵý[Ì;üL]c)fZô`@èÀ[ò6a§$À³³97Qö¨èÕÁ1 èÞFB;*Æëî#ÄYØ(hûÄ´,(j ¾U¯’äïðNúýù/sÀq$c¨QFèmÎ/(ÏÕ§~ßzbA;
zÝGlµ¶Þ£Ò.Ü ú±{-¹Þ§Dïdíó¥ rÏR{«.ê¤Ër§=Z|?%äÒfFQ:ÈÏ@e°CF
2XèÀm$ÝL¨Twû(RJQxïíí,ØÜl
ö·»*OØþ´”ÀªX÷P)tø
¹-½ÇÌ3Í##øõÝæ`Iø
Øë>MÑ=¶J¦}~×÷ͱeè-òË{vÎt”Z¦Ýd
ywVßcíUÛBËW7ø^ݬós0@ÃëÙ¢øäXº%ðs:gT¯2qaÒHzÞxe£Ò£,6
¥Ëï¿23îjòbc¸ØÅ©ÚXüDù5S Õ
]oLÎLú
BÑ
¬õü`âÄsèO®
¯÷òVæðþiI
[zÔ8µÂI]´î8DP³%P;Ý/Ü¡Rg mÚÙ©ßO¥ÀÙø>P[ûb÷^¯ÍuºýNQ½Y°e¿”9.!$&æ.ô
Частное религиозное общеобразовательное учреждение
«Орловская православная гимназия
во имя священномученика
Иоанна Кукши»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор гимназии
________________
Пр. от 01.09.16 г. № 23
Рабочая программа
организации внеурочной деятельности
общественно-полезного направления в 4 классе
на 2016-2017 учебный год
Реализуется в форме
трудовой бригады «Пчёлки».
Программа составлена на основании и с использованием:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ Министерствово образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011
2.Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. ). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
2.Методического конструктора: пособие для учителя «Внеурочная деятельность школьников». / , . – М.: Просвещение, 2011
Программу составил руководитель внеурочной деятельности:
воспитатель
Согласовано: заместитель директора по УВР ________________ | Рассмотрено и рекомендовано к Протокол от 25.08.2016г. № 1 Руководитель МО ________________ |
Программа внеурочной трудовой деятельности
для учащихся 4-го класса Орловской православной гимназии
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Примерное тематическое планирование.
3.Содержание деятельности.
4.Ожидаемые результаты реализации программы.
5.Ресурсы реализации программы.
6.Используемая литература.
7.Реализация программы.
1.Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Трудовая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что даёт большой воспитательный эффект. Трудовая деятельность позволяет детям принимать участие в жизни взрослых, дает им возможность почувствовать себя частью общества в реальном плане. Общественно полезный труд – составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной трудовой деятельности учащихся 4-го класса начальной ступени общего образования. Реализация программы происходит в течение одного учебного года.
Программа ориентирована на реализацию следующих целей:
– способствовать развитию личности школьника, его творческих способностей;
– способствовать освоению детьми социальных норм, необходимых для существования в современном обществе, таких как роль труда в жизнедеятельности человека и его социальная значимость
– способствовать развитию позитивного отношения учащихся к базовым ценностям современного российского общества, а именно к таким ценностям, как человек, труд, Отечество, родная культура, забота о ближнем;
– способствовать приобретению учащимися нового социального опыта, его применения и преобразования при выстраивании собственного социального поведения.
В процессе реализации программы планируется решение следующих задач:
– формирование у обучающихся умения ориентироваться в социальной среде;
– формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать;
– развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности;
– воспитание духовно-нравственных качеств личности;
– формирование инициативности, самостоятельности;
– формирование экологического сознания;
– мотивирование учащихся к участию в трудовой деятельности;
– обучение способам овладения различными элементами трудовой деятельности;
– формирование уважения к людям труда, умения трудиться, навыков самообслуживания;
– развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
– релаксация учащихся.
Данная программа основывается на следующих принципах:
– природосообразности – трудовая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
– возрастосообразности – учет возрастных особенностей обучающихся, поскольку на каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие;
– культуросообразности – учет общечеловеческих ценностей, ценностей и норм национальной культуры;
– коллективности – получение опыта жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими;
– доступности и наглядности;
– целенаправленности и последовательности (от простого к сложному);
– диалогичности – взаимного понимания, признания и принятия;
– патриотической направленности – обеспечение идентификации себя с Россией, ее культурой;
– поддержки самоопределения воспитанника – формирование осмысленного и ответственного отношения к труду, своей причастности к миру трудящихся.
Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии. Труд детей должен быть строго дозирован, разнообразен, как по характеру так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.
Общественно полезная трудовая деятельность организуется во внеурочное время, но она тесно связана, дополняет и расширяет курсы «Технология», «Изобразительное искусство» и «Окружающий мир».
Овладение трудовой деятельностью, навыками самообслуживания позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. Отсюда – чувство уверенности в собственных силах, снижение уровня тревожности. Приобщаясь к трудовой деятельности, дети учатся заботиться не только о своих собственных потребностях, но и проявлять заботу о своих ближних, о людях, слабее их, о благосостоянии окружающей природы
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Трудовая деятельность в третьем классе продолжает реализовываться в форме трудовой бригады «Пчелки».
Предполагается еженедельное проведение внеурочных занятий по одному часу в неделю. Всего – 34 часа в год.
Примерное тематическое планирование.
Раздел 1 – Индивидуальное творчество.
Раздел 2 – Коллективный труд.
№ | Тема занятий | Форма проведения | Количество часов |
Раздел 1 Индивидуальное творчество – 17 часов. | |||
Вводное занятие. «Дары осени». Сбор природного материала. | Беседа | 1 | |
Аппликация из природного материала «Дары осени». | Беседа + практикум | 1 | |
Что нам дарит лес. Знаешь ли ты виды грибов. Правила поведения в лесу. | Беседа | 1 | |
Беседы «Есть профессий на свете немало» | Беседа | 3 | |
Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Уход за ними. | Практикум | 1 | |
Изготовление макета «Городская улица». | Практикум | 1 | |
Рождество. Изготовление игрушек и украшений. | Практикум | 4 | |
Пасхальные подарки. Изготовление поделок. | Практикум | 4 | |
«Наше творчество». Подведение итогов. Чему научились за год. | Выставка | 1 | |
Раздел 2 Коллективный труд – 17 часа | |||
Общественно-полезный труд. | Практикум | 9 | |
Самообслуживание. | Практикум | 8 | |
Итого: 34 часа. |
3. Содержание деятельности.
Раздел 1. Индивидуальное творчество (17 часов).
«Дары осени». Беседа о дарах осени (урожае), об осенних заботах и радостях. О необходимости труда в жизни человека. О помощи своей семье: в чём помогли и чему ещё хотели бы научиться. Аппликация из природного материала «Дары осени». «Что нам дарит лес». Беседа о дарах леса человек, о полезных и вредных грибах Беседы «Есть профессий немало».Дети готовят сообщения о профессиях своих родителей. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Уход за ними. Изготовление макета «Городская улица». Использование упаковочных коробочек для моделей дома. Рождество. Изготовление игрушек и украшений. (Елочка из ниток, рождественские пряники из солёного теста и др.) Пасхальные подарки. Изготовление подделок.
9. «Наше творчество». Подведение итогов. Чему научились за год.
Раздел 2 Коллективный труд (17 часов).
Общественно-полезный труд. Работы на пригимназической территории. Подготовка посадочного материала для озеленения территории. Помощь в уборке гимназии. Подкормка зимующих птиц. Самообслуживание. Уборка класса, индивидуальных шкафов, ремонт наглядных пособий и книг. Оформление классной комнаты. Оформление уголка деятельности.
4. Ожидаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной трудовой деятельности распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учащимися знаний о роли труда в жизни человека; о красоте и гармоничности трудящегося человека; о правилах безопасности трудовой деятельности; о национальных особенностях приучения к труду; о правилах конструктивной групповой работы.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений учащихся к труду, к активному трудовому отдыху, к родному Отечеству и его культуре, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта заботы о других людях, растениях и животных; опыта самообслуживания и самоорганизации; опыта принятия на себя ответственности за других.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для:
- формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; формирования выраженной познавательной мотивации; формирования устойчивого интереса к новым способам познания; совершенствования коммуникативных способностей и умения работать в коллективе.
Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией.
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I. Умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
– Высокий уровень – делает самостоятельно,
– Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
– Низкий уровень – не может сделать.
II. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. Умение вырезать различные фигуры.
– Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
– Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
– Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
III. Создание изделий и композиций; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
– Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
– Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
– Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
IV. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются такие умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
5. Ресурсы реализации программы.
Программа будет реализовываться в классной комнате второго класса Орловской православной гимназии, оборудованной для учащихся начальной школы. Кабинет хорошо освещен, для каждого ребенка отдельный стол – парта для работы.
Также предполагается привлечь следующие материально-технические ресурсы: пригимназическая территория, помещения гимназии, садовый инвентарь, инвентарь для уборки пригимназической территории и внутренних помещений, медицинский кабинет, принадлежности для рисования и конструирования, цветная и белая бумага, цветной и белый картон, швейные иглы, нитки, клей, ножницы, салфетки, материалы для художественно-оформительских работ уголка деятельности.
Организационный ресурс предполагает, что при проведении занятий поддерживается необходимая дисциплина, они проводятся при строгом соблюдении правил техники безопасности и режима проведения занятий, что позволит избегать случаев травматизма или переутомления учащихся.
Кадровый ресурс: подключение к реализации программы педагога (специалиста), компетентного в вопросах трудового обучения; взаимодействие образовательных учреждений для восполнения недостающих кадровых ресурсов и обмена опытом по вопросам реализации программ внеурочной деятельности; использование инновационного опыта других образовательных учреждений.
Информационно-методический ресурс: наличие информационно-библиотечного центра, поддерживающего организацию внеурочной деятельности; обеспечение учебными пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами.
Активное привлечение семьи к участию во внеурочной трудовой деятельности детей.
6. Используемая литература.
1. , , Внеурочная деятельность школьников, методический конструктор: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011.
2. , Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
3. Энциклопедия рукоделия/ вахнова.- М: Олимп; Смоленск: Русич, 2000. -432с.: ил. – (Энциклопедия домашнего хозяйства.)
5. Сайт Страна Мастеров https://stranamasterov. ru
6. Сайт Всё для детей https://allforchildren. ru