Фгос внеурочная деятельность общественно полезное направление

Фгос внеурочная деятельность общественно полезное направление thumbnail

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждаю»

Протокол №1 Директор школы

От «28» 08.2013 г. ___________________ Н.И. Гайворонская

Приказ №59

от 01.09. 2013.г

«Согласовано»

Зам. директора по ЗДУВР

________ И.Н.Резник

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2013 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Общественно полезная деятельность»

для 3 класса «А»

учителя Ким О.С.

на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по направлению

« Общественно полезная деятельность» разработана на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;

  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;

  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области – региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;

  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).

А также авторской программы Е.В.Мишневой

Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

 Задачи

– воспитание бережного отношения к окружающей среде;

– выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;

– формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;

– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 

–  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 Данный курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)

 Результаты изучения курса ( личностные, предметные, метапредметные)

 Личностные УУД

– ценностно-смысловая ориентация учащихся;нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования;способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные УУД:

-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;

-делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;

– систематизировать основополагающие элементы научного знания.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

– целеполагание;

– волевая саморегуляция;

-коррекция;

– оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД

-умение структурировать знания;

– смысловое чтение;

– выделение и формулирование учебной цели;

– планирование деятельности для достижения результата.

 Коммуникативные УУД:

– умение выражать свои мысли;

– разрешение конфликтов, постановка вопросов;

– планирование совместной деятельности;

– управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Тематическое планирование

1

2.

Экскурсия на пришкольный участок.

Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.

3.

4.

Уборка пришкольного участка.

Сбор листьев для гербария.

5.

Выставка «Чудеса природы»

6.

Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»

7.

Сбор желудей и шишек, каштанов

8.

Операция «Осень без дыма!»(рисунки, листовки, плакаты)

9.

Путешествие в страну «Золотая осень»

10

11.

Конкурс рисунков «Я рисую осень!»

Изготовление открыток к празднику День матери

12

13.

Выставка «Творим чудеса!»

Мастерская «Деда Мороза»

14.

Мастерская «Деда Мороза»

15.

Акция добра (Подарки детям из д/с№1)

16.

Генеральная уборка класса

17.

Беседа «Птицы –наши друзья!» .Рисуем зимующих птиц.

18.

Операция «Кормушка»

19.

Игра «Мы делаем снежные фигурки»

20.

Коллективное панно «Наши защитники»

21.

«Рыцарский турнир»

22.

Ремонт библиотечных книг

23.

«Ты на свете лучше всех, мама!» (конкурс рисунков)

24.

Открытки-самоделки к 8 Марта

25.

«Кем я буду?» (знакомимся с профессиями своих родителей)

26.

   Генеральная уборка класса

27.

Акция «Сделай скворечник»

Читайте также:  Полезные инструменты для гаража своими руками видео

28.

КВН «Птицы – наши друзья»

29.

Субботник- уборка  школьной территории .

30.

Открытки-самоделки «Спасибо тебе ,  солдат!»

31.

Озеленение территории.

32.

Озеленение территории.

33.

Операция «Голубой патруль»

34

35

«Мы- юные садоводы»( работа на пришкольном участке).

Экскурсия в природу.

  Литература

 1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

Источник

Внеурочная (внеучебная) деятельность
школьников является одной из инноваций
Федерального государственного образовательного
стандарта. Согласно проекту нового Базисного
учебного плана она становится обязательным
элементом школьного образования и ставит перед
педагогическим коллективом задачу организации
развивающей среды для обучающихся.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение
между образованием и воспитанием: воспитание
рассматривается как миссия образования, как
ценностно-ориентированный процесс. Оно должно
охватывать и пронизывать собой все виды
образовательной деятельности: учебную и
внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по
ФГОС являются создание условий для достижения
учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей, создание условий
для многогранного развития и социализации
каждого учащегося, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное
время, развитие здоровой, творчески растущей
личности с сформированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых
условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию
добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школьников – это
совокупность всех видов деятельности
школьников, в которой в соответствии с основной
образовательной программой образовательного
учреждения решаются задачи воспитания и
социализации, развития интересов, формирования
универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть
образовательного процесса в школе, позволяющая
реализовать требования федерального
государственного образовательного стандарта в
полной мере. Особенностями данного компонента
образовательного процесса являются
предоставление обучающимся возможности
широкого спектра занятий, направленных на их
развитие; а так же самостоятельность
образовательного учреждения в процессе
наполнения внеурочной деятельности конкретным
содержанием.

Согласно требованиям ФГОС основного общего
образования внеурочная деятельностьорганизуется
по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное).

Цели внеурочной деятельности

Создание условий для развития и
воспитания личности обучающихся, обеспечивающих
формирование основ гражданской идентичности:
чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, уважения к истории и культуре народа,
воспитания нравственности ребенка, освоения
основных социальных ролей, норм и правил.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей
активизацию социальных, интеллектуальных
интересов учащихся в свободное время, развитие
здоровой личности со сформированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых
условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности

  1. Организация общественно-полезной и досуговой
    деятельности учащихся в тесном взаимодействии с
    социумом.
  2. Включение учащихся в разностороннюю внеурочную
    деятельность.
  3. Организация занятости учащихся в свободное от
    учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления
    сотрудничества с педагогами, сверстниками,
    родителями, старшими детьми в решении общих
    проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым
    общественным ценностям (человек, семья,
    Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)
    для формирования здорового образа жизни.

Мой класс с первого класса идёт по ФГОС. В
основной школе – третий год. Внеурочная
деятельность, как и деятельность обучающихся в
рамках уроков, направлена на достижение
результатов освоения основной образовательной
программы. Но в первую очередь – это достижение
личностных и метапредметных результатов. Это
определяет и специфику внеурочной деятельности,
в ходе которой обучающийся не только и даже не
столько должен узнать, сколько научиться
действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Ежегодно, разрабатывая программу внеурочной
деятельности, мы сохраняем направления,
используем разные формы.

Так, например, в первый год мы старались
охватить все пять направлений через кружковую
работу в школе – 10 часов в неделю. Не скрою,
тяжело было всем: школьникам, родителям,
учителям. Но всё новое, неисследованное всегда
вызывает трудности. Мы с успехом закончили пятый
класс. Наиболее успешными для ребят оказались
программы “Туризм”, “Краеведение”, “Я –
исследователь”. Исследовательская деятельность
школьников предполагала знакомство с азами
создания проектов, исследовательских работ,
поэтому лучшими были только две работы. Коль я в
этом классе веду уроки русского языка и
литературы, поэтому работы были по
литературоведению, они опубликованы на сайте
“Портфолио ученика”.

Читайте также:  Какие яйца полезнее вареные или жареные

Во второй год мы продолжили кружковую работу,
т.к. большинство программ внеурочной
деятельности были рассчитаны на два года
обучения. И снова исследовательская
деятельность принесла свои плоды. Ребята, освоив
азы, стали исследователями в биологии, истории,
конечно, и в литературе. Работы опубликованы на
школьном сайте и на сайте “Портфолио ученика”.

В этом учебном году целью программы стало
создание условий для проявления и развития
ребенком своих интересов на основе свободного
выбора, постижения духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций.

Задачи организации внеурочной деятельности

1. Развитие духовно-нравственных ориентиров для
жизненного выбора, привитие уважения к старшим,
окружающим.

2. Расширение рамок общения с социумом, помощь в
самоопределении, приобретении социальных
знаний, первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни, оказание помощи
в поисках “себя”.

3. Личностное становление учащихся, развитие
интеллекта.

4. Развитие общекультурных способностей,
эстетических знаний, развитие опыта творческой
деятельности, творческих способностей.

5. Совершенствование процесса физического
воспитания и пропаганды здорового образа и
безопасного образа жизни.

6. Формирование экологической культуры.

Все мероприятия проходят в тесной связи с
библиотекой, музеем, Домом детского творчества,
детской спортивной школой, музыкальной школой.
Надо сказать, что все проводимые мероприятия –
на высоком уровне, что уже можно говорить о
результатах и эффектах внеурочной деятельности

Результаты внеурочной деятельности

1. “Социальный заказ” сегодняшнего и
завтрашнего общества на выпускника основной
школы складывается из следующих компонентов:

– любовь к своему краю, его культуре и духовным
традициям;

– осознание и понимание ценностей человеческой
жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа,
человечества;

– уважение других людей, умение вести
конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения
общих результатов.

2. Личностные результаты

– ориентация в системе моральных норм и
ценностей;

– ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий, установление
взаимосвязи между общественными и политическими
событиями;

– сознание, признание высокой ценности жизни во
всех е? проявлениях; знание основ здорового и
безопасного образа жизни.

– гражданский патриотизм, любовь к Родине,
чувство гордости за свою страну;

– уважение к истории, культурным и историческим
памятникам;

– уважение к личности и е? достоинству,
доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;

– уважение к ценностям семьи, любовь к природе,
признание ценности здоровья, своего и других
людей и т.д.

3. Коммуникативные результаты:

– координация различных позиций в
сотрудничестве;

– формулирование и аргументация собственного
мнения и позиции;

– аргументация своей точки зрения, умение
отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;

– адекватное использование речи для
планирования и регуляции своей деятельности;

– умение работать в группе — устанавливать
рабочие отношения.

4. Познавательные результаты:

– реализация проектно-исследовательской
деятельности;

– наблюдение и эксперимент под руководством
учителя;

– осуществление расширенного поиска информации
с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Принципы и особенности организации внеурочной
деятельности

1. Принцип успешности и социальной значимости.
Усилия организаторов внеурочной деятельности
направляются на формирование у детей
потребности в достижении успеха. Важно, чтобы
достигаемые ребенком результаты были не только
личностно значимыми, но и ценными для окружающих,
особенно для его одноклассников, членов
школьного коллектива, представителей ближайшего
социального окружения учебного заведения.

2. Принцип социального заказа.

3. Принцип целостности.

4. Принцип личностно-деятельностного подхода.

5. Принцип детоцентризма (в центре находится
личность).

6. Принцип гуманистической направленности. В
максимальной степени учитываются интересы и
потребности детей, поддерживаются процессы
становления и проявления индивидуальности и
субъектности школьников.

7. Принцип вариативности. Культивируется
широкий спектр видов (направлений), форм и
способов организации внеурочной деятельности,
представляющий для детей реальные возможности
свободного выбора и добровольного участия в ней,
осуществления проб своих сил и способностей в
различных видах деятельности, поиска
собственной ниши для удовлетворения
потребностей, желаний, интересов.

8. Принцип креативности. Во внеурочной
деятельности педагоги поддерживают развитие
творческой активности детей, желание заниматься
индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Читайте также:  Срок полезного использования для объектов бывших в употреблении

Воспитательные результаты и эффекты
внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной
деятельности – непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка
благодаря его участию в том или ином виде
внеурочной деятельности. Воспитательные
результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трём уровням:

Первый уровень – приобретение школьником
социальных знаний, первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня особое значение имеет
взаимодействие ученика с учителем;

Второй уровень – получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне
класса. Достигается в дружественной детской
среде.

Третий уровень – получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Для
достижения данного уровня значение имеет
взаимодействие школьника с социальными
субъектами за пределами школы. Достигается во
взаимодействии с социальными субъектами.

Лаконичная формулировка трех уровней
результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает
общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную
жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно
действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов
внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления образовательных эффектов
этой деятельности (эффектов воспитания и
социализации детей), в частности:

– формирования коммуникативной, этической,
социальной, гражданской компетентности
школьников;

– формирования у детей социокультурной
идентичности: страновой (российской), этнической,
культурной, гендерной и др.

В рамках внеурочной деятельности к 110-летию со
дня рождения М.А.Шолохова в первом полугодии было
проведено мероприятие в форме
литературно-музыкальной гостиной “Казачьи
посиделки”. Это интегрированное мероприятие:
предметы – литература, музыка, внеурочная
деятельность. Представлен опыт работы в
региональном компоненте двух педагогов: учителя
музыки и учителя литературы.

Цель мероприятия: создание условий для
проявления и развития ребенком своих интересов
на основе свободного выбора, постижения
духовно-нравственных ценностей и культурных
традиций Донского края. Без ложной скромности
скажу, цель мы достигли. Коль это ФГОС, задачи,
прежде всего, были нацелены на формирование УУД.
Особенно личностного характера – приобщение к
национальным традициям, изучение культуры
казачества (фольклор: песни, пословицы) всё было
представлено в многообразии. Особенное внимание
было уделено гимну Ростовской области и войска
Донского, как к одному из символов края,
воспитание гордости за свою малую родину. Мы
гордимся тем, что родились и живем здесь.

По исполнению гимна уч-ся была видна глубина
проникновения в смысл слов, не случайно
исполнение было акапельно. Особый акцент сделан
на совместное исполнение уч-ся и педагогов, ибо
ничто так не влияет на воспитание, как личный
пример педагога или любого взрослого человека.
Возвращаясь к ФГОС, скажу, что особенно обращали
внимание на деятельностную основу мероприятия,
разнообразие форм: погружение в быт казаков –
“Казачья горница”, приобщение к обычаям – сбор
в поход казака, приготовление чая, расширение
рамок общения – два педагога, тесное
сотрудничество и уч-ся, и педагогов.

Все этапы были оптимально наполнены
содержанием, применены разнообразные методы
воспитания. Каждый школьник участвовал в разной
степени. Ни один не остался в стороне, причём, это
воля уч-ся.

Мероприятие прошло чётко, в темпе, школьники,
несомненно, были активны, бодры, веселы,
проявляли неподдельный интерес. Достаточно
высокий эмоциональный настрой.

Рефлексия – обязательный нынче элемент и для
уч-ся, и для педагогов, прошла быстро, лаконично,
искренне. Уверена, никто не остался равнодушным,
у всех в душе остался след от мероприятия.

В заключение, мне хотелось бы сказать, что
внеурочная деятельность должна быть интересна
учащимся, только тогда она может принести
ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая
задача педагогов – сделать внеурочную
деятельность полезной и привлекательной для
каждого ученика.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования. Ст. 13.

2. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для
учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.:
Просвещение, 2010.

3. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.

4. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.

5. Национальная образовательная инициатива
“Наша Новая школа”.

6. ФГОС основного общего образования – Приказ
Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897
(зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег.
№19644).

7. Примерная основная образовательная
программа основного общего образования.

Источник