Федеральные нормы и правила добыча полезных ископаемых
Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:
1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами – лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;
7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;
8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;
10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.
Мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
(часть шестая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 408-ФЗ)
Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.
Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений – профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.
Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.
При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения
(с изменениями на 3 февраля 2012 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 76 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 12.02.2007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 833 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 17.11.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 605 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 27.07.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 13.02.2012, ст.866).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2002 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2001 года N 921
(с изменениями на 3 февраля 2012 года)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются – нормативы потерь).
2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23_2 Закона Российской Федерации “О недрах”.
Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82.
3. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 605; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)
Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)
Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)
3_1. Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:
а) копии лицензий на право пользования недрами;
б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр “Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых”, N 70-тп “Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче”, N 11-шрп “Сведения о потерях угля (сланца) в недрах” и N 2-тп (водхоз) “Сведения об использовании воды” за предыдущий период;
в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;
г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;
д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;
е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;
ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).
(Пункт дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)
3_2. В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте “а” пункта 3_1 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.
(Пункт дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)
3_3. Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:
а) представление документов, предусмотренных подпунктами “б”-“ж” пункта 3_1 настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;
б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.
(Пункт дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)
4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82.
Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в 10-дневный срок со дня их утверждения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 833
6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО “Кодекс”
Вопрос от 09.12.2015:
Ростехнадзором получен вопрос: подлежат ли согласованию с Ростехнадзором планы (схемы) развития горных работ карьеров общераспространённых полезных ископаемых, разрабатываемых открытым способом без применения взрывных работ, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814.
Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления горного надзора Ростехнадзора.
На основании пункта 2 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814, планы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твёрдые полезные ископаемые, углеводородное сырьё, подземные воды, общераспространённые полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства Российской Федерации о недрах и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых.
В связи с вышеизложенным сообщаем, что планы развития горных работ общераспространённых полезных ископаемых, разрабатываемых открытым способом без применения взрывных работ, подлежат согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Вопрос от 27.05.2016:
Наше предприятие занимается добычей нерудных строительных материалов (песчано-гравийной смести) и не является опасным производственным объектом. Почему для согласования Плана развития горных работ от нас требуют документы, обязательные только для ОПО? В частности положение о производственном контроле? Сообщите список обязательных документов к Плану горных работ для предприятий, не являющихся ОПО. Желательно с указанием нормативного документа.
Ответ. Годовые планы развития горных работ составляются пользователями недр, в т.ч. осуществляющими добычу общераспространенных полезных ископаемых и разработку россыпных месторождений полезных ископаемых открытым способом без применения взрывных работ, в соответствии с требованиями
- Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;
- «Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2016 № 814;
- РД 07-330-99 «Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ».
Требования норм и правил обеспечения промышленной безопасности в указанных нормативных документах не распространяются на объекты, которые исключены из реестра опасных производственных объектов.
Пользователи недр в материалах планов развития горных работ разрабатывают мероприятия по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, согласно требованиям статьи 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», учитывая принятые проектные решения по разработке месторождений.
Мероприятия безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, разрабатывают с учетом требований
- ПБ 07-601-03 «Правила охраны недр»,
- РД 07-603-03 «Инструкция по производству маркшейдерских работ»,
- РД 07-604-03 «Инструкция по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом»,
- РД 06-572-03 «Инструкция по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности»,
- а также с учетом «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599, в части требований к безопасному ведению горных работ и переработке полезных ископаемых, исключая требования, установленные к опасным производственным объектам.
Отсутствие запланированных мероприятий безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, может служить основанием для отказа в согласовании годового плана развития горных работ, как несоответствующего требованиям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», в соответствии с пунктом 19 «Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 №814.
Вопрос от 23.01.2017:
Предприятие строит рудник в соответствии с имеющимся проектом, прошедшим государственную экспертизу. В процессе строительства и разработки месторождения выполнение работ осуществляется с отклонением от графика, определённого в проекте и согласованного в плане развития горных работ. Каким образом внести соответствующие изменения в график строительства и добычи?
Ответ подготовлен специалистами Управления горного надзора Ростехнадзора.
В случае возникновения объективных обстоятельств невыполнения проектных решений в части отступления от календарного графика производства работ как на период действия проекта в целом, так и на планируемый годовой объём работ, определённый согласованным планом развития горных работ, должны разрабатываться в виде дополнений к проектной документации и планам развития горных работ вносимые изменения и корректировки.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, прошедшую государственную экспертизу, подлежат экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Изменения, вносимые в технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, подлежат согласованию с комиссией Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) в соответствии с пунктом 25 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118).
Изменения, вносимые в согласованный годовой план развития горных работ, в соответствии с пунктом 10 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814) подлежат согласованию с органом государственного горного надзора в установленном порядке.
Также обращаем внимание, что в период строительства рудника допускается лишь попутная добыча руды при проведении вскрывающих, горно-капитальных и горно-подготовительных выработок. Как самостоятельный вид горных работ ведение добычных работ из очистных выработок осуществляется после завершения всего объёма строительно-монтажных работ, сдачи объекта капитального строительства и ввода рудника в эксплуатацию в установленном порядке.
Вопрос от 14.12.2017:
В настоящее время карьеры общераспространенных полезных ископаемых не являются опасными производственными объектами и вышли из-под надзора службы. Требуется ли при этом согласовывать планы и схемы горных работ карьеров общераспространенных полезных ископаемых с органами Ростехнадзора?
Ответ: Согласно ст. 24 Закона о недрах мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
П. 2 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 года N 814:
планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье, подземные воды, общераспространенные полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства Российской Федерации о недрах и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых.
Таким образом, планы и схемы горных работ карьеров общераспространенных полезных ископаемых согласовываются с органами Ростехнадзора в общеустановленном порядке.
Вопрос от 28.02.2018:
Как соединить Руду (ОПО) и Россыпи (не ОПО)? Таблицы № 8,9.
Ответ: Согласно п. 12. «Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814, планы и схемы развития горных работ составляются для каждого участка, право пользования которым предоставлено в соответствии с лицензией на пользование недрами и на котором, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, ведутся горные работы, связанные с пользованием недрами (далее – участок недропользования).
В случае, если месторождение полезных ископаемых разделено на 2 и более участка недропользования или 2 и более месторождения полезных ископаемых объединены в границы одного участка недропользования, право пользования которым принадлежит одному пользователю недр, или участок недропользования (месторождение полезных ископаемых) разрабатывается на основании нескольких проектных документов, допускается составление одного плана и одной схемы развития горных работ с общей графической частью и пояснительной запиской. При этом табличные материалы с показателями параметров горных разработок составляются раздельно по каждому участку недропользования или месторождению соответственно.
Вопрос от 06.06.2019:
Планом развития горных работ на 2018 год была запланирована добыча полезного ископаемого (суглинков) в объёме 2500 куб. м, фактическая добыча составила 420 куб. м. Требовалось ли вносить изменения в план развития горных работ на 2018 год? Являются ли основанием для отказа в согласовании плана развития горных работ на 2019 год отклонения от согласованных объёмов в 2018 году?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
В соответствии с п. 3 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых (далее – Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814, планы развития горных работ (далее – ПРГР) определяют в том числе объёмы добычи полезного ископаемого. При этом пунктом 6 Правил определено, что ПРГР составляются на основе утверждённых в установленном порядке технических проектов, содержащих сведения о годовых объёмах добычи полезного ископаемого. В связи с этим и на основании п. 10 Правил изменения объёмов добычи рассматриваются как изменение условий, предусмотренных проектной документацией, и подлежат согласованию в установленном порядке в виде дополнения к ранее согласованному ПРГР. При этом в дополнении к ПРГР рассматриваются дополнительные меры обеспечения безопасного пользования недрами в виде соответствующего раздела «Обоснование соблюдения условий безопасного недропользования».
Отклонения от выполнения согласованных объёмов за предыдущий год не являются основанием для отказа в согласования ПРГР на предстоящий операционный год.
Вопрос от 20.05.2020:
Организация проводит горные работы открытым способом без применения взрывных работ. В соответствии с требованиями рабочего проекта отвалообразование планируется проводить с помощью бульдозера. Допускается ли в случае выхода из строя бульдозера применение другой спецтехники?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
В соответствии с п. 19 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 (далее – Правила), ведение горных работ должно осуществляться в соответствии с проектной документацией и годовым планом развития горных работ, разработанным в установленном порядке.
На основании п. 528 Правил горные работы по проведению траншей, разработке уступов, дражных полигонов, отсыпке отвалов должны вестись в соответствии с проектом и локальными проектами (паспортами) с учетом инженерно-геологических условий, утвержденными техническим руководителем объекта. Запрещается ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также с отступлением от него.
Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями, установленными п. 537 Правил, при ведении горных работ необходимо осуществлять контроль состояния бортов, траншей, уступов, откосов и отвалов. При обнаружении признаков сдвижения горных пород работы прекращаются до принятия мер, обеспечивающих устойчивость горного массива.
На основании вышеизложенного специализированная техника, применяемая при отсыпке отвалов взамен техники, находящейся в ремонте, должна быть предусмотрена проектом или локальным проектом (паспортом), утвержденным техническим руководителем объекта. Ведение горных работ, в том числе работ по формированию отвала, должно осуществляться в соответствии с проектом, локальными проектами (паспортами) и требованиями к отвалообразованию, установленными Правилами.