Фарфор это полезное ископаемое или нет
Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.
Разновидности фарфора
Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.
ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.
МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.
Бисквит
Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.
Два вида росписи фарфора
ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.
НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.
История происхождения фарфора
Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.
Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.
Европа
Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.
В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.
Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь (François Xavier d’Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.
В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.
Россия
Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.
Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.
Применение фарфора
Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.
Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:
- вазы и подсвечники;
- статуэтки и скульптурные композиции;
- часы и настольные лампы;
- живописные произведения;
- пасхальные яйца и прочие сувениры;
- шкатулки и канцелярские принадлежности;
- бижутерию.
Фарфор как объект коллекционирования
Фарфоровые изделия эстетичны, и с течением времени их красота не уменьшается. Они относительно доступны, если сравнивать с живописью, антикварным серебром и ювелирными украшениями. Поэтому фарфором увлекаются многие почитатели искусства. Собирать коллекцию статуэток, расписных тарелок или чайных пар — хорошее вложение средств. С годами стоимость таких вещей становится только выше, и продать их несложно.
Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.
20.08.2018
Мы решили узнать, в чем секрет. Собрали для вас все самое интересное о фарфоре: когда появился, из чего его делают, какие технологии бывают.
В каталоге Vazaro много фарфоровой посуды: сервизы и отдельные предметы, чашки и блюда для сервировки. У фарфора долгая история, и даже сегодня, когда вокруг тысячи других материалов, он не сдает свои позиции.
Что такое фарфор и чем он отличается от керамики?
Фарфор — это вид керамики, который не пропускает газ и воду, но просвечивает, если стенки достаточно тонкие. Его делают из смеси глины, каолина, шварца и полевого шпата. Смесь получается белой и очень пластичной.
Готовые изделия обжигают при температуре от 1000 градусов — точная цифра зависит от типа фарфора. Потом покрывают глазурью из стекловидной эмали и снова обжигают. Если по фарфоровой чашке ударить деревянной палочкой, получится характерный высокий звук, почти как у хрусталя.
Еще один вид керамики, который близок к фарфору по составу — фаянс. Чтобы отличить их, посмотрите на донышко: если на нем нет глазури — перед вами точно фарфор.
Когда и где появился фарфор?
Первыми изделия из фарфора начали делать китайцы, в 620 году. Больше 1000 лет способ изготовления хранился в секрете, пока в 1708 году немецкие изобретатели Чирнгауз и Беттгер не получили первую формулу европейского фарфора.
В том же году открыли первую фарфоровую фабрику в Дрездене. Правда, сначала там делали бисквитный фарфор — то есть без глазури. В 1710 первые образцы фарфора представили королю, и немецкий фарфор начал завоевывать мир.
Полное описание технологии китайского фарфора появилось в 1735, в письме француза Франсуа Ксавье д’Антреколя. Чуть позже во Франции, в Лиможе, открылись фабрики, которые поставляли лучший фарфор ко двору французского короля. Так началась история знаменитого лиможского фарфора.
В Англии в XVIII веке открыли технологию костяного фарфора — с добавлением золы из костей коров. Этот фарфор назвали Bone China, и теперь его выпускают даже в Китае.
В Россию технику изготовления фарфора завезли в конце 40-х гг XVIII века. Первой мануфактурой стал Императорский фарфоровый завод, который позже переименовали в Ленинградский.
Каким бывает фарфор?
По технике изготовления фарфор бывает мягким и твердым.
Твердый фарфор на 47-66% состоит из каолина и по 25% в составе полевого шпата и кварца. Его обжигают при температуре от 1400 до 1460°C. В итоге в нем меньше жидкой фазы, и при обжиге он меньше деформируется.
Самый прочный вид твердого фарфора — костяной. В его состав добавляют до 50% костяной муки, поэтому у него более тонкие и просвечивающие стенки, хотя разбить его сложнее, чем обычный.
В составе мягкого фарфора каолина не больше 25-40%, кварца 45%, а полевого шпата — 30%. Его обжигают при температуре 1300-1350°С. Мягкий фарфор не такой прочный, как твердый, зато более пластичный, поэтому его чаще используют для декоративных предметов: ваз, статуэток, шкатулок.
Фарфор, который делали в Древнем Китае, был как раз мягким, а европейский — твердым.
Расписывают фарфор тоже двумя способами.
Подглазурная роспись — это когда сначала наносят краски, а потом покрывают прозрачной глазурью. Так они держатся дольше и выдерживают многократное мытье.
При надглазурной росписи краски наносят на глазурь. Так они получаются более яркими, но быстрее смываются. Этот способ подходит для декоративных изделий.
В массовом производстве рисунок наносят деколью. Сначала печатают его керамическими красками на гуммированной бумаге, покрытой лаком, а потом наклеивают на посуду и обжигают. Пленка при этом сгорает, а рисунок вплавляется в поверхность. Премиальный фарфор выпускают ограниченными сериями и расписывают вручную.
Если фарфор расписан золотом, серебром или платиной, мыть его нужно особенно аккуратно: вручную, теплой водой, без порошков и жестких губок.
За что так ценят фарфоровую посуду?
Как и вся керамика, фарфор хорошо переносит высокие температуры и сохраняет тепло. В чашке с тонкими стенками чай или кофе остывают, но не до конца — как раз до нужно температуры. При этом можно перелить горячий суп в фарфоровую супницу, и ее ручки не нагреются.
Фарфор долго служит, каким бы хрупким он ни казался. С годами он не темнеет, не впитывает влагу и грязь. Современный фарфор бывает настолько прочным, что его даже можно мыть в посудомоечной машине.
Посуда из фарфора не портит вкус содержимого, не впитывает запахи и не окисляется. В ней можно долго хранить продукты — например, сливочное масло или сахар — и они не потеряют свой вкус.
Белоснежный глянцевый фарфор выглядит солидно, подходит для повседневной и праздничной сервировки. На белый фон идеально ложатся любые росписи: яркие или пастельные, краски или позолота.
За счет пластичности из фарфора можно вылепить даже самые мелкие детали и ажурную резьбу. Поэтому так популярны декоративные фигурки и блюда из фарфора.
Фарфоровые чашки с тонкими стенками по весу легче, чем обычная керамика. Поэтому их удобно держать
Как выглядит фарфоровая посуда сегодня
Сегодня фарфоровая посуда переживает новый пик популярности, причем разновидностей ее очень много.
Есть роскошные коллекции ручной работы, с барочным или восточным декором, авторскими росписями и позолотой. Их дарят по особым поводам, используют на торжественных мероприятиях, в дорогих ресторанах и на важных приемах.
Есть простая и прочная посуда без декора, которая подходит для кафе или ресторана. На нее можно нанести логотип или использовать как есть, часто мыть в посудомоечной машине и легко заменять, если что-то побьется.
Наконец, очень популярны «крафтовые» тарелки и чашки: с неровными краями; монохромной глазурью оливковых, мятных, лавандовых, голубых оттенков; «неряшливыми» росписями. Их используют для декора и сервировки в интерьерах в стиле лофт, кантри, прованс или скандинавских.
Фарфор по-прежнему используют как декор. Блюда и вазы оформляют сюжетными росписями, оригинальными орнаментами, репродукциями классических и авангардных картин. Поэтому фарфоровые изделия удобно подбирать под любой интерьер.
Фарфор относится к очень древним материалам, однако и сегодня является популярным и востребованным во многих отраслях по всему миру.
Что такое фарфор?
Данный материал считают одной из разновидностей керамики. Делают изделия из такого сырья путем высокотемпературной обработки белой глины – каолина, включая в состав дополнительные ингредиенты, такие как, полевой шпат, кварц, пережженную кость. Обжиг массы позволяет наделить готовое изделие водоотталкивающими свойствами, привлекательным цветом – белым либо кремовым. Кроме того, фарфор становится непористым, а материалу для производства посуды и декоративных изделий становится присущ характерный звон.
Каолин – это чистая глина, которая образуется при разрушении полевого шпата. Китайский камень перед обработкой измельчают до порошкообразного состояния, после чего смесь поддается температурной обработке в диапазоне от +1200 до +1500 градусов. В результате обжига китайский камень изменяет свою консистенцию, сплавляется, образуя непористое стекло. Каолин выделяется стойкостью к нагреву, поэтому он сохраняет свою первоначальную форму. Процесс создания фарфора считается завершенным после объединения этих материалов в одну рабочую массу.
Немного истории
Большинство источников указывают на то, что родиной фарфора является Китай. Возникновение этого сырья относят к периоду VI-VIII веку н. э. На протяжении многих лет формула и состав этого материала хранились в секрете, там же зародились интересные техники украшения, в том числе «рисовый фарфор». В Средней Азии изделия из фарфора появились приблизительно в IX веке, спустя 7 веков технология изготовления уникального сырья стала известна японским мастерам, а позднее производство фарфора началось в Европе.
История создания русского фарфора относится к XVIII веку, однако первоначально такой материал был схож с фаянсом по своим техническим характеристикам. Становление производства изделий из фарфора в Царской России имело два направления – в те времена функционировали частные мануфактуры, а также был налажен выпуск изделий из данного сырья под началом царской династии.
Среди самых известных мощностей, которые функционируют до сих пор, стоит выделить Императорский Фарфоровый завод, где изначально изготавливали небольшие предметы, такие как чайные сервизы, табакерки и пуговицы для императрицы. С приходом советской власти частные мануфактуры были национализированы, многие технологии изготовления изделий были утеряны.
В 30-е годы XX века благодаря стараниям мастеров были восстановлены некоторые азы, касающиеся изобретения качественного сырья, также начал совершенствоваться художественный аспект, касающийся росписи фарфоровых изделий.
Что касается европейского направления в истории фарфора, первыми мастерами, пытающимися создать этот материал, были итальянцы. Также в этом деле пытались преуспеть англичане, французы и немцы. Однако добиться такого результата, как у китайцев, им удалось далеко не сразу.
Первые пробы европейского фарфора скорее напоминали стекло. Настоящий прорыв в этом направлении был осуществлен в Германии, где молодым алхимиком Беттгером и физиком Вальтером фон Чирнхаусом были открыты крупные залежи белой глины, которая коренным образом отличалась от остальных ископаемых своей пластичностью.
Цех по производству сырья был открыт в 1710 году, однако изобретен материал был гораздо позднее, после долгих и упорных трудов, которые в будущем увенчались мировым признанием мейсенского фарфора.
Плюсы и минусы
Сегодня из фарфора изготавливают множество изделий, имеющих разное предназначение. В каждом случае состав материала может изменяться, в свете чего на первый план выходят те или иные особенности сырья. В целом следует выделить следующие положительные качества фарфора:
- сырье является полностью непроницаемым для влаги;
- материал не имеет пустот в своем составе, что рассматривается как большой плюс в плане гигиеничности изделий из фарфора;
- посуда из фарфора устойчива к химии, в частности, к кислотам;
- несмотря на то что изделия из фарфора в большинстве своем тонкие, материал выделяется стойкостью к механическим повреждениям;
- сувенирная продукция, а также сервизы и другая посуда способны пропускать свет, что придает им особое изящество и воздушность;
- продукция из высококачественного сырья выделяется своим благородным цветом без серого отлива;
- поверхность изделий из фарфора будет идеально гладкой;
- большая часть декоративной продукции может использоваться в быту для приема пищи, что делает ее универсальной.
Не лишен материал и изделия из него некоторых минусов:
- большая часть фарфоровой продукции требует особого подхода относительно ухода и хранения;
- как правило, качественные изделия выделяются своей высокой стоимостью;
- посуда и сувенирная продукция не выдерживают резких скачков температуры.
Виды и их свойства
Сегодня выделяется несколько разновидностей данного сырья, которые отличаются по качественным свойствам, а также технологическим нюансам, касающимся производства.
Твердый
Это вид называют еще натуральным. Современные производители делают его, используя разное количество основных составляющих – каолина и китайского камня. Первый ингредиент играет основную роль в наделении сырья таким показателем, как крепость, но вместе с тем он довольно неустойчив к механическим повреждениям, поэтому легко бьется. Твердая разновидность обычно имеет немалый вес, такой фарфор не будет прозрачным, а его поверхность может содержать микроскопические поры.
Получают материал благодаря высокотемпературному нагреву составляющих, как правило, для получения сырья, масса нагревается в среднем до 1500 градусов, процесс обжига проходит в несколько этапов. Изначально твердый фарфор будет серым или бело-голубым, при последующей обработке оттенок сырья меняется на более благородный. Составляющие твердого фарфора не выделяются высокой себестоимостью.
Как показывает практика, такая разновидность в значительной степени уступает по качеству костяному фарфору, однако продукция из твердого вида будет в разы доступнее по стоимости.
Мягкий
Вторую разновидность именуют наоборот – искусственным фарфором. Обусловлено такое название тем, что мягкий вид был впервые получен в Европе при попытках повторить умения китайских мастеров, которые делали твердый материал. Особенностью технологического процесса изготовления мягкого фарфора является обжиг, но при воздействии на массу не таких критических температур, в свете чего сырье полностью не спекается, а остается пористым. Среди примечательных особенностей стоит выделить более привлекательный цвет материала, который будет ближе к кремовому.
Еще одной разновидностью считается костяной и холодный фарфор. Первый вид, помимо основных компонентов, дополнительно состоит из пережженной костной массы, он прочный, выделяется своей прозрачностью и белизной.
Такой материал также предполагает использование определенной технологии обжига полевошпатной массы с предварительно обработанной костной составляющей, из которой удаляется клеевая составляющая. Именно этот фарфор называется тонким, поскольку изделия из него выделяются тонкостенностью.
Получением холодного фарфора занимались аргентинские мастера, которые в качестве ингредиентов использовали клей, глицерин, масла, а также кукурузный крахмал. Масса схожа по консистенции с пластилином, застывает после окончания механического воздействия. Сырье очень пластично, поэтому используется для изготовления тонких и филигранных изделий. Материал реализуется в готовом виде.
Варианты росписи
Современные производители изделий из фарфора на практике применяют несколько вариантов росписи:
- надглазурная;
- подглазурная;
- внутриглазурная.
Суть надглазурного оформления заключается в нанесении красящих составов на обожженную и покрытую специальной глазурью поверхность предмета. От других красящих составов используемые вещества разнятся присутствием жидкого составляющего, который способен снизить температуру.
Подглазурная роспись делается до нанесения глазурирующего состава. Поскольку в дальнейшем такое изделие будет подвергаться воздействию температур, цветовой ассортимент используемых веществ в данном случае выделяется минимальным ассортиментом. Чаще всего для узоров используют хром или оксид кобальта.
Материал с внутриглазурной росписью поддается температурной обработке, составляющей +1200С-1300 градусов. В ходе такого воздействия нанесенный красящий состав въедается в глазурованный слой, что положительно сказывается на сохранности и яркости красок даже при их последующем контакте с кислыми средами или спиртами.
В данном случае цветовые решения варьируются от приглушенных красок в золотых, розовых или серых тонах до насыщенных цветных орнаментов на изделиях.
Обзор производителей
Сегодня можно выделить основных производителей фарфоровой продукции:
- «Кузнецовский фарфор» – небольшое предприятие, специализирующееся на изготовлении посуды и сувениров;
- Центр возрождения традиционных ремесел «Скудельник» – компания, занимающаяся изготовлением сувениров, художественного фарфора, а также строительной и архитектурной продукции из керамики;
- Гжельский фарфоровый завод – крупное предприятие, которое занимается выпуском и реализацией продукции с ручной росписью;
- ПК «Дулевский фарфор» – изготовитель продукции для декора помещений, а также продукции народных художественных промыслов;
- Sagradelos – испанская фабрика по производству изделий из керамики;
- Pickman – европейский производитель фарфоровой посуды;
- английские торговые марки Royal Doulton и Wedgwood.
Как отличить от подделки?
Чтобы не ошибиться с выбором изделий из фарфора, стоит придерживаться следующих правил.
- Качественная керамика должна быть тонкой, но прочной. От того, насколько сырье будет тонким, зависит его стоимость. Поэтому в цене изделия, сквозь которые можно увидеть, как просвечиваются руки. Это касается посуды, а также декоративных изделий.
- Помимо того, что настоящий фарфор будет прозрачным, он также должен «звучать» определенным образом. Обычно изделия на предмет фальсификации проверяют при помощи деревянной палочки. Звук при ее соприкосновении с фарфором должен быть звонким и мелодичным, глухой же укажет на то, что проверяемая продукция является подделкой.
- Важно также обратить внимание на то, какой цвет будет у материала. В идеале продукция из качественного сырья будет белой или цвета слоновой кости, серый цвет должен насторожить покупателя.
- Стоит обратить внимание, как сделано изделие. Качественная продукция везде окажется безупречно гладкой, вмятины и бугорки укажут на плохое качество предложенной продукции.
- Отдельного внимания заслуживает рисунок. Даже ручная роспись должна быть однородной и аккуратной, однако допускается, если на поверхности просматриваются мазки от кисточки.
- Также стоит обратить внимание на маркировку изделий и клейма. Обычно их производитель наносит на обратную сторону изделия. Отдавать предпочтение стоит известным торговым маркам.
Особенности применения
Назначением материала является не только производство посуды и изделий для декора помещений. Фарфор используется для производства технических деталей, поскольку обладает низким показателем водопоглощения и твердостью. Это касается твердой разновидности сырья. Мягкий фарфор по большей части применим для производства художественных изделий, посуды и т. д. Также сырье востребовано в стоматологических кабинетах, в частности, для производства зубных коронок.
Фарфор выступает материалом для выпуска умывальников, унитазов и раковин, сырье востребовано в микроэлектронике, кроме того, на основе фарфора производят некоторые варианты брони.
Правила ухода
Что касается бытовых изделий из данного материала, то они требуют особого подхода к уходу и хранению. Чтобы керамические изделия сохраняли свой первоначальный внешний вид как можно дольше, стоит придерживаться таких рекомендаций.
- Мытье фарфора, особенно старинных вещей, должно проводиться исключительно ручным способом. Изделия, расписанные вручную, могут серьезно пострадать от горячей воды, а также использования абразивных губок.
- Тарелки и другую посуду нельзя мыть на весу под струей воды. Обычно емкости или предметы укладываются на пластиковую поверхность в раковине. На нее необходимо застелить мягкое полотенце, набрать воды комнатной температуры, аккуратно вымыть фарфор.
- Посуду, имеющую ручки, необходимо придерживать за корпус, не давить на тонкие или кружевные элементы емкости.
- Уход за настоящим фарфором правильнее всего осуществлять без использования бытовой химии. Чтобы удалить сильные загрязнения, допускается использование детского мыла или нейтральной химии. В некоторых случаях в воду можно добавлять немного нашатырного спирта. Обработку допускается выполнять перекисью водорода.
- Нельзя тереть фарфоровую поверхность металлическими скребками или губками с жесткой поверхностью. Правильнее будет использовать мягкую щетку или ткань.
- Фарфор не должен долгое время быть полностью погруженным в воду.
- Вымытые фарфоровые изделия нужно обязательно вытереть насухо.
- Антикварный фарфор мыть водой не рекомендуется, для него будет достаточным регулярное удаление пыли щеткой или кистью с натуральным ворсом.
Интересные факты
Во времена Гражданской войны на посуду и декоративные изделия из фарфора вместо рисунков и орнаментов наносились агитационные лозунги и символика. Это поспособствовало увеличению спроса на керамическую продукцию среди всех слоев населения. Также особо ценились такие изделия среди коллекционеров.
Несмотря на выпуск большого количества фарфоровых изделий, которые будут устойчивы к механическому воздействию, а некоторую посуду можно даже использовать в СВЧ-печах и мыть в посудомоечных машинах, дороже всего оцениваются именно старинные предметы.
На аукционах встречаются лоты с нарушением симметрии и трещинами, которые оцениваются в миллионы долларов.
В следующем видео вас ждет экскурсия на фабрику по производству чайного фарфора.