Факультатив полезные навыки для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственной направленности «Полезные навыки» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе основной образовательной программы основного общего образования МОБУСОШ им. М.П. Волкова с. Константиновка.
Содержание программы рассчитано на детей 5 класса.
Возраст обучающихся- 10 -11 лет.
Срок реализации программы –1 год ( 34 ч).
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»
Личностными результатами является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных
ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как
хорошие или плохие;
– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых
произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей);
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей
Обучающиеся научатся:
– рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;
– выполнять доступные действия по самообслуживанию
– использовать приобретённые знания о видах и свойствах материалов при изготовлении изделий;
– анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
– организовывать рабочее место для выполнения практической работы;
– понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц;
– экономно размечать материалы по шаблону;
– отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
– выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»
Личностными результатами освоения учащимися курса «Полезные навыки» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения внеурочной деятельности «Полезные навыки» являются :
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися программы курса» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
– формирование знаний о человеке как части биосферы, о взаимозависимости человека и био-сферы;
– развитие самостоятельной деятельности школьников, способностей к анализу, прогнозу и моделированию действий и поступков, направленных на принятие решений.В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Обучающиеся научатся:
– Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
– Уважать свою семью, своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.
– Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
– Следовать режиму организации внеучебной деятельности.
– Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
– Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу
Получат возможность научиться:
– формулировать своё собственное мнение и позицию
-учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
– Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»
5 класс. «Дарим людям радость» ( 34 ч.)
Программа предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры, информационные технологии.
Методы : проблемный, поисковый, эвристический, исследовательский, проектный
1. Человек в мире людей (3 ч.)
Человек не может существовать один. Беседа
Как жить в мире с другими людьми. Беседа
Что значит… «дарить людям радость» анкетирование, социологический опрос.
2. Удиви сувениром ( 10 ч.)
Что такое сувенир. Просмотр презентации.
Сувениры к празднику. Декорирование деревянной ложки.
Игрушки – сувениры. Просмотр презентации. Творческий поиск. Изготовление сувениров- игрушек.
Русский сувенир. Изготовление сувениров из теста, роспись пасхального яйца, роспись матрешки.
Сувениры из природы. Экскурсия, проекты из природного материала.
3. Иду в гости и приглашаю гостей. ( 11ч.)
Мы идем в гости. Практическое занятие.
«Не для того в гости идут…..» как себя вести, чтобы всем было удобно, чтобы никого не обидеть. Игровые ситуации.
В гости к бабушке идем.
Приглашаем гостей. Развивающее занятие.
Куда и как приглашают гостей. Поиск и отбор информации.
Как устроить праздник для гостей. Поиск и отбор информации.
Чем гостей нам удивить. Просмотр видеосюжетов.
Сценарий Дня рождения. Практическая работа в группах.
Сценарий Нового года. Практическая работа и проведение.
Пишем сценарий для праздника мам.
4. Подарок к празднику.( 10 ч.)
Проект подарка на тему. «Для любимой мамы». Работа в группах.
Новогодние подарки. Индивидуальные работы на тему.
Проект на тему подарок к 23 февраля. Работа в группах
Проект на тему. «Подарок для любимого учителя» Работа в группах.
Изготовление именного подарка. Практическая работа.
Подарок к Рождеству Христову. Практическая работа
3.Тематическое планирование курса
5 класс ( 34ч.)
№ п/п | Наименование разделов | Кол- во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Человек в мире людей | 3 | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее. 3.Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. 5. Соблюдать нормы речевого этикета3. Слушать и понимать речь других. | |
Удиви сувениром | 10 | 1..Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2.Следовать режиму организации внеучебной деятельности. 3.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 4. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |
Иду в гости и приглашаю гостей | 10 | 1.Оценка жизненных ситуаций и поступков одноклассников и близких людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. 2.Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 3.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных 4.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде | |
Подарок к празднику | 11 | 1.Планировать предстоящую практическую работу с помощью учителя. Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий с помощью учителя. 2.Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. 3.Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Работа с инструментами и приспособлениями. 4.Практическая деятельность: изготовление сувениров, подарков | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
урока
Содержание (разделы, темы)
Количество часов
Дата проведения
Оборудование
Основные виды учебной деятельности (УУД)
план
факт
Тема « Я и мое окружение» 8 часов
1
Развитие грамматических навыков говорения.
1
УМК, магнитофон, диск
Начинать вести и заканчивать беседу;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение;
2
Введение новой лексики. Развитие лексических навыков говорения.
1
УМК, магнитофон, диск
Начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные
3
Развитие навыка чтения с целью извлечения конкретной информации.
1
УМК, магнитофон, диск. Презентация «PresentSimpleTense»
читать текст:
– с выборочным пониманием;
-с поиском значимой/нужной/интересующей информации
4
Развитие умения читать.
1
УМК, магнитофон, диск. Презентация «FutureSimpleTense»
-читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочные материалы;
5
Развитие навыков диалогической речи.
1
УМК, магнитофон, диск, опорные схемы
-уметь четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
6
Развитие навыков аудирования.
1
УМК, магнитофон, диск
– умение взаимодействовать с окружающими, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией
7
Развитие лексических навыков говорения.
1
презентации
Начинать и заканчивать беседу
8
Введение новой лексики
1
УМК, магнитофон, диск
Развитие памяти и мышления
Тема «Школа»-7 часов
9
Тренировка лексических навыков говорения.
1
УМК, магнитофон, диск
Учить использовать переспрос, просьбу повторить
10
Развитие умения читать с целью понимания основного содержания.
1
УМК, магнитофон, диск
уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные
11
Развитие диалогической формы речи.
1
УМК, магнитофон, диск, презентация
Начинать и заканчивать беседу
12
Развитие навыков аудирования.
1
УМК, магнитофон, диск
Учить анализировать аудиотекст
13
Практика чтения .
1
УМК, магнитофон, диск
-развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией
14
Развитие речевых навыков
1
УМК, магнитофон, диск
-уметь четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
15
Введение новой лексики
1
УМК, магнитофон, диск
Умение адекватно воспринимать ситуацию общения
Тема «Семья» – 6 часов
17
Развитие навыков аудирования
1
УМК, магнитофон, диск, таблица
Уметь анализировать аудиоинформацию, выделять главное
18
Развитие речевых умений: монологическая речь
1
УМК, магнитофон, диск
-уметь четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
19
Развитие навыка составления диалога по письменным опорам.
1
УМК, магнитофон, диск
-уметь четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
20
Закрепление лексических навыков чтения и говорения.
1
УМК, магнитофон, диск
-работать с различными источниками информации;
21
Введение новой лексики
1
УМК, магнитофон, диск
Умение находить информацию
22
Развитие навыков чтения с целью поиска заданной информации
1
УМК, магнитофон, диск
читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
Тема «Животные» – 5 часов.
23
Развитие навыка диалогической речи.
1
УМК, магнитофон, диск
Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли
24
Развитие навыков грамматики.
1
Магнитофон,аудиозапись к данному уроку
-работать с различными источниками информации; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
25
Развитие навыков говорения по теме
1
УМК, магнитофон, диск, презентации
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
– использовать различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочные материалы
26
Введение новой лексики
1
УМК, магнитофон, диск
Умение искать заданную информацию
27
Развитие умения читать.
1
УМК, магнитофон, диск, презентация
Развитие языковой догадки
Тема: «Города и страны»
28
Активизация грамматических структур
1
УМК, магнитофон, диск, таблицы
Уметь работать по схеме
29
Развитие творческих способностей учащихся
1
УМК, магнитофон, диск
Умение работать в группе
30
Формирование активного словаря.
1
УМК, магнитофон, диск
Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение
31
Развитие навыка диалогической речи по теме.
1
УМК, магнитофон, диск
Учить вступать в речевое и неречевое общение
32
Введение новой лексики
1
УМК, магнитофон, диск, презентация
Уметь использовать справочные материалы; оценивать полученную информацию
Тема: «Каникулы – это здорово!»
33
Развитие грамматических навыков речи
1
УМК, магнитофон, диск, таблицы
Уметь использовать справочный материал
34
Проверка сформированных навыков диалогической, монологической речи, аудирования.
1
УМК, магнитофон, диск, презентация
Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение
Итого 34 часа