Факультатив полезные навыки для 5 класса

Факультатив полезные навыки для 5 класса thumbnail

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственной    направленности  «Полезные навыки» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе основной образовательной программы основного общего образования МОБУСОШ им. М.П. Волкова с. Константиновка.

Содержание программы рассчитано на детей  5 класса.

Возраст обучающихся- 10 -11 лет.

Срок реализации программы –1 год ( 34 ч).

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Полезные навыки»

Личностными результатами является формирование следующих умений:

– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных

  ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как

  хорошие или плохие;

– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых

  произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

  общечеловеческих нравственных ценностей;

– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,

  возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

  простые общие для всех людей правила поведения (основы

  общечеловеческих нравственных ценностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

  поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей

 Обучающиеся научатся:

– рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;

       – выполнять доступные действия по самообслуживанию

     – использовать приобретённые знания о видах и свойствах материалов при изготовлении изделий;

– анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

– организовывать рабочее место для выполнения практической работы;

– понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц;

– экономно размечать материалы по шаблону;

– отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

– выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»

Личностными результатами освоения учащимися курса «Полезные навыки» являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения внеурочной деятельности  «Полезные навыки» являются :

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися программы курса» являются:
В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
– формирование знаний о человеке как части биосферы, о взаимозависимости человека и био-сферы;

– развитие самостоятельной деятельности школьников, способностей к анализу, прогнозу и моделированию действий и поступков, направленных на принятие решений.В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Обучающиеся научатся:

– Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

– Уважать  свою семью,  своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.

–  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

– Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

–  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

– Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу

Получат возможность научиться:

– формулировать своё собственное мнение и позицию

-учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге

– Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»  

                          5 класс. «Дарим людям радость»  ( 34 ч.)

Программа предусматривает задания, предлагающие разные   виды коллективного взаимодействия:  фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры, информационные технологии.

Методы : проблемный, поисковый, эвристический, исследовательский, проектный

1.        Человек в мире людей (3 ч.)

Человек не может существовать один. Беседа

Как жить в мире с другими людьми. Беседа

Что значит… «дарить людям радость»   анкетирование, социологический опрос.

2.        Удиви сувениром  ( 10 ч.)

Что такое сувенир. Просмотр презентации.

Сувениры к празднику. Декорирование деревянной ложки.

Игрушки – сувениры. Просмотр презентации. Творческий поиск. Изготовление сувениров- игрушек.

Русский сувенир. Изготовление сувениров из теста, роспись пасхального яйца, роспись матрешки.

Сувениры из природы. Экскурсия, проекты из природного материала.

3.        Иду в гости и приглашаю гостей. ( 11ч.)

Мы идем в гости. Практическое занятие.

«Не для того в гости идут…..» как себя вести, чтобы всем было удобно, чтобы никого не обидеть. Игровые ситуации.

В гости к бабушке идем.

Приглашаем гостей. Развивающее занятие.

Куда и как приглашают гостей.  Поиск и отбор информации.

Как устроить праздник для гостей. Поиск и отбор информации.

Чем гостей нам удивить. Просмотр видеосюжетов.

Сценарий Дня рождения. Практическая работа в группах.

Сценарий Нового года. Практическая работа и проведение.

Пишем сценарий для праздника мам.

4.        Подарок к празднику.( 10 ч.)

Проект подарка  на тему. «Для любимой мамы». Работа в группах.

Новогодние подарки. Индивидуальные работы на тему.

Проект на тему  подарок к 23 февраля. Работа в группах

Проект на тему. «Подарок для любимого учителя» Работа в группах.

Изготовление именного подарка. Практическая работа.

Подарок к Рождеству Христову. Практическая работа

3.Тематическое планирование курса

                                                                 5 класс ( 34ч.)

№ п/п

Наименование разделов

Кол- во часов

Характеристика деятельности обучающихся

    Человек в мире людей

    3

    1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

    2. Уважать  свою семью,  своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.

    3.Определять цель выполнения заданий

    во внеурочной деятельности,

    в жизненных ситуациях под руководством учителя.

    4.  Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.

    5. Соблюдать  нормы речевого этикета3. Слушать и понимать речь других.

      Удиви сувениром

      10

      1..Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

      2.Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

      3.Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

      4. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

      Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

        Иду в гости и приглашаю гостей

        10

        1.Оценка жизненных ситуаций  и поступков  одноклассников и близких людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

        2.Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

        3.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных

        4.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

          Подарок к празднику

          11

          1.Планировать предстоящую практическую работу с помощью учителя. Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий с помощью учителя. 2.Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.            3.Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Работа с инструментами и приспособлениями.

          4.Практическая деятельность: изготовление сувениров, подарков

          Итого

          34

          Источник

          Календарно-тематическое планирование 5 класс

          урока

          Содержание (разделы, темы)

          Количество часов

          Дата проведения

          Оборудование

          Основные виды учебной деятельности (УУД)

          план

          факт

          1. Тема « Я и мое окружение» 8 часов

          1

          Развитие грамматических навыков говорения.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Начинать вести и заканчивать беседу;

           расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение;

          2

          Введение новой лексики. Развитие лексических навыков говорения.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

          уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные

          3

          Развитие навыка чтения с целью извлечения конкретной информации.

          1

          УМК, магнитофон, диск. Презентация «PresentSimpleTense»

          читать текст:

          – с выборочным пониманием;

          -с поиском значимой/нужной/интересующей информации

          4

          Развитие умения читать.

          1

          УМК, магнитофон, диск. Презентация «FutureSimpleTense»

          -читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочные материалы;

          5

          Развитие навыков диалогической речи.

          1

          УМК, магнитофон, диск, опорные схемы

          -уметь четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

          6

          Развитие навыков аудирования.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          – умение взаимодействовать с окружающими, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией

          7

          Развитие лексических навыков говорения.

          1

          презентации

          Начинать и заканчивать беседу

          8

          Введение новой лексики

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Развитие памяти и мышления

          Тема «Школа»-7 часов

          9

          Тренировка лексических навыков говорения.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Учить  использовать переспрос, просьбу повторить

          10

          Развитие умения читать с целью понимания основного содержания.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные

          11

          Развитие диалогической формы речи.

          1

          УМК, магнитофон, диск, презентация

          Начинать и заканчивать беседу

          12

          Развитие навыков аудирования.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Учить анализировать аудиотекст

          13

          Практика чтения .

          1

          УМК, магнитофон, диск

          -развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией

          14

          Развитие речевых навыков

          1

          УМК, магнитофон, диск

          -уметь четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

          15

          Введение новой лексики

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Умение адекватно воспринимать ситуацию общения

          Тема «Семья» – 6 часов

          17

          Развитие навыков аудирования

          1

          УМК, магнитофон, диск, таблица

          Уметь анализировать аудиоинформацию, выделять главное

          18

          Развитие речевых умений: монологическая речь

          1

          УМК, магнитофон, диск

          -уметь четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

          19

          Развитие навыка составления диалога по письменным опорам.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          -уметь четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

          20

          Закрепление лексических навыков чтения и говорения.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          -работать с различными источниками информации;

          21

          Введение новой лексики

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Умение находить информацию

          22

          Развитие навыков чтения с целью поиска заданной информации

          1

          УМК, магнитофон, диск

           читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;

          Тема «Животные» – 5 часов.

          23

          Развитие навыка диалогической речи.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли

          24

          Развитие навыков грамматики.

          1

          Магнитофон,аудиозапись к данному уроку

          -работать с различными источниками информации; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

          25

          Развитие навыков говорения по теме

          1

          УМК, магнитофон, диск, презентации

          – воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

          –  использовать различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочные материалы

          26

          Введение новой лексики

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Умение искать заданную информацию

          27

          Развитие умения читать.

          1

          УМК, магнитофон, диск, презентация

          Развитие языковой догадки

          Тема: «Города и страны»

          28

          Активизация грамматических структур

          1

          УМК, магнитофон, диск, таблицы

          Уметь работать по схеме

          29

          Развитие творческих способностей учащихся

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Умение работать в группе

          30

          Формирование активного словаря.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение

          31

          Развитие навыка диалогической речи по теме.

          1

          УМК, магнитофон, диск

          Учить вступать в речевое и неречевое общение

          32

          Введение новой лексики

          1

          УМК, магнитофон, диск, презентация

          Уметь использовать справочные материалы; оценивать полученную информацию

          Тема: «Каникулы – это здорово!»

          33

          Развитие грамматических навыков речи

          1

          УМК, магнитофон, диск, таблицы

          Уметь использовать справочный материал

          34

          Проверка сформированных навыков диалогической, монологической речи, аудирования.

          1

          УМК, магнитофон, диск, презентация

          Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение

          Итого 34 часа

          Источник