Ф бэкон этика утилитаризма связь истинного и полезного

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Новое время – это время грандиозных общественных преобразований, которые происходили на фоне десакрализации общественной и личной жизни, переориентации ценностей с религиозных, потусторонних – на земные, человеческие. Важнейшим устремлением этой эпохи было желание опустить нравственность на землю, связать ее с условиями реальной жизни, найти объяснение кризисных явлений в нравственной жизни не действиями абсолютных детерминант, типа изначальной греховности человека, а проблемами и событиями реальной жизни. Этика Нового времени отказывается от идеи сверхъестественного источника морали, а апеллирует к эмпирии, чувственно воспринимаемым явлениям общественной и личной жизни, а также ищет рационального обоснования на принципах разума.

Методологические принципы к созданию новой этики были заложены в работах родоначальников философии Нового времениФ. Бэкона,Р. Декарта,Б. Спинозы,Т. Гоббса. Бэкон, Декарт, Гоббс не создали собственных этических систем, ограничившись общими эскизами, но методологически, а в значительной мере и содержательно они предопределили дальнейшее развитие этики.Английский философФ. Бэкон (1561-1626 гг.) цель этики, как и всякой науки, видит «не в приукрашивании вещей, а в выявлении в них полезного и истинного». Он подразделяет ее на два учения – об идеале (или образе блага) и об управлении душой и ее воспитании. . Вторая часть, которую он называет «Георгиками души», является самой великой, хотя философы уделяли ей меньше всего внимания. Этика — часть философии человека, изучающая человеческую волю; она имеет дело только с осуществимыми целями, а признак такой осуществимости, по Бэкону, — способность создания практически действенной технологии воспитания.

Так как Ф. Бэкон не писал специальных этических произведений,то его вклад в развитие этики связан с введением им в философию принципаэмпиризма, который впоследствии послужил основой для разработки этических идей Т. Гоббсом.

Этическое учение Бэкона наследует индивидуалистические черты гуманистической этики, усиленные социальной практикой буржуазии и нового дворянства эпохи первоначального накопления капитала. Мы находим в “Опытах” немало рассуждений о путях достижения власти и способах обогащения. И все же принцип личной инициативы и предпринимательства не имеет еще у Бэкона того узкоклассового, стяжательского характера, который придаст ему буржуазная философия утилитаризма впоследствии. Этическое учение Бэкона, при всей своей классовой ограниченности, отдает предпочтение общественному благу, долгу человека перед другими людьми. “Выбери разумную середину между любовью к себе и любовью к обществу, – читаем мы в “Опытах”, –будь уверен в себе настолько, чтобы не быть вероломным по отношению к другим, особенно по отношению к королю и стране. Собственное “я” – жалкое средоточие для человеческой деятельности”

Логически продолжая свое этическое учение, Бэкон выводит его за рамки отношений отдельных индивидов и распространяет на общественную жизнь в целом. Уже в издании 1597 г. появляются опыты “О партиях” и “Об искусстве переговоров”, в которых Бэкон затрагивает сугубо политические проблемы. Число “политических” опытов резко увеличивается в издании 1612 г. Бэкон был знаком с “Опытами” Монтеня, впервые опубликованными в 1580 г., и испытал их влияние. Характер этого влияния, соотношение масштабов сделанного Монтенем и Бэконом хорошо показал А. И. Герцен. Во Франции XVI в., писал он,“образовалось особое, практически-философское воззрение на вещи… воззрение свободное, основанное на жизни, на самомышлении и на отчете о прожитых событиях, отчасти на усвоении, на долгом, живом изучении древних писателей; воззрение это стало просто и прямо смотреть на жизнь, из нее брало материалы и совет…Монтень был в некотором отношении предшественник Бэкона, а Бэкон – гений этого воззрения”

Бэкон постоянно отталкивался и вновь возвращался к античной классике . Его сочинения полны ссылок на греческих и римских философов, писателей ,историков ,поэтов и риторов . Их наивные ,но свежие ,жадно обращенные на мир взгляды напоминают ему о забытой в схоластической науке природе вещей ,о подлинных природных телах и процессах, об опыте .Античная этика была по преимуществу учением о добродетели и занималась вопросом :что есть добродетель ,то есть чем должен руководствовать человек ,чтобы быть нравственным . Предмет этики – человеческое волеизлияние ,направляемое и организуемое разумом ,приводимое в действие аффектами и дезориентируемое кажущимися ,мнимыми благами . Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного блага перед индивидуальным ,деятельной жизни перед созерцательной ,самоусовершенствования личности перед самоудовлетворением . Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаменатель и под удар своей свей критики все те нравственные цен- ности ,вокруг которых кристаллизовались этически теории древних киренаиков ,эпикурейцев ,скептиков и стоиков . Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстрастная созерцательность ,душевная безмятежность ,самоуспокоенность ,самоограничение или же стремление к индивидуальному наслаждению ,они не выдерживают критики , если только подойти к этой жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения . И тогда окажется ,что все эти “гармонизирующие душу” блага есть не более чем средства малодушного бегства от жизни с ее треволнениями ,искушениями и антагонизмами и что никак не могут служить основой для того подлинного душевного здоровья ,активности и мужества ,которые позволяют противостоять ударам судьбы ,преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг ,полноценно и общественно значимо действовать в этом мире . И здесь важно отметить то значение ,которое Бэкон придавал альтруистическому началу в человеке :добрые дела связывают людей теснее ,.чем долг. Эту идею Бэконовской этики впоследствии подхватят и будут разрабатывать многие английские моралисты.

Читайте также:  Чем полезно ставить банки на спину

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Источник

Различными проблемами морали занимался английский государственный деятель, философ. Ф. Бэкон, которым посвятил свой труд”Опыты, или. Увещевания нравственные и политические”Он писал о природе человека и его см. МЭРТ, благо и его виды, доброту и добродушие, манеры и обычаи, привычки и воспитания, дружбу, любовь и счастье, лицемерие, хитрость, зависть, тщеславие и т.д.. Почти каждому из этих феноменов (или паре противоположных) посвятил отдельное эссе (всего – 58(всього — 58).

Ф. Бэкон является одним из создателей концепции природной сущности морали. Предметом этики он считал волеизъявления человека, которое организует и направляет его ум, приводит в действие аффекты. Однако оно может быть и. Дезо ориентированным кажущейся благамами.

Отдавая должное этическим учением прошлых эпох, утверждал, что его предшественники обращали недостаточно внимания на источники морали, основы нравственных представлений человека. Пытаясь выяснить их, философ”натурал лизував”мораль. По мнению. Бэкона, каждому предмету присущи такие стремленияі прагнення:

– до индивидуального блага, что делает его целостным в самом себе;

– к общественному благу, что делает его частью другого, большего, целого

Стремление к общественному благу, по его убеждениям, важнее, поскольку оно ориентировано на сохранение общей формы, что особенно убедительно проявляется во взаимоотношениях между людьми

Кроме того,. Бэкон обосновал преимущества активного блага над пассивным, блага совершенствования над благом самосохранения. В этом смысле невозможно сравнить, например, удовольствие от выполнения желаемой и содержательную внои дела с чувством удовлетворения от приема пищи, сна, примитивных развлечений. Высоко ценя общественное благо, деятельный образ жизни и самосовершенствования личности, он не принимал нравственные идеалы корь енаикив, эпикурейцев, стоиков и скептиков, поскольку, на его взгляд, созерцательность, душевная безмятежность, самоуспокоенность, самоограничение, пассивность не могут наполнить жизнь смыслом, сделать лю дину по-настоящему счастливым. Философ был убежден, что учение о благе, его природу, виды и степени необходимо дополнить учением о нравственном воспитании человеческой души (“Георгики души”). Согласно е тика должна сформулировать принципы и нормы, которые способствовали бы приобщен) людей к благу, формированию нравственной культуры, выяснению путей и методов нравственного воспитанияного виховання.

Центральной категорией в осмыслении общественного блага. Бэкон считал”долг”, который проявляется в дружбе человека к другим людям, в специальных обязанностях, связанных с профессиональной деятельностью, положением человека и т.д.. Особое значение он придавал воспитанию доброты, развития альтруистического (бескорыстного) начала в человекла в людині.

Альтруизм (лат alter – другой) – нравственный принцип, провозглашающий сочувствие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья

Доброту. Ф. Бэкон рассматривал как заботу о благе людей, соответствующие деяния:”Из всех добродетелей и достоинств доброта является крупнейшей, ибо природа ее божественная; без нее человек – лишь суетное, вредоносное и жалкое е создание, не лучше пресмыкающегося. Доброта соответствует евангельскому милосердию; избыточность в ней невозможна, возможны только заблудилась”По его убеждению,”склонность творить добро заложена глубоко в приро ди человеческой”, кроме того, существует”врожденная злобность”Людей, которым она свойственна, считал”ошибками природы”,”лучшим материалом для создания больших политиковращим матеріалом для створення великих політиків”.

Однако это не помешало ему провозглашать идеалом государственного устройства монархию, переоценивать роль естественных наук в жизни общества, призвать к”борьбы с природой”,”штурма неприступных укреплений природы”Правда,. Бэкону принадлежат и такие слова:”человек – слуга и тулмач природы и природа побеждается только подчинением еймагається тільки підкоренням їй”.

Этика Мишеля-Эйкем де Монтеня

Этика. М-Э де. Монтеня выстраивалась на принципах эмпиризма и скептицизма. О ее эмпиризм свидетельствует перечень многочисленных моральных ситуаций из жизни разных эпох и народов, о скептицизм – критическое отношение ния к общепринятым нормам, которые, по мнению философа, как правило, не имеют разумных оснований, а навязываются силой обычаев и воспитанием. Опираясь на жизненные факты, он призвал отказаться от принят их на веру догм, отдав их на суд разума. Не признавая в морали абсолютного начала, воздерживался от категорических рекомендаций, постоянно подчеркивал. Субъективистский стиль своих рассуждений, отсутствие ь претензий на научность, сверхиндивидуальную значимость. Несмотря на то,. Монтень стремился выявить в отдельных фактах опыта всеобщее, о чем свидетельствует хотя бы утверждение, что ни одна добродетель не улучшается от с потворення, а истина никогда не основывается на неправдправді.

Читайте также:  Полезно ли есть кашу овсяную на молоке

Отстаивая принципы гедонизма и индивидуализма,. М-Э де. Монтень критиковал христианские призывы к умерщвлению плоти, идеализировал”естественное состояние”людей первобытного общества, доказывал, что их высокие морал ные качества обусловлены отсутствием государства, религии, сословной и имущественного неравенстваї нерівності.

По его мнению, человек является противоречивой, неустойчивой, изменчивой существом, а его духовная жизнь – постоянной внутренней спором, раздвоением. Только благодаря самосознанию она приобретает единства, целостности, в тает своеобразным микрокосмосом. Поэтому предпосылкой нравственности является глубокое и искреннее самопознания. Деятельность самопознания и самосознания считал весьма продуктивными, хотя их результаты нельзя четко и одноз начно выразитьити.

Внимание. Монтеня привлекали противоречия между субъективными моральными установками и объективно существующими обычаями. В стремлении преодолеть эту раздвоенность морали, не понимая природы общественных отношений, он придавал большое значение дружбе, которая способна, по его мнению, гармонизировать отношения между индивидами. Однако, будучи реалистом, понимал, что настоящая дружба почти невозможнова.

Кроме того, следуя гуманистические идеи,. Монтень выступал против пыток, унижений человека, навязывание неприемлемых убеждений. Одним из первых мыслителей эпохи. Возрождения понял, что капиталистич чне общество далеко от идеального.

Идеи. Монтеня развил в своих трудах. Пьер. Бейль (1647-1706), который убеждал, что все законы морали необходимо подчинить идее справедливости

Итак, освободившись из-под религиозного влияния, этика эпохи. Возрождения ощутимо усилила свое гуманизм, поднялась к осознанию идеи свободы как главного фактора человеческого бытия, признание возможности л человека организовывать и контролировать свое моральное жизненно.

Источник

Этические концепции британских мыслителей необходимо рассматривать в специальном разделе, так как они существенно отличались от взглядов других европейских философов. Главная особенность их позиции состоит в желании быть предельно конкретными.

Этика Ф. Бэкона.Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) в своих произведениях, критикуя отвлеченные моральные проповеди, подчеркивал значение этики для практической деятельности. По природе человек эгоист, поэтому правитель должен руководствоваться знанием человеческой природы, уметь использовать ее особенности. Идет ли речь о скрытности и притворстве, о доброте или зависти, на первом плане всегда польза.

Этика Т. Гоббса.Основателем англосаксонской этической традиции Нового времени является Томас Гоббс (1588 – 1679). Исходя из идеи, что природа создала людей равными по физическим и умственным способностям, Гоббс показывает эгоистического индивида, расчетливо ориентированного на власть и личную пользу. Человек, стремясь к самосохранению, вступает в конфликт с другими людьми. По мнению Гоббса, нравственность является результатом своеобразного договора между людьми. Гоббс считал, что законы человеческого поведения в обществе так же строги и необходимы, как законы природы. Он оценивал естественное состояние индивидов как состояние войны каждого против всех. Из закона самосохранения индивида следует его стремление к пользе. А для ее реализации ему нужна власть. Борьба за власть, присущие человеку ненависть и страх требуют определенных правил, иначе люди уничтожат друг друга. Вырабатываемые правила и составляют суть негласного общественного договора. Гоббс рассматривал нравственность как систему норм, выражающих реальные изменчивые отношения полезности.

Этика Д. Локка.Джон Локк (1632 – 1704) – один из основателей школы морального чувства (сенсуализм). Он отождествлял добро и зло с комфортом и дискомфортом во взаимоотношениях человека с другими людьми. Из этого следует, что нравственные нормы должны быть удобны и выгодны, так как они связаны с полезностью, а не с истинностью (т.е. с разумом). Критерием оптимальности нравственных норм выступает опыт. В политических произведениях он развивает идею естественного права, утверждая равенство и свободу. Закон природы, по Локку, в том, что ни один из людей «не должен наносить ущерб жизни, свободе и собственности другого». Государство должно обеспечивать гражданские интересы людей, к которым Локк относит жизнь, свободу, здоровье и владение внешними благами. На первое место Локк ставит нравственное воспитание. Раз нет врожденных моральных принципов, цель всего воспитания – добродетель и мудрость.

Этика Д. Юма.Теория сенсуализма достигла своего наивысшего развития у Дэвида Юма (1711 – 1776). Он считал, что не разум, а моральные чувства (особенно противостоящая эгоизму способность к проявлению симпатии и альтруизму) должны лежать в основе нравственности. Именно они мотивируют практические действия человека. Источником нравственного чувства оказываются два принципа: полезность (эгоистическое стремление) и симпатия (альтруистическое стремление). Симпатия порождает нравственное чувство, проявляющееся во всех искусственных добродетелях. Искусственными (социальными) добродетелями Юм называет те, которые являются результатом воспитания и жизни в обществе, главной из которых он считает справедливость. Личный интерес как социально преобразованный эгоизм – первичный мотив установления справедливости, а симпатия является источником нравственного одобрения. В результате именно социальные и всеобщие принципы морали оказываются определяющими, подавляя частные и эгоистические аффекты.

Читайте также:  Чем полезна или вредна луковая шелуха

Утилитаризм.Как этическое учение утилитаризм был развит в работах И. Бентама, Дж. С. Милля и Г. Сиджвика. Иеремия Бентам (1748-1832) утверждал всеобщий и фундаментальный характер человеческого эгоизма. Человек, по его мнению, – это существо, которое всегда стремится к удовольствиям и избегает страданий. Принцип пользы является всеобъемлющим. Он действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной, и поэтому оказывается исходным принципом всякого законодательства. Свою концепцию Бентам назвал «деонтологией» (наукой о должном), и полагал, что она лежит в основе морали и права. Итогом деонтологии является «максимизация счастья», т.е. «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Под этим Бентам понимал совокупное благо сообщества.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) считал, что свободу произвола необходимо ограничивать законами, не допускающими причинения вреда другим. Поэтому справедливость он понимал как род нравственных правил, имеющих наибольшую обязательность. Самые яркие проявления несправедливости – насилие над человеком и отнятие того, что по праву принадлежит человеку. Справедливостью называются такие социальные полезности, которые превосходят все остальные своей важностью. Таким образом, связав полезность, справедливость и правила, Милль дает определение нравственности. Нравственность – это правила для руководства человеку в его поступках, соблюдение которых доставляет всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и наиболее богатое наслаждениями.

Генри Сиджвик (1838 – 1900) был последним представителем утилитаризма в XIX в. Он считал, что «все идеальные виды добра» дают человеку ощущение удовлетворения и одобряются здравым смыслом в той степени, в какой вызывают удовольствие. Соотношение разумного эгоизма и разумной доброжелательности Сиджвик назвал самой глубокой проблемой этики.

Прагматизм. Основателями американского прагматизма являлись Чарльз Пирс (1839 – 1914), Уильям Джеймс (1842-1910) и Ричард Рорти (1931) (основатель неопрагматизма). В XX в. в трудах Джона Дьюи (1859 – 1952) прагматизм был представлен в форме инструментализма. Прагматизм – это, по сути, не что иное, как английский утилитаризм, перенесенный на американскую почву с акцентом на практическом успехе и свободе действий. Прагматизм отрицает теоретический аспект морали и сводит ее к рассмотрению утилитарных жизненных проблем. Согласно прагматистам, то или иное представление следует считать истинным до тех пор, пока вера в него полезна для нашей жизни. Морально все, что обеспечивает жизненный успех. Моральные представления – это инструменты нашей успешной практической жизни. Всякая констатация общечеловеческих ценностей бессмысленна. Практика жизни свидетельствует о том, что актуальные предпочтения людей обычно имеют не общечеловеческий, а индивидуальный или групповой характер. Человек должен руководствоваться принципом наличной моральной ситуации и поступать, исходя из настоящего и самого ближайшего будущего.

Англосаксонская этика XX в.Благодаря Джорджу Эдварду Муру (1873 – 1958) в Англии неопозитивизм произвел переворот в этике. Его концепция заложила основы методологии, которая определила возникновение метаэтики, исследующей не поступки людей, их поведение, нормы и оценки, а логику и язык морали. Он предложил заменить традиционную этику анализом этических высказываний. Недостатком всей этики Мур считал то, что вместо выяснения сущности понятия «добра» – фундаментального для этики – оно смешивается со свойствами конкретных вещей или явлений. Сам Мур утверждал неопределимость понятие «добра» именно потому, что это простое, неразложимое понятие, постигаемое интуитивно. Анализ моральных высказываний привел некоторых философов к выводу, что они не могут быть признаны ни истинными, ни ложными. Эмотивисты (Альфред Джулс Айер (1910 – 1989) и др.) предложили признать за ними исключительно эмоциональное значение. Моральные высказывания столь же произвольны, как и эмоции. Продолжая критику традиционной этики, Айер, опираясь на принцип верификации (проверка с точки зрения истинности суждений факта и суждений ценности), отрицал возможность теоретической этики и подчеркивал политическую направленность нормативной этики. Вопреки эмотивистам универсальные прескриптивисты (Ричард Хэар (1919) и др.) настаивают на наличии универсальных прескрипций (предписаний), определяющих необходимые правила поведения для всех людей, находящихся в одной и той же ситуации.

Источник