Европейский юг контурная карта полезные ископаемые

Европейский юг контурная карта полезные ископаемые thumbnail
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Страница 9. Европейский юг России - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

ЗАДАНИЯ

Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 14, 15, 21, 43 и 47.

1. Подпишите крупные формы рельефа, реки и водохранилища, моря, заливы и проливы; отметьте максимальные и минимальные значения абсолютных высот.

Возвышенности:

  • возвышенность Ергени
  • Приволжская возвышенность
  • Среднерусская возвышенность
  • Донецкий кряж
  • Ставропольская возвышенность

Низменности:

  • Прикаспийская низменность
  • Кумо-Манычская впадина

Горы:

  • Большой Кавказ
  • Крымские горы

Реки:

  • Волга
  • Ахтуба
  • Дон
  • Медведица
  • Хопёр
  • Чир
  • Ея
  • Егорлык
  • Кубань
  • Лаба
  • Кума
  • Терек
  • Сулак

Озёра:

  • озеро Сарпа
  • озеро Маныч-Гудило

Водохранилища:

  • Волгоградское водохранилище
  • Цимлянское водохранилище
  • Веселовское водохранилище
  • Чограйское водохранилище
  • Краснодарское водохранилище
  • Чиркейское водохранилище

Моря:

  • Чёрное море
  • Азовское море
  • Каспийское море

Заливы:

  • Таганрогский залив

Проливы:

  • Керченский пролив

Максимальные значения абсолютных высот:

  • гора Эльбрус (5642 м)
  • гора Дыхтау (5204 м)
  • гора Казбек (5033 м)

Минимальные значения абсолютных высот:

  • южная часть Прикаспийской низменности (-28 м)

Страница 9. Европейский юг России - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

2. Цветом покажите природные зоны. Подпишите значения среднемесячных температур января и июля, среднегодовое количество осадков, коэффициент увлажнения в каждой природной зоне.

Природные зоны: 

  • Лесостепи
  • Степи
  • Полупустыни и пустыни
  • Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
  • Области высотной поясности

Страница 9. Европейский юг России - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Для удобства составим таблицу, данные для которой возьмём из карт атласа на странице 14 и 15, а также из карт, размещённых на страницах учебника.
  • Коэффициент увлажнения — это частное от деления среднегодового количества осадков на годовую величину испаряемости.

Природная зона

Среднемесячная температура в январеСреднемесячная температура в июлеСреднегодовое количество осадковГодовая величина испаряемости

Коэффициент увлажнения

Лесостепи-8ºС   — 12ºС+24ºС500 мм800 мм0,63
Степи-4ºС   -12ºС+24ºС450 мм800 мм0,6
Полупустыни и пустыни-4ºС   — 12ºС+28ºС200 мм800 мм0,25
Жестколистные и вечнозелёные леса и кустарники-4ºС   -8ºС+24ºС1600 мм1000 мм1,6
Области высотной поясности-8ºС   — 12ºС+12ºС  +20ºС1600 мм1000 мм1,6

Страница 9. Европейский юг России - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

3. С помощью условных знаков покажите месторождения полезных ископаемых.

Полезные ископаемые:

  • Нефть — Каспийское море, побережье Каспийского, Чёрного и Азовского морей, Приволжская возвышенность
  • Природный газ — Каспийское море, побережье Каспийского, Чёрного и Азовского морей, Приволжская возвышенность, Ставропольская возвышенность
  • Каменный уголь — Донецкий кряж
  • Железные руды — Крымский полуостров
  • Вольфрамовые руды — Большой Кавказ
  • Молибденовые руды — Большой Кавказ
  • Полиметаллические руды — Большой Кавказ
  • Сера -низовья реки Волга
  • Поваренная соль — Левобережье Волги, предгорья Кавказа
  • Калийные соли — Побережье Цимлянского водохранилища
  • Цементное сырьё — бассейн реки Хопёр, Новороссийск, Крымский полуостров

Страница 9. Европейский юг России - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

4. Подпишите названия крупных городов и городов курортов.

Крупные города (население более 500 000 жителей):

  • Астрахань
  • Волгоград
  • Ростов-на-Дону
  • Краснодар
  • Махачкала

Города курорты:

  • Евпатория
  • Севастополь
  • Симферополь
  • Ялта
  • Судак
  • Феодосия
  • Керчь
  • Анапа
  • Новороссийск
  • Геленджик
  • Туапсе
  • Сочи
  • Ессентуки
  • Пятигорск
  • Кисловодск

Страница 9. Европейский юг России - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Источник

Практические работы на контурных картах для 9 класса

Раздел «Федеральное устройство России». Практическая работа №1. 1.1) Задание а контурной карте, стр 2-3. Пользуясь картами атласа, стр 10-11, на контурную карту нанести : а границу России; страны и их столицы, с которыми граничит Россия, границу России; б) соседей первого, второго порядка- штриховкой; в) крупные города – морские порты – синим цветом; 1.2) Задание на контурной карте, стр 4-5. Пользуясь картой атласа, стр 10-11 на контурную карту нанести, стр 10-11 на контурную карту нанести: а)республики Р.Ф и их столицы; б) границы и названия автономных округов и их центры; в)Республику Татарстан и столицу – город Казань; г) федеральные округа и их центры.

Раздел «Население». Практическая работа №2. 2.1)Задание на контурной карте, стр 6-7. Пользуясь картой атласа, стр 42-43, «Плотность населения», на контурную карту нанести: а)Плотность сельского населения ( использовать цветные карандаши); б)Число жителей в городах ( использовать черную шариковую ручку); 2.1)Задание на контурной карте, стр 8-9.Пользуясь картой атласа, стр 42-43, «Природные условия жизни населения», «Рождаемость», «Смертность», « Естественный прирост», на контурную карту нанести: а)Природные условия жизни населения (использовать цветные карандаши); б)Коэфициэнты рождаемости ( использовать цветные карандаши); в) регионы с распространение ислама, буддизма, традиционных верований.

Раздел «Межотраслевые комплексы России».

Практическая работа №3 – «Лесная промышленность», « Легкая промышленность», «Пищевая промышленность». 3.1)Пользуясь картой атласа, стр 52-53, на контурную карту, ср 18-19 нанести центры лесной промышленности: а) по производству целлюлозы, бумаги, картона; б) промышленные центры, лидирующие по производству целлюлозы, бумаги, картона; 3.2) Пользуясь картой атласа, стр 52-53, на контурную карту, ср 18-19 нанести отрасли и промышленные центры легкой промышленности: а)хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая, трикотажная, швейная, кожевенная и обувная, меховая; б) промышленные центры крупнейшие и прочие. 3.3) Пользуясь картой атласа, стр 52-53, на контурную карту, ср 18-19 нанести отрасли и центры пищевой промышленности: а)сахарная, масложировая, плодоовощных консервов, мясная, маслосыродельная и молочная, рыбная, крупяная и мукомольная; б) промышленные центры крупные и прочие.

Практическая работа №4 – Топливно Энергетический комплекс. 4.1) Пользуясь картой атласа , стр 46 – «Нефтяная промышленность», «Газовая промышленность» а контурную карту, стр 10, нанести : а)Центры добычи и переработки нефти; нефтеэкспортирующие порты; б)Центры добычи и переработки газа, заводы по сжижению газа. 4.2) Пользуясь картой атласа, стр 47 – «Угольная промышленность», «Электроэнергетика» на контурную карту, стр 11, нанести : а)Основные районы добычи угля: каменного, энергетического, бурого; б)ТЭС, ГЕС,АЭС, геотермальные электростанции.

Практическая работа №5 – Металлургический комплекс. 5.1) Пользуясь картой атласа, стр 48 – «Черная металлургия», на контурную карт, стр 12, нанести производство(центры): а): чугуна, стали, проката( полного цикла);б) стали, проката(предельное); в) стали, проката (бездоменное); в)Трубопрокатное. 5.2) Пользуясь картой атласа, стр 48 – «Цветная металлургия» на контурную карту, стр 13 нанести производство( центры): а)алюминия, глинозема, меди, цинка, олова, магния, титана, никеля, свинца, проката цветных металлов; б) добычи хромитовых, марганцевых, алюминиевых, оловянных руд, цинка, свинца, золота.

Практическая работа №6 – Химическая промышленность». 6.1)Пользуясь картой атласа, стр 49 – «Химическая промышленность» на контурную карту, стр 14, нанести центры производства: а)синтетического каучука, б)синтетических смол и пластмасс; в) химического волокна, г) шин; 6.2) Пользуясь картой атласа, стр 49 – «Производство минеральных удобрений», на контурную карту, стр 15, нанести: а)производство минеральных удобрений – азотных, фосфорных, калийных, комплексных; б)добыча апатитов, фосфоритов, серы, калийных солей.

Читайте также:  Полезные советы для хозяек в картинках

Практическая работа №6 – Машиностроительный комплекс. 7.1) Пользуясь картой атласа, 50-51 – «машиностроение» на контурную карту, стр 16-17 нанести центры по производству тяжелого машиностроения: а)оборудования для горнорудной, нефтегазовой и металлургической промышленности; б)энергетического оборудования; 7.2) Пользуясь картой атласа, 50-51 – «машиностроение» на контурную карту, стр 16-17 нанести центры по производству железнодорожного машиностроения и судостроения: а)локомотивов; б) пассажирских вагонов; в) грузовых вагонов; г) вагонов метро; д) морского и речного судостроения. 7.3) Пользуясь картой атласа, 50-51 – «машиностроение» на контурную карту, стр 16-17 нанести центры по производству автомобилей: а) грузовых; б) легковых, в)автобусов, г)центры сборки автомобилей.

Раздел « Европейский Север». Практическая работа № 8 . Пользуясь картой атласа, стр 66, «Европейский Север» на контурную карту, стр 18-19, нанести: а) все субьекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Европейский Северо – Запад». Практическая работа№ 9. Пользуясь картой атласа, стр 67-«Европейский Северо-Запад», на контурную карту, стр 21 нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Центральная Россия». Практическая работа №10. Пользуясь картой атласа, стр 68-69 – «Центральная Россия», на контурную карту, стр 22, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности.

Раздел «Европейский Юг». Практическая работа №11. Пользуясь картой атласа, стр 72- «Европейский Юг», на контурную карту, стр 24, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Поволжье». Практическая работа №12. Пользуясь картой атласа, стр 70 – «Поволжье», на контурную карту, стр 26, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Урал». Практическая работа №13. Пользуясь картой атласа, стр 74- «Урал», на контурную карту, стр 27, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности.

Раздел «Западная Сибирь». Практическая работа №14. Пользуясь картой атласа, стр 74 – «Западная Сибирь», на контурную карту, стр 28, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Восточная Сибирь». Практическая работа №15. Пользуясь картой атласа, стр 78 – «Восточная Сибирь», на контурную карту, стр 29, нанести а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел Дальний Восток. Практическая работа №16. Пользуясь картой атласа, стр 80 – «Дальний Восток», на контурную карту, стр 30, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

:

.

Источник

Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)

Авторы: Приваловский

Издательство: Дрофа

Решебник: Еуроки ГДЗ

В восьмом классе в программе географии особое внимание уделяется полезной и непростой работе с контурными картами. Эффективные в плане запоминания названий объектов и их месторасположения, контурные карты по географии за 8 класс разрабатываются отдельно к каждому комплекту учебных пособий в рамках ФГОС (учебник и атлас).

Одним из наиболее удачных учителя называют материал, автор которого – Приваловский А. Н. В нем привлекает:

– доступная форма подачи, изложения материала;

– хорошие вопросы и задания для работы с контурной картой;

– удобно с точки зрения дальнейшего изучения материала в 9 классе и подготовки к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ).

Выпускает пособие издательство Дрофа, давно известное учителям, родителям и педагогам, имеющее высокие экспертные оценки о качестве его учебной литературы.

Чтобы разобраться, как правильно работать с картами, стоит изучить решебник к пособию. Там не только даны верные ответы, но и показано, как грамотно составлять условные обозначения, подписывать и размечать географические объекты. Форма записи имеет существенное значение при оценке экзаменационной, контрольной и текущей работы.

Универсальные контурные карты Приваловского для восьмиклассников и решебник к ним

Регулярная и ответственная работа с материалом контурных карт по географии в 8 классе по пособиям Приваловского Алексея Никитича, выпущенным издательством Дрофа, позволит четко и глубоко понять и запомнить материал курса. В числе основных разделов за восьмой класс, по которым предлагаются задания в практикуме:

– особенности географического положения РФ;

– тектоническое строение, полезные ископаемые и особенности рельефа нашей страны;

– климатические пояса, области России;

– мероприятия по охране природе, сохранению природного наследства государства;

– регионы и административные районы РФ – Северо-Запад и Европейский Север, Урал, Поволжье, Европейский Юг и Центральная Россия, Восточная и Западная Сибирь и Дальний Восток;

– особенности стихийных природных явлений, меры по предупреждению и борьбе с ними.

Определив количество времени, которое будет регулярно тратиться на работу со сборником и решебником к нему, восьмиклассники приступают к реализации плана своей работы. Подготовка по ГДЗ традиционно включает:

– оценку своего базового уровня знаний;

– постановку индивидуальных целей. Это может быть как повышение текущего и итогового балла по географии, так и подготовка к участию в географических олимпиадах и конкурсах, проводимых на внешкольных и школьных площадках, а также – заблаговременный сбор и систематизация материала, необходимого для сдачи экзамена по предмету в девятом классе. Многие девятиклассники предпочитают географию в качестве дисциплины по выбору на ОГЭ;

– систематический контроль достигнутых результатов и их динамики, выявление и исправление ошибок, устранение проблем, корректировка планов. Самопроверка и самоконтроль – одни из наиболее эффективных форм работы, позволяющих не только повысить баллы, но и получить глубокие и полные знания, обрести ценный навык работы с информацией.

Читайте также:  Масло оливковое нерафинированное полезные свойства и противопоказания

Многие репетиторы рекомендуют контурные карты и другие аналогичные пособия этого автора и используют их в своей работе. Сборник отличает хорошая систематизация материала и универсальность, возможность применения его с различными базовыми теоретическими учебниками, УМК и программами по дисциплине в восьмом классе. Подходит для занятий на кружках и курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии.

© Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: ekaterina[at]euroki.org

Источник

Тема: Европейский Юг – Северный Кавказ. ЭГП региона, природные условия и ресурсы.

Цели: сформировать представления учащихся о Северном Кавказе.

Задачи:

Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района.

Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации

Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма

Оборудование: Презентация «СК», атласы, физическая карта России, политико-административная карта России.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (проверка отсутствующих на уроке).(1мин.)

  2. Проверка домашнего задания.(5мин.)

Контроль-обобщение знаний по темам «Европейский Север», «Северо-западный район», ««Центральная Россия» Географический диктант (слайд №2):

1) Самый маленький по площади район России

2) По территории района проходит маршрут «Золотое кольцо»

3) Отрасли специализации этого района: лесная промышленность, металлургия (цветная и чёрная), ТЭК

4) Район имеет крупное месторождение железной руды

5) Экономика района в основном базируется на привозном сырье и топливе

6) Самый крупный по площади район в Европейской России

7) Вокруг крупнейшего города этого района расположены дворцово-парковые ансамбли

8) К отраслям специализации этого района относятся: машиностроение, чёрная металлургия, текстильная промышленность

9) Район имеет выход в Балтийское море

10) Этот район получает избыточное увлажнение

Взаимопроверка по ключу:

I. Европейский Север: 3, 6

II. Северо-Западный район: 1, 5,7, 9,10

III. Центральная Россия: 2, 4, 5, 8

  1. Изучение нового материала.

Вводная часть:

Выступление ученика со стихотворением

Кавказ! Ты сердцу милый край!
Простор твой вольный с детства ощутил,
И всем скажу, что ты – природный рай,
А цепи гор навек я полюблю.

Кавказ! России южная граница,
Где сто народов как семья живут.
Эльбрус заснеженный на солнышке искрится,
А реки с гор стремительно текут.

Ковер цветов твоих степных просторов,
Шлейф ковыля седого на ветру
И тень лесов с мозаикой узоров
Откроют мне твою невинную красу.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению следующего района Российской Федерации. 
Этот район самый многонациональный и самый не стабильный в этом плане регион.
Этот район самый высокогорный.
Этот район самый богатый курортными зонами и лечебными здравницами.
Так что же это за район, как он называется? 
Предполагаемый ответ Северный Кавказ показать на карте

Учитель сегодня на уроке мы приступим к изучению самого южного района европейской части России. Северный Кавказ.На этом уроке мы познакомимся с составом района особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами CК.

проблемный вопрос: Под влиянием каких факторов сформировалась всероссийская «житница, кузница и здравница»?

План.

Состав. (5 мин.)

Экономико-географическое положение.

Природные условия (рельеф, климат, реки, почва, природные зоны).

Природные ресурсы.

1.Состав.

Учитель – Определите, какие субъекты входят в состав СК. (по атласу)

Ученики самостоятельно записывают состав района.

Краснодарский край,

Ставропольский край,

Ростовская область,

Республика Дагестан,

Республика Чечня (Ичкерия),

Ингушетия,

Северная Осетия (Алания),

Кабардино-Балкария,

Карачаево-Черкесия, Адыгея.

Устная проверка записей в тетради.

Европейский юг, или Северный Кавказ, – это самый многонациональный регион России. В состав этого региона входит:

– 2 края: Краснодарский и Ставропольский;

– 1 область: Ростовская;

– 7 республик: Дагестан (столица Махачкала), Чечня (столица Грозный), Ингушетия (столица Магас), Северная Осетия (столица Владикавказ), Кабардино-Балкария (столица Нальчик), Карачаево-Черкесия (столица Черкесск), Адыгея (столица Майкоп) 

2.ЭГП. (8 мин.)

Учитель

– Оцените ЭГП СК района и сделайте вывод. (по атласу и учебнику.)

Учащиеся самостоятельно записывают ЭГП.

Примерные устные ответы учащихся.

а. Положение на юге европейской части России. Самый южный район России. С трёх сторон ограничен природными рубежами. Подразделяется на две части Горную и равнинную.

б.  имеет приморское положение: На востоке омывается Каспийским морем, на западе Черное и Азовское – выход к средиземному морю.

в. Приграничное положение – с Грузией , Азербайджаном, Абхазией, Южной Осетией.

г. На севере соседи – Украина, ЦЧР, Поволжье.

Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги.

Учитель добавляет ответы учащихся.

Европейский юг – это самый южный район на территории России, который делится на горную и равнинную части и имеет приморское положение: на востоке омывается Каспийским морем, а на западе – Черным и Азовским. Северный Кавказ граничит на севере с Украиной, Центрально-Черноземным районом и Поволжьем, а на юге – с Грузией, Азербайджаном, Абхазией и Южной Осетией. Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги отсутствуют, они проходят только вдоль побережья: Туапсе, Сочи, Сухуми, Махачкала, Дербент, Баку. Через главный хребет проложена автодорога в Тбилиси, бывшая Военно-Грузинская дорога. Под этим названием известна дорога, пролегающая от Владикавказа до Тифлиса (рис. 3). При строительстве Военно-Грузинской дороги приходилось бороться и с природой, и с горскими племенами. Огромные куски горной породы откалывали для того, чтобы сделать спуск более пологим. В местах, где скалы были почти отвесны, строили искусственную стену и заполняли пустоты горной породой. Борьба с природой продолжается до сих пор

Вывод: ЭГП СК выгодное, Но необходима стабильная обстановка в регионе. Необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи.

3.Природные условия.(8 мин.)

Учитель природные условия СК вы будете оценивать по группам 4-5 чел.

1группа рельеф

2 группа климат

3 группа воды и почвы

4 группа природные зоны.

Оценить природные условия СК

работа проводится по тексту учебника и картам.

Примерный ответ

Рельеф: на севере равнинный, на юге горный. Кавказ молодые, складчатые, высокие горы. Эльбрус 5642м, Казбек 5033м. Горообразование продолжается. Три части -Скалистый, Боковой, Главный хребет. Здесь до сих пор продолжается горообразование. У Кавказских гор есть три части: Скалистый, Боковой и Главный хребты. В пределах Центрального Кавказа находятся самые высокие вершины России: двуглавый Эльбрус (5642 м) (рис. 6), который является потухшим вулканом, и Казбек (5033 м) 

Читайте также:  Что полезно при раке головного мозга

Климат: умеренный климат, длинное и очень теплое лето. Осадков выпадает больше на западе . На Черноморском побережье климат субтропический самая теплая зима. В горах температура воздуха понижается. В горах образуются местные ветры – фен и бора.

Климат этой территории умеренный, с теплым долгим летом и обильными осадками. Летом этот регион получает в 1,5 раза больше солнечной радиации, чем Центральная часть России. Особенно большое количество осадков выпадает в западных территориях. Это связано с тем, что сюда приходят влажные теплые воздушные массы с Атлантики. Эта местность – западная территория предгорья Кавказа – наиболее благоприятна для развития сельского хозяйства, особенно растениеводства, потому что лето длится 11 месяцев. А вот восточные части этого региона, где находится Прикаспийская низменность, отличаются жарким и засушливым климатом. Летом и осенью часто бывают засухи, которые сопровождаются суховеями и пыльными бурями. Климат в высокогорье отличается от предгорных территорий. Здесь с высотой понижается температура воздуха и образуются постоянные или временные ветры, такие как фён или бора. Фён – сильный, теплый и сухой ветер, дующий с гор в долину, обычно дует осенью, зимой и весной, под его влиянием тают в горах снега.

Климат Северного Кавказа – умеренно-континентальный, а на черноморском побережье – субтропический. Зимой климат характеризуется холодами с наличием снежного покрова, а летом – жарой с грозами и фёнами. На равнинах Северного Кавказа много тепла. Здесь средние температуры июля составляют более 20 °С, а лето длится около 5 месяцев. Средние температуры января колеблются от -10 до +6 °С, а зима длится всего только 3 месяца. Остальное время года занимают весна и осень.

Реки: Северокавказские реки Дон, Кубань, Терек, используются для орошения и водных ресурсов не хватает. орные реки отличаются от равнинных характером течения: они, прежде всего, бурные и порожистые. Основным источником питания таких рек являются талые ледниковые и снеговые воды, поэтому горные реки обладают прозрачной и очень холодной водой. Только в низовьях такие крупные реки, как Кубань или Терек, имеют спокойное течение. Здесь расположены плавни – обширные заболоченные пространства, покрытые камышом или тростником.

Почвы: плодородные чернозёмы мощность гумуса до 2м. На юго-востоке каштановые. Слайд №

Природные зоны: Степи на западе переходят в сухие степи и полупустыни. В горах высотная поясность До высоты 2000м склоны покрыты лесами.

После выступления всех групп в тетрадях учащиеся записывают вывод.

Вывод: Природные условия СК благоприятные.

4.Природные ресурсы.(8 мин.)

Учитель – Рассмотрим природные ресурсы СК.

Задание ученикам Оцените наличие на СК различных видов ресурсов. Выделите те, которые будут составлять базу для экономики СК. Используя карты атласа, текст учебника,

Учащиеся работают в группах

  1. Группа Минеральные ресурсы.

Примерный ответ

Каменный уголь Донбасс. Высокого качества, подземным способом, себестоимость высокая, запасы истощаются. Газ в Ставропольском крае, нефть – район Грозного, Махачкалы. Обеспечен собственным топливом .

Вольфрамомолибденовые руды Тырныаза Кабардино-Балкария – условия для развития цветной металлургии.

  1. Группа Земельные ресурсы и Водные ресурсы.

Примерный ответ

Предкавказье расположен в зоне степей – чернозёмы.

СК небогат, Реки – Дон, Кубань, Терек – используются в основном для орошения.

  1. Группа Рекреационные ресурсы

Примерный ответ

а)Черноморское побережье курорты – Сочи, Анапа, Геленджик. б)Приэльбрусье – район альпинизма и горнолыжного спорта.

в) Кавказские минеральные воды: Г. Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск – курорты с лечебными минеральными водами.

  1. Группа Агроклиматические ресурсы.

Примерный ответ

Длинное теплое лето, мягкая зима, Субтропики – можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград.

После выступления всех групп в тетрадях учащиеся записывают вывод.

Вывод: СК. Имеет значительные Рекреационные, Агроклиматические, земельные, топливные ресурсы. Это условия для развития в районе:

1. рекреационного хозяйства;

2.АПК;

3.топливной промышленности. 8

4.Закрепление. (10 мин.)

Работа в контурной карте.

1.На контурной карте стр.9 (12).

Отметить государства и экономические районы, с которыми граничит СК.

Цифрами укажите центры Субъектов федерации в составе района.

При помощи условных знаков покажите природные ресурсы определяющие «лицо» района.

Учитель задает вопросы ученики устно отвечают.

Ответить на вопросы.

а) Южная крайняя точка России.

б) В состав района входят 2 края какие ….

в) Крупнейшие города района ….

г) Главное богатство Предкавказье …

д) По своим границам на суше Северный Кавказ соседствует с 3-мя странами СНГ ….

Какими ресурсами богат Северный Кавказ? ( Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод; Почвенными: чернозёмные, каштановые, пастбища; Климатическими; Рекреационными)

2) Сделайте предположение, какие отрасли хозяйства могут получить здесь наибольшее развитие? (сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, ТЭК, курортная зона)

Подводя итог нашего урока, необходимо отметить, что Кавказ – это не только богатые недра и плодородные почвы, но и удивительно красивые природные ландшафты. Кавказские горы воспеты многими известными людьми.

Домашнее задание.

§46, вопросы и задания с.210

Подготовить сообщение:

– о городах Северного Кавказа.

– о народных художественных промыслах народов Кавказа.

Презентацию на тему курорты Северного Кавказа. По желанию.

Итог урока. Рефлексия.

  1. Организационный момент. (проверка отсутствующих на уроке).(1мин.)

  2. Проверка домашнего задания.(5мин.)

Тест для письменной проверки знаний по теме: «Поволжье».

Вариант 1.

1.В Поволжский эк. Район входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку.

а)Самарская область;

б)республика Татарстан;

в)Саратовская область;

г)республика Башкирия;

д) Ростовская область.

2.На берегах Волги расположены города ….

а)Казань; б)Пенза;

в)Самара; г)Элиста.

3.В национальном составе Поволжья преобладают

а)татары; б)русские;

в)казахи; г)немцы.

4.Природные ресурсы Поволжья – это ….

а)водные; б)гидроэнергетические;

в)агроклиматические;

г)топливные;

д)рудные.

5.Центрами автомобилестроения Поволжья являются города …

а)Казань; б)Самара;

в)Набережные Челны; г)Тольятти.

6.Отраслями специализации Поволжья являются

а)машиностроение;

б)химическая промышленность;

в)лесная;

г)металлургия.

Вариант 2.

1. В Поволжский эк. Район входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку.

а)Самарская область; б)республика Татарстан;

в)Саратовская область; г)республика Удмуртия;

д) Ростовская область.

2.Крупнейшим городом Поволжья является …

а)Казань; б)Самара;

в)Волгоград; г) Астрахань.

3.Какой народ Поволжья подвергался насильственному переселению в Казахстан и Сибирь?

а)татары; б)русские;

в)казахи; г)немцы.

4.Поволжье имеет благоприятные природные условия …

а)равнинный рельеф; б)достаточное увлажнение;

в)теплый климат; г)плодородные почвы.

5.Машиностроение Поволжья является ….

а)трудоёмким; б)наукоёмким; в)металлоёмким.

6.Троллейбусы производят в городе …

а)Балаково; б)Энгельс;

в)Ульяновске; г) Саратов.

Источник