Есть связь между рельефом полезными ископаемыми
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .
1. Актуализация знаний.
Что такое платформа?
Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры.
Какие формы рельефа соответствуют платформам?
Равнинные, платообразные.
Что такое складчатость?
Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.
Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам?
Горные страны, нагорья.
Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения?
В результате разрушения и переотложения веществ различного происхождения.
Как образовывались полезные ископаемые магматического происхождения?
Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур.
2. Заполните таблицу.
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России
3. Объясните причины найденных различий.
Наличие на территории полезных ископаемых и особенности их размещения связаны с возрастом и историей развития тектонических структур.
4. Сделайте выводы.
Анализ размещения полезных ископаемых на территории Евразии показывает, что в пределах платформенных областей сформировались в основном полезные ископаемые осадочного происхождения. Например: нефть, уголь, газ, фосфориты, калийные и каменные соли.
Это объясняется следующими причинами: участие коры выветривания или отмерших живых организмов, которые разрушаются и переотлогаются.
В пределах складчатых поясов сформировались в основном полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Например: руды чёрных и цветных металлов, полиметаллические руды, драгоценные металлы, алмазы.
Это объясняется следующими причинами: постоянное движение, эндогенные процессы, изменение горных пород под действием высоких температур и высокого давления.
Обычно геологическое строение и рельеф России изучаются в 8 классе средней школы. И действительно, надо же знать собственную страну! К счастью, это довольно простая тема, и ниже мы разберём всё, что по ней необходимо знать, чтобы сделать презентацию или успешно сдать любой тест.
Геологическое строение России в целом
Рельеф России очень разнообразен, в нашей стране хватает и равнин, и гор, и вообще всех типов местности. Именно в РФ находятся Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины, которые являются одними из крупнейших в мире! Интересно, что разделяют их Уральские горы, которые представляют собой складку, возникшую на месте встречи двух материковых плит. Некоторые учёные утверждают, что в далёком геологическом прошлом Уральские горы были даже выше, чем Гималаи. Это это очень древние горы, и сейчас они относительно невысоки. Также о геологическом строении России стоит знать самую высокую и самую низкую точки. Это вершина Эльбруса (5642 метра) и Прикаспийская низменность (на 28 метров ниже уровня моря).
При этом рельеф России по форме чем-то напоминает амфитеатр, наклонённый с юга на север. Взгляните на карту – на южных границах нашей страны множество высоких гор, таких, как Кавказские, Алтайские и Саяны, а на севере их почти нет. К этим горам примыкают равнины, имеющие среднюю высоту в 100-200 метров над уровнем моря и опять-таки наклонённые с юга на север. Несколько особняком стоит Дальний Восток, точнее, территории России восточнее реки Енисей, где горными массивами занято более 50% территории. Среднесибирское плоскогорье, например, достигает высоты в 1701 метр! Хотя средняя его высота намного ниже, около 500 метров. Но именно там, на Дальнем Востоке, находятся другие горы, а также многочисленные вулканы Камчатки. Наклон материковых плит, обуславливающих геологическое строение России, не случаен – на них давят Индостанская и Африкано-Аравийская плиты. Именно из-за этого в горных регионах России и происходят землетрясения время от времени. Тем не менее, большая часть России (целых 68%) относится к равнинам.
Геологическое строение европейской части России
Вся европейская часть России лежит на Восточно-Европейской платформе. Это один из самых крупных и при этом относительно устойчивых участков земной коры! Сформировался он в древние докембрийские времена (докембрий начался, когда сформировалась наша планета, около 4,6 млрд лет назад, а закончился примерно 541 млн лет назад). В общем на Восточно-Европейскую платформу приходится около 5,5 млн км² (почти треть территории России), но она частично занята другими странами. Рельеф здесь соответствующий, большую часть платформы занимает Восточно-Европейская равнина. Фундамент (то есть сама материковая плита) залегает в основном на глубине в 1-2 км, но в некоторых впадинах – на глубине до 5 км. Вследствие этого большая часть полезных ископаемых сосредоточена на относительно небольшой глубине.
Взаимосвязь полезных ископаемых, рельефа и геологического строения
Наличие тех или иных полезных ископаемых напрямую связано с геологической историей рассматриваемой местности, в нашем случае – России. К примеру, рудные полезные ископаемые встречаются в основном в складчатой местности, так как возникли они в незапамятные времена там, где магме удалось проникнуть внутрь земной коры, “смятой” в результате тектонических воздействий. В целом можно сказать, что чем активнее была магматическая деятельность в какой-то местности, тем она богаче ископаемыми, и тем эти самые полезные ископаемые разнообразнее. Медные, никелевые, кобальтовые, платиновые и другие месторождения обычно обнаруживают там, где магматическая деятельность проявилась на раннем этапе формирования подвижного пояса земной коры. Там, где она была активна на завершающем этапе, обнаруживаются залежи серебра, золота, олова, вольфрама и молибдена, а ртуть обычно находят в районе глубинных разломов. Взаимосвязь рельефа, полезных ископаемых и геологического строения абсолютно очевидна.
При этом основные горючие ископаемые, такие, как каменный уголь и нефть, напрямую связаны с осадочным чехлом материковых плит. На дне болот и озёр древности, возникавших в складках местности, накапливалась органика, которая позднее, спустя много миллионов лет, и превратилась в горючие сланцы, нефть и газ. Их залежи есть на всех платформах, то есть и определённая закономерность, обусловленная геологическим строением и рельефом России. К примеру, более старая Сибирская (восточная) плита выделяется огромными запасами угля, а более молодая Западно-Сибирская обладает большими запасами нефти и природного газа. Ну и нельзя забывать о том, что рельеф напрямую влияет на климат в конкретной местности, климат влияет на органическую жизнь, а остатки органики уже определяют наличие или отсутствие многих полезных ископаемых в конкретном регионе.
Урок-практикум по теме «Рельеф России», 8 класс
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»; формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).
Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.
Тип урока: урок-пракикум
Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Геология», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса.
I.
Организационный
момент
Вступительное слово учителя.
Мы познакомились с науками, изучающими земную кору, имеем представление о геохронологической таблице, с тектоническими структурами. Сегодня научимся работать с тектонической и геологической картами атласа. Изучим состав полезных ископаемых, постараемся установить закономерность между размещением форм рельефа, тектоническими структурами и полезными ископаемыми.
Цели и задачи урока.
( формулируют учащиеся)
-Обобщить и закрепить знания о рельефе России, закономерностями размещения гор и равнин.
-Вспомнить определения понятий по теме: Рельеф.
-Иметь представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническим строением.
II.
1.Актуализация знаний.
Задание: Дайте определение следующим понятиям …
рельеф – …
платформа – …
складчатый пояс – …
полезные ископаемые – …
месторождения – …
бассейны – …
Учащиеся дают определение данным понятиям.
Показывая знания об основных тектонических структурах.
Коммуникативные (умение слушать)
2.Практическая работа. «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»
Заполнить таблицу, используя карты атласа.
3.Формулирование вывода на основе заполненной таблицы.
Вывод: Форма рельефа и разновидности полезных ископаемых зависят от геологического строения территории. Равнины расположены на ______________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые. Горные системы расположены в ________________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые.
III . Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.
Взаимопроверка.
Личностные, коммуникативные.
Слово учителя – Дети сегодня на уроке мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны, работали с картами.
– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Спасибо вам, ребята за работу,
Оценка деятельности учащихся.
География.
8.
География 8 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2013 год.
Базовый.
Тема урока Практическая работа № 3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
5.
Заключительный урок по теме «Геологическое строение и рельеф».
Цель урока: Совершенствовать умение устанавливать закономерности размещения полезных ископаемых в пределах различных тектонических структур.
Задачи урока:
-углубление умений комплексной работы с картами;
-формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”
-углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.
Планируемые результаты:
Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование целостного мировоззрения, основы экологической культуры.
Предметные. Определять основные тектонические структуры по тектонической карте. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по карте.
Метапредметные.
Регулятивные: Ставить учебные задачи, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
Познавательные: Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать информацию, структурировать информацию. Переводить информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.).
Коммуникативные: Уметь вести дискуссию, диалог.
Техническое обеспечение урока настенная физическая карта России; географический атлас для 8 класса.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa16a505-4efc-4dad-ab71-7dbf40b95f96/004.swf
Содержание урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Формулирование темы, цели и задач урока.
Актуализация знаний.
Физминутка.
Выполнение практической работы.
Рефлексия. Итог урока
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
«Свободное письмо».
Учащиеся за три минуты пишут на листочках все, что знают о тектонике, рельефе, полезных ископаемых. Через три – четыре минуты учащиеся размышляют над написанным, советуются с соседом по парте, вычеркивают, что явно не подходит.
Один – два ученика зачитывают написанное, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.
Варианты записей: плита, наклон, давление, рельеф, щит, амплитуда движений, складчатость, географическая широта, горы,, хребет, равнина.
Формулирование темы, цели и задач урока.
«Паучок». Схема: Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми
Актуализация знаний.
После выделения учащимися задач урока, вспоминаем теоретическую часть по теме, обращаем внимание на элементы легенды карт.
– Как на карте показаны разные формы рельефа?
– Что такое тектоника? Назовите основные тектонические структуры материков?
– Какое строение имеет платформа?
– Что представляют собой складчатые области?
Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
– На какой карте показаны тектонические структуры? Каким способом?
Физминутка.
Выполнение практической работы.
Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах, щитах, в складчатых областях. Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.
Учащиеся работают в парах, сопоставляют карты атласа – физическую и тектоническую, заполняют таблицу в тетради
Формулирование вывода о связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. Вывод по мере необходимости в менее подготовленных классах сначала проговаривается:
Какую закономерность вы установили в результате работы с картами и заполнения таблицы? Какая связь существует между рельефом и тектоническими структурами? (Платформам и плитам в рельефе соответствуют равнины, складчатым областям – горы.)
Какая связь существует между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми?
Учащиеся записывают вывод в тетради предложением или в виде схемы:
Учащиеся, справившиеся с работой получают карточку (Приложение 1).
7 Рефлексия. Итог урока.
Как, по-вашему, мнению, вы усвоили материал? Поставь соответствующую цифру.
1) всё понял, могу объяснить другим;
2) понял, но могу объяснить с помощью учителя;
3) не понял.
8. Домашнее задание: повторить термины по теме.
Представьте, что вы геолог и перед вами стоит задача открыть новые месторождения нефти на Дальнем Востоке. Опишите последовательность ваших действий, включая теоретический и практический этапы. (Задание выполняется по желанию).