Егэ по литературе шпаргалки и полезные материалы

Как известно, с 2009 года ЕГЭ по литературе стал
обязательным испытанием при поступлении на
целый ряд специальностей, в том числе таких
востребованных сегодня, как “Журналистика”,
“Реклама”, “Графическое искусство и дизайн” и
другие. Этот факт не мог не заставить выпускников
выбрать в качестве обязательного экзамена
предмет “Литература”.
Мои обучающиеся тоже не стали исключением.
Оказавшись в ситуации необходимости подготовить
выпускников к экзамену, я начала с того, что
купила литературу, которая помогла бы мне
определить с чего начать работу. Проанализировав
полученные пособия, я сделала вывод, что она, как
правило, состоит из следующих компонентов:
- методических рекомендаций для учащихся по
подготовке к ЕГЭ, - особенностей типов заданий,
- тренировочных заданий из открытых вариантов
КИМ, - тренировочных вариантов ЕГЭ,
- критериев проверки и оценки выполнения заданий
С1, С2, С3, С4, С5-1 – С5-3, - списка художественных текстов для
обязательного чтения.
Всего этого оказывается недостаточно, чтобы
ответить на вопросы: с чего начать подготовку к
экзамену, как разделить материал, какая
научно-учебная литература может пригодиться и на
подобные. Обозначилась проблема: отсутствие
достаточной методической помощи в решении
трудностей при подготовке к ЕГЭ по литературе
Востребованность предмета сегодня и ряд
нерешенных вопросов в этой связи позволяют
говорить об актуальности моей работы.
Настоящая методическая разработка имеет целью
создание рекомендаций (шпаргалок) для
подготовки выпускников к экзамену по литературе
в формате ЕГЭ.
Свои рекомендации (шпаргалки) по подготовке к
ЕГЭ по литературе я разделила на 8 частей:
- Советы психологов выпускникам.
- Структура контрольных измерительных
материалов. - Список художественных текстов в соответствии с
различными литературными эпохами. - Критерии проверки и оценки выполнения заданий с
развернутым ответом (С1, С2, С3, С4). - Памятки анализа эпического, драматического и
лирического произведений. - Критерии проверки и оценки выполнения части С5
(С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося). - Рекомендации к сочинению-рассуждению части С5.
- Рекомендуемая литература и сайты Интернета.
Часть 1
Советы психологов выпускникам
Как подготовиться к сдаче ЕГЭ
стола лишние вещи, удобно расположи нужные
учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и
т.п.
фиолетовый цвета, поскольку они повышают
интеллектуальную активность. Для этого бывает
достаточно какой-либо картинки в этих тонах или
эстампа.
ты – “сова” или “жаворонок”, и в
зависимости от этого максимально используй
утренние или вечерние часы. Составляя план на
каждый день подготовки, необходимо четко
определить, что именно сегодня будет изучаться.
Не вообще: “немного позанимаюсь”, а какие
именно разделы и темы.
знаешь хуже всего. Но если тебе трудно
“раскачаться”, можно начать с того
материала, который тебе больше всего интересен и
приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий
ритм, и дело пойдет.
затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть
посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять
душ.
запомнить наизусть весь учебник. Полезно
структурировать материал за счет составления
планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы
полезны и потому, что их легко использовать при
кратком повторении материала.
опубликованных тестов. Эти тренировки ознакомят
тебя с конструкциями тестовых заданий.
не справишься с заданием, а напротив, мысленно
рисуй себе картину триумфа.
вновь повторить все планы ответов, еще раз
остановиться на самых трудных вопросах. Приложение 1
[ www.ctege.org, www.psychologia.edu.ru]
Часть 2
Структура контрольных измерительных
материалов по литературе
Экзаменационная работа по литературе состоит
из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240
минут). Рекомендуется распределить время на
выполнение работы следующим образом: на части 1, 2
– не более 2 часов, на часть 3 – 2 часа. Части 1 и 2
включают в себя анализ художественного текста
(фрагмент эпического (или драматического)
произведения и лирическое произведение). Задания
направлены на выявление особенностей содержания
и формы рассматриваемых произведений, а также их
связей с произведениями других авторов. Анализ
текста эпического (или драматического)
произведения имеет следующую структуру: 7
заданий с кратким ответом (В), требующих
написания слова или сочетания слов, и 2 задания с
развёрнутым ответом (С1–С2), требующие написания
ответа в объеме 5–10 предложений. Анализ
лирического произведения включает в себя 5
заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с
развернутым ответом (С3–С4) в объеме 5–10
предложений. Выполняя задания С1–С4, нужно
постараться сформулировать прямой ответ на
поставленный вопрос, избегая пространных
вступлений и характеристик. Для экономии времени
при выполнении заданий с кратким ответом
необходимо пропускать те из них, которые
вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете
вернуться после выполнения всей работы, если
останется время. Приступая к выполнению заданий
части 3, придется выбрать один из трех
предложенных проблемных вопросов и дать на него
письменный развёрнутый аргументированный ответ
в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов). За
каждый правильный ответ в зависимости от уровня
сложности можно получить один и более баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания,
суммируются. Нужно постараться выполнить как
можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов. [www.fipi.ru]
Часть 3
Список художественных текстов в
соответствии с различными литературными эпохами
Приложение 2
[www.ege.edu.ru]
Часть 4
Критерии проверки и оценки выполнения
заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4)
Задания типа С1 – С4 относятся к заданиям
повышенного уровня сложности – это вопрос, на
который нужно дать краткий (ограниченно
развернутый) связный ответ. Выполнение заданий С1
– С4 предполагает выход в широкий литературный
контекст: проблематика анализируемого
произведения (фрагмента) включается в
литературные связи курса.
Оценка выполнения заданий С1 и С3
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют. | 3 |
Оценка выполнения заданий С2 и С4
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют. | 3 |
[www.fipi.ru
Часть 5
Памятки анализа эпического,
драматического и лирического произведений
Анализ эпического и драматического
произведения
- Место эпизода в развитии сюжета и композиции
произведения; - Речевой строй (описание, повествование,
рассуждение, наличие авторских отступлений); - Какие события происходят в эпизоде, кто в них
участвует, какие стороны характера героев
раскрываются; - Как и с какой целью использует автор детали
предметной изобразительности; - Какие изобразительно-выразительные средства
художественной речи использует писатель, с какой
целью; - Каков эмоциональный пафос эпизода и как он
создается; - Тема и проблема произведения, которое получили
здесь своё развитие, значение эпизода для
раскрытия идеи произведений, выражения
авторской позиции.
Анализ лирического произведения
- Автор, заглавие;
- Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь,
миниатюра, письмо); - Основная тема (любовь, дружба, подвиг,
одиночество, поэт и поэзия); - Сюжет, композиция, проблема.
- Мотив создания: что послужило источником
написания, вдохновения; - Лирический герой;
- Место автора в произведении;
- Эмоции, чувства, возникающие при чтении
стихотворения; - Художественные средства (портретные зарисовки;
речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон;
письма; диалоги; монологи); - Языковые средства (фонетические, лексические,
тропы, морфологические, синтаксические); [www.metodist.ru]
Часть 6
Критерии проверки и оценки выполнения
части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося)
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе | Баллы |
Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют. | 3 |
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями. | |
Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов. | 3 |
3. Обоснованность привлечения текста произведения. | |
Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.). | 3 |
4. Последовательность и логичность изложения. | |
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов. | 3 |
5. Следование нормам речи. | 3 |
Максимальный балл | 15 |
[www.fipi.ru]
Часть 7
Рекомендации к сочинению-рассуждению
части С5
Как писать сочинение?
Композиция сочинения:
Вступление
Основная часть
Заключение
1. Вступление – вводит в тему, дает
предварительные, общие сведения о той проблеме,
которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
- содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
- представлено ваше мнение, если в названии есть
отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете
смысл названия…”); - содержаться факт из биографии автора или
охарактеризован исторический период, если эти
сведения имеют важное значение для последующего
анализа текста; - сформулировано ваше понимание
литературоведческих терминов, если они
использованы в названии темы (“тема судьбы”,
“образ героя”…).
2. Основная часть: представляет собой анализ
литературного произведения в соответствии с
заданной темой.
В основной части следует избегать:
- Пересказа литературного произведения;
- Изложение сведений, не имеющих прямого
отношения к теме;
В основной части необходимо
продемонстрировать знание литературного
материала, умение логично, аргументировано и
стилистически правильно, грамотно излагать свои
мысли;
Основная часть– это проверка того,
насколько верно понята тема.
3. Заключение: подведение итога, обобщение
сказанного, завершение текста, ещё раз обращение
внимания на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
- Короткой, но емкой;
- Органически связанной с предыдущим изложением.
В заключении может быть выражено отношение
пишущего к произведению, его героям, проблеме.
Оно должно быть изложено корректно, без
чрезмерных восторженных оценок, иметь четко
выраженный определенный смысл и быть
подготовлено материалом основной части.
[www.4ege.ru]
В заключительной части работы обозначу
наибольшие трудности, которые возникают при
подготовке к ЕГЭ по литературе, и пути их решения
Трудности | Пути решения |
1. Психологические: тревожность, растерянность, отсутствие четкости структурированности мышления и т.п. | 1. Сформировать внутренний план действий; 2. Организовать рабочую зону; 3. Понять специфику работы; 4. Отобрать необходимую литературу; 5. Изучить пространство Интернета в поисках |
2. Недостаток информационной базы | 1. Обратиться за помощью к товарищам; 2. 3. Посетить официальные сайты, подготавливающие |
3. Большой объем материала | 1. Разделить материал на удобные для повторения блоки; 2. Создать понятийный словарик 3. Воспользоваться справочниками и пособиями 4. Систематизировать материал с помощью |
24
5. Отсутствие необходимой практики в написании сочинений на уроках литературы. | 1.Подобрать удобную памятку для написания развернутых ответов и необходимые рекомендации для написания литературного сочинения; 2. Практиковаться в написании 3. Отбирать наиболее часто встречающиеся темы |
6. Малое количество репетиционных экзаменов в формате ЕГЭ. | 1. Систематическое прорешивание вариантов ЕГЭ с самопроверкой; 2. Контрольное |
Не стоит забывать, что по возможности
необходимо последовательное чтение и изучение
литературных текстов в соответствии со школьной
программой!!!
Практическое использование работы:
- Психологический настрой.
- Разделение материала на удобные блоки.
- Экономия времени при поиске информации.
- Готовые памятки и алгоритмы анализа.
- Такая систематизация материала позволяет лучше
подготовиться и к части С ЕГЭ по русскому языку.
Перспективными направлениями работы
являются
– составление словаря в соответствии с
блоками;
– систематизация тем сочинений по разделам;
– подбор образцов сочинений части С5 и ответов
части С1-С4.
Часть 8
Список рекомендуемой литературы
Приложение 3
Источник
Пришла весна, а это значит, что учителя начали с удвоенной силой пугать выпускников предстоящими экзаменами. Не стоит поддаваться панике, ничего катастрофического не произойдет. Запомните главное: свои творческие способности Вы проявите на испытании при поступлении на журфак или в театральное. Для ЕГЭ нужно учить теорию, следовать критериям и отрабатывать навыки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор каждого задания на ЕГЭ по литературе, образцы заданий из демоверсии 2020 и кодификатор. Осталось разобрать критерии оценки и другие важные моменты.
Даты, явки, пароли
Минимальный порог на ЕГЭ по литературе в 2020 году — 32 балла. Но для поступления в вуз нужно значительно больше, поэтому ориентироваться лучше на показатели от 70 баллов. Их легко получить даже тем, кто не читал все, что нужно из программы. Достаточно свободно владеть теорией, описанной в кодификаторе.
Сдают литературу раньше всех — 25 мая. С собой нельзя будет взять ничего, кроме черной гелиевой ручки и паспорта. Все КИМы дадут на месте, как и инструкции по их заполнению. Экзамен состоится в другой школе и будет проходить под надзором камер. Как и на основном ЕГЭ, наблюдатели будут изымать телефоны и выгонять за списывание. Поэтому Многомудрый Литрекон не рекомендует нарушать правила, даже если очень хочется. Пересдать ЕГЭ по выбору можно будет только в следующем учебном году.
На выполнение заданий дается 3 часа 55 минут.
Критерии оценки
Главная ошибка некоторых выпускников – нелюбовь к ограничению себя объемами, дедлайнами или требованиями. Однако для ЕГЭ нет ничего важнее. Чтобы сдать литературу на 100 баллов или хотя войти в счастливые 15,5% высокобалльников (людей, у которых больше 80 баллов), в первую очередь нужно выучить или хотя бы примерно знать критерии оценки ЕГЭ по литературе.
В этой таблице Вы видите распределение баллов по заданию:
- С заданиями 1-7, 10-14 все понятно: правильный ответ – 1 балл.
- В заданиях с развернутым ответом самое главное – четко понять вопрос и ответить именно на него, а не рассказать о смежной теме или о случае из Вашей биографии. Можно несколько раз в тексте заострить внимание, что Вы пишите именно по этой теме, что она анализируется именно в этом аспекте. В номерах 8 и 15 нужно ответить на вопрос по содержанию отрывка произведения, они оцениваются по критериям соответствия теме, наличию аргументов свой позиции (примеры из текста), логичностью и речевой грамотностью. Крайне важно соответствие теме, ведь если по этому пункту будет 0, дальше проверять не станут.
- В заданиях 9 и 16 нужно сопоставить данный в заданиях отрывок с другими литературными произведениями по определенной теме. Здесь также самое главное – четкое следование вопросу задания. Мини-сочинение оценивается по сопоставлению первого и второго текста с исходным, уместности использования всех этих текстов в анализе, логичности и речевой грамотности. Если нет названия или автора текста для сопоставления – Вы получите 0 баллов, дальше задание проверяться не будет.
- И напоследок задание 17 – сочинение на литературную тему. Нужно выбрать одну тему из четырех вариантов (17.1-17.4). Темы варьируются в зависимости от периода развития литературы: 1. Древнерусская литература или произведения XVIII – начала XIX века. 2. Произведения второй половины XIX века. 3. Литература XX века. 4. Современные произведения (конец ХХ – начало XXI века). Лучше всего выбирать не по тому, насколько Вам нравится произведение, а по тому, насколько понятен вопрос. Как было уже сказано, главное в задании – максимально удачно ответить на него. Критерии этого задания – соответствие текста теме и ее раскрытие (нужно смотреть на тему с разных сторон), аргументация (анализируются фрагменты и детали текста без фактических ошибок), опора на теорию литературы (в сочинении должно быть несколько литературных терминов), композиционная цельность и логичность, речевая грамотность.
Подготовка
Многомудрый Литрекон покончил с критериями оценки и приступает к главной части — подготовке к ЕГЭ по литературе. По-прежнему ничего, кроме практики, не может помочь нормально сдать экзамены. Поэтому он предлагает меры, которые облегчают и упорядочивают процесс обучения.
Пишите шпаргалки
Теория в литературе все равно пригодится (и в кратких заданиях, и в финальном сочинении). Выпишите ее всю на листочки, развесьте на видных местах и читайте каждый раз, когда попадется под руку. Наиболее эффективный способ запоминания: прочитать определение вслух, записать его ручкой на бумаге, проговаривая вслух, прочитать еще раз. Потом повторить через 15 минут, через час, через 3 часа и на следующий день.
Например, самая нужная шпаргалка на ЕГЭ по русскому языку — это таблица стихотворных размеров. А еще Многомудрый Литрекон подготовил для Вас свои фирменные шпаргалки по жанрам и направлениям:
- Что такое реализм?
- Что такое классицизм?
- Что такое романтизм?
- Что такое постмодернизм?
- Что такое антиутопия?
- Сходства и различия романтических и реалистических героев.
Также Вы можете найти через поиск на сайте качественные анализы и краткие содержания произведений. Многомудрый Литрекон специально готовит объемные пересказы и разборы, чтобы не упустить важные детали.
Читайте критику
Для полного понимания книги необходимо обратиться к литературной критике. Она представлена у Литрекона. Если Вы чего-то не нашли, не беда! После Вашего комментария эта информация появится на сайте в кратчайшие сроки.
Ведите дневники
Как бы это странно ни звучало, метод рабочий: чтобы запомнить стихи одной тематики и стилистики, нужно вести свой журнал, где будут сохраняться названия, авторы и суть прочитанных произведений. Такие материалы, написанные Вашей рукой, всплывут в памяти в решающие минуты.
В систематизации контента Вам помогут подборки от Многомудрого Литрекона. Он часто пишет аргументы из произведений по популярным темам и проблемам в ЕГЭ. Например, обязательно оцените его материал, посвященный произведениям на тему «Человек и природа».
Спокойствие и сон
Об этих факторах можно помнить всегда. Не стоит готовиться всю ночь и встать специально пораньше, чтобы дрожать в ожидании экзамена. Это не приведет ни к чему хорошему. Пейте ромашковый чай, возможно, валерьянку, спокойно, но регулярно и планомерно готовьтесь, тогда все пройдет успешно. Самые ответственные могут попробовать решать по одному КИМу в день.
Мы желаем Вам удачи, спокойствия, поступления в лучший ВУЗ и, самое главное, творческой самореализации после того, когда экзаменационная пытка останется позади.
Порядок выполнения заданий
Как бы Вы ни были уверены в том, что все успеете, выявите в процессе подготовки, сколько Вам нужно времени на каждое задание, и в соответствии с этим заполняйте КИМ. Необязательно это делать по порядку. Возможно, кому-то будет легче сначала размяться на заданиях с кратким ответом, а потом приступать к сочинению. Кто-то сначала пишет сочинения, а потом краткие задания. Кто-то сначала пишет сочинения, потом отвечает на вопросы 1-7, 10-14, а в конце редактирует и переписывает задания 8,9,15,16,17.
Помните: чтобы выработать личную стратегию, которая будет работать в вашем конкретном случае, нужно одно – постоянно решать задания. Особенно это касается сочинений, здесь количество неизбежно переходит в качество. Чем больше пишете, тем быстрее соберетесь с мыслями на экзамене.
Автор: Мария Копусова
Источник