Егэ по литературе шпаргалки и полезные материалы

Егэ по литературе шпаргалки и полезные материалы thumbnail

Как известно, с 2009 года ЕГЭ по литературе стал
обязательным испытанием при поступлении на
целый ряд специальностей, в том числе таких
востребованных сегодня, как “Журналистика”,
“Реклама”, “Графическое искусство и дизайн” и
другие. Этот факт не мог не заставить выпускников
выбрать в качестве обязательного экзамена
предмет “Литература”.

Мои обучающиеся тоже не стали исключением.
Оказавшись в ситуации необходимости подготовить
выпускников к экзамену, я начала с того, что
купила литературу, которая помогла бы мне
определить с чего начать работу. Проанализировав
полученные пособия, я сделала вывод, что она, как
правило, состоит из следующих компонентов:

  • методических рекомендаций для учащихся по
    подготовке к ЕГЭ,
  • особенностей типов заданий,
  • тренировочных заданий из открытых вариантов
    КИМ,
  • тренировочных вариантов ЕГЭ,
  • критериев проверки и оценки выполнения заданий
    С1, С2, С3, С4, С5-1 – С5-3,
  • списка художественных текстов для
    обязательного чтения.

Всего этого оказывается недостаточно, чтобы
ответить на вопросы: с чего начать подготовку к
экзамену, как разделить материал, какая
научно-учебная литература может пригодиться и на
подобные. Обозначилась проблема: отсутствие
достаточной методической помощи в решении
трудностей при подготовке к ЕГЭ по литературе

Востребованность предмета сегодня и ряд
нерешенных вопросов в этой связи позволяют
говорить об актуальности моей работы.

Настоящая методическая разработка имеет целью
создание рекомендаций (шпаргалок) для
подготовки выпускников к экзамену по литературе
в формате ЕГЭ.

Свои рекомендации (шпаргалки) по подготовке к
ЕГЭ по литературе я разделила на 8 частей:

  1. Советы психологов выпускникам.
  2. Структура контрольных измерительных
    материалов.
  3. Список художественных текстов в соответствии с
    различными литературными эпохами.
  4. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с
    развернутым ответом (С1, С2, С3, С4).
  5. Памятки анализа эпического, драматического и
    лирического произведений.
  6. Критерии проверки и оценки выполнения части С5
    (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося).
  7. Рекомендации к сочинению-рассуждению части С5.
  8. Рекомендуемая литература и сайты Интернета.

Часть 1

Советы психологов выпускникам

Как подготовиться к сдаче ЕГЭ

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со
    стола лишние вещи, удобно расположи нужные
    учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и
    т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и
    фиолетовый цвета, поскольку они повышают
    интеллектуальную активность. Для этого бывает
    достаточно какой-либо картинки в этих тонах или
    эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто
    ты – “сова” или “жаворонок”, и в
    зависимости от этого максимально используй
    утренние или вечерние часы. Составляя план на
    каждый день подготовки, необходимо четко
    определить, что именно сегодня будет изучаться.
    Не вообще: “немного позанимаюсь”, а какие
    именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который
    знаешь хуже всего. Но если тебе трудно
    “раскачаться”, можно начать с того
    материала, который тебе больше всего интересен и
    приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий
    ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий,
    затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть
    посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять
    душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и
    запомнить наизусть весь учебник. Полезно
    структурировать материал за счет составления
    планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы
    полезны и потому, что их легко использовать при
    кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных
    опубликованных тестов. Эти тренировки ознакомят
    тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Готовясь к экзамену, никогда не думай о том, что
    не справишься с заданием, а напротив, мысленно
    рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы
    вновь повторить все планы ответов, еще раз
    остановиться на самых трудных вопросах. Приложение 1
  • [ www.ctege.org, www.psychologia.edu.ru]

    Часть 2

    Структура контрольных измерительных
    материалов по литературе

    Экзаменационная работа по литературе состоит
    из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240
    минут). Рекомендуется распределить время на
    выполнение работы следующим образом: на части 1, 2
    – не более 2 часов, на часть 3 – 2 часа. Части 1 и 2
    включают в себя анализ художественного текста
    (фрагмент эпического (или драматического)
    произведения и лирическое произведение). Задания
    направлены на выявление особенностей содержания
    и формы рассматриваемых произведений, а также их
    связей с произведениями других авторов. Анализ
    текста эпического (или драматического)
    произведения имеет следующую структуру: 7
    заданий с кратким ответом (В), требующих
    написания слова или сочетания слов, и 2 задания с
    развёрнутым ответом (С1–С2), требующие написания
    ответа в объеме 5–10 предложений. Анализ
    лирического произведения включает в себя 5
    заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с
    развернутым ответом (С3–С4) в объеме 5–10
    предложений. Выполняя задания С1–С4, нужно
    постараться сформулировать прямой ответ на
    поставленный вопрос, избегая пространных
    вступлений и характеристик. Для экономии времени
    при выполнении заданий с кратким ответом
    необходимо пропускать те из них, которые
    вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете
    вернуться после выполнения всей работы, если
    останется время. Приступая к выполнению заданий
    части 3, придется выбрать один из трех
    предложенных проблемных вопросов и дать на него
    письменный развёрнутый аргументированный ответ
    в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов). За
    каждый правильный ответ в зависимости от уровня
    сложности можно получить один и более баллов.
    Баллы, полученные вами за выполненные задания,
    суммируются. Нужно постараться выполнить как
    можно больше заданий и набрать наибольшее
    количество баллов. [www.fipi.ru]

    Читайте также:  Полезные продукты для похудения для женщин

    Часть 3

    Список художественных текстов в
    соответствии с различными литературными эпохами

    Приложение 2

    [www.ege.edu.ru]

    Часть 4

    Критерии проверки и оценки выполнения
    заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4)

    Задания типа С1 – С4 относятся к заданиям
    повышенного уровня сложности – это вопрос, на
    который нужно дать краткий (ограниченно
    развернутый) связный ответ. Выполнение заданий С1
    – С4 предполагает выход в широкий литературный
    контекст: проблематика анализируемого
    произведения (фрагмента) включается в
    литературные связи курса.

    Оценка выполнения заданий С1 и С3

    Экзаменуемый обнаруживает понимание
    специфики задания: аргументированно отвечает на
    вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя
    развивающие их доводы и делая соответствующие
    выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют.
    3

    Оценка выполнения заданий С2 и С4

    Экзаменуемый обнаруживает понимание
    специфики задания: отвечает на вопрос, требующий
    привлечения литературного контекста, то есть
    называет не менее двух произведений одного или
    разных писателей, в творчестве которых нашла
    отражение указанная проблема или названный
    мотив, художественный прием и т.д. (2 и более
    позиций сопоставления), и дает содержательное
    обоснование для сопоставления, приводя
    необходимые аргументы; фактические ошибки в
    ответе отсутствуют.
    3

    [www.fipi.ru

    Часть 5

    Памятки анализа эпического,
    драматического и лирического произведений

    Анализ эпического и драматического
    произведения

    1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции
      произведения;
    2. Речевой строй (описание, повествование,
      рассуждение, наличие авторских отступлений);
    3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них
      участвует, какие стороны характера героев
      раскрываются;
    4. Как и с какой целью использует автор детали
      предметной изобразительности;
    5. Какие изобразительно-выразительные средства
      художественной речи использует писатель, с какой
      целью;
    6. Каков эмоциональный пафос эпизода и как он
      создается;
    7. Тема и проблема произведения, которое получили
      здесь своё развитие, значение эпизода для
      раскрытия идеи произведений, выражения
      авторской позиции.

    Анализ лирического произведения

    1. Автор, заглавие;
    2. Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь,
      миниатюра, письмо);
    3. Основная тема (любовь, дружба, подвиг,
      одиночество, поэт и поэзия);
    4. Сюжет, композиция, проблема.
    5. Мотив создания: что послужило источником
      написания, вдохновения;
    6. Лирический герой;
    7. Место автора в произведении;
    8. Эмоции, чувства, возникающие при чтении
      стихотворения;
    9. Художественные средства (портретные зарисовки;
      речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон;
      письма; диалоги; монологи);
    10. Языковые средства (фонетические, лексические,
      тропы, морфологические, синтаксические); [www.metodist.ru]

    Часть 6

    Критерии проверки и оценки выполнения
    части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося)

    1. Глубина и самостоятельность
    понимания проблемы, предложенной в вопросе
    Баллы
    Экзаменуемый обнаруживает понимание
    проблемы, предложенной в вопросе; формулирует
    свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая
    необходимые тезисы, приводя развивающие их
    доводы и аргументы и делая соответствующие
    выводы; демонстрирует знание проблематики
    произведения и умение обосновывать суждения;
    фактические ошибки отсутствуют.
    3
    2. Уровень владения
    теоретико-литературными знаниями.
     
    Экзаменуемый обнаруживает высокий
    уровень владения теоретико-литературными
    знаниями, уместно применяя соответствующие
    литературоведческие термины при анализе
    литературного материала и объясняя функции тех
    или иных литературных приемов.
    3
    3. Обоснованность привлечения текста
    произведения.
     
    Текст рассматриваемого произведения
    привлекается обоснованно и достаточно
    разносторонне (цитаты с комментариями к ним,
    краткий пересказ содержания, необходимый для
    доказательства суждений, обращение к микротемам
    текста и их интерпретация, разного рода ссылки на
    изображенное в произведении и т.п.).
    3
    4. Последовательность и логичность
    изложения.
     
    Части высказывания логически связаны,
    мысль развивается от части к части, нет нарушений
    последовательности внутри смысловых частей
    высказывания и необоснованных повторов.
    3
    5. Следование нормам речи.

    3

    Максимальный балл

    15

    [www.fipi.ru]

    Часть 7

    Рекомендации к сочинению-рассуждению
    части С5

    Как писать сочинение?

    Композиция сочинения:

    Вступление

    Основная часть

    Заключение

    1. Вступление – вводит в тему, дает
    предварительные, общие сведения о той проблеме,
    которая стоит за предложенной темой.

    Во вступлении может:

    • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
    • представлено ваше мнение, если в названии есть
      отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете
      смысл названия…”);
    • содержаться факт из биографии автора или
      охарактеризован исторический период, если эти
      сведения имеют важное значение для последующего
      анализа текста;
    • сформулировано ваше понимание
      литературоведческих терминов, если они
      использованы в названии темы (“тема судьбы”,
      “образ героя”…).

    2. Основная часть: представляет собой анализ
    литературного произведения в соответствии с
    заданной темой.

    В основной части следует избегать:

    • Пересказа литературного произведения;
    • Изложение сведений, не имеющих прямого
      отношения к теме;

    В основной части необходимо
    продемонстрировать знание литературного
    материала, умение логично, аргументировано и
    стилистически правильно, грамотно излагать свои
    мысли;

    Читайте также:  Чем полезно и опасно сливочное масло

    Основная часть– это проверка того,
    насколько верно понята тема.

    3. Заключение: подведение итога, обобщение
    сказанного, завершение текста, ещё раз обращение
    внимания на самое главное.

    Заключительная часть должна быть:

    • Короткой, но емкой;
    • Органически связанной с предыдущим изложением.

    В заключении может быть выражено отношение
    пишущего к произведению, его героям, проблеме.
    Оно должно быть изложено корректно, без
    чрезмерных восторженных оценок, иметь четко
    выраженный определенный смысл и быть
    подготовлено материалом основной части.

    [www.4ege.ru]

    В заключительной части работы обозначу
    наибольшие трудности, которые возникают при
    подготовке к ЕГЭ по литературе, и пути их решения

    ТрудностиПути решения
    1. Психологические: тревожность,
    растерянность, отсутствие четкости
    структурированности мышления и т.п.
    1. Сформировать внутренний план
    действий;

    2. Организовать рабочую зону;

    3. Понять специфику работы;

    4. Отобрать необходимую литературу;

    5. Изучить пространство Интернета в поисках
    полезных ссылок.

    2. Недостаток информационной базы1. Обратиться за помощью к товарищам;

    2.
    Просмотреть и отобрать необходимую литературу в
    каталогах библиотеки;

    3. Посетить официальные сайты, подготавливающие
    к ЕГЭ

    3. Большой объем материала1. Разделить материал на удобные для
    повторения блоки;

    2. Создать понятийный словарик
    с необходимыми литературоведческими терминами;

    3. Воспользоваться справочниками и пособиями
    типа “Все произведения русской литературы в
    кратком изложении”;

    4. Систематизировать материал с помощью
    читательского дневника.

    24

    5. Отсутствие необходимой практики в
    написании сочинений на уроках литературы.
    1.Подобрать удобную памятку для
    написания развернутых ответов и необходимые
    рекомендации для написания литературного
    сочинения;

    2. Практиковаться в написании
    небольших работ, анализируя эпизоды из
    эпических, драматических и лирических
    произведений в соответствии с критериями;

    3. Отбирать наиболее часто встречающиеся темы
    сочинений части С5 и прорабатывать подробно
    некоторые из них.

    6. Малое количество репетиционных
    экзаменов в формате ЕГЭ.
    1. Систематическое прорешивание
    вариантов ЕГЭ с самопроверкой;

    2. Контрольное
    выполнение тестов с учителем литературы.

    Не стоит забывать, что по возможности
    необходимо последовательное чтение и изучение
    литературных текстов в соответствии со школьной
    программой!!!

    Практическое использование работы:

    1. Психологический настрой.
    2. Разделение материала на удобные блоки.
    3. Экономия времени при поиске информации.
    4. Готовые памятки и алгоритмы анализа.
    5. Такая систематизация материала позволяет лучше
      подготовиться и к части С ЕГЭ по русскому языку.

    Перспективными направлениями работы
    являются

    – составление словаря в соответствии с
    блоками;
    – систематизация тем сочинений по разделам;
    – подбор образцов сочинений части С5 и ответов
    части С1-С4.

    Часть 8

    Список рекомендуемой литературы

    Приложение 3

    Источник

    Пришла весна, а это значит, что учителя начали с удвоенной силой пугать выпускников предстоящими экзаменами. Не стоит поддаваться панике, ничего катастрофического не произойдет. Запомните главное: свои творческие способности Вы проявите на испытании при поступлении на журфак или в театральное. Для ЕГЭ нужно учить теорию, следовать критериям и отрабатывать навыки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор каждого задания на ЕГЭ по литературе, образцы заданий из демоверсии 2020 и кодификатор. Осталось разобрать критерии оценки и другие важные моменты.

    Даты, явки, пароли

    Минимальный порог на ЕГЭ по литературе в 2020 году — 32 балла. Но для поступления в вуз нужно значительно больше, поэтому ориентироваться лучше на показатели от 70 баллов. Их легко получить даже тем, кто не читал все, что нужно из программы. Достаточно свободно владеть теорией, описанной в кодификаторе.

    Сдают литературу раньше всех — 25 мая. С собой нельзя будет взять ничего, кроме черной гелиевой ручки и паспорта. Все КИМы дадут на месте, как и инструкции по их заполнению. Экзамен состоится в другой школе и будет проходить под надзором камер. Как и на основном ЕГЭ, наблюдатели будут изымать телефоны и выгонять за списывание. Поэтому Многомудрый Литрекон не рекомендует нарушать правила, даже если очень хочется. Пересдать ЕГЭ по выбору можно будет только в следующем учебном году.

    На выполнение заданий дается 3 часа 55 минут.

    Критерии оценки

    Главная ошибка некоторых выпускников – нелюбовь к ограничению себя объемами, дедлайнами или требованиями. Однако для ЕГЭ нет ничего важнее. Чтобы сдать литературу на 100 баллов или хотя войти в счастливые 15,5% высокобалльников (людей, у которых больше 80 баллов), в первую очередь нужно выучить или хотя бы примерно знать критерии оценки ЕГЭ по литературе. 

    В этой таблице Вы видите распределение баллов по заданию:

    таблица баллов ЕГЭ по литературе

    1. С заданиями 1-7, 10-14 все понятно: правильный ответ – 1 балл. 
    2. В заданиях с развернутым ответом самое главное – четко понять вопрос и ответить именно на него, а не рассказать о смежной теме или о случае из Вашей биографии. Можно несколько раз в тексте заострить внимание, что Вы пишите именно по этой теме, что она анализируется именно в этом аспекте. В номерах 8 и 15 нужно ответить на вопрос по содержанию отрывка произведения, они оцениваются по критериям соответствия теме, наличию аргументов свой позиции (примеры из текста), логичностью и речевой грамотностью. Крайне важно соответствие теме, ведь если по этому пункту будет 0, дальше проверять не станут.
    3. В заданиях 9 и 16 нужно сопоставить данный в заданиях отрывок с другими литературными произведениями по определенной теме. Здесь также самое главное – четкое следование вопросу задания. Мини-сочинение оценивается по сопоставлению первого и второго текста с исходным, уместности использования всех этих текстов в анализе, логичности и речевой грамотности. Если нет названия или автора текста для сопоставления – Вы получите 0 баллов, дальше задание проверяться не будет.
    4. И напоследок задание 17 – сочинение на литературную тему. Нужно выбрать одну тему из четырех вариантов (17.1-17.4). Темы варьируются в зависимости от периода развития литературы: 1. Древнерусская литература или произведения XVIII – начала XIX века. 2. Произведения второй половины XIX века. 3. Литература XX века. 4. Современные произведения (конец ХХ – начало XXI века). Лучше всего выбирать не по тому, насколько Вам нравится произведение, а по тому, насколько понятен вопрос. Как было уже сказано, главное в задании – максимально удачно ответить на него. Критерии этого задания – соответствие текста теме и ее раскрытие (нужно смотреть на тему с разных сторон), аргументация (анализируются фрагменты и детали текста без фактических ошибок), опора на теорию литературы (в сочинении должно быть несколько литературных терминов), композиционная цельность и логичность, речевая грамотность.
    Читайте также:  Полезны ли консервированные ананасы для эндометрия

    Подготовка 

    Многомудрый Литрекон покончил с критериями оценки и приступает к главной части — подготовке к ЕГЭ по литературе. По-прежнему ничего, кроме практики, не может помочь нормально сдать экзамены. Поэтому он предлагает меры, которые облегчают и упорядочивают процесс обучения.

    Пишите шпаргалки

    Теория в литературе все равно пригодится (и в кратких заданиях, и в финальном сочинении). Выпишите ее всю на листочки, развесьте на видных местах и читайте каждый раз, когда попадется под руку. Наиболее эффективный способ запоминания: прочитать определение вслух, записать его ручкой на бумаге, проговаривая вслух, прочитать еще раз. Потом повторить через 15 минут, через час, через 3 часа и на следующий день. 

    Например, самая нужная шпаргалка на ЕГЭ по русскому языку — это таблица стихотворных размеров. А еще Многомудрый Литрекон подготовил для Вас свои фирменные шпаргалки по жанрам и направлениям:

    1. Что такое реализм?
    2. Что такое классицизм?
    3. Что такое романтизм?
    4. Что такое постмодернизм?
    5. Что такое антиутопия?
    6. Сходства и различия романтических и реалистических героев.

    Также Вы можете найти через поиск на сайте качественные анализы и краткие содержания произведений. Многомудрый Литрекон специально готовит объемные пересказы и разборы, чтобы не упустить важные детали.

    Читайте критику

    Для полного понимания книги необходимо обратиться к литературной критике. Она представлена у Литрекона. Если Вы чего-то не нашли, не беда! После Вашего комментария эта информация появится на сайте в кратчайшие сроки. 

    Ведите дневники

    Как бы это странно ни звучало, метод рабочий: чтобы запомнить стихи одной тематики и стилистики, нужно вести свой журнал, где будут сохраняться названия, авторы и суть прочитанных произведений. Такие материалы, написанные Вашей рукой, всплывут в памяти в решающие минуты.

    В систематизации контента Вам помогут подборки от Многомудрого Литрекона. Он часто пишет аргументы из произведений по популярным темам и проблемам в ЕГЭ. Например, обязательно оцените его материал, посвященный произведениям на тему «Человек и природа».

    Спокойствие и сон

    Об этих факторах можно помнить всегда. Не стоит готовиться всю ночь и встать специально пораньше, чтобы дрожать в ожидании экзамена. Это не приведет ни к чему хорошему. Пейте ромашковый чай, возможно, валерьянку, спокойно, но регулярно и планомерно готовьтесь, тогда все пройдет успешно. Самые ответственные могут попробовать решать по одному КИМу в день. 

    Мы желаем Вам удачи, спокойствия, поступления в лучший ВУЗ и, самое главное, творческой самореализации после того, когда экзаменационная пытка останется позади.

    Порядок выполнения заданий

    Как бы Вы ни были уверены в том, что все успеете, выявите в процессе подготовки, сколько Вам нужно времени на каждое задание, и в соответствии с этим заполняйте КИМ. Необязательно это делать по порядку. Возможно, кому-то будет легче сначала размяться на заданиях с кратким ответом, а потом приступать к сочинению. Кто-то сначала пишет сочинения, а потом краткие задания. Кто-то сначала пишет сочинения, потом отвечает на вопросы 1-7, 10-14, а в конце редактирует и переписывает задания 8,9,15,16,17. 

    Помните: чтобы выработать личную стратегию, которая будет работать в вашем конкретном случае, нужно одно – постоянно решать задания. Особенно это касается сочинений, здесь количество неизбежно переходит в качество. Чем больше пишете, тем быстрее соберетесь с мыслями на экзамене.

    Автор: Мария Копусова

    Источник