Егэ по английскому устная часть полезные фразы
Пункт плана
Рекомендуемые вводные слова
Перевод
I took it when I was on holiday with my friends / parents / classmates last …
We were visiting / trekking / going to … then.
I took this photo because I was so impressed by the scene that I wanted to capture that moment forever.
Moreover, it was the most unforgettable part of our trip.
Besides, it was one of the most stunning / disappointing moments in our trip.
Я сделал ее, когда был с друзьями/родителями/одноклассниками на каникулах в прошлом…
Мы посещали/пересекали/шли ….. Я снял эту фотографию, потому что был так впечатлен пейзажем, что хотел запечатлеть тот момент навсегда.
Более того, это была самая незабываемая часть нашего путешествия.
Кроме того, это был один из самых великолепных/ неутешительных моментов в нашем путешествии.
In the foreground, we can see….
I would say…
There is … in the picture.
On the right / left there are (is) …
In the right / left hand corner …
In the foreground/ background, there is…
There are … in the foreground / background.
In the bottom part of the picture there is…
There are … in the top part of the picture.
The people in the picture are …
The people in the picture look happy because…
The people in the picture seem sad because…
The general atmosphere in the picture is positive because….
The picture was taken in …
The weather in the picture is…
The atmosphere in the picture is depressing because…
Speculating about the situation
It may be…
На переднем плане мы можем видеть….
Я бы сказал…
На фото есть…
Справа/ слева ….
В правом/левом углу…
На переднем/ заднем плане…
…. на переднем/заднем плане.
В нижней части фотографии …
…. в верхней части фото.
Люди на фото…
Люди на картинке выглядят радостными, потому что…
Люди на фото кажутся грустными, потому что…
Общая атмосфера фото положительная, потому
что…
Фотография была снята/ сделана…
Погода на фото…
Атмосфера на фотографии унылая, потому что…
Размышляя над ситуацией…
Это может быть….
It seems to me that…
They could be…
Perhaps, …
It is probably…
Imagine they’re…
Another idea is that…
It is also possible that…
It’s not clear if…
It seems to me that the people in the picture…
I get the impression that the people are not very happy here…
They don’t seem to be enjoying themselves…
Мне кажется, что…
Они могли бы…
Возможно…
Вероятно,…
Представь, что они
Другая мысль заключается в том, что…
Также возможно, что…
Неясно……. ли….
Мне кажется, что люди на фото…
У меня создалось впечатление, что люди на фото не очень радостны…
Кажется, что они не получают удовольствие…
What’s more, …
Besides…
I liked the landscape so much that I decided to capture/to save it.
It was a great experience in my life.
They were the friendliest / the most helpful / hospitable people in our journey and I liked them so much that I decided to take a picture of them.
Кроме того,…
Мне так понравился пейзаж, что я решил захватить/сохранить его.
Это был великолепный опыт в моей жизни.
Они были самыми дружелюбными/ самыми полезными/самыми гостеприимными людьми за время нашего путешествия и мне они так понравились, что я решил их сфотографировать.
Looking at it from your perspective, you would…
I decided to show this photo to you as I’d like to share my emotions / feelings / impressions with you.
Also, I want you to know more about…
На мой взгляд, ты бы…
Я хотел показать это фото тебе, т.к. хотел с тобой поделиться своими эмоциями/ чувствами/впечатлениями.
Также я хотел узнать побольше о…
В данной статье разберем наиболее подробно, как успешно сдать задание 3 из раздела Говорение в ЕГЭ по английскому языку. Во-первых, как и для любого задания необходимо иметь четкий план, который всегда поможет сориентироваться при сдаче экзамена. Во-вторых, выучить наизусть выражения, которые приведены ниже.
Примечание: Подробнее ознакомиться с критериями оценивания, стратегиями выполнения задания 3 ЕГЭ по английскому языку можно здесь.
План описания одного фото из трех
Не забывайте, для описания фотографии необходимо будет представить ту ситуацию, которая изображена. Даже если такого случая в Вашей жизни не происходило, выдумывайте и мечтайте! Придумайте историю, где Вы были в этот момент и с кем. Придумайте родственников и друзей (в зависимости от того, что изображено на картинке). Самое главное — уложиться вовремя и все успеть.
Итак, план описания фотографии должен быть следующим:
- Вступительные фразы.
- Where and when the photo was taken (когда и где было сделано фото).
- What/who is in the photo (кто/что изображен(о)).
- What is happening (что происходит).
- Why you keep the photo in your album (почему была снята эта фотография).
- Why you decided to show the picture to your friend (почему решили показать).
- Заключение.
Фразы-клише для описания фото на ЕГЭ
Рассмотрим каждый пункт плана описания фотографии на ЕГЭ подробнее.
Примечание: Обязательно для описания фото не забывайте использовать Present Continuous. Повторить грамматическое правило Present Continuous можно в разделе «Грамматика».
1. Вступительные фразы
Начать ответ следует с фразы: «I’ve chosen photo number… — Я выбрал(а) фото номер…», которая нужна для того, чтобы эксперт понял, какую картинку выбрал участник экзамена.
Например,
I’ve chosen photo number 3.
Далее следует вступительная фраза, которая должна соответствовать выбранной картинке.
Например,
- As you know, I took up photography last year. Since then I’ve taken lots of pictures. I keep the best of them in my album. Here is one of them.
- As you know, I have just come back from holiday. I took lots of photos while I was on holiday. I’d like to show you one of them.
- I’d really like you to see one photo. Here it is.
- I’ve got a photo to show you. Please, have a look.
- I would like to tell you more about this photo.
Примечание: Другие варианты вступительных фраз в задание 3 устной части можно посмотреть здесь.
2. Когда и где была сделана фотография
— I took it a month ago when I was …ing … (walking along the street, walking in the park, travelling abroad) + обязательно указать конкретное место (in the centre of the city where I was staying; in one of the local parks; at the stadium that is not far from my place; at the railway station; on the train; in my bedroom).
— I had a camera in my hand and I took a photo.
— I remember that day very well.
Например,
- I took it last summer when I was travelling abroad in the centre of the city where I was staying. I remember that day very well.
3. Кто, что изображено (назвать общую картину + перечислить 2-3 самых важных объекта) + что происходит
— In this photo you can see … (a street, a city, a forest, an animal, a person, …)
— This is a picture of (a street, a city, a forest, an animal, a person, …)
— I make this photo occasionally but I keep it because it reminds me … .
— I make this photo because I like such unusual scenes.
— I make this photo to keep memory.
— I adore …
— I love doing it.
— It looks great.
— It makes me want to try it.
— It makes me want to go there.
— It makes me think about life.
— It’s not a very common situation.
— In the foreground/center of the photo there is/are … .
— In the background one can see a … .
— On the left/right … .
— Up/down the photo … .
- He/she is wearing …
- He/she has got … (a tattoo, piercing, an umbrella, …)
- He/she is carrying … (a bag, a suitcase, …)
- He/she looks … (happy, sad, serious, angry, tired, bored, …)
Например,
- In this photo you can see people who are having fun together. I don’t know their names. They seemed to be very nice people. In the foreground of the photo there is a women with your children who are finding near a museum. They were very friendly. In the background of the photo you can see me. I am making some photos my friends. The weather on that day was fantastic.
4. Почему была снята эта фотография
Например,
- I keep this picture in my album because it reminds me of the wonderful holiday. I think it was really amaizng (terrible, awesome).
- I keep the photo in my album because it illustrates the beauty of nature. And, moreover, I consider it as one of my best shots.
5. Почему решили показать
— I want you to see this photo because …
— I would like you to see this photo because …
— … you are interested in … .
— … you like …, too.
— I decided to show you this photo…
- because you like unusual objects.
- because you like romantic situations like these.
- because I want you to smile.
- because I want your mood to rise.
- because I wanna raise you mood.
- because I want you to remember our previous holidays.
- because I want to demonstrate you my skills of a photographer.
Например,
- I want you to see this photo because it was an interesting moment and I wanted to share it.
6. Заключение
Обязательно свой монолог следует завершить следующими предложениями:
Например,
- Now you realize why I’m fond of this photo. I hope you like it too. That’s all I wanted to say.
- I hope you enjoyed my story about this photo. Maybe next time you’ll show me yours. That’s all I wanted to say.
- Well, as you can see, this photo is my favourite because it’s connected with such good memories. That’s all I wanted to say.
Примечание: Ознакомиться с стратегиями выполнения других заданий в ЕГЭ по английскому языку можно в разделе «ГИА (экзамены)«
Благодарю
действующих экспертов по английскому языку
за помощь в написании данного материала: Светлану Рудкевич и Евгению Сергеевну.
Про первое и второе задание на устной части ЕГЭ я уже писала, сегодня посмотрим на то, с чем едят 3 задание на устной части экзамена.
В нем нам предлагают выбрать одно из трех фото и описать его. Понятно, что ученик должен выбрать ту картинку, где знает как рассказать про все, что на ней изображено. Вот пример этого задания из демоверсии 2019 года:
На подготовку даётся 1.5 минуты, а на выполнение 2 минуты. Максимум здесь можно получить 7 баллов.
Критерии оценивания
Задание оценивается по трем критериям:
- решение коммуникативной задачи/содержание (максимум – 3 балла)
- организация устного высказывания (максимум – 2 балла)
- языковое оформление высказывания (максимум –2 балла)
Обратите внимание на важное примечание в конце таблицы. Если вы не раскрываете 3+ аспекта содержания, все задание оценивается в 0 баллов.
Что еще важного в этих критериях?
- Соблюсти количество предложений, необходимых для полного раскрытия содержания (в пункте “решение коммуникативной задачи“). Записываем ответ ученика на диктофон и считаем, вписались ли в нужное количество. Если скажете больше 15 фраз (фраза = простое предложение. There is a bear in the background of the picture and you can also see some squirrels on the left. – 2 фразы.), никто ругать не будет. Главное, чтобы правильно и содержание раскрыто. Фразу I’ve chosen photo number … не считаем.
- Даю ученикам “канву” ответа, которую они заучивают и адаптируют под картинку. С таким выученным планом он вряд ли потеряет баллы по пункту “Организация высказывания“.
- В пункте “Языковое оформление высказывания” обратите внимание, что можно сделать не более 2-х лексико-грамматических И 2-х фонетических не грубых ошибок. Что за ошибки такие?
Грубая ошибка – ошибка, искажающая понимание высказывания – отсутствие согласования подлежащего и сказуемого (they am/ he have), неправильная постановка артикля (in background/ we see a people), употребление Present Simple при описании картинки, ошибка в элементарной лексике (dress вместо wear, watch вместо look at, beer вместо bear). Вообщем, грамматика, лексика и произношение слов, которые все знают уже на уровне Pre-Intermediate.
На всякий случай прикреплю памятку, который пользуется эксперт при проверке этого задания (взято с fipi.ru):
Подготовка
Рассказываем ученикам общую информацию о задании, критерии оценивания и о том, что нужно обязательно проговорить все эти пункты в своем ответе:
- where and when the photo was taken
- what/who is in the photo
- what is happening
- why you keep the photo in your album
- why you decided to show the picture to your friend
Снова внимание – в моей статье пункты сформулированы так, как будет на экзамене! Даже на сайте ФИПИ (молчу про учебники по говорению) вы встретите немного отличные формулировки задания, они взяты из прошлых лет.
В пунктах, которые даны для планирования своего ответа, это не указано, но вам еще нужно сделать вступление и заключение к своему высказыванию. Для вступления могут подойти фразы: I have a wonderful photo in my album. Have a look at it./ Would you like to see my photo album?/ Take a look at my holiday photos. Для заключения могут быть использованы предложения: That’s all I wanted to tell you. I hope you like my photo.
Для упрощения жизни учеников даю им вот такой “скелет” ответа:
I’ve chosen photo № … .
Please, have a look at my photo.
1) This photo was taken last weekend (summer/winter/spring/autumn) when I was … in/at … (place). As far as I remember, it was …
2) In the photo you can see … (what, who). There is/are … in the background/foreground/centre of the picture. You can also see … on the left/ right.
3) … is/are doing smth. (Present Continuous)
4) I keep this picture in my album because I …
5) I decided to show this picture to you as …
That’s all I wanted to say. I hope you like this photo.
Если на картинке особо нечего описывать в пункте 3 (там происходит очень мало действий, например, кто-то просто позирует на камеру) можно описать одежду человека в кадре (не забывая про Present Continuous!). Или природу на форме – The sun is shining, the clouds are floating in the sky.
Но на практике в этом задании даже остается время в конце.
Еще интересные факты об этом задании:
- Для получения высшего балла по критерию “решение коммуникативной задачи” участник экзамена должен дать развернутые ответы, т.е. раскрыть каждый пункт плана либо в форме сложного предложения (сложносочиненного или сложноподчиненного), либо нескольких простых предложений, либо в одном простом предложении высказать 2 идеи, например: In the picture you can see my sister skiing./I took this photo in Turkey in July.
- В полных, точных и развернутых ответах задействованы все детали фотографии, которые правильно и точно интерпретированы.
- Если в пункте what/who is in the photo, в ответе указывается только КТО или только ЧТО (например, на картинке только горы и озеро) то это считается полным ответом и оценка не снижается.
- Если ответ в какой-либо своей части содержит фактическую ошибку (например, неверно указан возраст/пол изображенного на фотографии человека или количество людей/предметов изображенных на фотографии), то данный аспект признается неточным (отмечается в дополнительной схеме знаками плюс-минус: +-).
- Если экзаменуемый говорит: «Это мой сын/дочь/жена» – не снижаем балл, так как среди участников ЕГЭ становится больше людей, давно закончивших школу.
- Если при описании экзаменуемые путают времена года: лето – осень, ранняя весна – зима, считаем неточным ответом, только если на картинке видны четкие указания на сезон, например, сугробы, снеговик.
- Отсутствие адресности сигнализирует о непонимании коммуникативной ситуации. В начале и в конце монолога от отвечающего ожидается прямое обращение к другу, а не фразы типа «Я хочу описать эту фотографию» и «Я показываю эту фотографию другу (нужно: тебе), потому что хочу его (нужно: тебя) познакомить с моим братом». Однако если участник в начале не обращается к другу, то оценка не снижается. Важно, чтобы в пункте 4 адресность была соблюдена. Участник должен сказать: «Хочу рассказать тебе», а не «хочу рассказать другу». Если адресность отсутствует в пункте 4, то в дополнительной схеме по аспекту 4 ставится +- (плюс-минус).
- Если вместо выполнения задания согласно инструкции экзаменуемый частично пересказывает «топик», это ведет к отходу от темы и делает невозможным получение высокого балла.
- Если заключительная фраза произнесена на родном языке, например, «Это все» не засчитывается, на АЯ – засчитывается.
- Если ответ имеет незавершенный характер, то снижается балл по критерию «Организация текста».
- Повторяющиеся языковые ошибки в грамматике, лексике, фонетике считаются как одна.
Пример
Приведу пример ответа на 7 баллов на задание 3 устной части ЕГЭ. Возьмем 1 картинку из предложенных:
I’ve chosen photo № 1. Please, have a look at my photo.
1) This photo was taken last weekend at my house. It was Sunday and my sister had her birthday party on this day.
2) In the photo you can see my small sister (her name’s Ann) and her classmates in her bedroom. Ann is on the left-hand side of the picture.
3) The children are playing a game and having fun. The girl with tied eyes is trying to catch her friends. The girls are wearing beautiful dresses, while the boy is wearing a blue shirt, white T-shirt and jeans.
4) I keep this picture in my album because my sister asked me to keep the memories of this special day in our album. Besides, she likes looking through her birthday photos and remembering how much fun she had.
5) I decided to show this picture to you as I know you are preparing a project about celebrating birthday parties and this photo might come in handy for it.
That’s all I wanted to say. I hope you like this photo.
(16 фраз)
Вы можете на экзамене говорить с использованием сложных грамматических структур, а можете говорить незаковыристо. Если вы соблюли все критерии и не сделали ошибок, оба ответа будут оценены на максимальный балл.
Ошибки
Чем чаще всего грешат в этом задании?
Вот типичные ошибки в содержании:
- Забывают сказать, какое фото выбрали для описания.
- Забывают при описании первого пункта место или время, когда было сделано фото (where and when the photo was taken).
- Забывают описывать, что находится слева-справа, на переднем и заднем планах. Скажут что-нибудь вроде “There is a boy in the centre of the picture” и чешут дальше.
- Забывают проговорить или 4, или 5 пункт (для некоторых учеников они кажутся похожими).
- Не делают вступления и заключения.
- Говорят клишированными фразами
А тут типичные грамматические ошибки, возникающие при описании фотографии:
- Используют Present Simple при описании того, что видят на фотографии – The girl stands in the background.
- Ставят неправильный предлог в словосочетании “in the picture/ photo” – you can see my family on/at the picture.
- Забывают артикли – “there is boy in the photo”.’
- Забывают окончание -s – “the photo show us a picnic”.
Нужно замечать, что ученик ляпает чаще всего и заставлять его контролировать себя. Можно задавать ему на дом выполнять это задание, записывать себя на микрофон, слушать и отслеживать ошибки. Ну и разбирать вместе потом.
На мой взгляд, задание совсем несложное, нужно просто выучить план ответа. Опасности, которые вам в нем могут встретиться – незнание чего-то, что нарисовано и глаголов, которые это помогут описать. Например, на картинке нарисована яхта, а ученик не помнит, как она называется или не может правильно её произнести, или как будет “плавать на яхте”.
Советы
- Снова повторюсь про тренировку с диктофоном. Также на экзамене вы столкнетесь с шумовыми помехами в лице других студентов, которые начнут говорить вместе с вами и будут раздражать, советую еще при тренировке включать телевизор или радио для имитации этого самого раздражителя
- Отрабатывайте задание вместе по бумажке с учеником, и постепенно он запомнит, что за чем идет.
- Перед устной частью экзамена с утра потренируйте один вариант дома
Для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому я, как всегда, рекомендую задания с сайта ФИПИ, а также следующие книги:
Снова предупреждаю, что в некоторых дана неправильная формулировка задания, нужно свериться с этой статьей или демоверсией 2019 года.
P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать:
Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Эссе или задание 40
Устная часть. Задание 1
Устная часть. Задание 2
Устная часть задание 4
Обзоры учебников и советы по подготовке к экзамену:
Как начать готовить к ЕГЭ
Effective Speaking. Обзор
Примеры экзаменационных сочинений с разбором рекомендую в статье про итоги ЕГЭ-2016.
Ознакомиться с содержанием Плана подготовки к ЕГЭ.
Приближается ЕГЭ, и совесть мне подсказывает, что пора бы уже закончить цикл статей про разделы этого экзамена.
Сегодня расскажу вам про 4 задание устной части экзамена.
Здесь мы видим 2 фото, которые нужно описать и сравнить по заданным критериям. Вот пример задания из демоверсии 2020 года:
На подготовку даётся 1.5 минуты, на ответ 2 минуты. Максимум за это задание можно получить 7 баллов.
Это задание высокого уровня сложности, рассчитанное на обучающихся, приближающих к пороговому продвинутом уровню (В2). Из-за этого требования к ответу на задание 4 значительно выше, чем требования к ответам на задания 1–3 как в плане содержания, так и в плане языкового оформления высказывания.
Критерии оценивания
Критерии оценивания этого задания те же, что и в задании 3 устной части ЕГЭ:
Обратите внимание на важное примечание в конце таблицы. Если вы не раскрываете 3+ аспекта содержания, все задание оценивается в 0 баллов.
На всякий случай прикреплю памятку, который пользуется эксперт при проверке этого задания (взяла с ФИПИ):
Ей можно пользоваться при проверке ответа ученика на уроке. Или – еще круче – можно записывать ученика на диктофон и давать самому себя оценивать. В начале тренировки этого задания можно еще слушать записи с ФИПИ и оценивать ответы с экзаменов прошлых лет (только тут есть небольшой минус – аудио прошлых лет найти можно, а вот картинки, которые там описывают – нет).
Еще что важно знать об этом задании:
- если в монологе есть повторы в ответах на пункты плана, то это всегда ошибка. Если это повтор идей, то снижается оценка по критерию «Решение коммуникативной задачи»; если это повтор лексики или однообразие грамматических структур, то снижается оценка по критерию «Языковое оформление текста» (Честно, даже я на это раньше не обращала особого внимания, и была неправа. Загляните в комментарии, там мы этот пункт обсуждаем с Александром)
- в четвертом пункте плана могут использоваться разные формулировки: you prefer, you’d prefer, you preferred as a child и т.п. Для выполнения коммуникативной задачи участник экзамена должен использовать ту же глагольную форму, которая дана в плане. Если вы говорите “I’d prefer” вместо “I prefer”, это означает, что вы не поняли коммуникативной задачи, и аспект считается нераскрытым;
- если дается только 1 различие/общее в картинках оценка не снижается.
Подготовка
Рассказываем ученикам общую информацию о задании, критерии оценивания и о том, что нужно обязательно проговорить все эти пункты в своем ответе:
- give a brief description of the photos (action, location)
- say what the pictures have in common
- say in what way the pictures are different
- say which bla-bla-bla you prefer/ would prefer/ preferred as a child
- explain why
Я бы советовала при ответе на этот вопрос придерживаться правила “трех двоек”. Дайте 2 сходства при ответе на пункт номер 2, два различия в пункте номер 3 и два повода, почему вы выбрали эту картинку, в пункте номер 5. Эта схема позволит ученику набрать достаточное количество предложений для ответа на это задание. Если будете давать больше сходств или различий, то рискуете не уложиться во время. Если меньше – ваш ответ будет недостаточно развернутым.
Как и в задании 3, в плане ничего не написано про вступление и заключение, которые обязательно сделать. Без них вам снимут балл за “решение коммуникативной задачи”. Итого, наша схема должна выглядеть вот так:
- introduction
- give a brief description of the photos (action, location)
- say what the pictures have in common (2 reasons)
- say in what way the pictures are different (2 reasons)
- say which bla-bla-bla you prefer/ you’d prefer/ you preferred as a child
- explain why (2 reasons)
- conclusion
При ответе на пункт 1 нужно не забыть, что мы описываем действие и место и для первой, и для второй картинки.
Прошу обратить особое внимание на пункт #4 плана высказывания. Я написала в нём bla-bla-bla, потому что под каждым сетом картинок содержание этого пункта отличается. Вот в нашем примере из демоверсии 2019 года написано: “which of the ways of watching films you prefer”. ОБЯЗАТЕЛЬНО говорить именно эту фразу в пункте четвёртом. То есть, если вы в четвертом пункте скажете “I prefer photo number 1” или даже “I‘d prefer the way of watching films …” – это будет ошибкой. Надо: “I prefer the way of watching films presented in the 1st picture”.
Для упрощения жизни учеников даю своим зайчикам вот такой “скелет” ответа:
I’d like to compare and contrast these two pictures.
1) If we look at the first picture, we can see … . In the second picture there is/are … .
2) As for the similarities between the two pictures, firstly they demonstrate … . Both pictures show us … .
3) As for the differences between these two photos, in the first picture we can see … . The second picture shows us … . Another important difference is … .
4) I personally prefer/ I’d personally prefer/ I preferred as a child (вариант ответа зависит напрямую от формулировки, данной в самом задании) … .
5) I’ve made such a choice because …
That’s all I wanted to say.
При ответе на это задание нам нужно сказать 12-15 фраз. В моём скелете ответа уже заложено 12. Обговаривая все необходимые пункты, вы легко наберет 12+ предложений. Главное при выполнении этого задания – уложиться в эти две минуты. Как вы помните, после истечения двух минут, запись ответа прекращается.
Пример
А теперь, используя мою схему, сравним эти две картинки:
I’d like to compare and contrast these two pictures.
1) If we look at the first picture, we can see a family opening presents at home. In the second picture there are children standing with presents in their hands in the park.
2) As for the similarities between these two pictures, firstly they demonstrate different ways of celebrations. Also, both pictures show us people who are happy to be together on a holiday.
3) As for the differences between these two photos, in the first picture we can see people celebrating Christmas. The second picture shows us a birthday party. Another important difference is that there is a small celebration in the first picture, while there is a big party in the second one.
4) As a child I preferred the way of celebration shown in photo 1…
5) … because I used to be really shy and didn’t like many people around me. Also, I was really fond of our family parties.
That’s all I wanted to say.
(15 фраз)
Вы можете на экзамене говорить с использованием сложных грамматических структур и лексики, а можете говорить незаковыристо. Если вы соблюли все критерии и не сделали ошибок, оба ответа будут оценены на максимальный балл.
Ошибки
Теперь про основные “ляпы” учеников в этом задании.
В содержании:
- Забывают вступление и заключение
- Не упоминают action и location отдельно для двух фото
- Говорят не 2 сходства/различия/причины, почему выбрали именно это фото, а одно (согласно методичке ФИПИ, можно назвать что-то 1 сходство, но тогда вы рискуете недобрать фразы)
- Повторяют идеи в разных пунктах и грамматические структуры с лексикой
- говорят не ту фразу, что написана в пункте 4 вопроса, а “I prefer picture #1/2”
- Не укладываются во время и ученикам минусуют пункты, которые остались за пределами 2 минут
Последний пункт – прям типичное слабое место всех ЕГЭшников. Они очень долго не могут придумать сходства и различия и в результате теряют время на записи ответа. Чтобы этого избежать, на первом этапе тренировки придерживаемся такого алгоритма подготовки: -> brainstorm карточки – прописываем ответ на это задание -> отчитываем -> заучиваем -> тренируемся с диктофоном. Если не получилось уложиться в 2 минуты, повторяем тренировку с диктофоном, пока не натренируем намертво.
Когда ученики запомнили схему ответа, уже ничего не записываем, тренируемся вживую на уроках. Если проблема повторяется, “долбим” проблемное задание, пока не получится уместить свой красивый ответ в эти ненавистные уже 2 минуты.
Некоторые репетиторы говорят, что начинают тренировать устную часть за 2 месяца до экзамена, чтобы не тратить на неё время в течение года – она ж итак легкая. Я так не делаю, даже с учениками, с которыми занимаюсь больше, чем 9 месяцев до ЕГЭ. В моей практике надо хотя бы начинать её тренировать за полгода, пусть не очень усиленно, но нужно. Подкреплю примером. В этом году готовлю к ЕГЭ девочку, с которой занимаюсь уже 4-ый год. В 2018 она сдала ОГЭ по английскому, в этом году экстернатом заканчивает 11 класс и сдает ЕГЭ. Устную часть мы тренируем с октября, и она ни разу её еще не сделала на максимум.
В грамматике:
- Используют Present Simple при описании того, что видят на фотографии – The children hold presents
- Ставят неправильный предлог в словосочетании “in the picture/ photo” – there’s a family on/at the picture/ photo
- Забывают артикли – “there is boy in the photo” или ставят неправильные. Например, первый раз сказали про этого мальчика “a boy”, и продолжают про него говорить с неопределенным артиклем, хотя второй раз нужно говорить “the boy”
- Забывают окончание -s – “the photo show us children in the park”, или ставят его туда, где не нужно – “both pictures shows us …”
Нужно замечать, какие ошибки у ученика любимые и заставлять его контролировать себя. Можно задавать ему на дом сравнивать картинки, записывать себя на микрофон, слушать и отслеживать ошибки. Ну и вместе разбирать их на уроке.
На мой взгляд, задание совсем несложное, нужно просто выучить план ответа и хорошо его оттренировать.
Еще не забываем, что на экзамене вместе с учеником начнут сразу говорить еще несколько человек, которые сидят в компьютерном классе. Поэтому на занятиях полезно включать радио, или телевизор, когда ученик делает устную часть. Помогает справляться с звуковыми помехами на экзамене.
Для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому я, как всегда, рекомендую задания с сайта ФИПИ, а также следующие книги:
И еще раз прошу вас обратить внимание на то, что во всех этих книгах даны неточности в описании правильного выполнения этого задания, даже у Вербицкой. Самая точно информация – только на сайте ФИПИ.
P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать:
Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Эссе или задание 40
Устная часть. Задание 1
Устная часть. Задание 2
Устная часть. Задание 3
Обзоры учебников и советы по подготовке к экзамену:
Как начать готовить к ЕГЭ
Учебники для подготовки к письменной части. Обзор
Учебники для подготовки к устной части. Обзор
Все учебники для подготовки к ЕГЭ. Видеообзор
Effective Speaking. Обзор
Примеры экзаменационных сочинений с разбором рекомендую в статье про итоги ЕГЭ-2016.
Ознакомиться с содержанием Плана подготовки к ЕГЭ.