Два направления в поиске полезных ископаемых

Два направления в поиске полезных ископаемых thumbnail
Два направления в поиске полезных ископаемых

ТОП 10:

Краткий конспект курса лекций

Доцент Сокерин М.Ю.

Г. Сыктывкар, 2007 г.

Раздел 1. Введение в систему геологического изучения недр, поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых. Стадии геологоразведочных работ. Содержание поисковых работ. Содержание разведочных работ. Основные принципы классификации, оценки и учета запасов и ресурсов полезных ископаемых.

Тема 1

Вводная лекция. Определения и понятия. Место учения о поисках и разведке месторождений полезных ископаемых в системе наук о Земле. Краткая история. Промышленная классификация полезных ископаемых. Законодательство о недрах. Геологоразведочная отрасль страны.

Цели и задачи курса. Прикладной курс знаний «Поиски и методика разведки месторождений полезных ископаемых» является составной частью учения о полезных ископаемых, выясняющего условия образования (генезиса), изменения (преобразования) и сохранения сформированных тел полезных ископаемых, условия нахождения и пути наиболее эффективного выявления, оценки и разведки промышленных месторождений полезных ископаемых (МПИ). Вместе с курсом «Техника разведки МПИ», изучающим технологию и методику разведочного бурения и проходки поверхностных и подземных горноразведочных выработок, этот курс и направление практической (прикладной) геологии иногда называют «Геологоразведочным делом» (по аналогии с «Горным делом», от которого геологоразведочное дело когда-то отпочковалось).

Один из крупнейших разведчиков и теоретиков учения о поисках и разведке МПИ Владимир Михайлович Крейтер, работавший в 30-х -60-х годах прошлого века, дал достаточно точное и четкое определение:

«Учение о поисках и разведке полезных ископаемых есть прикладная геологическая наука, изучающая условия нахождения и пути наиболее эффективного выявления промышленных месторождений полезных ископаемых» (Крейтер, 1969).

В.М. Крейтер считал, что это учение как самостоятельная наука геологического цикла впервые оформилась в начале 30-х годов ХХ века в СССР, когда из нее выделилась техника разведки. Но, несмотря на достаточно веские основания такого определения времени рождения и возраста учения о поисках и разведке МПИ, вероятно, это несколько упрощенный взгляд.

История поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых насчитывает многие тысячелетия. Вспомним названия этапов развития человечества – «каменный век», «бронзовый век», «железный век». С древнейших времен люди использовали каменные орудия (топоры, резцы, ножи), позднее, используя «подъемную руду» и приповерхностные легко обнаруживаемые месторождения металлов и освоив технологию переплавки меди и олова, создали бронзовые орудия труда, позднее научились выплавлять более тугоплавкое железо.

Вначале использовалась так называемая «подъемная руда» – рудные обломки собирались с поверхности земли, затем для добычи полезных ископаемых все больше используются горные выработки (карьеры, шурфы, шахты и т.п.).

С самого начала человеческой истории людей интересовало золото, вначале в качестве украшений, позднее в качестве эталона ценности (стоимости), а уже в новейшей истории начали широко использоваться выдающиеся химические и физические свойства этого металла – его химическая устойчивость к различным окислителям, высочайшая электропроводность, ковкость – способность расплющиваться до тончайших прозрачных зеленоватого оттенка пластинок и т.д. и т.п.

Во все времена людей интересовали и сами горные породы в качестве строительного материала для строительства жилья, зданий, инженерных сооружений и т.д. и т.п.

Добывая ископаемые, люди одновременно изучали и закономерности их размещения, накапливали опыт выявления месторождений, закрепляли в памяти поколений поисковые признаки. Древние горные выработки проходились с исключительной целесообразностью, указывающей на то, что рудокопы хорошо разбирались не только в рудах, но и во вмещающих их породах.

Еще в XVI веке немецкий ученый Георг Агрикола, вероятно, первым обобщил опыт горно-металлургического производства и, систематизировав его по процессам, выделил направление «поиски и разведка месторождений полезных ископаемых».

В России одна из первых исторических дат открытий ископаемых богатств относится к первой четверти XIII века, когда (неизвестно кем) было открыто «Цильменское» месторождение медных руд в Печорском крае, которое едва ли не является первым открытием месторождений руд в древней Руси.

В 1491 г. царь Иван III посылает из Москвы на Цильму поисковую партию иностранных (Иван да Виктор) и местных – русских (Андрей Петров и Василий Болтин) «рудознатцев» «руды искати серебряные». Это была, вероятно, первая государственная экспедиция Московской Руси. Уже 20 октября того же года рудознатцы вернулись в Москву и сообщили, что «они нашли руду серебряную и медную великого князя в вотчине на Цильме, не доходя до Космы реки…». На следующий же год царь посылает на Цильму новую партию «рудознатцев», но на этот раз уже с 340 рабочими. Был создан горный промысел медных и серебряных руд и организовано производство медных и серебряных монет. Горный промысел на Цильме, по-видимому, является одним из первых горнорудных промыслов государственного значения Московской Руси конца XV века.

До этого, в 1700 г. Петром Первым в России был создан Приказ рудокопных дел, переименованный в 1718 г. в Бергколлегию. Отсюда берет начало Государственная геологическая служба России, которая 6 лет назад отметила 300-летие. Приказ рудокопных дел разрабатывал и рассылал на места инструкции по поискам, разведкам, опробованию и разработке месторождений.

В.Н. Татищевым, выдающимся деятелем Петровской эпохи, в 1721 г. были основаны на Урале горные школы, из которых в 1725 г. было решено послать в составе Камчатской экспедиции Беринганесколько человек «в сыскании и в пробах рудных наученых людей с надлежащими инструкциями и припасы, чтобы оные, где найдены будут богатые металлы или минералы, могли на больших пробах действительно плод показать, не пропуская времени».

В XVIII веке величайший российский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов опубликовалважные труды «О слоях земных» (опубл. 1763), «Слово о рождении металлов от трясения Земли» (1757), «Первые основания металлургии или рудных дел», в которых заложены основы системы поисков и разведки месторождений.

Таким образом, когда знакомишься с историей выявления месторождений и развития добычи полезных ископаемых в старейших горнорудных районах (на Урале, в Забайкалье – «…где золото роют в горах…», за рубежом (в США, Канаде, Южной Африке, Германии), то становится понятным, что учение о поисках и разведке МПИ, несомненно, имеет более древнюю историю, чем 30-е годы прошедшего века, и, как и для других важнейших направлений науки (химии, физики, геологии в целом и др.), наверное, непродуктивно пытаться определить конкретный год или десятилетие оформления этой науки.

Тем не менее, можно говорить о том, что как в СССР, так и за рубежом в начале 30-х годов XX века в связи с резким ростом потребностей в металлах, топливе, строительном сырье (в связи с военными целями, индустриализацией, началом технической революции 20-го века) поиски и разведка МПИ оформились в самостоятельное направление науки. Здесь нельзя преувеличивать роль ученых СССР (Е.О.Погребицкого, В.М. Крейтера, А.П. Прокофьева, В.И. Смирнова, М.Н. Альбова), хотя она и велика. Но одновременно с нашими отечественными работами теория и практика поисков и разведки МПИ в этот период активно развивалось и за рубежом (США – Виктор Линдгрен еще в начале 20-го века читает курс лекций по ПРМПИ в Мичиганском политехническом институте; появляются серьезные работы в этом направлении в Германии). В последние годы активно работает над развитием теории и практики поисков и разведки МПИ Китай, впитавший теоретические и методические подходы и приемы поисков и разведки из опыта СССР и США.

Появление в 30-х годах кафедр полезных ископаемых и методов поисков и разведки МПИ в системе геологических ВУЗов и техникумов (Московский геологоразведочный институт – МГРИ, старый Ленинградский горный институт -ЛГИ, Свердловский горный институт, геологические факультеты Московского, Ленинградского ГУ, Львовского университетов и др.), развитие системы отраслевых (в геологической отрасли) научно-исследовательских институтов – Центрального научно-исследовательского института цветных, благородных металлов и алмазов (ЦНИГРИ), Всероссийского института минерального сырья (ВИМС), Всероссийского научно-исследовательского геологического института (ВСЕГЕИ) и др. – способствовали становлению и укреплению учения о поисках и разведке месторождений полезных ископаемых.

Это практическое направление геологической науки – одно из самых важнейших и актуальных во все времена. Сама геология как наука развивалась во многом благодаря тому постоянному интересу, который человечество имело к полезным ископаемым, их выявлению и извлечению для пользы людей.

В настоящее время спектр используемых человеком полезных ископаемых весьма широк и растет в зависимости от потребностей современных технологий. Современное и перспективное (будущее) развитие технологий требует все новых материалов с определенными свойствами, все новых полезных ископаемых…

Что же такое «полезное ископаемое»? Это – добываемое из недр природное образование, пригодное для использования человеком в виде породы, минерала, извлекаемого химического элемента. По направлениям использования выделяются классы и подклассы полезных ископаемых (см. таблицу).

Природные скопления полезных ископаемых, извлечение которых из этих скоплений технически и технологически возможно и экономически рентабельно (безубыточно), называются месторождениямиполезных ископаемых. Выявляемые неясные по масштабам (размерам), обычно небольшие, скопления полезных ископаемых называют проявлениямиполезных ископаемых (для металлических полезных ископаемых с повышенными – рудными – концентрациями металлов они называются рудопроявлениями). Иногда выделяют еще пункты рудной минерализации.

Полезные ископаемые образуются в результате разнообразных геологических процессов, происходящих как на глубинах Земли (эндогенные процессы), так и на ее поверхности (экзогенные процессы). Вы изучали эти процессы уже в первом геологическом курсе общей или динамической геологии. К эндогенным геологическим процессам, приводящим к образованию полезных ископаемых, относятся магматизм, образование, накопление и движение горячих и теплых внутриземных жидкостей (прежде всего, воды и разнообразных водных растворов) и газов (гидротермальные и пневматолитовые процессы), тектонические процессы (сжатие и растяжение громадных блоков земной коры, приводящее к образованию складок, тектонических нарушений – разломов, разрывов Земной коры), метаморфизм и метасоматоз. К основным экзогенным процессам рудообразования (минералообразования) относятся осадкообразование и выветривание.

Помимо генетической классификации полезных ископаемых, существует промышленная классификация МПИ, с выделением основных (главных) и второстепенных промышленных типов м-ний, для поисков и разведки которых применяются особые комплексы методов и технических приемов.



Источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • формировать понятия «Природные ресурсы» и «Ресурсообеспеченность»;
  • формировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов топливными полезными ископаемыми;
  • формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;
  •  развивать умение и навыки работы с картами и текстом

Задачи:

  • Уметь объяснять понятия «Природные ресурсы» и «Ресурсообеспеченность»
  • Выяснить закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
  • Рассчитать и оценить обеспеченность регионов и отдельных стран мира минеральными (топливными) ресурсами
  • Познакомиться с нетрадиционными источниками топливных ресурсов.
  •  По результатам проделанной работы сделать выводы

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы, презентация, задания группам. 

Тип урока: изучение нового материала, практическая работа.

Содержание урока

1. Организационный момент

Вводная беседа

Ознакомление обучающихся с целями и задачами и планом урока.

2. Изучение нового материала

Объяснение учителя

Теоретическая часть Природные ресурсы и ресурсообеспеченность.

Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования.

Главные виды природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические, рекреационные, ресурсы мирового океана, агроклиматические.

Классификация природных ресурсов: По происхождению, по исчерпаемости, по применению.

Ресурсообеспеченность– это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

3. Практическая работа. Оценка ресурсообеспеченности минеральными топливными природными ресурсами отдельных стран и регионов мира

Пример расчета на сколько лет хватит природного ресурса.

Р=З/Д – где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир, З – запасы, Д – добыча

Запасы – 1100 млрд т (запасы угля в мире)

Добыча – 4625млн т/в год. (добыча угля в мире)

Р = 1100 000 000 000 : 4 625 000 000 =238 лет

Пример расчета природного ресурса из расчета на душу населения

Р=З/Н – где Р – ресурсообеспеченность З – запасы данного ресурса Н – население данной страны, региона, мира.

Запасы – 1100 млрд т (запасы угля в мире)

Население – 7, 125 млрд (население мира)

Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонны / на одного жителя планеты.

Работа в группах. Группы работают по инструктивным карточкам в течении 15 минут, по окончании работы представитель группы, докладывает результат работы и делает выводы.

  • 1 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран углем, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
  • 2 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран углем, из расчета угля на душу населения в отдельных странах.
  • 3 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
  • 4 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, из расчета нефти на душу населения в отдельных странах.
  • 5 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, на какое количество лет хватит данного ресурса.
  • 6 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, из расчета природного газа на душу населения.
  • 7 группа: Расчет ресурсообеспеченности мира и крупных регионов минеральными топливными природными ресурсами, на сколько лет хватит минеральных топливных ресурсов и из расчета на душу населения Мира.

Инструктивная карточка 1 группы

1 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран углем, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран углем, используя данные таблицы 5 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд” (приложение, стр 384) и данные блока 7, рисунок 27 (карта-схема) стр 128.

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем по плану.

1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?

2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?

3. Какие регионы обеспечены топливом?

4. Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?

Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран углем

Страна

Запасы угля (в млрд т).

Добыча (в млн т.)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит данного ресурса)

уголь

1100

4625

238

США

445

1020

Китай

296

1240

Россия

202

250

ЮАР

116

220

Австралия

116

280

ФРГ

106

250

Индия

78

330

Украина

47

75

Великобритания

45

50

Казахстан

34

70

Пример: Р=З/Д – где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир

Запасы угля – 1100 млрд т (запасы данного ресурса)

Добыча угля – 4625млн т. (добыча данного ресурса)

Р = 1100 000 000 000 : 4 625 000 000 =238 лет

Задание № 2. Ответьте на вопросы

  1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
  2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?
  3. От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
  4. Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
  5. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь”

Инструктивная карточка 2 группы

2 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран углем, из расчета угля на душу населения в отдельных странах.

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран углем на душу населения, используя данные таблицы 5 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд” (приложение, стр 384).

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем по плану.

1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?

2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?

3. Какие регионы обеспечены топливом?

4. Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?

Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран углем

Страна

Запасы угля (в млрд т.)

Численность населения
(в млн чел.)

Ресурсообеспеченность (на душу населения)

Весь мир

1100

7, 125млрд чел

154

США

445

298, 4

Китай

296

1314,0

Россия

202

141,9

ЮАР

116

44,2

Австралия

116

20,2

ФРГ

106

82,4

Индия

78

1095,4

Украина

47

46,7

Великобритания

45

60,6

Казахстан

34

15,2

Пример: Р=З/Н – где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир

Запасы – 1100 млрд т ( запасы угля мира )

Население – 7, 125 млрд ( население мира)

Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонны / на одного жителя планеты.

 Задание № 2. Ответьте на вопросы

  1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
  2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем на душу населения?
  3. От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
  4. Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
  5. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь”

Инструктивная карточка 3 группы

3 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью, используя данные таблицы 3 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти” (приложение, стр 383) и данные блока 7, рисунок 24 (карта-схема) стр 127.

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран нефтью по плану.

1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?

2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?

3. Какие регионы обеспечены топливом?

4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?

Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран нефтью

Страна

Запасы нефти (в млрд т.)

Добыча (в млн т.)

Ресурсообеспеченность(на сколько лет хватит данного ресурса)

Мир в целом

140

3450

40,5

Саудовская Аравия

43,1

450

Ирак

16,7

55

ОАЭ

16,2

120

Кувейт

15,7

105

Иран

14,9

185

Венесуэла

10,3

175

Мексика

8,5

170

Россия

6,7

300

Китай

4,0

160

США

3,8

380

Пример: Р=З/Д – где Р – ресурсообеспеченность нефти весь мир.

Добыча нефти – 3450 млн т. (добыча данного ресурса)

Р = 140 000 000 000 : 3 450 000 000 = 40,5 лет

Задание № 2. Ответьте на вопросы

  1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
  2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность нефтью?
  3. Какие страны имеют наименьшую обеспеченность нефтью?
  4. От чего зависит ресурсообеспеченность стран нефтью?
  5. Если в стране хорошо развита промышленность как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?

Инструктивная карточка 4 группы

4 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, из расчета нефти на душу населения в отдельных странах.

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными нефтью на душу населенияиспользуя данные таблицы 5 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти” (приложение, стр 383).

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран нефтью по плану.

1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?

2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?

3. Какие регионы обеспечены топливом?

4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?

Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран нефтью

Страна

Запасы нефти (в млрд т.)

Численность населения стран (млн. чел.)

Ресурсообеспечен. (на душу населения)

Мир в целом

140

7.125 млрд. чел

20

Саудовская Аравия

43,1

27,0

Ирак

16,7

26,8

ОАЭ

16,2

2,6

Кувейт

15,7

2,4

Иран

14,9

68,7

Венесуэла

10,3

25,7

Мексика

8,5

107,5

Россия

6,7

141,9

Китай

4,0

1314,0

США

3,8

298,4

Пример: Р=З/Н – где Р – ресурсообеспеченность нефти весь мир

Запасы – 140 млрд т (запасы угля мира)

Население – 7, 125 млрд (население мира)

Р =140 000 000 000 :7 125 000 000= 20 т на одного жителя планеты.

 Задание № 2. Ответьте на вопросы

  1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
  2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем на душу населения?
  3. От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
  4. Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
  5. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь”

Инструктивная карточка 5 группы

5 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, на какое количество лет хватит данного ресурса.

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран природным газом, используя данные таблицы 4 3 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами природного газа” (приложение, стр 383) и данные блока 7, рисунок 26 (карта – схема) стр 128.

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран природным газом по плану.

1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?

2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?

3. Какие регионы обеспечены топливом?

4. Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?

Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран природным газом

Страна

Запасы газа (в трлн м3)

Добыча газа (в млрд м3)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит данного ресурса)

Мир в целом

150

220

681

Россия

48,1

550

Иран

22,9

45

Нидерланды

1,9

70

ОАЭ

5,8

40

Саудовская Аравия

5,4

45

США

4,7

540

Венесуэла

4,1

30

Алжир

3,7

65

Канада

2,2

170

Норвегия

2,0

45

Пример: Р=З/Д – где Р – ресурсообеспеченность природного газа весь мир

Запасы природного газа – 150 трлн м3. (запасы данного ресурса)

Добыча природного газа – 220 млрд м3. (добыча данного ресурса)

Р = 150 000 000 000 000 : 220 000 000 000 = 681 год

 Задание № 2. Ответьте на вопросы

  1. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность природным газом?
  2. От чего зависит ресурсообеспеченность стран природным газом?
  3. Каким топливом мир наименее обеспечен?
  4. Если страна имеет большую протяженность территории отражается ли это на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
  5. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь».

Инструктивная карточка 6 группы

6 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, из расчета природного газа на душу населения.

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран природным газом на душу населения, используя данные таблицы 5 “Страны мира, обладающие самыми большими запасами природного газа” (приложение, стр 383).

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран природным газом по плану.

1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?

2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?

3. Какие регионы обеспечены топливом?

4. Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?

Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран природным газом

Страна

Запасы газа (в трл м3)

Численность населения стран (млн. чел.)

Ресурсообеспеченность (на душу населения тыс. м3)

Мир в целом

150

7,125 млрд

 

Россия

48,1

141,9

Иран

22,9

68,7

Нидерланды

1,9

16,5

ОАЭ

5,8

2,6

Саудовская Аравия

5,4

27,0

США

4,7

298,4

Венесуэла

4,1

25,7

Алжир

3,7

32,9

Канада

2,2

33,1

Норвегия

2,0

4,6

Пример: Р=З/Н – где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир

Запасы – 150 трл м3 (запасы природного газа мира)

Население – 7, 125 млрд (население мира)

Р =150 000 000 000 000 :7 125 000 000= 21053 м3 / на одного жителя планеты.

 Задание № 2. Ответьте на вопросы

  1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
  2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность природным газом на душу населения?
  3. От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
  4. Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
  5. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь».

Инструктивная карточка 7 группы

7 группа: Расчет ресурсообеспеченности мира и крупных регионов минеральными топливными природными ресурсами, на сколько лет хватит минеральных топливных ресурсов и из расчета на душу населения Мира.

Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность крупных регионов и топливными ресурсами из расчета на сколько лет хватит и из расчета на душу населения в мире.

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различны и х стран топливными ресурсами по плану.

1. Как высока ресурсообеспеченность топливом?

2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?

3. Какие регионы обеспечены топливом хорошо и каким?

4. Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?

Таблица № 1. Ресурсообеспеченность крупных регионов и мира в целом природными ресурсами

Природные ресурсы

Запасы

Добыча газа

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит данного ресурса)

Мировые. Уголь

1750 млрд т

4950 млн т.

Мировые. Нефть

190 млрд т

3590 млн т.

Мировые. Природный газ

175 трлн м3

242 в млрд м3

Зар. Европа.
Природный газ

5,6 трлн м3

270 млрд. м3

Зар.Азия.
Природный газ

59,0 трлн м3

330 млрд. м3

Зар. Европа.
Нефть

2,5 млрд т

330 млн т

Зар. Азия.
Нефть

98,0 млрд т

1370 млн.т

Пример: Р=З/Д – где Р – ресурсообеспеченность природного газа весь мир

Запасы природного газа – 150 трлн м3. (запасы данного ресурса)

Добыча природного газа – 220 млрд м3. (добыча данного ресурса)

Р = 150 000 000 000 000 : 220 000 000 000 =681 год

Природные ресурсы

Запасы

Численность населения мира

Ресурсообеспеченность(на душу населения)

Мировые. Уголь

1750 млрд т

7,125 млрд. чел

Мировые. Нефть

190 млрд т

7,125 млрд. чел

Мировые.Природный газ

175 трлн м3

7,125 млрд. чел

Пример: Р=З/Н – где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир

Запасы – 1100 млрд т (запасы угля мира)

Население – 7, 125 млрд (население мира)

Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонн / на одного жителя планеты.

Задание № 2. Ответьте на вопросы

  1. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность топливом?
  2. От чего зависит ресурсообеспеченность стран топливом?
  3. Каким топливом мир наименее обеспечен?
  4. Почему в странах происходит неравномерное истощение топливными природными ресурсами?
  5. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь».

4. Подведение итогов

В связи с проделанной работой учащиеся делают выводы о проблемах использования природных ресурсов и о особенностях их использования, предлагают решение проблем.

Вывод

  1. Топливные полезные ископаемые размещены неравномерно. Размещение зависит от строения земной коры, чаще всего они приурочены к осадочному чехлу древних платформ.
  2.  Ресурсообеспеченность стран из расчета, на сколько лет должно хватить данного природного ресурса зависит от наличия запасов толивных – природных ресурсов и их потребления.
  3. Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают достаточными топливно -энергетическими природными ресурсами, среди них – Россия, США, Китай, страны персидского залива.
  4.  Общий показатель, определяющий уровень потребности в топливно-энергетических ресурсах (ТЭР) – на душу населения зависит от;
  5. структуры промышленности,
  6.  климата,
  7.  размеров конкретной страны, так как ТЭР в больших количествах расходуются на преодоление расстояния транспортными средствами.

 Проблемы:

  1. Неравномерность их размещения. В мире есть территории, полностью лишенные ресурсов и, напротив, регионы, обладающие значительными запасами разнообразных ресурсов;
  2. Проблемы истощения, многие природные ресурсы становятся сырьем в различных отраслях материального производства. Главным их потребителем в современном мире является промышленность. Запасы многих видов природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья;
  3. Разные масштабы использования природных ресурсов различными странами.

 Минеральные топливные ресурсы имеют свои особенности:

  • невозобновимость;
  • неравномерность размещения;
  • возможность транспортировки на дальние расстояния;
  • возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.

Решение: Использование в виде топлива нетрадиционных источников топлива.

5. Сообщение “Нетрадиционные источники топлива”

6. Домашнее задание: Тема 2, параграф 2

Источник