Дополнительный налог на добычу полезных ископаемых

Дополнительный налог на добычу полезных ископаемых thumbnail

ПОНЯТИЕ НАЛОГА

К углеводородному сырью относятся:

  • нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
  • газовый конденсат, прошедший технологию промысловой подготовки;
  • попутный газ;
  • газ горючий природный, за исключением попутного газа.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – налог) – прямой налог, который начисляется на сумму дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на каждом участке недр, который рассчитывается как положительная разница между полученными на этом участке недр доходами и расходами.

В случае, если размер минимального налога по участку недр больше чем сумма налога, рассчитанного как разница между доходами и расходами этого участка, то налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья признается минимальный налог.

Правила налогообложения налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья определены в главе 25.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА (СТ. 333.43 НК РФ)

Организации, являющиеся пользователями недр на участках недр, указанных в пункте 1 статьи 333.45 НК РФ (см. Объекты налогообложения), на основании лицензий на право пользования недрами и осуществляющие следующие виды деятельности:

  1. деятельность по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья, разведке, добыче (извлечению из недр) углеводородного сырья на участке недр (пп. 1 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
  2. деятельность по транспортировке углеводородного сырья, добытого на участке недр (пп. 2 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
  3. деятельность по подготовке углеводородного сырья до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика (пп. 3 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
  4. деятельность по хранению углеводородного сырья, добытого на участке недр (пп. 4 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
  5. деятельность по созданию объектов утилизации (переработки) попутного газа (пп. 5 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
  6. деятельность по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, вышеуказанных пунктах 1 – 5, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности (пп. 6 п. 3 ст. 333.43 НК РФ).

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (СТ. 333.44 НК РФ)

Налогоплательщики имеют право подать уведомление об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу (далее – уведомление), в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика (крупнейшего налогоплательщика), в отношении следующих участков недр:

1) участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса (см. Объекты налогообложения);

2) участков недр, у которых доля извлекаемых запасов газа всех категорий в совокупных запасах углеводородного сырья участка недр (Чг) превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика.

В уведомлении необходимо указать наименование участков недр, по которым производится освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Уведомление в отношении участка недр представляется однократно, применение налога в отношении указанного участка в дальнейшем не допускается.

Форма и формат уведомления установлены Приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/829@.

Срок подачи уведомления

1) В отношении участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса:

– не позднее 31 марта 2019 года – для участков недр, запасы нефти по которым впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее – государственный баланс) до 1 января 2018 года;

– не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс (запасы на государственном балансе на 01.01.2018 отсутствуют).

2) В отношении участков недр у которых Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления, срок для подачи уведомления – не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика.

Дата начала освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Организация освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика:

1) с 1 января 2019 года – в отношении участков недр, запасы которых поставлены на государственный баланс до 01.01.2018 и уведомление по которым представлено не позднее 31 марта 2019 года;

2) с 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления, – в отношении участков недр, уведомление по которым представлено не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы впервые поставлены на государственный баланс;

3) с 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления, – в отношении участков недр, у которых Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления, и уведомление подано не позднее 31 декабря предшествующего года.

Участок недр, по которому подается уведомление

Условие

Срок подачи уведомления

Дата начала освобождения

Указан в пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ

Запасы поставлены на государственный баланс до 01.01.2018

Не позднее 31 марта 2019 года

С 1 января 2019 года

Запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс (в государственном балансе до 01.01.2018 отсутствуют)

Не позднее 31 марта 2-го года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс

С 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления

Любой

Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления

Не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика

С 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления

Читайте также:  Полезные советы для жизни которые можно применить уже сегодня

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (СТ. 333.45 НК РФ)

Объектом налогообложения по налогу признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, отвечающем хотя бы одному из следующих требований:

1. Участок недр расположен полностью или частично (пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ):

– в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа;

– севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого автономного округа;

– в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря.

2. Участок недр расположен на территории Российской Федерации и включает запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2018 года (пп. 2 п. 1 ст. 333.45 НК РФ).

3. Участок недр расположен полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, в границах, ограниченных прямыми линиями, соединяющими по порядку точки участков недр по соответствующим географическим координатам (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ).

Не признается объектом налогообложения дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, включающем полностью или частично новое морское месторождение углеводородного сырья

РАСЧЕТ НАЛОГА

Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Данные показатели рассчитываются ежемесячно.

Расчетная выручка (ст. 333.46 НК РФ)

Рассчитывается по формуле:

Вр-месяц
=
Цнефть
*
Vнк
*
Р
*
Кн
+
Цгаз
*
Vгаз
+
0,95
*
Цпнг
*
Vпнг

Расшифровка формулы

В расчетную выручку, также включаются суммы дохода, по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, указанных в пп. 1 – 5 п. 3 ст. 444.43 НК РФ, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.

Фактические расходы (ст. 333.47, 333.48 НК РФ)

Фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признаются затраты, указанные в статье 333.47 НК РФ, понесенные налогоплательщиком и непосредственно связанные с деятельностью по освоению такого участка недр, при условии, что они отвечают требованиям для признания затрат в качестве произведенных расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.

Восстановленные расходы (ст. 333.48 НК РФ)

Затраты на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества, доведение его до состояния, пригодного для использования учтенные ранее в составе фактических расходов подлежат восстановлению в доходах, в том отчетном (налоговом) периоде, когда произошло одной из следующих событий:

1) при реализации или ином выбытии объекта амортизируемого имущества, за исключением его ликвидации, до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию;

2) при переводе объекта амортизируемого имущества на консервацию, реконструкцию или модернизацию продолжительностью свыше шести месяцев до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию;

3) если объект амортизируемого имущества не был введен в эксплуатацию до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором были учтены такие расходы.

Расчетные расходы (ст. 333.49 НК РФ)

Расчетными расходами признается сумма следующих видов расходов:

1) расчетная вывозная таможенная пошлина на нефть и газовый конденсат, которая рассчитывается по следующей формуле:

Пр
=
ЭПнефть
*
Р
*
(
Vнефть
+
Vгк
)

Расшифровка формулы

2) расчетные расходы на транспортировку нефти, газового конденсата, которые рассчитываются по следующей формуле:

Тз
=
Тингк
*
Vнк

Расшифровка формулы

ПЕРЕНОС УБЫТКОВ НА БУДУЩЕЕ (ст. 333.51 НК РФ)

Налогоплательщик, понесший убыток (убытки), по участку недр, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить по этому участку недр налоговую базу текущего налогового (отчетного) периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Перенос на будущее суммы понесенного в предыдущем налоговом периоде убытка производится с учетом коэффициента индексации убытка (КИУ) в размере 1,163.

Если осуществляется перенос убытка, полученного более одного налогового периода назад, то КИУ возводится в степень равную порядковому номеру налогового периода, на налоговую базу которого производится перенос такого убытка, считая с налогового периода, следующего за налоговым периодом, по итогам которого был определен такой убыток.

Читайте также:  Полезные травы для почек и мочевого

Например, если в 2019 году используется убыток, полученный в 2016 году, то сумма убытка будет увеличена на КИУ в степени 3.

Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УБЫТКИ (ст. 333.52 НК РФ)

Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный для календарного года ретроспективного периода.

Ретроспективный период – период по которому налогоплательщик, осуществляющий пользование участками недр, указанными в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ, определяет расчетный финансовый результат применительно к соответствующему участку недр для определения налоговой базы по налогу, по каждому календарному году за период с 1 января 2011 года и по год (включительно), непосредственно предшествующий году начала исчисления налога в отношении таких участков недр.

Для участков недр, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ или расположенных полностью, или частично в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, ретроспективный период исчисляется с 1 января 2007 года.

Финансовый результат рассчитывается по каждому году ретроспективного периода в общем порядке (см. Расчет налога), с учетом особенностей, указанных в ст. 333.52 НК РФ.

Налогоплательщик уменьшает расчетный финансовый результат календарного года ретроспективного периода на сумму исторического убытка, определенного для предыдущего календарного года ретроспективного периода с учетом коэффициента индексации убытка в размере 1,163.

Если осуществляется перенос убытка, полученного более одного года ретроспективного периода назад, то КИУ возводится в степень равную порядковому номеру года ретроспективного периода, на налоговую базу которого производится перенос такого убытка, считая с года ретроспективного периода, следующего за годом, по итогам которого был определен такой убыток.

Исторический убыток, не перенесенный в пределах ретроспективного периода, признается убытком для целей исчисления налога и переносится на будущее с учетом КИУ в порядке, установленном статьей 333.51 НК РФ.

МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Налог рассчитываемый как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, не может быть менее суммы минимального налога.

Минимальный налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля минимальной налоговой базы.

Для участков недр, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ, по которым для всех налоговых периодов в отношении нефти, добытой на таких участках недр, применялся коэффициент Кг в размере менее 1 минимальная налоговая база принимается равной 0.

Во всех остальных случаях, минимальная налоговая база определяется как величина расчетной выручки от реализации углеводородного сырья на участке недр за налоговый (отчетный) период, последовательно уменьшенная на:

– расчетные расходы на участке недр за налоговый (отчетный) период;

– фактические расходы на участке недр за налоговый (отчетный) период в части сумм налогов;

– сумму предельных расходов на добычу углеводородного сырья, определяемую как произведение количества добытой за налоговый (отчетный) период нефти на участке недр, и значения удельных расходов в размере 9 520 рублей.

Для налоговых периодов 2019 – 2020 годов значение удельных расходов признается равным 7 140 рублей.

Значение удельных расходов подлежит ежегодной индексации на величину накопленного индекса потребительских цен начиная с 2021 года.

В случае, если минимальная налоговая база, принимает отрицательное значение, минимальная налоговая база принимается равной нулю.

НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД. ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

Налоговый период

Календарный год

Отчетный период

Первый квартал

Полугодие

9 месяцев календарного года

НАЛОГОВАЯ СТАВКА

50%

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Декларации представляются налогоплательщиками в налоговые органы по месту своего нахождения, крупнейшими налогоплательщиками – в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налоговые декларации представляются:

– по итогам отчетного периода – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

– по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма, порядок ее заполнения и формат налоговой декларации установлены приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/828@.

СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Авансовые платежи по налогу (минимальному налогу) уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налог (минимальный налог) уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Источник

Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.

Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».

Читайте также:  Полезная и вредная еда для здоровья еда

«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.

По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.

Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.

Какие аргументы против новых налогов у бизнеса

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.

  • Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
  • «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
  • Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
  • Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.

Первая попытка

Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.

Авторы

Светлана Бурмистрова, Юлия Старостина

Источник