Доля полезных ископаемых в бюджете россии
Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 года включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 года также платежи по новому налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.
- За весь 2018 год, по данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 9 трлн руб., или 46,3% всех доходов федерального бюджета;
- За январь—июль 2019 года, по последним данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 4,78 трлн руб., или 41,7% всех доходов федерального бюджета за этот период.
Нефтегазовые доходы Минфина важны для бюджетного правила, согласно которому на дополнительные доходы от нефти дороже $40 за баррель (в ценах 2017 года, они ежегодно индексируются на 2%) закупается валюта для пополнения государственных резервов.
Действительно, при оценке нефтегазовых доходов Минфин включает не все платежи, которые поступают в бюджет от нефтегазовой отрасли в целом — как в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК руководитель практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Виктория Тургенева.
Почему для Минфина расширение оценки невозможно
При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в бюджет другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин не включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного правила, поскольку их невозможно объективно и тем более оперативно оценить, пояснила РБК пресс-служба ведомства. Кроме того, поступления по всем налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного правила, поскольку на эти поступления «оказывает влияние масса других факторов, кроме цены на нефть», подчеркивают в Минфине.
«В отличие от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана непосредственно в формуле платежа, разделить налог на прибыль на часть, полученную именно в связи с превышением цены на нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, попытка учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности оценок, попыткам манипулирования или необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.
Любопытно, что в 2006 году, когда Минфин внедрял понятие нефтегазовых доходов, первоначально было предложено включать в них больше платежей, в том числе как раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, например, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала на 19% больше, чем в итоге взятая Минфином за основу.
«Нужно понимать, что оценка Минфина демонстрирует доходы государства исключительно от добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа без учета других видов деятельности. НДПИ, а это рентный налог, зависит от объема добычи и не учитывает финансовый результат — его легче и понятнее прогнозировать на основании планов по объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Виктория Тургенева.
Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, на 264,3 млрд руб. превысили прогноз, следует из корректировок федерального бюджета на 2019 год. «Обычно у нас нефтегазовые доходы всегда больше, ненефтегазовые — меньше. Так вот в этот раз наоборот», — отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.
Однако 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило увеличение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин не учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.
Что показали расчеты РБК
РБК попытался получить расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а также прочих налогов и сборов и страховых взносов:
- 10,567 трлн руб., по расчетам РБК, составил объем поступлений от добычи нефти и газа в консолидированный бюджет в 2018 году.
Как мы считали
Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы за 2018 год в дополнение к показателю Минфина включает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов от добычи сырой нефти и природного газа, по данным ФНС (кроме НДПИ, который уже учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большинство нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают уплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС на товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федеральный бюджет, большая часть налога на прибыль — в бюджеты регионов, страховые взносы — во внебюджетные фонды.
При этом с учетом дивидендов расширенная оценка нефтегазовых доходов бюджета была бы еще больше: от «Газпрома» государство по результатам 2018 года получит почти 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.
- Две трети дивидендов в федеральный бюджет поступает от крупнейших компаний нефтегазового сектора, сообщили РБК в Минфине.
По данным ФНС на 1 января 2019 года, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:
- 97% всех поступлений налога на добычу полезных ископаемых — 5,96 трлн из 6,127 трлн руб. от НДПИ;
- 15% доходов бюджета по налогу на прибыль — 600 млрд из 4 трлн руб.
Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Налог на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно все эти средства относить только к нефтегазовому сектору».
К потенциальным уязвимостям расчетов также относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — включать ли налоги на эти компании. Если их включать, оценка может получиться неоправданно широкой. Кроме того, данные по НДС на 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят не окончательный характер из-за того, что возмещение НДС всегда происходит с лагом. Наконец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые по акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства или ФНС обнаружить не удалось.
Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.
При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.
https://ria.ru/20200820/1576013144.html
В российском бюджете снизилась доля нефтегазовых доходов
В российском бюджете снизилась доля нефтегазовых доходов
Доля нефтегазовых доходов бюджета России, которая является основным индикатором углеводородной зависимости российской экономики, в первом полугодии 2020 года… РИА Новости, 20.08.2020
2020-08-20T00:27
2020-08-20T00:27
2020-08-20T05:50
россия
министерство финансов рф (минфин россии)
бюджет
природный газ
нефть
экономика
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/07e4/07/1c/1575032968_0:309:3091:2048_1400x0_80_0_0_a1d705e0f000a88bafe820458b7d56b2.jpg
МОСКВА, 20 авг — РИА Новости. Доля нефтегазовых доходов бюджета России, которая является основным индикатором углеводородной зависимости российской экономики, в первом полугодии 2020 года составила менее трети всех поступлений в казну, говорится в оперативном докладе Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета.По данным ведомства, эта доля составила 29,3% и по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилась на 13,9 процентного пункта”. В масштабах всей экономики страны доля нефтегазовых доходов бюджета в первом полугодии снизилась в годовом исчислении на 1,5 процентного пункта до 2,3% ВВП.К нефтегазовым Минфин относит поступления от НДПИ на нефть и газ, экспортных пошлин на энергоносители и налога на допдоход от добычи углеводородного сырья (НДД), который применяется на отдельных месторождениях. С 2005 года доля этих доходов в бюджете России варьировалась от 36% до 51%. Минфин прогнозировал ее сокращение в ближайшие годы, но не такими темпами: согласно действующему трёхлетнему закону о бюджете, даже к концу 2022 года на нефтегазовые доходы будет приходиться больше трети поступлений в казну.Отмечается, что на снижение нефтегазовых доходов повлияли уменьшение поступлений доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти, на 618,1 миллиарда рублей, или на 53,6%, НДПИ в виде углеводородного сырья на 1,134 триллиона рублей, или на 36,4%.Показатель уменьшился в основном за счет снижения средней цены на нефть, снижения объемов экспорта газа, что вызвано как погодными условиями, так и спадом экономической активности в странах Европы в первой половине 2020 года на фоне противоэпидемических мер.Средняя цена на нефть с декабря 2019 года по май 2020 года составила 43,1 доллара за баррель против 65,2 доллара за аналогичный период годом ранее. Положительную роль для бюджета сыграл так называемый “налоговый маневр” в нефтяной сфере: поэтапное повышение ставки НДПИ и снижение вывозной пошлины на нефть, с одновременным введением возвратного акциза на нефтяное сырье, компенсирующего затраты нефтяных компаний на поставку топлива на внутренний рынок.Демпфирующая компонента акциза в январе–июне 2020 года из-за обвала нефтяных цен приняла положительные значения, благодаря чему бюджет в первом полугодии получил дополнительно 53,8 миллиарда рублей.
https://ria.ru/20200729/1575064892.html
https://ria.ru/20200726/1574910102.html
россия
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/07/1c/1575032968_286:0:3017:2048_1400x0_80_0_0_d43c73e79a7a9b071f287222ed63ad75.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, министерство финансов рф (минфин россии), бюджет, природный газ, нефть, экономика
МОСКВА, 20 авг — РИА Новости. Доля нефтегазовых доходов бюджета России, которая является основным индикатором углеводородной зависимости российской экономики, в первом полугодии 2020 года составила менее трети всех поступлений в казну, говорится в оперативном докладе Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета.
По данным ведомства, эта доля составила 29,3% и по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилась на 13,9 процентного пункта”. В масштабах всей экономики страны доля нефтегазовых доходов бюджета в первом полугодии снизилась в годовом исчислении на 1,5 процентного пункта до 2,3% ВВП.
К нефтегазовым Минфин относит поступления от НДПИ на нефть и газ, экспортных пошлин на энергоносители и налога на допдоход от добычи углеводородного сырья (НДД), который применяется на отдельных месторождениях. С 2005 года доля этих доходов в бюджете России варьировалась от 36% до 51%. Минфин прогнозировал ее сокращение в ближайшие годы, но не такими темпами: согласно действующему трёхлетнему закону о бюджете, даже к концу 2022 года на нефтегазовые доходы будет приходиться больше трети поступлений в казну.
Отмечается, что на снижение нефтегазовых доходов повлияли уменьшение поступлений доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти, на 618,1 миллиарда рублей, или на 53,6%, НДПИ в виде углеводородного сырья на 1,134 триллиона рублей, или на 36,4%.
Показатель уменьшился в основном за счет снижения средней цены на нефть, снижения объемов экспорта газа, что вызвано как погодными условиями, так и спадом экономической активности в странах Европы в первой половине 2020 года на фоне противоэпидемических мер.
Средняя цена на нефть с декабря 2019 года по май 2020 года составила 43,1 доллара за баррель против 65,2 доллара за аналогичный период годом ранее. Положительную роль для бюджета сыграл так называемый “налоговый маневр” в нефтяной сфере: поэтапное повышение ставки НДПИ и снижение вывозной пошлины на нефть, с одновременным введением возвратного акциза на нефтяное сырье, компенсирующего затраты нефтяных компаний на поставку топлива на внутренний рынок.
Демпфирующая компонента акциза в январе–июне 2020 года из-за обвала нефтяных цен приняла положительные значения, благодаря чему бюджет в первом полугодии получил дополнительно 53,8 миллиарда рублей.
Валовый внутренний продукт представляет собой стоимостное выражение всех произведенных за отчетный период товаров и услуг во всех отраслях экономики для потребления, накопления, экспорта. У ВВП есть четкая территориальная принадлежность: учитываются товары и услуги, произведенные на территории конкретной страны, вне зависимости от национальной принадлежности корпораций, заводов, человеческих ресурсов и т.д. Это главное отличие от другого макроэкономического показателя: валового национального продукта.
Структура ВВП по отраслям дает очень четкое представление о том, в каком состоянии находится тот или иной сегмент. Кроме того, анализ всех видов деятельностей и их доли в экономике позволяет вовремя обратить внимание на хорошо развивающиеся отрасли и увидеть те, которые по каким-то причинам проседают, и принять необходимые меры.
Нефтяной вопрос и состав ВВП России
Существует миф, согласно которому вся экономика России держится исключительно на добыче и продаже нефти. А в случае, если объемы снизятся или придется закрыть добычу, то страну ждет неминуемый экономический крах. Конечно, в этом есть зерно истины, которое должно двигать страну к диверсификации экономики – необходимо активно развивать и другие отрасли. Но истины здесь очень ограниченный процент.
Нельзя сказать, что экономика страны полностью зависит только от добычи полезных ископаемых. Кроме того, в результате пандемии активность многих предприятий стала меньше из-за невозможности работать в полную силу. Промышленность в июне 2020 года сохраняла высокие темпы падения. Предприятиям сейчас довольно сложно наращивать выпуск – покупательская способность населения заметно ниже, чем в прошлом году, спрос на многие товары упал. По итогам второго квартала российская промышленность сократилась на 8,5%.
Добыча полезных ископаемых к маю 2020 года упала еще на 3,1%. Основная причина этого падения – сокращающиеся объемы добычи нефти согласно соглашения ОПЕК+. Если сравнивать с добычей в 2019 году, то объемы упали на 16,4%.
Планируется, что уже в сентябре начнется плавный подъем к привычным объемам и уровень добычи восстановится. Это связано с восстановлением привычного количества авиаперелетов и повышением спроса на моторное топливо.
После уверенного роста во всех сферах в начале года и умеренного роста в марте в апреле и мае стал наблюдаться отрицательный рост. Обрабатывающие отрасли сократились на 10% к тому же периоду в прошлом году. В марте и апреле резко упал спрос на потребительские товары, поэтому доходы предприятий сферы услуг сократились в несколько раз. Больше других пострадали гостиницы, салоны красоты, парикмахерские, предприятия общественного питания.
Состав ВВП России
Годовой темп роста ВВП по состоянию на 2 квартал 2020 года составил -8,5%, данные были зафиксированы 11.08.2020 года. Темп роста на 1 квартал составляет 0,3%. ВВП на душу населения ППС находится на уровне 27 044 долларов США.
показатель | значение |
от с/х | 424 млрд руб/ 6.033 млрд долларов США |
от строительства | 709 млрд руб/ 10.089 млрд долларов США |
от производства | 2333 млрд руб/ 33.197 млрд долларов США |
от горнодобывающей промышленности | 1908 млрд руб/ 27.15 млрд долларов США |
от гос сектора | 1650 млрд руб/ 23.478 млрд долларов США |
от транспорта | 1357 млрд руб/ 19.309 млрд долларов США |
от коммунальных услуг | 624 млрд руб/ 8.879 млрд долларов США |
Структура ВВП по видам экономической деятельности
Каждый год Федеральная служба государственной статистики (Росстат) открыто публикует отчет о структуре валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности.
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | год | |
Добыча полезных ископаемых | 0,11 | 0,18 | 0,39 | 0,62 | 0,34 |
Обрабатывающие производства | 0,33 | 0,30 | 0,15 | 0,03 | 0,20 |
Строительство | 0,10 | 0,16 | 0,35 | 0,40 | 0,26 |
Оптовая торговля, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 0,05 | 0,30 | 0,18 | 0,14 | 0,17 |
Транспортировка и хранение | 0,17 | 0,20 | 0,21 | 0,19 | 0,19 |
Деятельность финансовая и страховая | 0,15 | 0,24 | 0,26 | 0,28 | 0,24 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 0,26 | 0,25 | 0,23 | 0,22 | 0,24 |
Чистые налоги на продукты и импорт | 0,25 | 0,23 | 0,22 | 0,26 | 0,24 |
Предлагаем также ознакомиться со структурой ВВП по видам экономической деятельности за I квартал 2020 года.
Валовой внутренний продукт | I кв. |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство | 1,9 |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров | 10,4 |
Обрабатывающая промышленность | 13,4 |
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование | 2,8 |
Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов | 0,4 |
Строительство | 3,2 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов | 12,4 |
Транспорт и складирование | 5,9 |
Услуги по проживанию и питанию | 0,7 |
Информация и связь | 2,0 |
Финансовая и страховая деятельность | 4,4 |
Операции с недвижимым имуществом | 9,5 |
Профессиональная, научная и техническая деятельность | 3,6 |
Административная деятельность и дополнительные услуги в данной области | 2,0 |
Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение | 8,1 |
Образование | 3,3 |
Здравоохранение и социальные услуги | 3,4 |
Искусство, развлечения и отдых | 1,0 |
Предоставление прочих видов услуг | 0,5 |
Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления | 0,6 |
Чистые налоги на продукты | 10,3 |
Структура ВВП по отраслям
Чтобы понять, как меняется структура валового внутреннего продукта, стоит посмотреть, как идет производство по отраслям. Тогда становится понятно, какие сферы развиваются, а какие терпят кризис в последнее время. Данные за 2020 год появятся после его завершения, так как в середине года снять отчетность и проверить информацию довольно сложно, а в некоторых отраслях это вообще невозможно сделать в середине года.
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 102,9 | 101,8 | 101,5 | 100,9 | 100,6 |
Добыча полезных ископаемых | 101,0 | 101,9 | 101,6 | 102,3 | 102,0 |
Обрабатывающие производства | 99,1 | 101,1 | 104,4 | 101,9 | 101,3 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 98,7 | 102,6 | 98,5 | 102,3 | 98,7 |
Строительство | 98,0 | 101,6 | 98,6 | 102,5 | 100,0 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 93,2 | 96,1 | 101,1 | 102,1 | 101,4 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 97,4 | 95,6 | 102,2 | 104,7 | 102,2 |
Транспортировка и хранение | 99,3 | 102,4 | 100,0 | 102,0 | 100,4 |
Финансовая и страховая деятельность | 93,6 | 108,4 | 100,6 | 109,1 | 109,4 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 100,3 | 100,5 | 103,2 | 102,6 | 99,8 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 111,7 | 103,2 | 103,1 | 103,9 | 93,7 |
Образование | 101,0 | 99,1 | 101,3 | 101,3 | 101,3 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 99,4 | 99,7 | 100,3 | 100,9 | 100,6 |
Предоставление прочих видов услуг | 106,8 | 110,2 | 104,8 | 103,8 | 98,1 |
Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления | 99,0 | 98,0 | 98,0 | 98,0 | 98,0 |
Чистые налоги на продукты | 94,6 | 99,1 | 101,7 | 103,1 | 100,8 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 88,0 | 109,0 | 98,6 | 100,3 | 95,7 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 95,8 | 94,4 | 102,8 | 102,2 | 104,6 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 99,5 | 101,2 | 103,4 | 101,2 | 101,0 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 106,4 | 97,7 | 104,2 | 108,6 | 105,4 |
Деятельность в области информации и связи | 99,9 | 96,7 | 103,6 | 104,7 | 103,4 |
Наибольший вклад по итогам 2019 года в экономику нашей страны внесли такие отрасли:
- финансовая и страховая деятельность – 109,4%;
- профессиональная, научная и техническая деятельность – 104,6%;
- культура, спорт, организация досуга и развлечений – 105,4%;
- область информации и связей – 103,4%;
- деятельность гостиниц и предприятий, которые предоставляют общественное питание – 102,2%.
Можно сделать вывод, что в ВВП добыча нефти и других полезных ископаемых не занимает самое важное место. Эта отрасль, несомненно, довольно важная, но не является единственной и самой крупной из всех.
В таблице представлена структура валового внутреннего продукта по отраслям экономики в текущих ценах и в % к итогу.
2018 | В том числе | ||||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | ||
Валовой внутренний продукт в основных ценах | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 3,5 | 2,1 | 2,7 | 5,5 | 3,5 |
добыча полезных ископаемых | 12,9 | 12,3 | 12,8 | 13,1 | 13,1 |
обрабатывающие производства | 13,7 | 12,9 | 14,2 | 13,6 | 14,1 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 2,7 | 3,6 | 2,5 | 2,2 | 2,7 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
строительство | 6,0 | 3,8 | 5,3 | 5,8 | 8,4 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 14,3 | 14,3 | 14,2 | 14,2 | 14,4 |
транспортировка и хранение | 7,0 | 7,5 | 7,3 | 7,1 | 6,3 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 0,9 |
деятельность в области информации и связи | 2,4 | 2,2 | 2,4 | 2,3 | 2,6 |
деятельность финансовая и страховая | 4,1 | 4,6 | 4,3 | 3,9 | 3,8 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 9,2 | 10,6 | 9,6 | 8,9 | 8,3 |
деятельность профессиональная, научная и техническая | 4,2 | 4,1 | 4,2 | 4,1 | 4,5 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 2,3 | 2,5 | 2,3 | 2,2 | 2,1 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 7,6 | 8,6 | 7,9 | 7,3 | 6,8 |
образование | 3,2 | 3,6 | 3,3 | 3,1 | 2,9 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 3,4 | 3,7 | 3,5 | 3,2 | 3,2 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,8 |
предоставление прочих видов услуг | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,5 |
Такой отчет делают поквартально. В нем заметны колебания по сезонности той или иной отрасли, которые обязательно необходимо учитывать при анализе. Так, доля сельского хозяйства в статистике ВВП России в первом квартале любого года меньше, чем в четвертом. В то же время, туризму также присуща сезонность, однако доля гостиниц и ресторанов не меняется от квартала к кварталу, и на протяжении всего 2015 и 2016 года составляла 0,9%. Кроме того, по этим же отраслям делают и другие отчеты: по заработной плате, доходам и расходам и т.д.
Для улучшения статистики ВВП России аналитики постоянно разрабатывают новые программы, учитывая ситуацию внутри страны и принимая во внимание внешние факторы. Так, одной из главных задач по развитию экономики является увеличение доли МСП (малых и средних субъектов предпринимательства). Эффективный малый бизнес всегда хорошо влияет на экономику страны, поэтому его надо целенаправленно развивать, чтобы улучшить обстановку в той или иной отрасли. Вместе с этим банки предлагают ряд выгодных кредитов для бизнеса.
Как на экономику повлиял коронавирус
На экономику России, как и на экономику большинства других стран, он повлиял довольно негативно. Сильно пострадали отдельные сектора, такие как гостиничное дело и предприятия общественного питания – некоторые из них не смогут восстановиться и открыться вновь. Довольно много заведений малого бизнеса уже никогда не откроется снова, так как не справится с необходимостью оплаты постоянных расходов без доходов.
По оценкам экспертов, из-за пандемии ВВП России может упасть на 10-20%, среднегодовая цена на нефть при этом не превысит 25 долларов США.
Кроме того, во время любого кризиса начинается отток капитала. Люди не торопятся вкладывать деньги в предприятия других стран, если там не стабильная ситуация. Во время кризиса капитал «утекает» в самые развитые страны, а Россия пока к ним не относится.
Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться стране – изоляция. Во время пандемии люди были вынуждены сидеть дома. Для бизнеса это максимально губительно – невозможно строить планы, никакой поддержки от государства ждать не приходится.
В перечень пострадавших от коронавируса вошли:
- предприятия розничной торговли непродовольственными товарами;
- транспортная деятельность – перевозка пассажиров, грузов;
- предприятия культуры, организация досуга и развлечений – музеи, зоопарки, концерты, кинотеатры, народные промыслы, анимация, выставки;
- физкультурные заведения – фитнес залы, спортзалы, санатории и курорты;
- туризм полностью;
- общепит полностью;
- гостиничный бизнес;
- дополнительное образование взрослых и детей;
- бытовые услуги населению – стирка, уборка, готовка, химчистка, ремонт, салоны красоты, парикмахерские и прочее.
Как повлияло падение цен на нефть
Как мы уже говорили выше, это оказалось еще одним серьезным ударом для экономики страны. Если до этого он был профицитным, то теперь стал дефицитным. Правительству пришлось отложить огромную масштабную программу по инвестициям в экономику.
Падение цены привело к падению рубля и продолжает угрожать серьезными темпами инфляции. Это крупнейший нефтяной кризис с 1991 года.
Все зависит от того, как будут развиваться события дальше. Если ситуация будет оставаться на этом уровне до конца года, а нефть не вернется к цене выше 42 долларов за баррель, то ущерб для экономики будет огромным. Вырастет инфляция, а значит – цены на продукты. При этом многим компаниям, особенно, нефтедобывающим, придется ужимать свои расходы и пересматривать бюджеты.
Экономика нашей страны остается газо- и нефтезависимой. Поэтому длительная цена в районе 20-25 долларов за баррель превращает экономику в дефицитную и создает проблемы.
Курсы валют | Кредиты | Вклады
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Автор: Команда Bankiros.ru
103 990 просмотров
Подпишитесь на Bankiros.ru