Доля от продажи полезных ископаемых в бюджете

Доля от продажи полезных ископаемых в бюджете thumbnail

Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 года включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 года также платежи по новому налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.

  • За весь 2018 год, по данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 9 трлн руб., или 46,3% всех доходов федерального бюджета;
  • За январь—июль 2019 года, по последним данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 4,78 трлн руб., или 41,7% всех доходов федерального бюджета за этот период.

Нефтегазовые доходы Минфина важны для бюджетного правила, согласно которому на дополнительные доходы от нефти дороже $40 за баррель (в ценах 2017 года, они ежегодно индексируются на 2%) закупается валюта для пополнения государственных резервов.

Действительно, при оценке нефтегазовых доходов Минфин включает не все платежи, которые поступают в бюджет от нефтегазовой отрасли в целом — как в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК руководитель практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Виктория Тургенева.

Почему для Минфина расширение оценки невозможно

При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в бюджет другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин не включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного правила, поскольку их невозможно объективно и тем более оперативно оценить, пояснила РБК пресс-служба ведомства. Кроме того, поступления по всем налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного правила, поскольку на эти поступления «оказывает влияние масса других факторов, кроме цены на нефть», подчеркивают в Минфине.

«В отличие от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана непосредственно в формуле платежа, разделить налог на прибыль на часть, полученную именно в связи с превышением цены на нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, попытка учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности оценок, попыткам манипулирования или необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.

Любопытно, что в 2006 году, когда Минфин внедрял понятие нефтегазовых доходов, первоначально было предложено включать в них больше платежей, в том числе как раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, например, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала на 19% больше, чем в итоге взятая Минфином за основу.

«Нужно понимать, что оценка Минфина демонстрирует доходы государства исключительно от добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа без учета других видов деятельности. НДПИ, а это рентный налог, зависит от объема добычи и не учитывает финансовый результат — его легче и понятнее прогнозировать на основании планов по объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Виктория Тургенева.

Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, на 264,3 млрд руб. превысили прогноз, следует из корректировок федерального бюджета на 2019 год. «Обычно у нас нефтегазовые доходы всегда больше, ненефтегазовые — меньше. Так вот в этот раз наоборот», — отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

Однако 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило увеличение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин не учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.

Что показали расчеты РБК

РБК попытался получить расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а также прочих налогов и сборов и страховых взносов:

  • 10,567 трлн руб., по расчетам РБК, составил объем поступлений от добычи нефти и газа в консолидированный бюджет в 2018 году.

Как мы считали

Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы за 2018 год в дополнение к показателю Минфина включает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов от добычи сырой нефти и природного газа, по данным ФНС (кроме НДПИ, который уже учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большинство нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают уплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС на товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федеральный бюджет, большая часть налога на прибыль — в бюджеты регионов, страховые взносы — во внебюджетные фонды.

При этом с учетом дивидендов расширенная оценка нефтегазовых доходов бюджета была бы еще больше: от «Газпрома» государство по результатам 2018 года получит почти 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.

  • Две трети дивидендов в федеральный бюджет поступает от крупнейших компаний нефтегазового сектора, сообщили РБК в Минфине.

По данным ФНС на 1 января 2019 года, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:

  • 97% всех поступлений налога на добычу полезных ископаемых — 5,96 трлн из 6,127 трлн руб. от НДПИ;
  • 15% доходов бюджета по налогу на прибыль — 600 млрд из 4 трлн руб.

Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Налог на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно все эти средства относить только к нефтегазовому сектору».

К потенциальным уязвимостям расчетов также относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — включать ли налоги на эти компании. Если их включать, оценка может получиться неоправданно широкой. Кроме того, данные по НДС на 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят не окончательный характер из-за того, что возмещение НДС всегда происходит с лагом. Наконец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые по акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства или ФНС обнаружить не удалось.

Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.

При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.

Источник

В последние годы активно обсуждается возможность введения всеобщей ренты для граждан России за природные богатства. Если бы власть приняла такой законопроект, то каждый россиянин получал бы определенную сумму отчислений от продажи газа, нефти, ценных металлов, леса, так как это практикуют другие страны.
Россия – крупнейшее государство, которое получает значительную прибыть от экспорта природных ресурсов. Доход от продажи – это основной источник наполнения государственного бюджета. К простым гражданам эти деньги приходят в форме субсидий, пенсий, различных пособий, а также социальных льгот. Кроме того, на эти деньги содержаться школы, больницы, строятся дороги и т.д.

В других странах дела обстоят иначе, например, в Кувейте, Аравии, ОАЭ, и ряде других государств Персидского залива предусмотрено перечисление определенной суммы на персональный счет гражданина, непосредственно с момента рождения ребенка. Эти деньги – процент от продажи нефти. Так как коренного населения в этих странах немного, они получают неплохое пособие (эта сумма может достигать 3 тыс. долларов). Кроме того, граждане Кувейта могут воспользоваться беспроцентным кредитом на сумму до 220 тыс. долларов для строительства жилья.

Таким образом, поступают не только в странах богатых нефтью. В скандинавских государствах существует схожая, но не настолько щедрая политика. Деньги на ее осуществление берутся из налоговых отчислений, а также доходов от экспорта различной продукции. В США на Аляске каждому гражданину полагается по 1 тыс. долларов только за то, что в этом штате идет добыча золота. Также здесь предусмотрен нефтяной фонд (около 30 млрд. долларов) из которого ежегодно население штата получает внушительные дивиденды.

Как же обстоит дело у нас? Сколько бы могли заработать граждане России за 2017 год от доходов золота, нефти, газа, если бы были акционерами корпорации Россия, и имели долю от 143 млн. акций (по количеству граждан)? Объема средств, которые получало государство от продажи газа, нефти, леса и т.д. на протяжении 20 лет составляет около 10 трлн. долларов, из которых 200 тыс. долларов должно приходиться на однодетные семьи, а 140 тыс. долларов на семью из двоих пенсионеров. Еще по 25 000 долларов на каждого россиянина приходиться за продажу иных природные богатства страны (металла, золота, алмазов). Сейчас всеми этими благами пользуется только олигархическая верхушка.

Единственно на что пока могут рассчитывать россияне – это перераспределение природной ренты. Но суммы которые сможет предложить государство, конечно, будут небольшими. При разделении 6 трлн. рублей от нефтяных доходов, которые получила Россия в 2016 году, на каждого гражданина России получается около 600$ в год. Если к этой сумме прибавить еще процент от вырученных денег за лес, золото, алмазы, металлы, то прожить за эту сумму целый год вряд ли получиться.

Те, кто стоят на стороне данного нововведения, утверждают, что главное не цифры, а возможность стать обладателем свой доли всеобщего достояния, и иметь ежегодную прибыль от работы и проживания в России. Но если такой закон вступит в силу, можно ощутить другую сторону медали: придется в полной мере оплачивать коммунальные, образовательные, медицинские, и другие услуги, по тем тарифам, которые будут экономически обоснованными. Россияне больше не смогут рассчитывать на материнский капитал, льготы, программы помощи для сельских врачей и проч.

Источник

2019-09-19T20:30:13+03:00

2019-09-19T20:30:13+03:00

2019-09-19T20:30:13+03:00

2019

https://1prime.ru/state_regulation/20190919/830338839.html

Минфин подсчитал долю доходов бюджета РФ от нефти и газа в 2020-2022 годах

Экономика

Новости

ru-RU

https://1prime.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

Доля нефтегазовых доходов бюджета РФ продолжит сокращаться в 2020-2022 годах, но даже к концу этого периода на них будет приходиться больше трети поступлений в казну,… ПРАЙМ, 19.09.2019

новости, экономика, макроэкономика

https://1prime.ru/images/83235/01/832350195.jpg

1920

1440

true

https://1prime.ru/images/83235/01/832350195.jpg

https://1prime.ru/images/83235/01/832350194.jpg

1920

1080

true

https://1prime.ru/images/83235/01/832350194.jpg

https://1prime.ru/images/83235/01/832350193.jpg

1920

1920

true

https://1prime.ru/images/83235/01/832350193.jpg

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

МОСКВА, 19 сен — ПРАЙМ. Доля нефтегазовых доходов бюджета РФ продолжит сокращаться в 2020-2022 годах, но даже к концу этого периода на них будет приходиться больше трети поступлений в казну, свидетельствуют опубликованные в четверг материалы Минфина России.

“Доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8% в 2019 году до 35% в 2022 году”, — говорится в сообщении Минфина в связи с одобрением на заседании правительства проекта федерального бюджета на 2020–2022 годы.

В абсолютных цифрах нефтегазовые доходы ожидаются на уровне 7,472 триллиона рублей в 2020 году, 7,679 триллиона рублей в 2021 году и 7,731 триллиона рублей в 2022 году. К ним Минфин относит поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газ, экспортных таможенных пошлин на энергоносители и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который применяется на отдельных месторождениях.

В целом же в 2020-2022 годы общие доходы бюджета будут расти — с 20,2 триллиона рублей в 2019 году до 20,4 триллиона рублей в 2020 году, 21,2 триллиона рублей в 2021 году и 22,1 триллиона рублей в 2022 году. При этом по отношению к ВВП общий объем доходов казны будет постепенно сокращаться с 18,5% ВВП в 2019 году и 18% ВВП в 2020 году до 17,7% ВВП в 2021 году и 17,2% ВВП в 2022 году.

“Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,2% ВВП в 2019 году до 6% ВВП к 2022 году большей частью из-за следующих факторов – снижения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям топливно-энергетического комплекса”, — говорится в сообщении.

Ненефтегазовые доходы, как ожидается, увеличатся с 11,2% ВВП в 2019 году до 11,4% в 2020 году благодаря ряду разовых неналоговых поступлений. Затем они снизятся до 11,1% ВВП к 2022 году, преимущественно за счет передачи поступлений от акцизов на нефтепродукты на региональный уровень. В абсолютных цифрах ненефтегазовые доходы прогнозируются в проекте бюджета на уровне 12,891 триллиона рублей в 2020 году, 13,567 триллиона рублей в 2021 году и 14,328 триллиона рублей в 2022 году.

Источник

Спойлер: получает много; больше, чем от других отраслей экономики.

Многие задаются вопросом – сколько доходов бюджет России получает от нефтяной отрасли. Существует множество мифов и домыслов, которые необходимо развеять и доказать на цифрах.

Icon made by Freepik from www.flaticon.com

Начнем с определений

  • Бюджет России – сумма налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов регионов РФ (за исключением межбюджетных трансфертов и страховых взносов)
  • Доходы бюджета России от нефтяной отрасли – сумма всех налогов и сборов, которые платят в бюджет нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Тут не учитываются: налоги и сборы от газовой отрасли, НДС от продажи нефтепродуктов в розницу (на АЗС) и мелким оптом, дивиденды и доходы от приватизации нефтяных компаний с государственным участием

Какие налоги платят нефтяные компании?

Государство взимает с нефтяной отрасли как стандартные налоги: НДС, налог на прибыль и имущество, налог на доходы физических лиц (НДФЛ за сотрудников) и т.п., так и специальные отраслевые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизы на нефтепродукты, доходы от соглашений о разделе продукции (СРП), а также экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Сколько поступает в бюджет РФ?

В 2018 году доходы бюджета от нефтяной отрасли составили 9,3 триллиона рублей. Это 31% бюджета России или 9% ВВП. В структуре налогов и сборов преобладает НДПИ и экспортная пошлина на нефть.

Структура доходов бюджета России от нефтяной отрасли в 2018 г.
Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны и Минфина

Что влияет на уровень бюджетных доходов от нефтяной отрасли?

За последние годы доля нефтяных доходов в бюджете России сильно колебалась – от 22% (в 2016 году) до 35% (в 2014 году).

Динамика доходов бюджета России от нефтяной отрасли, их доля в бюджете и ВВП России.
Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны и Росстата

Поступления от нефтяной отрасли в бюджет зависят от 3 основных факторов:

  • Цены нефти в рублях (цена нефти Urals * курс доллара). Динамика нефтяных доходов бюджета повторяет колебания цены нефти. Коэффициент корреляции близок к 1 (0,98). При резком снижении цены нефти в долларах происходит девальвация рубля, которая частично компенсирует падение нефтяных котировок. Яркие примеры – 2008 г., 2014 г. и 2020 г. Если наблюдается обратная ситуация – рост цены нефти, то происходит умеренное укрепление рубля, однако этот эффект ограничен разницей (обычно не в пользу России) в накопленной инфляцией между Россией и иностранными торговыми партнерами.

Динамика доходов бюджета России от нефтяной отрасли и цены на нефть Urals в рублях.
Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны, Росстата и Минэкономики

Динамика доходов бюджета России от нефтяной отрасли и цены на нефть Urals в рублях.
Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны, Росстата и Минэкономики

  • Объема добыча нефти (и производства нефтепродуктов и направления их поставок: внутри страны или на экспорт). За период 2005-2018 гг. наблюдался непрерывный рост добычи нефти, что так же позволило увеличить бюджетные доходы от нефтяной отрасли. Вклад роста добычи в изменение бюджетных доходов составляет не более 10% (90% – влияние цены на нефть)

Динамика доходов бюджета России от нефтяной отрасли и добычи нефти в России Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны и ЦДУ ТЭК

  • Налоговой системы – с какой базы и с помощью каких инструментов взимаются налоги и сборы. В России постоянно проходят “налоговые маневры”, влияющие на формат и размер поступлений в бюджет. В последние годы увеличение ставок НДПИ при снижении экспортных пошлин.

Бюджетные поступления от нефтяной промышленности больше, чем от других отраслей?

Да, намного больше. Бюджетные доходы от нефтяной отрасли больше, чем от обрабатывающей промышленности, банковской и финансовой сферы, торговли, транспорта и строительства вместе взятых.

Это связано с двумя причинами: большая рыночная стоимость произведённых товаров (нефти и нефтепродуктов) и дополнительное отраслевое налогообложение (влияет на налоговую нагрузку — доля налогов и сборов в выручке).

Нефтяная промышленность имеет самую высокую налоговую нагрузку в России — 52%, при средней по экономике — 11% (данные за 2018 год). При цене барреля нефти Urals 70 долларов (в 2018 г.), 36 долларов составили налоги и сборы. Если бы нефтяные компании имели среднеотраслевую налоговую нагрузку, то весь бюджет России снизился на 25% (в 2018 г.).

Налоговая нагрузка отраслей экономики России в 2018 году. Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны, Минэкономики и ЦДУ ТЭК

Налоговая нагрузка отраслей экономики России в 2018 году. Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны, Минэкономики и ЦДУ ТЭК

Какой вывод?

Роль нефтяного комплекса в наполнении бюджета высока и не ограничивается только наполнением бюджета — в поставку оборудования и оказание услуг для нефтяной отрасли вовлечено большое количество компаний других сфер деятельности. При существующей экономической модели с опорой на ресурсную ренту долгосрочное падение нефтяных цен приводит к негативному эффекту: девальвации, росту инфляции и снижению доходов населения.

Заходите на сайт, подписывайтесь на telegram и дзен, чтобы читать интересные статьи. Автор — кандидат экономических наук.

Источник