Договор о совместной деятельности по добыче полезных ископаемых

Договор о совместной деятельности по добыче полезных ископаемых thumbnail

Письмо Минфина РФ от 30 июля 2008 г. N 03-06-06-01/20

Вопрос: Иностранное юридическое лицо (ЗАО) и российские организации (ООО и ФГУП) заключили договор простого товарищества для совместного участия в открытом конкурсе на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи строительных песков за пределами территории РФ. Согласно договору обязанности ведения общих дел товарищества возложены на ООО, работы и добыча песка будут осуществляться ЗАО. Вправе ли российская организация, как товарищ, ведущий общие дела, уплачивать НДПИ от имени и за счет остальных участников простого товарищества и представлять в налоговый орган налоговые декларации по НДПИ на основании доверенности или договора простого товарищества? Включаются ли суммы НДПИ в состав расходов простого товарищества при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 июля 2008 г. N 03-06-06-01/20

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), представления налоговых деклараций по НДПИ, а также отнесения сумм НДПИ на расходы участников простого товарищества и сообщает.

В соответствии со ст. 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. При этом права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу.

При определении в качестве владельцев лицензии на право пользования недрами нескольких организаций плательщиком НДПИ признается каждая из этих организаций, которая обязана уплатить НДПИ и представить налоговую декларацию по НДПИ.

При этом в соответствии со ст. 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации при ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества. В отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме.

Таким образом, товарищ, ведущий общие дела товарищества, вправе подавать в налоговые органы декларации по НДПИ за остальных участников простого товарищества, а также уплачивать НДПИ от имени и за счет остальных участников товарищества на основании доверенности, выданной ему остальными товарищами, или договора простого товарищества, совершенного в письменной форме.

Что касается отнесения суммы НДПИ на расходы участников простого товарищества, то согласно п. 4 ст. 340 Кодекса при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых используется порядок признания доходов и расходов, применяемый для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 “Налог на прибыль организаций” Кодекса.

В целях налога на прибыль организаций сумма НДПИ, относимая на расходы соответствующего участника, определяется исходя из его доли, установленной соглашением, в прибыли товарищества, полученной за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества (п. 3 ст. 278 Кодекса).

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А. СААКЯН

Источник

  • Главная
  • Консультация эксперта
  • НДПИ

6010 октября 2018

Будет ли недропользователь признаваться единым плательщиком НДПИ в отношении нефти, добытой самостоятельно, и нефти, добытой в рамках совместной деятельности – читайте в статье.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Брянской области имеетлицензию на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ на участкенедр: Разведка и добыча песчано-гравийной смеси. Для разработки залежей гравийно-песчанойсмеси было создано товарищество, путем заключения договора простого товарищества (осовместной деятельности). В товарищество входят четыре индивидуальных предпринимателя.Ведение дел товарищества возложено на ИП (одного из товарищей, не держателя лицензии,расположенного территориально в другом субъекте РФ – Смоленской области). В соответствии с ГКи НК РФ все документы, подтверждающие расходы и документы на реализацию продукциивыписываются от имени ИП, ведущего дела. На карьере добывается песчано-гравийная смесь, изкоторой посредством сортировальной машины извлекается песок и щебень, для дальнейшейреализации и для собственных нужд (отсыпка дороги к карьеру). Добытый ПГС не реализуется.Вопросы состоят в следующем:Каким образом ИП, держателю лицензии рассчитывать НДПИ:-исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых по песчано-гравийной смеси(п.п.3п. 1 ст. 340 НК)-исходя из сложившихся цен реализации песка и щебня (п.п.2п. 1 ст. 340 НК)-как рассчитывать НДПИ по израсходованному для собственных нужд песку и щебню. Если исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых по песчано-гравийной смеси,то использовать данные учета ИП ведущего дела товарищества (ИП зарегистрировано в Смоленской области, все документы выписываются на его имя)?

Ответ: Плательщиком НДПИ в отношении полезных ископаемых, добытых в рамках договора о совместной деятельности, признается товарищ – владелец лицензии. Соответственно, данный товарищ обязан самостоятельно исчислять и уплачивать НДПИ в порядке, установленном гл. 26 НК. Основание: письмо Минфина России от 7 декабря 2007 г. № 03-06-06-01/58.

В Вашем случае НДПИ рассчитывается с использованием расчетного способа, поскольку ПГС не реализуется.

В этом случае данные по прямые и косвенным расходам, относящиеся к добыче полезных ископаемых товарищ в обязательном порядке должен заправить у товарища, ведущего общие дела. Есть иной порядок. ИП – плательщик НДПИ может поручить участнику договора, на которого возложено ведение общих дел:

– сдавать декларации по НДПИ;

– перечислять НДПИ в бюджет (от имени и за счет средств ИП, разрабатывающей месторождения на основании лицензии).

Более подробно об этом Вы можете узнать, перейдя по ссылкам:
https://www.1gl.ru/#/document/99/902078720/

Обоснование

Из письма Минфина России от 7 декабря 2007 г. № 03-06-06-01/58

ООО заключило с компанией-недропользователем, владеющей лицензией на пользование недрами и уплачивающей НДПИ, договор простого товарищества в целях реализации проекта по ремонту скважин и интенсификации добычи нефти. Недропользователь будет осуществлять работы по эксплуатации скважин, добыче и реализации нефти и вести бухучет в рамках простого товарищества. ООО, не имеющее лицензии на пользование недрами, будет финансировать работы подрядных организаций и приобретение оборудования. Будет ли недропользователь признаваться единым плательщиком НДПИ в отношении нефти, добытой самостоятельно, и нефти, добытой в рамках совместной деятельности?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросу уплаты налога на добычу полезных ископаемых простыми товариществами сообщает следующее.

В соответствии со ст. 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” (далее – Закон) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

При этом лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока.

Кроме того, в соответствии со ст. 12 указанного Закона лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования.

Таким образом, плательщиком НДПИ в отношении полезных ископаемых, добытых в рамках договора о совместной деятельности, признается организация – владелец лицензии. Соответственно, данная организация обязана самостоятельно исчислять и уплачивать НДПИ в порядке, установленном гл. 26 “Налог на добычу полезных ископаемых” Кодекса.

Кто должен платить НДПИ

Ситуация: кто из участников договора простого товарищества должен платить НДПИ. По договору одна организация занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии, другая ведет общие дела товарищества (бухгалтерский и налоговый учет)

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Следовательно, плательщиком НДПИ является тот участник договора простого товарищества, который занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии (письмо Минфина России от 7 декабря 2007 г. № 03-06-06-01/58).

В договоре простого товарищества может быть предусмотрено ведение общих дел конкретным участником такого соглашения (ст. 1044 ГК РФ). Поэтому организация – плательщик НДПИ может поручить участнику договора, на которого возложено ведение общих дел:

-сдавать декларации по НДПИ;

– перечислять НДПИ в бюджет (от имени и за счет средств организации, разрабатывающей месторождения на основании лицензии).

Для этого такая организация должна выдать доверенность участнику договора, ведущему общие дела (п. 1 и 3 ст. 29 НК РФ).

Такую позицию поддерживает Минфин России (письмо от 30 июля 2008 г. № 03-06-06-01/20) и некоторые суды (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2005 г. № А29-1942/2005а).

Отвечает Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

«Не храните в личном деле копии личных документов сотрудника, которые не связаны с его работой, хранение которых обосновать нельзя. Так, нельзя хранить в личном деле копии документов, которые содержат персональные данные сотрудника: паспорта, карточки СНИЛС, военного билета и т. д. Эти документы кадровый работник проверяет, вносит данные в личную карточку и возвращает сотруднику. Роскомнадзор назначит штраф, если работодатель оставил в личных делах копии документов, которые нельзя хранить. Подробнее об этом в  рекомендации».

Из рекомендации Как оформить личное дело сотрудника

Статьи по теме в электронном журнале

Источник

1. Соглашение о разделе продукции (далее – соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии заключений Правительства Российской Федерации и решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.

(в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.

(абзац введен Федеральным законом от 07.01.1999 N 19-ФЗ)

В отношении расположенного в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также соответствующего органа местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

(абзац введен Федеральным законом от 07.01.1999 N 19-ФЗ)

4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.

Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации “О недрах” (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В случае, если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.

Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.

В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.

В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:

если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;

если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;

если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

5. Исключен. – Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, субъекты Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на своих территориях.

(в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.

(в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Источник