Добычи полезных ископаемых земли сельскохозяйственного назначения
30.03.2017
О добыче общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения
Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка, гравия запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».
Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). То есть такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.
Собственники земельных участков вправе со ст.19 «Закона о недрах» по своему усмотрению, в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы для своих нужд, например строительства. В случае добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу в качестве строительных материалов из добытого сырья, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства, в частности Закона о недрах. Однако, надо понимать, что земли сельскохозяйственного назначения подпадают под приоритетное действие Федерального закона «Об обороте земель с/х назначения», которым не предусматривается использование земель с/х для добычи. Поэтому, придется предварительно пройти процедуру перевода из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности в субъекте Федерации до получения лицензии.
Информацию подготовил государственный инспектор отдела земельного надзора Ханов Р. М.
Помогите с данной ситуацией. Общество с ограниченной ответственностью «Спутник» на основании выданной в установленном порядке лицензии на недропользование, осуществляет добычу полезных ископаемых – строительных песков на арендованном земельном участке, являющимся землями сельскохозяйственного назначения, предназначенными для сельскохозяйственного производства. В ходе выездной проверки административный орган в сфере государственного надзора за использованием землей привлек данное юридическое лицо к ответственности. Не согласившись с решением органа государственного земельного надзора, ООО «Спутник»
Какие нормы земельного законодательства, законодательства о недрах, в том числе Конституции Российской Федерации, были нарушены ООО «Спутник» в данной ситуации?
К какому виду ответственности может быть привлечено ООО «Спутник» за использование для целей добычи полезных ископаемых земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения?
28 Марта 2019, 17:35, вопрос №2307763
Ирина, г. Москва
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос
Ответы юристов (1)
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Уважаемая Ирина!
Из Вашего вопрос не совсем ясно по какому основанию административный орган привете ООО к ответственности и какой.
Согласно статье 40 Земельного кодекса
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии со статьей 41 ЗК
1. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
Ни ЗК, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не устанавливают ограничения по добыче полезных ископаемых на землях сельхозназначения.
Однако следует обратить внимание, что проектом освоения месторождения полезного ископаемого должен быть предусмотрен раздел о рекультивации земель. Т.е., если не предполагается перевод сельхоз земель в земли иной категории, например, в земли промышленности, то по окончании работ по добыче, земельный участок должен быть приведен в состояние, приходное для использования его для ведения сельского хозяйства.
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Подробности
18.01.2019
В практике работы государственных инспекторов отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия-Алания встречаются случаи, когда отдельными недобросовестными арендаторами земель сельскохозяйственного назначения, вместо производства на таких участках сельскохозяйственной продукции, осуществляется незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых. Такие случаи были зафиксированы в Зольском, Баксанском, Майском, Прохладненском и других муниципальных районах Кабардино-Балкарской Республики.
Такие действия в соответствии со ст. 8.6. Земельного Кодекса Российской Федерации квалифицируются как:
1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 61-ФЗ).
2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве. Использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка, гравия запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».
Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). То есть такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.
Собственники земельных участков вправе со ст.19 «Закона о недрах» по своему усмотрению, в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы для своих нужд, например строительства.
В случае добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу в качестве строительных материалов из добытого сырья, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства, в частности Закона о недрах. Однако, надо понимать, что земли сельскохозяйственного назначения подпадают под приоритетное действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым не предусматривается использование земель с/х для добычи. Поэтому, придется предварительно пройти процедуру перевода из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности в субъекте Федерации до получения лицензии.
Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка, гравия запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».
Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). То есть такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.
Собственники земельных участков вправе со ст.19 «Закона о недрах» по своему усмотрению, в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы для своих нужд, например строительства. В случае добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу в качестве строительных материалов из добытого сырья, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства, в частности Закона о недрах. Однако, надо понимать, что земли сельскохозяйственного назначения подпадают под приоритетное действие Федерального закона «Об обороте земель с/х назначения», которым не предусматривается использование сельскохозяйственных земель для добычи. Поэтому, придется предварительно пройти процедуру перевода из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности в субъекте Федерации до получения лицензии.
Полное описание
Если собственник (арендатор) желает использовать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых, необходимо перевести земельный участок в составе таких земель в земли промышленности.
Для этого заинтересованному лицу необходимо обратиться в соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления с ходатайством.
Согласно ст. 8 Земельного Кодекса РФ «Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
– земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации;
– земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;
– земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления».
Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории регулируется ФЗ « О переводе земель Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Для перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности необходимо подать ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности с приложением:
– выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории предполагается осуществить (выдается территориальным отделом федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата»);
– копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка из единого государственного реестра юридических лиц – для юридических лиц ;
– выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок (предоставляется по запросу заявителя территориальными отделами Главного управления Федеральной регистрационной службы);
– согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (если участок находится не в частной собственности);
– утвержденный в установленном порядке проект рекультивации сельскохозяйственных земель (выполняется проектными организациями, в составе рабочих проектов на разработку полезных ископаемых, либо в рабочих проектах строительства линейных объектов);
– заключение департамента агропромышленного комплекса;
– копия лицензии на пользование недрами;
– заключение органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области охраны объектов культурного наследия с целью установления отсутствия объектов историко-культурного наследия на территории земельного участка, перевод которого планируется осуществить.
Также необходимо проверить, не противоречит ли планируемое использование земельного участка (добыча полезных ископаемых) документам территориального планирования того поселения (населенного пункта), где расположен земельный участок.
Для этого необходимо подать соответствующий запрос в органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Если будет установлено, что планируемое использование не соответствует документам территориального планирования – в удовлетворении ходатайства о переводе будет отказано.
Порядок рассмотрения ходатайства и принятия решения един независимо от категории земель и установлен в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».