Добыча полезных ископаемых в россии инвестиции

Добыча полезных ископаемых в россии инвестиции thumbnail

Не секрет, что добыча полезных ископаемых в России является для государственной казны важнейшей статьей  доходов. Общая стоимость природных богатств, таящихся в уже разведанных месторождениях, по некоторым подсчетам достигает 30 триллионов долларов. Это как минимум сто годовых бюджетов образца 2015 года.

Добыча полезных ископаемых в России: инвестиции снижаются

добыча полезных ископаемыхМощнейший природно-ресурсный потенциал РФ позволяет полностью удовлетворять все запросы как на внутреннем, так и на внешних рынках. Страна входит в число мировых лидеров по запасам каменного угля, ряда цветных и редких металлов, природного газа, железных руд и т. д. В настоящее время открыто более 20 000 месторождений, многие из которых пока даже не начали осваивать.

Львиная доля выделяемых на добычу полезных ископаемых в России инвестиций относится к газовой, нефтяной и угольной отрасли. К сожалению, в нынешних экономических и политических реалиях объемы вложений постоянно снижаются. Даже оптимисты не особо верят, что в ближайшее время произойдут какие-то кардинальные изменения к лучшему. А ведь помимо этой серьезнейшей проблемы развитие добычи полезных ископаемых в России затрудняется и рядом других факторов.

Что тормозит развитие добычи полезных ископаемых в России

Газпром теряет свои позицииГлавной проблемой отрасли большинство специалистов называют слишком жесткий и при этом не всегда эффективный контроль со стороны государства. У предприятий регулярно возникают трудности с получением лицензий, временами достаточно странно выглядит налоговая политика. Также эксперты отмечают низкие темпы поиска и разработки новых месторождений. Значительная часть ныне действующих объектов освоена еще со времен Советского Союза.

Очевидна недостаточная модернизация сектора. Инновационные методы типа трехмерной сейсморазведки или горизонтального бурения внедряются не очень активно. Не хватает высокоточного оборудования, программных продуктов и комплексов для обработки массивов собранной информации. Рано или поздно настанет время, когда придется пожинать плоды отсутствия должного внимания к геологоразведке.

Пока добыча полезных ископаемых в России достаточна, чтобы обеспечить текущие и среднесрочные потребности государства. Однако уже ощущается дефицит по ряду разновидностей нерудного и рудного сырья. Помимо внедрения высокоточного геологоразведочного оборудования, необходимо также решать вопрос с квалифицированными кадрами. Большинство лучших выпускников специализированных вузов стремится сегодня работать за рубежом.

Нефть, газ, уголь, цветные и драгоценные металлы

уголь в РоссииКогда речь идет о развитии добычи полезных ископаемых в России, прежде всего, вспоминают о нефтяной отрасли, которая является главным поставщиком отечественного бюджета. В данный момент разведанная ресурсная база сектора способна обеспечить до 600 млн тонн ежегодно на протяжении минимум трех десятилетий. Основной своей проблемой помимо падения цен на мировом рынке нефтяники называют высокое налоговое бремя.

У газовиков свои трудности. Вследствие последних международных событий внешние рынки сбыта сужаются. Например, Украина, бывшая в прошлом крупнейшим экспортером, снизила закупки сразу в три-четыре раза. Теряет свои позиции «Газпром» и внутри страны. Если десять лет назад монополист обеспечивал более 90% поставок, то сейчас он контролирует где-то 50-55%.

Направляемые на добычу полезных ископаемых в России инвестиции должны использоваться и для переработки получаемого сырья. В значительной мере это касается угля, качество которого оценивается ниже, чем у австралийских и североамериканских аналогов. Ликвидировать этот недостаток должны помочь вложения в переработку и обогащение продукта. Что касается цветных и драгоценных металлов, то здесь главные сложности связаны с воспроизводством минерально-сырьевой базы.

Перспективы

В условиях непростой международной обстановки крайне сложно восстанавливать прежние отношения с ведущими странами Запада. Создание альянсов с новыми партнерами – процесс, требующий времени, которое пока играет против РФ. Первоочередной задачей правительства в сложившейся ситуации должна стать разработка новой стратегии развития отрасли, так как программа, которой руководствуются сегодня, была утверждена еще в 2003 году.   

В частности, необходимо кардинально пересмотреть нынешнюю систему лицензирования добычи полезных ископаемых в России. Многие отечественные и зарубежные компании, не смогли в свое время получить право на разработку новых объектов, являясь их первооткрывателями. Улучшению инвестиционного климата подобное положение дел явно не способствует.    

Источник

Россия — богатая природными ресурсами страна. Но гражданам ничего от этого не перепадает. Например, я слышал, что в Норвегии и Саудовской Аравии доходы от продажи нефти идут на личные счета граждан. А у России есть не только нефть и газ, еще золото, медь и другие цветные металлы. Почему государство с нами не делится? Где справедливость?

Владимир

По данным Worldatlas.com, Россия входит в десятку стран с самыми большими природными ресурсами. Кажется, что россияне станут богаче, если полученные доходы с проданных ресурсов поделить на всех граждан.

Я собрал финансовые результаты всех добывающих компаний в гугл-таблицу и поделил результат на 144,5 млн граждан России. Компании брал из отчета Минприроды — там указаны крупные месторождения и их владельцы.

Получилось не так много — максимум 119 тысяч рублей на человека в год. Это оптимистичный вариант: у предпринимателей придется отнять право на дивиденды, а у государства — налоги на добычу полезных ископаемых, которые тратят на образование, безопасность и другие потребности граждан.

Как считал

Подсчитать все финансовые результаты мелких сырьевых компаний будет трудозатратно, а сильного влияния они на общую картину не окажут. Чтобы быстрее сделать расчет, я использовал отчетность крупных компаний, в которой суммированы результаты всех заводов и дочерних компаний — например, у «Русала», «Норильского никеля», «Газпрома» и других. Минус такого подхода в том, что в нем учтены результаты и иностранных заводов.

А еще компании за время приватизации успели построить перерабатывающие заводы, которые никак не связаны с добычей полезных ископаемых. Их результаты тоже будут учтены. То есть к полученному результату можно прибавить или убавить несколько тысяч — это некритично.

Я считал два варианта. Первый: операционный денежный поток (реально полученные деньги) минус капитальные расходы минус выплаченные дивиденды. Второй: вариант для народа без выплаты дивидендов и налогов по ним, а также с раздачей налогов на добычу полезных ископаемых. В любом случае получившийся результат не такой радужный, как казалось.

Читайте также:  Полезные свойства салата из моркови с яблоками

Сколько бы получил россиянин с природных ресурсов

Мало: при лучшем раскладе — 28 тысяч рублей за год из расчета на 144,5 млн граждан. Нас слишком много: если бы население России было соизмеримым с населением Саудовской Аравии, то максимальные выплаты в год составили бы 400 тысяч рублей.

Нельзя забывать, что с полученных доходов от продажи природных ресурсов компаниям нужно еще выплатить зарплаты сотрудникам, налоги на добычу ископаемых и проценты по кредитам.

Добывающим компаниям приходится тратить деньги на поддержание текущего производства: закупать технику и модернизировать заводы. Чтобы поддерживать добычу на одном уровне, приходится искать новые месторождения и потом разрабатывать их. Это всё расходы, которые неочевидны для обывателя.

У сырьевых компаний есть проблема: цены на сырье зависят от состояния экономики в мире. Когда все плохо, заводы могут работать в убыток. Так было с российскими стальными компаниями после кризиса 2008—2009 годов. В какие-то годы выплаты могли бы сильно уменьшиться.

Если государство будет забирать все свободные деньги предприятия и не оставлять деньги на дивиденды, то предпринимателям не будет никакого резона повышать эффективность производства. Скорее всего, такие выплаты уменьшались бы из года в год.

Сколько получил бы гражданин
с природных ископаемых России за один год

Оставим на дивиденды

9478 Р

Отдадим все народу

16 217 Р

Оставим на дивиденды

3218 Р

Оставим на дивиденды

1314 Р

Оставим на дивиденды

616 Р

Оставим на дивиденды

568 Р

Оставим на дивиденды

33 Р

Налог на добычу полезных ископаемых

Оставим на дивиденды

85 433 Р

Отдадим все народу

85 433 Р

Оставим на дивиденды

5551 Р

Оставим на дивиденды

106 211 Р

Отдадим все народу

118 037 Р

На самом деле компании делятся

Крупные добывающие компании торгуются на российском фондовом рынке — доли в бизнесе, то есть акции, «Газпрома», «Северстали», «Норильского никеля» и других компаний может купить любой гражданин. Главное — открыть брокерский счет.

Большинство компаний платит дивиденды. Вот несколько примеров:

  1. «Алроса» добывает алмазы. Дивиденды платят дважды в год. За 2018 год всего заплатят 8,97 Р за акцию — это около 9,1% годовых.
  2. «Газпром-нефть» — выплаты дивидендов дважды в год. За 2018 год заплатят 28,69 Р за акцию — доходность около 8,2% годовых.
  3. «Газпром» планирует заплатить за 2018 год 10,43 Р дивидендов — по текущим ценам это 6,6% годовых.

Необязательно разбираться в бизнесе компаний, в инвестиционных планах и корпоративном управлении. Мы подготовили статьи для начинающих
инвесторов: с чего начать и на что смотреть.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник

Как выяснил “Ъ”, Минфин, который пытается найти новые источники пополнения бюджета, в секретном режиме решил со следующего года повысить налог на добычу некоторых удобрений и руд цветных металлов в 3,5 раза. Соответствующие поправки обсуждались на законопроектной комиссии правительства 15 сентября. По оценке бизнеса, мера приведет к росту платежей на 90 млрд руб. в год. В наибольшей степени могут пострадать ГМК «Норильский никель», «Русал», НЛМК, «Фосагро», «Еврохим». Участники рынка горячо протестуют против роста налоговой нагрузки, который к тому же с ними не обсудили. Однако аналитики полагают, что дополнительные расходы не станут катастрофой для этих компаний, ориентированных на экспорт.

Как стало известно “Ъ”, 15 сентября на комиссии правительства по законопроектной деятельности обсуждался проект изменений в Налоговый кодекс. Основная его часть посвящена поправкам в налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (см. “Ъ” от 3 сентября). Однако неожиданно в проекте появилось также положение, которое увеличивает налог на добычу удобрений и некоторых руд в 3,5 раза. При этом, отмечают источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, Минфин готовил эти предложения «фактически секретно». Как уверяют собеседники “Ъ”, правительство собиралось рассмотреть законопроект на заседании 16 сентября и немедленно направить его в Госдуму, однако, возможно, сроки будут сдвинуты.

Документ предполагает, что с 1 января 2021 года будет применяться «рентный коэффициент» 3,5 к ставке НДПИ на калийные соли (сейчас — 3,8% от стоимости продажи) и апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды (4%), природные соли и чистый хлористый натрий, нефелины, бокситы, а также горнорудное неметаллическое сырье, кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов, текущая ставка — 6%) и железную руду (4,8%).

То есть повышение коснется всех видов твердых полезных ископаемых за исключением угля, алмазов, золота, торфа и общераспространенного сырья.

Нововведение в первую очередь скажется на производителях удобрений — «Фосагро», «Еврохиме», «Уралкалии», а также металлургических компаниях — «Норникеле», НЛМК, «Русале». Так, «Норникель» в 2019 году заплатил 14,3 млрд руб. НДПИ, НЛМК — 0,5 млрд руб. «Русал» не раскрывает платежи по НДПИ, но все налоги кроме налога на прибыль составили в 2019 году $30 млн.

Минфин давно вынашивал идею обложить дополнительным налогом экспортеров твердых полезных ископаемых. Исходно целью был уголь, за счет роста налога Минфин рассчитывал собрать дополнительно 40 млрд руб. Но после резкого падения цен на уголь в 2019 году от этой идеи в начале 2020 года пришлось отказаться (см. “Ъ” от 11 февраля).

Участники рынка возмущены идеей Минфина. «Все в шоке и стоят на ушах: по сути, это просто повышение НДПИ в 3,5 раза ни с того ни с сего. Одной рукой готовят законопроекты о защите капиталовложений, а другой внезапно поднимают НДПИ. Это чревато снижением инвестиций, у многих может повлиять на ковенанты по кредитам»,— говорит собеседник “Ъ” в одной из крупных промышленных компаний.

Другой источник признается: Минфин прямо заявляет, что нужно дополнительно собрать 100 млрд руб., а аргументы против не принимает.

Третий источник “Ъ” говорит, что повышение налогов на какой-то продукт, как правило, приводит к уменьшению общей налогооблагаемой базы. Потому что рост налогов на сырье приводит к удорожанию продукции по цепочке и, как следствие, к снижению потребления и последующему снижению производства, что особенно ощутимо на фоне пандемии COVID-19.

На рынке отмечают, что подготовка проекта, который меняет все правила игры в недропользовании, без участия компаний «в очередной раз демонстрирует непредсказуемость и нестабильность регуляторной среды в России», а также нарушает обещание президента Владимира Путина в послании Федеральному собранию в январе 2020 года о стабильности налоговых условий для бизнеса до 2024 года. Источники “Ъ”, близкие к компаниям, уверены, что принятие предложенных Минфином изменений ставки НДПИ «поставит крест на реализации инвестпрограмм по модернизации и строительству новых мощностей в горнодобывающем секторе».

Читайте также:  Месторождения полезных ископаемых урал на карте

В Минфине, Российской ассоциации производителей удобрений и химических компаниях ситуацию комментировать не стали.

Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что в случае принятия поправок НДПИ у химиков может вырасти с примерно 1 млрд руб. до нескольких миллиардов рублей.

С возражениями против инициативы Минфина в Минпромторг уже обратилась ассоциация «Русская сталь». В своем письме она отмечает, что из 100 млрд руб., на сбор которых нацелен Минфин, 90 млрд руб. планируется собрать от НДПИ. «Само по себе понятие “рента” означает пассивный доход, получаемый с земли или иного имущества собственника. Однако с учетом того, что налогоплательщики уже уплачивают НДПИ, земельный налог, налог на имущество и лицензионные платежи, введение дополнительного рентного коэффициента избыточно и не имеет объективного экономического обоснования»,— говорится в письме. В случае роста налоговой нагрузки ассоциация усматривает риски сокращения рабочих мест, а также инвестиционные риски: возможность новых заимствований на рынке снизится, а их стоимость вырастет в связи с очевидным сокращением свободного денежного потока. В «Русской стали» отмечают, что некоторые предприятия не уверены, что смогут компенсировать рост налогов увеличением цены продукции с учетом конъюнктуры рынка.

Вице-президент Moody’s в России и СНГ Денис Перевезенцев считает, что инициатива Минфина приведет к увеличению доли НДПИ в выручке горнорудных компаний, которая сейчас менее 5%. «Данная доля по-прежнему будет меньше, чем, например, в нефтяном секторе, где доля НДПИ и экспортных пошлин в выручке даже в текущих условиях низких цен на нефть более 50% и увеличивается с ростом цен на нефть»,— считает эксперт. Андрей Лобазов из «Атона» отмечает, что себестоимость у российских производителей удобрений одна из самых низких в мире, поэтому повышение НДПИ не станет для них катастрофой. Но, говорит он, сейчас неудачный момент для повышения налогов, так как отрасль проходит через непростые времена и ценовая конъюнктура не вполне благоприятная.

Ольга Мордюшенко, Евгений Зайнуллин

Источник

Разработанный Минфином и принятый в первом чтении Госдумой законопроект о повышении НДПИ в 3,5 раза для химической и металлургической промышленности не на шутку встревожил отраслевое сообщество. По задумке эта мера должна срезать часть сверхдоходов таких компаний и направить их в российский бюджет, которому на фоне коронакризиса деньги и правда очень нужны.

Но экспертов удивило то, что правительство ради того, чтобы положить в бюджет в общем незначительную сумму в 56 млрд рублей (для сравнения, только от предстоящего повышения акцизов на табак планируется привлечь порядка 70 млрд), готово не только поставить под угрозу дальнейшее развитие и конкурентоспособность отрасли, но и в очередной раз доказать российским и зарубежным инвесторам, что его обещаниям верить не стоит.

«За скобками остаются предположения как внезапное и неподкрепленное макроэкономической ситуацией повышение налогов может отразиться на инвестиционном климате? Особенно на фоне обещаний Минфина и лично Силуанова – эти налоги не поднимать», – удивляется инвестбанкир Евгений Коган в своем Telegram-канале.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты тоже сочли повышение НДПИ для двух этих отраслей не просто бессмысленным, но и опасным.

«Любое повышение налогов в разгар экономического кризиса снижает возможности для восстановления российской экономики. Теоретически это может быть компенсировано расходами бюджета, но нам-то обещают бюджетную консолидацию», – разводит руками главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.

По словам аналитика, повышение налогов отнюдь не способствует росту и поддержанию занятости, хотя России в нынешней ситуации явно не стоит стремиться к дополнительным сокращениям рабочих на крупнейших предприятиях.

Напомним, что по итогам августа безработица в стране выросла до 6,4%, установив рекорд с апреля 2012-го года. Отдельным элементом этой проблемы в случае с химиками и металлургами остается то, что по сути такие предприятия расположены в моногородах, где уволенным сотрудникам попросту некуда больше идти работать.

«Более того, повышение НДПИ провоцирует выход из оборота более низкомаржинальных рудников и шахт, – предупреждает Антон Табах. – И в целом от хороших заработков химиков и металлургов деньги бюджетом были бы получены и так, через тот же налог на прибыль. Но, видимо, хочется больше и в федеральный бюджет».

Таких итогов от повышения НДПИ опасаются и в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).

«Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, снижения программ корпоративной социальной ответственности и благотворительности», – указано в письме организации, направленном премьер-министру Михаилу Мишустину.

По мнению многих экспертов, наполнить бюджет можно было бы с помощью гораздо более эффективных и менее травмирующих экономику способов. Во-первых, у России один из лучших мировых показателей по отношению госдолга к ВВП: в конце года он составил только 12,3% от этого показателя, хотя для развивающихся стран относительно безопасным принято считать уровень в 40%. Отметим, что всего за один аукцион по размещению ОФЗ, прошедший 23 сентября, Минфин разместил облигаций на сумму в 120 млрд рублей – вдвое больше, чем планируется привлечь за счет повышения НДПИ.

Второй вариант – провести приватизацию принадлежащих государству активов. С этой идеей на днях выступил глава Счетной палаты Алексей Кудрин в ходе заседания комитета Госдумы по бюджету и налогам. Кудрин отметил, что в течение пяти-шести лет бюджет за счет реализации этой меры может получать по 200-300 млрд рублей.

Читайте также:  Горький перец полезные свойства для мужчин

«Получить доходы за счет продажи госимущества с точки зрения экономического роста было бы лучше. В России сохраняется огромный государственный сектор, который постоянно разрастается, что уже стало отдельной проблемой», – согласился с мнением Алексея Кудрина ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский в беседе с «Ведомостями».

Бей своих, чтобы чужие боялись

По сути «медвежья услуга», которую правительство оказывает российским химикам и металлургам тянет за собой целый комплекс проблем, поскольку сама отрасль не работает в вакууме: от нее зависит множество предприятий в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и так далее.

За примерами далеко ходить не надо. На днях издание «Финам» сообщило, что при повышении НДПИ с 2021-го года один из крупнейших мировых производителей минеральных удобрений российская группа Акрон (крупнейший работодатель Новгородской области) будет вынужден сократить добычу фосфатного сырья на ГОК «Олений Ручей» и вместо этого начать закупать сырье в Бельгии и Марокко – так будет попросту выгоднее.

«В данном случае повышение налога ведет к деградации его добычи, поскольку расходы на НДПИ при текущих рыночных условиях превышают точку безубыточности. Поскольку апатитовый концентрат необходим компании для производства сложных удобрений, при отрицательной рентабельности своего производства, группа начнет закупки у зарубежных конкурентов», – пишет «Финам».

Дальше по цепочке пострадает сельское хозяйство. Несколько дней назад в беседе с отраслевым изданием «Агроинвестор» неназванный источник из аграрного сектора отметил, что растениеводство остается ключевым драйвером роста АПК, и до сих пор отечественные экспортеры сельхозпродукции успешно конкурировали по ценам на мировом рынке. Но когда производители минеральных удобрений начнут перекладывать свои растущие затраты на аграриев, ситуация в корне изменится.

«Повышение налога создает новую проблему. Мы инвестируем в производство из чистой прибыли, и необоснованный рост стоимости сырья автоматически означает снижение капиталовложений в развитие рудно-сырьевой базы». Это скажется на доступности минеральных удобрений, а значит — на объеме урожаев и на конкурентоспособности российского экспорта продовольствия», – предупредил собеседник «Агроинвестора».

Долой инновации

Проблемы у металлургов и химиков появятся и в плане внедрения инноваций. Дело в том, что компании из этих секторов являются наиболее наукоемкими, причем не только в добывающей отрасли. По данным Росстата, в прошлом году всего 9,1% компаний в России внедряли технологические инновации, а в среднем по отрасли этот показатель составил и вовсе 6,8%. Для сравнения, у химиков эта цифра составила 26%, а у металлургов – все 29%.

Повышение НДПИ в этом смысле скажется на собственных доходах компании, а значит, велика вероятность того, что им придется сокращать свои инвестпрограммы, в то время как возможность привлекать иные финансовые ресурсы у них в этом смысле весьма ограничена.

«С высокой вероятностью повышение НДПИ приведет к сокращению инвестпрограмм, поскольку Россия в этом смысле – уникальная страна. У нас порядка 2/3 от общего объема инвестиций финансируются из собственных средств предприятий. В свое время повышение НДС выбило часть денег предприятий, что привело к снижению инвестиций и сказывается до сих пор», – объясняет Антон Табах.

Важно отметить, что внедряемые такими компаниями инновации касаются не только общей эффективности производства, но и повышения их экологичности. Если такие инвестпрограммы будут существенно снижены, это ударит по экспортному потенциалу продукции компаний, а ведь они остаются одним из самых значимых источников валютной выручки для страны в целом.

Проблема в том, что в ближайшие годы ЕС планирует ввести так называемый «углеродный налог», который будет взиматься с ввезенной продукции, производству которой сопутствуют выбросы углекислого газа. В настоящий момент планируется, что этот налог составит порядка 30 евро за каждую тонну углекислого газа, выброшенного в атмосферу. Многие компании, и прежде всего, металлурги-экспортеры, реализуют достаточно затратные экологические программы, направленные на снижение углеродного следа по всей цепочке производства. Поэтому, что будет в случае роста НДПИ с подобными программами – вопрос риторический.

Обманутые инвесторы

В беседе с «Газетой.Ru» старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова отметила, что по сути сегодня узел на шее реальных производителей с высокой добавленной стоимостью затягивается до уровня угрозы финансовому самочувствию и операционному развитию. И единственное, что взамен получает бюджет – сущие копейки в сравнении с его общим размером.

«Это явный негативный сигнал рынку, который приведет к сведению эффективности инвестиционных стратегий к минимуму и падению общего объема инвестиций. В миноре и регионы, в которых ведут производства гиганты металлургии и химической отрасли – к ним налоговые отчисления из серьезных потоков превратятся в мелкие ручейки», – сетует Анна Бодрова.

Такие действия со стороны правительства обязательно затронут частных инвесторов, причем в самый неподходящий момент: когда поток новых индивидуальных участников российского фондового рынка достиг исторического рекорда. Сейчас брокерские счета есть у 6,2 млн человек, хотя еще в начале года их было на 2,4 млн меньше.

«Частных инвесторов пару лет назад через Мосбиржу загнали в рублевые инструменты. Слабый рубль, высокие налоги, тающая на глазах капитализация компаний отрасли, непривлекательная дивидендная история подстегнули интерес с к долларам, евро и акциям зарубежных компаний. Ничего личного, но каждый инвестор бережно считает деньги, обнуляя риски непредсказуемых решений регуляторов», – подытожила Анна Бодрова.

Источник