Добыча полезных ископаемых в особо охраняемой природной территории
Расположение россыпных месторождений в долинах рек осложняет их освоение в части охраны водных объектов от загрязнения и истощения биоресурсов. Основные требования по рациональному использованию и охране поверхностных вод сведены в Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ.
Что касается россыпных месторождений, то Водный кодекс (ВК) выделяет два элемента этой среды: водный объект и водоохранная зона.
Согласно статье 1 Водного кодекса, водным объектом является «природный или искусственный водоём, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима». Это несколько мудрёное определение поясняется статьей 4: «…поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии». Береговая линия определяется по среднемноголетнему уровню воды в водном объекте в теплый период года. То есть полезное ископаемое, расположенное под водой, также входит в водный объект.
Водоохранными зонами (второй элемент среды), согласно статье 65 Водного кодекса, «…являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, … водных объектов, …а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов…». Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока (ст. 65 п.4 ВК): до 10 км — 50 м; от 10 до 50 км — 100 м; от 50 км и более — 200 м.
Как правило, основные запасы россыпных месторождений полезных ископаемых расположены под руслами рек и ручьев и в водоохранных зонах (то есть в водных объектах).
В п. 2 статьи 11, касающейся «водных объектов», указывается, что «…на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, …водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для (различных целей и в том числе): 6) разведки и добычи полезных ископаемых…».
Решение о предоставлении водных объектов в пользование принимается исполнительными органами государственной власти. Такое решение для разработки россыпных месторождений в водных объектах принимают министерства природных ресурсов областей, краев и республик.
Правила ведения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах отражены в статье 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы — Водный кодекс РФ. Вопрос, касающийся возможности ведения горных работ в водоохранных зонах, отражен в п. 15 п.п. 8 данной статьи. Согласно п. 15, в водоохранных зонах запрещается: «8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах»). (п. 8 введен Федеральным законом от 21.10.2013 №282-ФЗ)».
К общераспространенным полезным ископаемым в данном случае относится песчано-гравийная смесь (ПГС).
Формулировка подпункта 8 выглядит не совсем логично: добывать ПГС в водоохранных зонах запрещается, а другие полезные ископаемые можно. Но если при добыче других полезных ископаемых попутно извлекается ПГС, то это не запрещается.
Однако в подпункте 8 отмечается еще одно условие — добыча иных видов полезных ископаемых разрешается «…в границах предоставленных им (пользователям недр) в соответствии с законодательством Российской Федерации в недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьёй 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1».
Несмотря на отсутствие явного запрета на добычу полезных ископаемых в водных объектах и в водоохранных зонах, в Водном кодексе РФ именно на основании статьи 65 региональные министерства природных ресурсов зачастую запрещают ведение горных работ на указанных площадях, хотя запасы на них утверждены в законном порядке и выданы лицензии.
Согласно существующим требованиям технический проект на отработку месторождений полезных ископаемых можно разрабатывать только при наличии утвержденных запасов и лицензии на право пользования недрами у недропользователя. Запасы же полезных ископаемых утверждаются либо на федеральном уровне в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), либо на региональном уровне в территориальных комиссиях.
Утверждаются запасы на основании технико-экономических обоснований (ТЭО) кондиций для подсчета запасов. ТЭО в обязательном порядке включает раздел «Экологическое обоснование кондиций», в котором оценивается воздействие будущих горных работ на окружающую среду и рассчитываются затраты на выполнение природоохранных мероприятий.
Чтобы получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (см. постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»), в министерство природных ресурсов требуется подать ряд документов, в том числе:
– информацию о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях — «…мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источника средств, необходимых для их реализации».
Министерство природных ресурсов (исполнительный орган субъекта РФ) в срок не более 30 дней «… рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами (Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, пост. Правительства РФ от 30.12.2006 г. №844), с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, выполняет расчет параметров водопользования, определяет условия использования водного объекта и обеспечивает согласование условий водопользования с Федеральным агентством по рыболовству — в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения».
Федеральное агентство по рыболовству оценивает ущерб водным биологическим ресурсам. Для оценки ущерба недропользователь обязан предоставить сведения, обоснованные расчетами, о степени загрязнения водотока в результате ведения горных работ в водном объекте и продолжительности периода, при котором концентрация твердых взвесей в контрольном створе будет превышать этот показатель в фоновом створе. Особенно сложно выполнить требования по охране водотоков для рек высшей и первой категории рыбохозяйственного значения, где превышение концентрации твердых взвесей в контрольном створе над фоновым допускается не более чем 0,25 мг/л.
На территории Сибири и Дальнего Востока многие, даже крупные водотоки, не имеют поверхностного стока в течении 3–5 месяцев. Именно в этот период можно с наименьшим ущербом для окружающей среды вынуть золотосодержащий пласт песков, вывезти пески за пределы водоохранной зоны, а с наступлением тепла промыть их и извлечь золото. После выемки песков до появления стока дно нового русла планируется, его сечению придается устойчивая к размыванию форма, а поверхность уплотняется тяжелой гусеничной техникой для уменьшения так называемого «активного» слоя грунта, из которого будут вымываться и переходить в муть тонкие фракции.
Согласно расчетам и наблюдениям, повышение мутности в контрольном створе обычно наблюдается до пика весеннего половодья. Для большинства северных рек продолжительность этого периода составляет около 30 суток.
Именно такой подход был использован для выемки алмазоносных песков под руслом реки Верхнее Молодо (левый приток реки Лены) со средней шириной 90 м. Работы ведутся с 2005 года по проекту АО «Иргиредмет». Для добычи песков под не полностью промерзающими плесами, длина которых достигает 3–4 км, предложен и запатентован способ, предусматривающий откачку воды из плесов [1]. Общая протяженность участка реки с промышленными запасами алмазов — более 40 км.
На рис. 1, 2 и 3 представлены фрагменты данной технологии горных работ.
В настоящее время АО «Иргиредмет» подготовило материалы с соблюдением всех описанных выше требований для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в Республике Бурятия для одной из золотодобывающих артелей. Ширина реки — 70 м, отметка над уровнем моря — 1050 м, поверхностный сток отсутствует с середины декабря до середины апреля, ширина водоохранной зоны — 200 м.
Ихтиологи отметили интересный факт, что при искусственном изменении конструкции дна реки и берегов с учетом создания благоприятных условий для нереста рыбы и ее обитания поголовье рыбы кратно увеличивается. Так, В. Н. Леман приводит яркий пример положительного влияния вмешательства человека на продуктивность реки — «увеличение численности кижуча в 24 раза на одной из рек Британской Колумбии после размещения на участке русла валунов» [2].
То есть, возможно, что изменение строения русла реки после ведения горных работ и создания благоприятных для рыбного поголовья сооружений приведет не к ущербу для водотока, а к пользе. При проектировании искусственного русла реки после завершения добычных работ желательно привлекать ихтиологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пат. 2299328 Российская Федерация, МПК Е21С 50/00. Способ разработки россыпных месторождений под плёсами рек, расположенных в районах распространения многолетней мерзлоты. Пятаков В.Г., Косов В.М., Кычкин В.Р., Николаев М.В., Беркутов В.В.; патентообладатели: АО «Иргиредмет» и ОАО «Нижне-Ленское». — №2005127243/03; заявл. 30.08.2005; опубл. 20.05.2007. Бюл. №14.
2.Леман В.Н., Лошкарёва А.А. Справочное пособие по природоохранным и мелиоративным мероприятиям при производстве строительных и иных работ в бассейнах лососевых нерестовых рек Камчатки. — М.: Товарищество научных издательств КМК, 2009. — 193 с.
-40+8
Просмотров статьи: 7990, комментариев: 25
- Содержание сайта
- Комментарии
- Главная страница
1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории – в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Ст. 95 ЗК РФ. Земли особо охраняемых природных территорий
Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
1. В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
1.1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается.
2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
г) предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;
е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов в границах зоны национального парка, указанной в подпункте “е” пункта 1 настоящей статьи), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
Информация об изменениях:
Пункт 2 дополнен подпунктом “к” с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ
к) строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
Информация об изменениях:
Пункт 2 дополнен подпунктом “л” с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ
л) размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления.
4. Абзац первый утратил силу.
С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Абзац третий утратил силу.
5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. Пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.
За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.