Добыча полезных ископаемых в населенном пункте
Вступившим в силу 04.08.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” внесены изменения в статью 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” (далее – Закон “О недрах”), предусматривающие при строительстве объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, исключение необходимости получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах, под участком предстоящей застройки, а также исключение необходимости получения разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых.
В целях обеспечения единства применения законодательства Российской Федерации о недрах в сфере застройки площадей залегания полезных ископаемых сообщаем следующее.
1. Указанными поправками изменено наименование разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, которое переименовано на разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений.
В связи с этим Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, утвержденный приказом Минприроды России от 13.02.2013 N 53 (далее – Административный регламент), подлежит применению в части не противоречащей ст. 25 Закона “О недрах”.
2. Предоставление государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в соответствии с Законом “О недрах” Административным регламентом при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства не предусмотрено.
3. Нормы, предусмотренные ст. 25 Закона “О недрах”, не отменяют иных обязательных требований к осуществлению строительства или хозяйственной деятельности в границах территорий с особым режимом – лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Исходя из ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” (далее – Закон “О природных лечебных ресурсах”) лечебно-оздоровительная местность и курорт относятся к используемым в лечебно-профилактических целях особо охраняемым территориям. В частности, Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462.
В ч. 3 ст. 16 Закона “О природных лечебных ресурсах” для лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны с ограничением или запрещением осуществления различных видов хозяйственной деятельности исходя из установленных зон охраны.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
В связи с этим, независимо от нахождения территории с особым правовым режимом, в том числе лечебно-оздоровительной местности или курорта, в границах населенного пункта, осуществление на ней строительства и иной хозяйственной деятельности должно осуществляться с учетом установленных Законом “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” ограничений и запретов.
4. Необходимо учитывать особенности законодательства Российской Федерации в части застройки площадей залегания полезных ископаемых на земельных участках, предоставленных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Учитывая, что в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, приказами Минприроды России от 25.06.2010 N 218, от 08.07.2010 N 254 и от 27.10.2010 N 463 при подготовке и согласовании технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых рассматриваются, в том числе, вопросы размещения объектов обустройства месторождений.
Принимая во внимание вышеизложенное, при наличии у пользователя недр согласованного в установленном порядке технического проекта на разработку месторождения полезных ископаемых, самостоятельное обращение пользователя недр за получением разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых, не требуется.
5. В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и п. 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 (далее – Положение о Роснедрах), разрешение на строительство объекта капитального строительства выдается Роснедрами или его территориальным органом в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
Согласно ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса и п. 5.3.15 Положения о Роснедрах, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выдается Роснедрами, в случае, если разрешение на строительство, реконструкцию указанного объекта капитального строительства было выдано Роснедрами.
Таким образом, разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых и разрешение на строительство объекта капитального строительства и разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются самостоятельными документами и, следовательно, в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на участке недр, предоставленном пользователю для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) необходимо получение разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства.
Порядок получения указанных разрешений установлен Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), утвержденным приказом Минприроды России от 25.06.2012 N 162, и Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых было выдано Федеральным агентством по недропользованию, утвержденным приказом Минприроды России от 26.06.2012 N 167, соответственно.
4 августа 2018 г. вступили в силу поправки к ГрК РФ. Для строительства в границах населенных пунктов теперь не нужно получать заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Также не требуется разрешение на застройку участков залегания полезных ископаемых.
В отношении объектов, которые возводятся (реконструируются) на участке, предоставленном для ведения работ, связанных с пользованием недрами (кроме недр местного значения), необходимо получить разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Если у пользователя недр есть согласованный технический проект на разработку месторождения полезных ископаемых, то ему не нужно обращаться за получением разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых.
https://ria.ru/20150531/1067423149.html
Поправки о запрете добычи ископаемых у населенных пунктов внесены в ГД
Поправки о запрете добычи ископаемых у населенных пунктов внесены в ГД
В закон “О недрах” предлагается внести поправки, запрещающие добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина, галька, гравий, известняки, торф, сланцы и пр.) на расстоянии менее 5 километров от границы населенного пункта.
2015-05-31T13:42
2015-05-31T13:42
2015-05-31T13:43
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn23.img.ria.ru/images/94840/39/948403951_0:438:2000:1563_1920x0_80_0_0_e8429f85a3ccc27004c66040ffbb44fe.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2015
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn24.img.ria.ru/images/94840/39/948403951_0:250:2000:1750_1920x0_80_0_0_a7bcee37c2622237dd26a3aa02de4664.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
госдума рф, общество
13:42 31.05.2015 (обновлено: 13:43 31.05.2015)
В закон “О недрах” предлагается внести поправки, запрещающие добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина, галька, гравий, известняки, торф, сланцы и пр.) на расстоянии менее 5 километров от границы населенного пункта.
МОСКВА, 31 мая — РИА Новости. Законопроект, запрещающий добычу общераспространенных полезных ископаемых на расстоянии менее 5 километров от границы жилой застройки населенного пункта, внесен в Госдуму Заксобранием Республики Карелия. Информация об этом размещена в электронной базе данных нижней палаты парламента.
К общераспространенным относятся песок, глина, галька, гравий, известняки, торф, сланцы (кроме горючих) и другие полезные ископаемые.
Необходимость внесения соответствующего изменения в закон “О недрах” обусловлена многочисленными обращениями граждан, проживающих в населенных пунктах, на территории которых функционируют карьеры по добыче полезных ископаемых. “В Республике Карелия на территориях, прилегающих к действующим карьерам, наблюдается высокая заболеваемость органов дыхания у населения, рост профзаболеваний”, — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
К числу негативных последствий размещения карьеров по добыче полезных ископаемых вблизи населенных пунктов региональные законодатели относят общее ухудшение экологии, в том числе загрязнение водоемов, распространение вредных газов и радиации, оседание пыли, и, как следствие, ухудшение здоровья населения. В местах расположения отработанных карьеров формируются своеобразный техногенный рельеф и стихийные свалки.
“В настоящее время, с учетом результатов имеющихся научных исследований, вопрос об охране окружающей среды на действующих горнопромышленных предприятиях стал как никогда актуальным”, — считают карельские законодатели. По их мнению, необходима новая стратегия управления природопользованием, одним из этапов которой является пересмотр в сторону увеличения расстояния от границы жилой застройки населенного пункта до карьеров по добыче полезных ископаемых.
Какие права имеют граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться при добыче полезных ископаемых? Какую ответственностью несут недропользователи? Об этом рассказывает старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.
– На основании каких документов возникает право пользования участками недр?
– В силу ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр, является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка – субъекты предпринимательской деятельности.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Указанное правонарушение влечёт за собой наложение административного штрафа: на граждан – до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн рублей.
Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесён ущерб в размере 2,5 млн рублей и больше, то, в соответствии со ст. 171 УК РФ, установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.
– То есть обычные граждане, не предприниматели, не могут заниматься добычей полезных ископаемых?
– Не совсем так. Положениями ст.19 закона «О недрах» предусмотрены определённые гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.
– Что понимается под использованием для собственных нужд?
– Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:
– добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
– строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 метров без применения взрывных работ;
– устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.
Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке (если он не собирается этот песок продавать) для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.
– Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование недрами?
– В первую очередь, это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.
Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.
Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведением работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.
Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена ответственность согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц – до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.
Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.
Так, в 2018 году управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий, в 2019 году – более 60 лицензий.
– Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?
– Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя были привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.
Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.
Так, уже в нынешнем году свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры были привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.
Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.
Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространённых полезных ископаемых и даже золота.
Зачастую предприниматели берут лицензии на объёмы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения, связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчётов, поскольку многие лица заблуждаются, думая, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчёты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.
Поэтому хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.
– Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?
– Действительно, помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр, на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.
Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.
Якутской природоохранной прокуратурой и органами государственного экологического надзора на постоянной основе проводятся проверки и контрольно-надзорные мероприятия, организован мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» в целях оперативного реагирования и пресечения нарушений в сфере природопользования.
Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.
– Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?
– Да. В ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведённой в Нерюнгринском районе в 2017 году, было установлено, что при добыче золота на лицензионном участке недр ООО Артель старателей «Нимгеркан» сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасывались в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществлялось в отсутствие разрешительной документации.
Ущерб, причинённый водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн рублей.
По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и по ст.7.6 КоАП РФ – за самовольное занятие водного объекта. Артели и его должностному лицу было назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. рублей.
Также Якутской природоохранной прокуратурой в суд было предъявлено исковое заявление о взыскании с артели ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора было удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн рублей.
Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы артели отказано. В настоящее время предприятие – в процессе банкротства.
Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.
– Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?
– В случае если предоставленный в пользование участок недр расположен на землях лесного фонда, то использование его без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть это расценивается как административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ, что влечёт наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юрлиц – до 300 тысяч рублей.
К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнём или источниками повышенной опасности.
За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки) повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юрлиц – в виде штрафа до 600 000 рублей, с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также, возможно, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.
В случае незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст.260 УКРФ. Значительным размером в указанной статье признаётся ущерб, причиненный лесным насаждениям, который превышает 5 000 рублей.
Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.
Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей.
В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности ст.261 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.
Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.
– Как известно, нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера (КМНС). Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недропользователями таких территорий?
– Право на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов гарантировано ст.69 Конституции РФ и Федеральным законом от 30.04.1999 номер 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».
Согласно ст.13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и ч.3 ст.15 почти одноименного закона Республики Саха (Якутия), пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим такой территории.
Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.
Проведение обязательной этноэкспертизы предусмотрено Законами Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» и «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».
Органом, оказывающим государственную услугу по проведению этноэкспертизы, является также Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В 2019 году вступили в силу изменения в КоАП РС(Я), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.
Так, частью 1 статьи 4.8 КоАП РС(Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления о проведении этнологической экспертизы в уполномоченный орган, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, – влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – до 100 тысяч рублей.
Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.
Материал предоставлен Якутской природоохранной прокуратурой.