Добыча полезных ископаемых нормы и правила

Основные нормативные документы по карьерам нерудных материалов:
Федеральные законы и иные законодательные акты:
– Закон РФ от 21.02.1992г №2395-1«О недрах» (в действующей редакции)
– Градостроительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004г №190-ФЗ, в действующей редакции)
– Водный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 03.06.2006г. №74-ФЗ, в действующей редакции)
– Земельный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001г №136-ФЗ, в действующей редакции)
– Лесной кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006г №200-ФЗ, в действующей редакции)
– Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002г №7-ФЗ (в действующей редакции)
– Федеральный закон № 22-ФЗ от 04 марта 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
– Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности “Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых”, утверждены приказом №599 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2013г
– Федеральный закон №116-ФЗ от 21.07.1997г “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (в действующей редакции)
– Постановление правительства №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
– Постановление правительства Российской Федерации от 03.03.2010г №118 “Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами”
– Приказ Минприроды России от 25.06. 2010 г. № 218 ” Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья”
– Письмо Минприроды России от 7 ноября 2013г №ВП-04-30/12958 “По вопросам согласования технических проектов разработки месторождений твердых полезных ископаемых”
Отраслевые и ведомственные нормы технологического проектирования:
– ОНТП 18-85 “Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий нерудных строительных материалов”
– ВСН-182-91 «Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства»
– ВНТП 19-86 “Нормы технологического проектирования предприятий по добыче торфа”
– Отраслевая инструкция по определению и учету потерь нерудных строительных материалов при добыче. ВНИИнеруд.
Правила безопасности и руководящие документы Ростехнадзора:
– “Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых”, утверждены приказом №599 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2013г
– ПБ 07-601-03 «Правила охраны недр»
-РД 07-192-98 «Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых»
– РД 07-603-03 «Инструкция по производству маркшейдерских работ»
Своды правил:
– СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт» ;
– СП 18.13330.2011 “Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*”
– СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87» ;
– СП 11-109-98 «Изыскания грунтовых строительных материалов» ;
– СП 39.13330.2012 “Плотины из грунтовых материалов. Актуализированная редакция СНиП 2.06.05-84*
– СП 32.13330.2012 “Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85”
Гидромеханизация горных и земляных работ:
– СП 407.1325800.2018 “Земляные работы. Правила производства способом гидромеханизации”
– ГОСТ Р 12.3.048-2002 ССБТ «Производство земляных работ способом гидромеханизации”
– ВСН 214-93 “Нормы проектирования и производства гидромеханизированных работ в транспортном строительстве”
– ВСН 291-72* “Инструкция по проектированию гидроотвалов из глинистых грунтов и прогнозированию их состояния”
– ВСН 385-88 “Устройство оснований под гражданское и промышленное строительство гидромеханизированным способом”
– ВСН 486-86 “Обеспечение охраны водной среды при производстве работ гидромеханизированным способом”
– ПОТ 00030171-10 “Правила по охране труда при добыче песчано-гравийных материалах и обслуживании специальных механизмов и устройств на добывающих снарядах”
– Типовая технологическая схема добычи песка, гравия и песчано-гравийной смеси в руслах судоходных рек и других судоходных водоемах, утвержденная Минречфлотом РСФСР 10 августа 1979г.
Требования к качеству полезных ископаемых и нормативам потерь:
– Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых
– Инструкция по применению классификации запасов к месторождениям песка и гравия
– Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Глинистые породы
– ГОСТ 8736-2014 “Песок для строительных работ. Технические условия”.
-ГОСТ 8267-93 “Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия”.
– ГОСТ 23735-2014 “Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия”
– ГОСТ 25100-95 “Грунты. Классификация”.
– Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г №921.
– Отраслевая инструкция по определению и учету потерь нерудных строительных материалов при добыче. ВНИИнеруд.
РД 07-203-98 Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых
Требования к содержанию и оформлению горно-графической документации:
– ГОСТ 2.850-75 “Горная графическая документация. Виды и комплектность”.
– ГОСТ 2.851-75 Горная графическая документация. Общие правила выполнения горных чертежей
– ГОСТ 2.852-75 “Горная графическая документация. Изображение элементов горных объектов”
– ГОСТ 2.853-75 “Горная графическая документация. Правила выполнения условных обозначений”
– ГОСТ 2.854-75 “Горная графическая документация. Обозначения условные ситуации земной поверхности”
– ГОСТ 2.855-75 “Горная графическая документация. Обозначения условные горных выработок”
– ГОСТ 2.856-75″ Горная графическая документация. Обозначения условные производственно-технических объектов”
– ГОСТ 2.857-75 “Горная графическая документация. Обозначения условные полезных ископаемых, горных пород и условий их залегания”
Экология и рекультивация земель:
– СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (в действующей редакции)
– СанПиН 2.2.3.1385-03 “Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций”
– СанПиН 2.1.7.1322-03 “Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления”
– ГОСТ 17.1.3.05-82 “Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами”
– ГОСТ 17.5.1.02-85 “Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации”
– ГОСТ 17.5.1.03-86 “Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации”
– ГОСТ 17.5.3.06-85 “Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ”
– ГОСТ 17.5.3.04-83 “Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель”
– ГОСТ 17.5.3.05-84 “Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землеванию”
– ГОСТ 17.4.2.02-83 “Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей пригодности нарушенного плодородного слоя почвы для землевания”
– ГОСТ 17.4.3.04-85 “Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения
– ГОСТ 17.5.1.01-83 “Охрана природы. Почвы. Рекультивация земель. Термины и определения”
– ГОСТ 17.4.3.02-85 “Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ”
– Постановление Правительства РФ №800 от 10.07.2018г “О проведении рекультивации и консервации земель”
Источник
Какие права имеют граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться при добыче полезных ископаемых? Какую ответственностью несут недропользователи? Об этом рассказывает старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.
– На основании каких документов возникает право пользования участками недр?
– В силу ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр, является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка – субъекты предпринимательской деятельности.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Указанное правонарушение влечёт за собой наложение административного штрафа: на граждан – до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн рублей.
Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесён ущерб в размере 2,5 млн рублей и больше, то, в соответствии со ст. 171 УК РФ, установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.
– То есть обычные граждане, не предприниматели, не могут заниматься добычей полезных ископаемых?
– Не совсем так. Положениями ст.19 закона «О недрах» предусмотрены определённые гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.
– Что понимается под использованием для собственных нужд?
– Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:
– добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
– строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 метров без применения взрывных работ;
– устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.
Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке (если он не собирается этот песок продавать) для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.
– Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование недрами?
– В первую очередь, это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.
Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.
Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведением работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.
Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена ответственность согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц – до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.
Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.
Так, в 2018 году управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий, в 2019 году – более 60 лицензий.
– Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?
– Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя были привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.
Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.
Так, уже в нынешнем году свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры были привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.
Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.
Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространённых полезных ископаемых и даже золота.
Зачастую предприниматели берут лицензии на объёмы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения, связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчётов, поскольку многие лица заблуждаются, думая, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчёты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.
Поэтому хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.
– Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?
– Действительно, помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр, на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.
Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.
Якутской природоохранной прокуратурой и органами государственного экологического надзора на постоянной основе проводятся проверки и контрольно-надзорные мероприятия, организован мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» в целях оперативного реагирования и пресечения нарушений в сфере природопользования.
Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.
– Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?
– Да. В ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведённой в Нерюнгринском районе в 2017 году, было установлено, что при добыче золота на лицензионном участке недр ООО Артель старателей «Нимгеркан» сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасывались в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществлялось в отсутствие разрешительной документации.
Ущерб, причинённый водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн рублей.
По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и по ст.7.6 КоАП РФ – за самовольное занятие водного объекта. Артели и его должностному лицу было назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. рублей.
Также Якутской природоохранной прокуратурой в суд было предъявлено исковое заявление о взыскании с артели ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора было удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн рублей.
Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы артели отказано. В настоящее время предприятие – в процессе банкротства.
Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.
– Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?
– В случае если предоставленный в пользование участок недр расположен на землях лесного фонда, то использование его без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть это расценивается как административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ, что влечёт наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юрлиц – до 300 тысяч рублей.
К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнём или источниками повышенной опасности.
За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки) повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юрлиц – в виде штрафа до 600 000 рублей, с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также, возможно, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.
В случае незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст.260 УКРФ. Значительным размером в указанной статье признаётся ущерб, причиненный лесным насаждениям, который превышает 5 000 рублей.
Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.
Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей.
В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности ст.261 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.
Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.
– Как известно, нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера (КМНС). Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недропользователями таких территорий?
– Право на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов гарантировано ст.69 Конституции РФ и Федеральным законом от 30.04.1999 номер 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».
Согласно ст.13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и ч.3 ст.15 почти одноименного закона Республики Саха (Якутия), пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим такой территории.
Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.
Проведение обязательной этноэкспертизы предусмотрено Законами Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» и «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».
Органом, оказывающим государственную услугу по проведению этноэкспертизы, является также Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В 2019 году вступили в силу изменения в КоАП РС(Я), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.
Так, частью 1 статьи 4.8 КоАП РС(Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления о проведении этнологической экспертизы в уполномоченный орган, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, – влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – до 100 тысяч рублей.
Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.
Материал предоставлен Якутской природоохранной прокуратурой.
Источник