Добыча полезных ископаемых на территории национального парка

Добыча полезных ископаемых на территории национального парка thumbnail

Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков

1. В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

1.1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается.

2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов в границах зоны национального парка, указанной в подпункте “е” пункта 1 настоящей статьи), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом “к” с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

к) строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом “л” с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

л) размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления.

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена пунктом 2.1 с 10 января 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 505-ФЗ

2.1. В границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков, допускается также деятельность, указанная в подпунктах “б”, “г” и “к” пункта 2 настоящей статьи, и деятельность, указанная в подпунктах “а”, “е” и “ж” пункта 2 настоящей статьи, в части:

а) разведки и добычи подземных вод для целей питьевого водоснабжения и технического водоснабжения;

б) заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, а также сбора гражданами других недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

в) движения и стоянки механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национальных парков, прогона домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест.

4. Абзац первый утратил силу.

С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Перечень видов социально-экономической деятельности, подлежащих согласованию, и порядок такого согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Абзац третий утратил силу.

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена пунктом 4.1 с 10 января 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 505-ФЗ

4.1. С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности, также согласовываются:

а) проекты документов территориального планирования муниципальных образований – в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков;

б) проекты правил землепользования и застройки – в части градостроительных регламентов, устанавливаемых применительно к территориям таких населенных пунктов.

Читайте также:  Что полезного можно распечатать на принтере

5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.

За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.

Источник

Минприроды России, власти Республики Коми и золотодобывающие компании в очередной раз пытаются исключить из национального парка «Югыд ва» 50 000 гектаров земель. В бассейне реки Кожим планируют добывать золото. Это необходимо остановить. 

История, увы, не нова: за 25 лет существования национального парка вырезать из него этот участок пытались по меньшей мере восемь раз. Все предыдущие попытки провалились, однако неудачи как-то быстро забываются, если на кону — золото. Рассказываем, почему вести добычу ископаемых в национальном парке недопустимо и какие нормы нарушают ради золота.

Положение о национальных парках России

«Югыд ва» — национальный парк федерального значения. Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации, утверждённому постановлением Правительства изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.

Национальный парк “Югыд ва” входит в состав первого российского объекта природного наследия ЮНЕСКО. Фото © Marcus Mauthe

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»

Согласно 12-й статье Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» земли и природные ресурсы национальных парков находятся в федеральной собственности и не подлежат отчуждению. Изменять их целевое назначение тоже нельзя, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Любая попытка исключения земельных участков из состава национального парка«Югыд ва» будет являться нарушением Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Тем не менее в 2009 году Роснедра (подчиняется Минприроды) выдало ЗАО «Голд Минералс» лицензию на разработку золотого месторождения «Чудное» на территории парка. Лицензия выдана незаконно.

Месторождения “Чудное” на территории национального парка

Поручения Президента РФ

Правительство Российской Федерации 1 января 2014 года получило от Владимира Путина поручение разработать закон, усиливающий правовой режим национальных парков и устанавливающий полный запрет на изъятие земельных участков в их границах. Федеральный закон 121-ФЗ был принят в 2018 году во исполнение этого поручения.

В «Майских указах» 2018 года и послании президента Федеральному Собранию также прописана необходимость укрепления сети ООПТ, усиления их режима и развития на них только экологического туризма без всякой промышленной деятельности.

Попытки Минприроды изъять у национального парка землю ради добычи ископаемых противоречат не только всем нормам права, но и позиции президента страны по этому вопросу. Поэтому российское отделение Greenpeace обращается к нему напрямую.

Положение о национальном парке «Югыд ва» и два решения Верховного Суда РФ

До 2010 года в Положении о национальном парке «Югыд ва» было прописано, что земли месторождения «Чудное» входят в состав парка. А потому не подлежат отчуждению, и вести там разведку и добычу ископаемых запрещено.

Чтобы легализовать добычу золота и выданную уже лицензию, Минприроды в 2010 году утвердило новое Положение о национальном парке «Югыд ва», аккуратно вырезав из его состава месторождение «Чудное». Верховный Суд РФ признал незаконным и недействующим это новое Положение. Потерпев неудачу, Минприроды достаточно оперативно приняло ещё одно Положение о нацпарке и вновь вырезало из него месторождение «Чудное». На следующий год Верховный Суд РФ эти действия Минприроды также определил как незаконные. Оба решения вступили в силу и были поддержаны Генеральной прокуратурой.

Техника и часть строений компании «Голд Минералс» остались на территории национального парка. Фото © Вадим Кантор

Техника и часть строений компании «Голд Минералс» остались на территории национального парка. Фото © Вадим Кантор

Решение Арбитражного суда РФ

Второй Арбитражный апелляционный суд признал, что занятый месторождением «Чудное» участок земли площадью 1 900 гектаров находится в федеральной собственности в составе национального парка, а деятельность ЗАО «Голд Минералс» на территории парка «Югыд ва» незаконна. Суд также обязал ЗАО «Голд Минералс» привести территорию месторождения «Чудное» в состояние, «пригодное для дальнейшего использования по его целевому назначению». То есть золотодобытчик обязан был восстановить нарушенные территории национального парка.

Решение Арбитражного суда вступило в силу, однако строения и часть техники компании «Голд Минералс» по-прежнему находятся в национальном парке, а восстановительные мероприятия на местности не проводились.

Решения Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО неоднократно направлял в адрес российской стороны запросы о необходимости прекратить любую промышленную деятельность в границах объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми» и отозвать лицензию на добычу золота на территории парка. Последнее обращение датировано 2018 годом.

Поскольку ни одно из решений Комитета по природному объекту не было должным образом рассмотрено и выполнено, уже в следующем году «Девственные леса Коми» могут быть  вынесены на голосование по списку «наследие под угрозой».

Минприроды России обеспечивает выполнение обязательств российской стороны по Конвенции ЮНЕСКО. Невыполнение решений Комитета всемирного наследия является прямым нарушением Конвенции и международных обязательств России.

Читайте также:  Полезен ли зеленый чай кормящей маме

Конституция Российской Федерации

По Конституции нашей страны общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если в международном договоре, подписанном Россией, установлены иные правила, нежели в российском законодательстве, то международные нормы обладают приоритетом. То есть невыполнение решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО является ещё и нарушением Конституции России.

Реки национального парка «Югыд ва» славятся своей чистотой. Добыча золота это изменит. Фото © Sergei Drozd / Shutterstock

Нормы права и международные соглашения России не разрешают добычу золота в национальном парке «Югыд ва». И в любом другом федеральном национальном парке. Однако Минприроды и подведомственное ему Роснедра не отзывает у ЗАО «Голд Минералс» лицензию на разведку и добычу золота. Более того: в 2017 году Минприроды продлило для этой компании срок подготовки технического проекта по разработке месторождения «Чудное» до 30 декабря 2021 года. То есть лицензия вне закона, но природоохранное ведомство не называет её недействительной.

«Югыд ва» в переводе с языка коми означает «Светлая вода». И новый виток споров за эту «Светлую воду» будет нешуточным. Но закон на нашей стороне! Поэтому мы просим помощи у всех наших сторонников. Только при широкой общественной поддержке нам удастся отстоять национальный парк «Югыд ва». 

Сохраните «Девственные леса Коми»

Источник

Михаил Крейндлин

Михаил Крейндлин

Один из лучших в стране специалистов-практиков в природоохранном и смежном законодательстве. С 1986 по 1998 год активно работал в Дружине Охраны Природы. В 1991–2002 годах был ведущим специалистом в Управлении заповедного дела Минприроды России (Госкомэкология России). С 2000 года активно участвует в тушении природных пожаров, проводит обучающие семинары для инспекторов особо охраняемых природных территорий.

Эксперт по особо охраняемым природным территориям, работает в Greenpeace с 2001 года.

Мнение эксперта

7 минут

17/07/2019

«Вот никаких и не читайте» — увы, рекомендация профессора Преображенского порой относится и к некоторым современным СМИ. На днях в «Российской газете» была опубликована статья «Абсурдная экология» с подзаголовком «охраняемые природные территории не должны тормозить развитие регионов». Молчать нельзя. Разберём по порядку этот материал.

В статье описывается ситуация в Республике Коми, где местные власти больше 20 лет безуспешно пытаются вырезать из национального парка «Югыд ва» (входит в первый российский объект всемирного природного наследия «Девственные леса Коми») земельные участки для добычи золота. При этом издание приводит доводы, мягко говоря, не совсем соответствующие действительности.

Добыча полезных ископаемых на территории национального паркаНациональный парк «Югыд ва»

«Тема очень актуальна, так как в состав заповедников и других природоохранных территорий зачастую включались промышленные зоны, богатые природными ископаемыми. В частности, месторождение “Чудное” в Коми — одна из таких территорий, где ещё с 30-х годов прошлого века велась добыча золота», — пишет автор статьи. 

На части нынешних земель национального парка действительно раньше добывали полезные ископаемые. Но на земельном участке, который занимает «Чудное» (хребет Малдынырд), золото никогда не добывали. Да, в 2011-2013 годах Минприроды незаконно (что дважды подтверждал Верховный Суд РФ) вывело месторождение «Чудное» из состава парка. Тогда компания «Голд Минералс», чей уставной капитал таится в кипрских офшорах, начала там геологоразведочные (включая буровые и взрывные) работы. Девственной природе нанесли серьёзный урон. Однако после решения Верховного Суда все работы в «Чудном» прекратили, а добыча золота так и не началась.

Добыча полезных ископаемых на территории национального парка Лицензия на разработку месторождений в национальном парке «Югыд ва» принадлежит компании «Голд минералс». Проведённые этой компанией геологоразведочные работы в своё время превратили в мутную лужу одно из красивейших озёр в северной части парка. Несмотря на распоряжение суда от 2016 года, «Голд Минералс» не спешит восстанавливать эту и другие изуродованные ими территории парка

Далее автор статьи пишет: «Парадоксально, создание нацпарка фактически остановило социально-экономическое развитие региона. Последняя угольная шахта в регионе была закрыта прошлым летом. Без работы остались порядка 1500 человек — для города с населением в 25 тысяч это колоссальное число. В начале июня этого года АО «Интауголь», градообразующее предприятие приполярного моногорода Инта в Республике Коми, признано банкротом».

Незнакомый с ситуацией читатель может сделать вывод, что именно из-за создания национального парка закрылась шахта, «Интауголь» обанкротилось и люди остались без работы. Но это не так. Угольная шахта закрылась в прошлом году, но находится она в самом городе Инта, а парк – в 80 км от него. Парк не имеет никакого отношения к социальным проблемам города. Автор статьи или не знает ситуации, или сознательно вводит в заблуждение читателей. 

Решать социальные проблемы города Инта, безусловно, надо. Но не за счёт уникальных природных комплексов национального парка, включённого в список мирового природного наследия. Возможности есть.

Жители Инты не считают, что добыча золота поможет решить их проблемы. В декабре 2018 года в Инте прошёл протестный митинг, но там никто не требовал начать добычу золота в национальном парке.

Довод «Российской газеты» о том, что добыча золота на территории национального парка «Югыд ва» – единственная альтернатива добыче угля – недостоверен.

Читайте также:  Полезно ли пить каждый день кофе с собой

Дальше – больше

«К сожалению, экологи, рассматривающие проблему однобоко, активно противостоят увеличению размеров ООПТ в Коми за счёт присоединения четырехкратно большей по площади лесополосы, выступают против изъятия горных участков, утративших природоохранное значение. Ну и что? Оставив в земле нетронутыми полезные ископаемые, мы затормозим производительные силы региона».

Про торможение уже написано много, но из цитаты следует, что лоббисты кипрских золотодобытчиков хотят вырезать из парка горные участки, якобы «утратившие природоохранное значение».

Не очень понятно, почему они его утратили? К счастью, двухлетние геологоразведочные работы не причинили невосполнимого вреда природе. Сознательные люди вовремя вмешались и остановили разведку. И никаких других работ на месторождении провести не успели.

«При этом специалисты считают, что стоит в каждом конкретном случае рассматривать возможность определения необходимых к промышленному освоению земель и выводить их за рамки ООПТ, компенсировав это присоединением ценных в природном плане территорий большей площади», — продолжает автор статьи.

Что это за «специалисты» автор не уточняет, поэтому попробуем восполнить этот пробел в статье.

Вот что по этому поводу сказано в письме Института биологии Коми научного центра РАН, который в 2013 году проводил исследования на этой территории:

«по мнению учёных Института биологии расширение площади объекта «Девственные леса Коми» за счёт участков, расположенных на водоразделе pр. Щугор и Подчерем в верхнем течении р. Илыч не должно рассматриваться в качестве компенсации вывода из его состава участка, расположенного в бассейне р. Балбанъю. С 2006 г. специалисты Института биологии ежегодно проводили здесь полевые исследования, в процессе которых были выявлены места произрастания около 70 видов редких видов сосудистых растений, мохообразных, лишайников и грибов, занесённых в Красную книгу Республики Коми (2009)».

Так что предположение, что «Чудное» находится на землях, утративших свою природную ценность, и потому менее ценных, нежели участки, которые парку хотя добавить, не соответствует действительности. 

Ссылается автор статьи и на президента страны

Забывая, правда, что президент публично выступает за сохранение целостности заповедных территорий. Ещё 31 января 2014 года Правительству Российской Федерации поручили принять Федеральный закон, чтобы усилить правовой режим государственных природных заповедников и национальных парков. Он включает запрет на изъятие земельных и лесных участков в границах этих особо охраняемых природных территорий и изменение их целевого назначения.

То есть вырезание земель из национальных парков противоречит позиции президента.

Добыча полезных ископаемых на территории национального парка Владимир Путин в марте 2019 года встретился с генеральным директором ЮНЕСКО Одре Азуле. Источник фото

Теперь нужно сказать, чего нет в статье «Экология абсурда»

А нет в ней одной важной вещи. В настоящее время изъятие земель национального парка, даже если присоединить к нему другие, запрещёно законом. Год назад эту норму усилили ещё и законом 321-ФЗ, принятым опять же по поручению президента. Верховный Суд неоднократно принимал решения по национальному парку «Югыд ва», руководствуясь этими нормами российского права. 

Получается, в официальном печатном органе Правительства автор статьи призывает читателей нарушать закон. А также игнорировать решения высшего судебного органа РФ, что не вяжется со статусом правового государства.

Хочется напомнить, что это не первая попытка. До этого вырезать из парка часть земель для добычи золота пытался предыдущий глава Республики Коми, впоследствии арестованный и осуждённый за организацию преступного сообщества.

Очень настораживает позиция Минприроды — ведомства, отвечающего за все федеральные особо охраняемые природные территории. Складывается впечатление, что чиновники в угоду бизнесу целенаправленно отрабатывают технологию изъятия земель национальных парков. По такому же незаконному пути сейчас идёт процесс «расширения» другого национального парка — «Лосиного острова».

К сожалению, на национальном парке «Лосиный остров» как раз сейчас отрабатывается преступная схема «вырезать под видом расширения».

Стало известно, что именно Минприроды через подведомственный институт готовит документы для изменения границ национального парка. Хотя публично заявляли в гоcдуме, что изымать земли национальных парков и заповедников незаконно.

А ведь именно Минприроды отвечает за охрану всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Комитет всемирного наследия неоднократно (включая 2018 год) требовал аннулировать лицензию на разведку и добычу полезных ископаемых в золотом месторождении «Чудное», вывезти оборудование и восстановить территории, пострадавшие от деятельности золотодобытчиков.

Добыча полезных ископаемых на территории национального парка На территории нацпарка до сих пор стоят производственные объекты золотодобытчиков

Если решение международного Комитета вновь не выполнят, а нападки чиновников и бизнесменов на объект всемирного наследия продолжатся, «Девственные леса Коми» попадут в список «всемирного наследия под угрозой». И очень скоро, уже в 2020 году — аккурат к двадцатипятилетию включения этой ценной территории в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Попадание в список «под угрозой» — это позор для страны, декларирующей приверженность принципам международного права и соблюдение конвенций и соглашений.

Остаётся надеяться, что приведённая статья выражает позицию бизнесменов, а не руководства страны. А уполномоченные органы наконец-то перестанут нарушать действующее законодательство и навсегда откажутся от попыток разрушить мировое природное наследие в угоду чьим-то коммерческим интересам.

Российское отделение Greenpeace настаивает на защите национального парка «Югыд ва». Молчать нельзя.

особо охраняемые природные территории

югыд ва

Победить зомби-пожары

Куда смотрит Гринпис? · Как победить зомби-пожары Слушайте нас на Яндекс.Музыкe, Apple podcasts, Google podcasts, Soundcloud,…

Источник