Добыча полезных ископаемых на своих землях

Добыча полезных ископаемых на своих землях thumbnail

Ñòàòüåé 1.2 Çàêîíà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 21.02.1992 ¹ 2395-1 «Î íåäðàõ» óñòàíîâëåíî, ÷òî íåäðà â ãðàíèöàõ òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, âêëþ÷àÿ ïîäçåìíîå ïðîñòðàíñòâî è ñîäåðæàùèåñÿ â íåäðàõ ïîëåçíûå èñêîïàåìûå, ýíåðãåòè÷åñêèå è èíûå ðåñóðñû, ÿâëÿþòñÿ ãîñóäàðñòâåííîé ñîáñòâåííîñòüþ.
Ïðåäîñòàâëåíèå íåäð â ïîëüçîâàíèå îôîðìëÿåòñÿ ñïåöèàëüíûì ãîñóäàðñòâåííûì ðàçðåøåíèåì â âèäå ëèöåíçèè.
Ëèöåíçèÿ ÿâëÿåòñÿ äîêóìåíòîì, óäîñòîâåðÿþùèì ïðàâî åå âëàäåëüöà íà ïîëüçîâàíèå ó÷àñòêîì íåäð â îïðåäåëåííûõ ãðàíèöàõ â ñîîòâåòñòâèè ñ óêàçàííîé â íåé öåëüþ â òå÷åíèå óñòàíîâëåííîãî ñðîêà ïðè ñîáëþäåíèè âëàäåëüöåì çàðàíåå îãîâîðåííûõ óñëîâèé. (ñòàòüÿ 11 Çàêîíà ÐÔ «Î íåäðàõ»).
Îðãàíàìè, óïîëíîìî÷åííûìè íà âûäà÷ó ëèöåíçèè íà ïðàâî ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè â Ïðèìîðñêîì êðàå, ÿâëÿþòñÿ:
1) ìèíèñòåðñòâî ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ è îõðàíû îêðóæàþùåé ñðåäû Ïðèìîðñêîãî êðàÿ îòíîñèòåëüíî ó÷àñòêîâ íåäð ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ;
2) Ðîñíåäðà èëè åãî òåððèòîðèàëüíûé îðãàí, îòíîñèòåëüíî èíûõ ó÷àñòêîâ íåäð.
Áåç ëèöåíçèè èìåþò ïðàâî ïîëüçîâàòüñÿ ïîëåçíûìè èñêîïàåìûìè òîëüêî îïðåäåëåííûå ñóáúåêòû: ñîáñòâåííèêè çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, çåìëåïîëüçîâàòåëè, çåìëåâëàäåëüöû, àðåíäàòîðû è òîëüêî ïðè ñîáëþäåíèè îïðåäåëåííûõ óñëîâèé:
• äàííàÿ äåÿòåëüíîñòü äîëæíà îñóùåñòâëÿòüñÿ â ãðàíèöàõ èñïîëüçóåìîãî çåìåëüíîãî ó÷àñòêà;
• íå äîïóñêàåòñÿ ïðèìåíåíèå âçðûâíûõ ðàáîò;
• èñïîëüçîâàíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ âîçìîæíî òîëüêî äëÿ ñîáñòâåííûõ íóæä;
• äîáûòûå èñêîïàåìûå äîëæíû îòíîñèòüñÿ ê êàòåãîðèè îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, íå ÷èñëÿùèõñÿ íà ãîñóäàðñòâåííîì áàëàíñå, ëèáî ê êàòåãîðèè ïîäçåìíûõ âîä;
• îáúåì èçâëå÷åíèÿ ïîäçåìíûõ âîä äîëæåí ñîñòàâëÿòü íå áîëåå 100 êóáè÷åñêèõ ìåòðîâ â ñóòêè, èç âîäîíîñíûõ ãîðèçîíòîâ, íå ÿâëÿþùèõñÿ èñòî÷íèêàìè öåíòðàëèçîâàííîãî âîäîñíàáæåíèÿ è ðàñïîëîæåííûõ íàä âîäîíîñíûìè ãîðèçîíòàìè, ÿâëÿþùèìèñÿ èñòî÷íèêàìè öåíòðàëèçîâàííîãî âîäîñíàáæåíèÿ;
• äîïóñêàåòñÿ ñòðîèòåëüñòâî ïîäçåìíûõ ñîîðóæåíèé íà ãëóáèíó áîëåå ïÿòè ìåòðîâ â ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííîì çàêîíàìè è èíûìè íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Ïåðå÷åíü îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ óòâåðæäåí Ðàñïîðÿæåíèåì Ìèíèñòåðñòâà ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ è ýêîëîãèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ¹ 42-ð, Àäìèíèñòðàöèè Ïðèìîðñêîãî êðàÿ ¹ 592-ðà îò 22.10.2008, â êîòîðûé âîøëè òàêèå èñêîïàåìûå, êàê, íàïðèìåð, ãàëüêà, ãðàâèé, ãèïñ, ïåñ÷àíî-ãðàâèéíàÿ ñìåñü, ìåë, ðàêóøêà, òîðô, è ò.ä.
Ïîä èñïîëüçîâàíèåì äëÿ ñîáñòâåííûõ íóæä îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è ïîäçåìíûõ âîä, ïîíèìàåòñÿ èõ èñïîëüçîâàíèå äëÿ ëè÷íûõ, áûòîâûõ è èíûõ íå ñâÿçàííûõ ñ îñóùåñòâëåíèåì ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè íóæä.
Òàêæå íåîáõîäèìî îáðàòèòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî ñòàòüåé 19 Çàêîíà ÐÔ «Î íåäðàõ» óñòàíîâëåí çàïðåò íà îò÷óæäåíèå èëè ïåðåäà÷ó îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è ïîäçåìíûõ âîä, èìåþùèõñÿ â ãðàíèöàõ çåìåëüíîãî ó÷àñòêà, îò îäíîãî ëèöà ê äðóãîìó.
Âî âñåõ îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ ïîëüçîâàíèå íåäðàìè äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ íà îñíîâàíèè ëèöåíçèè íà ïîëüçîâàíèå íåäðàìè, îôîðìëåííîé â óñòàíîâëåííîì çàêîíîäàòåëüñòâîì ïîðÿäêå.
Çà íàðóøåíèå, êàñàþùååñÿ ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè áåç ëèöåíçèè ïðåäóñìîòðåíà êàê àäìèíèñòðàòèâíàÿ, òàê è óãîëîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü.  ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 7.3. ÊîÀÏ ÐÔ ïîëüçîâàíèå íåäðàìè áåç ëèöåíçèè âëå÷åò íàëîæåíèå àäìèíèñòðàòèâíîãî øòðàôà íà ãðàæäàí â ðàçìåðå îò òðåõ òûñÿ÷ äî ïÿòè òûñÿ÷ ðóáëåé; íà äîëæíîñòíûõ ëèö – îò òðèäöàòè òûñÿ÷ äî ïÿòèäåñÿòè òûñÿ÷ ðóáëåé; íà þðèäè÷åñêèõ ëèö – îò âîñüìèñîò òûñÿ÷ äî îäíîãî ìèëëèîíà ðóáëåé.
Óãîëîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü çà íåçàêîííóþ äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ïðåäóñìîòðåíà ñòàòüåé 158 (çà òàéíîå õèùåíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ) è ñòàòüåé 171 Óãîëîâíîãî êîäåêñà ÐÔ (çà îñóùåñòâëåíèå ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè ïî äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ áåç ëèöåíçèè, ñâÿçàííîé ñ èçâëå÷åíèåì äîõîäà).
Ìàêñèìàëüíîå íàêàçàíèå, ïðåäóñìîòðåííîå ñòàòüåé 158 ÓÊ ÐÔ, – ëèøåíèå ñâîáîäû íà ñðîê äî äåñÿòè ëåò ñî øòðàôîì â ðàçìåðå äî îäíîãî ìèëëèîíà ðóáëåé èëè â ðàçìåðå çàðàáîòíîé ïëàòû èëè èíîãî äîõîäà îñóæäåííîãî çà ïåðèîä äî ïÿòè ëåò ëèáî áåç òàêîâîãî è ñ îãðàíè÷åíèåì ñâîáîäû íà ñðîê äî äâóõ ëåò ëèáî áåç òàêîâîãî.
Ñòàòü¸é 171 ÓÊ ÐÔ ïðåäóñìîòðåíî ìàêñèìàëüíîå íàêàçàíèå â âèäå ëèøåíèÿ ñâîáîäû íà ñðîê äî ïÿòè ëåò ñî øòðàôîì â ðàçìåðå äî îäíîãî ìèëëèîíà ðóáëåé èëè â ðàçìåðå çàðàáîòíîé ïëàòû èëè èíîãî äîõîäà îñóæäåííîãî çà ïåðèîä îò îäíîãî ãîäà äî òðåõ ëåò.

Источник

Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также – ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. 2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок. 4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; 6) утратил силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее – линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

Источник

Какие права имеют граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться при добыче полезных ископаемых? Какую ответственностью несут недропользователи? Об этом рассказывает старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.

– На основании каких документов возникает право пользования участками недр?

– В силу ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр, является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка – субъекты предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Указанное правонарушение влечёт за собой наложение административного штрафа: на граждан – до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн рублей.

Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесён ущерб в размере 2,5 млн рублей и больше, то, в соответствии со ст. 171 УК РФ, установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.

– То есть обычные граждане, не предприниматели, не могут заниматься добычей полезных ископаемых?

– Не совсем так. Положениями ст.19 закона «О недрах» предусмотрены определённые гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.

– Что понимается под использованием для собственных нужд?

– Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:

– добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;

– строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 метров без применения взрывных работ;

– устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.

Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке (если он не собирается этот песок продавать) для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.

– Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование недрами?

– В первую очередь, это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.

Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.

Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведением работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.

Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена ответственность согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц – до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.

Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.

Так, в 2018 году управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий, в 2019 году – более 60 лицензий.

– Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?

– Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя были привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.

Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.

Так, уже в нынешнем году свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры были привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.

Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.

Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространённых полезных ископаемых и даже золота.

Зачастую предприниматели берут лицензии на объёмы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения, связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчётов, поскольку многие лица заблуждаются, думая, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчёты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.

Поэтому хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.

– Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?

– Действительно, помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр, на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.

Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.

Якутской природоохранной прокуратурой и органами государственного экологического надзора на постоянной основе проводятся проверки и контрольно-надзорные мероприятия, организован мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» в целях оперативного реагирования и пресечения нарушений в сфере природопользования.

Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.

– Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?

– Да. В ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведённой в Нерюнгринском районе в 2017 году, было установлено, что при добыче золота на лицензионном участке недр ООО Артель старателей «Нимгеркан» сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасывались в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществлялось в отсутствие разрешительной документации.

Ущерб, причинённый водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн рублей.

По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и по ст.7.6 КоАП РФ – за самовольное занятие водного объекта. Артели и его должностному лицу было назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. рублей.

Также Якутской природоохранной прокуратурой в суд было предъявлено исковое заявление о взыскании с артели ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора было удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн рублей.

Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы артели отказано. В настоящее время предприятие – в процессе банкротства.

Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.

– Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?

– В случае если предоставленный в пользование участок недр расположен на землях лесного фонда, то использование его без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть это расценивается как административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ, что влечёт наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юрлиц – до 300 тысяч рублей.

К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнём или источниками повышенной опасности.

За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки) повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юрлиц – в виде штрафа до 600 000 рублей, с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также, возможно, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

В случае незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст.260 УКРФ. Значительным размером в указанной статье признаётся ущерб, причиненный лесным насаждениям, который превышает 5 000 рублей.

Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей.

В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности ст.261 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.

– Как известно, нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера (КМНС). Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недропользователями таких территорий?

– Право на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов гарантировано ст.69 Конституции РФ и Федеральным законом от 30.04.1999 номер 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Согласно ст.13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и ч.3 ст.15 почти одноименного закона Республики Саха (Якутия), пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим такой территории.

Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.

Проведение обязательной этноэкспертизы предусмотрено Законами Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» и «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».

Органом, оказывающим государственную услугу по проведению этноэкспертизы, является также Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В 2019 году вступили в силу изменения в КоАП РС(Я), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.

Так, частью 1 статьи 4.8 КоАП РС(Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления о проведении этнологической экспертизы в уполномоченный орган, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, – влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – до 100 тысяч рублей.

Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.

Материал предоставлен Якутской природоохранной прокуратурой.

Источник