Добыча полезных ископаемых является процессом производства
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Тесты
1. Определите предметы труда:
а) инструменты, механизмы, машины, автоматы
б) рыба, нефть, газ
в) трубы, сосуды, бочки, цистерны
г) здания, дороги, каналы
д) земля
2. Определите средства труда:
а) рыба
б) нефть
в) газ
г) сырьё
д) инструменты, механизмы, машины, автоматы
3. Современные экономисты к факторам производства относят:
а) время
б) менеджмент
в) экологию
г) информацию
д) все вышеперечисленные факторы
4. К условиям возникновения товарного производства не относится:
а) общественное разделение труда
б) отделение скотоводства от земледелия
в) обособления производителей друг от друга
г) война за разделение территорий
д) возникновение частной собственности
5. Определите материальную потребность:
а) участие в городском субботнике
б) консультация юриста
в) жилье
г) благотворительность
д) посещение филармонических концертов
6. Три основных фактора производства – это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:
а) воздух, ученые, автомобили
б) предпринимательская способность, деньги, рента
в) рабочие, станки, здания
г) нефть, газопровод, ювелирные изделия
д) автомобили, нефть, станки
7. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?
8. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?
9. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?
10. Как Вы считаете, является ли производительной деятельностью поиск покупателями дефицитных продуктов (да, нет)?
11. Верны ли следующие утверждения:
а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет)
б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет)
в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет)
г) продукты питания являются ресурсами (да, нет)?
12. Ограниченность ресурсов означает, что:
а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг
б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей
в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления
г) отношения между рабочими в процессе производства определенного товара
д) отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления материальных благ
13. Определите базис:
а) экономическая политика государства
б) юридические законы
в) идеология государства
г) производственные отношения
д) семейные и национальные отношения.
Тема 3. Основные типы и модели экономических
систем
3.1 Вопросы по теме
1. Классификация типов экономических систем.
2. Чистый капитализм.
3. Административно-командная система.
4. Рыночная экономика.
5. Традиционная экономика.
6. Модели экономических систем. Казахстанская модель экономики.
3.2 Методические советы
В экономической литературе встречаются различные классификации экономических систем. В предыдущей теме мы ознакомились с политэкономическим подходом изучения производственных отношений, а в данной теме рассматривается современный подход к экономической системе.
При изучении первого вопроса темы, прежде всего, обратите внимание на основные критерии классификации экономических систем. Выяснив, что различные страны мира в основном различаются по двум признакам: по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность, рассмотрите типы экономических систем.
Обратите внимание на то, что любая система базируется на двух фундаментальных экономических аксиомах: неограниченных потребностях и ограниченных ресурсах. При этом важно понять, что конечной целью производства является потребление, которое, в свою очередь, является стимулом развития производства.
Далее следует уяснить суть основных вопросов экономики. В любой системе в условиях ограниченности ресурсов возникает система выбора. Необходимо найти наиболее эффективный способ их использования, для чего требуется ответить на главные вопросы экономики: Что следует производить? Как эту продукцию следует производить? Сколько следует производить? Кто должен получить эту продукцию? Способна ли система адаптироваться к изменениям?
При этом важно понять, что в различных странах по-разному отвечают на главные вопросы экономики. Определяя эти отличия, используйте фактические данные разных стран, а также материалы по Республике Казахстан.
Второй вопрос посвящён анализу капиталистического способа производства, который рассматривается в работах представителей классической политической экономики Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса и др. Используя работы классиков политической экономики, продумайте, как в результате роста производительных сил и углубления общественного разделения труда развивалось товарное производство и товарное обращение, расширялась внешняя торговля. Здесь важно понять, что развитие товарного производства ведёт к разложению цехового строя в городе и дифференциации крестьян в деревне. Определите роль торгового и ростовщического капитала, который способствовал подрыву натурального хозяйства и усилению влияния рынка, что в дальнейшем привело к возникновению и развитию капиталистического производства.
Выявив основные свойства чистого капитализма, обратите внимание на такие характерные его черты, как частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, свободная конкуренция, а также на то, что частный интерес является главным мотивом поведения людей.
В заключение по данному вопросу определите положительные и отрицательные последствия свойств чистого капитализма.
При изучении третьего вопроса, прежде всего, необходимо рассмотреть суть административно-командной системы, вскрыть отличия этой системы от научного подхода к социализму, понять исторические условия и этапы становления административно-командной системы.
Далее рассмотрите характерные черты административно-командной системы, выявите общие закономерности и общие черты экономических законов «социализма» в бывших социалистических странах.
Важно уяснить отрицательные влияния государственной формы собственности на использование и достижения современной научно-технической революции, на способ соединения в процессе производства работников со средствами производства, на изменение социально-экономического содержания совокупного продукта общества и характер его распределения, обмена и потребления. При изучении этих вопросов используйте статистические данные по экономике бывших социалистических стран. Необходимо отметить, что государственная форма собственности на основные средства производства не изменила характер труда и не придала, как утверждала политическая экономия марксизма-ленинизма, ему такие черты, как свободный труд на себя и общественный, добровольный характер объединения для производства материальных благ и общность экономических интересов. Всё это позволит понять характер хозяйственного механизма административно-командной системы.
Подготовку четвертого вопроса следует начать с изучения положительных сторон чистого капитализма и административно-командной системы. Важно понять, что рыночная экономика находится как бы между чистым капитализмом и социализмом. Но смешанная экономика отличается как от чистого капитализма, так и от административно-командной системы.
Определив, какое важное значение в рыночной экономике имеет развитие производства, выясните, какие существуют социально-экономические отличия рыночной экономики от чистого капитализма. Обратите внимание на то, что особенностями рыночной экономики являются масштабы обособления, преобладающая форма собственности, методы регулирования экономики.
Используя статистические материалы, обоснуйте преимущества рыночной экономики.
Пятый вопрос темы посвящён традиционной экономике. Здесь, прежде всего, обратите внимание на особенности экономики слаборазвитых стран, где господствуют традиции и обычаи.
Следует раскрыть характерные черты традиционной экономики. Продумайте, почему в традиционной экономике религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической деятельностью, технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, огромную роль играет иностранный капитал, характерна многоукладность экономики, государство активно регулирует социально-экономическую жизнь общества.
О социально-экономическом положении слаборазвитых стран можно подготовить специальное сообщение для СРСП, используя статистические материалы.
При подготовке шестого вопроса темы выясните сущность и особенности экономических моделей. В связи с этим, важно понять характерные черты моделей ведущих стран мира. Изучение вопроса заканчивается подготовкой сообщения для СРСП.
Приступая к изучению казахстанской модели экономики, определите, к какому типу экономических систем относится экономика Казахстана. В связи с этим надо понять, что Казахстан имеет свою собственную историю и своё собственное будущее, поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую.
Выясните десять основных принципов третьего приоритета РК. Обратите внимание на его формулировку: «Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений». Используя фактические материалы по Республике Казахстан, покажите внутренние и внешние возможности Казахстана в решении социально-экономических задач.
3.3 Термины и понятия, которые необходимо усвоить
Типы экономических систем. Чистый капитализм. Административно-командная система. Рыночная экономика. Традиционная экономика. Модели экономических систем. Приоритетные цели Казахстана. Экономические принципы экономического роста. Внутренние и внешние возможности Казахстана.
3.4 Структурно-логические схемы и графики
Критерии классификации типов экономических систем
Типы экономических систем
Административно-
командная экономика
Форма собственности на средства производства
Способ организации и управления хозяйственной деятельностью
Традиционная экономика
Существование религиозных и культурных традиций
Технический прогресс и внедрение инноваций ограничены
Огромную роль в экономике играет иностранный капитал
Государство активно регулирует социально-экономическую жизнь общества
Государственная собственность на все средства производства
Централизованное планирование экономики
Административно-командная экономика
Непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
Особенности хозяйственного
механизма
Государство полностью контролирует производство и реализацию продукции
Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью административно-партийными методами
Развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей
Происходит полная монополизация производства и сбыта продукции
Чистый капитализм
Свобода предпринимательства и выбора
Среди форм собственности преобладает частная форма собственности
Частный интерес как главный мотив поведения
Свободное ценообразование
Вмешательство государства ограничено
Сочетание командной экономики с рыночной
Рыночная или смешанная экономика
Собственность многообразная
Сильное профсоюзное движение
Активная регулирующая и корректирующая роль государства
Основные вопросы экономики
Что производить? | ||
Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данный период и в каком смысле? | ||
Как производить? | ||
При какой комбинации ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары? | ||
Для кого производить? | Кому предназначаются, как распределяются, кто будет покупать выбранные товары? |
Сколько производить? | В каком объёме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе? |
Способна ли система адаптироваться к изменениям? | Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства? |
Всемирное поощрение предпринимательства
(80% новых рабочих мест создаётся за счёт самого предпринимательства)
Резкая дифференциация на богатых и бедных
Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
Незначительное различие в уровне заработной платы между главой формы и служащим
Социальная направленность модели
В целом характеризуется определённым отставанием уровня жизни населения от производительности труда
Прогнозирование основных макроэкономических показателей
Различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими незначительно
Шведская модель
Социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения
Государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены
Высокий удельный вес государственного сектора
Высокая регулирующая роль государства
Значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства
Длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере
Широко используется планирование экономического развития
Сочетание рыночных отношений с государственным планированием
В сельском хозяйстве осуществлён переход от народных коммун к системе семейного подряда
Оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путём отделения права собственности от права хозяйствования
Создание системы рынков
Миссия Казахстана | Построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущими ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благосостоянием всего населения |
Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений
Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана
Инфраструктура, в особенности транспортная связь
Профессиональное государство
Основные принципы экономического роста
Ограниченное вмешательство государства в экономику при его активной роли
Использование лучшего международного опыта в области макроэкономических показателей
Оздоровление реального сектора экономики, рост экономики и сильная социальная политика, но в условиях жёстких фискальных и монетарных ограничений
Частная собственность на землю
Увеличение доли государства в процессе приватизации
Построение открытой экономики свободной торговли
Дальнейшая разработка энергетических и других природных ресурсов
Формулирование индустриальной технологической стратегии
Защита иностранных инвестиций
Долгосрочные приоритеты Казахстана
Национальная безопасность
Внутриполитическая стабильность, консолидация общества
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2611; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Вопрос 3. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение
Вопрос 4. Естественные и социальные условия жизни.
Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей
Вопрос 5.
Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Производственная функция
Вопрос 6. Кривая производственных возможностей.
Закон возрастания дополнительных затрат)
I. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ
1. Разграничьте средства и предметы труда;
а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;
б) полезные ископаемые, данные природой;
в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;
г) здания, дороги, каналы;
д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку
2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:
а) одежда;
б) ремонт автомобиля;
в) участие в городском субботнике;
г) консультация юриста;
д) жилье;
е) потребность фирмы в автотранспорте;
ж) благотворительность;
з) удаление апендикса;
и) посещение филармонических концертов;
к) посещение лекции по архитектуре города.
3. Три основных фактора производства — это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:
а) воздух, ученые, автомобили;
б) предприниматели, деньги, рента;
в) рабочие, станки, здания;
г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?
4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?
5. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?
6. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?
7. Как Вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?
8. Верны ли следующие утверждения:
а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);
б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);
в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);
г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?
9.
Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:
а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;
б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;
в) увеличить капитальные вложения;
г) уменьшить затраты на образование?
10. Предельная норма технического замещения труда капиталом равна 2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении использования труда на 4 единицы, необходимо увеличить использование капитала:
1) на 1/2 единицы;
2) на 4 единицы;
3) на 8 единиц;
4) необходима дополнительная информация.
11. Проблема редкости может быть решена, если:
а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;
б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;
в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;
г) все сказанное неверно.
12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого.
Экономист назовет такую ситуацию:
а) эффективной;
б) неэффективной;
в) административно-командной системой;
г) экономическим кризисом.
13. Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:
а) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);
б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой (да, нет)?
14. В 1984 и 1985 гг. угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовки. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской экономики:
а) точка сместилась по правую сторону кривой;
б) точка сместилась внутрь кривой;
в) точка расположилась на кривой трансформации?
15. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:
а) затраты на наем учителей для новой школы;
б) стоимость строительства школы в будущем;
в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строи-тельства новой школы.
16.
Выберите правильный ответ.
Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:
а) размер стипендии;
б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;
в) затраты родителей на содержание студентов.
17. Разберитесь в ситуации.
Профессор N — самый известный и наиболее высокооплачиваемый преподаватель в университете. Повременная оплата его труда в 2 раза выше, чем у коллег. Кроме этого, он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая со скоростью 300 знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более 200 знаков в минуту? Почему?
II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
Ключевые вопросы Задания № 2 предусматривают умение решать задачи с использованием таких понятий, как производительность труда, предельный и средний продукт, переменный ресурс, кривая производственных возможностей.
Поэтому в данном разделе даются определения и формулы расчета этих категорий. (Заметим: здесь и.дальше наряду с русскими в формулах используются греческие и латинские буквы.)
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА) -СВОЙСТВО ТРУДА ПРОИЗВОДИТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА В ЕДИНИЦУ ТРУДА:
где q – производительность труда;
Q – количество продукта (может измеряться в натуральных штуках и стоимостных показателях — товарная продукция, реализованная продукция и других показателях);
Т – затраты труда (выражаются в часах, человеко-часах, количестве занятых работников).
где ПП —предельный продукт;
?П — прирост продукта;
?х — прирост переменного ресурса.
где СП — средний продукт;
П —общий объем выпуска продукта;
х —объем примененного переменного ресурса.
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОКАЗЫВАЕТ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРОГО ТОВАРА ПРИ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСАХ И ЗАДАННЫХ ОБЪЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА ДРУГИХ ТОВАРОВ.
Каждая точка на кривой производственных возможностей (А, В, С, Д) представляет максимальный объем производства двух любых продуктов.
Ограниченность ресурсов не допускает сочетания объемов производства вне кривой производственных возможностей (К).
Точка внутри кривой производственных возможностей (М) свидетельствует, что ресурсы используются не полностью и не наилучшим образом.
III.
ЗАДАЧИ
18. В результате применения нового оборудования количество работников, занятых изготовлением данного товара, сократилось в, 1,5 раза, а производительность их труда возросла в 3 раза. Определите, как изменился физический объем продукции.
19. Предприниматель, открывая фирму по пошиву верхней одежды, предполагает выпускать 20 единиц продукции в месяц. Такой объем выпуска возможен при двух комбинациях затрат материалов (А) и труда (В):
I. 10А + 5В.
II. 8А + 7В.
Какую комбинацию лучше выбрать предпринимателю, если цена единицы материала — 4 денежные единицы, а цена единицы труда — 5 денежных единиц?
Какую комбинацию выберет предприниматель, если фирма не изменит свой профиль, а цена единицы материала упадет вдвое?
20. Заполните пропуски в табл. 4:
Таблица 4
Объем применения переменного ресурса Общий выпуск продукции Предельный продукт Средний продукт
3 90 нет сведений
4 30
5 140
6 25
21. На рис. 12 изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы находимся в точке А. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку В? Каковы возможные пути возвращения в точку А? Что показывает точка С?
IV. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ № 2
1. Предметы труда: б), д); средства труда: а), в), г).
2. Материальные потребности и услуги: а), б), г), д), е), з). Духовные потребности: и), к). Социальные потребности: в), ж).
3. а). 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. а) -да. б) — нет; в) – да;. 9 в). 10. в). 11. г). 12. а).
13. а) — кривая свидетельствует, что ресурсы ограничены, все комбинации неосуществимы; б) — выбор возможен.
14. Кривая свидетельствует, что недоиспользовался такой фактор, как труд. Экономика находилась внутри кривой.
15. в). 16. б).
17. Профессор N наймет секретаря, чтобы высвободить больше времени для своей основной работы, где его экономическое преимущество над конкурентами наиболее велико — в 2 раза, в то время как в роли секретаря его эффективность больше только в 1,5 раза.
18. Из формулы производительности труда Q = q x Т находим:
,
то есть физический объем продукции в 2 раза возрос.
19. Вычислим общие затраты на выпуск продукции в I и II случаях:
I. ТС= 10 х 4 + 5 х 5 = 65.
II. ТС = 8 х 4 + 7 х 5 = 67.
Поскольку ТС1 При снижении цены за единицу материала получаем:
I. ТС= 10 х 2 + 5 х 5 = 45.
II. ТС=8х2+7х5= 51.
И в этом случае I комбинация наиболее выгодна.
20.
Таблица 5
Объем применения переменного ресурса Общий выпуск продукции Предельный продукт Средний продукт
3 90 нет сведений 30
4 120 30 30
5 140 20 28
6 150 10 25
1. 90 + 30 = 120 120 : 4 = 30.
2. 140 – 120 = 20 140 : 5 = 28.
3. 25 х 6 = 150 150 – 140 = 10.
21. Перемещение из точки А в точку В означает перемещение в сторону неполного использования ресурсов. Вернуться к состоянию полного использования можно, производя больше либо один из продуктов, либо оба продукта. Точка С характеризует неосуществимое при данном объеме ресурсов производство.