Добыча полезного ископаемого в водоохранной зоне

Расположение россыпных месторождений в долинах рек осложняет их освоение в части охраны водных объектов от загрязнения и истощения биоресурсов. Основные требования по рациональному использованию и охране поверхностных вод сведены в Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ.

Что касается россыпных месторождений, то Водный кодекс (ВК) выделяет два элемента этой среды: водный объект и водоохранная зона.

Согласно статье 1 Водного кодекса, водным объектом является «природный или искусственный водоём, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима». Это несколько мудрёное определение поясняется статьей 4: «…поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии». Береговая линия определяется по среднемноголетнему уровню воды в водном объекте в теплый период года. То есть полезное ископаемое, расположенное под водой, также входит в водный объект.

Водоохранными зонами (второй элемент среды), согласно статье 65 Водного кодекса, «…являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, … водных объектов, …а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов…». Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока (ст. 65 п.4 ВК): до 10 км — 50 м; от 10 до 50 км — 100 м; от 50 км и более — 200 м.

Как правило, основные запасы россыпных месторождений полезных ископаемых расположены под руслами рек и ручьев и в водоохранных зонах (то есть в водных объектах).

В п. 2 статьи 11, касающейся «водных объектов», указывается, что «…на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, …водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для (различных целей и в том числе): 6) разведки и добычи полезных ископаемых…».

Решение о предоставлении водных объектов в пользование принимается исполнительными органами государственной власти. Такое решение для разработки россыпных месторождений в водных объектах принимают министерства природных ресурсов областей, краев и республик.

Правила ведения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах отражены в статье 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы — Водный кодекс РФ. Вопрос, касающийся возможности ведения горных работ в водоохранных зонах, отражен в п. 15 п.п. 8 данной статьи. Согласно п. 15, в водоохранных зонах запрещается: «8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах»). (п. 8 введен Федеральным законом от 21.10.2013 №282-ФЗ)».

К общераспространенным полезным ископаемым в данном случае относится песчано-гравийная смесь (ПГС).

Формулировка подпункта 8 выглядит не совсем логично: добывать ПГС в водоохранных зонах запрещается, а другие полезные ископаемые можно. Но если при добыче других полезных ископаемых попутно извлекается ПГС, то это не запрещается.

Однако в подпункте 8 отмечается еще одно условие — добыча иных видов полезных ископаемых разрешается «…в границах предоставленных им (пользователям недр) в соответствии с законодательством Российской Федерации в недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьёй 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1».

Несмотря на отсутствие явного запрета на добычу полезных ископаемых в водных объектах и в водоохранных зонах, в Водном кодексе РФ именно на основании статьи 65 региональные министерства природных ресурсов зачастую запрещают ведение горных работ на указанных площадях, хотя запасы на них утверждены в законном порядке и выданы лицензии.

Согласно существующим требованиям технический проект на отработку месторождений полезных ископаемых можно разрабатывать только при наличии утвержденных запасов и лицензии на право пользования недрами у недропользователя. Запасы же полезных ископаемых утверждаются либо на федеральном уровне в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), либо на региональном уровне в территориальных комиссиях.

Утверждаются запасы на основании технико-экономических обоснований (ТЭО) кондиций для подсчета запасов. ТЭО в обязательном порядке включает раздел «Экологическое обоснование кондиций», в котором оценивается воздействие будущих горных работ на окружающую среду и рассчитываются затраты на выполнение природоохранных мероприятий.

Чтобы получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (см. постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»), в министерство природных ресурсов требуется подать ряд документов, в том числе:

– информацию о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях — «…мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источника средств, необходимых для их реализации».

Министерство природных ресурсов (исполнительный орган субъекта РФ) в срок не более 30 дней «… рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами (Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, пост. Правительства РФ от 30.12.2006 г. №844), с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, выполняет расчет параметров водопользования, определяет условия использования водного объекта и обеспечивает согласование условий водопользования с Федеральным агентством по рыболовству — в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения».

Федеральное агентство по рыболовству оценивает ущерб водным биологическим ресурсам. Для оценки ущерба недропользователь обязан предоставить сведения, обоснованные расчетами, о степени загрязнения водотока в результате ведения горных работ в водном объекте и продолжительности периода, при котором концентрация твердых взвесей в контрольном створе будет превышать этот показатель в фоновом створе. Особенно сложно выполнить требования по охране водотоков для рек высшей и первой категории рыбохозяйственного значения, где превышение концентрации твердых взвесей в контрольном створе над фоновым допускается не более чем 0,25 мг/л.

На территории Сибири и Дальнего Востока многие, даже крупные водотоки, не имеют поверхностного стока в течении 3–5 месяцев. Именно в этот период можно с наименьшим ущербом для окружающей среды вынуть золотосодержащий пласт песков, вывезти пески за пределы водоохранной зоны, а с наступлением тепла промыть их и извлечь золото. После выемки песков до появления стока дно нового русла планируется, его сечению придается устойчивая к размыванию форма, а поверхность уплотняется тяжелой гусеничной техникой для уменьшения так называемого «активного» слоя грунта, из которого будут вымываться и переходить в муть тонкие фракции.

Согласно расчетам и наблюдениям, повышение мутности в контрольном створе обычно наблюдается до пика весеннего половодья. Для большинства северных рек продолжительность этого периода составляет около 30 суток.

Именно такой подход был использован для выемки алмазоносных песков под руслом реки Верхнее Молодо (левый приток реки Лены) со средней шириной 90 м. Работы ведутся с 2005 года по проекту АО «Иргиредмет». Для добычи песков под не полностью промерзающими плесами, длина которых достигает 3–4 км, предложен и запатентован способ, предусматривающий откачку воды из плесов [1]. Общая протяженность участка реки с промышленными запасами алмазов — более 40 км.

На рис. 1, 2 и 3 представлены фрагменты данной технологии горных работ.

В настоящее время АО «Иргиредмет» подготовило материалы с соблюдением всех описанных выше требований для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в Республике Бурятия для одной из золотодобывающих артелей. Ширина реки — 70 м, отметка над уровнем моря — 1050 м, поверхностный сток отсутствует с середины декабря до середины апреля, ширина водоохранной зоны — 200 м.

Ихтиологи отметили интересный факт, что при искусственном изменении конструкции дна реки и берегов с учетом создания благоприятных условий для нереста рыбы и ее обитания поголовье рыбы кратно увеличивается. Так, В. Н. Леман приводит яркий пример положительного влияния вмешательства человека на продуктивность реки — «увеличение численности кижуча в 24 раза на одной из рек Британской Колумбии после размещения на участке русла валунов»  [2].

То есть, возможно, что изменение строения русла реки после ведения горных работ и создания благоприятных для рыбного поголовья сооружений приведет не к ущербу для водотока, а к пользе. При проектировании искусственного русла реки после завершения добычных работ желательно привлекать ихтиологов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пат. 2299328 Российская Федерация, МПК  Е21С 50/00. Способ разработки россыпных месторождений под плёсами рек, расположенных в районах распространения многолетней мерзлоты. Пятаков В.Г., Косов В.М., Кычкин В.Р., Николаев М.В., Беркутов В.В.; патентообладатели: АО «Иргиредмет» и ОАО «Нижне-Ленское». — №2005127243/03; заявл. 30.08.2005; опубл. 20.05.2007. Бюл. №14.

2.Леман В.Н., Лошкарёва А.А. Справочное пособие по природоохранным и мелиоративным мероприятиям при производстве строительных и иных работ в бассейнах лососевых нерестовых рек Камчатки. — М.: Товарищество научных издательств КМК, 2009. — 193 с.

-40+7

Просмотров статьи: 7666, комментариев: 25       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

Источник

Расположение россыпных месторождений в долинах рек осложняет их освоение в части охраны водных объектов от загрязнения и истощения биоресурсов. Основные требования по рациональному использованию и охране поверхностных вод сведены в Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ.

Что касается россыпных месторождений, то Водный кодекс (ВК) выделяет два элемента этой среды: водный объект и водоохранная зона.

Согласно статье 1 Водного кодекса, водным объектом является «природный или искусственный водоём, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима». Это несколько мудрёное определение поясняется статьей 4: «…поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии». Береговая линия определяется по среднемноголетнему уровню воды в водном объекте в теплый период года. То есть полезное ископаемое, расположенное под водой, также входит в водный объект.

Водоохранными зонами (второй элемент среды), согласно статье 65 Водного кодекса, «…являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, … водных объектов, …а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов…». Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока (ст. 65 п.4 ВК): до 10 км — 50 м; от 10 до 50 км — 100 м; от 50 км и более — 200 м.

Как правило, основные запасы россыпных месторождений полезных ископаемых расположены под руслами рек и ручьев и в водоохранных зонах (то есть в водных объектах).

В п. 2 статьи 11, касающейся «водных объектов», указывается, что «…на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, …водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для (различных целей и в том числе): 6) разведки и добычи полезных ископаемых…».

Решение о предоставлении водных объектов в пользование принимается исполнительными органами государственной власти. Такое решение для разработки россыпных месторождений в водных объектах принимают министерства природных ресурсов областей, краев и республик.

Правила ведения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах отражены в статье 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы — Водный кодекс РФ. Вопрос, касающийся возможности ведения горных работ в водоохранных зонах, отражен в п. 15 п.п. 8 данной статьи. Согласно п. 15, в водоохранных зонах запрещается: «8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах»). (п. 8 введен Федеральным законом от 21.10.2013 №282-ФЗ)».

К общераспространенным полезным ископаемым в данном случае относится песчано-гравийная смесь (ПГС).

Формулировка подпункта 8 выглядит не совсем логично: добывать ПГС в водоохранных зонах запрещается, а другие полезные ископаемые можно. Но если при добыче других полезных ископаемых попутно извлекается ПГС, то это не запрещается.

Однако в подпункте 8 отмечается еще одно условие — добыча иных видов полезных ископаемых разрешается «…в границах предоставленных им (пользователям недр) в соответствии с законодательством Российской Федерации в недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьёй 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1».

Несмотря на отсутствие явного запрета на добычу полезных ископаемых в водных объектах и в водоохранных зонах, в Водном кодексе РФ именно на основании статьи 65 региональные министерства природных ресурсов зачастую запрещают ведение горных работ на указанных площадях, хотя запасы на них утверждены в законном порядке и выданы лицензии.

Согласно существующим требованиям технический проект на отработку месторождений полезных ископаемых можно разрабатывать только при наличии утвержденных запасов и лицензии на право пользования недрами у недропользователя. Запасы же полезных ископаемых утверждаются либо на федеральном уровне в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), либо на региональном уровне в территориальных комиссиях.

Утверждаются запасы на основании технико-экономических обоснований (ТЭО) кондиций для подсчета запасов. ТЭО в обязательном порядке включает раздел «Экологическое обоснование кондиций», в котором оценивается воздействие будущих горных работ на окружающую среду и рассчитываются затраты на выполнение природоохранных мероприятий.

Чтобы получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (см. постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»), в министерство природных ресурсов требуется подать ряд документов, в том числе:

– информацию о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях — «…мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источника средств, необходимых для их реализации».

Министерство природных ресурсов (исполнительный орган субъекта РФ) в срок не более 30 дней «… рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами (Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, пост. Правительства РФ от 30.12.2006 г. №844), с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, выполняет расчет параметров водопользования, определяет условия использования водного объекта и обеспечивает согласование условий водопользования с Федеральным агентством по рыболовству — в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения».

Федеральное агентство по рыболовству оценивает ущерб водным биологическим ресурсам. Для оценки ущерба недропользователь обязан предоставить сведения, обоснованные расчетами, о степени загрязнения водотока в результате ведения горных работ в водном объекте и продолжительности периода, при котором концентрация твердых взвесей в контрольном створе будет превышать этот показатель в фоновом створе. Особенно сложно выполнить требования по охране водотоков для рек высшей и первой категории рыбохозяйственного значения, где превышение концентрации твердых взвесей в контрольном створе над фоновым допускается не более чем 0,25 мг/л.

На территории Сибири и Дальнего Востока многие, даже крупные водотоки, не имеют поверхностного стока в течении 3–5 месяцев. Именно в этот период можно с наименьшим ущербом для окружающей среды вынуть золотосодержащий пласт песков, вывезти пески за пределы водоохранной зоны, а с наступлением тепла промыть их и извлечь золото. После выемки песков до появления стока дно нового русла планируется, его сечению придается устойчивая к размыванию форма, а поверхность уплотняется тяжелой гусеничной техникой для уменьшения так называемого «активного» слоя грунта, из которого будут вымываться и переходить в муть тонкие фракции.

Согласно расчетам и наблюдениям, повышение мутности в контрольном створе обычно наблюдается до пика весеннего половодья. Для большинства северных рек продолжительность этого периода составляет около 30 суток.

Именно такой подход был использован для выемки алмазоносных песков под руслом реки Верхнее Молодо (левый приток реки Лены) со средней шириной 90 м. Работы ведутся с 2005 года по проекту АО «Иргиредмет». Для добычи песков под не полностью промерзающими плесами, длина которых достигает 3–4 км, предложен и запатентован способ, предусматривающий откачку воды из плесов [1]. Общая протяженность участка реки с промышленными запасами алмазов — более 40 км.

На рис. 1, 2 и 3 представлены фрагменты данной технологии горных работ.

В настоящее время АО «Иргиредмет» подготовило материалы с соблюдением всех описанных выше требований для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в Республике Бурятия для одной из золотодобывающих артелей. Ширина реки — 70 м, отметка над уровнем моря — 1050 м, поверхностный сток отсутствует с середины декабря до середины апреля, ширина водоохранной зоны — 200 м.

Ихтиологи отметили интересный факт, что при искусственном изменении конструкции дна реки и берегов с учетом создания благоприятных условий для нереста рыбы и ее обитания поголовье рыбы кратно увеличивается. Так, В. Н. Леман приводит яркий пример положительного влияния вмешательства человека на продуктивность реки — «увеличение численности кижуча в 24 раза на одной из рек Британской Колумбии после размещения на участке русла валунов»  [2].

То есть, возможно, что изменение строения русла реки после ведения горных работ и создания благоприятных для рыбного поголовья сооружений приведет не к ущербу для водотока, а к пользе. При проектировании искусственного русла реки после завершения добычных работ желательно привлекать ихтиологов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пат. 2299328 Российская Федерация, МПК  Е21С 50/00. Способ разработки россыпных месторождений под плёсами рек, расположенных в районах распространения многолетней мерзлоты. Пятаков В.Г., Косов В.М., Кычкин В.Р., Николаев М.В., Беркутов В.В.; патентообладатели: АО «Иргиредмет» и ОАО «Нижне-Ленское». — №2005127243/03; заявл. 30.08.2005; опубл. 20.05.2007. Бюл. №14.

2.Леман В.Н., Лошкарёва А.А. Справочное пособие по природоохранным и мелиоративным мероприятиям при производстве строительных и иных работ в бассейнах лососевых нерестовых рек Камчатки. — М.: Товарищество научных издательств КМК, 2009. — 193 с.

-40+7

Просмотров статьи: 7666, комментариев: 25       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

Источник