Добродетелью я называю навык действий полезных общественному благу
(20 (31) августа 1749 – 12 (24) сентября 1802)
Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в июне 1790 года. • А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”
слушать онлайн
• А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”
читать онлайн
Александр Николаевич Радищев — русский писатель, поэт, философ — родом из Москвы, был сыном крупного землевладельца-помещика.
В мае 1790 г. выходит в свет главное произведение всей его жизни — философско-публицистическая повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», обличавшая существовавшую в то время социально-политическую систему крепостничества, сочувственно изображавшая жизнь простого народа.
Именно за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Александр Радищев был приговорен к смертной казни.
Книгу сразу конфисковали, а спустя 3 недели после ее опубликования было начато следствие под личным контролем самой императрицы.
Вошли в историю слова Екатерины II :
«Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!»
Автор крамольной книги был приговорен к смертной казни, но по велению императрицы наказание было заменено 10 годами ссылки в далекий острог в Сибири.
В годы ссылки Радищев не бездействовал: занимался изучением экономики края, народных промыслов, крестьянского быта. Также им был написан ряд произведений, в частности, философская работа «О человеке, о его смертности и бессмертии».
Занявший престол Павел I в 1796 г. выдал разрешение Радищеву под строгим полицейским надзором жить в Немцово, в собственном имении. Истинную свободу он приобрел только при императоре Александре I.
В марте 1801 г. император привлекает Радищева к работе комиссии по составлению законов, однако и на новой должности Радищев предлагал отменить крепостное право, сословные привилегии. Возглавлявший работу комиссии граф Завадовский поставил зарвавшегося служащего на место, намекнув ему о новой ссылке.
Находясь в сильном душевном смятении, Радищев 24 сентября (12 сентября по ст.) 1802 г. принял яд и лишил себя жизни. Существуют и другие версии его смерти: туберкулез и несчастный случай, связанный с тем, что писатель по ошибке выпил стакан царской водки. Где находится могила Александра Николаевича, неизвестно.
Любопытно, что повесть вызвала множество негативных отзывов и в творческой среде. Среди тех, кому повесть не понравилась были Пушкин и Достоевский. Но стоит ли прислушиваться к мнению этих великих людей в литературе — решать Вам. Однако, правда, описанная Радищевым в своих путешествиях по России обошлась очень дорого.
Я же охотно верю источнику, в котором говорилось, что Екатерина просто не могла знать всей действительности о состоянии России, потому как её придворные и советники, и другие министры делали то, что считали нужным, и работали исключительно в своих интересах, преграждая путь к суровой действительности.
Сама же императрица жила во дворце и перемещалась по стране довольно-таки редко.
«Радищев», художник Гаврилов Владимир Николаевич 1951 г
Лучшие цитаты Александа Радищева:
• Из мучительства рождается вольность. Из вольности — рабство.
• Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние… и народ право имеет монарха-деспота судить.
• Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.
• Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
• О законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге!
• Блеск наружный может заржаветь, но истинная красота не поблекнет никогда.
• Если мы скажем и утвердим ясными доводами, что ценсура с инквизициею принадлежат к одному корню; что учредители инквизиции изобрели ценсуру, то есть рассмотрение приказное книг до издания их в свет, то мы хотя ничего не скажем нового, но из мрака протекших времен извлечем, вдобавок многим другим, ясное доказательство, что священнослужители были всегда изобретатели оков, которыми отягчался в разные времена разум человеческий, что они подстригали ему крылие, да не обратит полет свой к величию и свободе.
• Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель.
• Русской народ очень терпелив, и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
• Если, читая, тебе захочется спать, то сложи книгу и усни. Береги ее для бессонницы.
• Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа.
Источник
Спасибо за ваши комментарии!
Крещение Руси (фрагмент). Васнецов В. М.
Трудно человеку развить из самого себя хорошее под влиянием одного только дурного.
Л. Н. Толстой
Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется.
М. Ю. Лермонтов
Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя.
М. Горький
Честь – это достоинство нравственно живущего человека.
Д. С. Лихачев
Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.
В. Г. Белинский
Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
А. П. Чехов
Известно из опыта, что чувство долга может иногда пасовать и слабнуть от причин, несравненно менее достойных, чем перемена погоды.
Д. В. Григорович
И в рубище почтенна добродетель.
А. Н. Островский
Безнравственное сочетание есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство.
А. С. Пушкин
Гласность и обобщение – злейшие враги безнравственности…
А. И. Герцен
Какой порядок ни затей,
Но если он в руках бессовестных людей,
Они всегда найдут уловку,
Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку.
И. А. Крылов
Люди бездушные никогда и ни о чем не тоскуют.
В. Ф. Одоевский
Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.
Д. И. Фонвизин
Добродетель должна быть следствием сознания долга и внутреннего убеждения, а делать добро по заказу или по страху наказания – мелко и недостойно человека.
Д. И. Писарев
Добродетель только тогда и получает вкус, когда перестает быть ей. Порок – лучшее украшение добродетели.
В. О. Ключевский
Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.
А. Н. Радищев
Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не должно ставить себе никаких пределов.
Г. С. Сковорода
Если где слишком много толкуют о добродетели – это все равно, как если бы в комнате у больного слишком накурено благовониями; наверно, перед этим совершилась какая-нибудь пакость.
И. С. Тургенев
Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина.
Н. Г. Чернышевский
Когда хотят сделать людей добрыми и мудрыми, терпимыми и благородными, то неизбежно приходят к желанию убить их всех. Робеспьер верил в добродетель: он создал террор. Марат верил в справедливость: он требовал двухсот тысяч голов.
М. А. Волошин
Крестьянские девочки в лесу. Корзухин А. И.
Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью.
Д. И. Фонвизин
Ничто полезнее, приятнее и наших трудов достойнее быть не может, как то, теснейшим союзом связанное с человеком и предметом своим имеющее добродетель, благоденствие и счастие его.
Н. И. Новиков
В 99 из 100 случаев “добродетель” есть просто: “Я не хочу”, “Мне не хочется”, “Мне мало хочется”… “Добродетельная биография” или “эпоха добрых нравов” (в истории) есть просто личность добровольно “безличная” и время довольно “безвременное”. Всем “очень мало хотелось”.
В. В. Розанов
Вынужденная добродетель теряет всю свою цену.
Д. И. Писарев
Все благо, и велико, и разумно – в свое время и на своем месте.
В. Г. Белинский
Беспорочность поставляет себе правилом не делать того другому, чего бы не пожелал себе. Добродетель распространяет сие правило гораздо далее и велит делать то другим, чего бы пожелал себе.
Д. И. Фонвизин
Безумие в том, что палач Марат и мученица Шарлотта Корде с одним и тем же сознанием подвига хотели восстановить добродетель и справедливость на земле.
М. А. Волошин
Нормою человеческих действий должна служить справедливость.
Н. Г. Чернышевский
Справедливость – доблесть избранных натур, правдивость – долг каждого порядочного человека.
В. О. Ключевский
Справедливость должна быть основанием и действий, и самих желаний наших.
К. Ф. Рылеев
Быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле.
К. Д. Ушинский
Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта никогда не умаляла ни вашей власти, ни их почтения.
Екатерина II
Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения.
И. С. Тургенев
Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость.
В. О. Ключевский
Будьте строго точны в уплате за добро, содеянное вам! Ибо нет на земле ничего печальнее и противней человека, подающего милостыню ближнему своему!
М. Горький
Меня трогает, когда люди благодарны мне за сделанное добро. Я благодарен, когда мне сделали хорошее. Но меня глубоко возмущает, когда сделавший мне добро ждет от меня благодарности. Тогда все его добро обесценивается, мне хочется заплатить ему с процентами за сделанное и отвернуться.
В. В. Вересаев
Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным.
В. О. Ключевский
Благожелательный человек… изменяет формы жизни незаметно, потихоньку, но его работа есть единственно прочная.
М. Горький
Великодушие сердца – лучший вдохновитель разума.
А. А. Бестужев-Марлинский
 ХоÑÑ Ð¸ ÑÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо “добÑодеÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð³ÑаниÑ!”, однако, по СалÑÑковÑ-ЩедÑинÑ, она, â ÑÑа добÑодеÑелÑ, оказÑваеÑÑÑ, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑÑеÑÑвенно менÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñле пÑÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÑеделÑннÑÑ
гÑаниÑ. ÐнамениÑÑй ÑаÑиÑик поÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸ имел вÑÑокÑÑ Ð½ÑавÑÑвенноÑÑÑ Ð¸ добÑодеÑелÑ, ÑÑо не бÑвал ни за какими гÑаниÑами. Ð “ÐÑизÑакаÑ
вÑемени” (1863) он пиÑал:
Â
 “Я не бÑвал за гÑаниÑей, но легко Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð²Ð¾Ð¾Ð±ÑазиÑÑ Ñебе положение ÑоÑÑиÑнина, вÑползÑего из Ñвоей ÑкоÑлÑпÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ Ð¸ лÑдей поÑмоÑÑеÑÑ⦠РРоÑÑии он еÑ
ал на пеÑекладнÑÑ
и колоÑил по зÑбам ÑмÑиков; за гÑаниÑей он пеÑеÑел в вагон и не знаеÑ, как и пеÑед кем излиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾ÑоднÑÑ Ð´ÑÑÑ. Ðн заигÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñ ÐºÐ¾Ð½Ð´ÑкÑоÑом и ÑÑÑемиÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑеловаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ в плеÑико…”
Â
 ÐоÑле ÑаÑпада СССР, добÑодеÑÐµÐ»Ñ ÐºÐ°Ðº вÑÑÐ¾ÐºÐ°Ñ Ð½ÑавÑÑвенноÑÑÑ, Ñоже ÑаÑпалаÑÑ Ð½Ð° ÑаÑÑи â на не оÑÐµÐ½Ñ Ð²ÑÑокÑÑ, не ÑовÑем вÑÑокÑÑ, ÑовÑем не вÑÑокÑÑ, не оÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð¸Ð·ÐºÑÑ, низкÑÑ, ÑовÑем низкÑÑ Ð¸ Ñ.д.
Â
 Ðднако⦠Ðе бÑдем гÑеÑиÑÑ Ð½Ð° плоÑ
ÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑÐµÐ»Ñ ÑолÑко в нÑнеÑние вÑемена. Ðна, ÑÑа “гÑажданоÑка”, во вÑе вÑемена бÑла Ñ Ñ
аÑакÑеÑом! ÐпÑоÑем, давайÑе Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð²ÑÑказÑваний извеÑÑнÑÑ
иÑÑоÑиÑеÑкиÑ
лиÑноÑÑей, поÑÑаÑаемÑÑ ÑзнаÑÑ, ÑÑо дÑмали о добÑодеÑели в ÑазнÑе вÑемена и Ñ ÑазнÑÑ
наÑодов.
Â
Â
 ***
 ÐÑиÑÑоÑÐµÐ»Ñ ÑÑвеÑждал, ÑÑо не Ð´Ð»Ñ Ñого Ð¼Ñ ÑаÑÑÑждаем, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð·Ð½Ð°ÑÑ, ÑÑо Ñакое добÑодеÑелÑ, а Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑаÑÑ Ñ
оÑоÑими лÑдÑми. Ðднако⦠ХоÑоÑими лÑдÑми можно бÑÑÑ Ð¸ без долгиÑ
ÑаÑÑÑждений о добÑодеÑели.
Â
 ÐелÑвеÑий полагал, ÑÑо добÑодеÑÐµÐ»Ñ â ÑÑо ÑолÑко мÑдÑоÑÑÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð·Ð°ÑÑавлÑÐµÑ ÑоглаÑовÑваÑÑ ÑÑÑаÑÑÑ Ñ ÑазÑмом и наÑлаждение Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾Ð¼. Ðднако⦠ÐобÑодеÑÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð·Ð°ÑÑавиÑÑ ÑоглаÑоваÑÑÑÑ Ð¸ ÑÑÑаÑÑÑ Ñ Ð½Ð°Ñлаждением, а ÑазÑм Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾Ð¼. Ðолее Ñого, добÑодеÑÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ глÑпой.
Â
 ÐелÑвеÑий ÑÑиÑал, ÑÑо одни и Ñе же добÑодеÑели оÑениваÑÑÑÑ Ð² ÑазнÑе вÑемена по-ÑазномÑ, в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð¸Ñ
полезноÑÑи ÑпоÑ
е. Ðднако⦠Ðе ÑолÑко в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÑпоÑ
и, но и в завиÑимоÑÑи полезноÑÑи конкÑеÑнÑм лиÑам данной ÑпоÑ
и.
Â
 ÐемокÑÐ¸Ñ ÑвеÑÑл, ÑÑо нÑжно пÑиÑÑаÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ðº добÑодеÑелÑнÑм делам и поÑÑÑпкам, а не к ÑеÑам о добÑодеÑели. Ðднако⦠ÐÑиÑÑаÑÑ Ñложнее, Ñем поÑÑаÑÑ.
Â
 ЦиÑеÑон бÑл ÑбеждÑн, ÑÑо ÑобÑÑвенное понимание добÑодеÑели и поÑоков â Ñамое главное. ÐÑли ÑÑого Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑ, вÑе ÑÑановиÑÑÑ ÑаÑким. Ðднако⦠ÐÑÑ ÑÑановиÑÑÑ ÑаÑким, еÑли ÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑели и поÑоки, а они ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ðµ желаÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ.
Â
 ЦиÑеÑон ÑÑвеÑждал:
Â
 â ЧÑо пÑилиÑно, Ñо доÑÑойно ÑважениÑ, и ÑÑо доÑÑойно ÑважениÑ, Ñо вÑегда пÑилиÑно.
Â
 Ðднако⦠Уважение пÑилиÑного Ñеловека поÑой до непÑилиÑÐ¸Ñ Ð¾ÑлиÑаÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÑÐ²Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñважаемого Ñеловека.
Â
 ÐлеовÑл веÑил в Ñо, ÑÑо добÑодеÑели ÑвойÑÑвенно, а поÑÐ¾ÐºÑ Ð½ÐµÑвойÑÑвенно избегаÑÑ Ð½ÐµÑпÑаведливоÑÑи. Ðднако⦠ÐеÑпÑаведливоÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑÑÑеÑÑвÑеÑ, ÑÑо даже добÑодеÑели ÐµÑ Ð±Ð¾ÑÑÑÑ Ð¸ избегаÑÑ Ð¿Ñи вÑÑÑеÑе.
Â
 Сенека ÐладÑий ÑвеÑÑл окÑÑжаÑÑиÑ
, ÑÑо ÑенноÑÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑели в ней Ñамой. Ðднако⦠Сама по Ñебе добÑодеÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ ÑÑÑеÑÑвÑеÑ. У каждой добÑодеÑели обÑзаÑелÑно еÑÑÑ Ð¸ ÐµÑ Ñ
озÑин.
Â
 Ð. ÐонÑÐµÐ½Ñ ÑÑиÑал, ÑÑо иÑÑинное доÑÑоинÑÑво подобно Ñеке: Ñем она глÑбже, Ñем менÑÑе Ð¸Ð·Ð´Ð°ÐµÑ ÑÑма. Ðднако⦠СколÑко ÑеловеÑеÑкиÑ
жизней ÑÑали, без лиÑнего ÑÑма, жеÑÑвами ÑÑой глÑбинÑ!
Â
 Т. ÐÐ¾Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñил:
Â
 â ÐÐµÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑели, более пÑиÑÑÑей ÑеловекÑ, и ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñобенно ÑвойÑÑвенной, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ ÑлÑжил на благо и ÑÑеÑение дÑÑгомÑ.
Â
 Ðднако⦠ХоÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð·Ð½Ð°ÑÑ Ð½Ð° благо и ÑÑеÑение ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð´ÑÑгой?
Â
 Ð. ÐаÑÐºÐ°Ð»Ñ ÑÑиÑал, ÑÑо ÑÑдиÑÑ Ð¾ добÑодеÑели Ñеловека ÑледÑÐµÑ Ð½Ðµ по его поÑÑвам, а по ежедневнÑм делам. Ðднако⦠СÑдиÑÑ ÐµÐ¶ÐµÐ´Ð½ÐµÐ²Ð½Ð¾ Ñеловека â ÑÑо недобÑодеÑелÑно!
Â
 Ð. ÐалÑзак оÑмеÑал, ÑÑо добÑодеÑÐµÐ»Ñ â веÑÑ Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ð¸Ð¼Ð°Ñ: или она еÑÑÑ, или ее неÑ. Ðднако⦠ÐÑÑÑ Ð¸ ÑÑеÑий ваÑианÑ: добÑодеÑÐµÐ»Ñ â ÑÑо ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð²ÐµÑÑ, коÑоÑÐ°Ñ â Ñо еÑÑÑ, Ñо неÑ. Ðдним Ñловом, добÑодеÑÐµÐ»Ñ â оÑÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÑиÑиÑÐ½Ð°Ñ Ð²ÐµÑÑ!
Â
 Ð. ÐалÑзак ÑвеÑÑл, ÑÑо добÑодеÑели могÑÑ Ð¿ÑинеÑÑи и вÑед, еÑли не оÑвеÑÐµÐ½Ñ ÑвеÑом ÑазÑма. Ðднако⦠ÐÑÑÑе оÑвеÑаÑÑ, ибо в ÑемноÑе Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑели менÑÑе ÑвидеÑелей, ÑÑо не ÑпоÑобÑÑвÑÐµÑ ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÑлÑÑноÑÑи.
Â
 Ф. ÐÑкон полагал, ÑÑо вÑÑÑей добÑодеÑелÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾ ÑÑиÑаÑÑ: в благоденÑÑвии â ÑмеÑенноÑÑÑ, в бедÑÑвиÑÑ
же â ÑÑойкоÑÑÑ, наиболее геÑоиÑеÑкÑÑ Ð¸Ð· добÑодеÑелей. Ðднако⦠Рв благоденÑÑвии не менее важна ÑÑойкоÑÑÑ. ÐÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½ÑÑ
поÑледÑÑвий и бедÑÑвий.
Â
 Ф. ÐÑкон завеÑÑл вÑеÑ
, ÑÑо кÑаÑка ÑÑÑда â ливÑÐµÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑели. Ðднако⦠ÐивÑеи ноÑÑÑ ÑлÑги,- не делайÑе из добÑодеÑели ÑлÑгÑ!
Â
 Ð. ÐовенаÑг бÑл ÑвеÑен в Ñом, ÑÑо полÑза добÑодеÑели ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¾Ñевидна, ÑÑо даже дÑÑннÑе лÑди поÑÑÑпаÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑелÑно Ñади вÑгодÑ. Ðднако⦠ÐоÑле ÑÑого ÑÑановÑÑÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑелÑнÑми дÑÑннÑми лÑдÑми.
Â
 Ð. ÐÐµÐ³ÐµÐ»Ñ ÑÑвеÑждал, ÑÑо когда Ñеловек ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ ÑÐ¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ иной нÑавÑÑвеннÑй поÑÑÑпок, Ñо ÑÑим он еÑе не добÑодеÑелен; он добÑодеÑелен лиÑÑ Ð² Ñом ÑлÑÑае, еÑли ÑÑÐ¾Ñ ÑпоÑоб Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑоÑнной ÑеÑÑой его Ñ
аÑакÑеÑа. Ðднако⦠ХоÑÑ Ñам поÑÑÑпок можно ÑÑиÑаÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑелÑнÑм?
Â
 Ð. ÐонÑÐµÐ½Ñ ÑÑиÑал, ÑÑо понÑÑие добÑодеÑели пÑÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ ÑÑÑдноÑÑÑ Ð¸ боÑÑбÑ, добÑодеÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑÑеÑÑвоваÑÑ Ð±ÐµÐ· пÑоÑиводейÑÑвиÑ. Ðднако⦠РÑаком ÑлÑÑае, Ð´Ð»Ñ ÑеÑ
, кÑо не Ð¶ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ ÑÑÑдноÑÑи и боÑÑбÑ, лÑÑÑе не имеÑÑ Ð¸ добÑодеÑели!
Â
 Ð. ÐабÑÑÐ¹ÐµÑ Ð±Ñл ÑвеÑен в Ñом, ÑÑо нелÑÐ·Ñ ÑÑдиÑÑ Ð¾ Ñеловеке Ñ Ð¿ÐµÑвого взглÑда. ÐоÑÑоинÑÑва обÑÑно окÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÐºÑовом ÑкÑомноÑÑи, недоÑÑаÑки пÑикÑÑÑÑ Ð¼Ð°Ñкой лиÑемеÑиÑ. Ðднако⦠ÐÑли вÑÑ-Ñаки еÑÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ ÑÑдиÑÑ Ð¾ Ñеловеке Ñ Ð¿ÐµÑвого взглÑда, попÑоÑиÑе его Ñ Ð¿ÐµÑвого же Ñлова оÑбÑоÑиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑкÑомноÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ маÑÐºÑ Ð»Ð¸ÑемеÑиÑ.
Â
 Ф. ÐаÑоÑÑÑко полагал, ÑÑо можно обладаÑÑ Ð´Ð¾ÑÑоинÑÑвами и не доÑÑигнÑÑÑ Ð²ÑÑокого Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² обÑеÑÑве, но нелÑÐ·Ñ ÐµÐ³Ð¾ доÑÑигнÑÑÑ, не Ð¸Ð¼ÐµÑ Ñ
оÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ
-нибÑÐ´Ñ Ð´Ð¾ÑÑоинÑÑв. Ðднако⦠ÐÑли можно, но нелÑÐ·Ñ â Ñо можно и не Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°Ñ Ð´Ð¾ÑÑоинÑÑвами доÑÑигнÑÑÑ Ð²ÑÑокого Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² обÑеÑÑве. ЧÑо повÑемеÑÑно и наблÑдаеÑÑÑ.
Â
 Ð. ÐиÑ
ÑенбеÑг ÑÑиÑал, ÑÑо многие лÑди видÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑÐµÐ»Ñ ÑкоÑее в ÑаÑкаÑнии по Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ ÑвоиÑ
оÑибок, Ñем в ÑÑилиÑÑ
избежаÑÑ Ð¸Ñ
. Ðднако⦠РаÑкаÑниÑ, в оÑлиÑие Ð¾Ñ ÑÑилий, не ÑÑебÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑиÑ
ÑÑилий.
Â
 Ð. Ðокк веÑил в Ñо, ÑÑо оÑнова вÑÑкой добÑодеÑели и вÑÑкого доÑÑоинÑÑва заклÑÑаеÑÑÑ Ð² ÑпоÑобноÑÑи Ñеловека оÑказÑваÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÑдовлеÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвоиÑ
желаний, когда ÑазÑм не одобÑÑÐµÑ Ð¸Ñ
. Ðднако⦠ÐÑли ÑазÑм не одобÑÑÐµÑ ÑдовлеÑвоÑение ÑвоиÑ
желаний, Ñо ÑÑо говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð± одном из двÑÑ
â или о неÑеалÑнÑÑ
желаниÑÑ
, или о неодобÑиÑелÑном ÑазÑме.
Â
 Т. Ðейн ÑÑвеÑждал, ÑÑо ÑмеÑенноÑÑÑ Ð² пÑоÑвлении нÑава â вÑегда добÑодеÑелÑ, ÑмеÑенноÑÑÑ Ð² пÑинÑипаÑ
â вÑегда поÑок. Ðднако⦠СледÑÐµÑ Ñакже помниÑÑ, ÑÑо ÑмеÑенноÑÑÑ â ÑÑо и добÑодеÑелÑ, и, в Ñо же вÑемÑ, поÑок. УмеÑенноÑÑÑ Ð²Ñегда ÑменÑÑÐ°ÐµÑ ÑвеÑенноÑÑÑ, ÑÐ½Ð¸Ð¶Ð°Ñ ÐµÑ Ð¿Ð¾Ñог.
Â
 ÐлаÑон ÑвеÑÑл, ÑÑо из ÑаÑÑÑдиÑелÑноÑÑи и ÑкÑомноÑÑи, ÑмеÑаннÑÑ
Ñ Ð¼ÑжеÑÑвом, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½ÑÑÑ Ð¸ ÑÑеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑÐµÐ»Ñ â ÑпÑаведливоÑÑÑ.
Â
 Ðднако, ÑаÑÑÑдиÑелÑноÑÑÑ, ÑкÑомноÑÑÑ Ð¸ мÑжеÑÑво Ñже пÑедÑÑавлÑÑÑ Ñобой ÑÑи добÑодеÑели. ÐнаÑиÑ, ÑпÑаведливоÑÑÑ, Ñже не ÑÑеÑÑÑ, а лиÑнÑÑ?!
Â
 Ð. Ð. РадиÑев бÑл каÑегоÑиÑен:
Â
 â ÐобÑодеÑелÑÑ Ñ Ð½Ð°Ð·ÑÐ²Ð°Ñ Ð½Ð°Ð²Ñк дейÑÑвий, полезнÑÑ
обÑеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ñ.
Â
 Ðднако⦠ÐÑли обÑеÑÑвенного блага в РоÑÑии Ñже давно неÑ, оÑкÑда же бÑÑÑ Ð½Ð°Ð²ÑÐºÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий?!
Â
 Ð. Ð ÐµÐ½Ð°Ñ ÑвеÑÑл, ÑÑо доÑÑоинÑÑва Ñеловека â ÑÑо когда его недоÑÑаÑки ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑками его вÑемени. Ðднако⦠ÐÑе наÑи недоÑÑаÑки опÑеделÑÑÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑком вÑемени на ÑÑÑÑанение ÑÑиÑ
недоÑÑаÑков.
Â
 Ð. Ð. СÑвоÑов ÑÑвеÑждал, ÑÑо без добÑодеÑели Ð½ÐµÑ Ð½Ð¸ ÑлавÑ, ни ÑеÑÑи. Ðднако⦠ÐÑ
Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ бÑÑÑ Ð¸ Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑелÑÑ!
Â
 Ф. ШаÑобÑиан ÑÑиÑал, ÑÑо нÑавÑÑвеннÑе добÑодеÑели ÑоÑÑоÑÑ Ð½Ðµ ÑÑолÑко в налиÑии доÑÑоинÑÑв, ÑколÑко в оÑÑÑÑÑÑвии недоÑÑаÑков. Ðднако⦠Человек без недоÑÑаÑков â как пиÑа без Ñоли.
Â
 Ð. Ð. ÐлÑÑевÑкий бÑл ÑбеждÑн в Ñом, ÑÑо доÑÑойнÑй Ñеловек не ÑоÑ, Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð½ÐµÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑков, а ÑоÑ, Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ еÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑоинÑÑва. Ðднако⦠У многиÑ
из Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑоинÑÑв, но Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑками.
Â
 Ð. Шелли полагал, ÑÑо добÑодеÑÐµÐ»Ñ Ð² Ñом и ÑоÑÑоиÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑпиÑÑ Ð¿ÑавилÑно, пÑенебÑÐµÐ³Ð°Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð¶Ð°Ð¹Ñей вÑгодой. Ðднако⦠ÐÑенебÑежение ближайÑей вÑгодой Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑомÑ, ÑÑо добÑодеÑÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ Ð½ÐµÑоÑÑоÑÑелÑной.
Â
 Ð. Ð¨Ð¾Ñ ÑÑвеÑждал, ÑÑо добÑодеÑÐµÐ»Ñ ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð½Ðµ в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑдеÑживаÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ñока, а в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ ÑÑÑемиÑÑÑÑ Ðº немÑ. Ðднако⦠РпоÑÐ¾ÐºÑ Ð½Ðµ нÑжно ÑÑÑемиÑÑÑÑ. Ðн и Ñам пÑидÑÑ!
Â
 Р. ÐмеÑÑон ÑÑиÑал, ÑÑо Ñем менÑÑе Ñеловек дÑÐ¼Ð°ÐµÑ Ð¸Ð»Ð¸ Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð¾ ÑвоиÑ
доÑÑоинÑÑваÑ
, Ñем болÑÑе он нÑавиÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼. Ðднако⦠Ðн еÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе нÑавиÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼, еÑли наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ ÑолÑко о наÑиÑ
доÑÑоинÑÑваÑ
.
Â
 ***
 РаÑÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ добÑодеÑели Ñ
оÑеÑÑÑ Ð·Ð°Ð²ÐµÑÑиÑÑ Ñловами ÐÑиÑÑоÑелÑ:
Â
 â ХоÑоÑо ÑаÑÑÑждаÑÑ Ð¾ добÑодеÑели â не знаÑÐ¸Ñ ÐµÑе бÑÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑодеÑелÑнÑм, а бÑÑÑ ÑпÑаведливÑм в мÑÑлÑÑ
â не знаÑÐ¸Ñ ÐµÑе бÑÑÑ ÑпÑаведливÑм на деле.
Â
 Ðднако⦠СпÑаведливоÑÑÑ ÑÑого вÑÑказÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ознаÑаеÑ, ÑÑо подобнÑе ÑаÑÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе не бÑдÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð¼ÐµÑÑо.
Â
Â