Добродетелью я называю навык действий полезных общественному благу

Добродетелью я называю навык действий полезных общественному благу thumbnail
Александр Николаевич Радищев
(20 (31) августа 1749 – 12 (24) сентября 1802)
Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в июне 1790 года. • А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”
слушать онлайн

• А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”
читать онлайн

Александр Николаевич Радищев — русский писатель, поэт, философ — родом из Москвы, был сыном крупного землевладельца-помещика.

В мае 1790 г. выходит в свет главное произведение всей его жизни — философско-публицистическая повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», обличавшая существовавшую в то время социально-политическую систему крепостничества, сочувственно изображавшая жизнь простого народа.

Именно за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Александр Радищев был приговорен к смертной казни.

Книгу сразу конфисковали, а спустя 3 недели после ее опубликования было начато следствие под личным контролем самой императрицы.
Вошли в историю слова Екатерины II :

«Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!»

Автор крамольной книги был приговорен к смертной казни, но по велению императрицы наказание было заменено 10 годами ссылки в далекий острог в Сибири.
В годы ссылки Радищев не бездействовал: занимался изучением экономики края, народных промыслов, крестьянского быта. Также им был написан ряд произведений, в частности, философская работа «О человеке, о его смертности и бессмертии».

Занявший престол Павел I в 1796 г. выдал разрешение Радищеву под строгим полицейским надзором жить в Немцово, в собственном имении. Истинную свободу он приобрел только при императоре Александре I.

В марте 1801 г. император привлекает Радищева к работе комиссии по составлению законов, однако и на новой должности Радищев предлагал отменить крепостное право, сословные привилегии. Возглавлявший работу комиссии граф Завадовский поставил зарвавшегося служащего на место, намекнув ему о новой ссылке.

Находясь в сильном душевном смятении, Радищев 24 сентября (12 сентября по ст.) 1802 г. принял яд и лишил себя жизни. Существуют и другие версии его смерти: туберкулез и несчастный случай, связанный с тем, что писатель по ошибке выпил стакан царской водки. Где находится могила Александра Николаевича, неизвестно.

Любопытно, что повесть вызвала множество негативных отзывов и в творческой среде. Среди тех, кому повесть не понравилась были Пушкин и Достоевский. Но стоит ли прислушиваться к мнению этих великих людей в литературе — решать Вам. Однако, правда, описанная Радищевым в своих путешествиях по России обошлась очень дорого.

Я же охотно верю источнику, в котором говорилось, что Екатерина просто не могла знать всей действительности о состоянии России, потому как её придворные и советники, и другие министры делали то, что считали нужным, и работали исключительно в своих интересах, преграждая путь к суровой действительности.
Сама же императрица жила во дворце и перемещалась по стране довольно-таки редко.
«Радищев», художник Гаврилов Владимир Николаевич 1951 г
Лучшие цитаты Александа Радищева:

• Из мучительства рождается вольность. Из вольности — рабство.

• Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние… и народ право имеет монарха-деспота судить.

• Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.

• Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

• О законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге!

• Блеск наружный может заржаветь, но истинная красота не поблекнет никогда.

• Если мы скажем и утвердим ясными доводами, что ценсура с инквизициею принадлежат к одному корню; что учредители инквизиции изобрели ценсуру, то есть рассмотрение приказное книг до издания их в свет, то мы хотя ничего не скажем нового, но из мрака протекших времен извлечем, вдобавок многим другим, ясное доказательство, что священнослужители были всегда изобретатели оков, которыми отягчался в разные времена разум человеческий, что они подстригали ему крылие, да не обратит полет свой к величию и свободе.

• Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель.

• Русской народ очень терпелив, и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.

• Если, читая, тебе захочется спать, то сложи книгу и усни. Береги ее для бессонницы.

• Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа.

Источник

Спасибо за ваши комментарии!

Источник

Татьяна Линдберг, Александр Кожевников - Откровения русской души

Крещение Руси (фрагмент). Васнецов В. М.

Трудно человеку развить из самого себя хорошее под влиянием одного только дурного.

Л. Н. Толстой

Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется.

М. Ю. Лермонтов

Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя.

М. Горький

Честь – это достоинство нравственно живущего человека.

Д. С. Лихачев

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.

В. Г. Белинский

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

А. П. Чехов

Известно из опыта, что чувство долга может иногда пасовать и слабнуть от причин, несравненно менее достойных, чем перемена погоды.

Д. В. Григорович

И в рубище почтенна добродетель.

А. Н. Островский

Безнравственное сочетание есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство.

А. С. Пушкин

Гласность и обобщение – злейшие враги безнравственности…

А. И. Герцен

Какой порядок ни затей,
Но если он в руках бессовестных людей,
Они всегда найдут уловку,
Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку.

И. А. Крылов

Люди бездушные никогда и ни о чем не тоскуют.

В. Ф. Одоевский

Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

Д. И. Фонвизин

Добродетель должна быть следствием сознания долга и внутреннего убеждения, а делать добро по заказу или по страху наказания – мелко и недостойно человека.

Д. И. Писарев

Добродетель только тогда и получает вкус, когда перестает быть ей. Порок – лучшее украшение добродетели.

В. О. Ключевский

Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.

А. Н. Радищев

Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не должно ставить себе никаких пределов.

Г. С. Сковорода

Если где слишком много толкуют о добродетели – это все равно, как если бы в комнате у больного слишком накурено благовониями; наверно, перед этим совершилась какая-нибудь пакость.

И. С. Тургенев

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина.

Н. Г. Чернышевский

Когда хотят сделать людей добрыми и мудрыми, терпимыми и благородными, то неизбежно приходят к желанию убить их всех. Робеспьер верил в добродетель: он создал террор. Марат верил в справедливость: он требовал двухсот тысяч голов.

М. А. Волошин

Татьяна Линдберг, Александр Кожевников - Откровения русской души

Крестьянские девочки в лесу. Корзухин А. И.

Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью.

Д. И. Фонвизин

Ничто полезнее, приятнее и наших трудов достойнее быть не может, как то, теснейшим союзом связанное с человеком и предметом своим имеющее добродетель, благоденствие и счастие его.

Н. И. Новиков

В 99 из 100 случаев “добродетель” есть просто: “Я не хочу”, “Мне не хочется”, “Мне мало хочется”… “Добродетельная биография” или “эпоха добрых нравов” (в истории) есть просто личность добровольно “безличная” и время довольно “безвременное”. Всем “очень мало хотелось”.

В. В. Розанов

Вынужденная добродетель теряет всю свою цену.

Д. И. Писарев

Все благо, и велико, и разумно – в свое время и на своем месте.

В. Г. Белинский

Беспорочность поставляет себе правилом не делать того другому, чего бы не пожелал себе. Добродетель распространяет сие правило гораздо далее и велит делать то другим, чего бы пожелал себе.

Д. И. Фонвизин

Безумие в том, что палач Марат и мученица Шарлотта Корде с одним и тем же сознанием подвига хотели восстановить добродетель и справедливость на земле.

М. А. Волошин

Нормою человеческих действий должна служить справедливость.

Н. Г. Чернышевский

Справедливость – доблесть избранных натур, правдивость – долг каждого порядочного человека.

В. О. Ключевский

Справедливость должна быть основанием и действий, и самих желаний наших.

К. Ф. Рылеев

Быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле.

К. Д. Ушинский

Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта никогда не умаляла ни вашей власти, ни их почтения.

Екатерина II

Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения.

И. С. Тургенев

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость.

В. О. Ключевский

Будьте строго точны в уплате за добро, содеянное вам! Ибо нет на земле ничего печальнее и противней человека, подающего милостыню ближнему своему!

М. Горький

Меня трогает, когда люди благодарны мне за сделанное добро. Я благодарен, когда мне сделали хорошее. Но меня глубоко возмущает, когда сделавший мне добро ждет от меня благодарности. Тогда все его добро обесценивается, мне хочется заплатить ему с процентами за сделанное и отвернуться.

В. В. Вересаев

Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным.

В. О. Ключевский

Благожелательный человек… изменяет формы жизни незаметно, потихоньку, но его работа есть единственно прочная.

М. Горький

Великодушие сердца – лучший вдохновитель разума.

А. А. Бестужев-Марлинский

Источник

 Хотя и утверждают, что “добродетель не знает границ!”, однако, по Салтыкову-Щедрину, она, — эта добродетель, оказывается, может существенно меняться после преодоления определённых границ. Знаменитый сатирик потому и имел высокую нравственность и добродетель, что не бывал ни за какими границами. В “Призраках времени” (1863) он писал:
 
 “Я не бывал за границей, но легко могу вообразить себе положение россиянина, выползшего из своей скорлупы, чтобы себя показать и людей посмотреть… В России он ехал на перекладных и колотил по зубам ямщиков; за границей он пересел в вагон и не знает, как и перед кем излить свою благородную душу. Он заигрывает с кондуктором и стремится поцеловать его в плечико…”
 
 После распада СССР, добродетель как высокая нравственность, тоже распалась на части — на не очень высокую, не совсем высокую, совсем не высокую, не очень низкую, низкую, совсем низкую и т.д.
 
 Однако… Не будем грешить на плохую добродетель только в нынешние времена. Она, эта “гражданочка”, во все времена была с характером! Впрочем, давайте с помощью высказываний известных исторических личностей, постараемся узнать, что думали о добродетели в разные времена и у разных народов.
 
 
 ***
 Аристотель утверждал, что не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. Однако… Хорошими людьми можно быть и без долгих рассуждений о добродетели.
 
 Гельвеций полагал, что добродетель — это только мудрость, которая заставляет согласовывать страсть с разумом и наслаждение с долгом. Однако… Добродетель может заставить согласоваться и страсть с наслаждением, а разум с долгом. Более того, добродетель может быть и глупой.
 
 Гельвеций считал, что одни и те же добродетели оцениваются в разные времена по-разному, в зависимости от их полезности эпохе. Однако… Не только в зависимости от эпохи, но и в зависимости полезности конкретным лицам данной эпохи.
 
 Демокрит уверял, что нужно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели. Однако… Приучать сложнее, чем поучать.
 
 Цицерон был убеждён, что собственное понимание добродетели и пороков — самое главное. Если этого понимания нет, все становится шатким. Однако… Всё становится шатким, если ты понимаешь добродетели и пороки, а они тебя не желают понять.
 
 Цицерон утверждал:
 
  — Что прилично, то достойно уважения, и что достойно уважения, то всегда прилично.
 
 Однако… Уважение приличного человека порой до неприличия отличаться от уважения уважаемого человека.
 
 Клеовул верил в то, что добродетели свойственно, а пороку несвойственно избегать несправедливости. Однако… Несправедливость потому и существует, что даже добродетели её боятся и избегают при встрече.
 
 Сенека Младший уверял окружающих, что ценность добродетели в ней самой. Однако… Сама по себе добродетель не существует. У каждой добродетели обязательно есть и её хозяин.
 
 М. Монтень считал, что истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума. Однако… Сколько человеческих жизней стали, без лишнего шума, жертвами этой глубины!
 
 Т. Мор говорил:
 
  — Нет добродетели, более присущей человеку, и ему особенно свойственной, чтобы один служил на благо и утешение другому.
 
 Однако… Хотелось бы знать на благо и утешение кому служит другой?
 
 Б. Паскаль считал, что судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по ежедневным делам. Однако… Судить ежедневно человека — это недобродетельно!
 
 О. Бальзак отмечал, что добродетель — вещь неделимая: или она есть, или ее нет. Однако… Есть и третий вариант: добродетель — это такая вещь, которая — то есть, то нет. Одним словом, добродетель — очень дефицитная вещь!
 
 О. Бальзак уверял, что добродетели могут принести и вред, если не освещены светом разума. Однако… Лучше освещать, ибо в темноте у добродетели меньше свидетелей, что не способствует её популярности.
 
 Ф. Бэкон полагал, что высшей добродетелью должно считать: в благоденствии — умеренность, в бедствиях же — стойкость, наиболее героическую из добродетелей. Однако… И в благоденствии не менее важна стойкость. От возможных последствий и бедствий.
 
 Ф. Бэкон заверял всех, что краска стыда — ливрея добродетели. Однако… Ливреи носят слуги,- не делайте из добродетели слугу!
 
 Л. Вовенарг был уверен в том, что польза добродетели столь очевидна, что даже дрянные люди поступают добродетельно ради выгоды. Однако… После этого становятся добродетельными дрянными людьми.
 
 Г. Гегель утверждал, что когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Однако… Хоть сам поступок можно считать добродетельным?
 
 М. Монтень считал, что понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия. Однако… В таком случае, для тех, кто не желает иметь трудности и борьбу, лучше не иметь и добродетели!
 
 Ж. Лабрюйер был уверен в том, что нельзя судить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия. Однако… Если всё-таки есть желание судить о человеке с первого взгляда, попросите его с первого же слова отбросить свою скромность или маску лицемерия.
 
 Ф. Ларошфуко полагал, что можно обладать достоинствами и не достигнуть высокого положения в обществе, но нельзя его достигнуть, не имея хоть каких-нибудь достоинств. Однако… Если можно, но нельзя — то можно и не обладая достоинствами достигнуть высокого положения в обществе. Что повсеместно и наблюдается.
 
 Г. Лихтенберг считал, что многие люди видят добродетель скорее в раскаянии по поводу своих ошибок, чем в усилиях избежать их. Однако… Раскаяния, в отличие от усилий, не требуют больших усилий.
 
 Д. Локк верил в то, что основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их. Однако… Если разум не одобряет удовлетворение своих желаний, то это говорит об одном из двух — или о нереальных желаниях, или о неодобрительном разуме.
 
 Т. Пейн утверждал, что умеренность в проявлении нрава — всегда добродетель, умеренность в принципах — всегда порок. Однако… Следует также помнить, что умеренность — это и добродетель, и, в то же время, порок. Умеренность всегда уменьшает уверенность, снижая её порог.
 
 Платон уверял, что из рассудительности и скромности, смешанных с мужеством, может возникнуть и третья добродетель — справедливость.
 
 Однако, рассудительность, скромность и мужество уже представляют собой три добродетели. Значит, справедливость, уже не третья, а лишняя?!
 
 А. П. Радищев был категоричен:
 
  — Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.
 
 Однако… Если общественного блага в России уже давно нет, откуда же быть навыку действий?!
 
 Ж. Ренар уверял, что достоинства человека — это когда его недостатки являются недостатками его времени. Однако… Все наши недостатки определяются лишь недостатком времени на устранение этих недостатков.
 
 А. В. Суворов утверждал, что без добродетели нет ни славы, ни чести. Однако… Их может не быть и с добродетелью!
 
 Ф. Шатобриан считал, что нравственные добродетели состоят не столько в наличии достоинств, сколько в отсутствии недостатков. Однако… Человек без недостатков — как пища без соли.
 
 В. О. Ключевский был убеждён в том, что достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства. Однако… У многих из нас есть достоинств, но с недостатками.
 
 П. Шелли полагал, что добродетель в том и состоит, чтобы поступить правильно, пренебрегая ближайшей выгодой. Однако… Пренебрежение ближайшей выгодой может привести к тому, что добродетель может оказаться несостоятельной.
 
 Б. Шоу утверждал, что добродетель состоит не в том, чтобы удерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему. Однако… К пороку не нужно стремиться. Он и сам придёт!
 
 Р. Эмерсон считал, что чем меньше человек думает или знает о своих достоинствах, тем больше он нравится нам. Однако… Он ещё больше нравится нам, если начинает говорить только о наших достоинствах.
 
 ***
 Рассуждения о добродетели хочется завершить словами Аристотеля:
 
  — Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.
 
 Однако… Справедливость этого высказывания не означает, что подобные рассуждения больше не будут иметь место.
 
 

Источник