Для упрощения вычислений полезно помнить что

Для упрощения вычислений полезно помнить что thumbnail

Задание № 96. В девятиэтажном доме два подъезда. На каждом этаже в подъезде 6 квартир. Определите, какое из следующих произведений
2 * 6;
9 * 6;
2 * (9 * 6);
(2 * 9) * 6 определяет количество квартир:
а) в подъезде;
б) на одном этаже в двух подъездах;
в) в двух подъездах.

Решение

а) в подъезде: 9 * 6.
б) на одном этаже в двух подъездах: 2 * 6.
в) в двух подъездах: 2 * (9 * 6) и (2 * 9) * 6.

Задание № 97. Для упрощения вычислений полезно помнить, что
2 * 5 = 10;
4 * 25 = 100;
8 * 125 = 1000.
Пользуясь этими равенствами, вычислите устно:
а) 3 * 2 * 5;
б) 2 * 7 * 5;
в) 4 * 9 * 25;
г) 7 * 25 * 4;
д) 125 * 7 * 8;
е) 12 * 8 * 125;
ж) 2 * 17 * 5;
з) 16 * 25 * 4;
и) 13 * 125 * 8.

Решение

а) 3 * 2 * 5 = 3 * (2 * 5) = 3 * 10 = 30
б) 2 * 7 * 5 = (2 * 5) * 7 = 10 * 7 = 70
в) 4 * 9 * 25 = (4 * 25) * 9 = 100 * 9 = 900
г) 7 * 25 * 4 = 7 * (25 * 4) = 7 * 100 = 700
д) 125 * 7 * 8 = 7 * (125 * 8) = 7 * 1000 = 7000
е) 12 * 8 * 125 = 12 * (8 * 125) = 12 * 1000 = 12000
ж) 2 * 17 * 5 = (2 * 5) * 17 = 10 * 17 = 170
з) 16 * 25 * 4 = 16 * (25 * 4) = 16 * 100 = 1600
и) 13 * 125 * 8 = 13 * (125 * 8) = 13 * 1000 = 13000

Задание № 98. Вычислите:
а) 16 * 25 = 4 * (4 * 25) = 4 * 100 = 400;
б) 82 * 5;
в) 36 * 25;
г) 25 * 32;
д) 28 * 25;
е) 16 * 125;
ж) 64 * 125;
з) 75 * 12;
и) 75 * 44.

Решение

а) 16 * 25 = 4 * (4 * 25) = 4 * 100 = 400
б) 82 * 5 = 41 * (2 * 5) = 41 * 10 = 410
в) 36 * 25 = 9 * (4 * 25) = 9 * 100 = 900
г) 25 * 32 = (25 * 4) * 8 = 100 * 8 = 800
д) 28 * 25 = 7 * (4 * 25) = 7 * 100 = 700
е) 16 * 125 = 2 * (8 * 125) = 2 * 1000 = 2000
ж) 64 * 125 = 8 * (8 * 125) = 8 * 1000 = 8000
з) 75 * 12 = 3 * (25 * 4) * 3 = (3 * 3) * (25 * 4) = 9 * 100 = 900
и) 75 * 44 = 3 * (25 * 4) * 11 = (3 * 11) * (25 * 4) = 33 * 100 = 3300

Задание № 99. Вычислите:
а) 6 * 25 * 4 * 125 * 0;
б) (108 * 2 + 5 * 13) * 0.

Решение

а) 6 * 25 * 4 * 125 * 0 = 0
б) (108 * 2 + 5 * 13) * 0 = 0

Задание № 100. а) Увеличьте число 48 на 3, полученный результат увеличьте в 3 раза;
б) Увеличьте число 48 в 3 раза, полученный результат увеличьте на 3.
в) Одинаковые ли результаты получены в пунктах а и б?

Решение

а) 1) 48 + 3 = 51
    2) 51 * 3 = 153
    Ответ: 153.

б) 1) 48 * 3 = 144;
    2) 144 + 3 = 147.
    Ответ: 147.

в) Результаты в пунктах а и б не одинаковы.

Задание № 101. а) В первый день туристы прошли пешком 18 км, а во второй день они проехали на автобусе в 5 раз больше. Какое расстояние туристы преодолели за два дня?
б) В первом мотке 42 м проволоки, а во втором в 3 раза больше. Сколько проволоки в двух мотках?

Решение задач с пояснениями

а) Чтобы найти, какое расстояние туристы преодолели за два дня, сначала найдем, сколько км проехали туристы во 2−й день на автобусе. Во 2−й день они проехали в 5 раз больше, чем в первый, значит, это расстояние находится умножением. Умножаем путь 1−го дня на 5.
1) 18 * 5 = 90 (км) − проехали туристы во 2−й день на автобусе;
Теперь сложим расстояние, пройденное в 1−й день и расстояние, пройденное во 2−й день.
2) 18 + 90 = 108 (км) − преодолели за два дня.
Ответ: за два дня туристы преодолели 108 км.
б) Чтобы найти, сколько проволоки в 2−х мотках, сначала найдем, сколько метров проволоки во втором мотке. Во втором в 3 раза больше, чем в первом, значит, найти, сколько проволоки во 2−м мотке, можно с помощью умножения. Умножим количество метров в 1−м мотке на 3.
1) 42 * 3 = 126 (м) − во 2−м мотке;
Теперь прибавим к количеству метров первого мотка количество метров 2−го мотка:
2) 42 + 126 = 168 (м) − в 2−ух мотках.
Ответ: в двух мотках 168 метров проволоки.

Записываем задачи в тетради:

а) 1) 18 * 5 = 90 (км) − проехали туристы во 2−й день на автобусе.
    2) 18 + 90 = 108 (км) − преодолели туристы за два дня.
    Ответ: 108 км.

б) 1) 42 * 3 = 126 (м) − во 2−м мотке.
    2) 42 + 126 = 168 (м) − проволоки в двух мотках.
    Ответ: 168 метров проволоки.

Задача № 102. В многоквартирном доме 96 квартир, из них 24 − однокомнатные. Двухкомнатных квартир в 2 раза больше, чем однокомнатных. Остальные квартиры трёхкомнатные. Сколько в доме трёхкомнатных квартир?

Решение задачи

Чтобы найти, сколько в доме 3−х комнатных квартир, сначала надо найти, сколько 2−комнатных. Двухкомнатных квартир в 2 раза больше, чем однокомнатных, значит, найти это количество можно с помощью умножения. Умножим количество двухкомнатных квартир на 2.
1) 24 * 2 = 48 (кв.) − двухкомнатных;
Теперь прибавим к однокомнатным квартирам двухкомнатные.
2) 24 + 48 = 72 (кв.) − однокомнатных и двухкомнатных вместе;
Вычтем из общего количества квартир однокомнатные и двухкомнатные.
3) 96 − 72 = 24 (кв.) − трёхкомнатных.
Ответ: в доме 24 трехкомнатных квартиры.

Пишем:

1) 24 * 2 = 48 (кв.) − двухкомнатных.
2) 24 + 48 = 72 (кв.) − однокомнатных и двухкомнатных вместе.
3) 96 − 72 = 24 (кв.) − трёхкомнатных.
Ответ: 24 трехкомнатных квартиры.

Задание № 103. а) На овощную базу сначала привезли помидоры на 6 машинах по 120 ящиков в каждой, потом еще на 8 машинах по 10 ящиков в каждой. Сколько всего ящиков помидоров привезли на базу?
б) Токарь за один час обтачивает 12 деталей, а другой 11 деталей. Над выполнением задания первый работал 2 ч, потом второй − 3 ч. Сколько деталей они обточили вместе?

Решение задач с объяснениями

а) Чтобы найти, сколько всего ящиков привезли на базу, сначала найдём, сколько ящиков привезли в 1−й раз. Для этого умножим количество ящиков в одной машине на количество машин первого раза.
1) 6 * 120 = 720 (ящ.) − привезли 1−й раз;
Теперь умножим количество ящиков в одной машине на количество машин второго раза.
2) 8 * 140 = 1120 (ящ.) − привезли во 2−й раз;
Затем прибавим к ящикам, который привезли в 1−й раз ящики, привезенные во 2−й раз.
3) 720 + 1120 = 1840 (ящ.) − привезли всего.
Ответ: на базу привезли всего 1840 ящиков помидоров.

б) Чтобы найти, сколько деталей два токаря обточили вместе, сначала найдем, сколько обточил 1−й токарь. Для этого умножим количество деталей, который обтачивает 1−й токарь в час, на количество часов, которое он работал.
1) 12 * 2 = 24 (дет.) − обточил 1−й токарь;
Теперь найдем, сколько обточил 2−й токарь. Для этого умножим количество деталей, который обтачивает 2−й токарь в час, на количество часов, которое он работал.
2) 11 * 3 = 33 (дет.) − обточил 2−й токарь;
Затем прибавим к количеству деталей, обточенных 1−м токарем, количество деталей, обточенное 2−м.
3) 24 + 33 = 57 (дет.) − обточили два токаря вместе.
Ответ: 57 деталей два токаря обточили вместе.

Запись в тетради:

а) 1) 6 * 120 = 720 (ящ.) − привезли 1−й раз.
    2) 8 * 140 = 1120 (ящ.) − привезли во 2−й раз.
    3) 720 + 1120 = 1840 (ящ.) − привезли всего.
    Ответ: 1840 ящиков помидоров.

б) 1) 12 * 2 = 24 (д.) − обточил 1−й токарь.
    2) 11 * 3 = 33 (д.) − обточил 2−й токарь.
    3) 24 + 33 = 57 (д.) − обточили два токаря вместе.
    Ответ: 57 деталей.

Источник

  • Переместительное свойство умножения
  • Сочетательное свойство умножения
  • Распределительное свойство умножения

Переместительное свойство умножения

От перестановки сомножителей местами произведение не меняется.

Следовательно, для любых чисел  a  и  b  верно равенство:

a · b = b · a,

выражающее переместительное свойство умножения.

Примеры:

6 · 7 = 7 · 6 = 42;

4 · 2 · 3 = 3 · 2 · 4 = 24.

Обратите внимание, что данное свойство можно применять и к произведениям, в которых более двух множителей.

Сочетательное свойство умножения

Результат умножения трёх и более множителей не изменится, если какую-либо группу множителей заменить их произведением.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  c  верно равенство:

a · b · c = (a · b) · c = a · (b · c),

выражающее сочетательное свойство умножения.

Пример:

3 · 2 · 5 = 3 · (2 · 5) = 3 · 10 = 30

или

3 · 2 · 5 = (3 · 2) · 5 = 6 · 5 = 30.

Сочетательное свойство используется для удобства и упрощения вычислений при умножении. Например:

25 · 15 · 4 = (25 · 4) · 15 = 100 · 15 = 1500.

В данном случае можно было вычислить всё последовательно:

25 · 15 · 4 = (25 · 15) · 4 = 375 · 4 = 1500,

но проще и легче сначала умножить  25  на  4  и получить  100,  а уже потом умножить  100  на  15.

Распределительное свойство умножения

Сначала рассмотрим распределительное свойство умножения относительно сложения:

Чтобы число умножить на сумму чисел, можно это число умножить отдельно на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

m · (a + b) = m · a + m · b,

выражающее распределительное свойство умножения.

Так как в данном случае число и сумма являются множителями, то, поменяв их местами, используя переместительное свойство, можно сформулировать распределительное свойство так:

Чтобы сумму чисел умножить на число, можно каждое слагаемое отдельно умножить на это число и полученные произведения сложить.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

(a + b) · m = a · m + b · m.

Теперь рассмотрим распределительное свойство умножения относительно вычитания:

Чтобы число умножить на разность чисел, можно это число умножить отдельно на уменьшаемое и вычитаемое и из первого полученного произведения вычесть второе.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

m · (ab) = m · am · b.

Так как в данном случае число и разность являются множителями, то поменяв их местами, используя переместительное свойство, можно сформулировать распределительное свойство так:

Чтобы разность чисел умножить на число, можно уменьшаемое и вычитаемое отдельно умножить на это число и из первого полученного произведения вычесть второе.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

(ab) · m = a · mb · m.

Переход от умножения:

m · (a + b)    и    m · (ab)

соответственно к сложению и вычитанию:

m · a + m · b    и    m · am · b

называется раскрытием скобок.

Переход от сложения и вычитания:

m · a + m · b    и    m · am · b

к умножению:

m · (a + b)    и    m · (ab)

называется вынесением общего множителя за скобки.

Источник

Зачем считать в уме, если решить любую арифметическую задачу можно на калькуляторе. Современная медицина и психология доказывают, что устный счет – это тренаж для серых клеточек. Выполнять такую гимнастику необходимо для развития памяти и математических способностей.

Известно множество приёмов для упрощения вычислений в уме. Все, кто видел знаменитую картину Богданова-Бельского «Устный счёт», всегда удивляются – как крестьянские дети решают такую непростую задачу, как деление суммы из пяти чисел, которые предварительно ещё надо возвести в квадрат?

Оказывается, эти дети – ученики известного педагога-математика Сергея Александровича Рачицкого (он также изображен на картине). Это не вундеркинды – ученики начальных классов деревенской школы XIX века. Но все они уже знают приёмы упрощения арифметических расчетов и выучили таблицу умножения! Поэтому решить такую задачку этим детишкам вполне под силу!

Секреты устного счёта

Существуют приемы устного счета простые алгоритмы, которые желательно довести до автоматизма. После овладения простыми приёмами можно переходить к освоению более сложных.

Прибавляем числа 7,8,9

Для упрощения вычислений числа 7,8,9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавку. К примеру, чтобы прибавить 9 к двузначному числу, надо сначала прибавить 10, а затем вычесть 1 и т.д.

Примеры:

56+7=56+10-3=63

47+8=47+10-2=55

73+9=73+10-1=82

Быстро складываем двузначные числа

Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы отнимаем «добавку».

Примеры:

54+39=54+40-1=93

26+38=26+40-2=64

Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем – единицы.

Пример:

57+32=57+30+2=89

Если слагаемые поменять местами, то сначала можно округлить число 57 до 60, а потом вычесть из общей суммы 3:

32+57=32+60-3=89

Складываем в уме трехзначные числа

Быстрый счет и сложение трехзначных чисел – это возможно? Да. Для этого надо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их приплюсовать.

Пример:

249+533=(200+500)+(40+30)+(9+3)=782

Особенности вычитания: приведение к круглым числам

Вычитаемые округляем до 10, до 100. Если надо вычесть двузначное число, надо округлить его до 100, вычесть, а затем к остатку прибавить поправку. Это актуально если поправка невелика.

Примеры:

67-9=67-10+1=58

576-88=576-100+12=488

Вычитаем в уме трехзначные числа

Если в свое время был хорошо усвоен состав чисел от 1 до 10, то вычитание можно производить по частям и в указанном порядке: сотни, десятки, единицы.

Пример:

843-596=843-500-90-6=343-90-6=253-6=247 

Умножить и разделить

Моментально умножать и делить в уме? Это возможно, но без знания таблицы умножения не обойтись. Таблица умножения – это золотой ключик к быстрому счету в уме! Она применяется и при умножении, и при делении. Вспомним, что в начальных классах деревенской школы в дореволюционной Смоленской губернии (картина «Устный счет») дети знали продолжение таблицы умножения – с 11 до 19!

Хотя на мой взгляд достаточно знать таблицу от 1 до 10, чтобы мочь перемножать бо´льшие числа. Например:

15*16=15*10+(10*6+5*6)=150+60+30=240

Умножаем и делим на 4, 6, 8, 9

Овладев таблицей умножения на 2 и на 3 до автоматизма, сделать остальные расчеты будет проще простого.

Для умножения и деления двух- и трехзначных чисел применяем простые приёмы:

  • умножить на 4 – это дважды умножить на 2;

  • умножить на 6 – это значит умножить на 2, а потом на 3;

  • умножить на 8 – это трижды умножить на 2;

  • умножить на 9 – это дважды умножить на 3.

Например:

37*4=(37*2)*2=74*2=148;

412*6=(412*2)·3=824·3=2472

Аналогично:

  • разделить на 4 – это дважды разделить на 2;

  • разделить на 6 – это сначала разделить на 2, а потом на 3;

  • разделить на 8 – это трижды разделить на 2;

  • разделить на 9 – это дважды разделить на 3.

Например:

412:4=(412:2):2=206:2=103

312:6=(312:2):3=156:3=52

Как умножать и делить на 5

Число 5 – это половина от 10 (10:2). Поэтому сначала умножаем на 10, затем полученное делим пополам.

Пример:

326*5=(326*10):2=3260:2=1630

Еще проще правило деления на 5. Сначала умножаем на 2, а затем полученное делим на 10.

326:5=(326·2):10=652:10=65,2.

Умножение на 9

Чтобы умножить число на 9, необязательно его дважды умножать на 3. Достаточно его умножить на 10 и вычесть из полученного умножаемое число. Сравним, что быстрее:

37*9=(37*3)*3=111*3=333

или

37*9=37*10 – 37=370-37=333

Также давно замечены частные закономерности, которые значительно упрощают умножение двузначных чисел на 11 или на 101. Так, при умножении на 11, двузначное число как бы раздвигается. Составляющие его цифры остаются по краям, а в центре оказывается их сумма. Например: 24*11=264. При умножении на 101, достаточно приписать к двузначному числу такое же. 24*101= 2424. Простота и логичность таких примеров вызывает восхищение. Встречаются такие задачи очень редко – это примеры занимательные, так называемые маленькие хитрости.

Счет на пальцах

Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы – это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.

Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:

  • Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
  • Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
  • Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа – единицам. В нашем примере – 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.

Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это – из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9.  А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения?  Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.

Также существует еще множество подобных приемов с применением пальцев для каких-то единичных математических операций, но это актуально пока вы этим пользуетесь и тут же забывается при прекращении применения. Поэтому лучше выучить стандартные алгоритмы, которые останутся на всю жизнь. 

Устный счёт на автомате

  • Во-первых, необходимо хорошо знать состав числа и таблицу умножения.

  • Во-вторых, надо запомнить приемы упрощения расчётов. Как выяснилось, таких математических алгоритмов не так уж много.

  • В-третьих, чтобы приём превратился в удобный навык, надо постоянно проводить краткие «мозговые штурмы» – упражняться в устных вычислениях, используя тот или иной алгоритм.

Тренировки должны быть короткими: решить в уме по 3-4 примера, используя один и тот же приём, затем переходить к следующему. Надо стремиться использовать любую свободную минутку – и полезно, и нескучно. Благодаря простым тренировкам все вычисления со временем будут совершаться молниеносно и без ошибок. Это очень пригодится в жизни и выручит в непростых ситуациях.

Источник

Осмысленная комбинация математических символов, букв и знаков, как нам уже известно, называется математическим выражением.

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Выражение не может представлять собой случайный набор математических символов и знаков.

Математические выражения делят на числовые и буквенные.

Числовое выражение- это запись, состоящая из чисел, арифметических операций, скобок и иных специальных математических символов.

Числовые выражения еще по-другому называют арифметическими выражениями.

Число, которое получается после выполнения всех арифметических операций, входящих в выражение, называют значением этого числового выражения.

В таком случае, чтобы найти значение числового выражения, необходимо выполнить в определенном порядке все арифметические операции, указанные в выражении.

Числовое выражение всегда имеет одно верное решение.

Решить арифметическое выражение- значит найти его значение, которое превращает это выражение в верное равенство.

В буквенных выражениях, наряду с числами, знаками математических операций и другими специальными математическими символами содержатся еще и буквы- переменные.

Числовое выражение, в котором числа обозначены цифрами и буквами, называют буквенным выражением.

Буквенные выражения часто называют алгебраическими выражениями.

Алгебраические выражения должны быть составлены в соответствии со всеми математическими правилами и по тому же принципу, что и числовые выражения.

Значение выражения с переменными зависит от значения переменных, входящих в него.

Последовательность выполнения арифметических операций в выражениях с переменными такая же, что и для числовых выражений.

Вычисления в алгебраических выражениях выполняют после подстановки вместо букв их численные значения.

Найти значение алгебраического выражения- значит найти значение выражения при заданном значении переменной.

Значение переменной, при котором алгебраическое выражение обращается в верное равенство, называют допустимым значением этой переменной.

Простые арифметические и алгебраические выражения вам уже хорошо знакомы, значения таких выражений находили не раз, выполняя в определенной последовательности математические операции.

Однако, часто можно встретить выражения, которые имеют сложный и громоздкий вид, значение, которых сложно найти, используя только правила выполнения математических операций.

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Чтобы привести математическое выражение к виду, удобному для дальнейшего решения, используют различные тождественные преобразования.

Тождественным преобразованием называют замену одного выражения на другое, тождественно равное исходному.

Часто в словосочетании «тождественные преобразования выражения» слово «тождественные» опускают и произносят просто «преобразования выражения».

Упростить выражение- значит найти эквивалентное ему выражение, которое будет короче (содержащее минимум знаков, символов, математических операций) и проще для вычислений и дальнейших преобразований.

После упрощения выражения значение этого выражения остается прежним.

Упрощение выражений выполняется на основе свойств математических операций над числами, не зависимо от того арифметическое это выражение или алгебраическое.

Изученные нами раннее свойства сложения, вычитания, умножения, деления позволяют преобразовывать и упрощать математические выражения.

Рассмотрим основные методы упрощения математических выражений.

Для упрощения вычислений полезно помнить что

1. Метод группировки

Сочетательное и переместительное свойства сложения и умножения часто используют для преобразования выражений.

Удобно использовать переместительное и сочетательное свойства, группируя числа, объединяя их по определенному признаку, чтобы в результате они давали круглые числа или легко считались.

Группировка слагаемых подразумевает объединение в группы нескольких слагаемых.

Группировка множителей- это объединение нескольких множителей в группы.

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Упростим числовое выражение 242 + 183 +58 + 17.

Для упрощения данного выражения воспользуемся переместительным и сочетательным свойством сложения.

Сгруппируем числа 242 и 58 и числа 183 и 17.

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Упростим числовое выражение 12 ∙ 951.

Воспользуемся переместительным свойством умножения.

Сгруппируем числа 12 и 5 и числа 9 и 1.

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Рассмотрим пример упрощения буквенного выражения.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

Важно помнить, что буквенное выражение (алгебраическое выражение) всегда содержит хотя бы одну букву.

(Например, алгебраическими выражениями можно считать а + 12b ÷ 3; х – 15 + 6 и т.д.)

Буквенные выражения так же могут содержать несколько одинаковых букв или состоять из разных букв.

(Например, а + 4а – 3b÷ 3; х – 15у + 26 и т.д.).

Число, стоящее перед переменными, называют числовым коэффициентом выражения.

Коэффициент обычно пишут перед буквенным множителем.

Если нет коэффициента перед буквой или произведением букв, то считается, что он равен единице.

Так как любое число, умноженное на единицу (или единицы на любое число), равняется самому себе.

Например, аb ∙ c = 1 ∙ а ∙ b ∙ c.

Выражение может состоять только из букв.

(Например, (а + b) – c; х + у – z; ab и т.д.)

Разные буквы имеют различное значение.

А если в выражении встречается одна и та же буква несколько раз, то во всех случаях она имеет одно и тоже значение.

Чтобы не путаться, можно для каждой буквы образно представить свой предмет.

Например, рассмотрим выражение 7x– 4y + y.

Представим, что x– это мороженное, y-это конфеты.

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Для упрощения вычислений полезно помнить что

В результате получим: 7 мороженных минус 4 конфеты и плюс еще 1 конфета.

Невозможно из мороженного вычесть конфеты, однако конфеты с конфетами сложить можно.

4 конфеты + 1 конфета = 5 конфет.

Чтобы сложить слагаемые, которые имеют одинаковую буквенную часть, необходимо сложить коэффициенты и результат умножить на буквенную часть.

В итоге для нашего выражения получим следующее.

4y и имеют одинаковую буквенную часть- это переменная y, следовательно,

4y + y = (4 + 1)y = 5y.

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Запишем тождественное равенство.

7x– 4y + y = 7x– (4y + y) = 7x– 5y

Числа, которые имеют одинаковую буквенную часть, можно складывать и вычитать.

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Упростим выражение 2а ∙ 4b ∙ 3c.

Сначала выполним перестановку множителей в исходном выражении, объединяя множители в одну группу

Сгруппируем отдельно числовые и буквенные множители.

2а ∙ 4b ∙ 3c = (2 ∙ 4 ∙ 3) ∙ (а ∙ b ∙ c) = 24 ∙ а ∙ b ∙ c

В полученном выражении число 24, стоящее перед буквенной частью a, b, c– это числовой коэффициент выражения.

Часто математические выражения содержат скобки.

Скобки имеют особое значение в выражении, например, указывают очередность арифметических операций.

Порой удобно избавиться от скобок и перейти к тождественно равному выражению без скобок, нежели производить в них вычисления.

2. Упрощение выражений со скобками (раскрытие скобок).

Перейти от выражения со скобками к выражению без скобок- это значит раскрыть (опустить) скобки.

Правило раскрытия скобок основано на распределительном свойстве умножения относительно сложения и вычитания.

Чтобы умножить сумму нескольких чисел на число, можно каждое слагаемое умножить на это число, а полученные произведения сложить.

(a + b) c = ac + bc

Неважно с какой стороны располагается число с.

Таким образом, умножая число на сумму чисел, необходимо это число умножить на каждое слагаемое, а полученные произведения сложить.

c (a + b) = ac + bc

Распределительное свойство умножения относительно вычитания выполняется аналогичным образом, соблюдая некоторые нюансы.

Чтобы умножить разность на число, можно умножить на это число сначала уменьшаемое, затем вычитаемое, и из первого произведения вычесть второе.

(b) c = c (b) = ac bc

Рассмотрим поясняющие примеры.

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Раскроем скобки в выражении 4 ∙ (2а + 3b).

Умножим каждое слагаемое на число 4.

Число 4– это общий множитель для каждого слагаемого, находящегося в скобке.

В нашем выражении- это общий множитель для слагаемых и 3b.

Обычно, раскрывая скобки, промежуточные вычисления записывают в виде цепочки равенств.

4 ∙ (2а + 3b) = 4 ∙ 2а + 4 ∙ 3b

Умножим первое слагаемоена общий множитель 4, для этого необходимо коэффициент 2 умножить на 4, а полученный результат умножить на буквенную часть, получим .

Таким же образом поступим и со вторым слагаемым 3b, для этого необходимо коэффициент 3 умножить на общий множитель 4, а полученный результат умножить на буквенную часть, получим 12b.

Сложим полученные произведения и 12b.

В результате получаем следующее тождественное преобразование.

4 ∙ (2а + 3b) = 4 ∙ 2а + 4 ∙ 3b = 8а + 12b

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

В скобках может быть любое количество слагаемых.

Например, 10 ∙ (2a + 4b + b).

Упростим выражение 10 ∙ (2a + 4b + b).

Можно сначала сгруппировать слагаемые, которые имеют одинаковую буквенную часть (в нашем выражении это 4и b), затем раскрыть скобки, применив распределительное свойство умножения относительно сложения.

Умножим каждое слагаемое, находящееся в скобке,на их общий множитель, равный 10.

Затем сложим полученные произведения.

10 ∙ (2a + 4+ b) = 10 ∙ (2a + 5b) = 10 ∙ 2а + 10 ∙ 5b = 20а + 50b.

Второй вариант упрощения выражения 10 ∙ (2a + 4b + b) заключается в следующем:

Первым делом, раскроем скобки, применив распределительное свойство умножения относительно сложения, умножим все три слагаемых 2a, 4bb на их общий множитель, число 10.

Для этого коэффициенты каждого слагаемого умножить на общий множитель 10

10 ∙ 2а + 10 ∙ 4b + 10b = 20a + 40b + 10b

Затем сгруппируем слагаемые с одинаковой буквенной частью (в нашем случае это 40и 10b) и найдем их сумму.

В результате получаем следующее равенство:

10 ∙ 2а + 10 ∙ 4b + 10b = 20a + 40+ 10= 20a + 50b

В первом и во втором варианте тождественные преобразования привели к одному результату 20a + 50b, в полученном выражение отсутствуют скобки, количество арифметических операций уменьшилось

Для упрощения вычислений полезно помнить что

Раскроем скобки в выражении 4 ∙ (2а – 3b).

Воспользуемся распределительным свойством умножения относительно вычитания.

Умножим уменьшаемоена общий множитель 4, для этого необходимо коэффициент 2 умножить на 4, а полученный результат умножить на буквенную часть, получим .

Таким же образом поступим и с вычитаемым 3b, для этого необходимо коэффициент 3 умножить на общий множитель 4, а полученный результат умножить на буквенную часть, получим 12b.

Затем из первого полученного произведения вычтем второе.

В результате получим следующее равенство:

4 ∙ (2а – 3b) = 4 ∙ 2а – 4 ∙ 3b = 8а 12b.

Рассмотрим правила раскрытия скобок при делении.

Распределительное свойство деления справедливо только в том случае, если скобки стоят в делимом

(a + b) ÷ c = a ÷ c + b ÷ c

(a – b) ÷ c = a ÷ c – b ÷ c

Например, раскроем скобки в выражении (20а + 30b) ÷ 5.

Разделим каждое слагаемое на число 5.

(20а + 30b) ÷ 5 = 20а ÷ 5 + 30b ÷ 5

Разделим первое слагаемое 20а на 5, для этого необходимо коэффициент 20 разделить на 5, а полученный результат умножить на буквенную часть, получим .

Таким же образом поступим и со вторым слагаемым 3b, для этого необходимо коэффициент 30 разделить на 5, а полученный результат умножить на буквенную часть, получим 6b.

Сложим полученные частные и 6b.

В результате получаем следующее тождественное преобразование.

(20а + 30b) ÷ 5 = 20а ÷ 5 + 30b ÷ 5 = 4а + 6b

Однако, если скобки расположены в делителе, т.е. число делят на сумму чисел, то необходимо выполнить действия в скобках (если это возможно), и только потом делимое число разделить на результат, полученный в скобках.

3. Вынесение общего множителя за скобки.

Выражения (a + b) и ac + bc согласно распределительному свойству умножения имеют одно и то же значение, т.е. распределительный закон умножения можно применять в обратную сторону- выносить общий множитель за скобки.

ac + bc = (a + b) c = c (a + b)

Неважно с какой стороны расположен общий множитель.

Нео?