Для навыков в правильном письме полезно знать и фонетику
Продолжаю делиться своим конспектом книги “Полиглот по собственному желанию”. Начало статьи и часть про самомотивацию на изучение языка, а также ссылку на книгу можно найти, если кликнуть тут.
Вторая часть, посвященная изучению лексики по ссылке тут.
Дальше мы пойдем по основным моментам в изучении языка. Но я сознательно уделяю им меньше внимания, потому что изучение фонетики и грамматики, тренировка правописания – это все производные от мотивации к изучению языка, знанию лексики и речи.
Я сама очень долго пряталась за тем, что мне нужно сначала потренироваться. Выучить правила. Все времена. И только потом в бой. Но потом не наступает никогда 🙂
Часть 3. Фонетика
Фонетика – это раздел языкознания, который изучает звуковой строй языка. Проще говоря, речь пойдет о произношении.
Произношение слов одна из самых моих больших проблем в языке. Недавно в самолёте мне вместо кофе дали воду, потому что стюардесса не поняла и ещё и не рассылала. Быть может и вы сталкивались с этим 🙂
Когда вы учили фонетику в школе, вас учили читать по транскрипции. Вот это мне тоже всегда не давалось. Даже в русском языке я за это получила свою заслуженную двойку. В общем, фонетика языка дракон страшный и суровый. Мне хотелось по классике нанять репетитора на эту часть и повторить вместе с ним все основы произношения.
Возможно я так и сделаю, но парочку вещей из книги тоже возьму на заметку:
1. Главное начать говорить
Страшно при этом не само действие, а его эффект. Страшно выглядеть глупым. Страшно, что вас не поймут.
От этого можно избавиться так же как и от любого страха. Просто принять ситуацию. Вы будете выглядеть глупо. И говорить глупости. И точно перепутаете пляж с чем-то похожим по звучанию. Но от вас и не ждут другого. Более того, сами носители языка могут говорить с ошибками. Так же как и вы говорите и пишите с ошибками на русском языке.
Из способов предложенных в книге возьму себе на заметку переключение голосового помощника на английский язык. Алгоритм очень чувствителен к произношению и даже по-русски не всегда правильно понимает.
2. Уделять внимание интонации
Опять же, как профессиональный преподаватель, я знаю как сильно интонация влияет на восприятие информации даже в русском языке. Иностранцы в принципе говорят с другими интонациями. Их нужно научиться воспроизводить, чтобы выглядело естественно для них.
Отличный совет на этот счёт – это повторение за героями кино и сериалов. Когда включила в Америке телевизор, попала на знакомые мне сериалы “Секс в большом городе” и “Зачарованные”. Сначала даже не поняла, что происходит. Потому что на другом языке знакомые реплики звучат совсем иначе.
3. И самое сложное – необходимо всегда улыбаться.
Особенно если вы изучаете американский английский. Это тоже влияет на произношение и на интонации. В нашей культуре принято улыбаться только когда весело. В Америке, например, нужно улыбаться и разговаривать с людьми, которые едут с тобой в одном лифте или берут вместе с тобой вилку в фастфуде.
4. Ещё один совет, который меня заинтересовал – физиогномический. Понаблюдайте за выражениями лиц носителей язык.
То, как движутся мышцы их лица во время речи обусловлено звуками, которые они произносят. В книге есть пару театрально-подражательных советов, которые помогают на уровне мышечной памяти скопировать произношение.
Часть 4. Правописание
Правописание – это орфография или правила письма. Здесь речь идет о том, как писать слова без грамматических ошибок в структуре слова. А предложения, соответственно, без речевых.
Сразу к советам по правописанию от автора книги “Полиглот по собственному желанию” и от меня (немного):
1. Тренировать письмо сразу в полевых условиях
И это верный способ получить нужный навык. Если вам нужно в последствии будет писать бумажные письма – пишите именно их. Планируется, что вы будете писать е-мейлы? Найдите того, кому вы можете отправлять их на английском.
Мне нужно будет писать эссе и анализ статьи для сдачи экзамена. Это нужно будет делать на компьютере. Поэтому я буду тренировать письмо сразу на них.
2. Для тренировки правописания можно подключать соответствующие упражнения
Их можно писать от руки или онлайн. Обратите внимания, что это упражнения на воспроизведение слов и составление предложений. Екатерина советует игру “Эрудит”, где нужно соревноваться в сложении слов. Это интересно и продуктивно одновременно.
Здесь я использую Лингволео с премиум доступом. Он не решает задачу изучения языка, но отлично подходит для повторения. Но нужно аккуратнее со словарями, которые там вшиты. Так как они не ориентированы на нужную вам лексику, то там будет много лишнего.
3. При чтении можно выписывать трудные слова для себя и выделять их слабые места (то, что именно у вас плохо запоминается в написании)
Я тренирую свою лексику при изучении онлайн курсов по нужным мне направлениям. Уже упоминала, что пишу конспекты на английском. Параллельно нужно будет вести словарь, как в школе 🙂 По нему удобно повторять новую лексику и правописание.
Часть 5. Грамматика
Грамматика – это правила об изменении слов и сочетания слов в предложении. Неправильные глаголы в английском, вспомогательные слова и их место в предложении, артикль – это все грамматика.
Екатерина считает, что грамматику нужно оставить на потом. Потому что естественное изучение речи совсем не начинается с грамматики. А как раз с подражания и повторения. Как у ребенка. И только в школе мы уже учимся сложным конструкциям и правилам. Языковая практика более важна.
Грамматика – это каркас языка. Она помогает нам говорить так, чтобы нас понимало максимальное количество людей. Спасает от хаоса. И часто ее истоками является культура и образ жизни носителей языка. Чтобы лучше их понять, нужно познакомиться со страной изучаемого языка.
1. Откажитесь от зубрежки
Нужно понять логику и рационал правил, тогда применять их будет просто. Но даже если вы будете говорить местами в формате “моя твоя не понимай”, ничего страшного не произойдет.
Я легко усваиваю правила. Но быстро их забываю. Поэтому советы по повторению из предыдущей части для меня очень актуальны.
2. Начинайте с простых форм
Так как язык мы учим, впервую очередь, чтобы выражать свои мысли и вступать в коммуникацию с другими людьми, то сперва изучаем конструкции, где:
“Я делаю что-то”
“Ты делаешь что-то” и после
“Мы, они, он, она делают что-то”
Я долго училась выражать свои мысли простым языком. Но это очень полезный навык и для русской речи. Просто не значит неумно или плохо. Скорее наоборот.
3. Оставляем только те время, которые чаще всего употребляются
Возьмите пару статей о современном состоянии языка. Посмотрите, какие время носители используют чаще всего, а какие остались только в художественной литературе.
Я выбрала для начала самые простые формы настоящего, прошлого и будущего времени. Оставляю вам в помощь видео. Оно очень четко раскладывает их по полочкам.
4. Для запоминания строения предложения нужно научиться представлять все части речи в пространстве наглядно
Я для этого использую приложение SIMPLER. Там и без покупки премиум доступа можно потренироваться в построении предложений. А самое главное, там подсвечиваются части речи и их порядок, обусловленный грамматикой.
На этом я обзор книги завершаю. Обращаю ваше внимание, что я старалась переложить интересные мне советы на мою реальную практику изучения языка. Поэтому выписала не все интересные моменты. Так же здесь не затронута глава, посвященная изучению идеом. Если вам будет интересно, вы сможете прочесть ее сами.
Делитесь в комментариях своим впечатлением. Ставьте лайки. Очень приятно видеть, что твой труд кому-то полезен 🙂 И подписывайтесь на канал, чтобы оставаться на связи.
Остались вопросы к автору? Пишете в комментарии или в социальных сетях или в ask по ссылке
Анна Гагарина
Региональный руководитель преподавания в международной образовательной компании. Карьерный консультант и эксперт в сфере graduate-рекрутмента, обучения и развития команды со средним возрастом 18-25.
Телеграм-канал
Инстаграм
Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6—7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.
Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье — ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Правильное положение при письме
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора — на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5—2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. (В дальнейшем мы будем называть его неправильным навыком письма)
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА
Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:
- неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.;
- неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;
- неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть и др.;
- неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.;
- слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
- неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.
Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.
Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.
Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.
Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая руку.
Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.
Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не закрепились.
Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети б—7 лет вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия.
Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного навыка можно использовать несколько несложных приемов.
Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше — во втором случае).
Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п. Эти повседневные нагрузки1 имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.
Несколько чаще, чем у их здоровых сверстников, неправильный навык письма встречается у детей, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями. Причина заключается как в общей ослабленности их организма, так и в частых пропусках посещения дошкольного учреждения, где они могли бы получить достаточный опыт изобразительной деятельности.
Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т. к. у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании (например, долго застегивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол). Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела. Как правило, это дети, родившиеся от неблагополучно протекавшей беременности, имевшие родовые травмы, серьезные заболевания на первом году жизни. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделке.
Нередко случаи, когда ручная умелость недостаточно развита у дошкольников с вполне благополучной историей рождения и развития. Это случается, когда на протяжении дошкольного детства взрослые не придают значения правильной организации жизни ребенка, созданию условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений.
Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук
Исправление неверно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его” ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.
Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствуют укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т. д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Конечно, далеко не у каждого ребенка есть возможность поиграть на министадионе, но для той же цели можно успешно использовать спортивные снаряды детских площадок по месту жительства.
Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям. Их близким можно посоветовать, когда ребенку исполнится 5 лет, получить у врача консультацию, каким видом спорта ему лучше заниматься дополнительно к занятиям, развивающим координацию руки. Это могут быть оздоровительный бег и плавание, детский теннис и бадминтон, хореография и др.
Хорошим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с воспитателем детского дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получат квалифицированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др. Обнаружив у ребенка неправильный/ навык письма, следует обратить на этот факт внимание воспитателя. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Литература:
- Гаврикова С.Е ., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки – чтоб учится и писать и красиво рисовать», – Ярославль, 2000.
- Н.В. Новоторцева «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду», – Ярославль, 2000.
- Датешидзе Т.А. «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития», – Санкт-Петербург, 2004.