Дипломные работы по подземной разработке полезных ископаемых
Отработка балансовых руд с максимальным извлечением металла из недр традиционным способом отработки при использовании высокопроизводительного самоходного забойного и вспомогательного оборудования, создание безопасных условий труда для работающих в блоке.
Подобные документы
Определение балансовых запасов месторождения полезного ископаемого, производственной мощности и срока существования рудника. Выбор рационального варианта вскрытия и подготовки месторождения. Расчет технологического комплекса отбойки и доставки руды.
курсовая работа, добавлен 26.11.2011
История разработки месторождений полезных ископаемых и состояние на современном этапе. Общая экономическая цель при открытой разработке. Понятия и методы обогащения полезных ископаемых. Эффективное и комплексное использование минерального сырья.
курсовая работа, добавлен 24.11.2012
Изучение закономерностей образования и геологических условий формирования и размещения полезных ископаемых. Характеристика генетических типов месторождений полезных ископаемых: магматические, карбонатитовые, пегматитовые, альбитит-грейзеновые, скарновые.
курс лекций, добавлен 01.06.2010
Влияние добычи полезных ископаемых на природу. Современные способы добычи полезных ископаемых: поиск и разработка месторождений. Охрана природы при разработке полезных ископаемых. Обработка поверхности отвалов после прекращения открытой выработки.
реферат, добавлен 10.09.2014
Размеры и запасы рудного поля. Производительность и срок существования рудника. Обоснование варианта вскрытия, тип, число вскрывающих выработок, их сечения. Выбор технологических схем и оборудования для основных процессов (отбойка, выпуск, доставка).
курсовая работа, добавлен 05.04.2012
Рассмотрение способов отработки запасов месторождения. Описание схемы отработки запасов шахтного поля. Подготовка выемочных полей; порядок отработки ярусов. Рациональная компоновка очистных забоев. Способы проветривания и управления горным давлением.
курсовая работа, добавлен 12.05.2015
Классификация полезных ископаемых. Запасы минерального сырья в мире и России. Использование недр человеком. Обзор добычи нефти и газа за 2005 год. Направления по рациональному использованию и охране недр. Государственный мониторинг геологической среды.
курсовая работа, добавлен 15.04.2009
Поисковые работы как процесс прогнозирования, выявления и перспективной оценки новых месторождений полезных ископаемых, заслуживающих разведки. Поля и аномалии как современная основа поисков полезных ископаемых. Проблема изучения полей и аномалий.
презентация, добавлен 19.12.2013
Состав, условия залегания рудных тел. Формы полезных ископаемых. Жидкие: нефть, минеральные воды. Твердые: угли ископаемые, горючие сланцы, мрамор. Газовые: гелий, метан, горючие газы. Месторождения полезных ископаемых: магматогенные, седиментогенные.
презентация, добавлен 11.02.2015
Добыча полезных ископаемых открытым способом, технологии ведения данных работ: цикличная, циклично-поточная и поточная, используемые материалы и оборудование, правила техники безопасности и охраны труда. Техника строительства подземных сооружений.
контрольная работа, добавлен 20.11.2011
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)
ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
методические указания для студентов специальности 090200
“Подземная разработка месторождений полезных ископаемых”
специализация “Подземная разработка рудных
и нерудных месторождений”
Владивосток
2004
УДК б22.34:622.272
Выполнение дипломного проекта: Методические указания / Сост. А.А.
Фаткулин, И.Г. Ивановский, Н.А. Николайчук и др. – Владивосток: Изд-во
ДВГТУ, 2004. – 43 с.
В методических указаниях изложены основные положения по реше-
нию вопросов вскрытия, подготовки, систем разработки, механизации и
организации горных работ, охраны труда, вентиляции, техники безопасно-
сти, экономики, охраны окружающей среды при разработке рудных ме-
сторождений полезных ископаемых.
Методические указания предназначены для студентов очной и заоч-
ной форм обучения специальности 090200 “Подземная разработка место-
рождений полезных ископаемых” и являются руководящим материалом
при написании специальных разделов проекта и его компоновке.
Методические указания составили А.А. Фаткулин, И.Г. Ивановский,
Н.А. Николайчук, В.Н. Макишин, А.В. Андреев, В.Ф. Мороз, О.А. Курба-
това, А.Т. Олишевский, Г.Д. Репешков, А.И. Тонких, А.М. Солдатов.
Методические указания печатаются с оригинал-макета,
подготовленного авторами.
© ДВГТУ, 2004
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дипломный проект является завершающей частью теоретического
и практического обучения студента. В дипломном проекте студент
должен показать умение комплексно решать вопросы, связанные с
разработкой месторождения полезных ископаемых.
Проектные решения должны базироваться на новейших достиже-
ниях отечественной и зарубежной науки и техники, а также на совре-
менных методах организации труда и управления производством.
Особое внимание следует уделить комплексной механизации всех
производственных процессов и их автоматизации, повышению эффек-
тивности производства и качества продукции, рациональному ком-
плексному использованию минеральных ресурсов, вопросам охраны
труда и окружающей среды.
Важнейшими показателями качества проекта являются достиже-
ние более высоких технико-экономических показателей, обеспечение
полноты выемки запасов полезных ископаемых и решение вопросов
рационального использования недр.
Задание на дипломное проектирование студент получает до отъ-
езда на преддипломную практику. Изменение задания после
выполнения программы преддипломной практики или в процессе
составления дипломного проекта допускается как исключение при
наличии мотивированного заявления студента и представления
руководителя. Изменение вступает в силу после утверждения его
заведующего кафедрой.
Объектами дипломного проекта могут служить действующие руд-
ники, перспективные месторождения или их отдельные участки, не
разрабатываемые в настоящее время. Допускается разработка проек-
тов для рудников, в настоящее время санированных и имеющих неот-
работанные балансовые запасы.
Задание, выданное студенту, должно базироваться на фактических
горно-геологических и горнотехнических условиях месторождения,
являющегося объектом дипломного проектирования.
По решению кафедры дипломные проекты, имеющие важное про-
изводственное и научное значение, могут выполняться со значитель-
ными от общей программы отступлениями.
3
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Дипломный проект (ДП) состоит из общей и специальной частей.
В общей части проекта рассматриваются общешахтные вопросы, ко-
торые не требуют глубокой научной проработки. Она может быть
одинаковой для нескольких студентов, проходивших преддипломную
практику на одном предприятии, однако должна выполняться само-
стоятельно каждым из них и излагаться собственным языком.
Специальная часть представляет собой подробно разработанную
часть технологической схемы шахты и выполняется каждым студен-
том индивидуально. Объем ее должен составлять не менее 40 % от
общего объема проекта. В зависимости от характера специальной час-
ти ее сопровождают не менее 2-3 листов чертежей.
ДП состоит из пояснительной записки (ПЗ), включающей все не-
обходимые расчеты и обоснования и выполняемой на белой бумаге
формата А4 (297×210 мм) без рамки, и графического материала (ГМ),
выполняемого на 8-10 листах ватмана стандартного формата А1
(841×394 мм).
В начале ПЗ помещаются: титульный лист с названием темы про-
екта и подписями студента, руководителя, консультантов, заведующе-
го кафедрой и рецензента; задание на дипломное проектирование,
аннотация (на русском и иностранном языках); перечень условно при-
нятых сокращений; содержание разделов пояснительной записки. За-
тем следуют введение, основной текст и заключение. В последнем в
краткой форме излагают результаты выполненных исследований и
расчетов и приводят основные рекомендации по совершенствованию
соответствующих заданию технологических процессов и параметров.
В конце ПЗ помещают список использованных литературных источ-
ников и приложения: результаты патентного поиска, разработанные
компьютерные программы, распечатки результатов расчетов на пер-
сональном компьютере и др. Объем ПЗ без приложений не должен
превышать 120 страниц в рукописном виде и 80 – в печатном. В от-
дельных случаях по согласованию с руководителем допускается уве-
личение объема на 10-15 %.
В ПЗ помещают таблицы, эскизы, графики, диаграммы, которые
поясняют текст. Их размещают на отдельных листах (кроме неболь-
4
ших по размеру таблиц), располагаемых за страницей с первой ссыл-
кой на данную таблицу (рисунок).
ПЗ следует выполнять грамотно и аккуратно. Рекомендуется набор
основного текста и таблиц на персональном компьютере. Допускается
вписывание формул чернилами. Рукописный вариант ПЗ должен быть
написан разборчивым почерком, без помарок (допускаются лишь лег-
кие исправления).
Графическую часть выполняют с соблюдением правил как общего,
так и специального горного черчения, чисто и аккуратно, в одном сти-
ле. Допускается выполнение чертежей карандашом или гелевыми руч-
ками. Рекомендуется использование прикладных программ (например,
Excel, AutoCAD, MathCAD, Photoshop и др.).
РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ
Непосредственное руководство дипломным проектированием
осуществляет руководитель, утвержденный кафедрой. В качестве ру-
ководителей привлекаются не только преподаватели, но и работники
производства. Для консультаций по отдельным разделам проекта на-
значают консультантов из преподавателей кафедр, обслуживающих
специальность.
Рецензентами ДП назначают сотрудников производственных
предприятий и организаций, проектных и научно-исследовательских
институтов.
Руководитель ДП должен поощрять у студента самостоятельность
и инициативу в решении вопросов, рассматриваемых в проекте, ока-
зывать ему необходимую помощь и осуществлять контроль за соблю-
дением студентом графика выполнения соответствующих разделов
ДП. Еженедельно студент должен информировать руководителя о
принятых решениях, методике их выполнения, отчитываться о проде-
ланной работе.
За принятые в ДП технические решения и за правильность всех
вычислений отвечает студент – автор проекта.
5
ПРОBEPKA И ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
После того, как студент закончит составление проекта и получит
подписи консультантов по отдельным разделам, он передает его руко-
водителю, который просматривает проект, подписывает и составляет
отзыв. Затем ДП рассматривает комиссия на кафедре (предваритель-
ная защита), которая выносит решение о допуске к защите проекта в
Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Допуск оформля-
ется протоколом заседания кафедры.
Законченный ДП направляют на рецензию к специалисту, назна-
ченному кафедрой. Студент до защиты проекта должен быть ознаком-
лен с содержанием рецензии. Запрещается делать в проекте какие-
либо исправления после заключения рецензента или уничтожать сде-
ланные им пометки.
О неудовлетворительно выполненном ДП руководитель делает
представление кафедре, которая выносит соответствующее решение.
Окончательное решение о достаточной подготовленности студента
в соответствии с требованиями Государственного образовательного
стандарта и возможности присвоения ему квалификации горного ин-
женера выносит ГАК.
При принятии решения ГАК учитывает не только качество выпол-
нения проекта, но и качество защиты с учетом совокупности всех зна-
ний, без которых невозможно присвоение квалификации горного ин-
женера.
РЕАЛЬНЫЕ ДИПЛОМНЫЕ ПРОЕКТЫ
К реальным относятся дипломные проекты, которые соответству-
ют одному или нескольким из приведенных ниже условий.
1. Проект выполнен по заданию производственного предприятия,
научной или проектной организации.
2. Результаты внедрены (что подтверждено соответствующим до-
кументом) или имеется решение предприятия о внедрении.
3. Проект выполнен по тематике хоздоговорной или госбюджет-
ной научно-исследовательской работы кафедры.
4. По теме проекта имеется публикация, авторское свидетельство
(или заявка на изобретение), рационализаторское предложение.
6
5. В проекте содержатся оригинальные решения, имеющие теоре-
тическое или прикладное значение, что подтверждено соответствую-
щим заключением научной или проектной организации или решением
ГАК.
6. Результатом проекта является разработка новой или совершен-
ствование существующей технологии горных работ, предполагающие
получение экономического, социального или другого вида положи-
тельного эффекта при внедрении на производстве (подтверждается
решением ГАК).
7. По результатам проекта могут быть внедрены в учебном про-
цессе новые лабораторные работы или практические занятия (под-
тверждается решением ГАК).
ПРОВЕДЕНИЕ ПАТЕНТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА
Под патентными исследованиями понимается поиск, отбор, анализ
патентной и научно-технической информации, относящейся к техни-
ческим решениям.
Патентное исследование проводится в целях обеспечения высоко-
го технического уровня, охраноспособности объектов по темам науч-
ных исследований и разработок, целью которых является создание
новых устройств, способов, веществ или их усовершенствование.
Основная задача патентных исследований при дипломном проек-
тировании состоит в обучении студентов патентному поиску, умению
выявить тенденции развития той или иной области техники, а также в
развитии у студентов творческого подхода к решению технических
задач и привлечения их к изобретательству.
Патентные исследования проводятся в начальный период диплом-
ного проектирования и включают следующие виды работ:
а) разработку регламента поиска (в соответствии с заданием);
б) поиск и отбор патентной документации (свидетельств и патен-
тов);
в) сравнительный анализ выявленных технических решений;
г) оформление результатов патентных исследований.
Задание на проведение патентных исследований выдает руководи-
тель дипломного проекта. Задание утверждается зав. кафедрой.
Консультанта по патентным исследованиям назначает кафедра.
7
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА
Использование персонального компьютера является существен-
ным достоинством дипломного проекта. С помощью компьютера мо-
гут быть решены отдельные задачи проекта по программам, которые
имеются на кафедре, или разрабатываются студентом самостоятельно
по согласованию с руководителем. При использовании компьютера
распечатки решения задач должны быть представлены в пояснитель-
ной записке. Текст пояснительной записки также рекомендуется вы-
полнять на компьютере. Достоинством проекта является использова-
ние компьютерных прикладных программ, например, Exсel,
CorelDRAW, AutoCAD, MathCAD, Photoshop и др.
ПРОГРАММА ОБЩЕЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
I. Характеристика района и месторождения
1. Общие сведения о районе. Географическое положение. Рельеф
местности. Расположение магистральных и подъездных путей. Источ-
ники энергоснабжения, водоснабжения. Местные строительные мате-
риалы.
2. Геологическая и горнотехническая характеристики и запасы ме-
сторождения. Кратко – генезис месторождения, тектоника и страти-
графия. Типы руд. Характеристика рудных тел: форма и элементы
залегания, стабильность содержания полезных компонентов по про-
стиранию, падению и мощности, морфологические особенности. Гор-
но-технологические параметры руд и вмещающих пород: крепость,
плотность, устойчивость, способность к слеживанию и самовозгора-
нию, трещиноватость. Характеристика контактов рудного тела с вме-
щающими породами. Гидрогеология месторождения.
II. Исходные данные для составления проекта
и организация работ
1. Горнотехнические условия месторождения, принятые для про-
ектирования: элементы залегания рудного тела (угол падения, мощ-
ность, длина по простиранию), глубина разработки, свойства руд и
8
пород, влияющие на выбор технологии добычи и переработки, харак-
теристика качества руд, трещиноватость, водообильность и т.п.
2. Запасы руды и содержание металлов, принятые по условным
данным для проектирования; проектная глубина разработки.
3. Обоснование подземного способа разработки месторождения.
4. Общая организация работ по руднику (по производственным
цехам и видам горных работ): принятое число рабочих дней в неделю
и рабочих смен на капитальных, подготовительных и очистных рабо-
тах, продолжительность смен; наличие ремонтных смен.
III. Управление качеством продукции горного предприятия
Требования обогатительной фабрики (перерабатывающего пред-
приятия) к качеству продукции проектируемого рудника. Установле-
ние порядка отработки руд месторождения (рудного тела и др.) раз-
личных сортов и качества, обеспечивающего селективность добычи и
транспортирования руды в шахтном поле и по поверхности до обога-
тительной фабрики, стабильность состава и качества поставляемой на
обогащение (переработку) рудной массы.
Управление качеством добытого полезного ископаемого (усредне-
ние, сортировка, сепарация и др.). Выбор рационального способа ру-
доподготовки и рудоконцентрации и мест размещения рудоподгото-
вительных объектов относительно добывающего и перерабатывающе-
го предприятий. Целесообразность использования рудоподготовки в
подземных условиях.
IV. Годовая производительность рудника
Годовая производительность рудника определяется по экономиче-
ским соображениям (по оптимальному сроку существования рудника
заданной производительности в конкретных условиях) и по горным
возможностям. В отдельных случаях по согласованию с руководите-
лями производительность рудника устанавливается по заданной про-
изводительности обогатительной фабрики или металлургического
завода, но с обязательной проверкой по горным возможностям.
9
Исходные данные для определения производительности рудника
по горным возможностям берутся из соответствующих разделов про-
екта.
V. Вскрытие месторождения
1. Вскрывающие выработки. Число основных и вспомогательных
вскрывающих выработок, их назначение, сечение в проходке и в све-
ту, оборудование и выбор места расположения. При проектировании
новых вскрывающих выработок места их расположения и основные
параметры принимаются с учетом опыта работы передовых горнодо-
бывающих предприятий. Построение границ зоны сдвижений и ох-
ранных целиков.
2. Высота этажа. Высота этажа устанавливается в соответствии с
имеющимися тенденциями в зависимости от горнотехнических усло-
вий и принятой системы разработки. Может приниматься по условиям
действующего рудника.
Оптимизация высоты этажа может быть спецчастью проекта.
3. Очередность вскрытия – глубина первой очереди и шаг вскры-
тия. Экономическое обоснование этих параметров не обязательно, но
если оно дается, то является серьезным достоинством проекта и может
быть темой спецчасти. Горизонты расположения рудо- и породопри-
емных бункеров, подземных дробилок и дозаторных камер, камер
главного водоотлива. Основные и промежуточные горизонты. Кон-
центрационные горизонты. Число этажей в одновременной очистной
выемке и подготовке. При решении этих вопросов учитывается целе-
сообразность максимальной концентрации работ при достаточном
резерве подготовленных запасов. Порядок вскрытия запасов в преде-
лах этажей. Порядок отработки шахтного поля.
4. Способ вскрытия. Способ вскрытия выбирается на основе ук-
рупненного технико-экономического сравнения конкурирующих ва-
риантов. Подсчетом устанавливаются сравнительные суммарные за-
траты на 1 т добычи руды (в текущих ценах на весь срок существова-
ния рудника) по сравниваемым вариантам вскрытия.
10