Диктант 4 класс самая полезная ягода для здоровья
Вводный контрольный диктант
4 класс
Клюква.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко – буквенный разбор слова ягода.
3. Обозначьте грамматическую основу в 3 предложении.
2 вариант
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко – буквенный разбор слова поздно.
3. Обозначьте грамматическую основу в 6 предложении.
Контрольный диктант по теме «Текст»
Осень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.
Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко-буквенный разбор слова грустно.
2 вариант
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко-буквенный разбор слова листья.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Трусиха.
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. а Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу сторож.
Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
Грамматическое задание:
1 вариант
- Выпишите предложения к схемам.
– =,а – =.
2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова из 2 предложения 3 абзаца.
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова вдруг.
1 вариант
- Выпишите предложения к схемам.
– =, – =.
2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова из 1 предложения последнего абзаца,
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова очень.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Беда.
Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костёр. Загорелась сухая трава. Это большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.
Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и годную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.
Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.
2. Образуйте от слова слон 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик,-ёнок, –их-, -ок-, -ат-, -ят-.
3. Выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.
1 вариант
1. Выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.
2. Образуйте от слова волк 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик,-ёнок, –их-, -ок-, -ат-, -ят-.
3. Выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.
Контрольный диктант по теме «Слово и его значение».
В тундре.
Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую дорогу.
Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Подчеркните главные члены предложения и определите части речи в 1 предложении.
2. Разберите слова как части речи: ползёт, зелёный, северные.
Вариант 2 –стальных, заживёт, покров.
1 вариант
1. Подчеркните главные члены предложения и определите части речи в 8 предложении.
2. Разберите слова как части речи: стальных, заживёт, покров.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Лес.
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение,
2. Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа.
Сок (апельсины) и ( мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.Выполните разбор существительных как части речи: вредителей.
Вариант 2 –гусениц.
2 вариант
1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение.
2. Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа.
Сок (апельсины) и ( мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.Выполните разбор существительных как части речи: гусениц.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Зимний день.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах прилагательных окончания, определите падеж.
2. Составьте словосочетания по схемам
«прил.+сущ. м.р., Т.п.».
«прил.+сущ. ср.р., Д.п.».
«прил.+сущ. ж.р., П.п.».
3.Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные
В …,…,… уборе стоит осенний лес.
2 вариант
1. Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах прилагательных окончания, определите падеж.
2. Составьте словосочетания по схемам
«прил.+сущ. м.р., Т.п.».
«прил.+сущ. ср.р., Д.п.».
«прил.+сущ. ж.р., П.п.».
3.Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные
На …, … небе загорелись яркие звёзды.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Лесной голосок.
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста местоимения, определите их лицо, число и падеж.
2. Спишите слова, разделяя их на две группы
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у тебя.
3.Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Весеннее утро.
Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.
Грамматическое задание:
1. Выпишите 2 глагола, разберите их как часть речи.
2. Разберите по составу глагол высвистывает
3.Найдите по 2 глагола 1 и 2 спряжения и выделите в них окончания, укажите спряжение.
Образуйте от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.
Аттестационная письменная работа (диктант).
Последние денёчки.
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Грамматическое задание:
1. В последнем предложении выделите основу, выпишите из него словосочетания. Над каждым словом надпишите части речи.
2. Разберите слова как части речи.
Укрыли, молочным, за ночь.
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова ледяные.
Тексты контрольных диктантов по русскому языку для 4 класса
УМК «Перспектива»
1. Входной контрольный диктант
Клюква.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным
гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте
орфограммы.
2. Выполните звуко – буквенный разбор слова ягода.
3. Обозначьте грамматическую основу в 3 предложении.
2 вариант
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным
гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте
орфограммы.
2. Выполните звуко – буквенный разбор слова поздно.
3. Обозначьте грамматическую основу в 6 предложении
2. Контрольный диктант за 1 четверть
Гроза.
Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушительный треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.
Но вот опять весело засияло яркое солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!
Грамматическое задание:
-выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы,
-выполните звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 – дождь, вариант 2 – яростно,
-обозначьте грамматическую основу: вариант 1 – в 4 предложении, вариант 2 – в 3 предложении,
-обозначьте ударение в словах.
Хвоя, банты, щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёр.
3. Контрольный диктант по теме «Предложение»
Трусиха.
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой.а Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу выбежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
Грамматическое задание:
-Выпишите предложения к схемам.
Вариант 1 – =,а – =.
Вариант 2 – =, – =.
– выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова: 1 вар. – из 2 предложения 3 абзаца, 2 вар. – из 1 предложения последнего абзаца,
-выполните звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 – вдруг вариант 2 – очень.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите предложения к схемам.
– =,а – =.
2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова из 2
предложения 3 абзаца.
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова вдруг.
1 вариант
1. Выпишите предложения к схемам.
– =, – =.
2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова из 1
предложения последнего абзаца,
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова очень.
4. Контрольный диктант за 1 полугодие.
В тундре.
Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую дорогу.
Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.
Грамматическое задание:
-подчеркните главные члены предложения и определите части речи: вариант 1 – в 1 предложении, вариант 2 – в 8 предложении,
-разберите слова как части речи:
Вариант 1 –ползёт, зелёный, северные.
Вариант 2 –стальных, заживёт, покров.
5. Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Лес.
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение,
2. Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа.
Сок (апельсины) и ( мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.Выполните разбор существительных как части речи: вредителей.
Вариант 2
1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение.
2. Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа
. Сок (апельсины) и ( мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.Выполните разбор существительных как части речи: гусениц
6. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Зимний день.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах
прилагательных окончания, определите падеж.
2. Составьте словосочетания по схемам
«прил.+сущ. м.р., Т.п.».
«прил.+сущ. ср.р., Д.п.».
«прил.+сущ. ж.р., П.п.».
3.Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные
В …,…,… уборе стоит осенний лес.
2 вариант
1. Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах
прилагательных окончания, определите падеж.
2. Составьте словосочетания по схемам
«прил.+сущ. м.р., Т.п.».
«прил.+сущ. ср.р., Д.п.».
«прил.+сущ. ж.р., П.п.».
3.Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные
На …, … небе загорелись яркие звёзды.
7. Диктант по теме «Местоимение»
Лесной голосок.
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!
Грамматическое задание:
-выпишите из текста местоимения, определите их лицо, число и падеж.
-спишите слова, разделяя их на две группы
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у тебя.
-вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.
8. Контрольный диктант за 3 четверть
Погоня
У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.
Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут легкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся назад.
Грамматическое задание.
1. Выполнить разбор первого предложения( отметить члены предложения, части речи).
2. Из последнего предложения выписать словосочетания, показать главные и зависимые слова, написать вопросы. Над зависимыми указать часть речи.
3. К глаголу прыгнули написать его неопределенную форму.
4. В предпоследнем предложении найти сложное слово и показать его строение (выписать, разобрать по составу).
9. Контрольный диктант по теме «Глагол»
Весеннее утро.
Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.
Грамматическое задание:
-выпишите 2 глагола, разберите их как часть речи.
-разберите по составу глагол высвистывает
-найдите по 2 глагола 1 и 2 спряжения и выделите в них окончания, укажите спряжение.
Образуйте от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.